Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Культивування рослин, включених до таблиці І переліку наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів, розроблення, виробництво, виготовлення,...полностью>>
'Конкурс'
Настоящее Положение является объявлением о проведении конкурса литературного творчества «Золотой листопад-2009» (далее — Конкурс) и содержит условия К...полностью>>
'Инструкция по эксплуатации'
Оверлоки серии GN20 имеют одну иглу, два петлителя и формируют одноигольный, двухниточный цепной обметочный стежок. Все машины этой серии имеют полуз...полностью>>
'Документ'
В коридоре женской консультации - очередь. Женщины ждут приема врача по ультразвуковой диагностике, проще говоря, УЗИ. Из кабинета выходит расстроенн...полностью>>

Исаков Владимир Борисович, 2010. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ода шпаргалке

Шпаргалка (от польского «бумажка», в разг. практике – шпора, по научному – дайджест или микроконспект) – один из способов предельного сжатия информации в минимальном объеме с максимальным сохранением ее содержания.

Умение «сворачивать» большие объемы информации в сжатые конспекты, а затем «разворачивать» их в полноценный письменный и устный ответ – полезный навык для любой профессии, в том числе, разумеется, юридической, поскольку юристу приходится иметь дело с обработкой крупных и разноплановых массивов информации – законов, документов, дел, а затем выступать по ним в суде, в арбитраже, в административных органах. Навык «сворачивания-разворачивания» информации, безусловно, полезен и при изучении теоретико-исторических дисциплин.

Шпаргалка-дайджест пригодится при написании курсовых и дипломных работ (для представления исходного материала в обозримом виде), при подготовке к семинару, научной конференции (с целью наглядной и четкой организации материала устного выступления), наконец, в ходе домашней подготовки к экзамену для «ударного» повторения накануне экзамена всего пройденного материала.

Практика свидетельствует, что шпаргалка-дайджест служит хорошим средством активизации памяти и других психологических ресурсов в напряженной стрессовой ситуации, в том числе при подготовке к экзамену. Но реально помочь она может лишь в том случае, если студент писал шпаргалку сам, а не воспользовался чужой, так как «сворачивание» информации и извлечение ее обратно – творческий процесс, не сводимый к механическому воспроизведению кем то написанного текста.

Вместе с тем, крайне не рекомендуется пользоваться шпаргалкой непосредственно на экзамене. Реакция на шпаргалку бывает чрезвычайно резкой. Студенту, пойманному со шпаргалкой, придется выслушать о себе массу неприятных вещей. Наш совет: как следует подготовиться и сдать предмет в обычном порядке, а шпаргалку использовать в качестве «шлифовальной бумажки» с целью доведения до блеска готового к сдаче «объекта».

Студенческая наука

Наука – одна из высших творческих сфер человеческой деятельности, связанная с выработкой и систематизацией знаний. Наука позволяет описать, объяснить и в некоторых случаях предсказать происходящие явления и процессы и таким образом помогает ориентироваться в многообразной и сложной, постоянно меняющейся действительности.

Государственный университет – Высшая школа экономики с самого начала задумывался как исследовательский университет, то есть как учебное заведение, где преподавание идет рука об руку с большой серьезной наукой. И в самом деле: на сайте университета, на досках объявлений вы можете увидеть приглашения на множество конференций, семинаров, «круглых столов», обсуждений, встреч и т.д., которые проходят практически еженедельно. В стенах ГУ-ВШЭ выступают с лекциями и мастер-классами ведущие ученые и специалисты России и мировых научных центров. Регулярно организуются олимпиады, работают зимняя и летняя школы и т.д. Не стоит бояться того, что конференция или научный семинар будут для вас слишком сложными и не все поначалу будет понятно. Ничего удивительного, все так начинали. Если научное мероприятие вас заинтересовало – идите смело, никто вас не выгонит.

При университете созданы и действуют несколько научно-исследовательских институтов и центров, которые ведут научные исследования по заказам правительства, министерств и ведомств, крупных корпораций и фирм. С 2005 года такой научно-исследовательский институт действует при Факультете Права (руководитель – проф. Ю.А.Тихомиров). В 2010 году создана Научно-учебная лаборатория по информационному праву (руководитель – проф. И.Ю.Богдановская). Примкнуть к научно-исследовательскому коллективу поначалу хотя бы в скромной роли технического сотрудника, лаборанта, обработчика данных и т.п. – крайне полезно. Ведь это – замечательная возможность познакомиться не с «книжными», а с реальными проблемами рыночной экономики и правового государства. Кстати, это одновременно и возможность пополнить личный бюджет – ведь такие исследования проводятся, как правило, на договорных началах.

Центральным событием научной жизни университета является ежегодная Международная научная конференция, которая привлекает руководителей правительства, парламента, ученых и специалистов со всего мира. Факультетский этап этой конференции пройдет в октябре-ноябре 2010 года, а общеуниверситетский – в апреле 2011 года.

Стоит также напомнить, что в апреле 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы первой Государственной Думы. Столетие российского парламентаризма – знаменательное событие, которое широко отмечалось в России и во всем мире. В связи с указанными научными и общественными событиями кафедра теории государства и права предлагает студентам ряд специальных тем для курсовых и дипломных работ (см. далее в соответствующих рубриках УМК). Взяв такую тему, студент может выступить с докладом на конференции, семинаре, а затем, расширив и дополнив наработанный материал, написать на его основе курсовую и дипломную работу, а затем…

Впрочем, не будем торопиться. К разговору о дальнейших перспективах на пути в науку имеет смысл вернуться на старших курсах. Короче, дверь в науку не заперта. Открывайте ее смелее!

Интеллектуальные карты

Студенту, приступающему к изучению курса юридических наук, стоит подумать над приемами и способами рациональной организации своего умственного труда. Один из таких приемов – создание интеллектуальных карт по проблемам и темам юридических наук, предстоящим докладам и выступлениям.

Практика свидетельствует, что сравнению с обычным «линейным» («лесенкой») конспектом интеллектуальная карта обладает рядом неоспоримых преимуществ:

1. Экономится время на распознавание и чтение только относящихся к теме слов.

2. Высокая концентрация внимания на существенных вопросах.

3. Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью.

4. Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала.

5. Ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями.

6. Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект.

7. Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового.

8. В результате постоянного использования всех способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.

Теперь смотрите предыдущий (линейный) текст в виде интеллектуальной карты (в идеале она должна быть еще и цветной):

Более подробно с технологией интеллектуальных карт можно познакомиться в следующем источнике: Бьюзен Т. и Б. Супермышление. 5-е изд. - Минск. – Попурри. – 2008. – с.87-88 (и другие аналогичные издания).

Литература по организации учебной работы и личной творческой деятельности студента:

Браже Р.А. Синергетика и творчество: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.А. Браже ; М-во образования Рос. Федерации. Ульян. гос. техн. ун-т. Ульяновск : УлГТУ, 2002.

Гольдман О.А. Справочник студента и абитуриента: как поступить и успешно учиться в российских вузах / О. А. Гольдман. Москва: АСТ: Астрель, 2007.

Гришин М.П. Организация самостоятельной работы студента: учебно-методическое пособие / М.П.Гришин, Ю.В.Косякин; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования. Москва: Изд-во МГИУ, 2007 (М.: Тип. Изд-ва МГИУ).

Грязнов В.М. Методология научного творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / В.М.Грязнов. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000.

Евдокимов Ю.М. Живая наука: Учеб. пособие для студентов / Ю.М.Евдокимов; М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2006.

Евдокимов Ю.М. Этюды о творчестве и ученых: Для студентов всех специальностей / Ю. М. Евдокимов ; Под общ. ред. А. М. Волобаева; М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1998.

Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. Изд-во ЦПС, 2002.

Кузнецов М.А. Философия творчества: учеб. пособие / М. А. Кузнецов; М.: ВГНА МНС России, 2003.

Основы научных исследований: Учеб. пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений. Новосибирск: Б. и., 1995.

Постовит В.А. Наука, ученые, молодежь : Учеб. пособие по н.-и. работе студентов / В. А. Постовит. СПб.: ППМИ, 1992.

Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии: монография / Л. Н. Макарова [и др.]; Федер. агентство по образованию, Ин-т общ. образования, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. Москва; Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина, 2005.

Самодиагностика и развитие личности студента: учеб. пособие / Ю.А.Лобейко, Н.М.Швалева, С.И.Оксанич. М.; Ставрополь: Народное образование; АГРУС, 2004.

Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984.

2. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – бакалавр, специалист

Автор программы – доктор юридических наук, профессор В.Б.Исаков. В работе над программой принимали участие Ю.Г.Арзамасов, И.Ю.Богдановская, В.И.Карпец, Е.Н.Салыгин, А.А.Сафонов, А.В.Сердюков, В.Ю.Скоробогатов, Л.Р.Сюкияйнен, М.В.Тимец, И.А.Шаповалов

В основу программы по теории государства и права положена программа по данной дисциплине, разработанная членом-корреспондентом РАН, доктором юридических наук, профессором Г.В.Мальцевым

Москва. - ГУ-ВШЭ. – 2010. – 106 с.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2010

© В.Б.Исаков, 2010

Пояснительная записка

Настоящая программа является основой для преподавания курса теории государства и права в Государственном университете-Высшей школе экономики.

Предметом курса являются закономерности функционирования правовых систем и государств, присущие им типологические черты и особенности, проявляющиеся на различных этапах развития общества, культуры и цивилизаций. Соединяя многообразные и разноуровневые знания, теория государства и права составляет мировоззренческую основу современной юриспруденции, формирует правосознание юристов как профессионалов, осуществляющих функции правового регулирования (законодательство, правоприменение, юридический контроль, правовая охрана, защита прав граждан и организаций, поддержание на должном уровне правовой культуры общества и т.д.). Одновременно теория государства и права является частью современного обществоведения, опирается на выводы и достижения экономики, философии, социологии, психологии, культурологии и других социальных наук.

Задачи преподавания курса определяются его предметом и методами, актуальностью и важностью его проблем в сфере правового регулирования и государственного строительства, спецификой усвоения курса студентами-юристами.

В процессе изучения теории государства и права студенты должны получить представление о направлениях, масштабах и пределах проникновения юридических начал в экономику, политику, социальные отношения и другие сферы общественной жизнедеятельности.

Преподавание курса призвано помочь студентам:

усвоить фундаментальные понятия и категории науки о государстве и праве, необходимые для изучения отраслевых юридических дисциплин;

получить целостное представление о значении и месте теории государства и права в системе юридических наук;

приобрести умение связывать теоретико-правовые и юридические знания с общественными и экономическими проблемами;

воспитать способность свободно мыслить, использовать для выражения своих мыслей юридическую терминологию;

уяснить связь теории государства и права с юридической практикой;

сформировать первоначальный опыт самостоятельной работы, дискуссий и научного творчества;

приобрести навыки самостоятельного поиска правовой информации и умение ей пользоваться.

К настоящей программе лекционного курса и семинарских занятий по теории государства и права прилагается список литературы, который содержит несколько доступных литературных источников, полезных при подготовке к данной теме. Более подробную информацию о литературных источниках по каждой теме курса можно получить из библиотечного каталога, библиографических справочников, а также из методических материалов на рабочем портале кафедры.

Формы контроля. Контроль знаний студентов осуществляется в соответствии с установленной в ГУ-ВШЭ методикой по 10 бальной системе. При этом: текущий контроль знаний студента осуществляется путем начисления баллов за активность на семинарских занятиях, выполнение контрольных и домашних работ, написание рефератов и эссе, выполнение творческих работ. Итоговый контроль знаний студента осуществляется на зачете и экзамене, при этом при выставлении итогового балла учитываются результаты текущего и промежуточного контроля.

Примерный расчет часов

Наименование темы

Аудиторные часы

Самос-тоятель-ная работа

Всего

часов

Лекции

Семинары

Всего

1.

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

2

2

4

4

8

2.

Происхождение права и государства

2

2

4

4

8

3.

Основные понятия о государстве и политической системе

2

2

4

4

8

4.

Основные понятия о праве и правовой системе

2

2

4

4

8

5.

Типология государства и права

2

2

4

4

8

6.

Социальное регулирование и социальные нормы

2

2

4

4

8

7.

Формы (источники) права

2

2

4

4

8

8.

Нормативные правовые акты

2

2

4

4

8

9.

Система права

2

2

4

4

8

10.

Нормы права

2

2

4

4

8

11.

Понятие, виды и состав правовых отношений

2

2

4

4

8

12.

Формы реализации права. Правомерное поведение

2

2

4

4

8

13.

Применение норм права

2

2

4

4

8

14.

Толкование норм права

2

2

4

4

8

15.

Правонарушение

2

2

4

4

8

16.

Юридическая ответственность

2

2

4

4

8

17.

Правовая реформа в Российской Федерации

2

2

4

4

8

18.

Правотворчество и законодательный процесс

2

2

4

4

8

19.

Систематизация и кодификация законодательства. Юридическая техника

2

2

4

4

8

20.

Государство и личность. Проблема прав человека.

2

2

4

4

8

21.

Правовое государство и гражданское общество

2

2

4

4

8

22.

Социальное государство

2

2

4

4

8

23.

Государство, право, экономика

2

2

4

4

8

24.

Государство, право, информация

2

2

4

4

8

25.

Современный государственный аппарат. Проблемы административной реформы

2

2

4

4

8

26.

Современная федерация и самоуправление

2

2

4

4

8

27.

Государство, право, законность, правопорядок

2

2

4

4

8

28.

Правосознание и правовая культура

2

2

4

4

8

29.

Взаимодействие национальной и международной правовых систем

2

2

4

4

8

30.

Государство и право в глобализирующемся мире

2

2

4

4

8

31.

Современные учения о государстве и праве

Всего часов:

60

60

120

120

240



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исаков Владимир Борисович, 2009. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

    Урок
    УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК5. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики.
  3. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 325 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  4. Исаков, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 220 с

    Документ
    Сборник материалов для слушателей магистерской программы «Публичное право» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: В.Б.Исаков, доктор юридических наук, профессор.
  5. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,

Другие похожие документы..