Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Переписка с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, а также с Управлением Судебного департамента при Верховном с...полностью>>
'Документ'
Среди 300 семей, которые Кузнецов переселил из Гуслиц и Гжели в сельцо Кузнецово в конце 70-х годов XIX столетия была и семья Петра Ивановича и Аграф...полностью>>
'Лекции'
Процесс - это система действий, реализующая определенную функцию в вычислительной системе и оформленная так, что управляющая программа вычислительной ...полностью>>
'Документ'
Спорт является неотъемлемой частью культуры современной цивилизации. Специфика спорта, обеспечивающая эффективное выполнение его разнообразных социал...полностью>>

Удк 378. 144: 004. 3 Т. В. Столяр, зав библиотекой

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6

УДК 378.144: 004.3

Т.В. Столяр, зав. библиотекой

И.Л. Семичастный, проф., канд. техн. наук

Донецкий институт туристического бизнеса

ул. Университетская, 94, г. Донецк, Украина, 83114

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОНЕЦКОМ ИНСТИТУТЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

В современных условиях интенсивного развития наукоемких технологий все более актуальной становится проблема использования информационных технологий в образовании, особенно в такой быстроразвивающейся сфере, как туристический бизнес. За быстрые темпы роста туризм признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем.

Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) в XXI в. рост туристической индустрии будет необратим. Особенности реализации туристского продукта не позволяют говорить о полноценном рынке без соответствующего информационного обеспечения. В связи с этим, в настоящее время, анализ существующих информационных систем в туризме, изучение основных областей применения информационных технологий и разработка рекомендаций менеджменту туризма по использованию информационных систем представляется особенно актуальной. Можно выделить три характерные черты туризма. Во-первых, это — разнообразная и интегрированная торговля услугами. Во-вторых, это — комплексная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Наконец, туризм это — информационно насыщенная услуга. Поэтому туризм как международный, так и внутренний — сфера растущего применения информационных технологий.

Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. Необходимо отметить, что мы имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме.

Индустрия туризма является крупнейшим потребителей телекоммуникационных технологий, и располагает одним из наиболее высоких уровней компьютерной оснащенности в деловом мире. Частично это вытекает из природы информации, которая используется в индустрии путешествий. Во-первых, эта информация очень чувствительна ко времени, поскольку очень часто меняются различные даты события, расписания и т.п. Во-вторых, информация о туристских продуктах должна быть своевременно доступна из различных точек земного шара. В-третьих, туристский продукт состоит из большого количества составляющих транспорт, проживание, развлечения, которые также требуют быстрой доставки информации для координирования их удовлетворительной поставки. Функционирование и эффективность этих систем требуют, чтобы поставщики туристических услуг усвоили, по крайней мере, минимальный уровень технологии (например, навыки работы с персональными компьютерами и использования сетевых ресурсов в туристических агентствах), чтобы получать доступ к таким системам и быть на них представленными.

Одним из вузов, готовящих специалистов в этой сфере, является Донецкий институт туристического бизнеса. Пятнадцать лет институт успешно конкурирует на рынке образовательных услуг, в том числе, за счет большого внимания к вопросам использования информационных технологий в учебном процессе.

Донецкий институт туристического бизнеса (ДИТБ) основан в 1992 году как учебное заведение негосударственной формы собственности. Имеет IV уровень аккредитации. Направление подготовки «Менеджмент». Институт готовит бакалавров по специальности «Менеджмент организаций», специалистов - «Менеджмент организаций» (туристического бизнеса) квалификация «Экономист-менеджер», магистров - "Менеджмент организаций" специализация "Менеджмент туристической индустрии". ДИТБ предоставляет образовательные услуги, связанные с получением образования на уровне квалификационных требований; получил право предоставления образовательных услуг на уровне квалификационных требований для повышения квалификации работников туристической сферы и для рассмотрения вопроса о присвоении научно-педагогическим работникам ученого звания «доцент».

Структура института: ректорат, деканат, учебная часть, кафедры, научный центр комплексных исследований рекреационных территорий, отдел практики, экскурсий и туризма, психологический центр, отдел информационных технологий, отдел делового сотрудничества с предприятиями, трудоустройства, спортивно-туристский и дебатный клубы, библиотека. Все отделы и подразделения подчиняются президенту. Кафедрами иностранных языков организованы клубы любителей английского, испанского и арабского языков. Учебный процесс обеспечен высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, 82% - являются штатными. Среди преподавателей 13% - доктора наук и 55% - кандидатов наук.

Третий год Донецкий институт туристического бизнеса внедряет программу принципиально нового подхода к образовательному процессу в соответствии с Болонской системой. С целью стимулирования систематической и самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки знаний, внедрения здоровой конкуренции в обучении, развития и влияния на творческие способности студентов в институте осуществлен переход на кредитно-модульную систему с использованием балльно-рейтинговой системы и критериев оценки знаний студентов. Руководством и профессорско-преподавательским коллективом института созданы и адаптированы к модульному режиму работы рабочие программы по дисциплинам. В соответствии с новыми учебными планами снижено количество аудиторной работы для преподавателей (лекции, практические, семинарские занятия и др.), которые компенсируются увеличением «контактной» работы со студентами в форме консультаций, индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей и т.д. Это заставило преподавателей обеспечить свой модуль (учебную дисциплину) достаточным количеством учебных пособий, периодических изданий, профессиональных журналов, методическими указаниями, рекомендациями для проведения всех видов занятий, с использованием компьютерных технологий с выходом в Internet. Вся разнообразная работа преподавательского состава в институте направлена на то, чтобы научить студентов различным способам поиска и сбора необходимой информации по изучаемым дисциплинам, методам ее аналитического анализа с целью получения новых знаний, воспитать у студентов высокую мотивацию к систематическому выполнению заданий, стремлению к накапливанию достаточного количества баллов. Интенсификация учебного процесса требует от профессорско-преподавательского состава повышения квалификации и педагогического мастерства. Профессорско-преподавательский состав систематически продолжает работать над совершенствованием организации учебного процесса в соответствии с требованиями Болонской системы. ДИТБ имеет 2 учебных корпуса, библиотеку, оснащенную компьютерами. Именно библиотека института - центр информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и научной деятельности. С 2005 года начата работа по внедрению проекта компьютеризации, что предполагает поэтапную автоматизацию всех технологических циклов, начиная с комплектования и создания электронного каталога. За базовую основу избрано программное обеспечение, которое отвечает международным стандартам. Использование новых технологий позволит автоматизировать все библиотечно-информационные процессы и значительно улучшить качество, содержание обучения и научных исследований. В библиотеке создано три автоматизированных рабочих места, оборудованных принтером, сканером; формируется электронный каталог, в котором осуществляется поиск по автору, названию, ключевым словам, предмету, инвентарным номерам, индексам ББК с дальнейшим распечатыванием документов, каталожных карточек, требований читателей на книгу, списков литературы по теме, сканирование любых источников.

Библиотека размещена в удобных для пользователей помещениях, которые оборудованы соответствующей мебелью. Быстрые темпы формирования фондов и наиболее активной их части – учебников и учебных пособий – являются главной причиной увеличения библиотечных площадей.

Комплектование библиотечных фондов производится с учетом соответствия количественного и качественного состава документов изучаемым дисциплинам. На сегодняшний день в составе библиотеки насчитывается более 35 тыс. экземпляров уникальной литературы. Фонд библиотеки универсален по своему содержанию, при этом до 90% изданий соответствует профилю подготовки специалистов. Десятая часть книг – гордость института: издания, творчески подготовленные профессорско-преподавательским составом института (Кузьменко А.В. Данильчук В.Ф., Бовсуновская А.Я., Дегтяренко Л.Н., Щербакова Л.Д., Алейникова Г.М., Кирияджи В.В., Дмитриевский А.В., Изварина Е.Н. и др.). Методические разработки, конспекты лекций, учебные пособия основополагающе дополняют изучаемые в институте общеобразовательные и специальные дисциплины. Ежегодное пополнение фонда составляет более 3 тыс. экземпляров - по всем отраслям знаний. Формирование фондов – процесс кропотливый, продолжительный. Наиважнейшее значение в составе фонда библиотеки имеет научная литература профессионального направления, а именно: по туризму, готельному и ресторанному бизнесу, экономике, маркетингу, менеджменту; научные труды преподавателей. Библиотека получает более 80 названий периодических изданий на украинском, русском, английском, немецком, французиком, испанском, итальянском и других языках.

На сегодняшний день институт имеет в своем распоряжении четыре компьютерных класса оборудованных современными ПК, объединенных в локальную сеть. В ней также работают ПК ректората, отдела научных исследований и рекреации, отдела практики, экскурсий и туризма. Наш вуз имеет доступ к ресурсам глобальной сети по выделенной линии (используется технология Ethernet), широко используется работа в режиме е-mail, на постоянно обновляемом сайте института () представлена полная информация о всей жизни института, в том числе и oб учебном процессе.

В институте разработаны и действуют специальные компьютерные программы по изложению курса информатики на основе преподавания таких дисциплин как «Информатика и компьютерная техника», «Информационные системы управления», «АРМ менеджера» и др. Дисциплины информационного цикла являются своеобразным полигоном, на котором отрабатывается система методов обучения с помощью современных электронных информационных средств, обеспечивающая оптимальное и эффективное восприятие, усвоение, воспроизведение и использование преобразованных знаний в интерактивном режиме. Учебный процесс уже в настоящее время отвечает современным требованиям. Сегодня при его организации по дисциплинам информационного цикла сочетаются традиционные лекции с использованием электронных учебников, в частности по дисциплине «Информатика и компьютерная техника». Учебник содержит полные электронные версии лекций по новой программе этой дисциплины, которая является, как известно, очень объемной и рассматривает вопросы использования ОС Windows, MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, а также программ-архиваторов и антивирусных программ. Электронный учебник содержит свыше 200 иллюстраций в виде графических объектов, которые на конкретных примерах демонстрируют технологию использования основных команд, режимов, операций и мастеров вышеуказанного ПО.

Кроме электронного учебника на базе лекций ДИТБ, студенты первого курса могут использовать электронный учебник по курсу школьной программы информатики, а также отдельные электронные учебные ресурсы для самостоятельного изучения ОС Windows в целом, и каждого из указанных выше ее приложений. Эти электронные ресурсы содержат как теоретическую часть, так практические задания с комментариями и разъяснениями, которые рассчитаны для начинающих пользователей. Практические задания, которые студенты выполняют в процессе изучения дисциплины, содержат уже более сложные задания, адаптированные к сфере туристического бизнеса. Дисциплины информационного цикла рассматриваются в нашем институте как полигон для разработки методических основ использования информационных технологий в учебном процессе. Опыт их использование и конкретные формы далее тиражируются на различные дисциплины, начиная с такой базовой дисциплины как, например, «Высшая математика», и заканчивая специальными дисциплинами, такими как «Планирование туризма», «Техника и технология туризма» посредством межпредметных связей. Под этой формой понимается проведение семинарских и практических занятий по соответствующей дисциплине с использованием компьютерной техники и информационных технологий. Это может быть и тестовое испытание, после того как вычитана определенная часть курса с двумя основными методическим целями: контроля знаний и их закрепления. Особенно активно тестовые испытания применяются в языковых дисциплинах (английский, немецкий, французский языки), в которых разработаны специальные тесты по грамматике и лексике. В этих дисциплинах широко используются мультимедийные обучающие программы и Web-ресурсы для тестирования.

В других дисциплинах широко применяются мультимедийные обучающие системы, такие как «Trip Around Europe» по страноведению, интерактивная игра «Деньги» по экономическим дисциплинам, интерактивные энциклопедии «Библия в искусстве», «Музыка и живопись» по религиеведению этике и эстетике, система «Парус-Консультант» по основам права и другие.

Важнейшим компонентом применения информационных технологий в учебном процессе является программное обеспечение. Об использовании различных сервисных программ было сказано выше. Если говорить о базовом обеспечении, то во всех компьютерных классах и отделах института на ПК установлено лицензионное ПО - ОС Windows и пакет MS Office. Лицензионными являются антивирусная программа AVP, пакет Frontpage и некоторые другие программы. Вопрос лицензионной чистоты ПО для процесса обучения является очень острым. Особенно это касается «Информационных систем управления в менеджменте», «Автоматизированного рабочего места менеджера» и многих специальных дисциплин. Например, новые учебные программы по ИСУ требуют изучения таких программ как экспертные системы, системы поддержки принятия решений, информационные системы управления предприятием, геоинформационные системы. Как известно, соответствующие им программы и пакеты прикладных программ российского и зарубежного происхождения имеют очень высокую стоимость. Использование же нелицензионных программ в настоящее время преследуется по закону. В этом смысле очень ценным является пример сотрудничества института с корпорацией «Парус-Украина», которая предоставила институту лицензии на использование ИСУП «Парус-Предприятие», пакета «Менеджмент и маркетинг» и систему «Парус-Консультант».

Другим направлением использования информационных технологий в учебном процессе является обучение студентов вуза работе в современных Компьютерных Системах Бронирования. На украинском рынке туристических услуг лидером среди Глобальных Систем Бронирования является АМАДЕУС, которой с 1997 года пользуются украинские туристические предприятия. 70% бронирования, производимого туристическими предприятиями нашей страны, осуществляется с использованием этой системы. Система АМАДЕУС представляет собой многофункциональную, разветвленную систему бронирования и резервирования авиабилетов, мест в гостиницах, аренду автомобилей, билетов на железнодорожный транспорт, морской транспорт, заказ билетов в театр и на концерты. ДИТБ является единственным вузом в Украине, который обладает учебными классами с 20 терминалами, подключенными к тренировочной базе системы АМАДЕУС. Преподаватели института прошли обучение по работе в ней и подготовили и издали методические указания к заданиям по практической работе с этой системой. Это положительно влияет на процесс трудоустройства выпускников вуза. Все последние годы наблюдается устойчивая тенденция - растет спрос на дипломированных специалистов, подготовленных в нашем институте.

В последние годы для нашего региона также, как и для Украины в целом становится актуальным применение еще одной мировой КСБ - системы «Галилео». Так с осени 2002 года эту систему используют в своей работе 10 предприятий туристической сферы нашей донецкой области: турфирма «Илиташ». предприятие «Донецкие авиалинии», гостиница «Централь» и другие. ДИТБ оперативно реагирует на эти изменения в сфере сервисного обеспечения турбизнеса. Уже в настоящее время институт имеет возможность использовать до 30 терминалов подключенных к учебной базе этой системы.

В настоящее время ведется активная подготовительная работа использованию в учебном процессе программ управления отелями «Фиделио» и «Эдельвейс».

Использование средств компьютерной техники предлагается в 75% учебных дисциплинах, преподаваемых в институте, что обеспечивает целостность научно-технического и гуманитарного образования.

В целях организованного доступа студентов и преподавателей к компьютерным технологиям в Донецком институте туристического бизнеса работают четыре мультимедийных класса. В них установлены прикладные образовательные программы по предоставлению туристических и гостиничных услуг, изучению исторических объектов с учетом возможностей их посещения. Открыт доступ к социально-экономическим, географическим, климатическим и другим данным. В результате, студенты получают навыки поиска, обработки и анализа информации, а также представления широкого спектра туристических и соответствующих им услуг с помощью компьютерных технологий.

О высоком уровне преподавания информатики в институте свидетельствует качество подготовки дипломных работ. Их выполнение производится студентами с помощью компьютерных программ: системы бронирования Амадеус и Галилео; Бизнес-прогноз; MatLab, MatCad; SPSS; DSRA; MapInfo, Мастер Map, ProTempo и др. Представляемые студентами расчеты, готовятся в электронных таблицах MS Excel и базе данных Access.

В дипломных работах студентов используются комплексные программные разработки с элементами системы поддержки принятия решений. На основе применения Internet-технологий даны предложения по развитию экологического туризма, разработаны виртуальные туры в Болгарию и другие страны. Предложены проекты по созданию сайта туристического предприятия «Free tour» и «Дионис», решаются задачи о применении виртуальной рекламы в их деятельности. Успешно используются предложения по автоматизации рабочего места администратора отелей «Централь» и «Риальто». Разработаны рекомендации по выбору оптимального программного обеспечения для турпредприятий «Деятельность туристической фирмы». Используются новые геоинформационные технологии при разработке турмаршрутов «Турвыбор». Собраны сведения о туристско-рекреационных возможностях Донецкой области в информационной базе «Мой Донбасс».

В институте постоянно функционирует канал связи с компьютерными системами бронирования Амадеус и Галилео. Установлены тренировочные базы систем, которые обеспечивают техническую и функциональную поддержку их пользователей. Преподавание программ охватывает основные аспекты комплекса работ по международному бронированию, включающего множество полезных сведений для менеджера-экономиста в сфере туризма. Получив навыки работы с ведущими в мире системами бронирования и положительно зарекомендовав себя на базах студенческой практики, выпускники института имеют значительные преимущества при трудоустройстве.

Большое внимание в Донецком институте туристического бизнеса уделяется разработке новых информационных продуктов, в том числе рекламного характера, направленных на обеспечение высокого уровня образования менеджеров-экономистов в сфере туристического бизнеса. Тенденция создания собственных web-сайтов способствует быстрому внедрению современных методов и средств обучения на уровне мировых стандартов.

Например, авторским коллективом института разработан уникальный в своем роде в Украине web-сайт «Экология и туризм. Социально-экономические, экологические и гуманитарные проблемы развития туристического бизнеса» (.ua). Он посвящен проблемам развития экологического туризма на территориях природно-заповедного фонда. Это информационное поле для решения задач по обеспечению предоставления туристско-рекреационных услуг на природных территориях Украины с особым статусом охраны, а также для углубления экологического воспитания и образования менеджеров-экономистов сферы туризма и потребителей туристических услуг. Сайт расширяется за счет информации, получаемой от заинтересованных организаций (национальные парки, заповедники, заказники, туристические предприятия), осваивающих новые методы привлечения туристов.

Представляет интерес собственный полнофункциональный сайт Донецкого института туристического бизнеса, на котором представлена структура вуза, разные аспекты учебной и научной деятельности (). Достаточно простой и быстрый доступ к информации о планируемых и проведенных конференциях, симпозиумах и семинарах; о прохождении практики студентами, организации их досуга решает многие задачи пользователей сайта. На данном сайте можно прочитать туристические новости, посмотреть фотоальбом знаменательных событий из жизни вуза. В разделе «Трудоустройство» размещена информация о выпускниках института. В помощь абитуриенту имеется информация о правилах приема в Донецкий институт туристического бизнеса и программы вступительных экзаменов.

Из вышесказанного следует, что широкое применение информационных технологий в учебных и научных целях в Донецком институте туристического бизнеса способствует развитию информационной культуры студентов, интеграции учебной, исследовательской и производственной деятельности, совершенствованию процессов управления турпредприятиями, кадровому обеспечению разных направлений информатизации путем подготовки высокопрофессиональных специалистов в сфере туристического бизнеса. Об этом свидетельствует многочисленные награды, грамоты, похвальные листы студентов Донецкого института туристического бизнеса на всеукраинских и областных конкурсах по информационным системам в менеджменте, информатике и компьютерной технике.

Слово «туризм» в Украине уже означает не только лишь одну из разновидностей интереснейшего хобби, а становится еще и престижной специальностью. Сейчас в мировой туристической индустрии занят самый большой процент работоспособного населения планеты. Это — 260 млн. человек. Неудивительно, что в мире эта профессия — одна их самых востребованных и престижных.

В скором времени подобная ситуация будет наблюдаться и у нас. Уже сегодня в Украине ежегодная потребность в специалистах этого направления составляет около 10 тысяч человек в год. С каждым годом этот показатель растет. Через пять лет профессия специалиста в области туризма по престижности оттеснит на второй план ряд других специальностей, которые сейчас весьма популярны.

Библиографический список

  1. Скопень М.М. Ком‘ютерні інформаційні технології в туризмі: навч.посіб./ М.М. Ско

пень. - К.:Кондор,2005.-302с.

  1. Сокол Т.Г. Основи туристичної діяльності: підручник / Т.Г. Сокол.-К.: Грамота,2006.-

264с.

  1. Федорченко В.К.Історія туризму в Україні:навчальний посібник / В.К. Федорченко,

Т.А. Дворова .-К.: Вища школа, 2002.-195с.

  1. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство / Дж. Р. Уокер.-М.:ЮНИТИ,1999.-462с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Бобир С. Л., Боровик А. Г., Гетта В. Г., Гринь Т. В., Жила С. О., Завацька Л. М., Зайченко І. В., Іванишина В. П., Носко М. О., Сидоренко В. К., Кузьомко Л. М., Ляшенко О (2)

    Документ
    Редакцiйна колегiя серiї "Педагогiчнi науки": Бобир С.Л., Боровик А.Г., Гетта В.Г., Гринь Т.В., Жила С.О., Завацька Л.М., Зайченко І.В., Іванишина В.
  3. Вісник (1)

    Документ
    Редколегія “Вісника” приймає статті обсягом 4 – 5 сторінок через 1 інтервал, повністю підготовлених до друку. Статті подаються надрукованими на папері в одному примірнику з додатком диска.
  4. Научный альманах «Меншиковские чтения»

    Документ
    Издается с 2003 года. Создан по решению Редакционного совета Березовского межрегионального некоммерческого благотворительного фонда памяти светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.
  5. Б. Е. Кравченко Города и районы Карелии кондопога указатель

    Библиографический указатель
    Кондопога : указ. лит. / МУК «Кондопожская централизированная библиотечная система» Кондопожская районная библиотека им. Б.Е. Кравченко; [сост. Н.Г. Урванцева, С.

Другие похожие документы..