Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Цель преподавания дисциплины «Маркетинг в книжном деле» обусловлена необходимостью подготовки специалистов, владеющих навыками обеспечения эффективно...полностью>>
'Закон'
Відповідно до Правил оформлення візових документів для в'їзду в Україну, затверджених постановою Кабінету Міністрів України від 20 лютого 1 року № 22...полностью>>
'Руководство'
Все, что вы прочтете в этой книге, является результатом знаний и опыта по «самомучению» в попытке построить бизнес в течение 4-х лет. Именно «самомуч...полностью>>
'Документ'
Перечень работ по подготовке проектной документации, оказывающих влияние на безопасность производственных объектов капитального строительства, реконс...полностью>>

Ж. Ф. Куриленко Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра политической экономии

Фундаментальность
университетской подготовки экономистов:
роль экономической теории

Под редакцией К.А.Хубиева и М.Ю.Павлова

Москва

2011

Редакционно-техническая поддержка – Ж.Ф.Куриленко

Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К.А.Хубиева и М.Ю.Павлова. – М.: Экономический факультет МГУ, 2011. – 236 с.

Электронная версия

Инновационная экономика строится инновационно мыслящими и действующими специалистами – профессионально подготовленными выпускниками с фундаментальной подготовкой. В этой связи актуализировалась проблема преподавания экономической теории, сочетания фундаментальных и прикладных экономических дисциплин, что нашло отражение в данной монографии. Исследуется комплекс вопросов, образующих в последнее время целое направление под названием «экономика знаний». Хотя проблематике формирования новой экономики специально посвящен третий раздел монографии, она проходит через всю монографию в качестве сквозной идеи, при этом особое внимание обращается на реальности российской экономики.

Глобальный финансово-экономический кризис поставил на повестку дня вопрос реактуализации классической политической экономии, использования её лучших достижений для объяснения экономической реальности XXI века. Потенциал политической экономии оказался вновь востребованным самым широким экономическим сообществом – как среди теоретиков, так и практиков. Специальный раздел посвящен взаимодействию (диалектике) производственных сил и экономических отношений.

Система образования связана с состоянием экономических систем. Объяснение глубинных причин инновационной инертности и теоретическое обоснование путей выхода на ускоренно-инновационный путь развития составляют актуальную задачу экономической науки. Свое видение сложившейся ситуации, её отдельных сторон, предлагают и авторы данной монографии.

© Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова

© Коллектив авторов, 2011

Оглавление

Оглавление 4

Предисловие 6

Раздел I. «Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории» 9

Реализация национальных интересов в экономическом образовании 9

Экономическая теория и экономическая практика:
критика и взаимодействие 13

Реформа экономического образования на фоне трансформационных процессов и циклического развития. 22

О некоторых тенденциях в методологии экономических исследований 29

Экономическая теория как фундамент
университетского экономического образования 37

Экономическая наука, кризис и политика модернизации 45

Преподавание экономической теории и конкретные ситуации 51

Раздел II. «Модернизация российской экономики: диалектика производительных сил и экономических отношений» 55

Направления модернизации экономики
и национальные проекты современной России 55

Переход к инновационному типу воспроизводства
в сырьевой экономике России 80

Прогнозирование и планирование
как фактор модернизации российской экономики
(назад в будущее) 86

Есть ли условия для построения в России инновационной экономики? 91

Противоречия капиталистической формы модернизации
экономики России 99

Диалектика модернизации российской экономики 105

Препятствия и принципы, агенты и ресурсы успешной модернизации рыночной (капиталистической) экономики РФ 110

Циклический характер воспроизводства и кризисы 117

Зависимость инвестиций от инновационного, социального и экономического факторов развития территории 130

Мир после кризиса: новые аспекты взаимодействия транснациональных корпораций в сфере производства и розничной торговли 136

Китайский опыт современной модернизации 141

Раздел III. «Экономика знаний: потенциал в решении проблем преодоления кризиса. “High-hume” и “high-tech” в обеспечении инновационного развития» 150

Актуальные проблемы экономического развития 150

Проблема адекватного отражения
социально-экономического развития страны 156

Проблемы соотношения морали, современного российского права и экономики в образовательном процессе высших учебных заведений периода экономического кризиса 159

Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки специалистов 164

Проблема инновационного развития химического комплекса
России в кризисный период 170

Совершенствование земельных отношений как институциональный резерв инновационного развития российской экономики 176

Перспективные направления модернизации системы ипотечного жилищного кредитования в России в посткризисный период 178

Потребительское поведение в экономике Латвии 191

Раздел IV. «Знания и инновации в глобальном мире:
социально-философские и политико-экономические исследования» 204

Инновационное развитие экономики России:
творчество или потребление? 204

Противоречия инновационной политики:
нововведения и здоровье человека 209

Барьеры на пути инновационного развития: структурные компоненты глобального кризиса и криминальные вызовы 211

Возможности раскрытия творческого потенциала личности студента 219

Изменение места и роли государства
как формы правления в глобализующемся мире
(на примере Республики Индия) 224

Общественная формация – синергетическая модель развития 232

Значимость сохранения и инновации
в иерархии ценностей современных россиян 233

Политические проблемы перехода России на инновационную модель экономического развития 235

Сведения об авторах 237

Предисловие

Оценивая экономическую ситуацию начала 20-х годов прошлого столетия, Б.Пастернак отмечал, что в век стремительного распространения материализма вещи превратились в идеи: топливо заменил топливный вопрос, продовольствие заменил продовольственный вопрос. Правда, спустя некоторое время, материализм восторжествовал, в практической реализации идей электрификации, индустриализации и т.д. XXI век встречен другими вызовами: необходимостью инновационного развития и модернизации. Историческое значение практической реализации идеи модернизации сопоставимо с индустриализацией. От успешности решения этих проблем зависит историческая перспектива и судьба России в глобальном экономическом процессе. Приходится признать, с сожалением, что инновационно-модернизационная риторика постепенно превращает инновации в инновационный вопрос, модернизацию – в модернизационную проблему. Реальность такова, что экономика России проявляет устойчивую невосприимчивость к инновациям, составляющим основу и содержание модернизации. Модернизация и есть инновационный процесс как комплексная, диверсифицированная система.

Объяснение глубинных причин инновационной инертности и теоретическое обоснование путей выхода на ускоренно-инновационный путь развития составляют актуальную задачу экономической науки. Материализуется ли идея модернизации в обозримом будущем, найдутся ли для этого источники, сформируется ли субъект, созреет ли политическая воля, будет ли найден механизм, соответствующий реализации поставленной задачи? Вот неполный перечень вопросов, на который следует искать ответы теории и практике. Свое видение сложившейся ситуации, её отдельных сторон, предлагают и авторы данной монографии. Они не претендуют на исчерпывающее решение столь масштабной и важной проблемы, а лишь предпринимают посильные шаги в этом направлении в надежде на то, что исследования подобного ряда продолжатся.

В монографии рассматриваются несколько групп вопросов.

Во-первых: исходя их того, что новая экономика формируется за счет новых технологий и креативного фактора, в монографии уделяется большое внимание комплексу вопросов, образующих в последнее время целое направление под названием «экономика знаний». С этим направлением тесно связаны теоретические вопросы нового облика экономики, основанной на новейших технологиях. Хотя проблематике формирования новой экономики специально посвящен третий раздел монографии, она проходит через всю монографию в качестве сквозной идеи.

Корнями, питающими креативный фактор инновационного развития, является система образования, в котором на передний план выдвинулась роль университетов. Инновационная экономика строится инновационно мыслящими и действующими специалистами. Целенаправленная подготовка специалистов подобного рода не ведется. Проводимая реформа образования, скорее уводит от решения проблемы. Опираясь на компетентный подход, она больше ориентирует на подготовку выпускников функционального типа для освоения и квалифицированного исполнения уже готовых и заданных функций. Такие специалисты, безусловно, нужны. Но инновационную экономику способны создавать профессионально подготовленные выпускники другого рода. А именно, специалисты с фундаментальной подготовкой. И в этом состоит особая роль университетов. А что означает фундаментальная подготовка? По мнению ректора МГУ В.А.Садовничего, фундаментальная подготовка означает овладение законами развития природы и общества и умение применить их на практике. Учебно-научный процесс на уровне законов способен воспитать специалистов-инноваторов. Применительно к экономике это специалисты, способные обозревать и анализировать экономику на уровне тенденции её развития и, исходя из этого, создавать более эффективные структуры, инструменты, схемы, продукты (в широком смысле), образующих с совокупности новую экономическую среду и новый экономический порядок. Фундаментальная подготовка не отрицает функциональную. Она дополняет последнюю, опирается на нее и взаимодействует с ней. Т.е. это не альтернативный, а более сложный уровень образования. Он не может уложиться в трех-четырехлетний стандарт предлагаемого реформами бакалавриата. В рамках бакалавриата возможен функциональный, но не инноваторский уровень подготовки. Магистратура, как второй уровень образования в проводимой реформе, нацелен на специализацию, т.е. на углубление функционального направления подготовки. И, хотя в магистратуре предлагаются дисциплины продвинутого теоретического уровня, фундаментальность не является концептуальной основой магистерского образования. Заметим, что в новой системе двухуровневого образования понятие «специалист» отсутствует. Но востребованность специалистов с фундаментальной подготовкой растет.

В связи с проблемой фундаментальной подготовки экономистов актуализировалась проблема преподавания экономической теории. В монографии ей уделяется большое внимание. Экономический кризис отразился на авторитете неоклассической теории. Критика мейнстрим усилилась на родине её происхождения. В этой связи возродились инициативы создания новых конкурентоспособных парадигм и возвращения к классической теории (политической экономии). В монографии представленные разные, порой альтернативные точки зрения и это уместно в сложившейся ситуации. В последнее время наметился подход, связанный с разработкой курса общих основ экономический теории, в котором можно отразить разные направления экономической теории, доказавшие свою фундаментальную эффективность в отражении общих тенденций, закономерностей и законов функционирования и развития экономических систем.

В монографии предпринята попытка связать систему образования с состоянием экономических систем. Первая половина двадцатого столетия характеризовалась тем, что в экономике доминировало массовое производство стандартизированных товаров крупными компаниями с низкими издержками. Этому периоду развития экономики соответствовала «старая конкуренция», направленная, в основном, на снижение издержек массового производства. Экономическая реальность того времени отразилась на системе образования, которая тоже пошла по пути стандартизации выпускников в виде массовых бакалавров по направлениям с низкими издержками обучения. Данное направление институционализировалось в виде Болонского процесса, на пропаганду и распространение которого были затрачены большие ресурсы.

Во второй половине XX столетия произошли существенные изменения в экономическом развитии. Преобладающей стала «новая конкуренция» за счет дифференциации продукции и гибкого изменения технологий. Болонская модель оказались устаревшей для требований новой экономики с усилением креативного фактора, новых технологий дифференциации продукции и гибкой конвертации ресурсов. Посткризисная динамика усилит названные тенденции экономического развития, и на ее вызовы должна ответить система образования. Для экономического образования фундаментальность должна быть дополнена профильностью, которая позволит дифференцировать образовательный процесс и гибко конвертировать образовательные ресурсы. Развитию профильности из накопленной практики соответствует специалитет. Но следует продолжить поиск новых форм и моделей. Очевидно, что трех-четырехлетний бакалавриат не сможет выдержать нагрузки подготовки специалистов в соотношении с новыми требованиями к экономическому образованию.

Симметричной актуализацией в области экономического образования будет единый процесс дифференциации и взаимодействия разных отраслей экономической науки. При этом речь не может идти о вытеснении экономической теорией конкретных экономических дисциплин. Это было бы неконструктивным решением, которое ухудшит экономическое образование и создаст ситуацию конфликтности между экономической теорией, отраслевыми и конкретно-экономическими дисциплинами. Пользы это не принесет. Ещё более ущербным представляется обратный процесс – вытеснение экономической теории под благородным предлогом отклика на требования рынка труда, где повышаются требования к функциональной подготовке. При этом не учитывается тот факт, что рынок труда тоже дифференцирован. Там требуются и функциональные и креативные специалисты. Экономический кризис показал, что при массовом увольнении функциональных работников спрос на креативных специалистов возрастал. 1

Решение проблемы усиления фундаментальной подготовки экономистов находится за пределами двух крайностей, описанных выше, но весьма распространенных в столкновении мнений. Каждая отраслевая и конкретная дисциплина должна подниматься до теоретического уровня и иметь соответствующие разделы. На этом уровне находится одно направление их взаимодействия с теоретическими дисциплинами. С другой стороны, теоретические дисциплины должны доводить конкретизацию отдельных разделов (теорий) до конкретного уровня. Это составит встречную линию взаимодействия теоретических, отраслевых и конкретно-прикладных дисциплин. Практический опыт нащупывает эти линии взаимодействия, но их надо систематизировать и использовать в развитии экономического образования.

В монографии, затрагивающей инновационную проблематику, не обойдена сама реальность российской экономики. Специальный раздел посвящен взаимодействию (диалектике) производственных сил и экономических отношений. Авторов не смущает обращение к классическому политэкономическому подходу, не очень нынче популярному. Экономическая история доказала существование связи между изменениями в технологиях (производственных силах) и изменениями в экономических системах (отношениях). Политическая экономия имеет опыт исследования данных связей и его надо шире использовать в современных исследованиях, обращенных к инновационным и модернизационным процессам.

Мы отдаем отчет в том, что позиции авторов по методологическим подходам и теоретическим решениям не бесспорны, а порой даже альтернативны. Таков предмет исследования, такова и сама реальность. Мы надеемся, что заинтересованный читатель обнаружит полезную для себя информацию, получит импульс для творческого обсуждения рассмотренных в монографии проблем и найдет побудительные мотивы для сотрудничества.


Раздел I. «Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории»

Реализация национальных интересов в экономическом образовании

1. Особая роль университетов

Мы, университетские преподаватели, погрузившись в учебную «текучку», часто забываем о том, что университеты призваны играть особую роль в жизни общества. Ведь это не просто какие-то профессиональные учреждения, предлагающие заинтересованной публике некий набор учебных курсов. Университеты выполняют и важную общественную, культурную миссию, формируя социальные коммуникации, образцы поведения и мышления, ценности, мировоззрение, отношение к людям, обществу, стране, миру. «Воспроизводство традиций и интеграция культуры как функция университетов» [4, 357] - это отличительная особенность данного типа учебного заведения, отличающая его от типичных продавцов «образовательных услуг».

Университеты способны порождать уникальные синтетические формы, трудно достижимые в других условиях. Среди них:

- интеграция образовательной и исследовательской (научной) функций;

- возможность широкого междисциплинарного подхода на базе сотрудничества различных факультетов и кафедр;

- соединение фундаментальности и практичности, новаторства и традиций (консерватизма), признания научных авторитетов и демократичности отношений, ориентации на индивидуальный успех и коллективизма;

- объединение в одном сообществе людей разных поколений (преподавателей и студентов, ученых-ветеранов и молодых сотрудников);

- соединение национальной ориентации и патриотизма с «общечеловеческими» ценностями, с широкими международными контактами и интернациональной средой.

Все это вместе и формирует образцы, важные для жизнедеятельности всего общества и в силу этого становящиеся общественными благами. Причем речь в данном случае не идет о какой-то специальной, целенаправленной работе. Во многом эти образцы воспроизводятся в полноценном университете сами собой, как естественное выражение исторически сложившегося особого университетского духа и творческого уклада жизни. И реформируя в России высшее образование (в том числе – экономическое), нужно учитывать эту особенность, не делать резких и грубых движений, не брать за образцы то, что сформировалось в других условиях, и тем более, искусственно навязывать их. Это в полной мере относится и к Московскому университету, который всегда считался флагманом отечественного образования, игравшим огромную роль в общественной жизни страны, одной из самых авторитетных структур, влияющих на формирование мировоззрения, ценностей, культурной среды. В силу этого забота об МГУ и других классических университетах России отвечает глубинным национальным интересам страны.

Такими же особенностями должно отличаться и университетское экономическое образование. Оно не может быть сведено к подготовке рафинированных экономистов-прикладников, не может исходить только из узких прагматических критериев и оценок, не может ориентироваться лишь на «продвинутые» зарубежные образцы и их состоявшуюся ретрансляцию на ряд вестернизированных учебных заведений экономического профиля в современной российской высшей школе.

Университеты призваны готовить таких экономистов, кто не просто приобрел современные экономические знания, но и имеет фундаментальную подготовку, широкий междисциплинарный взгляд, мыслит в определенных социокультурных координатах, дорожит традициями российского общества, отечественной высшей школы и науки, готов и умеет отстаивать национальные интересы страны. Для этого в самой образовательно-экономической среде в университетах должна существовать и поддерживаться особая атмосфера, продуцирующая соответствующие образцы поведения и мышления.

Пользуясь сложившимися терминами, можно было бы сказать, что в университетах (по крайней мере, в МГУ) должна обеспечиваться преимущественно «школа знаний» (традиции которой в России весьма велики), в компромиссных вариантах - сочетание «школы знаний» со «школой компетенций» или «знаниеёмкая школа компетенций». Какими бы современными ни были компетенции и образовательные программы, они не могут компенсировать снижения присущей университетам фундаментальности, характерной для подготовки кадров элитарного уровня (элитарного – не в смысле социальной избирательности обучающихся, а в плане особой глубины и национальной необходимости).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Место и роль молодежи в формировании правовых институтов гражданского общества (29 ноября 2007г.) Курск 2007

    Документ
    Коллектив авторов выражает искреннюю признательность и благодарность Курской областной Думе за оказанное содействие и организационную поддержку в издании сборника.
  2. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  3. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Н. Д. Кондратьева Институт экономики ран контуры экономики будущего тезисы

    Тезисы
    Е-86. VII Международная Кондратьевская конференция «Контуры экономики будущего», тезисы участников конференции. Международный фонд Н.Д. Кондратьева, с.
  5. А. Э. Еремеева Часть 2 Проблемы современных исследований в гуманитарных науках Омск ноу впо «ОмГА» 2011

    Документ
    Н34 сб. науч. статей : в 2 ч. – Ч. 2. Проблемы современных исследований в гуманитарных науках / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2011.

Другие похожие документы..