Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
В соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ок...полностью>>
'Документ'
1.1 Настоящее Положение об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений здравоохранения муниципального образования город Ноябрьск (далее - П...полностью>>
'Документ'
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обсудил Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утв...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » 2008г. в часов на заседании диссертационного совета Д 208.082.02. при ГОУ ВПО Ростовском государственном медицинском университет...полностью>>

Культуроведческий аспект преподавания русского языка

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Культуроведческий аспект преподавания русского языка

(Дидактический материал к урокам русского языка)

Ильина Светлана Алексеевна
Судогодский район

моу «Мошокская средняя общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы

svetaailyina@

Наука о культуре – культурология. Она уходит своими корнями

в общественно- историческую и философскую мысль прошлых столетий.

В последние десятилетия, по мнению Д.К.Лопаревой, наблюдается расширение сферы культурологического подхода к исследованиям самых различных направлений и в отечественной, и зарубежной науке. С момента становления нашей отечественной культорологии возникла необходимость изучения таких элементов культуры, как языковой, вплоть до обрядов и ритуалов. Поэтому изучение русского языка должно стать проводником в постижении культуры, нравственных ценностей своего народа, основным каналом освоения современной культуры, путем в будущую цивилизацию.

Необходим такой отбор языкового материала, чтобы каждый носитель языка мог оценить его роль в своей жизни, мог осознать органическую связь с языком, на котором говорит.

Каковы же спектры познания?

1. С помощью родного языка я понимаю других, общаюсь, познаю посредством книг мир.

2.Через язык я постигаю мировоззрение, самобытный характер, нравственные ценности русского народа – создателя русского языка.

3. Овладевая нормами языка (грамматическими, произносительными, правописными, этикетными и т.д.) я могу добиться взаимопонимания при общении.

4. Изучая язык, я имею возможность овладевать достижениями современной культуры, узнавать истоки ее становления, участвовать в ее развитии.

5. Погружаясь в язык, открываю его тайны, богатство и выразительность языковых средств, овладеваю ими.

6. Уважаю, ценю язык своего народа, стараюсь сохранять и приумножать его богатства.

Фрагменты уроков. Задания.

Тема: Общие сведения о языке. Роль языка в обществе. 10 класс.

Задача: проникнуться чувством восхищения языком; понять значимость языка в жизни человека.

Подобрать и записать высказывания о русском языке.

Например:

  • Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н.Толстой)

-1-

  • Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…» (Н.В.Гоголь)

  • Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной. (П.А.Вяземский)

  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценней самой вещи. (Н.В.Гоголь)

  • Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. (П.Мериме.)

  • Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский. (И. Рюдигер.)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какие качества русского языка отмечены писателями?

Тема: Лексика. Фразеологизмы.

Анализ языковой культуры без учета таких средств языка, как фразеологические единицы, будет неполным. Ведь функционирование фразеологизмов в тот или иной исторический период отражает культурную ситуацию рассматриваемого времени. Фразеологические единицы являются одним из самых выразительных средств языка, поэтому образность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность лежат в основе функционирования фразеологических оборотов.

Фразеология – это величайшая сокровищница и ценность языка. В ней, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речи.

Фразеология – настоящий источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы. В ней заключены и современные языковые формы, и реликты древнейших эпох – слова, формы, конструкции. Поэтому для людей, интересующихся историей и культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.

Фрагменты урока.

Задачи: понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о различных свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи, а в ряде случаев узнать о происхождении фразеологического оборота.

I - Приведем примеры фразеологизмов, которые служат для обозначения предмета и явления. (больное место, точка зрения и т.д.)

- Какие из фразеологизмов могут обозначать действия и состояния?

(болеть душой, ломать голову, бежать напролом и т.д.)

-2-

- А какие из устойчивых сочетаний слов характеризуют свойства, качества, признаки людей и явлений? (не робкого десятка, ни рыба ни мясо, ни то ни се и т.д.)

- Есть ли фразеологизмы, обозначающие признаки действия?

( во весь дух, сломя голову, спустя рукава, засучив рукава и т.д.)

- Как вы думаете, можно ли с помощью фразеологизма выразить свое отношение к высказываемой мысли?

(должно быть, может быть, таким образом и т.д.)

II Фразеологический состав русского языка богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. В русской речи существуют фразеологизмы, являющиеся единственным обозначением каких либо предметов, явлений, действий. Например: день открытых дверей, вести себя и т.д. К данной группе фразеологизмов также можно отнести различные формулы речевого этикета: будьте добры, доброе утро, спокойной ночи, доброго здравия.

Представляют интерес образные меткие фразеологизмы типа: сломя голову; тише воды, ниже травы; яблоку негде упасть. Они имеют эмоциональную окраску, придают речи непринужденный разговорный характер.

Фразеологизм типа : за тридевять земель; заварить кашу; расхлебывать кашу; семь пятниц на неделе – несут в себе этническую информацию и знакомят нас с историческим прошлым.

Наибольший интерес при изучении фразеологизмов вызывает вопрос их происхождения.

Заранее подготовленные ученики выступают с ответами на следующие вопросы:

Вопрос: какие факты русской истории лежат в основе некоторых фразеологизмов?

Ответ: В основе некоторых фразеологизмов содержатся имевшие место факты русской истории. Например, отложить дело в долгий ящик означало отложить исполнение чего – либо на долгое время.

Предполагают, что в основе данного фразеологизма лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича (17 век) в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но из-за волокиты они долго не рассматривались.

Вопрос: Что вам известно об истории возникновения фразеологизма расхлебывать кашу?

Ответ: Фразеологизм расхлебывать кашу – распутывать сложное или неприятное дело является частью единого выражения: «Сам заварил кашу – сам ее и расхлебывай!» В старину жидкая каша была первым блюдом и ее хлебали, то есть ели как суп.

Вопрос: Как появился фразеологизм кричать во всю ивановскую?

Ответ: Он возник на основе громкого чтения царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле.

Вопрос: Какова история возникновения оборота сесть в лужу?

Ответ: Данный оборот – сесть в лужу, т.е. оказаться в неловко, глупом положении, этимологически связан с русскими игрищами – боями, драками, в которых один из соперников мог быть повержен на землю, в грязь, в лужу.

-3-

Виды творческих заданий:

1.Определить, какие из данных фразеологизмов обозначают положительные качества, а какие – отрицательные?

Семи пядей во лбу; Фома неверный; семь пятниц на неделе; голова на плечах;

ни то ни се; легок на подъем; правая рука; мелко плавать; пройти огонь и воду; родиться в сорочке.

2.Опишите состояние человека, используя следующие фразеологизмы: болеть душой;

валиться с ног; висеть на волоске; голова идет кругом; дух захватывает; душа болит; ждать у моря погоды; кошки скребут на сердце; на седьмом небе; не в своей тарелке; не сомкнув глаз; опустить руки; почивать на лаврах.

3. Составьте предложения со следующими фразеологическими оборотами, обозначающими выражение чувств, эмоций: Бог мой! Бог с тобой! Вот еще! Вот оно что! Вот тебе на! Вот это да! Давно бы так! Не тут- то было; ничего подобного; пора и честь знать; что за вопрос; что поделаешь; шутка сказать.

4. Напишите сочинение - миниатюру, включив в него фразеологизмы, являющиеся синонимами к данным ниже сочетаниям:

Бить баклуши – валять дурака;

Бок о бок – плечом к плечу;

Была не была – будь что будет;

В одно мгновение – в два счета;

Во весь дух – на всех парусах;

Водить за нос – обвести вокруг пальца;

И был таков – и след простыл.

5. Напишите сочинение – миниатюру, включив в нее фразеологизмы, являющиеся антонимами к данным ниже сочетаниям:

Брать себя в руки - выходить из себя;

В двух шагах - на краю села;

В лучшем случае – на худой конец;

Воспрянуть духом – пасть духом;

Звезд с неба не хватает – семи пядей во лбу;

Капля в море – хоть пруд пруди;

Не покладая рук – сложа руки;

С легким сердцем – с тяжелым сердцем.

6. Задание – импровизация: приведите примеры фразеологизмов, появившихся в наши дни и отразивших современные предметы, явления, действия, признаки состояния.

(Примеры учащихся)

Крутить баранку; печатать деньги; грызть науку; гвоздь программы; отрываться по полной программе; пиарить звезду; светская тусовка; одеться от кутюр; железная леди; быть крутым; дружить домами; еще не вечер; детям – мороженое; ты жива еще, моя старушка; дорогого стоит; разогревать публику; зажигать на вечеринке; ужин при свечах; крутые разборки; ало не покажется; семейная реликвия; трудный подросток;

-4-

знать героя в лицо; за себя и за того парня; джентельмен удачи; к черту на рога; богатые тоже плачут; объяснить популярно; желтая пресса.

Вывод: фразеология представляет собой богатый материал для исследований в области культорологии. Культорологический аспект в изучении русского языка дает возможность изучить исторические условия возникновения фразеологизмов, языковые законы и предметы духовной культуры русского народа различных временных отрезков.

Тема: Имя прилагательное. 5 класс.

Фрагмент урока.

Учитель: перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана «Март».

Март… Уже не зима, но и весна еще не утвердилась. Природа еще только пробуждается.

Задумывались ли, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом?

Именно запахом! Взгляните на репродукцию картины Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух. Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.

- Рассмотрите репродукцию картины и введите в предложенный текст имена прилагательные. (Текст написан на доске или предложен каждому ученику в распечатанном виде.)

Вот и закончилась … зима. Март! ... солнышко согрело … березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

Список использованной литературы.

1. Б.П. Жуков, В.Т.Шкляров, М.И. Сидоренко. «Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка» . АСТ ,2005 год.

2. Большой фразеологический словарь русского языка. АСТ – Пресс Книга,2006 год.

3.Л.Я.Желтовская, научный руководитель Купалова А.Ю. Учебник «Слово», 2009 год.

4.Д.К. Лопарева «Культорологический аспект изучения фразеологических единиц» .

www. edu – zone. Net

5. Материалы сети интернет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование культуроведческой компетенции при изучении раздела «лексика» (5-6 классы общеобразовательной школы) 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009г. в часов на заседании диссертационного совета ДМ 008.008.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, Москва, ул.
  2. Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

    Самостоятельная работа
    П58 Методика русского языка: самостоятельная работа / учебно-метод. пособие для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 031001 «Филология» / Н.
  3. Учебно-методический комплекс днм. 01 Методика преподавания русского языка в профильных классах Направление

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения русскому языку в профильных классах является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование «Языковое образование.
  4. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  5. Учебно-методический комплекс днм. 01 Методика преподавания русского языка в вузе Направление

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения русскому языку в вузе является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование «Языковое образование.

Другие похожие документы..