Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Золь-гель метод получения и свойства нанодисперсных порошков твердых растворов манганитов квазидвойной системы La0,6Pb0,4MnO3 – Nd0,6(Sr0,7Pb0,3)0,4Mn...полностью>>
'Документ'
Сегодня крупномасштабное вооруженное столкновение цивилизованных стран и их каолиций с использованием регулярных армий не является и не может являтьс...полностью>>
'Методические рекомендации'
Целью данного пособия является ознакомление специалистов, работающих в области спортивной медицины, с современными аспектами и практикой применения с...полностью>>
'Документ'
24-го июня в Малом зале филармонии состоится торжественное открытие IX Международного Фестиваля «Три века классического романса». В традиционно праздн...полностью>>

Программа дисциплины «Методы измерения в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавров Автор Толстова Ю. Н

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет социологии

Программа дисциплины

«Методы измерения в социологии»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавров

Автор Толстова Ю.Н.

untolstova@mail.ru

Рекомендована секцией УМС

__Социология_______________

Председатель

__Ледяев В.Г._______________

«_____» __________________ 200 г.

Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Толстова Ю.Н.

_________________________

«_____» __________________ 200 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

Ученый секретарь

____Надеждина Е.В.___________

«_____» __________________ 200 г.

Москва

Краткая аннотация

Цель курса, адресат

Предлагаемый курс является курсом по выбору для социологов-бакалавров 3-го года обучения. Предполагается, что слушатели знакомы с курсом по общей социологии и основными положениями математической статистистики.

Особенности курса

Курс посвящен описанию известных методов одномерного шкалирования на базе такого понимания социологического измерения, в основе которого лежат идеи репрезентационной теории измерений: измерение – это определенного рода моделирование реальности. Основная цель курса – показать, что такой подход к пониманию измерения весьма конструктивен, побуждает исследователя с самого начала четко формулировать свои априорные содержательные соображения по поводу изучаемого явления. Слушателям также дается четкое представление о том, как выбранный метод анализа тех данных, которые получены в результате измерения, должен сочетаться с типом используемых шкал. Предполагается, что желающие студенты смогут далее продолжить свое образование в области методов измерения в курсах «Методы измерения в социологии-2» (для бакалавров 4-го курса, специализирующихся в области методов) и «Методы измерения в социологии – 3» (для студентов магистратуры).

Тематический план учебной дисциплины

№№

Название раздела, темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел I. Проблема социологического измерения и возможные подходы к ее решению

1

Проблема измерения в социологии: общее представление

5

1

4

2

Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии

5

1

4

Раздел II. Одномерное шкалирование как попытка совмещения положительных сторон «мягкого» и «жесткого» подходов к сбору данных

3

Шкала Терстоуна для измерения установки

11

1

2

8

4

Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы

20

2

2

16

5

Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана

13

1

4

8

6

Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)

11

1

2

8

7

Семантический дифференциал. Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации

11

1

2

8

Раздел III. Репрезентационная теория измерений с точки зрения потребностей социологии

8

Роль формализма в осмыслении понятия социологического измерения

5

1

4

9

Основные понятия репрезентационной теории измерений. Формальное определение измерения

7

1

2

4

10

Уровни измерения. Значение их выделения для социолога

5

1

4

11

Задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений. Их актуальность для социологии

5

1

4

12

Причины недостаточности для социологии формализма репрезентационной теории измерений. Возможность его адаптации к потребностям социологии ("смягчение" формализма)

5

1

4

13

Роль содержательных концепций социолога

при осуществлении измерения и определении типа шкалы. Возможность их учета при адаптации формализма

5

1

4

Итого

108

14

14

80

Базовый учебник

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ, 2007

Формы контроля:

  • текущий контроль – оценка работы слушателей на семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль – написание эссе, объема 10-15 страниц текста;

  • итоговый контроль – зачет (в форме устной беседы с преподавателем).

Итоговая оценка складывается из оценки преподавателем работы студента на семинарских занятиях (10%), оценки эссе (30%), результатов собеседовании на зачете (60%).

Содержание программы

Раздел I. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ

Т е м а 1. Проблема измерения в социологии: общее представление.

Разнородность имеющихся в литературе результатов, касающихся теории социологического измерения (от чисто содержательных рекомендаций по построению анкеты до полностью формализованных, математизированных идей теории измерений). Обещание дать в курсе основания для построения упомянутой теории.

Непригодность для социологии "классического" понимания измерения, основанного на предположении о существовании единицы измерения.

Понятие признака. Установочные и оценочные шкалы. Общие представления о номинальных, порядковых, интервальных шкалах.

Проблемы измерения признака: неадекватность традиционной интерпретации значений большинства признаков содержательному характеру многих социологических задач; проблемы размерности и существования признака. Зависимость решения этих проблем от "взаимодействия" элементов триад <респондент, инструмент измерения, исследователь>, <стимул, отклик, респондент>; от представлений исследователя о том, что происходит в сознании респондента при ответе на предлагаемые ему вопросы и о том явлении, для изучения которого осуществляется измерение; от целей исследования.

Латентные и наблюдаемые переменные. Проблема измерения латентной переменной в социологии. Общий подход к шкалированию: переход от наблюдаемых данных к латентным на базе использования модели "механизма", связывающего одно с другим. Модель восприятия.

"Приборные" измерения в социологии. Относительность, субъективность представлений о типе шкалы.

Нечисловые измерения. Проблема выбора способа анализа результатов измерения. Ее связь с интерпретацией результатов измерения.

Выделение главных задач, решаемых социологом на этапе измерения: поиск адекватного способа измерения; правильная интерпретация его результатов (с учетом используемой модели восприятия и целей исследования); поиск адекватного способа анализа данных.

Основная литература: [1, с. 9-27]1

Дополнительная литература: [17, 29, 51]

Т е м а 2. Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии

(Тема по существу является раскрытием логики построения всего курса. Цель - дать студентам возможность сознательного восприятия всего фрагмента.)

Наши ограничения: рассмотрение только таких подходов, которые (а) в той или иной мере используют математический аппарат; (б) касаются получения информации только от респондента и только на основе непосредственного его опроса. Обоснование отказа от рассмотрения ряда важных фрагментов развития теории социологического измерения, например, изучения вопроса анкеты как инструмента получения эмпирических данных.

20-е годы нашего века как начало серьезной рефлексии социологов по поводу используемого ими инструментария. Обострение необходимости решения проблем, возникающих при анкетных опросах, обусловленное массовостью таких опросов.

"Мягкие" и "жесткие" ("качественные" и "количественные") методы сбора данных. Краткая история их использования в социологии. Достоинства и недостатки каждого подхода. Недостатки терминологии. Коллизия между "мягкими" и "жесткими" методами сбора данных как основное противоречие, приведшее к получению многочисленных результатов, связанных с измерением в социологии. Соответствующее этому взгляду основание построения курса. Необходимость отслеживания того, какой фрагмент реальности отображается в математическую модель при измерении как второе основание курса.

Основные направления развития положений, связанных с социологическим измерением: одномерное шкалирование (будет раскрыто в разделе II), изучение общих представлений об измерении в социологии и построение на этой основе соответствующего формализма (раздел III), типология социологических данных (раздел IY), многомерное шкалирование.

Обсуждение гносеологического статуса всех используемых моделей измерения. Попытки избавиться от трудно проверяемых предположений. Анализ более глубоких причин специфики социологических переменных (раздел Y). Возможность распространения на социологию результатов метрологии (раздел YI).

Основная литература: [1, с. 28 – 39]

Дополнительная литература: [5, 24, 63]

Раздел II. ОДНОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ КАК ПОПЫТКА СОВМЕЩЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН "МЯГКОГО" И "ЖЕСТКОГО" ПОДХОДОВ К СБОРУ ДАННЫХ

Т е м а 3. Шкала Терстоуна для измерения установки

Социально-психологические предположения метода: рассмотрение установки как степени эмоциональной напряженности отношения респондента к предмету установки; соответствие установке латентной переменной, проявляющейся в "поведении" респондента: его ответах на определенные вопросы. Понятие психологического континуума. Прямая линия как его геометрическая модель.

Описание техники получения шкалы. Формирование суждений. Предъявляемые к ним требования. Построение оценочной шкалы как первый этап построения искомой установочной шкалы. Роль и смысл репрезентативности и однородности множества судей. Форма и цель их опроса. Принципы определения весов суждений и выделения тех из них, которые будут служить основанием для строящейся шкалы.

Анализ используемых при реализации метода предположений о восприятии респондентом разных суждений. Геометрическая модель шкалы. "Равноправие" точек, отвечающих респондентам и точек, отвечающих суждениям (подготовка студентов к восприятию одномерного и многомерного развертывания). Распределения, отвечающие отдельным респондентам и суждениям .

Тип получающейся шкалы. "Цена" возможности расценивать шкалу как интервальную. Неоднозначность полученных чисел. Отличие полученной шкалы от числовой.

Основная литература: [1, с. 4-68; 2, с. 35-37; 3, с. 180-185]

Дополнительная литература: [13, с. 126-130; 17, с. 71-81; 29, с. 104-107; 36, с. 241-244]

Т е м а 4. Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы

Метод парных сравнений как метод сбора данных. Отличие получаемых с его помощью данных от данных, собираемых более традиционными методами (например, с помощью ранжировки объектов). Его преимущества по сравнению с традиционными подходами. Проблемы, встающие при построении на его основе оценочных шкал: необходимость обеспечения однородности совокупности респондентов; случаи нетранзитивности и симметричности при сравнении объектов в паре; наличие затруднений при ответах респондентов (невозможность сравнения отдельных объектов друг с другом, различная степень уверенности в превосходстве одного объекта над другим). Многомерность строящейся шкалы как одно из объяснений появления нетранзитивности и симметричности.Интерпретация частот, отвечающих количеству респондентов, предпочитающих один объект другому; гипотезы о связи этих частот с искомыми шкальными значениями.

Модели Терстоуна. Анализ содержательного смысла предположений о "поведении" респондента: "плюрализм" мнения респондента о каждом рассматриваемом объекте, предположение о нормальности соответствующего распределения и трактовка его характеристик, соотношение распределений, отвечающих разным респондентам и объектам. Понятие однородности совокупности респондентов. Требование однородности как общий методологический принцип использования математических методов в социологии.

Получение системы уравнений для искомых шкальных значений. Ее переопределенность. Метод наименьших квадратов, его роль в статистике и социологии, использование для решения найденной системы. Факторы, обусловливающие интервальность получаемой шкалы.

BTL-модели. Общий вид простейших предположений и их содержательный смысл. Главная цель рассмотрения этих предположений - показать, что подход Терстоуна - не единственно возможный способ формализации естественных содержательных представлений о связи наблюдаемых данных (матриц парных сравнений) с латентными (искомыми шкальными значениями сравниваемых объектов). Требование параллельного применения нескольких методов для решения одной и той же задачи как общий методологический принцип использования математических методов в социологии.

Иллюстрация значимости для социологии BTL-моделей: указание возможности перехода к соответствующей формальной схеме при попытке сравнения двух признаков посредством выбора каждым респондентом наиболее оптимальной для него пары их значений.

Основная литература: [1, с. 69-91; 2, с. 37, 47-51]

Дополнительная литература: [15; 17, с. 56-62; 32, с. 75-81; 36, с. 239-241; 43, с. 73-74]

Т е м а 5. Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана

Главный принцип построения тестов: наблюдаемые переменные, отвечающие одной латентной, должны быть связаны. Эта связь объясняется действием латентной переменной. Факторный анализ как формализация теории тестов, его принципиальная схема.

Построение социологических индексов как наиболее часто использующийся социологами способ измерения латентной переменной. Вопросы, встающие при построении индексов: существование одномерного континуума; выбор наблюдаемых признаков для агрегации их в индекс, определение вида зависимости индекса от агрегируемых признаков, определение уровня измерения индекса (уровень измерения пока понимается интуитивно).

Измерение установки методом Лайкерта. Вид наблюдаемых признаков. Способы получения ответов на поставленные выше вопросы. Вид критерия согласованности ответов на вопросы анкеты. Его смысл и роль.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Многомерное шкалирование» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавров Автор Толстова Ю. Н

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины - Формирование у студентов представления о принципах многомерного шкалирования, - современного подхода к анализу данных, позволяющего осуществлять поиск того пространства, в котором респондент представляет себе объекты
  2. Практикум по методам социологического исследования Для направления 040200. 62 "Социология"

    Практикум
    Цель проведения занятий в рамках настоящей программы – дать возможность студентам второго курса бакалавриата написать курсовую работу по методам, предусмотренную учебным планом.
  3. Программа дисциплины "Анализ социологических данных 1"

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины "Анализ социологических данных - 1" для направления 040200.
  4. Автор программы: Кутлалиев А. Х. Рекомендована секцией умс

    Документ
    По итогам курса студент пишет конкурсную работу. Конкурсная работа сдается за 2 недели до окончания курса (середина 3-го модуля). Оценка за конкурсную работу выставляется на последнем занятии.
  5. Автор программы: Даудрих Н. И. Рекомендовано секцией умс социология

    Документ
    Письменный экзамен за курс проходит на последнем занятии. Экзаменационный билет включает 3 вопроса: 2 по теоретическому материалу курса и 1 практическое задания на применение полученных знаний.

Другие похожие документы..