Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Сообщения о постоянном снижении курса единой европейской валюты стали лейтмотивом лент финансовых новостей в последнее время. C тех пор как в условия...полностью>>
'Программа'
Самая распространенная "легкая" программа начального уровня по управлению проектами со стандартным офисным интерфейсом. Во многих компаниях ...полностью>>
'Конкурс'
День Победы – наиболее чтимый в народе государственный праздник. Традиционным стало участие школьников в подготовке и проведению этого праздника на б...полностью>>
'Документ'
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Погасло дневное светило…», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Поэту», «…Вновь я пос...полностью>>

Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ОХЛОПКОВ ВАСИЛИЙ ЕГОРОВИЧ

Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона

(на примере Республики Саха (Якутия)

Специальность 22.00.04. – социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Москва, 2004

Работа выполнена на кафедре социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Бойков Владимир Эрихович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор,

член- корреспондент РАН

Тощенко Жан Терентьевич

доктор философских наук, профессор

Жовтун Дмитрий Тимофеевич

доктор социологических наук, профессор

Фетисов Эдуард Николаевич

Ведущая организация: Институт социологии РАН

Защита состоится 24 июня 2004 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, ауд. 2004.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан «___» мая 2004 г.

Ученый секретарь Л.В. Князева

диссертационного совета

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Социальные институты, являясь формами социальных практик задают «правила игры» в обществе, организующие взаимоотношения между людьми. Институциональные изменения определяют тип общества, развиваются во времени и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен 1. Социальные институты будучи своеобразным каркасом общества, непосредственно влияют на процессы социальной стратификации, на формирование новых социальных групп.

Главной особенностью современного состояния российского общества является его переходное состояние. В связи с этим проявляется огромный научный и практический интерес к регулятивной функции и управленческому потенциалу социальных институтов как основных факторов, влияющих на перемены в модели социальной стратификации в нашей стране и конкретных регионах.

Определенные проблемы существуют и в теоретическом осмыслении модернизации социальных институтов, их адаптации к современным социально-экономическим условиям. Трансформация социальной структуры обуславливает необходимость разработки инструментария для повышения уровня жизни населения страны. Своевременное решение проблемы эффективности социальных институтов в настоящее время рассматривается и в контексте становления гражданского общества. Актуальность изучения регулятивной роли социальных институтов в значительной мере обусловлена тем, что назрело противоречие между их значением и практикой государственного управления, оторванной от сложившейся институциональной базы социальных взаимоотношений в обществе.

Существенного усовершенствования требует модель государственного регулирования рынка труда, организационно-экономическая модель подготовки кадров и управления человеческим потенциалом региональных сообществ. В частности, немаловажное значение в социализации личности, формировании человеческого капитала страны имеет система подготовки кадров высшей квалификации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

– во-первых, необходимостью уточнения теоретико-методологических и методических основ социологического анализа влияния социальных институтов на процессы социальной стратификации современного российского общества;

– во-вторых, на потребности в разработке концепции институционального регулирования социальной структуры современного российского общества;

– в-третьих, необходимостью определения возможностей модернизации существующих социальных институтов в целях их более эффективного использования для регулирования социальной структуры общества;

– в-четвертых, потребностью в разработке и уточнении системы подготовки кадров высшей квалификации, как одной из подсистем общества, непосредственно влияющей на социальную структуру региональных сообществ.

Степень разработанности проблемы

Значительная часть исследователей в трактовках социальной структуры акцентирует внимание на роли экономических институтов, а в особенности на институте собственности. По имущественному критерию определяется дифференциация общества на социальные классы в трудах Платона, М. Агриппы, Г.А. Саллюстия, Ж. Мелье, Вольтера, Г. Рейналя и В.Консидерана. Деление общества на классы с использованием таких критериев, как отношение к средствам производства и место в общественном разделении труда, было характерно для В. Зомбарта. Он выделял юнкерство, буржуазию, мелкобуржуазное мещанство и пролетариат. Российский социолог М.М.Ковалевский выделял в социально-классовой структуре современного ему российского общества: 1) городской и сельский пролетариат; 2) крестьян-общинников; 3) сельское духовенство; 4) мелких собственников и 5) купцов с промышленниками.

М.И. Туган-Барановский выделял аристократию (землевладельцев), класс буржуазии, класс пролетариата с включением мелкой буржуазии и крестьянства. Подобным же критерием в оценке социальной структуры общества руководствовался О. Аммон. Так же по отношению к средствам производства была основана социально-классовая структура у Ж.-Т. Рейно, П. Леруа, П.Ж. Прудона. Эти исследователи рассматривали структуру общества, как совокупность классов: рабочего класса и капиталистов, работников и хозяев, пролетариата и буржуазии, трудового класса и капиталистов. Более простую структуру имело классовое построение у Э.Б. Кондильяка: собственники и наемные рабочие. Ф. Кене дифференцировал общество на классы собственников, производительный и класс бесплодный, непроизводительный.

К. Маркс, исходя из отношений к средствам производства, выделял три класса: землевладельцы, капиталисты и рабочие. Вместе с этим, К. Маркс отмечал важность рассмотрения социальной структуры общества с учетом многообразия социальных институтов 1. В работе «К критике гегелевской философии права» он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не абстракции, а социальные формы существования человека 2. Исторический анализ социальных институтов дан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

В период становления многоукладности организационно-правовых форм предприятий институт собственность играет одну из определяющих ролей в изменении модели социальной стратификации.

Другой концептуальный подход в рассмотрении влияния социальных институтов на общественную стратификацию выражается в выдвижении во главу угла феномена власти. Гельвеций и Сен-Симон, в качестве критерия дифференциации общества на классы, определяли наличие или отсутствие властных полномочий и соответствующих прав отдельного индивида или группы. Использование двух критериев: имущественного и правового для характеристики социальной структуры общества встречается у различных исследователей.

Вебер считает, что класс – это люди, находящиеся в одинаковой социальной ситуации 1, дифференцируют структуру такие факторы, как «собственность», «престиж» и «власть».

Р. Дарендорф считал, что именно борьба за власть, а не за средства производства становится одним из факторов регуляции социальных отношений. Он дифференцировал понятие «власть» на два производных: «авторитет» и «харизма», взаимоотношение которых определяют особенности социальных отношений и социальную структуру общества.

Одним из первых социологов, указавшим на взаимосвязь совокупности социальных институтов и социальной структуры общества, является Г.Спенсер. Социальные институты он определяет как механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

В дальнейшем, институциональный подход развивался в трудах таких ученых, как Т.Веблен, У. К. Митчелл, Д. М. Кларк, Д. Коммонс, У. Гамильтон2. Логически институционалисты вывели закономерность: когда обычаи распространяются по всему обществу, – возникают институты, в свою очередь укрепляющие обычаи. Именно институты согласовывают человеческую деятельность, сохраняя ее постоянство через поколения.

«Новейший институциональный подход» представлен в трудах Д. Норта, Дж. Ходжсона 3. В последние десятилетия в рамках институционализма начал развиваться подход, рассматривающий институты в комплексе, без доминирования экономического подхода.

Российские исследователи в качестве факторов трансформации рассматривают комплекс социальных институтов. Появление многофакторных концепций в характеристике социальной структуры общества обусловило становление нового – стратификационного подхода.

Проблеме трансформации социальной структуры и становления новой модели социальной стратификации современного российского общества посвящены труды А.Л. Арутюнян, Ю.В. Арутюняна, Л.А. Беляевой, З.Т.Голенковой, Н.С.Ершовой, Т.И. Заславской, Г.И. Осадчей, И.И.Подойницыной, В.В.Радаева, Н.М. Римашевской, М.Н. Руткевича, А.Г.Симакова, В.Б. Тихомирова, Н.Е. Тихоновой, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядова 1.

Н.М. Римашевская и И.А. Дискин, при исследовании проблемы трансформации социальной структуры современного российского общества, используют такой критерий, как «степень адаптированности людей к новым экономическим и социальным реалиям, осознание своих интересов» 2. В стратификационной структуре они выделяют пять слоев.

Управленческие основы регулирования трансформации социальной структуры изложены в трудах О.А. Уржа 3.

Большое значение для диссертационного исследования имел ряд трудов, посвященных проблеме социально-экономических проблем модернизации образования 4.

Наличие значительного количества работ, в которых рассмотрены особенности трансформации социальной структуры, создает определенную основу для качественно нового понимания концепции институционального регулирования модели социальной стратификации региона. Это касается разработки проблем модернизации социальных институтов, сокращения издержек взаимодействия при качественном повышении уровня человеческого капитала, снижения поляризации населения по уровню доходов, достижения адекватного состояния системы подготовки кадров.

Наиболее актуальными научно-практическими проблемами являются модернизация социальных институтов, совершенствование модели прогнозирования социальной структуры, мониторинга взаимодействия института государственной власти с другими социальными институтами, в том числе с системой подготовки кадров. В прямой постановке вопросы разработки теоретических и методологических аспектов институционального регулирования социальной структуры населения региона во взаимосвязи с социологическим анализом не предпринимались.

В настоящей диссертации социальные институты рассматриваются как регуляторы социальной стратификации, разработаны инструменты модернизации региональной системы подготовки кадров высшей квалификации на основе институционального подхода.

Диссертационное исследование направлено на обобщение теоретико-методологического и программно-методического арсенала модернизации социальных институтов как основы разработки нового институционального подхода к регулированию социальной стратификации населения региона.

Цель исследования: дальнейшая разработка концепции и определение механизмов институционального регулирования трансформации социальной структуры региона.

Задачи исследования:

– уточнение теоретико-методологических основ социологического анализа трансформации социальной структуры;

– усовершенствование критериев и показателей трансформации социальной структуры населения региона;

– разработка программно-методического инструментария институцио-нального регулирования социальной структуры;

– разработка модели совершенствования институционального регулирования социальной стратификации региона.

Объект исследования: социальная структура общества как совокупность социальных групп и социальных институтов.

Предмет исследования: социальные институты как регуляторы социальной структуры населения региона.

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретической основой является критическое осмысление доктрин и идей научных школ и отдельных теоретиков социологической науки, относящихся к предмету исследования.

Методологической основой является:

– институциональный подход в социологии (Т.Веблен, У. Гамильтон, Д.М.Кларк, Д. Коммонс, Р. Коуз, У. К. Митчелл, Р. Нельсон, Д. Норт, М. Олсон, Р. Познер; О. Уильямсон, С. Уинтер, Д. Ходжсон, Т. Эггертссон) и посвященные ему труды в России (О.Э.Бессонова, В.М. Быченков, В.Я. Гугняк, С.Г. Кирдина, Т.И. Заславская, В.В. Радаев);

– методологические положения концепции модернизации (Р.Бендикс, М.Вебер, Э. Дюркгейм, В.К. Левашов, Н.Н. Моисеев, Т. Парсонс и др.);

– принципы структуризации (З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов и др.);

– комплексный социологический подход (В.Э. Бойков, Ю.В. Волков, В.Г. Гречихин, М.Н. Руткевич, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Е.П. Тавокин, О.Ф.Шабров);

– деятельностный подход (Ю.П. Аверин, Л.Н. Москвичев, В.П. Попов, Т.С. Сулимова, Л.Д.Чернышова)

Диссертационное исследование основывается на современном исследовательском материале, монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, посвященных процессу трансформации социальной структуры, проблемам административной реформы и модернизации системы подготовки кадров высшей квалификации.

Автором использован комплекс идей и синтез различных подходов и методов социологического и экономического анализа. Это позволило углубить теоретическую значимость разработанной концепции институционального регулирования социальной структуры и повысить эффективность реализации программы модернизации социального института.

Эмпирическая база исследования

Значительная часть обозначенных в работе теоретических положений опирается на данные социологических исследований, проведенных лично автором или при его непосредственном участии. Наиболее значимые среди них:

– результаты социологического исследования «Социальная структура Российской Федерации: состояние, тенденции трансформации и предпосылки формирования среднего класса», проведенного Социологическим центром РАГС при Президенте РФ. (с участием автора) в июне 2003 г. по репрезентативной многоуровневой квотной выборке, представляющей основные социально-демографические группы общества (руководитель – д.филос.н. В.Э. Бойков). Опрошено около 806 человек (в 5 регионах страны);

– результаты социологического исследования «Государственная служба и гражданское общество в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ», проведенного Социологическим центром РАГС в сентябре 2003 г., опрошено 1500 человек по репрезентативной выборке (руководитель – д.филос.н., профессор В.Э.Бойков);

– результаты социологического опроса «Развитие сельского хозяйства в Якутии: состояние и перспективы», проведенного в Усть-Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) в апреле 1999 г. по квотной выборке. Опрошено 250 человек (руководитель – В.Е. Охлопков);

– результаты экспертного опроса «Институциональные основы системы подготовки кадров высшей квалификации в Республике Саха (Якутия): состояние и перспективы» (руководитель – В.Е. Охлопков). Опрошено 150 ведущих экспертов: руководителей, главных и ведущих специалистов министерств и ведомств, системы подготовки кадров высшей квалификации в Республике Саха (Якутия), региональных центров занятости.

– основные положения «Программы модернизации организационно-экономической модели подготовки кадров за пределами Республики Саха (Якутия) до 2007 г.» (2003 г.). Были проведены: анализ документов, интервью и
анкетный опрос специалистов, замещающих главные, ведущие и должности в ведомствах Якутии, модернизация модели управления ведомством. Методика исследования разработана автором (руководитель – В.Е. Охлопков).

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна

Научная новизна диссертации состоит в разработке и апробации авторской концепции институционального регулирования социальной структуры современного российского общества. В соответствии с этим:

- определена сущность социальных институтов как регуляторов социальной структуры, произведен анализ генезиса и современного состояния изучения понятия «социальный институт», его роли и влияния на трансформационные процессы в обществе. Переосмыслена роль социальных институтов как регуляторов общественной жизни и определены основные пути и механизмы регулирования модели социальной стратификации.

Сущность социальных институтов заключается в создании правил, норм, под влиянием которых структурируется современное общество. Модель социальной стратификации населения в значительной мере связана с характерными особенностями существующих социальных институтов. Трансформация социальной структуры в большинстве случаев происходит под влиянием институциональных изменений. Оптимальной формой регулирования социальной стратификации является институциональное регулирование;

– теоретически осмыслена взаимосвязь изменений социальных институтов и смены модели социальной стратификации в переходный период в нашей стране. В частности, определено, что одним из основных факторов изменения модели социальной стратификации является смена социальных институтов как своеобразного каркаса общества, структурирующего иерархию социальных групп и взаимоотношений между ними;

– разработаны унифицированные критерии и показатели трансформации социальной структуры с точки зрения институциональных изменений. Исходя из двуединой сущности социальной структуры (социальная стратификация и социальные институты), в качестве стандартизированного критерия трансформации предложены институциональные изменения, а показателями являются – качество и степень изменений;

– проведен анализ современного состояния и динамики социальных институтов российского общества на региональном уровне, определено непосредственное влияние институциональных изменений на трансформацию социальной структуры населения конкретного региона – Республики Саха (Якутия). Определено, что в период реформирования экономической системы снизилась эффективность функционировании социальных институтов.

– изучены основные тенденции и особенности институциональных изменений, их взаимосвязь с предшествующим периодом и предпосылки их развития в перспективе. Выявлен определенный дисбаланс между нормативными функциями социальных институтов и их реализацией на практике. В результате многократно повысился уровень издержек взаимодействия (трансакционных издержек);

– осуществлено историко-социологическое исследование состояния и динамики модели социальной стратификации в Республике Саха (Якутия). Смена модели социальной стратификации представлена во взаимосвязи с изменениями социальных институтов: государственно-правовых, экономических, политических и образования. Определены характерные изменения модели социальной стратификации на региональном уровне;

- разработаны методологические основы взаимодействия Правительства Республики Саха (Якутия), республиканской системы подготовки кадров высшей квалификации и рынка труда для снижения трансакционных издержек в процессе качественного повышения уровня человеческого капитала региона в контексте прогнозирования и институционального регулирования модели социальной стратификации на региональном уровне;

– дано обоснование основных принципов разработанной и апробированной автором программы модернизации организационно-экономической и правовой модели взаимодействия системы подготовки кадров высшей квалификации, органов государственного управления Республики Саха (Якутия) и регионального рынка труда;

- представлен анализ эффективности комплекса мероприятий, проведенных на основе практических рекомендаций автора по модернизации социального института в контексте оптимизации процессов социальной стратификации общества Якутии.

Надежность и достоверность основных результатов диссертационного исследования

Надежность научных положений определяется репрезентативностью выборок всероссийских и региональных исследований, сопоставимостью применяемых методик сбора эмпирических данных (опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа документов, экспертного опроса) и технологий модернизации государственных учреждений, а также корректным применением методов количественной и качественной обработки информации.

Научные выводы и основные положения авторской концепции послужили основой при разработке законодательных актов Республики Саха (Якутия) по проблемам кадровой политики, регулирования рынка труда; критерии, предложенные автором, способствовали усовершенствованию статистических, отчетных и учетных материалов отдельных ведомств, вошли в нормативно-методические, аналитические и инструктивные материалы органов власти республиканского уровня.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

Диссертационное исследование направлено на разработку теоретико-методологических основ институционального регулирования социальной структуры на региональном уровне; теоретических положений трансформации социальной структуры; обоснование методов государственных институционального регулирования социальной стратификацией региона; совершенствование понятийно-категорийного аппарата, разработку критериев эффективности институционального регулирования социальной структуры. Разработанные автором методика, критерии и показатели могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем институционального регулирования социальной структуры.

Практическая значимость исследования состоит в формулировании и обосновании принципов государственного институционального регулирования социальной структуры. Основываясь на теоретических выводах диссертации и разработанной в ее рамках концепции, на региональном уровне была создана модель институционального регулирования процессов социальной стратификации.

Основные положения и выводы диссертации были использованы:

– в обосновании экономических аспектов Закона Республики Саха (Якутия) «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Саха (Якутия) и их закреплении по месту работы»;

– при модернизации организационной модели Департамента при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров.

– при совершенствовании организационно-экономической модели трудоустройства выпускников вузов Республики Саха (Якутия).

Разработанные автором концепция и модель модернизации организационно-экономических основ взаимодействия рынка труда и системы подготовки высшей квалификации региона может быть использована в комплексе мероприятий по оптимизации социальной стратификации других субъектов Российской Федерации.

Унифицированные критерии эффективности институциональных изменений позволят в перспективе прогнозировать трансакционные издержки государственных мероприятий.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в ряде выступлений автора на научно-практических конференциях в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова; на заседаниях Правительства Республики Саха (Якутия); на международном коллоквиуме «Социальные трансформации» 31 декабря 2003 г. в г. Смоленске.

В практическом плане – основные положения диссертация и концептуальная модель институционального регулирования социальной структуры региона прошли апробацию в Республике Саха (Якутия). При непосредственном участии автора усовершенствованы основные управленческие подходы к государственному регулированию рынка труда Якутии, включая:

– прогнозирование потребности в специалистах по конкретным отраслям, взаимодействие ведомств, курирующих рынок труда и систему подготовки кадров;

– внедрение авторской концепции институционального регулирования системы подготовки кадров, результатом реализации которой стало существенное снижение трансакционных издержек при управлении человеческим капиталом Якутии;

– разработанный и внедренный в практику механизм трудоустройства выпускников вузов в отрасли народного хозяйства, включая: усовершенствование существовавшей модели межведомственного взаимодействия, мониторинг трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности выпускников вузов, модель защиты государственных инвестиций в систему подготовки кадров Якутии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, девяти глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия))

    Автореферат
    Защита состоится «10» июня 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета К212.306.06 при ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  2. Формирование региональной инновационной системы в северном приграничном регионе (на примере Республики Карелия)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 декабря 2011 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.079.01 в Институте проблем региональной экономики Российской академии наук по адресу: 190013 г.
  3. Информационная политика региональных органов власти как инструмент политической коммуникации (на материалах республики саха (якутия)) 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии

    Автореферат
    Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН.
  4. Публикации 2009 года монографии

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  5. Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период

    Книга
    Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период: Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 70-летнему юбилею первого Президента Республики Саха (Якутия) М.

Другие похожие документы..