Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
елефон 1 телефон ффакс сайт электронная почта Р уководитель: д олжность ФИО В иды деятельности и краткое описание: о сновной прочие П редприятие (инд...полностью>>
'Документ'
Ще у минулому сторіччі аксіомою стало висловлювання про те, що будь–яка наука досягає своєї досконалості лише тоді, якщо для власних потреб використо...полностью>>
'Документ'
Тема: « Структура и содержание государственного образовательного стандарта и модернизированной образовательной программы по русскому языку для 5-9 кл...полностью>>
'Документ'
Алмонда. Классические и современные теории политической власти. Политическая эпистемология, политическая теория, политическая наука: основы взаимосвя...полностью>>

Учебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное Минск Право и экономика 2001

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.Н. Бибило

ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В ЮРИДИЧЕСКИХ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ

Минск

2001

В.Н. Бибило

ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В ЮРИДИЧЕСКИХ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ

Учебное пособие

Издание второе,

переработанное и дополненное

Минск

Право и экономика

2001

Рецензенты:

Л.Г. Кирилюк

кандидат педагогических наук, доцент.

Н.А. Гусева

главный библиограф Национальной библиотеки Беларуси.

Бибило В.Н. Организация обучения студентов в юридических высших учебных заведениях: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – Минск: Право и экономика, 2001. – с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы организации обучения студентов в высших учебных заведениях юридического профиля, характеризуются основные элементы учебного процесса, содержатся сведения о методике подготовки студентами курсовой и дипломной работы.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических учебных заведений, а также лиц, имеющих отношение к методике преподавания юридических учебных дисциплин и организации учебного процесса в юридических вузах.

ВВЕДЕНИЕ

Главным в подготовке специалистов с высшим юридическим образованием является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо отказаться от такой системы обучения, при которой учебная деятельность сводится только к процессу передачи знаний по преподаваемым учебным дисциплинам. Более эффективным может быть такое обучение, которое на первый план выдвигает не столько репродуктивную, воспроизводящую, сколько продуктивную, творческую деятельность, в ходе которой будущий специалист, наряду с тем, что усваивает готовые знания, еще и создает новые. Если преподаватели и студенты-юристы займут такую личностную позицию, выработают новое отношение к знаниям – не потребительское, а творческое, – можно говорить о создании внутренней предпосылки: готовности к конструктивному изменению системы обучения.

Условия получения юридического образования в разные исторические эпохи менялись.

Учебная деятельность в вузах юридического профиля должна быть организована с учетом специфики правоприменительной деятельности. Обучение по своей природе коллективно. В его структуре важная роль придается разнообразным формам взаимодействия преподавателей со студентами и студентов друг с другом, без поддержания и творческого развития которых результат обучения не может быть оптимальным.

Среди форм, обеспечивающих надлежащее обучение в вузе юридического профиля, являются такие звенья аудиторных и внеаудиторных занятий, как лекции, практические и семинарские занятия, коллоквиумы, экзамены и зачеты, консультации, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ и т.д.

Нормальному ходу учебного процесса должен способствовать контроль со стороны деканата, кафедр и учебно-методической комиссии, формируемой Ученым советом факультета и состоящей из наиболее опытных преподавателей. Они в пределах своего статуса, с учетом конкретного характера учебных занятий, призваны следить за учебным процессом, а в случае выявления недостатков — соответствующим образом реагировать на них.

Основная цель данного учебного пособия показать, что оптимизация учебного процесса в юридических высших учебных заведениях возможна только в случае взаимной готовности преподавателей и студентов к улучшению качества и эффективности юридического образования. Знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе обучения, будут использоваться ими в своей профессиональной юридической деятельности.

1. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Под учебными программами обычно понимается составленная специалистом подборка тем по определенной учебной дисциплине, определение целей и задач ее изучения, а также перечень соответствующих литературных источников и нормативно-правовых актов. Задача преподавателей состоит в последовательном ознакомлении студентов с программами, а задача студентов – в освоении их содержания.

Однако если взглянуть на понятие учебных программ с более широких позиций, то программа – это подбор информации.

В системе обучения важную роль играет учебник. Некоторые преподаватели в своей деятельности руководствуются не столько программами учебных дисциплин, сколько учебниками, поскольку в них изложены базовые знания. Но надо учитывать, что одних их недостаточно для освоения учебного курса. Преподаватель должен привнести свое понимание изучаемой науки.

Разработка программы учебной дисциплины – это не столько перечисление тематики лекций и семинарских занятий, сколько программа деятельности преподавателя и студентов для освоения учебного курса или спецкурса. В определенной мере содержание учебной дисциплины произвольно и зависит от многих факторов, в частности от теоретической концепции системы обучения в юридическом вузе, на которую должны опираться составители программ, от социально-политической обстановки, сложившейся в государстве и обществе. Но независимо от этих условий, только частично модифицирующих содержание высшего юридического образования, можно назвать такие универсальные критерии, которые необходимо учитывать при составлении учебных программ, как состояние юридической науки, степень развития законодательства и практики его применения, возможности студентов в освоении программы.

Желательно, чтобы каждый преподаватель имел свою программу преподаваемого курса или спецкурса. Эти программы должны быть обсуждены и утверждены на заседании кафедры. Содержание программ должно соответствовать образовательным стандартам соответствующей учебной дисциплины. В образовательных стандартах устанавливается тот объем знаний по изучаемому предмету, который необходим для того, чтобы студент мог быть аттестован на экзамене, чтобы можно было сделать вывод, что он усвоил данный учебный курс. Если по преподаваемой учебной дисциплине предусмотрены семинарские (практические) занятия, а также зачет или экзамен, то следует подготовить учебно-методический комплекс, который в структурном отношении должен включать: 1) общие рекомендации по изучению курса (определить цели изучения предмета, его место в системе других учебных дисциплин и т.д.); 2) тематический план лекций и семинарских (практических) занятий с указанием количества часов; 3) программу курса (реферативное описание содержания курса по темам); 4) нормативно-правовые акты и учебную литературу, рекомендуемую ко всем темам курса; 5) планы семинарских (практических) занятий; 6) вопросы к зачету; 7) вопросы к экзамену. Для студентов заочной формы обучения учебно-методический комплекс должен включать тематику контрольных работ.

2. ЛЕКЦИИ

Лекции являются основной формой учебных занятий в вузе. Выбор форм, методов и приемов чтения лекций во многом зависит от специфики преподаваемой учебной дисциплины и состава студенческой аудитории. Лекции позволяют преподавателю дать системное изложение предмета. Они обладают большой силой воздействия, свойственной живому слову. В них предполагается отражение того ценного и нового, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и того, что еще не нашло отражения в учебниках. Лекции содержат сведения, почерпнутые из большого числа различных источников. Для приобретения тех же знаний без лекций студентам пришлось бы тратить намного больше времени.

Лекции имеют свои способы развития самостоятельного мышления студентов. Они показывают, как лектор ищет и находит истину, поднимает дискуссионные вопросы, учит тому, как обосновать свою точку зрения.

Лекции – это теоретическая основа для самостоятельной работы студентов, цель которой состоит в пробуждении у них интереса к самостоятельному труду. Каждая лекция является необходимым звеном в системе определенной учебной дисциплины, выпадение которого не будет способствовать целостному представлению об изучаемой науке. Для того чтобы достичь целей, преследуемых слушанием лекций, нужна подготовка студентов к предстоящей лекции. Учебный материал усвоится лучше, если он будет связан с предыдущим. Поэтому каждому студенту очень важно приучить себя перед новой лекцией обращаться к просмотру предыдущего материала. От того, как студент подготовился к восприятию лекции, во многом будет зависеть ее эффективность. Когда аудитория намерена получить не отрывочные сведения, а систематизированные знания, она руководствуется интеллектуально-познавательными мотивами и внутренне предрасположена воспринимать нужную ей информацию, настроена на диалог.

Что же включает в себя подготовка студента к лекции, читаемой преподавателем по изучаемой учебной дисциплине? Это прежде всего просмотр записей предыдущей лекции по конспекту; ознакомление с содержанием нормативно-правовых актов, о которых шла речь в предыдущей лекции; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции по имеющимся программам и учебной литературе по этой дисциплине; выяснение вопросов, на которые следует обратить внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для нормального восприятия лекции (общая тетрадь для конспектирования, цветные карандаши и т.д.).

Лекция является исходным этапом в овладении научными знаниями. Чтобы максимально использовать ее в учебном процессе, необходимо научиться записывать (конспектировать) лекции. Тем не менее, некоторые студенты и преподаватели высказывают мнение, что лекцию записывать вообще не нужно, ссылаясь при этом на наличие учебника. Правы ли они?

Память – сложный мыслительный процесс. Забывание является существенной функцией памяти. Без него не может существовать избирательное внимание. Запоминая одну вещь, человек неизбежно устраняет из сознания другие. Конечно, определенная информация запоминается прочно, на всю жизнь. И все же конспектирование необходимо, поскольку сразу после лекции, если не вести ее запись, запоминается 40-45% учебного материала, но только на короткий срок. Причем, воспроизведение студентом лекции впоследствии по памяти исключает действительную направленность лекции.

Имеются и другие причины, вызывающие необходимость вести записи лекций: запись устно воспринимаемого материала, даже независимо от последующего прочтения, в большинстве случаев улучшает запоминание, развивает умение фиксировать материалы и позволяет использовать их при подготовке к семинарам, коллоквиумам, экзамену, а также способствует организации внимания студентов во время слушания лекций.

Что следует записывать в лекции? Записи по ходу слушания лекции должны быть в целом достаточно полными по содержанию, удобными для последующей работы и экономными по технике выполнения.

Полнота содержания знаний означает наличие в них основного теоретического материала и общих сведений по разъясняемому вопросу. Все существенные моменты лекции должны быть записаны с максимальной точностью и полнотой. Опытные преподаватели всегда излагают такой материал в более медленном темпе, нередко повторяют его, чтобы облегчить процесс записи. Зато вспомогательный материал (примеры из юридической практики, содержание статей нормативно-правового акта, ссылки на ранее изученные темы и т.д.) записывать детально нет необходимости. Здесь достаточно указать на характер примера, номер статьи закона и т.д.

Лекция – устное изложение учебного материала. Она построена по законам устной речи и ее восприятия. В устной речи возможны речевые обороты, занесение которых в конспект не несет информационной нагрузки, поэтому является излишним. Например, в конспект не рекомендуется вносить словесные обороты: “как уже отмечалось”, “об этом поговорим в другой раз” и т.п.

Многие студенты не успевают записывать материал потому, что не владеют рациональными приемами записей. Особенность приемов – замена полного описания вспомогательного материала простым указанием на его суть. Эффективным способом является использование различных вариантов скорописи. Лучше всего овладеть стенографией, но это пока не всем доступно. Поэтому можно использовать общепринятые сокращения, а также свои, рабочие сокращения.

Конспект лекций не должен превращаться в единственный источник информации. Напротив, содержание лекции должно подводить студента к самостоятельному обдумыванию материала, к работе с нормативно-правовыми актами, специальной юридической литературой по теме лекции и т. д.

Итак, лекции необходимо записывать независимого от того, есть учебник или его нет. Слушать лекцию и ее записывать – это одновременно выполнять две работы. Трудность усугубляется еще отсутствием навыков ведения записей. Их надо вырабатывать с первого дня занятий.

Работа над конспектом лекции не заканчивается сразу после лекционных занятий. Она будет завершенной, если студент повторит изложенный в конспекте материал; вынесет непонятные положения в содержании лекции на поля конспекта и уточнит по другим источникам (учебнику, нормативно-правовым актам и т.п.); дополнит конспект лекции пропущенными фразами, словами, пользуясь материалами из специальной литературы; оформит конспект технически, произведя подчеркивания, намечая главные вопросы.

Лектор так должен излагать свой материал, чтобы слушатели на протяжении всей лекции понимали, чувствовали, что им предоставляется возможность активно участвовать в процессе общения с лектором и что их позиция, уровень знаний оказывают влияние на поведение и ход мыслей преподавателя. Соблюсти эти условия можно только в случае, если лекция будет носить форму диалога между лектором и аудиторией. Лекция – это устный диалог. И это надо учитывать. В отличие от письменного диалога, предполагающего предельную развернутость словесных выражений и логически стройную систему аргументации, устный диалог, как правило, этого не требует. Он ведется не только с помощью словесных, но и эмоциональных, психологических и иных поведенческих средств, например, мимики, жеста. Задача лектора состоит в том, чтобы всеми доступными ему средствами добиться определенного отклика в сознании студентов и приобщить их к усвоению излагаемых проблем.

Структура лекции, ее композиция, поиск наиболее удачных аргументов зависят от специфики преподаваемой учебной дисциплины и от характера вопросов, которые входят в предмет освещения на конкретной лекции. Но главным в читаемом курсе лекций является преемственность в изложении информации. Оторванность, изолированность материала одной лекции от другой не будет способствовать целостному восприятию всей преподаваемой учебной дисциплины и конечном итоге снизит уровень знаний студентов.

Виды лекций могут быть разнообразными. Их выбор зависит от специфики преподаваемой учебной дисциплины и конкретной темы лекции. Лекция-конспект позволяет преподавателю кратко, системно и в тезисной форме изложить весь круг вопросов, входящих в тему лекции. Лекция-анализ предполагает развернутое объяснение наиболее важных проблем, второстепенные вопросы излагаются вскользь либо вовсе не излагаются. Лекция-обзор служит для того, чтобы пробудить у студентов интерес к самостоятельному анализу научной литературы. Данный вид лекции в особенности эффективен, когда студентам необходимо усвоить новые направления в науке и практике. Лекция-рецензия посвящается анализу какой-то одной научной работы, нормативно-правого акта, в которых наиболее ярко изложены вопросы темы преподаваемой учебной дисциплины. Лекция-наблюдение основана на конкретном социально-правовом материале, с использованием эмпирических данных.

Качество чтения лекций должно контролироваться деканатом (деканом и его заместителями), заведующим кафедрой, учебно-методической комиссией. К формам контроля за качеством чтения лекций относятся: 1) посещение лекций; 2) ознакомление с текстом лекций; 3) организация стенографирования лекций или записи на магнитофон; 4) рецензирование лекций; 5) рецензирование представленных преподавателем текстов лекций.

Содержание лекций должно соответствовать учебным программам. Оно должно быть построено на теоретических принципах данной отрасли науки, отражать объективные закономерности развития изучаемых государственных и правовых явлений и институтов, учитывать особенности состояния общества и государства.

Наряду с информационно-познавательной функцией, лекция должна воспитывать у студентов способность к самостоятельному осмыслению правовых явлений, способствовать выработке аналитического мышления, стимулировать желание к глубокому изучению преподаваемых учебных дисциплин. Этому может способствовать проблемный метод чтения лекций. Конечно, в самом правовом материале заложена проблемность, но при его изложении важно уметь проблемно подать рассматриваемые вопросы. Это предполагает как постановку самой по себе проблемы (например, указать на противоречия в законодательстве, теории, юридической практике), так и пути ее решения, предлагаемые теорией, практикой, законодательством. При этом надо учитывать возможности эмпирических данных, опыт зарубежных стран и т.д.

Методика подготовки лекции требует предварительной разработки преподавателем плана лекции, ее текста или тезисов.

Для более динамичного изложения учебного материала, а также адаптации студентов к восприятию информации преподаватель должен увязать материал предшествующий лекции с предстоящей, подчеркнуть их логическую взаимосвязь. Затем назвать тему лекции и узловые моменты ее содержания. Подробное изложение плана лекции в виде формулирования вопросов по некоторым учебным дисциплинам или конкретным темам излишне, поскольку отнимает много времени и настраивает студентов на дискретное представление о содержании лекции. Изложение материала лекции производится преподавателем в соответствии с программой курса. При освещении темы должны быть выявлены дискуссионные вопросы, обоснована собственная позиция преподавателя по ним, а также источники, обеспечивающие самостоятельное изучение рассматриваемых проблем. Излагая вопросы лекции, преподаватель должен учитывать степень подготовленности студентов к слушанию темы, охарактеризовать место и значение темы в системе изучаемой учебной дисциплины, раскрыть междисциплинарные связи темы, учитывать знания студентов, полученные при изучении других учебных дисциплин.

Важное значение имеет применение в лекциях учебно-наглядных пособий (схем, карт и т.д.).

В конце лекции преподаватель должен обобщить изложенный материал в виде краткого резюме и оставить время для ответа на вопросы студентов.

Научно-методический уровень лекции определяется по следующим параметрам: 1) соответствие лекции учебной программе; 2) правильность, четкость и логичность в изложении материала; 3) использование преподавателем эффективных методов освещения проблемных вопросов; 4) степень владения преподавателем материалами лекции; 5) научность и практическая значимость лекции; 6) мастерство устной речи преподавателя.

3. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

После прочтения части лекций по изучаемым учебным дисциплинам проводятся семинарские и практические занятия.

Различие между семинарскими и практическими занятиями состоит в том, что на первых рассматриваются, как правило, теоретические вопросы, а на вторых усваиваются знания преимущественно прикладного характера, приобретаются практические навыки.

Роль семинарских (практических) занятий в учебном процессе состоит в следующем:

1) в проверке и закреплении знаний, полученных на лекциях. Как бы ни была интересно и содержательно прочитана лекция, она не дает полного представления о восприятии и усвоении студентами материала. Во время семинарских (практических) занятий студенты в своих выступлениях по вопросам темы как бы “пропускают” через призму своего сознания полученный в ходе лекции учебный материал. На семинарах разрешаются сомнения студентов по неясным вопросам, упорядочиваются разрозненные знания. Преподаватель проверяет, как группа подготовилась к занятию, какие источники были для этого использованы;

2) в развитии правовой культуры мышления, которую характеризуют, по крайней мере, два основных свойства: рационализм и гуманизм. Рационализм связан с умением логически непротиворечиво излагать свои мысли по вопросам темы проводимого занятия. Кроме знания студентами материала, надо уметь его изложить, используя при этом правила логики, которые придают мышлению необходимую динамичность и аргументированность излагаемых выводов. Рационализму в мышлении будет способствовать ознакомление студентов с рекомендуемыми по теме занятия нормативно-правовыми актами. Язык закона рационален. Умелое использование студентами на занятиях норм права будет способствовать выработке у них навыков оперирования юридическими терминами;

3) в выработке стойкой потребности к ознакомлению с содержанием нормативно-правовых актов. Проведение занятий без обращения к нормам права малоэффективно, поскольку именно нормы права являются той опорой, без которой полученные знания кратковременны и менее убедительны.

Методика проведения семинарских (практических) занятий зависит от специфики изучаемого предмета и при нестабильном законодательстве и отсутствии единых тенденций судебной практики выбрать ее особенно сложно.

На семинарских занятиях предполагается: развивать личный интерес студентов к углублению их знаний в изучаемом предмете; совершенствовать практические навыки по решению типовых задач с изменением условий; способствовать формированию независимых суждений студентов; ориентировать студентов на приобретение навыков самоорганизации; развивать у студентов инициативность; обучать студентов анализировать и оценивать свою и чужую работу.

На семинарских занятиях можно использовать метод работы с «малыми группами», разделив студентов академической группы на несколько небольших групп.

Варианты формирования «малых групп» могут быть такими: формирование группы студентов единомышленников (самостоятельно студентами академической группы или с помощью преподавателя); формирование «малой группы» студентов с противоположными интересами (самостоятельно студентами академической группы или с помощью преподавателя).

На семинарских занятиях каждая «малая группа» работает над проблемой, которую она избрала. У преподавателя должно быть несколько альтернативных проблем. Важным в работе с «малыми группами» является самоконтроль, когда студент освобождается от авторитаризма преподавателя и может высказать свои собственные критические суждения.

Использование метода работы с «малыми группами» позволит: обучать студентов быстро и правильно формулировать свои решения; прививать навыки сотрудничества; развивать лучшие качества характера каждого студента; совершенствовать навыки убедительной аргументации, что необходимо юристу в его практической деятельности; научить студентов выносить свою работу на обсуждение в письменной или устной форме; развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения материала.

Семинарское занятие желательно заканчивать письменным ответом каждого студента.

Для успешного проведения семинарских (практических) занятий необходима немалая подготовительная работа преподавателя и кафедры. Прежде всего, это составление планов семинарских (практических) занятий. Они должны быть подготовлены заблаговременно. Кроме перечня вопросов, которые предполагается обсудить на занятии, план должен содержать список нормативно-правовых актов, иных официальных документов, а также юридической литературы.

Формулируя вопросы плана семинарских (практических) занятий, нецелесообразно ставить их в слишком общей форме или, наоборот, чрезмерно детализировать, иначе возникнут затруднения при выделении самого важного в изучаемой теме.

Преподаватель, ведущий семинарские или практические занятия, фиксирует в своем дневнике посещаемость и активность студентов при рассмотрении вопросов плана занятий. Эти данные позволяют с достаточной степенью точности анализировать учебу студентов. Хотя экзаменационная оценка зависит прежде всего от качества ответа на экзамене, нельзя не учитывать работу студента в течение учебного года при окончательной оценке знаний экзаменующихся.

Существуют различные формы проведения семинарских (практических) занятий: развернутая беседа, докладная система (заслушивание и обсуждение докладов, заранее порученных отдельным студентам), диспут, решение задач, проведение контрольных письменных работ и т.д.

Вначале семинарского (практического) занятия преподаватель в своем вступительном слове определяет целенаправленность всего семинара, его узловые проблемы, настраивает студентов на глубокое, творческое обсуждение вопросов темы.

После своего вводного выступления преподаватель предоставляет слово студентам – любому желающему выступить по первому вопросу плана. Если желающих выступить не находится, то преподаватель по своему усмотрению вызывает для ответа любого студента группы.

На каждом занятии невозможно предоставить слово всем студентам. Но очень важно добиться, чтобы каждый из них готовился ко всем занятиям. Во время выступления студента не рекомендуется перебивать выступающего замечаниями, репликами, за исключением тех случаев, когда он начинает говорить явно не по теме или допускать грубые ошибки. Целесообразно, чтобы при обсуждении выступлений критические замечания высказывали прежде всего сами студенты, а для этого они должны внимательно слушать выступающего, делая соответствующие записи. Это дает возможность каждому из них не только получить дополнительную информацию, но и обстоятельно проанализировать любое выступление.

После выступления студента ему могут быть заданы вопросы другими студентами, а также преподавателем. Вопросы могут носить разный характер. Если есть необходимость уточнить обсуждаемую проблему либо узнать точку зрения студента, задаются проверочные вопросы. Направляющие вопросы ставятся с целью придать стройность и целеустремленность характеру обсуждаемых проблем. Встречные вопросы необходимы, чтобы студент привел дополнительные аргументы.

Если студент не ответил на заданный вопрос, то возникает необходимость адресовать его студентам группы. Если вся группа не находит правильного ответа, то вопрос необходимо раздробить на несколько более частных вопросов. Если группа не сумела правильно ответить на дополнительный вопрос, то преподаватель должен сам дать обстоятельный ответ на поставленный вопрос.

Глубокому, осмысленному, творческому усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинарских (практических) занятиях. Дискуссии нередко возникают на занятиях стихийно, в связи с тем или иным высказыванием выступающих, иногда из-за ошибочной или неточной формулировки. Однако, учитывая огромную роль дискуссии в формировании самостоятельности мышления студента, преподаватель не может рассчитывать только на стихийность. Лучше, если дискуссия специально планируется и организуется им. Дискуссию можно проводить как по теоретическим вопросам, так и по содержанию конкретных нормативно-правовых актов или их проектов. В таких случаях она приобретает целенаправленный характер и оказывается более результативной.

Дискуссия на семинаре ценна тем, что приучает студента к общению с аудиторией, прививает вкус к публичным выступлениям, а в этом плане она своеобразный тренинг для студента-юриста.

Значение дискуссии определяется тем, что она является эмоциональной разрядкой. Проведение семинара в виде “вопрос-ответ” вызывает скуку у студентов и порождает леность мышления. Всякая дискуссия важна результатами: возросшим интересом к обсуждаемой теме, расширение кругозора студентов.

Итоги обсуждения вопросов темы семинарских (практических) занятий преподаватель подводит в своем заключительном слове, где он дает оценку выступлений студентов. Особого подхода требует оценка поведения студентов, которые предпочитают отмалчиваться на занятиях в силу разных причин (слабая подготовка к занятию, стеснительность и т.д.). Уместно создать для таких студентов ситуацию, которая вызвала бы у них их желание выступить на следующем семинаре.

Семинарское (практическое) занятие заканчивается информацией преподавателя о теме следующего занятия и о тех проблемах, которые студентам необходимо будет решить.

Заведующий кафедрой контролирует выполнение плана семинарских (практических) занятий, определяет их научный и методический уровень, подготовленность преподавателя к занятиям, характер успеваемости студентов.

Проверка качества семинарских (практических) занятий осуществляется также деканом, его заместителями, учебно-методической комиссией факультета.

В целях определения научно-методического уровня проведения семинарских (практических) занятий, а также обмена опытом необходимо шире использовать взаимопосещение занятий членами кафедры, а также преподавателями других кафедр.

Повышение эффективности семинарских (практических) занятий может осуществляться различными методами. Прежде всего путем обсуждения общих и частных методик проведения занятий на заседании кафедры либо учебно-методической комиссии, систематического обсуждения на заседании кафедры итогов занятий, выработки рекомендаций, направленных на совершенствование методики преподавания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. Ф. Усманов социальная инноватика учебное пособие

    Учебное пособие
    Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам, которые профессионально занимаются теорией и практикой нововведений, проблемами социальной сферы и социальной политики, организуют и ведут социальную работу.
  2. М. Е. Литвак принцип сперматозоида учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассказано о приемах и методах при­меняемых автором на сеансах групповой психотерапии, психологи­ческих тренингах, а также при индивидуальном семейном и производ­ственном консульти­ровании (целенаправленное моделирование
  3. Учебное пособие для технических вузов Серия «Современное высшее образование»

    Учебное пособие
    Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. Бодровой Е.В., Поповой Т.Г. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2005.
  4. Учебное пособие в. В. Ефимова ефимова Влада Владиславовна кандидат юридических наук, доцент кафедры арбитражного процесса гоу впо "Саратовская государственная Академия права", специалист в области арбитражного процесса, практикующий юрист. Введение

    Учебное пособие
    Ефимова Влада Владиславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры арбитражного процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная Академия права", специалист в области арбитражного процесса, практикующий юрист.
  5. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное

    Учебник
    Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М. Волтерс Клувер,

Другие похожие документы..