Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У сучасному світі розширюються економічні, ділові та культурні контакти різних країн. Це обумовлює необхідність діалогу культур народів світу, де важ...полностью>>
'План-конспект'
3. Шейпинг для детей старшего школьного возраста. 4. Отличие шейпинга от аэробики. 5. Шейпинг как часть тренировочного процесса. . Средства при прове...полностью>>
'Документ'
Для обеспечения конституционного права граждан Украины на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных заведениях здравоо...полностью>>
'Документ'
Після тривалої та напруженої боротьби відновив і розбудував Галицько-Волинську державу, створену його батьком. З перемінним успіхом чинив впертий опі...полностью>>

План урока Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Составила: учитель русского языка и литературы

Главная > План урока
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей №80»

План урока

Черты сентиментализма

в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Составила: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ «Лицей №80»

Асадуллина Алсу Нургалиевна

г.Набережные Челны

2009

Тема «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Эпиграф: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. (Е. Осетров)

Цели: обучающая: совершенствовать

- знания теоретических понятий,

- умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;

развивающая: совершенствовать

- умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;

- умение исследовательски читать, работать со словом,

-умение сравнивать, находить общее;

воспитывающая: воспитывать

-чувство милосердия к другим,

- чувство уважения к старшим, к их мыслям, советам; чувства собственного достоинства; чувство ответственности перед другими. - Выработка собственного отношения к окружающему миру, умение работать в коллективе.

Лексическая работа:

Сентиментализм

сентиментальный

чувственный

эмоциональный

Струги – речные суда на веслах под парусами

Окочина – оконное стекло

Геба – богиня вечной юности

Эраст – любовь «любящий»

Натура – природа

Зефир (греч.) – ветерок

Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Помолвил – обещал

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 рублей

Идиллия – чувствительное стихотворение о жизни простых людей.

«Бедная Лиза» - образцовое произведение посвященное, не внешним событиям, а «чувствительной» душе.

Е. Осетров

Ход урока

I.1) Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и девочки. Поприветствуйте, девчата, гостей и настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

2) Вступительное слово учителя

Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Осетрова

«Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе.

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Во-первых, вспомнить определение «сентиментализм», назвать его черты, выявить различия западно-европейского и русского сентиментализма.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

Так как лекцию по данной теме вы уже прослушали, то вам не составит труда вспомнить определение сентиментализма.

II.Выступления учащихся:

А) Сентиментализм - от англ.-чувствительный – течение в европейской литературе и искусстве 2-ой половины 18-го века. Чувство становится центральной эстетической категорией. Сентиментализм верен идеалу нормативной личности, герой более индивидуализирован, духовный мир простолюдина богат.

Б) Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня городу. Появляются новые герои. Пейзаж идиллический, сентиментальный. Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

В) Представители сентиментализма

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие»,«ТристрамШенди» Ричардсон «Кларисса Гарлоу»

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или новая Элоиза»

Россия: Муравьев, Н.М.Карамзин, Капнист, Львов, молодой В.А. Жуковский.

Г) Основная тематика – любовная

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие;

в лирике – идиллия или пастораль;

эпистолярный жанр – письма.

Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство – представить героя в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики – «подражание природе, идеализация патриархального быта.

Д) Черты

Произведения классицизма

Произведения сентиментализма

Культ разума

долга

Культ чувства

природы

врожденной нравственной чистоты

Сфера интереса:

общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера, богатый духовный мир людей низших сословий

Литературные нормы и правила

Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи, персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма

Е) Особенности русского сентиментализма:

- сильная дидактическая установка;

- выраженный просветительский характер;

- активное совершенствование литературного языка по средствам введения в него разговорных форм ( просторечия).

Дидактический – наставительный, поучительный

Просветительский – передающий знания; распространяющий знания, культуру

Рационалистичный – рассудочный, опирающийся на требования рассудка

III. Лексическая работа

Струги – речные суда на веслах под парусами

Окочина – оконное стекло

Геба – богиня вечной юности

Эраст – любовь «любящий»

Натура – природа

Зефир (греч.) – ветерок

Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Помолвил – обещал

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 р.

Идиллия – чувствительное стих-ие о жизни простых людей.

IV.1) Слово учителя.

А сейчас внимательно прочитайте эпиграф и скажите, о какой чувствительной душе идет речь?

Чтобы выяснить это, давайте начнем работу над повестью.

2)Беседа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Как часто вам приходилось читать произведения такого характера? (ведь повесть необычная).

Легко ли было читать? Почему?

Не совсем , так как произведение необычное

- Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?

Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.

- В чем смелость, новизна позиции автора?

Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека

- От чьего лица ведется повествование?

От первого лица – повествователя.

V. Работа в группах ( по карточкам)

Деятельность группы №1 ( карточка №1)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего».

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

- В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

- Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма».

Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала

- Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

- А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

- Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

-Похожа ли она на современных матерей?

Не на всех, так как некоторые матери учат своих детей брать от жизни все, что можно; учат быть хитрыми, наглыми, говоря, что «наглость – второе счастье»

Деятельность группы № 2 ( карточка №2)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

Деятельность группы №3 (карточка №3)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

- Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

- О чем предупреждает автор Эраста?

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

- Каково отношение автора к Лизе?

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».

- Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове.

VI. Беседа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?

Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным. Многие же обвиняли автора в без нравственности.«Таким образом, скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

- А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы?

Дети высказывают свое мнение

- Как понимать финальную фразу повести?

«Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире)

Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить?

1) «Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое… забыть меня.»

2) «Он любит другую? Я погибла! Мне нельзя жить…Горе мне!»

3) Скажи матушке, что «Лиза против нее винова та, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку, …он изменил мне, попроси, чтобы она простила»

4) «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом»

- Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма: основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести;

идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты ; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;

-Каков спектр эмоций, настроений, пропитывающих текст, и посредст вом чего, кроме пейзажа, они выражены автором? (Найдите образ-настроение, образ-переживание).

- Почему так часто употребляется слово «слезы»?

Автор заставил сопереживать героине, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

VII. Выводы по повести

-Был ли счастлив Эраст? Почему?

Нет, так как он, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове без любви и пренебрег бедной Лизой

-Ваше отношение к Лизе? Почему все кончилось именно таким образом?

Обычно молодые люди бросают тех девушек, которые не берегут своей девичьей чести; ими только пользуются, а потом их бросают и заводят отношения с другими, покоряя новые рубиконы

-Какой бы эпиграф вы хотели подобрать к концу урока?

«Береги платье снову, а честь смолоду»

VIII. Домашнее задание

1) Сочинение - рассуждение «Эраст- злодей или жертва своих страстей?»

2) Подобрать песни татарской и русской эстрады к классному часу по данной теме + похожие произведения для обсуждения.

Приложение

Карточка №1

1.Расскажите о Лизе.

2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Чему научили ее родители?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

7.Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма».

8.Чем занималась Лиза целыми днями?

9.Почему Лизе пришлось работать?

10.Что можете сказать о матери?

11.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

12.Похожа ли она на современных матерей?

Карточка №2

1.Расскажите об Эрасте.

Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Карточка №3

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

4.О чем предупреждает автор Эраста?

5Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

6.Каково отношение автора к Лизе? Каково ее состояние?

7.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На уроках русского языка и литературы (5)

    Урок
    В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации
  2. Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель 1ой категории п. Судиславль пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  3. Приказ № от 2011 г. Перспективно темактическое планирование учителя русского языка и литературы подшиваловой светланы михайловны

    Документ
    Степени сравнения прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых
  4. Васильевой Ирины Олеговны учителя русского языка и литературы, по учебному курсу литература

    Литература
    Примерная Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2007), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
  5. Рабочие программы по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы

    Пояснительная записка
    Программа соответствует Федеральному государственному образовательному у стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи и к положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного

Другие похожие документы..