Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичка'
Кто из нас не мечтает укрепить здоровье и продлить отпущенный природой срок жизни? Для этих целей вроде бы и выпускаются различные биологически актив...полностью>>
'Обзор'
Обзорная пешеходная экскурсия  по древнему Каменец-Подольскому (Польская и Русская брамы, Армянские бастионы, Турецкий мост (загадка веков), Доминика...полностью>>
'Документ'
Международное движение волонтеров появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, полных энергии и желания помочь в восстановлении раз...полностью>>
'Реферат'
В течение 2 -2004 г.г. в ОАО "НИИВА" были закончены разработки, а на ряде отечественных и зарубежных заводов внедрены в производстве и уста...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине аграрное право Для направления/специальности 021100 / 030501

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

IV. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия

Рабочая программа предусматривает проведение как теоретических занятий (семинаров), так и практических занятий. Занятия, посвященные исключительно обсуждению теоретических вопросов, именуются семинарами. Основная задача практических занятий — научить студентов пони­мать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах (казусах), большинство кото­рых имеют в своей основе рассмотренные судебные и судебно-арбит­ражные дела.

Преподаватель, ведущий семинарские и практические занятия, должен внимательно ознакомиться с учебно-методическим комплексом по дисциплине.

Особо следует обратить внимание на то, что не следует перегружать студентов самостоятельной внеаудиторной работой. Так, самостоятельную работу в виде выполнения рефератов, домашних контрольных работ, обзоров судебной практики и иных заданий не должны выполнять все без исключения студенты. Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, определяет конкретных студентов, которые будут выполнять задания (домашнюю контрольную работу, рефераты и др.). Следует учитывать, что стандарты устанавливают максимальный объем учебной нагрузки студента в 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. В связи с этим преподаватель должен предоставить студенту время, достаточное для выполнения того или иного дополнительного задания, возможно, с освобождением студента от подготовки к общим задачам и вопросам, выносимым на семинарские и практические занятия.

Методические рекомендации по проведению практических занятий

Главное внимание при проведении практических занятий дол­жно уделяться выработке у студентов навыков применения законода­тельства, регулирующего данный вид отношений, а также постанов­лений Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других органов.

Наряду с этим при проведении занятий следует уделять внимание теоретическим вопросам, особенно по сложным темам. Теоретические вопросы рассматриваются либо самостоятельно, либо в связи с ре­шением конкретных казусов. Обсуждение теоретических вопросов заставит студентов не только готовить решение задач, но и готовиться к теме в целом. При необходимости теоретическим вопросам может быть посвящена большая часть занятия, а иногда и полное занятие (напри­мер, для обсуждения какой-либо работы или статьи)…

Задаваемые студентам для подготовки дома казусы и теоретичес­кие вопросы для обсуждения на практических занятиях должны тща­тельно продумываться, с тем чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы.

При решении задач на практических занятиях студент должен рассказать содержание казуса своими словами, а не читать казус. Пре­подаватель оценивает, насколько удачно и грамотно студент «доложил дело».

К решению каждой задачи желательно привлечь возможно боль­шее количество студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы дан­ную задачу решил полностью один студент, надо стимулировать дис­куссии, особенно по спорным в теории и на практике вопросам. Од­нако нельзя допускать ухода от вопросов, вытекающих из задачи. Правильное решение должно быть логическим выводом из совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя.

Заключение преподавателем дается по решению каждого казуса в отдельности. При этом отмечаются студенты, правильно решившие задачу, а также указывается, почему именно те или иные ответы яв­ляются неправильными.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), обязаны не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии не получают зачета за соответствующий семестр.

Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается при про­ ведении зачета и на экзаменах. Если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение всего года.

На первом или втором занятии …целесообразно дать при­мер решения казуса (со всеми вопросами и ответами, со ссыл­ками на закон), чтобы студенты записали это решение в качестве образца.

Кроме того, на первом занятии… следует:

а) подробно рассказать о целях и задачах изучения курса аграрного права, о широте и сложности аграрного законодательства, о важности систематического и целенаправленного его изучения во всех формах (лекции, учебная литература, самостоятельная работа, практические занятия, консультации, курсовые работы, участие в студенческом научном кружке);

б) познакомить студентов с юридическими журналами, в частно­сти с журналами «Вестник Московского университета» (серия «Пра­во»), «Правоведение», «Хозяйство и право», «Государство и право», «Российская юстиция» «Законодательство» «Аграрное и земельное право» и такими изданиями, как «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ»…, которыми им придется пользоваться на занятиях и при написа­нии курсовых работ;

в) рассказать, как писать и оформлять курсовые работы;

г) рассказать о кафедре экологического, аграрного, природоресурсного права;

д) познакомиться с группой, в частности спросить, кто из студентов работает, какие у них представления о будущей работе… и т.д.

Ознакомление преподавателя с группой должно означать персо­нальное знакомство с каждым студентом группы. Важно провести это знакомство неформально, не ограничиваться перекличкой по спис­ку, а конкретно поговорить с каждым студентом, пытаясь выявить его успеваемость, желание заниматься той или иной областью правове­дения, перспективы его будущей работы и т. п. …. Необходимо внима­тельно присмотреться к студенту с точки зрения его общего развития… Иначе говоря, это должен быть хороший, человеческий разговор, имеющий целью расположить сту­дента к нормальному общению с преподавателем. Об установлении таких контактов преподаватель обязан заботиться с самого первого занятия. Надо сразу же отказаться от «командования», а вести разго­вор со студентом как с равным, но обязанным выполнять определен­ные требования кафедры.

Особое внимание необходимо обратить на ознакомление студен­тов с требованиями кафедры по изучению аграрного права. Думает­ся, что главный принцип здесь должен состоять в том, чтобы дать понять студентам, что знания они могут получить только сами, своим трудом, а роль преподавателя — помочь им эти знания получить. При этом наше главное требование — знание предмета. Но это — не простое зазубривание формулировок закона или учебника. Надо воспитывать творческих людей — будущих профессиональных юристов, которые могут самостоятельно размышлять и находить различные решения трудных жизненных вопросов. Следует твердо заявить, что с бездельниками «возиться» не будут: человек, получивший диплом университе­та, должен быть высококвалифицированным юристом, а не недоучкой.

Очень важно на первом же занятий объяснить студентам учеб­ный план подготовки по аграрному праву и характер занятии. Не­обходимо обратить внимание на то, что только в сочетании всех форм занятий по аграрному праву можно получить требуемый уровень знаний. Особо необходимо сказать о лекциях, которыми некоторые студенты пренебрегают. Ведь только на лекции они получают систему тех знаний, которые им нужны. Важно подчеркнуть необходимость системного подхода к изучению такого сложного предмета, как аграрное право. О специализации целесообразно сказать подробнее, и здесь же упомянуть о курсовых и дипломных работах. Надо подчеркнуть, что не могут получить положительную оценку бесполезные, переписанные «с источников» курсовые и дипломные работы. Следу­ет сказать и о взаимосвязи тем курсовой и дипломной работ.

Особое внимание необходимо обратить на требования, которые будут предъявлены студенту на семинарских занятиях. Основой здесь должен стать примерный план проведения семинарских занятий…

Одна из задач вводного занятия — объяснить порядок проведе­ния зачетов и экзаменов по аграрному праву и требования препо­давателей кафедры. Конечно, как и раньше, возможен «зачет-автомат». Но необходимо объяснить, что такой зачет возможен при наличии сле­дующих условий: систематическое посещение занятий; студент, пропустивший занятие, независимо от причин, должен сдать данную тему на консультации; активная работа на занятиях (преподаватель должен вести учет работы студента в семестре). Особо необходимо обращать внимание на доклады студентов на занятиях, их активное участие в коллективных обсуждениях.

Методические рекомендации по проведению теоретических семинаров

В соответствии с утвержденным графиком лекционных и семи­нарских занятий в семинарские занятия может вводиться особая фор­ма обучения — теоретический семинар, рассчитанный на повышение уровня самостоятельной работы студентов по аграрному праву…

Основанием для введения названной формы обучения является идея перехода от информационно-догматического метода подготовки юри­стов к их методологической подготовке на базе усвоения важнейших фундаментальных категорий аграрного права, развития навыков самостоятельной работы с литературой, законом, анализа практичес­кой деятельности различных юридических органов, умения реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности.

Теоретические семинары могут быть различными по своему ха­рактеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит пре­подаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа теоретических семинаров.

а) Теоретический семинар — познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы («блока»). Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы («блока») как способ первоначального ознаком­ления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы различные способы организации тако­го семинара, в частности общее задание всем студентам изучить опре­деление понятия или конструкции (категории); возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание студенту или нескольким студентам изучить определен­ные статьи в журналах, освещающие ту или иную категорию граждан­ского права, и др. Возможно и сочетание определенных методов по усмотрению преподавателя.

б) Теоретический семинар — диспут. Семинар данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному воп­росу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый выс­казывает свою позицию, с последующим подведением итогов. В этом случае наряду с использованием способов подготовки, указанных в п. «а», можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в ча­стности разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательства­ ми. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание. Роль преподавателя здесь еще больше, особенно в период подготовки такого семинара, где необходимо оп­ределить круг спорных проблем, соответственно подобрать литера­туру, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подго­товке к диспуту. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы студенты в период дискуссии ссылались не только на прочитанную лите­ратуру, но и на арбитражную и судебную практику. Необходимо обра­щать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

в) Теоретический семинар — итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого се­минара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семи­нара — лучше выявить знания студентов и оценить их. Если при под­ведении итогов изучения студент показал хорошие знания, то эта оценка может быть учтена при проведении курсового экзамена. Необходимо заранее нацелить на это студентов, что будет некоторым стимулом для их самостоятельной работы.

Выбор типа теоретического семинара по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. Не сле­дует думать, что по каждой теме надо проводить все три вида теорети­ческого семинара. Это невозможно. Следует выбирать, что важнее для данной темы и для данной группы. При этом необходимо найти пра­вильное сочетание теоретического семинара с иными формами веде­ния семинарских и практических занятий.

Готовясь к проведению теоретического семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель теоретических семинаров — повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по воз­можности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. При этом было бы неправильным давать задания только успевающим студентам….

Представляется, что активное участие студентов в теоретическом семинаре позволит преподавателю сориентировать студента на курсо­вую работу, а может быть, и на дипломную работу. Иначе говоря, руководитель семинара должен смотреть на задания, даваемые студен­там на теоретическом семинаре, перспективно, с учетом возможнос­ти их использования в курсовой работе

V. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации.

Основными формами контроля для текущей и промежуточной аттестации по агарному праву являются контрольные работы и зачеты.

Методические указания для выполнения

контрольных работ по аграрному праву

В соответствии с учебным планом студенты очной и заочной формы обучения, обучающиеся по специальности «Юриспруденция» должны выполнить контрольную работу по дисциплине “аграрное право”. Контрольная работа имеет три варианта. Номер варианта необходимо указать на титульном листе контрольной работы. Контрольная работа состоит из трех заданий, в каждом из которых необходимо ответить на предложенные вопросы.

Для выполнения контрольной работы следует тщательно изучить соответствующий материал по предложенным в основной литературе учебникам, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, а также лекционный материал. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.

Следует учитывать, что в нормативные акты могли быть внесены изменения и дополнения. Поэтому для работы с нормативными актами и судебной практикой целесообразно пользоваться компьютерными справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», которые оперативно учитывают обновления действующего законодательства.

Контрольная работа обязательно завершается списком использованной литературы.

Распределение вариантов выполняемых работ согласно первой букве фамилии студента:

А-И – Вариант № 1

К-Т – Вариант № 2

У-Я– Вариант № 3

Вариант № 1

Теоретические вопросы.

Определите характерные особенности земель сельскохозяйственного назначения.

Права и обязанности субъектов права пользования землями сельскохозяйственного назначения.

Особенности правового режима фонда перераспределения земель.

Задача 1

Проектом Постановления Правительства Удмуртской Республики территория в границах населенных пунктов Камбарки и Кизнера предполагается объявить зоной экологического неблагополучия. Основанием для такого постановления служат наличие крупных хранилищ химического оружия, которое в процессе его уничтожения может отрицательно повлиять на окружающую среду, здоровье населения и материальные ценности.

Анализируйте правовой режим экологического неблагополучия (зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия) названных населенных пунктов?

Задача 2

Правительство Удмуртской республики объявило своим Постановлением собственностью республики Ижевский пруд и гидротехнические сооружения, которые на нем расположены. Финансирование строительства, содержания, ремонта и функционирования пруда решено проводить за счет местного бюджета города Ижевска.

Министерство природных ресурсов РФ не согласилось с подобным решением и обратилось к Правительству Удмуртской Республики с просьбой об отмене данного Постановления. Это постановление было отменено.

Характеризуйте право собственности на водные объекты РФ, а также анализируйте основания отмены указанного постановления Правительства Удмуртской.

Ответы должны основываться на действующее водное законодательство.

Вариант № 2

Теоретические вопросы

Права участника (члена) хозяйственного общества, товарищества, сельскохозяйственного кооператива на имущество этих организаций.

Особенности внесения в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации земельной доли, земельного участка.

Порядок внесения обязательных паевых взносов членами сельскохозяйственных кооперативов.

Задача 1

На оживленных магистралях в Удмуртской Республике, а также на дорогах поселений работники ГИБДД-ГАИ нередко останавливают автомобильный транспорт с целью проверки качества выхлопных газов.

Правомерны ли требования работников ГИБДД-ГАИ?

Меры ответственности водителей (владельцев) автомобиля за нарушение норм ПДВ при эксплуатации автомобильного транспорта?

Ответы на поставленные вопросы обосновывайте ссылкой на действующее законодательство.

Задача 2

При подготовке проекта строительства автомобильной дороги республиканского значения главы администраций ряда районов приняли решение об отводе земельных участков без учета того, что ряд из них расположен в водоохранных зонах и на особо охраняемых территориях.

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Удмуртской республике провело экологическую экспертизу проектной документации по участку дороги. По результатам экспертизы было дано отрицательное заключение.

Республиканская прокуратура опротестовала решения глав администраций об отводе земель.

Решите дело. Определите законность принятых решений главами администраций районов по отводу земельных участков для указанных целей. Подлежат ли удовлетворению протест прокурора?

Анализируйте порядок проведения экологической экспертизы проектной документации намеченного к строительству объекта?

Ответы на вопросы обосновывайте ссылкой на действующее законодательство.

Вариант № 3
Теоретические вопросы

Условия наступления дисциплинарной ответственности за проступки в аграрной сфере.

Порядок возмещения убытков, причиненных аграрными правонарушениями.

Преимущества и недостатки каждого вида юридической ответственности в аграрной сфере.

Задача 1

Член Удмуртского республиканского общества охотников и рыболовов П., приехав в Пермскую область, обратился в Управление охотничьего хозяйства, с просьбой о выдаче ему на основании охотничьего билета путевки на охоту. В просьбе ему было отказано на том основании, что П., постоянно проживает в Удмуртской Республике.

Правомерен ли отказ в выдаче путевки?

Каков порядок получения охотничьих путевок?

Задача 2

При авиахимической обработке участка лесного фонда ОАО “Химобслуживание” были нарушены правила обращения с химическими веществами. В результате произошла массовая гибель пчел, принадлежащих крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Глава крестьянского хозяйства обратился с иском к ОАО “Химобслуживание” с требованием возместить причиненные убытки.

Какие правила применения химических веществ установлены действующим законодательством?

Порядок определения размера ущерба и его возмещения. Ответы на вопросы обосновывайте ссылкой на действующее законодательство.

Основная литература

1. Аграрное право : Учеб.пособие. Отв.ред.С.А.Боголюбов,Е.Л.Минина. - М.:

НОРМА:ИНФРА-М, 2000. -

2. Аграрное право : Учеб.для вузов / Под ред.Г.Е.Быстрова,М.И.Козыря. - [2-е изд.,испр.и доп.]. - М.: Юристъ, 1999

3. Сельскохозяйственное кооперативное право. / Под ред. В.Н. Демьяненко, В.В. Демьяненко. Саратов, 1999.

4. Аграрное право : Учебник / под ред. С.А. Боголюбова, Е,Л. Мининой. – М.: Эксмо, 2007 г.- 368 с.

5. Аграрные рынки региона. Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом Удмуртский государственный университет», 2004 г. 234 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» для специальности/направления 021100/030501 Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации. При разработке программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению рабочей программы по курсу «Земельное право» высшего
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экологическое право» для специальности/направления 021100/030501 Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Экологическое право» составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации, где отражаются представление о сущности, характере и специфике экологического права, основных этапах его возникновения
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине международное право окружающей среды Для направления/специальности 021100 / 030501 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа спецкурса "Международное право окружающей среды" составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации с учетом принципов построения и целей.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине международное право окружающей среды Для направления/специальности 021100 / 030501 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программа спецкурса "Международное право окружающей среды" составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации с учетом принципов построения и целей.

Другие похожие документы..