Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У наступному навчальному році для учнів 10-х класів запроваджується масове профільне навчання, спрямоване на радикальну диференціацію та індивідуаліз...полностью>>
'Документ'
Співфінансування на реалізацію заходів Загальнодержавної програми реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2009 -2014 роки, інших...полностью>>
'Методические рекомендации'
Как справедливо подчеркивается в научной литературе: «Государственная служба нуждается в притоке новых людей, способных управлять по-новому в соответ...полностью>>
'Образовательная программа'
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по с...полностью>>

Академический вестник

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Академический вестник

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Сборник научных трудов

Тюмень

2007

ББК 70

А 38

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 [Текст]: сборник научных трудов. Тюмень:
Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права
(ТГИМЭУП), 2007. – 192 с.

В данном сборнике научных трудов представлены статьи ведущих ученых вуза, посвященные актуальным вопросам в области социологии, права, экономики, философии и филологии.

В своих статьях авторы рассматривают широкий спектр вопросов, затрагивающих практически все сферы жизнедеятельности общества, страны, региона.

Научные труды академического вестника могут быть интересны для ученых, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и всех интересующихся правовыми, социально-экономическими, социокультурными процессами в российском обществе.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

В. Г. Новиков, доктор социологических наук (гл. редактор);

Н. А. Костко, доктор социологических наук;

К. Г. Барбакова, доктор философских наук;

В. В. Горовенко, кандидат юридических наук;

С. Д. Захаров, кандидат физико-математических наук;

В. В. Шеломенцев, кандидат социологических наук;

С. М. Казанцева, доктор экономических наук;

Е. А. Грошева, кандидат социологических наук.

ISBN 5-94221-080-2

© ТГИМЭУП, 2007



Дорогие коллеги, соратники, друзья,

единомышленники и попутчики, критики и инноваторы!

Этим длинным перечнем я хотел подчеркнуть то обстоятельство, что представляемый журнал предлагается Вам использовать как трибуну для дискуссий о путях социально-экономического развития региона, России, как «круглый стол», где можно обсуждать наиболее острые и важные вопросы обновления содержания образования по вопросам экономики, управления и права.

Тюменская область, как и другие регионы России, испытывает такие же острые проблемы и трудности в научном обеспечении и сопровождении социально-экономических преобразований, происходящих в настоящий период. В первую очередь необходим научно-обоснованный анализ всей прошлой деятельности и, исходя из этого, определение приоритетов дальнейших преобразований. Необходимо широкое обсуждение вопросов о том, что же дает реальной практике наука, и какова эффективность взаимодействия практиков и ученых.

В настоящий период в нашей области идет процесс стабилизации экономики, совершенствуется деятельность в образовании, здравоохранении, культуре. Думается, что это произошло и в результате кропотливой работы и ученых нашего института.

Говорить о проблемах современной российской науки невозможно, не затрагивая проблем интеллигенции и общества в целом. Причем не в сиюминутном аспекте, а во временной перспективе и с учетом происходящих в мире процессов. И не только потому, что ученые составляют немалую часть интеллигенции. Дело в том, что интеллигенция – самая думающая часть народа – в силу самой специфики своего труда обслуживает все общество в целом, в особенности в таких сферах, как политика и наука, экономика и образование, здравоохранение и культура. Поэтому проблемы интеллигенции самым непосредственным образом связаны с жизнью всего общества. В этих условиях важная задача интеллигенции, как мне представляется, заключается в том, чтобы постоянно вести диалог с властью, интеллигенция не должна забывать про свое предназначение. В любых обстоятельствах тем более в нашей сложной ситуации, она должна способствовать сохранению духовности в человеке, приумножению интеллектуальных, нравственных и научных ценностей, накопленных Россией в течение ее многовековой истории. Задача интеллигенции, в особенности научной, состоит в том, чтобы помочь России преодолеть опасное отставание от передовых стран, вывести ее на новый этап развития, гарантирующий каждому своему гражданину достойную жизнь. Современные потребности общества остро ставят вопрос о подготовке кадров принципиально нового качества. Нашему обществу нужны люди высокого профессионализма, высокой культуры и высокой гражданственности. Они нужны во всех сферах жизнедеятельности общества. Но особое место здесь занимает научная работа, для которой важны не столько процесс добротного и тщательного тиражирования достигнутого, не столько способность осваивать и в массовом порядке воспроизводить результаты того, чем уже овладело человечество, сколько поиск, творчество, стремление к еще не познанному и неизвестному, новому и перспективному.

Здесь уместно вспомнить известную фразу: «Много званных, да мало избранных». В конечном счете, именно этот культурный слой нации играет главную и определяющую роль в обеспечении роста благосостояния и процветания самой нации и государства в целом.

Отсюда следует, что государство должно уметь готовить кадры специалистов, использовать их талант в интересах своего развития.

Главным в деятельности вузов является проблема обеспечения качества образования. Полезность любых преобразований относительна, если они не ведут, в конечном счете, к повышению качества образования, и преобразования просто вредны, если в результате качество ухудшается. Современные образовательные программы, высокий уровень академической мобильности – все это предполагает сравнимый (и достаточно высокий) уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Одним из путей повышения качества подготовки специалистов является принцип неразрывности учебного и научного процессов.

Установке на фундаментальность образования в высшей школе придается особое значение. Для вузовской науки существенны, по крайней мере, три аспекта.

Первый: преподаватель вуза является в то же время научным работником, ученым. Это отнюдь не формальное условие – причастность преподавателя к «большой науке» создает ситуацию, когда студент получает, по крайней мере, часть научных знаний из первых рук, его учит преподаватель, который активно участвует в научном процессе, сам «добывает знания». Этой традиции столько же лет, сколько самим вузам.

Второй аспект, неразрывно связанный с первым, заключается в том, что студент должен и сам приобщаться к науке под руководством преподавателя; курсовые и дипломные работы, участие в студенческом научном обществе – обычные формы такого приобщения.

Наконец, третий аспект связан с характером и вузовской науки, и вузовского преподавания, которые носят главным образом фундаментальный характер. Фундаментальность означает обращенность к основополагающим категориям соответствующих дисциплин, к установлению законов природы и общества. Студент должен понимать структуру своей науки, видеть любой конкретный вопрос в свете этой структуры, владеть логикой научного знания, логикой исследования, в том числе логикой эксперимента и т.д. Привлечение студентов преподавателями делают их курсы более привлекательными, проведение студентами собственных исследований способствует их развитию.

Участие ученых института в этом журнале, можно надеяться, послужит дополнительным стимулом для развития науки в нашем институте, а отсюда и качества высшего образования. Мы рассчитываем на ваше активное участие в обсуждаемых вопросах.

Виктор Гаврилович Новиков, ректор ТГИМЭУП,

доктор социологических наук, профессор

I РАЗДЕЛ – СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КЛАРА ГРИГОРЬЕВНА БАРБАКОВА – д-р филос. наук

профессор кафедры философии и соц.-гуман. наук ТГИМЭУП

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Политическая власть, какие бы нравственные ценности ни провозглашала, не может следовать им, ибо действия ее представляют реализацию ценностей определенной социальной группы, которая привела субъекта власти к власти. Даже при развитой демократии народ следует за наиболее значимыми для него группами или личностями. Зарождающаяся же демократия отягощена привязанностями к прошлому или полным анархическим отрицанием его, что не может не отразиться на формировании групповых интересов, на их приоритетности в процессе выбора субъекта власти. Стремящиеся к политической власти определенные группы или их представители, сориентированные на интересы выдвигающих их групп, вынуждены при получении власти эти интересы реализовывать, подавляя в той или иной мере оппозиционные им группировки.

В этой связи любая политическая власть в своей деятельности не может брать за основу общечеловеческие ценности. История свидетельствует, что пока этого не удавалось сделать ни одной социальной группе, пришедшей к власти. Поэтому реализацию гуманистических принципов: человек – цель, а не средство для другого, человечество связывает или с царством божиим на небе, или с утопическими представлениями о царстве справедливости на земле. Невозможность реализации гуманистических идеалов во всей полноте приводит к концепции "меньшего зла", концепции достаточно опасной из-за субъективности трактовки степени зла. А судьи кто? Кто может в обществе решить вопрос об уровне управления с точки зрения общечеловеческих принципов, а также начать поиск реальных возможностей осуществ­ления этих принципов в жизнедеятельности настоящих и будущих поколений? Может быть, интеллигенция? Какая? И вообще, что такое интеллигенция?

Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская показывают, что первоначально в 60-х г.г. XIX века интеллигенцией называли образованную, критически мыслящую часть общества, социальной функцией которой являлась активная оппозиция самодержавию и защита интересов народа. Главной сферой творчества интеллигенции была разработка культурно-нравственных ценностей, формирование общественных идеалов, ориентированных на всеобщее равенство и интересы развития человека. До 30-х гг. XIX века образованная часть российского общества практически совпадала с чиновничеством и офицерством, служила отечеству, по происхождению была дворянской. Во второй половине XIX века начинается отход интеллигенции от государства. Крушение российской государственности в 1917 году стало в значительной степени и крушением интеллигенции. Новому обществу оказалась ненужной «критически мыслящая личность», а государство не могло терпеть интеллектуальную оппозицию1.

Известный американский социолог Ч. Кадушин в работе «Американская интеллектуальная элита»2 пишет о том, что из многочисленной литературы, вышедшей в последнее время по проблемам интеллигенции, более половины непосредственно посвящено вопросу "кто есть кто?", т. е. вопросу уточнения самой категории. Это не случайно, ибо "большинство открытий и сущность развернувшейся огромной дискуссии зависит от того, какой смысл вложен в термин «интеллигенция»1. Сегодня, подчеркивает он, все чаще об­ращаются к толкованию этого понятия, распространенному в России XIX века, когда к интеллигенции относили тех, кто 1) интересовался общественными делами; 2) чувствовал ответственность за решение важных государственных проблем; 3) заботился о развитии общественного мнения по поли­тическим, социологическим и нравственным вопросам; 4) чувствовал обязанность совершать в жизни то, о чем мечтал2. Ч. Кадушин фактически присоединяется к такому определению интеллигенции, когда делает вывод о том, что «интеллигенты – это те, кто подвергает общество и его идею глобальной критике»3.

«В Европе интеллигенция, – пишет Н.К. Михайловский, – за редким исключением, была в полном единении с буржуазией. Таким образом, ни в каком термине вроде «интеллигенция» не было и надобности, интеллигенция совпадала с буржуазией и утопала в ней. Теперь в Европе дела стоят, разумеется, иначе»4. Но, тем не менее, именно в России в результате особого интереса к новой, поднимающейся общественной силе рождается термин «интеллигенция», содержание которого становится объектом довольно острых дискуссий.

Можно согласиться с Е.И. Лозинским в том, что «дефиниция, т.е. точное и сжатое установление понятия какого-либо общественного явления, это то же, что в медицине хороший диагноз»5.

Анализ различных точек зрения на содержание категории «интеллиген­ция» в русской социологической литературе эпохи становления и развития капитализма в России позволяет классифицировать их по двум большим на­правлениям: социально-экономическому и социально-этическому. Эти направления замечают и многие социологи того периода, занимающиеся раз­работкой проблем интеллигенции. Так, Р.В. Иванов-Разумник в работе «Что такое «махаевщина»?» писал, что «интеллигенция» – термин и социально-экономический и социально-этический. Социально-этический оттенок тер­мина, подчеркнул П.Л. Лавров, связав его с «критически мыслящей личностью». Синтезировать обе точки зрения нельзя, ибо социально-экономическая трактовка рассматривает интеллигенцию как класс, а социально-этическая – как внеклассовую группу6. Не только Лавров, но и все остальные представители народнической социологии рассматривали интеллигенцию как социально-этическую категорию. Чтобы понять это, достаточно сравнить отдельные определения интеллигенции, данные народниками. «Интеллигентом будет тот, – отмечает А. А. Николаев, – кто понимает неправду жи-

зни, видит, как всем мы обязаны народному труду и как этот народ обречен в настоящее время на жалкое существование, и, наконец, тот, кто хочет бороться против этой неправды жизни, хочет помочь трудящемуся народу устроить свою жизнь на новых, лучших основаниях и не жалеет для этого сил»7.

Социально-этический смысл в содержании категории «интеллигенция» характеризует подход к определению интеллигентности как нравственному качеству личности. Интеллигентность связывается с пониманием необходи­мости действий на благо народу. Т.е. само понятие «интеллигентность» связывалось не с социальной принадлежностью, а с духовно-нравственными ка­чествами личности. Правда, теоретические знания, осмысление нравствен­ных принципов было доступно в то время в основном только представителям умственной деятельности, и поэтому интеллигентность часто рассматривали как синоним принадлежности к интеллигенции как социальной группе, что в немалой степени обусловило прямую связь понятий «интеллигенция» и «интеллигентность».

Распад СССР привел к краху устоявшегося образа жизни, пересмотру ориентации и ценностей десятков миллионов людей. Исчезла не только страна – исчезла база того мировоззрения, на которую опирались люди в своем взаимодействии с обществом, с государственными производственными организациями, со своими коллегами, друзьями, соседями по месту жительства, со всем окружающим миром»1.

В связи с нравственно-этическими характеристиками сущности интеллигенции сложились ее парадоксальные отношения с властью. Возникнув, как социальная группа в процессе развития капиталистического общества, интеллигенция выступала в оппозиции к государственной власти. Категория власти является предметом многочисленных дискуссий и многовариантных определений. Подчеркивая этот факт, Ю.В. Ирхин и Г.Г. Пирогов отмечают шесть содержательных ее признаков: во-первых, власть, как способность или потенциальная возможность людей принимать решения, влияющие на действия других людей, а тем самым существенно воздействовать на различные стороны общественного развития на основе воли, права, принуждения, авторитета и т.д.; во-вторых, власть представляет собой механизм реализации решений, принятых определенными лицами или отдельным лицом; в-третьих, власть рассматривается в качестве преобразующей и производительной способности социальных структур, действующих независимо от воли индивидуумов (например, власть рыночных сил при капитализме); в-четвертых, власть как система властных (государственных) органов; в-пятых, власть выступает в качестве субъектов, обладающих соответствующими государственными, административными полномочиями; и в-шестых, комплексным фактором власти на современном этапе функционирования и перспективном развитии информационной цивилизации является власть знания. Властные отношения, по их мнению, могут представлять принуждение на основе конфликтных интересов и также взаимодействие при условии учета этих интересов. Основными принципами власти являются ее легальность и легитимность, сохранение, внутренняя несвобода, зависимость от обстоя­тельств, толерантность и конъюнктурность. Она включает функциональный (управленческий) коммуникативный и директивный аспекты. Источниками авторитета власти Ю.В. Ирхин и Г.Г. Пирогов называют традиции, законы, харизматические, моральные, профессиональные качества политических лидеров2.

Г.Ю. Семигин раскрывает связь государственной власти с политическими процессами, характеризуя политику, как государственные общественные дела, сферу деятельности, непосредственно связанную с властными отношениями между социальными группами, народами, нациями, людьми и государствами. Она включает взаимодействие субъектов в процессе властно-управленческой и организаторской деятельности, поведение людей, их социально-политические интересы, мотивы деятельности, функционирование политических институтов и организаций, политические идеи и взгляды. По мнению Г.Ю. Семигина, политика является и наукой, и искусством. Наукой она стала в процессе открытия и познания законов общественного развития, знание которых обуславливает целенаправленное влияние на политическую жизнь. Сущность политики как искусства определяется субъективной стороной политических процессов, предполагающих использование опыта, интуиции, фантазии, творческой смелости3.

Ж.Т. Тощенко считает, что политическая власть направлена на защиту, закрепление и развитие достигнутых позиций, и создание новых предпосылок для ее дальнейшего упрочения. «Главным носителем властных отношений является государство, которое в лице конкретных органов в центре и на местах выступает (или должно выступать) основным субъектом властвования, который определяет важные направления развития политических и правовых отношений»1. По его мнению, принцип разделения властей непосредственно связан с адресной ответственностью за исполнение соответствующих функций, законодательно закрепленными за исполнительной, судебной и законодательной властью2.

Дж. Масионис подчеркивает сложность определения категории «власть» в связи с тем, что она является наиболее трудным для научного изучения феноменом, поскольку любую теорию власти трудно отделить от политических пристрастий и личных ценностей ее авторов. Тем не менее, он выделяет три модели власти: плюралистская модель, характеризующая ситуацию, когда власть распределена между многими группами, имеющими разные интересы. Данный подход базируется на структурно-функциональной парадигме. Данная форма власти как бы распределена в обществе таким образом, что каждый человек обладает хотя бы минимальным весом в политической системе, где политические процессы в большой степени зависят от союзов и компромиссов между различными группами, преследующими свои интересы и поддерживающие в связи с этим определенные виды политического движения. В качестве итога Дж. Масионис называет эту модель правлением народа.

Вторая модель (по Масионису, модель правления немногочисленных групп) – это модель властной элиты, согласно которой власть сосредотачивается в руках богатых. Этот термин введен в научный оборот американским социологом Р. Миллсом, который раскрыл специфику, направленность и динамики консолидации различных групп властной элиты в решении государственных проблем.

Третья – марксистская модель, которая демонстрирует факт определения направленности, сущности политики экономической системой. Часто эту модель называют марксистской политико-экономической моделью. Согласно утверждению К. Маркса о том, что экономическая система общества (капиталистическая или социалистическая) оказывает большое влияние на функционирование политической системы, властная элита является порождением капитализма и основная часть населения, будучи эксплуатируемой работодателями, фактически отстранена от участия в политической жизни3.

Концепция формирования государства, его роли в организации деятельности человека и социальных групп получила свое развитие в работах Платона, в частности в книге «Государство». Анализируя различные типы государственных и межгосударственных отношений, он создает модель идеального государства, понимая, что эта модель не найдет полного своего воплощения в ближайшем будущем, но будет способствовать, по его мнению, включению отдельных его характеристик в процессы функционирования ре­альных государств. Он пишет о необходимости сохранения определенных границ идеального государства: «государство можно увеличивать до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более этого»4. Характеризуя идеальное государство, он рассматривает его четыре основных добродетели: оно должно быть мудрым, мужественным, справедливым и рассудительным, при этом не невежество, а знание помогает определить содержание этих качеств. Государство может обладать этими качествами, если во главе его и управляет обществом пусть небольшая часть, но мудрая, мужественная, справедливая и рассудительная часть населения5. Поэтому правителями такого государства должны быть философы, ибо «пока в государствах не будут царствовать философы, либо, так называемые, нынешние цари и владыки, не станут благородно и основательно философствовать и не сольется воедино – государственная власть и философиями пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор... государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно»1.

Если Платон, классифицируя различные виды государств и соответствующие им типы характеров, раскрыл динамику государственных форм и процессов, то Аристотель показал причины и цели становления, функционирования и развития государств.

«Общение вполне завершенное, – пишет Аристотель, – состоящее из несколь-ких селений, образует государство. Назначение его, собственно говоря, вполне самодовлеющее. Государство возникает ради потребности жизни, но существует оно ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения и что оно уподобляется в этом отношении первичным общениям – семье и селению; оно является завершением их, в завершении же природа объекта выступает на первый план... Из всего сказанного следует, что государство – продукт естественного развития и что человек по природе своей – существо политическое»2.

Аристотель отмечает, что форма государственного устройства олицетворяется верховной властью, которая может быть в руках или одного, или немногих, или большинства, но независимо от этого любой субъект верховной власти должен управлять, руководствуясь общественной пользой, в то время как ориентация его на личные интересы является отклонением от справедливости. Именно такими отклонениями от царской власти является тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. «В сущности, тирания – та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдет интересы зажиточных классов, демократия – интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет»3.

Таким образом, Аристотель раскрывает содержательную сторону власти и на этой основе дает классификацию форм государства. Целевое предназначение власти, его нравственную сущность, рассматривает Конфуций; многоаспектность властных отношений, причину и степень их влияния на общество в целом и на каждого гражданина, в частности, детально идеальную модель государства описывает Платон. Теории античных авторов содержали в общем виде абстрактный, формальный, конкретно-социологический, психологический, прагматический и другие подходы к изучению власти, характерные и для современных различных обществоведческих дисциплин. Социологический анализ предполагает исследование власти как целостного социального института, формирующегося и развивающегося на основе определенных закономерно сложившихся объективных детерминант, а также реализующего в процессе своего функционирования интересы и потребности тех или иных социальных групп.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник интегративной психологии

    Документ
    Эта статья пишется накануне конференции «Интегративная психология: теория и практика», который будет проходить в г. Ярославле. Неординарность события для нашей науки невольно заставляет задуматься о том, когда, как и почему город на
  2. Вестник российской академии наук

    Документ
    От редакции "Вестника РАН": Влиятельной силой, играющей на снижение роли науки в нашем обществе, назвал лженауку академик Э.П. Кругляков. Чем угрожает лженаука обществу, каковы причины ее бурного расцвета в нашей стране и
  3. Вестник государственных тендеров Украины №04 (484)/24. 01. 2011г

    Документ
    На основании ст.10 Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства"редакция бесплатно принимает объявления от распорядителей бюджетных ассигнований
  4. Вестник филологического факультета ИнгГУ

    Документ
    З.С. Дотмурзиева – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, зам.декана филологического факультета по науке и международным связям (ответственный редактор)
  5. Вестник банка россии (5)

    Расшифровка
    Учредитель — Центральный банк Российской Федерации107016, Москва, ул. Неглинная, 12Адрес представительства Центрального банка Российской Федерации в Internet: Тел.

Другие похожие документы..