Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"Дневник работы врача общей практики (семейного врача)" (далее - Дневник) заполняется ежедневно в конце рабочего дня врачом общей практики,...полностью>>
'Документ'
Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способнос...полностью>>
'Методические рекомендации'
Цель исследования – осуществить методом анкетного опроса сбор информации, необходимой для выяснения и анализа социального портрета посетителей музеев...полностью>>
'Программа'
Семинар разработан для специалистов бухгалтерских и финансовых служб, составляющих отчетность по международным стандартам, а также аудиторов и других...полностью>>

Тема. Поэтическое изображение Родины и родной природы в лирике С. А. Есенина

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы в 5-ом классе (учитель Калимулина Д.М.)

Тема. Поэтическое изображение Родины и родной природы в лирике С.А. Есенина.

Цель: кратко познакомить с биографией Есенина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет С. Есенина, репродукции картин русских художников о природе, электронная презентация, фонохрестоматия, магнитофон, музыкальная композиция Стайк. «Моя Родина.»,ромашки, рисунки детей, выставка книг о Есенине.

Ход урока.

Вступительное слово учителя о С. А. Есенине.

С. Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Все написанное Есениным проникнуто чувством Родины. Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, выразил национальный характер, настроения. мечты, сомнения, надежды народа.

4 ученика рассказывают автобиографию Есенина «О себе».

(рассказ учащихся сопровождается электронной презентацией)

Учитель. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение, им написанное:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зеленое вымя сосёт.

Это изумительная миниатюра - зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, и пронизывающая все, и красота природы, и любовное, бережное к ней отношение.

Повторение понятийного аппарата.(термины записаны на доске)

Лирика

Изобразительно-выразительные средства

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Метафора

Мужская рифма

Женская рифма

Ритм

Ученики дают толкование терминов.

Учитель. А сейчас послушаем стихотворение С. Есенина в исполнении профессиональных чтецов (звучат стихи Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»)

Анализ-беседа по вопросам.

-Какое впечатление произвели на вас стихи?

-Какая тема объединяет эти два стихотворения?

-Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стих.?

-А что помогает Есенину создать такие прекрасные образы в стихотворениях?

- Как вы думаете, каким настроением окрашены эти стихотворения? Подтвердите свой ответ выразительным чтением наизусть отрывка из стихотворения.

Учитель. Ребята, вы приготовили выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина из сборников его стихов. Проиллюстрируйте ими репродукцию картины Левитана «Осенний пейзаж с церковью» и др. русских художников. Что их объединяет?

Учитель. Прослушайте музыкальный фрагмент. Дайте ему название и поделитесь впечатлениями от музыки. (ответы учащихся)

Учитель делает вывод: композитор Стайк повторил судьбу Есенина, ему пришлось по объективным причинам в свое время покинуть Родину, и вдали от нее он написал эту музыку и назвал ее «Моя Родина».

Итоги урока. Прошу написать на ромашках (символ урока) «Что открыла мне лирика С. Есенина?» (ответы учащихся)

Ромашки размещаются учениками на доске.

Заключительное слово учителя.

Многие поэты пытались раскрыть тему Родины в своих произведениях, но так, как сделал это Есенин, по-моему не удавалось никому:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи а раю».

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Советы библиотекаря (обзор книг и справочной литературы по творчеству Есенина)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ №107 от 01. 09. 2011 г. Гайнуллина Л. С. Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и учебника «Литература.
  2. Григорьева Ирина Викторовна Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных урок

    Урок
    Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе 5-11 класс под ред.
  3. Тематическое планирование по литературе 5 класс (2)

    Урок
    09.11 8 1 Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича» 8.09.11 9 1 «Подвиг отрока — киевлянина и хитрость воеводы Претича» 03.
  4. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (2)

    Урок
    Устное народное творчество (6). Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, колыбель-ные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбель-ной песни.
  5. Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

    Календарно-тематическое планирование
    виды мифов по содержанию (о творении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей, календарные, героические), по национальному признаку (славянские, греческие, индийские, арабские и др.

Другие похожие документы..