Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
ДОКЛАД начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области Сергея Николаевича Хазова на заседание Правительства Пен...полностью>>
'Доклад'
Впервые созданная 3 века назад научная картина мира Ньютона и сменившая ее в начале ХХ-го века релятивистская картина мира Эйнштейна навсегда останут...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к...полностью>>
'Документ'
влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а также ...полностью>>

Курс «Ведение в языкознание» является пропедевтическим по отношению к изучаемым лингвистическим дисциплинам. Цель изучения дисциплины

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Направление подготовки 032700.62 Филология

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Введение в языкознание»

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ОПП.

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ОП (Б2.04).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней образовательной школе.

Курс «Ведение в языкознание» является пропедевтическим по отношению к изучаемым лингвистическим дисциплинам.

  1. Цель изучения дисциплины.

Цель освоения учебной дисциплины «Введение в языкознание» заключается в ознакомлении с понятиями и терминологией, необходимыми при изучении дисциплин лингвистического цикла.

Студенты должны:

  • научиться различать такие понятия, как язык и речь;

  • познакомиться с основными единицами языка и их реализацией в речи;

  • знать основные функции языка; познакомиться с основными гипотезами о происхождении языка и законах его развития;

  • знать различные классификации языков мира;

  • иметь представление о методах лингвистических исследований и основных направлениях в изучении языка.

  1. Структура дисциплины.

Цели и задачи дисциплины. Функции языка и мышления. Язык и речь. Уровневая организация языка. Законы языкового развития. Классификации языков мира. Методы лингвистических исследований. Из истории языкознания.

  1. Основные образовательные технологии.

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, компьютерное тестирование, контрольные работы, выступление с сообщениями.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

    • владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

    • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук и профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Студенты должны иметь представление «об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии» (ПК-1);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • знать основные лингвистические понятия и термины, связанные с языковыми единицами и их воплощением в речи; отличие синтагматических и парадигматических отношений в языке; различия синхронического и диахронического подхода к языковым явлениям; основные функции языка и направления его изучения, основные этапы развития науки о языке, структуру языкознания как лингвистической дисциплины.

  • уметь применять полученные теоретические знания при изучении дисциплин лингвистического цикла.

  • владеть навыками работы с научной литературой по лингвистике методами лингвистических исследований и использовать их в своей исследовательской работе.

  1. Общая трудоёмкость дисциплины: 3 зачётные единицы (108 часов).

  1. Форма контроля: зачет, экзамен.

  1. Составитель: Глущенко Татьяна Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Дисциплина «Русский язык» входит в базовую часть профессионального цикла ООП и состоит из нескольких разделов.

Общий объем дисциплины – 27 зачетных единиц (972 часа).

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография»

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП, является одной из основополагающих дисциплин, определяющих профессиональную направленность подготовки бакалавра.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней образовательной школе, а также на младших курсах по дисциплинам «Фонетика», «Лексика».

2.Цель изучения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография» заключается в ознакомлении обучающихся с предметом и задачами фонетики, лексикологии с основными его разделами: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография», формировании представления о лингвистической терминологии; в обучении видам фонетического, графического, лексического анализа; в воспитании через предмет у обучающихся научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

3.Структура дисциплины

Предмет фонетики Основные фонетические единицы речи. Фонология. Звуки речи и звуки языка. Орфоэпия. Графика. Орфография. Предмет лексикологии. Семантика слова и фразеологизма. Системные отношения в русской лексике и фразеологии. Русская лексикография.

4.Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных лингвистических ресурсах в сети Интернет.

5.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-11);

- способность демонстрировать знание основных положений и компетенций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • давать артикуляционную и акустическую характеристику любого звука и определять звук по данной характеристике;

  • иллюстрировать примерами фонетические законы, действующие в языке4

  • правильно устанавливать соотношение между буквой и фонемой;

  • выполнять фонетическую и фонематическую транскрипцию текста;

  • знать основные нормы и варианты литературного произношения гласных, согласных звуков, сочетаний звуков, отдельных грамматических форм, заимствованных слов;

  • знать и определять орфографические принципы различных написаний;

  • уметь производить семантический, социолингвистический и стилистический анализ слов и фразеологизмов, извлеченных из толковых словарей и/или представленных в связных художественных и нехудожественных текстах;

  • овладеть умениями и навыками “сложения дефиниций” (т.е. создания определений того или иного понятия на основе заданного перечня его существенных признаков) и, наоборот, умениями и навыками “разложения дефиниций” (т.е. выделения в предложенном определении-формулировке всех существенных признаков понятия, входящих в его состав);

  • знать систему лексико-семантических законов; уметь объяснить сущность каждого закона и показать на примерах его действие;

  • знать основные понятия и термины лексикологии,

  • уметь применять полученные знания в области филологии в научно-исследовательской и других видах деятельности;

  • работать с орфоэпическими, орфографическими, толковыми, фразеологическими и другими лингвистическими словарями и справочниками;

6.Общая трудоемкость дисциплины

8 зачетных единиц (288 академических часов).

7.Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачет в 1 семестре и экзамен во 2 семестре.

8.Составитель Панюшкин Владимир Викторович, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка ОГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ФГОС ВПО.

Основной изучения дисциплины являются знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней образовательной школе, а также в процессе изучения в вузе таких дисциплин как «Введение в языкознание», «Фонетика», «Лексикология», «Историческая грамматика».

Дисциплина «Современный русский язык (Ч.II)» служит основой для изучения ряда лингвистических дисциплин: «Современный русский язык (Синтаксис)», «История русского литературного языка», «Стилистика», «Риторика» и др.

Дисциплина «Современный русский язык (Ч.II)» повышает общую языковую компетенцию.

2. Цель изучения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины заключается в получении обучающимися глубоких теоретических знаний о грамматическом строе современного русского литературного языка, системе частей речи, морфологических особенностях лексических единиц, их морфемной и словообразовательной структуре, а также в выработке у обучающихся практических навыков различных видов лингвистического анализа, ориентированных на логически выстроенное и аргументированное описание морфемного состава слов, их словообразовательных и морфологических особенностей.

3. Структура дисциплины

Морфемика. Словообразование. Морфология.

4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, включающая в себя изучение научной литературы, использование учебных пособий, лексикографических источников, ресурсы сети Интернет.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда общекультурных компетенций:

- владением культурой мышления, обучающийся способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда общепрофессиональных компетенций:

- способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);

- владением знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2);

- владением основами речи, знанием её видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приемов убеждения (ПК-5);

- способностью проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий (ПК-11).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- овладеть системой знаний о формальных и семантических свойствах слов (их морфемной и словообразовательной структуре, грамматических признаках), о системе частей речи в современном русском языке;

- уметь выполнять различные виды лингвистического анализа (морфемный, словообразовательный, морфологический), демонстрирующие своеобразие морфемной структуры, особенности словообразования и морфологические особенности отдельной лексической единицы русского языка.

6. Общая трудоёмкость дисциплины

8 зачётных единиц (288 академических часов).

7. Форма контроля

Зачёт, экзамен.

8. Составитель

Бахвалова Татьяна Васильевна, доктор филологических наук профессор кафедры русского языка ОГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Современный русский язык: Синтаксис»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП, является одной из основополагающих дисциплин, определяющих профессиональную направленность подготовки бакалавра.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней образовательной школе, а также на младших курсах по дисциплине «Морфология».

Дисциплина «Современный русский язык. Синтаксис» является завершающей в курсе «Современный русский язык».

2. Цель изучения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «Современный русский язык. Синтаксис» заключается в ознакомлении обучающихся с предметом и задачами синтаксиса, с основными его разделами (словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое), формировании представления о лингвистической терминологии; в обучении видам синтаксического анализа; в воспитании через предмет у обучающихся научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

3. Структура дисциплины

Предмет синтаксиса. Методы изучения синтаксиса. Словосочетание. Предложение. Простое предложение. Сложное предложение. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация.

4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных лингвистических ресурсах в сети Интернет.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-11);

- способность демонстрировать знание основных положений и компетенций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать основные понятия и термины синтаксиса, историю становления учения о словосочетании, простом и сложном предложении, главных и второстепенных членов предложения, пунктуации и современное их состояние;

- уметь применять полученные знания в области филологии (синтаксиса) в научно-исследовательской и других видах деятельности;

-владеть комплексным анализом словосочетания, простого предложения и всех видов сложного предложения.

6. Общая трудоемкость дисциплины

11 зачетных единиц (396 академических часов).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачет в 5 семестре и экзамен в 7 семестре.

8. Составитель

Ефимова Тамара Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Классические языки»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Б2.07. Базовая часть общепрофессионального цикла.

В результате изучения дисциплин этого цикла «студент должен: знать основные понятия и термины филологической науки, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых фактов...» (ФГОС, ООП, Б.2).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в общеобразовательной школе.

Изучение классических языков является неотъемлемой частью образования студента-филолога. Дисциплина включает в себя знакомство и освоение студентами двух классических языков – древнегреческого и старославянского.

Изучение классических языков готовит студентов-филологов к восприятию ряда лингвистических дисциплин, таких как историческая грамматика русского языка, история русского литературного языка, современный русский язык, современный славянский язык, сравнительная грамматика славянских языков. Как язык древнейшей европейской цивилизации древнегреческий язык воздействовал на все европейские языки в качестве источника лексики, в первую очередь терминологической. Особенно значительным было влияние греческого на русский литературный язык через старославянский язык переводов Священного Писания, святоотеческих сочинений. Курс имеет большую историко-культурную ценность, т.к. старославянский язык, был широко распространен в славянских странах как общеславянский письменный литературный язык и сыграл значительную роль в истории культуры славянских народов, в формировании и развитии славянских литературных языков, в том числе и русского литературного языка.

2. Цель изучения дисциплины

Дать необходимые лингвистические и историко-культурные сведения, которыми должен владеть каждый, кто приступает к изучению истории русского и других славянских языков.

Преподавание решает ряд задач: закладываются основы славистических знаний у студентов-филологов (овладение системой грамматики в сопоставлении с грамматикой изучаемых языков, лексикой и интернациональной терминологией, расширение общелингвистического кругозора, выработка культуры научного мышления, развитие навыков сопоставительного анализа); осуществляется подготовка студентов к изучению славянских языков, исторической грамматики русского языка, истории русского литературного языка, современного русского языка; закладывается база для использования лингвистических дисциплин в воспитательной работе, т.к. в ходе изучения старославянского языка идет речь о самобытности и высоком уровне культуры древних славян, межславянских связях в развитии письменности, о возникновении первой славянской азбуки, о взаимодействии славянских культур и др.

3. Структура дисциплины

Программа курса «Старославянский язык» состоит из семи разделов.

В первом рассматривается сущность понятия «старославянский язык», определяется отношение старославянского языка к праславянскому и современным славянским языкам, дается представление о древнейших исторических сведениях о славянах.

Второй раздел связан с вопросами происхождения старославянского языка, в нем рассматривается политическая ситуация в древних славянских княжествах, даются сведения о жизни и деятельности Константина и Мефодия, рассматриваются проблемы диалектной основы старославянского языка, проблемы происхождения славянских азбук, старейшие славянские памятники.

Третий раздел посвящен лексике и словообразованию старославянского языка, в нем рассматривается специфика словарного состава, основные способы образования лексики.

Четвертый раздел посвящен фонетике, в нем рассматривается фонологическая система старославянского языка и фонетические процессы праславянской эпохи.

Пятый раздел посвящен морфологии, в нем дается представление о лексико-грамматических разрядах слов в старославянском языке, изучаются их грамматические категории, формообразование, словоизменение.

В шестом разделе рассматриваются вопросы синтаксиса старославянского языка.

Седьмой раздел посвящен истории научной разработки старославянского языка.

4. Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи изучения дисциплины 48 1 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины 48

    Документ
    Мы живем в эпоху национального возрождения. Ингушское образование опирается на собственные культурные ценности и многовековые традиции. В стремлении учителя сделать жизнь красивее – будущее Ингушетии.
  2. Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 01. Введение в языкознание Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по Введению в языкознание является одним из основных составляющих основной образовательной программы специальности 050301 «Русский язык и литература» и составлен для студентов 1 курса факультета лингвистики
  3. Фролов И. Т. и др. 3-е изд

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  4. Парат министрлігі л. Н. Гумилев атындағы еуразия ұлттық университеті

    Документ
    Тіл мен әдебиетті оқытудың теориясы мен әдістемесіндегі инновациялық технологиялар: мәселелер және шешу жолдары. Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференциясының материалдары – Астана: Л.
  5. Қ. А. Ясауи атындағы ХҚту (Қазақстан) Встатье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов

    Документ
    В статье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов. Автор, ссылаясь на личный педагогический опыт, рекомендует эффективные подходы в обучении студентов терминологической

Другие похожие документы..