Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Слово «история» греческого происхождения-«сведения о прошлом».Т.о. История-наука о прошлом.Историю человечества принято делить на мировую(всеобщую) и...полностью>>
'Документ'
Всевозможные Интернет приложения (Apache web server, Microsoft Internet Information Servers, Microsoft ISA Server, Exchange Server 5.x/2 , Proxy Seve...полностью>>
'Конкурс'
Відомий французький етнолог Арнольд Ван Геннеп вважав ґенезою всіх ритуально-обрядових дій перехід від одного стану до іншого. Це, за думкою метра, с...полностью>>
'Рассказ'
Ивана Васильевича никуда не приглашали. Лет десять уж — не меньше. Тогда-то гостем званным в последний раз и сидел… за поминальным столом. Бабу Нюшу, ...полностью>>

Книга рассчитана на широкого читателя (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Одновременно начались процессы дифференциации, также обусловленные борьбой за место в пирамиде, где существует сильный разрыв между вершиной и основанием. Те или иные регионы, народы, имеющие запасы природных богатств или лучшую организацию хозяйства, чувствуют себя обделенными. Они надеются занять более высокое место и жить лучше. Процессы дифференциации в том или ином виде идут во всех регионах мира. Примерами служат Эритрея и Эфиопия, Чехия и Словакия, Северная Ирландия и Англия, Страна басков и Испания, Северная и Южная Италия, фламандцы и валлоны в Бельгии.

В результате информационно-психологической войны двухполюсный мир стал однополюсным, США получили власть над миром. В XX в. одним из первых, кто пытался осуществить идею нового мирового порядка, был А. Гитлер. Он объявил о начале “тысячелетнего рейха” и сформулировал положение об иерархической структуре мира (пирамиде). Верх пирамиды — арийцы, ниже — народы Западной Европы, еще ниже — славяне, евреи и цыгане, причем разрыв между верхом пирамиды и ее основанием достаточно велик. При построении такой пирамиды национальные признаки имели существенно большее значение, чем классовые.

Об особенностях осуществления глобальной мировой власти говорится в известной книге Збигнева Бжезинского /6/, занимавшего должность советника по национальной безопасности президента США с 1977 по 1981 год. В настоящее время он — консультант Центра стратегических и международных исследований. В его книге мир рассматривается как огромная шахматная доска. Центральная идея — использование США своего военного, экономического и культурного превосходства для удержания контроля над миром:

Короче говоря, Америка занимает доминирующие позиции в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания; в области экономики остается основной движущей силой мирового развития, даже несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии (ни одной из этих стран не свойственны другие отличительные черты мирового могущества); в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно; среди молодежи всего мира, — все это обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира. Именно сочетание всех этих четырех факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова.”

Особое внимание 3. Бжезинский уделяет важному отличию современной власти США от властителей других мощных империй прошлого. Он говорит о широком, но неосязаемом влиянии американского господства в области глобальных коммуникаций, народных развлечений и массовой культуры:

Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Ее привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но ее притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде все больше подражают во всем мире. Язык Internetанглийский, и подавляющая часть глобальной компьютерной “болтовни” — также из Америки и влияет на содержание глобальных разговоров. Наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование; приблизительно полмиллиона иностранных студентов стекаются в Соединенные Штаты, причем многие из самых способных так и не возвращаются домой. Выпускников американских университетов можно найти почти в каждом правительстве на каждом континенте.

Стиль многих зарубежных демократических политиков все больше походит на американский”.

Все это — проявления информационно-психологического воздействия, которое фактически стало новым видом оружия /4/. 3. Бжезинский рассматривает также общую структуру современной и глобальной власти /6/:

Поскольку подражание американскому пути развития постепенно пронизывает весь мир, это создает более благоприятные условия для установления косвенной и на вид консенсуальной американской гегемонии. Как и в случае с внутренней американской системой, эта гегемония влечет за собой комплексную структуру взаимозависимых институтов и процедур, предназначенных для выработки консенсуса и незаметной асимметрии в сфере власти и влияния.

Американское глобальное превосходство, таким образом, подкрепляется сложной системой союзов и коалиций, которая буквально опутывает весь мир.

Организация Североатлантического договора (НАТО) связывает наиболее развитые и влиятельные государства Европы с Америкой, превращая Соединенные Штаты в главное действующее лицо даже во внутриевропейских делах. Двусторонние политические и военные связи с Японией привязывают самую мощную азиатскую экономику к Соединенным Штатам, причем Япония остается (по крайней мере, в настоящее время} в сущности американский протекторатом. Америка принимает также участие в деятельности таких зарождающихся транстихоокеанских многосторонних организаций, как Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АРЕС), становясь главным действующим лицом в делах региона. Западное полушарие в основном защищено от внешнего влияния, позволяя Америке играть главную роль в существующих многосторонних организациях полушария. Специальные меры безопасности в Персидском заливе, особенно после краткой карательной операции против Ирака в 1991 году, превратили этот экономически важный регион в американскую военную заповедную зону. Даже на бывших советских просторах нашли распространение различные поддерживаемые материально американцами схемы более тесного сотрудничества с НАТО, такие как программа “Партнерство во имя мира”.

Кроме того, следует считать частью американской системы глобальную сеть специализированных организаций, особенно “международные” финансовые институты. Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, можно сказать, представляют глобальные интересы, и их клиентами можно назвать весь мир. В действительности, однако, в них доминируют американцы, и в их создании прослеживаются американские инициативы, в частности на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году”.

Как подчеркивает 3. Бжезинский, власть в мире происходит, в конце концов, из единого источника, а именно: Вашингтон, округ Колумбия, и именно здесь должны вестись политические игры в сфере власти, причем по правилам, задаваемым США. Бжезинский делает вывод: американское превосходство породило новый международный порядок.

Итак, к концу второго тысячелетия новой эры образовалась глобальная империя, где под словами “мировое сообщество” подразумеваются Соединенные Штаты. Как оказалось, в новом мировом порядке как бы воспроизводятся многие закономерности прошлого, существовавшие две тысячи лет назад в Древнем Риме. И как это ни покажется на первый взгляд удивительным, большую роль в понимании современных событий могут играть аналогии с событиями двухтысячелетней давности.

3.2. Древний Рим как прообраз настоящего и будущего.

Виток истории. С установлением однополюсного мира история завершила свой виток. Во многих отношениях человечество как бы возвращается на 2000 лет назад, в Древний Рим, и сходство целого ряда явлений кажется поразительным. Хотя два тысячелетия назад тогдашняя ойкумена (т.е. известная часть населенного мира) не охватывала всей планеты, но в определенном смысле слова можно говорить о мировом господстве Древнего Рима. Древнеримская мировая держава обладала значительной устойчивостью. Была создана динамическая система — пирамида, работающая на протоке. Поток денег, ценностей, рабов, интеллектуальных достижений шел от основания пирамиды наверх, к ее вершине — Риму. Рим как бы впитывал в себя живительные соки со всего мира. Характерная черта этой пирамиды — глубокий разрыв между уровнем жизни людей у основания и наверху пирамиды. Внизу были рабы, лишенные всех человеческих прав, наверху — люди, имевшие несметные богатства и власть.

Сегодня, как и две тысячи лет назад, человечество живет в однополюсном мире, подчиненном на этот раз США. В его основе лежит та же пирамида власти и так же идет наверх поток финансов, богатств, интеллекта. Как и в древности, существует невероятный разрыв между уровнем жизни у основания и вершины пирамиды. Внизу находятся люди, живущие в нищете, часто на грани голодной смерти, наверху — купающиеся в роскоши.

Но есть и качественное различие, которое необходимо принимать во внимание. Понятие физического воздействия, физического насилия, определявшее отношения в Древнем Риме, заменяется в наше время понятием информационного воздействия, информационного насилия. Тем не менее, можно говорить об общности закономерностей. Анализ событий в Древнем Риме позволяет лучше понимать и предсказывать события нашего времени. Остановимся на некоторых определяющих моментах.

Методы установления мирового господства. Характерной особенностью действий во внешней политике Древнего Рима была концентрация усилий на узловых точках и направлениях сопротивления. Вокруг стран, областей и лиц, которые служили центром сопротивления, раздувались противоречия. Если они перерастали в конфликт, то Рим выступал арбитром. Итог был всегда в пользу Рима.

В своей борьбе за завоевание господства над античным миром Рим особое внимание обращал на страны с менталитетом сопротивления. Только раздавив их, можно было быть уверенным в подчинении других народов. Один из ярких примеров — восстание в Испании, вызванное алчностью и жестокостью римских наместников, правивших значительной частью страны. Незамиренные племена Испании поднялись на “огненную войну” под руководством простого лузитанского пастуха Вириата, мастерски организовавшего партизанскую войну. После гибели Вириата и усмирения Лузитании внимание римлян обратилось на племя воинственных и непокорных кельтиберов. Их столица Нуманция стояла в верховьях реки Дуро на неприступной горе, окруженной густыми лесами. Вот как описывается ход войны в книге /7/:

Римские полководцы один за другим терпели поражение. Особенно тяжело и даже позорно для Рима было поражение консула Г. Гостилия Манцина в 137 г., который при поспешном отступлении с деморализованными остатками своей армии был окружен в пустынных местах кельтиберской страны и принужден был согласиться на заключение с повстанцами позорного для Рима мира. Сенат после суда над Манцином постановил договор отвергнуть, а Манцина, как превысившего свои полномочия, со связанными руками выдать на расправу нумантинцам. Однако нумантинцы отказались его принять.

Чтобы восстановить свой престиж, римское правительство принуждено было, наконец, послать на борьбу с испанскими повстанцами самого прославленного победителя Карфагена Л. Корнелия Сципиона Эмилиана, проведя его в Консулы на 134 г. Осада города велась по всем правилам тогдашней военной техники, проверенными под Карфагеном. Мятежный город был полностью изолирован осадными валами с башнями. На широком пространстве вся округа была полностью опустошена, окрестные поселения уничтожены или терроризованы. При малейшем проявлении сочувствия осажденным в каком-либо из ближайших городков Сципион являлся туда лично во главе карательных отрядов и приказывал рубить жителям руки. Даже река Дуро была перехвачена канатом с прикрепленными к нему остриями, чтобы никто на челноке не мог пробраться в осажденный город.

Нумантинцы, со своей стороны, сопротивлялись с невиданным даже в Испании мужеством. Они делали постоянные вылазки и вызывали римлян на открытые бои, несмотря на то, что в городе свирепствовали жестокий голод и эпидемии. Наконец, они сдались Сципиону, но признались, что многие еще охвачены жаждой свободы и хотят сами своей рукой покончить расчеты с жизнью. Поэтому они просили отсрочки сдачи на один день, чтобы устроить свою смерть... Некоторые из них добровольно наложили на себя руки разными способами, а остальные на третий день после этого вышли из города и явились на назначенное место в ужасном виде, непохожие на людей... Расправа Сципиона была беспощадна. Всех уцелевших жителей Нуманции он продет в рабство, за исключением 50 человек. Этих последних он оставил, чтобы показать их римскому народу во время своего триумфа. Город был совершенно уничтожен и сравнен с землей, так что впоследствии трудно было найти его местоположение; территория его распределена среди соседей”.

Столь же жестоким путем шло и становление мирового господства США. Достаточно вспомнить полмиллиона японцев, уничтоженных американскими атомными бомбами: два миллиона вьетнамцев, погибших в результате войны, развязанной США с применением самых страшных ядов — диоксинов; бомбардировки мирных жителей Ирака и Югославии. Вместе с тем, как и в Древнем Риме, для уничтожения намеченной жертвы раздувались любые противоречия как внутри, так и вне страны. В свое время в борьбе против Нуманции экспедиции Сципиона старались придать вид всенародного дела: 4 тыс. добровольцев записалось в его армию, союзные цари Нубии, Пергама и Сирии прислали вспомогательные отряды. Так и сейчас против Ирака и Югославии были направлены силы союзников — вассалов СИТА

Общественная пирамида. Жизнь на протоке. И в Древнем Риме, и в настоящее время мы имеем дело с особым типом социальной системы, не сводящейся только к эксплуататорам и эксплуатируемым. Эта система охватывает мир в целом. Она носит иерархический характер и включает в себя страны различных категорий, располагающихся в виде пирамиды. Древний Рим включал в себя сам город, союзные территории и провинции. О провинциях подробно говорится в книге /7/:

Сам термин провинция означал в это время — “подвластная”, “покоренная”, “победой добытая” область. Провинции на этом основании открыто признавались “добычей римского народа” в самом полном и точном смысле этих слов, т. е. со всем своим мертвым и живым инвентарем-землей, имуществом, животными и людьми. С момента завоевания в провинции нет уже ни права, ни закона, ни собственности, ни личности людей, — одно безответственное усмотрение и полнейший произвол победителя в распоряжении своей добычей.

Громадный поток драгоценных металлов, захваченных художественных произведений и прочих ценностей непрерывно шел теперь к Риму из завоеванных земель. Львиная доля добычи поступала в государственную казну, в особенности в виде громадного количества золота и серебра, сдаваемого различными полководцами при возвращении из удачных походов во время разрешенных им триумфов, которые, по существу, и обратились в пышные демонстрации захваченных сокровищ.

Плутарх, например, так изображает в биографии Эмилия Павла его триумф в 168 г. после победы над Персеем: в течение трех дней его войска проносили перед народом для сдачи в римскую казну художественные вещи, 750 ящиков с серебром, 78 ящиков с золотом и множество драгоценных предметов, захваченных в Греции. Наибольшую популярность в народе доставили Эмилию эти его македонские подвиги благодаря тому, что он внес в казну такие огромные суммы, которые позволили не собирать прямого налога в течение 125 лет. Благодаря этому римское казначейство не только быстро расплатилось со всеми своими долгами, но и в состоянии было из своих избытков ежегодно отпускать громадные суммы на разного рода дорогие сооружения и постройки. Другая значительная часть добычи попадала в руки удачливых военных командиров — завоевателей и управителей провинций”.

Современная пирамида основывается не на физическом принуждении, а на информационном. Ее экономическая сторона, связанная с получением избыточной прибавочной стоимости, была рассмотрена в подразделе 1. 2. Так же как и в древности, огромный поток денег, ценностей, материальных благ идет наверх пирамиды, в США. О жизни наверху пирамиды Древнего Рима говорится в книге И. Гердера /8/:

У меня не хватит слов, чтобы описать варварское расточительство и роскошь, что воцарились не только в самом Риме, но и во всех римских владениях со времен завоевания Азии, — во всем, в пирах и на играх, в деликатесах и в одеждах, в архитектуре и в домашней утвари. Не веришь глазам своим, читая описания всей этой роскоши, узнавая, сколько стоили заморские драгоценности и как велики были, вследствие всего этого, долги расточительных римлян, недавних вольноотпущенников и рабов. Такие затраты невольно приводили к самой жестокой нужде, да и само по себе это римское расточительство было такой нуждой и нищетой. Все римские искусства нацелены были на то, без чего можно было обходиться, не на полезное, а на чудовищную роскошь и расточительство,— строились триумфальные арки, бани, памятники, театры, амфитеатры, всякие чудесные здания, которые, конечно, и могли возвести только эти обобравшие целый свет люди”.

Здесь также можно провести параллели с Америкой, обирающей весь мир, с ее высшими слоями, утопающими в роскоши.

Положение рабов. Для существования и устойчивости мощной пирамиды необходим разрыв между уровнем жизни внизу и наверху. Разрыв этот должен быть достаточно велик, а количество людей внизу должно быть во много раз больше, чем наверху. И именно в Древнем Риме существовала самая большая в истории концентрация рабов, подвергавшихся жесточайшей эксплуатации. О количестве рабов говорят такие примеры. Цезарь захватил в Галлии и продал в рабство 1 млн. человек. При Августе в городе Риме было 600 тыс. свободных и 900 тыс. рабов. Во втором веке вся Италия переполнилась рабами, и редкий свободный человек не стал рабовладельцем. Многие богачи имели по 20 тыс. рабов.

Самая жестокая эксплуатация возникла в таких отраслях производства, как каменоломни, рудники, кирпичные заводы, мельницы, маслобойни, хлебопекарни, текстильные мастерские. Имеется описание положения рабов /7/:

Пощады не было никому. Не давали передышки ни больным, ни увечным, ни женщинам в виду слабости их пола. Всех без исключения заставляли работать ударами кнута до тех пор, пока они, окончательно изнуренные усталостью, не погибали”. Естественно, что к такому убийственному труду, плоды которого притом шли всецело на рабовладельцев, рабов можно было побудить лишь самыми бесчеловечными средствами принуждения и запугивания. Поэтому физические наказания недостаточно покорных были возведены в настоящую систему при обращении с рабами.

Всякие пощечины, зуботычины, удары кулаком в лицо, так что иногда выбивались зубы и глаза, были явлением столь повседневным и ординарным, что им уже никакого значения не придавали ни та, ни другая сторона, в чем можно убедиться из любой комедии Плавта, в которой показаны рабы. Самым обычным видом воздействия было сечение розгами и плетьми. Часто в комедиях развеселившиеся рабы даже похваляются “дубленостью своих спин”, презрением перед розгами и прочностью лопаток цепям и палкам вопреки, оковам, тюрьмам, дыбам, веревкам назло, кандалам, ошейникам железным, презрением к палачам лихим, видавшим наши спины, — немало нанесли они рубцов лопаткам нашим. Можно привести еще часто упоминаемые древними авторами бичевание под рогаткой, т. е. привязанными к дышлу телеги, прижигание раскаленным железом ладоней за воровство и языков за болтовню”.

Раб обращался в вещь, он даже не имел собственного имени:

Часто называли рабов просто по их теменной принадлежности, например, Фракиец, Сириец, Скиф, Лидия, Иона, Сира и т. д., по имени продавца или месту покупки, например, Артемидор, Эфесец и др. Иногда давали замысловатые мифологические, ботанические и другие обозначения: Агамемнон, Гектар, Леонид, Гиацинт, Нарцисс, Хризогон и пр. Но все это не собственные имена, выделяющие личность как индивидуум; это лишь своего рода инвентарные этикетки или ярлыки вещей, меняющиеся по капризу хозяев, в особенности — при переходе раба в другие руки.

Затем римское право не признавало за рабом права на брак и семью. Между рабами могло быть лишь временное сожительство по воле и даже распоряжению хозяина. Дети от таких сожительств не подлежали власти родителей, но трактовались лишь как простой “приплод” и являлись полной собственностью владельца матери. Такие семьи рабов при случае распродавались в розницу. Старые и больные рабы продавались в первую очередь или, при невозможности их продать, просто выгонялись из дому.

Далее, закон не признавал за рабом каких-либо прав на собственность, так как сам раб являлся собственностью своего владельца. Все могущие быть у него сбережения от разных наградных, полученных от гостей, экономии на пайке, случайных заработков и прочее принадлежали его хозяину и в любое время могли быть последним изъяты.

Наконец, раб, так как он не личность, а животное или вещь, не отвечает за свои проступки перед судом: за его поведение отвечает лишь его хозяин. Если раб причинил ущерб какому-нибудь гражданину, то владелец раба должен возместить убыток, причем разрешалось в виде уплаты выдать потерпевшему самого раба. Если, в крайнем случае (чего старались избегать), приходилось привлекать раба к суду в качестве свидетеля, то требовалось непременно допрашивать его под пыткой, обращаться не к показаниям его человеческого разума, который за ним отрицался, а, как учили римские юристы, к “крику его тела”. Если во время пытки раб бывал искалечен или умирал, то владелец получал соответствующее вознаграждение”.

В целом можно сказать, что Римская Империя установила такую упорядоченную, развитую и всеобъемлющую форму рабовладения, какой не было во всем Древнем мире.

Обратив взгляд на современную пирамиду, т. е. на современное “мировое сообщество”, можно обнаружить удивительное соответствие. Из 6 млрд. человек, населяющих планету, 4 млрд. живут в нищете, почти 1 млрд. голодает и находится на грани голодной смерти. Их жизнь мало отличается от жизни рабов древности. Общее число рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Известно, что на территории Италии, где количество рабов было максимальным, оно несколько превышало число свободных людей. Если же взять всю территорию Римской Империи и зависимых от нее территорий, то число рабов по отношению к числу свободных оказывается в несколько раз меньше. То есть Древний Рим и современная глобальная империя США имеют близкие отношения числа благополучных и обездоленных. Но если учесть территории, не подчинявшиеся Древнему Риму, то в процентном отношении сейчас ситуация даже хуже, чем 2000 лет тому назад (не говоря уже об абсолютном числе обездоленных).

Общественная мораль. Властители. Характерная особенность пирамид прошлого и настоящего — моральное разложение общества, деградация личных качеств и вырождение правящей верхушки. Общая ситуация в Древнем Риме описана целым рядом античных авторов, среди которых выделяется своей глубиной и системностью Светоний. Его книга /9/ посвящена жизни и нравам 12 императоров Рима. Вот что в частности пишет Светоний об императоре Тиберии:

Но на Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата. Собранные толпами отовсюду девки и мальчишки — среди них были те изобретатели чудовищных сладострастии, которых он называл “спинтриями” — наперебой совокуплялись перед ним по трое, возбуждая этим зрелищем его угасающую похоть. “Спальни” расположенные тут и там, он украсил картинами и статуями самого непристойного свойства и разложил в них книги Элефантиды, чтобы всякий в своих трудах имел под рукою предписанный образец. Даже в лесах и рощах он повсюду устроил Венерины местечки, где в гротах и между скал молодые люди обоего пола предо всеми изображали фавнов и нимф. За это его уже везде и открыто стали называть “козлищем”, переиначивая название острова.

Но он пылал еще более гнусным и постыдным пороком: об этом грешно даже слушать и говорить, но еще труднее этому поверить. Он завел мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками и с которыми он забавлялся в постели. К похоти такого рода он был склонен и от природы и от старости. Поэтому отказанную ему по завещанию картину Паррасия, изображавшую совокупление Мелеагра и Аталанты, он не только принял, но и поставил в своей спальне, хоть ему и предлагалось на выбор получить вместо нее миллион деньгами, если предмет картины его смутит. Говорят, даже при жертвоприношении он однажды так распалился на прелесть мальчика, несшего кадильницу, что не мог устоять, и после обряда чуть ли не тут же отвел его в сторону и растлил, а заодно и брата его, флейтиста; но когда они после этого стали попрекать друг друга бесчестием, он велел перебить им голени.

Измывался он и над женщинами, даже самыми знатными. На деньги он был бережлив и скуп”.

Не менее любопытны описания деяний императора Калигулы, прославившегося, в частности, тем, что ввел в сенат своего коня:

Стыдливости он не щадил ни в себе, ни в других. С Марком Лепидом, с пантомимам Мнестером, с какими-то заложниками он, говорят, находился в постыдной связи. Валерий Катулл, юноша из консульского рода, заявлял во всеуслышанье, что от забав с императором у него болит поясница. Не говоря уже о его кровосмешении с сестрами и о его страсти к блуднице Пираллиде, ни одной именитой женщины он не оставлял в покое. Обычно он приглашал их с мужьями к обеду и, когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец, а если иная от стыда опускала глаза, он приподнимал ей лицо своею рукою. Потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась; а вернувшись, еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего и плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели. Некоторым в отсутствие мужей он послал от их имени развод и велел записать это в ведомости.

В роскоши он превзошел своими тратами самых безудержных расточителей. Он выдумал неслыханные омовения, диковинные яства и пиры — купался в благовонных маслах, горячих и холодных, пил драгоценные жемчужины, растворенные в уксусе, сотрапезникам раздавал хлеб и закуски на чистом золоте: “нужно жить или скромником, или цезарем!” — говорил он”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга рассчитана на широкого читателя (2)

    Книга
    В книге рассмотрены закономерности и тенденции общественного развития, проявившиеся на грани второго и третьего тысячелетий. Состояние современного мира характеризуется нестабильностью, нарастанием экологического и социального кризисов,
  2. Книга рассчитана на массового читателя

    Книга
    Медленный бег, оздоровительный бег, дозированный бег, бег на выносливость, трусца – эти понятия известны сегодня миллионам людей, избравшим самое надежное средство закалки и укрепления здоровья – движение, физические упражнения.
  3. Книга рассчитана на широкие круги читателей, в том числе не имеющих специальных знаний по политической экономии. Ксожалению, по вине авторов иных учебников и книг встречается у нас, (1)

    Книга
    Всякое произведение на историческую тему пишется не только для того, чтобы рассказать о прошлом, но и для того, чтобы выразить через историю отношение автора к современности и ее проблемам.
  4. Книга рассчитана на широкий круг читателей

    Книга
    Океанография открывает человечеству просторы и глубины «голубого континента», морей и океанов, покрывающих 2/3 планеты. Морское дно скрывает не только тайны древней истории Земли, но и тайны древнейшей истории человечества.
  5. Книга рассчитана на широкие круги читателей, в том числе не имеющих специальных знаний по политической экономии. Ксожалению, по вине авторов иных учебников и книг встречается у нас, (2)

    Книга
    Всякое произведение на историческую тему пишется не только для того, чтобы рассказать о прошлом, но и для того, чтобы выразить через историю отношение автора к современности и ее проблемам.

Другие похожие документы..