Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Стародубова Н.А.[24], считает, что нарушения слухового и зрительного восприятия отмечаются у детей с нормальным физическим здоровьем. Недостаточная с...полностью>>
'Документ'
Доска объявлений у лекционного зала 1712-А Высшей школы Патрика Генри освещалась вспышками красного света. Род Уокер проталкивался через толпу студен...полностью>>
'Документ'
1. Цей Порядок визначає процедуру підготовки та оприлюднення звіту про результати проведення заходів щодо запобігання та протидії корупції спеціально...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстра...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ДОКЛАД

о состоянии конкуренции

в Российской Федерации

МОСКВА

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Конкурентная политика и конкурентная среда в Российской Федерации 10

1.1. Текущие задачи антимонопольного регулирования в условиях глобального финансового кризиса 10

1.2. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации 18

1.3. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2007-2008 гг. 24

2. Состояние конкуренции в отдельных секторах экономики 35

2.1 Рынки глиняного (керамического) кирпича 35

2.2. Рынки нерудных строительных материалов 39

2.3. Розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами 44

2.4. Розничные рынки электрической энергии 50

2.5. Оптовый рынок электрической энергии 54

2.6. Рынки услуг доступа к сети «Интернет» 59

2.7. Рынки нефтепродуктов 66

3. Предложения, направленные на стимулирование конкуренции на рынках Российской Федерации 70

3.1. Корректировка законодательства в отношении естественных монополий 70

3.2 Развитие конкуренции в сфере образования 80

3.3. Реорганизация государственных предприятий 91

3.4. Развитие малого бизнеса 96

3.5. Развитие конкуренции с применением биржевых механизмов 104

3.6. Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг 108

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Крупнейшие дела ФАС России в 2008 году 123

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Крупнейшие штрафы, наложенные ФАС России в 2008 году за нарушения на рынках федерального значения 144

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Дела ФАС России против картелей в 2008 году 145

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Развитие конкуренции на рынке кредитного страхования в 2008-2009 годах 154

ВВЕДЕНИЕ

В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок. Следствием этим процессов становится усиление контроля ФАС России за соблюдением антимонопольного законодательства крупными компаниями.

В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.

У антимонопольных органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов, что было обеспечено принятием Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и за злоупотребление монопольным положением на рынке. Нарушители закона заплатили и заплатят в будущем десятки и сотни миллионов рублей штрафа в бюджет за свои противоправные антиобщественные действия.

При этом следует отметить, что Закон о защите конкуренции снизил административную нагрузку на бизнес за счет повышения пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля за экономической концентрацией, а также существенного упрощения процедуры согласования сделок внутри группы лиц.

Особое внимание ФАС России уделяет социально значимым рынкам (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны (рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортные рынки и т.д.).

В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства устраняются запрещенные практики и соглашения, которые могут привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителя.

ФАС России разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по механизму сдерживания необоснованного роста цен на отдельные группы товаров. Одними из условий применения механизма сдерживания цен являются формирование ценовых индикаторов на отдельные группы товаров и создание прозрачных рыночных отношений за счет реализация этих товаров посредством биржевой торговли.

Действия ФАС России по обеспечению конкуренции в сфере поставок товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд направлены на повышение уровня прозрачности реализации государственных закупок, обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к государственным контрактам, что позволило значительно повысить эффективность использования бюджетных средств. Экономия бюджетных средств за 2006-2008 годы составила 560 млрд.рублей.

В целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства в 2008 году ФАС России были подготовлены поправки к федеральным законам «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О товарных биржах и биржевой торговле», поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации, а также некоторые другие законодательные акты.

В июле 2009 г. приняты следующие федеральные законы:

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции»;

Федеральный закон от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Поправки, в частности, направлены на уточнение положений антимонопольного законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе в части:

предоставления антимонопольным органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;

возможности выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции;

установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает применение в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих, установление административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства, а также установление критериев освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях.

Ранее, в 2008 году, были внесены изменения в статьи Закона о защите конкуренции, регулирующие порядок передачи государственного или муниципального имущества, а также порядок предоставления государственной и муниципальной помощи без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом.

Российское законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Четкая правовая регламентация указанных выше вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны органов власти, даст возможность производителям эффективно защищать свои права и интересы.

Отметим, что в 2008 году наблюдалось увеличение количества возбужденных дел в отношении органов власти, на них приходится около 50% от общего числа нарушений. Всего за 2008 год было возбуждено порядка 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 – в отношении органов власти.

«Второй антимонопольный пакет законов» ужесточает позиции государства, Правительства Российской Федерации и, соответственно, ФАС России в отношении государственных чиновников, которые нарушают принципы свободного предпринимательства чаще всего на коррупционной основе, уничтожают малый бизнес своими нормативными актами, незаконными государственными преференциями и т.д.

Одним из приоритетов деятельности ФАС России за прошедший год стала борьба с картелями, представляющими собой наиболее опасные нарушения в экономической сфере; в 2008 году в ФАС России было создано специальное управление по борьбе с картелями.

Применение «оборотных штрафов» за антиконкурентные действия позволило пресечь неправомерные действия монополистов и взыскать в федеральный бюджет миллионы рублей штрафов. Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 год составила порядка 13 млрд. рублей.

Благодаря внедрению «программы смягчения административной ответственности» за нарушения антимонопольного законодательства ФАС России удалось раскрыть десятки картельных сговоров, препятствующих развитию конкуренции на рынках России.

Количество дел, возбужденных за картельные сговоры, увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза, количество выданных предписаний – в 2 раза. В поле зрения антимонопольных органов попадали самые социально значимые рынки. Десятки дел были возбуждены по фактам картельных сговоров на рынке реализации бензина, продуктов питания, строительных материалов. Все большее внимание антимонопольные органы уделяют раскрытию сговоров при проведении конкурсов и аукционов.

Важным событием в сфере защиты конкуренции стало рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации дела о проверке конституционности антимонопольного законодательства, позволяющего взыскать в бюджет доход, полученный в результате его нарушений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» подтвердил, что для доказательства соглашений или согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, необязательно необходимы прямые доказательства, достаточно косвенных. Соответствующие решения, основанные на указанном Постановлении, уже принимаются центральным аппаратом ФАС России и его территориальными органами.

Данное Постановление Пленума ВАС, обобщающее практику применения антимонопольного законодательства и дающее обязательное судебное толкование наиболее актуальных статей Закона о защите конкуренции, помогло переломить негативную практику, которую долгое время создавали в судах монополии.

ФАС России продолжает активное взаимодействие с органами внутренних дел, что способствует повышению обоснованности выездных проверок, осуществляемых сотрудниками ФАС России, и как следствие, – повышению эффективности работы антимонопольных органов России.

Важность поддержки и развития предпринимательской инициативы в стране в условиях кризиса только увеличивается.

Прозрачность и открытость в деятельности ведомства позволили повысить доверие и наладить конструктивный диалог с бизнес-сообществом и общественными объединениями. В настоящее время сформированы и работают общественно-консультативные советы при 81 территориальном управлении и центральном аппарате, в которые входят представители наиболее влиятельных некоммерческих объединений и бизнес-ассоциаций. Советы проводят мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывают рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений.

Кроме того, при ФАС России действуют более 20 отраслевых экспертных советов. В состав экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и органов власти. Такая практика позволяет ФАС России объективно оценивать ситуацию на соответствующих рынках и повышает транспарентность принимаемых ФАС России решений. Это дает возможность оперативно реагировать на проблемы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, и, как следствие, – стимулировать развитие предпринимательства в стране.

Лучшим показателем результатов работы ведомства в области совершенствования конкурентного законодательства стало то, что по данным всемирного обзора по конкуренции, по итогам опроса экспертов Россия вошла в десятку стран мира по самому быстрому реформированию антимонопольного законодательства.

Задача развития конкуренции и пропаганда ее ценностей не сводится исключительно к деятельности антимонопольного ведомства. Эта задача стоит перед всеми органами власти различных уровней. Только совместными усилиями можно добиться существенных положительных изменений, значительно усилить конкуренцию в различных отраслях экономики России и повысить конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Налаживание эффективного взаимодействия с другими органами государственной власти является одним из приоритетов деятельности ФАС России.

1. Конкурентная политика и конкурентная среда в Российской Федерации

1.1. Текущие задачи антимонопольного регулирования в условиях глобального финансового кризиса

Конкуренция играет ключевую роль в экономической системе современной России. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.

Экономическая активность крупных компаний, заинтересованных в максимизации частной прибыли, однако, неизбежно порождает угрозы конкуренции: попытки вывести из экономического оборота ограниченные ресурсы, воспрепятствовать научно-техническому и экономическому росту конкурентов, стремление вступить в сговор с конкурентами, захватить рынок, необоснованно повысить цены выше общественно эффективного уровня. Не следует переоценивать масштабы такой деятельности, но и недооценивать ее крайне опасно. Экономическая система не может с ней справиться самостоятельно и поэтому нуждается в определенном воздействии со стороны государства – проведении политики защиты и развития конкуренции. Конституция Российской Федерации гарантирует проведение такой политики.

Защита конкуренции осуществляется посредством проведения эффективного антимонопольного регулирования, которое является важнейшим инструментом предупреждения угроз ограничения конкуренции, пресечения возникающих нарушений законодательства. Развитие конкуренции, в свою очередь, осуществляется путем использования целого комплекса мер экономической политики, направленных на привлечение на рынки новых участников.

В предыдущем докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» были сформулированы системные проблемы, стоящие перед государством в сфере защиты и развития конкуренции:

- недостаточное регулирование положения естественных монополий;

- масштабы антиконкурентных действий органов власти;

- повышение эффективности защиты конкуренции, в том числе активизация борьбы с картелями;

- крайне низкая доля малых и средних компаний в экономике России (угрожающе большая доля крупных компаний);

- необходимость реализации специальных мер по развитию конкуренции в приоритетных отраслях российской экономики.

Некоторые из них постепенно решаются. Принят «второй антимонопольный пакет» – комплекс поправок в антимонопольное законодательство, направленных, в том числе на повышение эффективности ответственности (в первую очередь – ответственности органов власти).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р утверждены Программа развития конкуренции в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Программа развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривает меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики. Тем не менее, необходимость стратегических решений Правительства Российской Федерации по естественным монополиям, поддержке малых и средних компаний сохраняет свою актуальность.

Программа развития конкуренции в Российской Федерации включает в себя оценку текущего состояния конкуренции в Российской Федерации, предлагает системный подход к развитию и защите конкуренции, а также конкретные предложения по решению проблем, препятствующих развитию конкуренции.

В целях реализации данной Программы также подготовлен План мероприятий по ее реализации, предусматривающий участие широкого круга федеральных органов исполнительной власти в его выполнении.

Одно из основных направлений, предусмотренных программой – общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, механизмов избыточности регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников.

В частности, для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции и использования "административного ресурса", предлагается:

разграничить функции по контролю и надзору в отдельных сферах, в том числе в здравоохранении, транспорте, нефтехимии, производстве продуктов питания и строительных материалов;

сократить количество унитарных предприятий, функционирование которых на конкурентных рынках может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями;

унифицировать и упростить процедуру лицензирования;

расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (например, права пользования недрами, лесными, водными и биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности.

Отдельное внимание в Программе уделяется разработке и реализации региональных программ развития конкуренции, одной из стратегических целей которых является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации.

Реализация мер, заложенных в региональных программах развития конкуренции, будет способствовать:

созданию и развитию логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности,

упрощению начала и ведения предпринимательской деятельности,

сокращению административных барьеров и устранению ограничений для перемещения товаров, в том числе между субъектами Российской Федерации,

сокращению прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности,

повышению информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления.

В целях устранения проблемы использования на региональном и муниципальном уровнях практики неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационного подхода к оказанию государственных услуг, проведения необоснованных проверок, организации давления посредством использования административного ресурса следует организовать работу по адвокатированию конкуренции среди органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Другим важным направлением является совершенствование антимонопольного регулирования, в том числе повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов.

Программа содержит такие мероприятия, необходимые для совершенствования антимонопольного законодательства, как:

разграничение двух категорий нарушений антимонопольного законодательства - прямо и косвенно связанных с ограничением конкуренции;

анализ и усовершенствование практики применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.

Также Программой предусмотрено совершенствование таких инструментов развития конкуренции, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, налоговая политика, программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности, система государственных и муниципальных закупок, регулирование естественных монополий, развитие малого и среднего предпринимательства.

В Программу включены меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях (в частности, на рынке нефтепродуктов, в сфере авиатопливообеспечения, на рынке газа, в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, на рынках минеральных удобрений, агропродовольственных рынках, в сфере розничной торговли, на строительном рынке, на рынке цемента, на рынках металлургического сырья, рынке энергетического угля, в сфере железнодорожного транспорта).

Указанные меры направлены, в том числе, на привлечение в отрасли новых участников, а также на создание условий для их состязательности.

В целом, принятие Программы является значительным достижением российской конкурентной политики, и реализация Программы на основе межведомственного взаимодействия должна стать важным положительным примером совместных действий российских органов исполнительной власти по развитию конкуренции.

ФАС России считает, что также необходимо расширение перечня отраслей, в которых предусмотрены специальные меры развития конкуренции, в первую очередь, за счет инновационных и социально ориентированных отраслей экономики.

Глобальный финансовый кризис, затронувший всю мировую экономику, ставит перед Правительством Российской Федерации задачу обеспечения стабильности национальной экономики. Реструктуризация хозяйствующих субъектов, значительные вливания капитала с целью оказания помощи финансовым институтам, осуществляющиеся во всем мире, способствуют слиянию, объединению компаний. Важным является проведение такой политики, неизбежно связанной с предоставлением преференций, с полным соблюдением конкурентных принципов.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев следующим образом сформулировал актуальность политики защиты и развития конкуренции: «В сегодняшних очень непростых условиях, вызванных кризисом, мы тем не менее ни на один день не должны откладывать решение задач, которые служат дальнейшему развитию нашей экономики, нашей хозяйственной жизни. ...Необходимые структурные изменения в нашей экономике могут произойти только при усилении конкуренции в каждой из российских территорий и во всех секторах экономики».1

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин указывает, что развитие конкуренции позволит использовать сложившиеся условия для укрепления и качественного развития российской экономики: «Сейчас мы предпринимаем целый комплекс мер по поддержке реального сектора экономики. Однако очевидно, если эти меры не будут сопровождаться последовательной политикой, направленной на развитие конкуренции, на повышение эффективности экономики, мы рискуем добиться обратного эффекта. Мы не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики. Напротив, за счет мер господдержки "законсервируем" неэффективные, неконкурентоспособные производства».2

Текущими задачами антимонопольной политики в условиях кризиса являются:

- развитие конкуренции на российских территориях – придание конкурентной политике регионального измерения;

- развитие конкуренции как инструмента повышения эффективности экономики – особое внимание инновационным (наукоемким) отраслям и отраслям с высоким потенциалом увеличения производительности труда;

- обеспечение соблюдения конкурентных принципов в проведении антикризисной политики, недопущение ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний;

- создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных компаний;

- снятие административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности, развитие системы информационной поддержки ведения бизнеса.

Осуществление антимонопольного регулирования, ориентированного на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации, по мнению ФАС России, должно осуществляться на принципах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства Российской Федерации, транспарентности процессов экономической концентрации, а также открытости всех решений и действий антимонопольных органов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58

Другие похожие документы..