Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Рабочая программа повышения квалификации по теме: «Прогрессивные ресурсосберегающие технологии производства продукции животноводства» рассмотрена и у...полностью>>
'Книга'
MK10-18773-ut Авдонкин В.С. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В СХЕМАХ С КОММЕНТАРИЯМИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. 5-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП., Обл., 288 стр., 2010 год, 97...полностью>>
'Документ'
Цель: показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формировать ценностные экологические ориентации (эстетическую, познавательную ценность п...полностью>>
'Методические указания'
Средство «ЖАВЕЛЬ СОЛИД» производится в виде таблеток весом 3,2г, содержащих в качестве действующего вещества 73,25% натриевой соли дихлоризоцианурово...полностью>>

Краткое содержание темы (2)

Главная > Краткое содержание
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа элективного

курса по истории для 10-11 классов:

«Мир культуры: Русская художественная культура XVIII – XX века».

(70 часов).

Урок

Тема

Краткое содержание темы

I. Введение. 2 часа.

1

Понятие культуры, художественной культуры.

Введение в учебный курс. Многогранность и сущность понятия «культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Сферы художественного культурного творчества. Феномен культуры, художественной культуры: основные цели, задачи изучения отечественной культуры.

Особенности русской художественной культуры

2

Художественные стили в культуре XVIII – XX вв.

Характеристика художественных стилей в культуре XVIII – XX вв. Проблема многообразия и взаимовлияния.

II. XVIII век. Искусство первой четверти XVIII века. 5 часов.

3

Общая характеристика периода. Русская художественная культура эпохи Просвещения.

Эпоха реформ Петра I. Образование Российской империи. Отражение в искусстве становления абсолютистского государства. Утверждение в общественном сознании новых представлений о внесословной ценности личности, гражданской чести и достоинстве. Идея государственности - доминанта в развитии художественной культуры Петровской эпохи. Новые сюжеты и образы, рождение светских форм и жанров искусства. Переплетение в новой культуре православного аскетизма и светской чувственности, религиозного и атеистического отношения к миру.

4

Архитектура русского борокко. Архитектура Москвы и Петербурга первой четверти XVIII века.

Архитектура Москвы. Значение переходного периода - конца 1790-х - первых лет XVIII столетия. "Нарышкинское барокко" и зодчество Нового времени. Культовое строительство - Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила, 1701-1707). Церкви Петра и Павла на Новой Басманной и Иоанна Воина на Якиманке. Гражданские постройки - Лефортовский (Петровский) дворец (1697-1699, Д.В. Аксамитов). Арсенал в Кремле (1702-1736, Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков).

Архитектура Петербурга. Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга (Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини). Основные зоны застройки и принципы регулярного градостроительства. Приемы мазанкового строения. “Образцовые" проекты жилых домов. Характерные черты и атрибуционные признаки архитектуры петровского времени ("пилястровый стиль", формы наличников и т.д.). Первый русский музей Кунсткамера (1718-1734, Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов). Дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове (1710 -1720-е, Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель). Загородные ансамбли - Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна. 

5

Деятельность Доменико Трезини.

Деятельность Доменико Трезини (около 1670-1734, в России с 1703 г. до смерти). Петропавловский собор (1712-1733). Здание Двенадцати Коллегий (1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов, Дж. Трезини), Летний дворец Петра ( Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714).

6

Скульптура первой четверти XVIII века.

Обращение к новым темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Большая роль иностранных мастеров в деле приобщении к этому искусству. Скульптура Летнего сада. Состав мастеров. Роль этого ансамбля в приобщении русского зрителя к новой системе аллегорического мышления.

Декоративные рельефы немецкого скульптора Андеаса Шлютера (1664-1714) в России с 1713 г.) на фасадах Летнего дворца. Никола Пино (1684-1754, в России с 1716 по 1726 г.) Ведущая роль Бартоломео Карло Растрелли (1675? - 1744, в России с 1716 по 1744 г.). Барокко в пластике и проблемы скульптурного портрета. Бюсты Петра I (1723-1729, ГЭ), А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ). Монументальные произведения Растрелли: памятник Петру I (1720-1724, отлит в 1745-1746) и скульптурная группа "Анна Иоанновна с арапчонком" (1741, ГРМ). Проект Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (1720-е гг., ГЭ).

7

Живопись первой четверти XVIII века.

Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. 

"Преображенская серия" (портреты участников "Всепьянейшего и сумасброднейшего собора Всешутейшего князь-папы", 1690-е - начало XVIII в.). Традиции западноевропейского шутовского портрета XVII в. на русской почве.

Иван Никитич Никитин (около 1680 - 1742 ). Жизнь и творческая судьба художника. История атрибуции его произведений и современное положение в данной области. Ранний период творчества - портреты цесаревны Анны Петровны (не позднее 1716, ГТГ) и царевны Прасковьи Иоанновны (1714, ГРМ). Поездка в Италию (1716 - начало 1720-х гг). "Портрет графа Г. И. Головкина" (20-е гг. XVIII в., ГТГ), "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг. ,ГРМ), "Портрет барона С.Г. Строганова (1726, ГРМ).

 Роман Никитич Никитин (около 1690 - 1753/4?). "Портрет баронессы М.Я. Строгановой" (между 1721 и 1724, ГРМ).

Андрей Матвеев (1702? - 1739). Обучение в Голландии. Композиции "Аллегория живописи" (1725) и "Венера и Амур"(1726 ?, обе в ГРМ). Появление портрета-картины: "Автопортрет с женой"(1729 ?, ГРМ). Новая культура отношений и ее отражение в живописи. Парные портреты И.А. и А.П.Голициных (1728, Частное собрание, Москва). Религиозная живопись Матвеева в Петропавловском соборе.

III. Искусство середины столетия (1730-х – 1750-х гг.) «Аннинское» и «Елизаветинское» барокко. 3 часа.

8

Архитектура середины столетия.

Петербургская архитектура.

Основная тенденция зодчества - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли Особая роль архитектурного процесса в Петербурге. Деятельность Петра Михайловича Еропкина (около 1698-1740, казнен по делу Волынского), Михаила Григорьевича Земцова (1684-1743), Ивана Кузьмича Коробова (1700/1701 - 1747). Общественное строительство. Работы И.К. Коробова - - Адмиралтейство (1732-1738), проект Морского полкового двора. Москва 1730- х гг. Градостроительная и реставрационная деятельность Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763). Генеральный план Москвы (1734-1739). Школа Мичурина. Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).

Архитектура Москвы.

Роль живой традиции в композиции культовых зданий. Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751) Церковь Папы Климента на Пятницкой (1754-1774) Ф.-Б. Растрелли в Москве. Принципы расширения дворцово-паркового комплекса в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны и новый этап в строительстве дворцов в Лефортове (1740-1750-е гг.). Проекты дворцов в Покровском и Перове.

Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774) - ведущий московский архитектор. Его работы - ансамбль Красных ворот (1753-1757) и завершение строительства колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1741-1770, арх. И.Я. Шумахер, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский). Проект Госпитального и инвалидного домов (1758-1759) и принципы организации общественного здания середины XVIII в.

Иван Петрович Жеребцов (1724-конец 1780-х). Карл Иванович Бланк (1728-1793), возведение им по проекту Ф.-Б. Растрелли шатра собора Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Специфические приемы ярусных композиций в Москве и их отличие от петербургских. Городские усадьбы середины столетия и их местные особенности (дом Апраксиных на Маросейке, 1766).

.

9

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени.

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени. Дворцы Бирона в Митаве (ныне Елгава, 1738-1740) и Руентале (ныне Рундале, 1736-1740). Пафос государственности и жизнеутверждающая сила произведений Растрелли. Зимний дворец (1754-1762) Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757). Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764).

10

Живопись середины столетия.

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Портреты супругов Н.И. и К.И. Тишининых (1755, Рыбинский историко-художественный музей), детей Фермор - Сарры (1749/50?) и Вильгельма (вторая половина 1750-х гг., оба в ГРМ). "Портрет князя Ф.Н. Голицина в детстве"(1760, ГТГ).

Творчество Алексея Петровича Антропова (1716-1795). Камерные портреты А.М. Измайловой (1759, ГТГ),), Т.А. Трубецкой (1761, ГТГ), М.А. Румянцевой (1764, ГРМ). Парадный портрет в творчестве Антропова (портрет Петра III, 1762, ГТГ). "Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки" (1760, ГРМ)

 Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Уникальная проблема крепостного творчества. Обучение у Г.-Х. Гроота. Портреты П.Б. Шереметева (1760) и В.А. Шереметевой (1760-е гг., оба - Останкинский дворец-музей). Зарождение интимного портрета и необходимый уровень взаимоотношений модели и художника (портреты четы Хрипуновых, 1757, Останкинский дворец-музей).

IV. Искусство второй половины XVIII века. 7 часов.

11

Русский архитектурный классицизм. Архитектура второй половины XVIII века.

Петербургская архитектура

Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800, в России с 1759 по 1776 гг.). Здание Академии художеств (1764-1771) в соавторстве с Александром Филипповичем Кокориновым (1726-1772). Гостиный двор, Основные черты и признаки зодчества раннего классицизм.

Антонио Ринальди (около 1709-1794, в России с 1752 до конца 1780-х гг.). Китайский дворец (1762-1768) и Катальная горка (1762-1774) в Ораниенбауме. Ранний классицизм в творчестве архитектора (Мраморный дворец, 1768-1785). Дворец в Гатчине (1766-1781).

Юрий Михайлович Фельтен (1730-1801).. Особенности петербургской ветви псевдоготики на примере творчества Фельтена - Чесменский дворец и церковь.

Иван Егорович Старов (1745-1808). Строгий классицизм в творчестве Старова. Таврический дворец (1783-1789),. 

Джакомо Кваренги (1744-1817, в России с 1780 до смерти) - мастер строгого классицизма. Общественные здания - Академия наук (1783-1789), Ассигнационный банк (1783-1790).

Чарльз Камерон (1740-е - 1812, в России с 1779 г. до кончины). Камеронова галерея и Агатовые комнаты в Царском Селе (1783-1787). Дворец в Павловске (1782-1786). 

Николай Александрович Львов (1751-1803). Перевод на русский язык трудов Палладио. Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов — Борисоглебского в Торжке (1785-96) и святого Иосифа в Могилёве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II), усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.

Московская школа классицизма.

Василий Иванович Баженов (1737/38-1799). Обучение в Академии художеств. Пенсионерские пребывание во Франции и Италии. Баженов и французская школа зодчества. Проект Кремлевского дворца в Москве (1767-1773). Проблемы псевдоготики (Царицино 1775-1785). Жилые дома П.Е. Пашкова (1784-1786) и И.И. Юшкова (1780-е гг.). 

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) - глава московской архитектурной школы классицизма. Обучение у Д.В. Ухтомского. Первые работы в Твери. Общественные постройки - Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787), зал Благородного собрания (середина 1780-х гг), Голицынская больница (1796-1801).. Особенности псевдоготических произведений - Петровский подъездной дворец (1775-1782). Баженов и Казаков.

 Школа М.Ф. Казакова.

Иван Васильевич Еготов (1756-1814) (Военный госпиталь в Лефортове, 1798-1802), дворец бригадира Н.А. Дурасова в усадьбе Люблино.

12

Скульптура второй половины XVIII века.

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании портретного образа Петра.

Федот Иванович Шубин (1740-1805). Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи. Бюсты А. М. Голицына (1773, мрамор, ГТГ), М.Р. Паниной (середина 1770-х., мрамор, ГТГ) как явления раннего классицизма. Произведения конца 1770-х - 1780-х гг. Портреты И.С. Барышникова (1778, мрамор, ГТГ), И. Г. Чернышева (около 1776, мрамор, ГТГ). Романтические тенденции 1790-х гг.

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Обучение в Академии художеств и пенсионерство в Париже. "Прометей"(1769, бронза, ГТГ) Жанр надгробной скульптуры и его типология. Надгробия Н.М. Голицыной (1780, ГНИМА им. А.В. Щусева), А.М. Голицыну (1788)

 Иван Прокофьевич Прокофьев (1758-1828). Пенсионерское пребывание в Париже ("Актеон, преследуемый собаками", 1784, бронза, ГРМ). Произведения малых форм - "Моисей" (1783, терракота, ГРМ), "Волхов и Нева" (1801, терракота, ГРМ). Статуя "Волхов" для Большого каскада в Петергофе. Портреты А.Ф. и А.Е. Лабзиных (1802, терракота, ГРМ).

 Михаил Иванович Козловский (1753-1802). Биография скульптора. Круг заказчиков. Античная тема, ее источники и интерпретация. Идиллическое направление в творчестве скульптора - "Амур со стрелой" (1797, мрамор, ГРМ), "Гименей" (1796, мрамор, ГРМ), "Бдение Александра Македонского" (Между 1785 и 1788, ГРМ). Героические образы Козловского - "Аякс, защищающий тело Патрокла" (середина 1790-х, мрамор, ГРМ). Аллегорические композиции ("Минерва и Гений художеств", 1796, бронза, ГРМ). Памятник А.В. Суворову в Петербурге (1799-1801).

Иван Петрович Мартос (1752-1835). Жанр надгробия в творчестве художника. Эволюция от барельефа к объемной скульптуре: Надгробия Н.М. Волконской (1782, ГТГ), М.П. Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва), Е.С. Куракиной (1792, Гос. музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), Е.И. Гагариной (1803, там же). Монументальные произведения Мартоса. Памятник Минину и Пожарскому (1804-1818). Памятник Ришелье в Одессе.

 Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825). "Спящий Эндимион" (1779). Проблема "ню" и особенности мифологических статуй - "Диана" (1798), "Венера" (1792). Монументальные произведения Щедрина - скульптуры Адмиралтейства (1812).

13

Живопись. Портрет. Вторая половина XVIII века.

Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808). Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772,), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. XVIII в.).Произведения 1780-90 - х гг. Портреты В. Е. Новосильцевой (1780,), Е.Н. Орловой (Около 1779,), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х,).

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Парадный портрет ("Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия", 1783,). "Портрет П.А. Демидова (1773,) Серия "Смольнянок" (воспитанниц Смольного института) (1772-1776,). "Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме" (1789,) и предромантические тенденции в творчестве Левицкого. "Портрет А.Д. (Агаши) Левицкой 1785). Камерные портреты - "Портрет М.А. Дьяковой" (1778,).

Школа Левицкого.

Творчество П.С. Дрождина, Е.Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского. Предромантические тенденции в творчестве Степана Семеновича Щукина (1762-1828). "Портрет Павла I" (1796, ГТГ).

 Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794, ГТГ) и "Портрет Д.А. Державиной" (181З, ГТГ) Сентиментализм в женских образах художника - портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ). Особенности мужских портретов Боровиковского. "Портрет князя А.Б. Куракина" (1801-1802, ГТГ).Двойные и семейные групповые портреты сестер А.Г. и В.Г. Гагариных (1802, ГТГ), "Портрет А.И. Безбородко с дочерьми" (180З, ГРМ).

14

Историческая живопись.

Историческая живопись.

Основа исторического жанра - совокупность тем античной и христианской мифологии, аллегории и реальных исторических событий. Интерес к старой и современной отечественной истории как показатель роста национального самосознания и отражение амбиций двора.

Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Картины на религиозные темы: "Чудесный улов рыбы"( 1762, ГРМ). Произведения "большого исторического рода" - "Владимир и Рогнеда" (1770, ГРМ) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ГТГ). Лосенко - портретист. "Портрет Ф.Г. Волкова" (1760?, 1763?, ГРМ).

Творчество Петра Ивановича Соколова (1753-1791). Античная мифология в интерпретации художника - "Меркурий и Аргус" (1776, ГРМ), "Амур, оттачивающий стрелу" (1770-е гг., ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ).

Иван Акимович Акимов (1754 -1814). "Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета" (1782, ГТГ) и произведения на темы отечественной истории - "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращению с Дуная в Киев" (1773, ГТГ), "Крещение княгини Ольги в Константинополе" (не позднее 1792. Эскиз, ГРМ).

Отечественная история у Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823). "Испытание силы Яна Усмаря" (1796/7?/, ГРМ), "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793/4?/, ГРМ), "Взятие Казани Иваном Грозным" и "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство" (обе не позднее 1800 г., ГРМ).

15

Пейзажная живопись.

Бытовой жанр.

 Пейзажная живопись.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 /54 ? - 1824). Первые шаги в изображении "северной Пальмиры ". "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости " (1794, ГТГ)". Виды южных российских городов Николаева и Херсона. Московские пейзажи Алексеева: "Красная площадь в Москве" (1801, ГТГ), "Соборная площадь в Московском Кремле"(ГТГ),

Семен Федорович Щедрин (1745-1804). Графическое и живописное воплощение пейзажных парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга. "Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова" (1796, ГТГ), "Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля" (1799-1801, ГТГ), "Пейзаж в окрестностях Петербурга" (ГТГ).

 Михаил Матвеевич Иванов (1748 -1823) - представитель батального пейзажа

Бытовой жанр.

Зарождение бытового жанра в русской живописи. Тема русской деревни в изобразительном искусстве,

 Иван Михайлович Танков (Тонков) (1740/41- 1799). Его сельские виды и сцены, их связь с искусством театральной декорации - "Храмовый праздник" (1784, ГТГ), "Пожар в деревне в ночное время" (между 1780 и 1785, ГТГ).

Академические тенденции в работах Михаила Шибанова (? - после 1789). "Празднество свадебного договора" (1777, ГТГ) и "Крестьянский обед " (1774, ГТГ).

Творчество Ивана Алексеевича Ерменева (1746/49-после 1792). Серия акварелей, изображающих нищих-слепцов (начало 1770-х гг. XVIII в., ГРМ) 

16

Театр, музыка, опера в XVIII веке.

Развитие театральной деятельности. Первый русский профессиональный театр Ф.Г. Волкова в Ярославле, а затем в Петербурге (Александринка). Создание вельможных театров с актёрами из крепостных крестьян. Становление музыкального искусства. В.Ф. Тротовский – автор первой в России нотной грамоты(1774), зачинатель фортепианной музыки. Начало балетного искусства. Первые русские оперные спектакли. Композитор, актёр, дирежёр В.А. Пашкевич – автор первой в России коммерческой оперы. Оперное творчество композитора Е.Л. Фомина, <глубоко ><национальное ><искусство ><Д. ><С. ><Бортнян><ского >(1751—1825). <И. ><Е. ><Хандошкин >(1747—1804) - <основоположник ><русской ><камерной ><ансамблевой ><музыки.><>

17

Контрольная работа

Понятие культуры, художественной культуры. Художественная культура России в XVIII в. В форме ЕГЭ (задания типа В и С).

Золотой век русской культуры».

V. Искусство первой половины XIX века. 7 часов.

18

«Золотой век» русской культуры.

Общая характеристика периода. Русская художественная культура XIX века. Усиление свободомыслия после победы в Отечественной войне 1812 г. Идеи декабристов.

Отмена крепостного права и её культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве накала политической борьбы. Постепенное освобождение от общественных иллюзий, рождение художественной картины мира, раскрывающей многогранность и сложность «внутреннего» мира человека в его взаимосвязях с конкретной общественно-исторической средой. Общечеловеческие ценности в русском искусстве пореформенных лет. Общность позиций писателей, художников, музыкантов.

19

Архитектура и скульптура первой половины XIX века. Стиль ампир.

Александровский классицизм начала XIX века

Ампир в Москве и Петербурге.

Петербургский ампир.

А.Воронихин. Феномен Казанского собора: программа, проект и осуществление. Здание Горного института.

Тома де Томон. Ранние работы в России. Ансамбль Биржи.

Творчество А.Захарова. Здание Адмиралтейства и композиция петербургского центра. Роль скульптуры. Особенности стиля.

К.Росси. Апогей ампира. Арка Генерального штаба, Александрийский театр, Михайловский дворец). В.Стасов. Характерные особенности его стилистики.

Московский ампир.

Восстановительные и градоустроительные работы после пожара 1812 года.

О.Бове. Манеж и Большой театр в Москве

Д.Жилярди. Перестройка здания Университета. А.Витберг. Храм Христа Спасителя. Программа и проект.

Эклектика и “историзм”. О.Монферран, А.Штакеншнейдер, К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике.

Скульптура.

Ф.Щедрин. Скульптура в декоративном ансамбле Адмиралтейства.

И.Теребенев.

Ф.Толстой. Его место в скульптуре классицизма. Медали в память Отечественной войны 1812 и европейского похода 1813-14 гг. Барельефы.

В.Демут-Малиновский Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, здание Главного штаба.

Б.Орловский, И.Витали, П.Клодт.

20

21

22

Направления русской живописи первой половины XIX века.

Романтическое направление портретной живописи О.А. Кипренского, В.А. Тропинина.

Античные и библейские темы в картинах Ф.А. Бруни.

Реалистическое творчество А.Г. Венецианова, П.А. Федотова Вхождение в русскую живопись бытового сюжета.

Монументальные полотна К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Творчество выдающегося мариниста И.К.Айвазовского.

23

Театр, музыка, опера первой половины XIX века. Балет XIX века.

В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Становление реализма на русской сцене. М.С. Щепкин – основоположник реализма в русском актёрском икусстве.

Музыка

В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» А.С. Даргомыжский.

Балет

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты "чистейшего классицизма". Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина).

24

Практическая работа.

Искусство первой половины XIX века.

VI. Искусство второй половины XIX века. 11 часов.

25

Архитектура (историзм, эклектика) и скульптура второй половины XIX века.

Смешение стилей в архитектуре пореформенной эпохи. Упадок в развитии крупных градостроительных идей после достижений высокого классицизма первой половины XIX в. Псевдорусский стиль; соединение красочного русского барокко с элементами народного творчества в облике крупных построек Москвы (Исторический музей, Городская дума, Верхние торговые ряды и др.).

Скульптура. Развитие городского монументального ваяния в русле реалистического направления русской культуры. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (скульптор М. О. Микешин). Памятник А. С. Пушкину в Москве (скульптор А. М. Опекушин). Скульптурные портреты работы М. М. Антокольского, реалистическое воплощение образов («Иван Грозный», «Ермак», «Смерть Сократа», «Спиноза» и др.). Ф.Каменский.

Архитектура. “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев.

26

Передвижники.

На грани искусства и жизни (реалистическая живопись).

История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок. «Артель художников» по типу рабочей коммуны. Лидер движения И. Н. Крамской. «Автопортрет». «Христос в пустыне»; Образы современников в картинах И. Н. Крамского: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, П. М. Третьяков, А. В. Суворин, Д. В. Григорович и др.

27

П.М. Третьяков и его роль в истории русской культуры.

Деятельность П.М. Третьякова и создание галереи национального искусства.

28

29

Живопись второй половины XIX века.

Творческие открытия Н. Н. Ге, вера мастера в силу нравственно-религиозной проповеди. Противостояние Христа и Иуды в работе «Тайная вечеря. Эмоциональное обобщение как характерная черта реалистических полотен Н. Н. Гё. Современное звучание евангельских и исторических сюжетов в работах художника.

Критическое отношение к окружающей действительности в работах талантливого художника-передвижника Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь»). Острота жизненной наблюдательности в работах В. Е. Маковского («На бульваре»). Обличение фанатизма и варварства в произведениях В. В. Верещагина.

Новые традиции русского пейзажа. Объединение реалистического изображения природы с поэтико-романтическим ее восприятием. Лирический пейзаж в творчестве А. К. Саврасова («Грачи прилетели»). Традиционные элементы классического пейзажа, монументальность и панорамность полотен И. И. Шишкина. Пейзажи А. И. Куинджи. Мастерство световых эффектов, умение передать фантастические по красоте картины окружающего мира в его работах. Творчество В. Д. Поленова. Уникальный патриархальный быт старой столицы в работе «Московский дворик».

30

Творчество

И.Е. Репина.

Вершинные достижения русской живописи в творчестве И. Е. Репина. Широта творческих интересов мастера; портрет, пейзаж, историческая живопись. Портрет как основная «смысловая» единица его полотен; роль портрета в многофигурных композициях. Серия портретов знаменитых людей России, способность мастера передать индивидуальные особенности внешности и характера натуры. Социальные мотивы в творчестве художника. Идея несправедливого расслоения русских людей на нищих и благополучных в работе «Крестный ход в Курской губернии». Полотно «Бурлаки на Волге». Судьба революционеров-шестидесятников в работах Репина («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Исторические полотна мастера. Образный мир картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

31

Гений В.И. Сурикова.

Усиление интереса русской живописи к «вечным» проблемам общественного бытия, к истории русского народа. Переломные моменты русской истории в полотнах мастера. «Русь уходящая» в работе «Утро стрелецкой казни». Трагедия некогда всесильного вельможи на полотне «Меншиков в Березове». Победоносные страницы русской истории на полотнах «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». Усиление в позднем творчестве мастера декоративности и поэтической выразительности, открывающих дорогу новым художественным стилям, приходящим па смену реализму.

32

Деятельность композиторов Могучей кучки. Театр.

Создание кружка, названного Стасовым «Могучая кучка». Соцветие талантов: Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Развитие реалистических принципов в музыке Мусоргского.

Высокий уровень развития театрального искусства. Малый театр в Москве — ведущий драматический театр страны. Прославленные артисты М. Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, П.М. Садовский.

33

Творчество

П.И. Чайковского.

Романтические истоки творчества Чайковского, тяготение мастера к отражению конфликта личности с окружающим миром. Симфоническое наследие Чайковского. Темы судьбы, зла и любви в психологических драмах Четвертой и Пятой симфоний. Шестая («Патетическая») симфония композитора — воплощение трагического смысла жизни человека. Символика увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» (по Шекспиру).

Оперное творчество Чайковского. Лирическая опера «Евгений Онегин», особенности прочтения пушкинского сюжета. Опера-трагедия «Пиковая дама». Балеты Чайковского. Сказочно-романтическое и мистическое начало в балете «Щелкунчик» (по Гофману). Первый концерт для фортепиано с оркестром — гимн любви, красоте, счастью.

Музыка Чайковского в наши дни. Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве.

34

Тестовая контрольная работа.

Художественная культура XVIII –XIX вв. В форме ЕГЭ.

VII. Серебряный век русской культуры. 8 ч.

35

«Серебряный век» в русской культуре к.XIX – н. ХХ в. Общая характеристика периода.

Место этой эпохи в культуре России Нового времени. Происхождение названия, хронологические рамки. Синдром «конца века» и его культурный потенциал. Более равномерное, чем во второй половине XIX века, развитие видов искусства - живописи, архитектуры, скульптуры, театральной декорации, прикладного искусства. Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Модерн и символизм.

36

Архитектура и строительство. «Русский стиль» и модерн.

Интерес к старине, строительство в «русском стиле». В М Васнецов проектирует фасад галереи для размещения коллекции русской живописи П.М. Третьякова и собственный дом («Терем», 1894). Комплекс музейных зданий для размещения коллекции П.И. Щукина. Храмовое строительство в «русском стиле». Ретроспективизм. Стиль модерн. В.Ф. Валькот, Ф.О. Шехтель. А.А. Парланд, А.В. Щусев, И.И. Рерберг, Л.Н. Кекушев.

37

38

Живопись, скульптура и художественные объединения Серебряного века.

Скульптура. П.Трубецкой. Проблема импрессионизма в скульптуре и его возможности. Портретные работы. Памятник Александру III. А.Голубкина. Сочетание импрессионизма, символизма и модерна. С.Коненков. Стилистический эклектизм. Античная тема. “Языческий примитивизм”. Творчество Н.А. Андреева., А.Т. Матвеева.

Концепция символизма. М.А. Врубель (1856-1910). В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Последователи В.Э. Борисова-Мусатова были члены творческого объединения «Голубая роза» (1907-1910): П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, М.С. Сарьян.

Возникновение творческого объединения «Мир искусства» (1898). Творчество В. А. Серова (1865-1911), А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А. Сомова (1869-1939), М.В. Добужинского (1875-1957), Н.К. Рерих (1874-1947), Б.М. Кустодиев (1878-1927), Л.С. Бакст (1866-1924), А.Я. Головин (1863-1930)

Течение авангард. Творчество художников, входящих в группу «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн.

Примитивизм. М.Ф Ларионов, Н.С. Гончаров, М. Шагал, Н. Пиросмани.

Абстракционизм. В.В. Кандинский (1866-1944), К.С. Малевич (1878-1935)

39

Тема любви к России в русской культуре Серебряного века

Творчество И.И. Левитана (1860-1900), К.А. Коровина (1861-1939), М.В. Нестерова (1862-1942), В.М. Васнецова

Музыка: А.К. Лядов, С.В. Рахманинов

40

Театр, музыка, опера и кино Серебряного века

Расцвет русского театра и сценического искусства. Московский художественный театр. Деятельность К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Актеры театра В. И. Качалов, О. Л. Кииппер-Чехова, И. М. Моск­вина, Л. М. Леонидов. Талантливые артисты театров Москвы и Петербурга. В. Ф. Комиссаржевская, М. Г. Савина, М. Н. Ермолова и др.

Русский оперный театр. Выдающийся артист Ф. И. Ша­ляпин. Артистическая деятельность на сцене Большого те­атра Л. В. Собинова и А. В. Неждановой. «Русские сезоны в Париже» — Ф. Шаляпин, М. Фокин, В. Нижинский, А. Пав­лова и др.

Русская музыка начала XX века. А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, С. И. Та­неев, В. Н. Скрябин.

Музыкальные эксперименты И.Ф. Стравинского. Обращение к национальным истокам в балете «Весна Священная». «Петрушка». Драматургия произведения, его театральный характер. Живописность звуковых образов. Успех постановок в Париже.

Концертно-эстрадная деятельность. Блистательные исполнительности русских и цыганских романсов и песен Варя Панина. А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Хор Пятницкого.

Рождение кино. Первые фильмы, кинотеатры. Мастера отесественного кино (В.В. Холодная, И.И. Мозжухин, Я.А. Протазанов).

41

“Русские сезоны” Дягилева

Пропагандистская деятельность С.П. Дягилева как начало «Русских сезонов» в Париже Организация С. Дягилевым с 1909 года регулярных балетных “Русских сезонов” в Париже. Спектакль “Петрушка” (И. Стравинский, А. Бенуа, М. Фокин) — вершина дягилевской антрепризы.

М. Фокин — ведущий балетмейстер “Русских сезонов” и реформатор балетного спектакля (создание “нового балета”, в отличие от “старого балета” М. Петипа).. Великие балерины А.П. Павлова, Т.П. Красавина. В. Нижинский — один из ведущих танцовщиков “Русских сезонов”. Его способность к перевоплощению в персонаж, феноменальная техника (особенно прыжков) и романтически-философская трактовка ролей.

Роль художников (А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха) в формировании “нового балета”. Разрушение Л. Бакстом традиции “картинного” оформления спектакля и представление им сцены как трехмерного игрового пространства.

42

Коллекционеры и меценаты.

Роль меценатов и коллекционеров: владелец текстильных мануфактур Иван Абрамович Морозов (1871-1921) и хозяин торгового дома Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

43

Семинар

Серебряный век русской культуры

VIII. Искусство России в годы революции и в 20-е гг.

4 ч.

44

Искусство революционного времени.

Массовые акции в поддержку новой власти (оформление Дворцовой площади к празднованию первой годовщине новой власти художниками Н.И. Альтманом, Б.М. Кустодиевым; Оформление улиц Москвы архитекторами – братьями Весниными, С.В. Герасимовым, А.А. Осмеркиным). Искусство плаката-М.М. Черемных, В.В. маяковский и других художников в «Окнах РОСТА» (Российского Телеграфного Агенства). Скульптурная галерея героев революций и мыслителей-социалистов разных времён и народов. В.Е. Татлин (1885-1953).

45

Новая архитектура. Конструктивизм.

Архитектура общественных зданий. Конструктивизм. Образование Рабочей группы конструктивистов (А.М. Родченко, В.Ф. Степанов и др). В стиле конструктивизма строили – К.С. Мельников 1890-1974. (Клуб фабрики «Буревестник», Дом-мастерская). И.И. Леонидов 1902-1960. братьяЛ.А., В.А. и А.А. Веснины, И.А. Голосов, Н.Н. Ладовск5ий и др.

46

Художественные объединения.

1925 г. – выставочное объединение ОСТ (Общество станковистов, т.е. приверженцев станковой живописи. Д.П. Штеренберг, А.А. Дайнека, П.В. Вльямс, Ю.И. Пименов, А.А. Лабас. АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. –АХР, Ассоциация художников революции).

47

Кинематограф и театральное искусство.

Начало русского кино и творческий метод С.М. Эйзенштейна. «Второе поколение» МХТа. В.Э. Мейерхольд.

IX. Духовная жизнь СССР в 30-е гг. 5 ч.

48

Культура и власть. Социалистический реализм.

Сталинский режим и состояние культуры: роль массовых репрессий. Унификация культурной деятельности: создание творческих союзов. «Социалистический реализм» - псевдоклассика в изобразительном искусстве, кино, архитектуре.

49

Архитектура предвоенного десятилетия

Увлечение классическим наследием прошлого (Здания в новом «классическом» стиле по проектам И.В. Жолтовского, И.А. Фомина, К.С. Алабяна, В.А. Щуко и др.) Монументальные общественные сооружения-«сталинский ампир».

50

Изобразительное искусство и кино

В центре внимания художников – социалистические стройки, колхозная жизнь, человек труда на рабочем месте. (А.Н. Самохвалов «Метростроевка со сверлом», К.Ф. Юон «Первые колхозницы. В лучах солнца», А.Н. Волков «Окучка хлопка»). Галерея портретов П.Д. Корина (1892-1967).

Кино – самое доступное из искусств. Первые советские звуковые фильмы («Путёвка в жизнь» реж. Н.В. Экк). «Семеро смелых» реж. С.А. Герасимов, 1936), «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г.В. Александрова. Популярные актёры – Л.П. Орлова, Н.К. Черкасов. Историко-революционные фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьём» реж. С.Я. Юткевич, С.М. Эйзенштейн «Александр Невский» -возвращение темы патриотизма русского народа в отечественную культуру.

51

Музыкальный театр.

Поддержка государством классического искусства. На советской сцене - В.В. Барсова, Н.В. Обухова, М.П. Максакова, А.С. Пирогов. М.Д. Михайлов, М.О. Рейзен и др. Опера – С.С. Прокофьев. Балет – Г.С. Уланова, М.Т. Семёнова.

52

Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева

Сложные повороты судьбы С.С. Прокофьева (учеба и первые успехи, эмиграция, возвращение на Родину, награды и осуждение).

Ясное, гармоничное и радостное ощущение деятельной, энергичной жизни как основа музыкальных образов в творчестве С. Прокофьева.

Балетное творчество Прокофьева.

Построение балета (“Золушка”, “Ромео и Джульетта”) по законам симфонического произведения. Отражение в музыкальных образах балета “Ромео и Джульетта” общественных противоречий в России в первой половине XX века.

X. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны.

4 ч.

53

Искусство и война

Спасение сокровищ культуры в годы Великой Отечественной войны. «Всё для фронта, всё для победы!» Искусство, рождённое войной.

54

Плакатное искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы.

Роль искусства в поддержании духа советского народа. Плакатное искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы.

55

Музыкальная жизнь, театр и кино. Творчество Д. Шостаковича

н Концерты на фронтах и в госпиталях. Композитор и хоровой дирижёр А.В. Александров; Становление жанра советской эстрадной песни (К.И. Шульженко, И.Д. Юрьева, Л.А. Русланова, Л.О. Утёсов, А.Н. Вертинский. Песенное творчество. Документальное кино. Художественное кино: «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев, 1942) «Она защищает Родину» (реж.Ф.М. Эрмлер, 1943, в главной роли В.П. Марецкая), «Парень из нашего города» (реж.А.Б. Столпер, 1942), «Два бойца», реж. Л. Д. Луков, 1943) и др. Произведения Д. Шостаковича как “музыкальные документы советской эпохи”. Отражение в них социальных потрясений в России XX века и судьбы личности в советском государстве.

Седьмая симфония Д. Шостаковича.

56

Контрольная работа

Культура СССР в 20-40-е гг. В форме ЕГЭ (задания типа

В и С).

XI. Советская  культура послевоенного времени и периода оттепели.

4 ч.

57

Искусство и идеология послевоенного времени и периода оттепели.

Саморазоблачение сталинского режима и начало «оттепели» как исходный момент исторических перемен в жизни России.

58

Живопись, архитектура и скульптура. Становление «другого искусства».

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947г.), А.А. Пластова, Г.Г. Нисского и др. После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре.

Процессы обновления затронули изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Литературно-художественные сообщества и группы, неофициальные выставки (андеграунд).

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич)

59

Музыкальная жизнь: расцвет классического исполнительского искусства

Расцвет музыкального театра. Классический балет переживает взлёт: М.М. Плесецкая, И.А. Колпакова, Е.С. Максимова и В.В. Васильев. Н.И. Бессмертнова. Балетмейстер Ю.Н. Григорович. Опера-И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, П.Г. Лисициан, Г.К. Отс, позднее – Е.В. Образцова, М.Л. Биешу, В.А. Атлантов, Е.Е. Нестеренко.

С.Я. Лемешев (1902-1977), И.С. Козловский (1900-1983)

Композиторы А.И. Хачатурян, Р.К. Щедрин, А.Я. Эшпай, Г.В. Свиридов. Выдающиеся музыкальные коллективы и исполнители.

60

«Оттепель» в кино и театре.

Военная тема-главная тема в искусстве кино. М.К. Калатозов «Летят журавли» 1957, Г.Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959, С.Ф. Бондарчук «Судьба человека» 1959, Р.Д. Чхеидзе «Отец солдата» 1965. Масштабные экранизации произведений отечественной литературы. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.).

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

XII. Культура СССР в 1970-1980-е гг. 4 ч.

61

Художественная культура и национальная политика. Телевидение, эстрада, цирк, кинематограф.

Общая характеристика периода. «Золотой век» отечественного телевидения. Ежедневные программы новостей «Время». Ведущие И.Кириллов, В.Балашов, А.Шилова. А Шатилова, Н Шахова. Популярные кинопе6редачи: «Кинопанорама (З.Герд, А. Каплер), «Клуб путешественников» (В. Шнейдеров, затем-Ю. Синкевич), «В мире животных» (А. Згуриди, В. Песков, . Дроздов), 2Служу Советскому Союзу», «Сельский час» и др.

Музыкальные и развлекательные программы: «Голубые огоньки», «Песня года». Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой. Сатирический жанр. Расцвет циркового искусства. Ю.В. Никулин (1921-1997). Кинематограф, игровое и мультипликационное кино. «Интеллектуальное» кино. Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера.

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

62

63

Протестные настроения в художественной среде

Кризисные черты в общественной и нравственной жизни советского общества 70-80-х гг. Пртивостояние свободомысмлия творческой интеллигенции установкам командно-административной системе. Попытки мастеров искусства выйти за пределы «социалистического реализма». Творчество скульптора Э.И. Неизвестного. А.А. Галич (1918-1977). Московский концептуализм. Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности.

Новые явления в советской музыкальной культуре.

64

Театр и музыкальное творчество.

Театр как явление советской культуры. «Ленком», «Современник», «Таганка».

В.С. Высоцкий (1938-1980), Г.А. Товстоногов (1913-1989).

Новый музыкальный авангард. А.Г. Шнитке (1934-1998).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

XIII. Духовная жизнь России на рубеже XX-XXI вв.

6 ч.

65

Перемены в духовной жизни. Культура в годы Перестройки. Массовая культура.

Радикальные изменения в культурной жизни страны (утверждение свободы слова и печати, снятие цензурных ограничений и стремительное развитие глобальной сети коммуникаций).

Массовая культура как особый тип культуры, получивший распространение в XX веке в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Индустриально-коммерческий характер массовой культуры.

Широкий диапазон форм массовой культуры от китча ( мелодрама, эстрадный шлягер, “мыльная опера”) до сложных содержательных форм (рок-опера, интеллектуальный детектив, поп-арт).

Основные функции массовой культуры: досуг, развлечение, игра, общение, эмоциональная разрядка.

Распространение массовой музыкальной культуры через радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и тесная связь распространения массовой культуры с уровнем технических достижений.

66

Архитектура и городская среда.

Современное архитектурное творчество. (Харитонов А.Е., С.Б. Ткаченко). Реконструкция старых зданий, восстановление городской эстетической среды в наши дни.Новый образ архитектуры – новейшие материалы и передовые строительные приёмы. Монументальноя скульптура (З.К. Церетели, М.В. Шемякин, А.Ю. Рукавишников).

67

Постмодернизм и художественный процесс.

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы Феномен постмодернизма. Актуальное искусство (артобъект, художественная акция). Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. <Возникло ><новое ><направление ><художествен><ного ><творчества ><— >медиа-искусство, <популярным ><видом ><художественного ><творчества ><стал >видеоарт, граффити, ленд-арт. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов. Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

68

Театр и кино в постперестроечные годы

Открытие новых театров, появление театральной антрепризы. Мариинский театр ( В.А. Гергиев, О. Бородина, А. Нетребко и др). Активизация фестивального движения. Достижения киноикусства (Н. Лубудев, А.Г. Герман, А.Н. Сакуров, В. Тодоровский и др). Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.).

69

Заключение. Российская культура на пути в XXI век.

В истёкшем веке, даже в условиях жёсткого идеологического диктата, культурная жизнь в нашей стране не была однообразной, а искусство – монолитным. Высшие её достижения всегда были созвучными времени, общественно значимыми. Отечественную культуру отличала внутренняя свобода, стремление к утверждению нового и преемственность гуманистических традиций.История отечественной культуры пишется и сегодня. Она открыта для творчества.

70

Итоговый урок.

Контрольная работа.

Итоговый урок. Художественная культура к. XIX – XX вв. В форме ЕГЭ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Краткое содержание темы (1)

    Краткое содержание
    Обстоятельства взрыва автоцистерны, перевозившей СПГ (один человек погиб, двое ранены), изучаются. Анализ показывает, что этот взрыв стал результатом повреждения цистерны, когда выброс паров закипевший жидкости привел к их воспламенению
  2. Темы и краткое содержание Тема Молодежь как половозрастная группа и ее основные характеристики

    Краткое содержание
    Предмет, цели и задачи курса «Проблемы социальной работы с молодежью». Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к знаниям по специфики социальной работы с молодежью.
  3. Темы и их краткое содержание Тема I. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход Особенности коммуникаций в социальном организме

    Краткое содержание
    В условиях развития социального организма модернизационного характера необходимым элементом социальной, политической и экономической жизни социума становятся информационные потоки как сфера деятельности средств массовой коммуникации.
  4. I производительность труда краткое содержание темы

    Краткое содержание
    Понятие производительности труда и ее показатели. Индивидуаль­ная, локальная и общественная производительность труда. Факторы роста произ­водительности труда.
  5. Наименование и краткое содержание лекций (5 семестр) № Тема лекций. Краткое содержание. Количество часов. 1

    Краткое содержание
    Предмет курса «Электромеханика» и основные задачи его изучения. Трансформаторы. Устройство активной части трансформатора. Конструкции магнитопроводов и обмоток современных трансформаторов.

Другие похожие документы..