Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Лекции читаются в большом конференц-зале административного корпуса МДГКБ (вход с обратной стороны корпуса, вверх по лестнице на 1 пролет)....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
В содержании действующих альтернативных школьных учебников по биологии человека (анатомии и физиологии) включены вопросы патологии тех или иных систе...полностью>>
'Урок'
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь ля...полностью>>
'Конкурс'
вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения Государственного контракта с комитетом здравоохранения Курской област...полностью>>

Этнология Восточной Азии», «Культура, литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждаю:

Декан гуманитарного факультета

_________________

«___» ___________200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Зарубежное регионоведение»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Азиатские исследования

КВАЛИФИКАЦИЯ: бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС _1__ СЕМЕСТР_1__

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 2

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: школьные курсы географии, обществознания, истории

КОРРЕКВИЗИТЫ: «Политическая регионалистика», «Политическая география Восточной Азии», «Этнология Восточной Азии», «Культура, литература, религия Восточной Азии», «Международные отношения и геополитика современного мира».

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции: 18 час.

Семинары: 18 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ: 36 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 18 час.

ИТОГО: 54 часа

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: зачет

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: кафедра истории и регионоведения

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: Трубникова Н.В.

РУКОВОДИТЕЛЬ ОПП: Гузарова Н.И.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Иванова М.В.

1. Цели освоения дисциплины

Формирование у студентов знаний об объекте и предмете зарубежного комплексного регионоведения и вооружение их на основе этого знания навыками и умениями, необходимыми для разрешения научно-исследовательских и практических регионоведческих проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Место дисциплины «Введение в регионоведение» определяется, прежде всего, тем, что она закладывает своеобразную методическую основу составления комплексных характеристик региона специализации и способствует накоплению первичных знаний о нем.

3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен будет

Знать

- объект комплексного регионоведения как особой области научно-образовательного знания, его функции, особенности зарубежного регионоведения

- основные этапы накопления регионоведческих знаний, зарубежные и отечественные страноведческо-регионоведческие научные школы

- структуру и основные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик

- основные научные подходы и методы регионоведческих исследований

- особенности Восточной Азии как мирового региона, его место в современных мировых процессах

Уметь

- находить необходимую информацию, перерабатывать ее в устной и письменной формах

- оценивать качество и содержание информации, давать ей собственную оценку и интерпретацию

- применять методы регионоведческих исследований при анализе конкретных страновых и региональных проблем

- творчески подходить к порученному заданию

Владеть

- навыками рефлексии и адекватного оценивания своих образовательных результатов

- ключевыми понятиями, отражающими междисциплинарный характер комплексного зарубежного регионоведения

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции

1. Универсальные (общекультурные)

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать их социальные и культурные различия (ОК-1)

- обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5)

- уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13)

- творчески подходить к полученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15)

2. Общепрофессиональные

- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1)

- владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук (ПК-7)

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Введение в проблематику курса

Регион: понятие, типы, иерархия. Сложности определения понятия «регион». Критерии вычленения регионов. «Внутренние» и «внешние» регионы. Мировые регионы и их разновидности. Понятие международно-политического региона. Регионализация мира. Дискуссионный характер вопроса о регионализации мира. Регионализация и глобализация.

Восточная Азия: регионообразующие факторы - геополитические, историко-культурные, территориально-экономические. Место и роль региона в современных мировых процессах. Сибирь и Дальний Восток – форпост РФ в сотрудничестве со странами Восточной Азии. Научно-образовательные контакты ТПУ со странами Восточной Азии.

Раздел II. Комплексное регионоведение: объект, предмет, функции, структура

Регионоведение, страноведение: точки отсчета. Объект и предмет комплексного зарубежного регионоведения. Базовые принципы регионоведения. Междисциплинарный характер комплексного регионоведения. Регионоведение и география. Регионоведение и история. Регионоведение и политология. Регионоведение и геополитика. Регионоведение и этнология. Регионоведение и международные отношения. Интегрирующий характер комплексного регионоведения (КР) и комплексного страноведения (КС).

Социальные функции КР и КС. Типы КР. Современное состояние КР. Дискуссионные аспекты вопроса о месте КР в системе научного знания. Самостоятельный научный статус КР: аргументы «за» и «против».

История регионоведения и страноведения. Накопление регионоведческих и страноведческих знаний в древние и средние века. Проявление научных школ. Немецкая школа камеральной статистики, французская школа антропогеографии и географии человека и их значение для развития регионоведения и страноведения в мире.. Современные зарубежные регионоведческие научные школы. Отечественная школа страноведения, ее особенности, вклад в мировую науку.

Востоковедение как область комплексного регионоведения и страноведения. Вклад сибирских ученых в изучение стран Восточной Азии.

Понятие комплексных регионоведческих характеристик. Единство содержания и структуры комплексных регионоведческих характеристик. Схема Н.Н. Баранского. Основополагающие принципы схемы, ее новаторский характер, значение для развития отечественного КР и КС. Схема Я.Г. Машбица. Дефекты схем построения комплексных регионоведческих характеристик. Усиление проблемности и синтеза регионоведческих и страноведческих характеристик как главный путь повышения научного уровня КР и КС.

Раздел III. Опорные элементы комплексных регионоведческих

характеристик

Территория. Территория и пространство. Свойства территории. Территория как обобщающий ресурс. Территория страны и ее основные параметры: размер, границы, конфигурация, безопасность, географическое положение (ГП). ГП, его виды, свойства. Состав территории страны.

Природные характеристики территории. Природные условия и ресурсы. Учение о географической зональности. Природные зоны. Природопользование. Проблемы охраны окружающей природной среды.

Народонаселение. Динамика численности населения. Воспроизводство населения как его естественное движение. Типы и режимы воспроизводства населения. Прогнозные оценки роста численности населения в мире. Теория демографического перехода.

Расовый, этнический, конфессиональный состав населения. Поло-возрастной состав населения. Социально-экономическая структура населения. Качество населения и качество жизни населения.

Расселение населения. Миграции как фактор размещения населения. Миграции и их разновидности. Особенности современных миграционных процессов. Пространственные формы расселения. Сельские и городские поселения. Процесс урбанизации в современном мире и его региональные особенности.

Общество и хозяйство как опорные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик.

Восточная Азия, КНР, Япония, КНДР, РК: общая характеристика территории, географического положения, природных условий, народонаселения и его территориальной организации.

«Внутреннее регионоведение». Региональная политика: ее объективный характер, сущность, задачи, виды. Объекты, субъекты, механизмы региональной политики. Региональная политика в развитых и развивающихся странах. Региональная политика в ЕС, странах Восточной Азии, РФ.

Раздел IV. Методы регионоведческих исследований

Научные подходы в комплексном регионоведении: территориальный, исторический, комплексный, проблемный, типологический.

Общенаучные методы в регионоведении: наблюдения, описания, сравнения, моделирования, статистические и др.

Методы исторических, географических, экономических наук в регионоведении: историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический, картографический, циклов, балансовые, программно-целевой и др. Учение о географической зональности.

Методы и методология. Концептуальные подходы к проблемам Востока: формационный, культурно-цивилизационный, модернизационный, геополитический и др.

4.2. Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Название раздела

Лекции

Семинар. занятия

СРС

Колл., контр. р.

Итого

I. Введение в проблематику курса

2

2

2

6

II. Комплексное регионоведение: объект, предмет, функции, структура

2

4

6

2

14

III. Опорные элементы комплексных регионоведческих характеристик

10

8

10

2

30

IV. Методы регионоведческих исследований

Итого

4

4

54

5. Образовательные технологии

Методы и формы организации обучения

Методы

Лекции

Семинарские занятия

СРС

IT-методы

Использование компьютерных технологий при чтении лекций

Компьютерные презентации студенческих докладов

Работа с с размещенными на персональном сайте преподавателя учебными материалами

Методы проблемного обучения

Проблемная организация учебного материала

Проведение семинаров в формате дискуссий («Комлексное регионоведение (страноведение): аргументы «за» и « против»; «Регионализм – явление позитивное? Негативное?»), выполнение творческих заданий.

1. Изучение литературы по дискуссионным вопросам, выработка собственного аргументированного подхода к ним.

2. Выполнение ИДЗ.

3. Работа с заданиями тестового характера.

Работа в команде

Составление портрета страны специализации с учетом его физико-географических, политических, демографических, этнических лингвистических характеристик

1. Групповое обобщение материала, полученного в процессе работы по выполнению ИДЗ.

2. Презентация его на семинаре с целью составления портрета региона и выявления особенностей стран, его составляющих.

Проблемно-поисковый метод

Написание реферата

(по желанию студентов. См.: тематику рефератов)

1. Составление библиографии.

2. Изучение литературы.

3. Постановка учебно-исследовательских задач.

4. Разрешение их на основе анализа и обобщения.

Анализ конкретных ситуаций

См.: тематику ИДЗ

1. Поиск конкретного страноведческого материала в контексте полученных знаний об опорных элементах комплексных страноведческо-регионоведческих характеристик.

2. Анализ его на основе сравнения с общемировыми данными с целью выявления специфики «своей» страны.

3. Представление результатов в письменном виде и презентация его на семинарах.

6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

6.1. Характеристика видов самостоятельной работы студентов

Текущая работа: подготовка к практическим занятиям (работа с лекционным материалом, освоение материала учебных пособий), поиск дополнительной информации, изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа: поиск и анализ информации для выполнения домашних заданий, анализ научных публикаций, статистических и фактических материалов по заранее заданным темам, выполнение работ учебно-исследовательского характера.

6.2. Содержание самостоятельной работы по дисциплине

Темы индивидуальных домашних заданий

1. Субрегионы Азии: страновый состав, характеристика стран по государственному строю, сравнительный анализ.

2. Физико-географическая характеристика Восточноазиатского региона, Японии, КНР, КНДР, РК: ландшафт, климат, растительный и животный мир.

3. Территория Японии, КНР, КНДР, РК: площадь, границы, конфигурация, безопасность территории, географическое положение.

4. Природные зоны в Японии, КНР, РК, КНДР.

5. Природоохраняемые объекты в Японии, КНР, КНДР, РК.

6. Демографическая ситуация в Японии, КНР, КНДР, РК: численность населения и его динамика, воспроизводство населения, продолжительность жизни, сравнение страновых характеристик с общемировыми показателями.

7. Этнический состав населения Японии, КНР, КНДР, РК: основные этносы и этнические группы, их количественная и лингвистическая характеристика, характер межэтнических отношений.

8. Расселение населения в Японии, КНР, КНДР, РК и его особенности: плотность населения, ее внутристрановые региональные различия, их причины.

9. Пространственные формы размещения населения в Японии, КНР, КНДР, РК и их особенности (сельские и городские поселения, процесс уровень урбанизированности, агломерации, мегаполисы и т.п.).

Темы рефератов

1. Регионализация Азии: многообразие подходов.

2. Концептуальные идеи комплексного страноведения в трудах Н.Н. Баранского.

3. Проблемы комплексного регионоведения в работах А.Д. Воскресенского.

4. Конфессиональный портрет Восточноазиатского региона.

5. Культурно-цивилизационный портрет Восточноазиатского региона.

6. Процессы урбанизации в Восточноазиатском регионе.

7. Миграционные процессы в Восточноазиатском регионе.

8. Демографическая ситуация в Восточноазиатском регионе.

9. Границы России (КНР, Японии, РК, КНДР): характеристика, проблемы.

10. Граница как категория современного регионоведения.

11. Страны Восточной Азии в контексте типологического подхода.

12. Проблемы Восточноазиатского региона (Японии, КНР, РК, КНДР) на страницах журнальной периодики.

13. Регионализм и региональная политика в Японии (КНР, РК).

14. Регионалистские движения в современном мире: виды, особенности).

15. Регионалистские движения в странах Восточной Азии.

16. Политическая карта Восточной Азии: история и современность.

17. Формы конструирования регионального имиджа (на примере отдельных регионов).

Темы, выносимые на самостоятельную проработку

Из истории регионоведения и страноведения.

6.3. Контроль самостоятельной работы

Примерный перечень вопросов для зачета

1. Регион: понятие, виды, иерархия. Макрорегионы мира и принципы их выделения.

2. Междисциплинарный характер комплексного регионоведения, его функции, место в системе научного и образовательного знания.

3. Структура комплексных регионоведческих (страноведческих) характеристик. Схемы Н.Н. Баранского и Я.Г. Машбица.

4. Природа как опорный элемент в комплексных регионоведческих характеристиках. Учение о географической зональности.

5. Территория как опорный элемент в комплексных регионоведческих характеристиках. Территория страны.

6. Географическое положение как опорный элемент в комплексных регионоведческих характеристиках, его виды, свойства.

7. Народонаселение, динамика численности населения мира. Теория демографического перехода.

8. Воспроизводство населения, режимы, типы, региональные особенности.

9. Народонаселение: расовый, этнический, конфессиональный состав, его региональные особенности.

10. Население: половозрастной состав, социально-экономическая структура, их региональные особенности.

11. Механическое движение населения. Миграции: виды, особенности миграций в современном мире.

12. Пространственные формы расселения населения. Особенности процесса урбанизации в современном мире, его региональные особенности.

13. Региональная политика: сущность, задачи, виды, региональные особенности.

14. Научные подходы в комплексном регионоведении.

15. Общенаучные методы в комплексном регионоведении.

16. Методы исторических, географических, экономических, политических наук в комплексном регионоведении.

6.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

См.: раздел 9.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Этнология Восточной Азии; История стран Азии и Африки кореквизиты: История стран Восточной Азии; Всемирная история; Культура Китая, Культура Кореи, Культура Японии виды учебной деятельности и временной ресурс: лекции

    Лекции
    Формирование у выпускника представлений об общих особенностях культуры стран ВА, ее генезисе и основных ее составляющих; об основных мировоззренческих принципах и категориях культуры ВА; об особенностях ментальности, ценностях, культурных
  2. Рабочая программа модуля (дисциплины) этнология восточной азии

    Рабочая программа
    КОРЕКВИЗИТЫ «Культура, литература и религия Восточной Азии», «Международные отношения и геополитика современного мира», «Культурология», «Социология».
  3. Литература к курсу корейской истории и культуры

    Литература
    Анисимов А.Л., Пак Б.Б. «Корейский вопрос» и русская дипломатия в период разграничения на Тумангане и возникновение русско-корейских отношений Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность.
  4. Программа курса для магистров-историков религии, секты и духовные практики восточной азии

    Программа курса
    Программа должна ознакомить студентов-магистров с историей, спецификой, современным состоянием духовных учений Восточной Азии. Она призвана способствовать:
  5. Азия для тебя! Составитель Антон Кротов Внимание! Предупреждение!

    Документ
    Внимание! Предупреждение! Каждый день мир, окружающий нас, изменяется. Повсюду меняются цены, курсы валют, правительства, границы и названия государств; в посольствах меняются консула, меняется и отношение к нам; одни дороги прокладывают,

Другие похожие документы..