Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Во вступительной части рассмотрено основное значение деятельности ФСТ России по досудебному урегулированию споров, направленное на обеспечение законн...полностью>>
'Документ'
Охарактеризувати педагогічні погляди Ж.-Ж. Руссо та І. Г. Песталоцці. “Елементарна (суглобова) гімнастика” І. Г. Песталоцці та її вплив на розвиток зд...полностью>>
'Документ'
ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с влиянием повышенного содержания нитратов и нитритов в растительных продуктах человека (биология); с путями борьбы с ними (...полностью>>
'Документ'
В прошлом выпуске «Книжного хит-парада» мы уже познакомили вас с творчеством Василия Аксенова, в этом мы хотим познакомить вас с романом «Редкие земл...полностью>>

Л. Ионин Социология в обществе знаний

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Итак, выбор проблемы свободен, но он предполагает отсутствие свободы в выборе парадигмы или когнитивного стиля, в котором работает данная наука. Как сказал Гете, "свободен первый шаг, но мы рабы второго..." Очень важна природа этой несвободы второго шага, природа необходимости парадигмы или когнитивного стиля. Очень часто ученый работающий в рамках определенной парадигмы представляется природным релятивистом либо некритичным подражателем, который работает именно так, как все остальные, только лишь потому, что так работают все остальные. Если следовать Шюцу, такая точка зрения ошибочна. Ученый работает в определенной парадигме не потому, что ему все равно, как работать, или потому, что так делают все остальные, а потому, что только в рамках имеющейся парадигмы или когнитивного стиля проблемы, которыми он занимаются обретают статус реальных проблем, а вся исследуемая область — статус реальности. Благодаря парадигме проблемы соотносятся с реальным объективным миром, в котором действуют реальные люди, в котором имеются реальные объекты и который является "верховной реальностью", по отношению к которой только и обретают реальность все прочие "конечные области значений".

Когнитивный стиль (или парадигма, по Куну) оказывается, таким образом, связующим звеном между деятельностью теоретика и реальным миром, обеспечивающим обязательность и необходимость продуктам его созерцательной деятельности и, тем самым, позволяющим провести различие между научным теоретизированием и простым фантазированием. Последнее лишено обязательных правил, и потому его продукты лишены качества необходимости.

Обретая статус реальности, объекты теоретического созерцания одновременно обретают четко фиксированное место в порядке объективного (космического) времени67. Это, подчеркнем, относится к объектам научного теоретизирования, но не к процессу самого теоретизирования и не к теоретизирующему индивидууму. Последний, согласно Шюцу, располагает своим собственным ощущением временности, длительности, duree. Оно, это ощущение, следует не из его причастности как человеческого существа к "живому настоящему" человеческих взаимодействий. Как теоретик, он "изъят" из этого настоящего, так же, как и из "стандартного" времени, организующего жизнь социальных взаимодействий, структур и институтов. В той мере, в какой ученый соучаствует в этом стандартном времени (его рабочие часы, расписание дел и т.п.), он выступает не как теоретик, а как повседневный деятель и имеет дело с наукой как институтом, а не чистым теоретизированием. Его же собственное, имеющееся в рамках теоретизирования ощущение времени складывается из восприятия накопленного теоретического опыта и открытого горизонта будущих проблем и их решений.

Если систематически просмотреть все, что говорит Шюц о теоретизирующем я, то оказывается. что оно лишено телесного, физического существования, не имеет прагматичного личностного я, но также не имеет и ощущения живого настоящего социальных взаимодействий, в которых участвуют люди в рамках естественной установки повседневной жизни. Не будучи сам полноценным человеческим существом, пребывая, по сути дела, в мире абстракций, теоретизирующий индивидуум оказывается неспособным к восприятию других индивидуумов как полноценных человеческих существ. Шюц резюмирует все сказанное в одном, довольно неожиданно звучащем положении: "Теоретизирующий индивидуум одинок: у него нет социальной среды, он стоит вне социальных отношений"68.

9. Становление информационных технологий

Интернет (справка)

Интернет — это всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.

Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, торговли, связи, услуг, он порождает новые формы общения и обучения, коммерции и развлечений. «Сетевое поколение» — это настоящий социо-культурный феномен наших дней. Для его представителей Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни. Человечество вступает в новый — информационный — этап своего развития, и сетевые технологии играют в нем огромную роль.

Интернет возник как воплощение двух идей — глобального хранилища информации и универсального средства ее аспространения. Американские ученые Ванневар Буш (Vannevar Bush) и Теодор Нельсон (Theodor Holm Nelson) искали способы автоматизации мыслительной деятельности человека.Они хотели избавить его от утомительного труда по поиску и обработке нужной информации. Буш даже придумал несколько гипотетических устройств, организующих ассоциативные связи в картотеке данных, а Нельсон разработал теорию «документарной вселенной», в которой все знания, накопленные человечеством, представляли бы единую информационную систему, пронизанную миллиардами перекрестных ссылок. Работы этих ученых носили скорее философский, чем практический характер, но их идеи легли в основу того, что сейчас называется гипертекстом.

Ванневар Буш немало сделал для того, чтобы наукой заинтересовались военные. Щедрое финансирование исследований в области кибернетики несомненно способствовало ее быстрому развитию. Немалую роль в формировании теоретической базы будущей глобальной информационной системы принадлежит Норберту Винеру. Его семинары в Массачусетском технологическом институте (MIT) привлекли в компьютерную отрасль немало талантливой молодежи.В конце 1950-х министерство обороны США учредило Агентство перспективных исследовательских проектов ARPA (Advanced Research Projects Agency), которое занималось компьютерным моделированием военных и политических событий. Талантливый организатор и ученый-компьютерщик Джозеф Ликлайдер (J.C.R.Licklider) убедил руководство ARPA сосредоточить усилия на развитии компьютерной связи и сетей. В своей работе «Симбиоз человека и компьютера» он развил идеи распределенных вычислений, виртуальных программных средств, электронных библиотек, разработал структуру будущей глобальной сети. В 1960-х компьютерные сети стали бурно развиваться. Множество фирм-разработчиков создавали программное обеспечение и оборудование для локальных сетей университетов, исследовательских центров, военных учреждений. Однако при передаче информации между сетями разных типов возникала проблема совместимости, когда компьютеры просто «не понимали» друг друга. Крупным недостатком больших сетей была их низкая устойчивость. Выход из строя одного участка мог полностью парализовать работу всей сети.

Перед агентством ARPA была поставлена задача решить эти проблемы, и наступило время воплотить в жизнь теоретические наработки. Поль Барен, Ларри Робертс и Винтсент Серф (Paul Baran, Larry Roberts, Vint Cerf) разработали и применили методы, ставшие основой дальнейшего развития сетевых технологий: пакетная коммутация, динамическая коммутация сообщений в распределенной сети, использование универсального сетевого протокола (то есть набора правил, по которым организуется и передается информация).

В 1969 г. была создана сеть ARPANET, которая и стала основой будущего Интернета. 1969 традиционно считается годом его возникновения. В 1976 Серф разработал универсальный протокол передачи данных TCP/IP (Transmission control protocol/ Internet protocol). Название IP означало просто межсетевой протокол. Он стал стандартом для межсетевых коммуникаций, а сети, использующие его, так и назывались — интернет-сети. ARPANET стала основой для объединения локальных и территориальных сетей в единую глобальную систему, которая постепенно разрослась до масштабов всей Земли. Это гигантское объединение сетей и называют Интернетом с большой буквы или Сетью.

В 1980-х Интернетом пользовались в основном специалисты. По сети передавалась электронная почта и организовывались телеконференции между научными центрами и университетами. В 1990 программист Европейского центра ядерных исследований (CERN) в Женеве Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) создал систему, реализующую идею единого гипертекстового пространства. Для описания гипертекстовых страниц служил специальный язык HTML (HyperText Markup Language), а для их пересылке по сети — протокол передачи HTTP (HyperText Transfer Protocol). Новый способ указания адресов с помощью URL (Uniform Resource Locator — универсальный указатель ресурсов) позволял легче запоминать их и лучше ориентироваться в информационном пространстве Интернета. Была написана также специальная программа отображения гипертекстовых страниц — первый браузер (browser — обозреватель).

Бернерс-Ли назвал свой проект WWW — World Wide Web, то есть «Всемирная

паутина». Но по-настоящему популярным Интернет стал после выхода в свет графического браузера «Мозаика» (Mosaic), разработанного в 1992 сотрудником Иллинойского университета Марком Андресеном (Marc Andreesen). К этому времени возросла пропускная способность сетей, и появилась возможность быстро передавать цветные изображения, фотографии, рисунки. В Интернет хлынула не только научная, но и развлекательная информация.

Количество пользователей Сети и объем доступных данных росли небывалыми темпами. К этому времени управление Интернетом было передано в частный сектор и приняло фактически рекомендательно-регистрационный характер.Интернет и другие сети. Сетевые сообщества. Кроме Интернета существуют и другие глобальные компьютерные сети. Среди них есть закрытые (например, военные или межбанковские), существующие на коммерческой основе или на энтузиазме пользователей, использующие интернет-протоколы или построенные на иных принципах со своей системой адресации и программным обеспечением. К числу последних относятся Fidonet и сети телеконференций BBS (bulletin Board System). Fidonet, или как ее называют — «сеть друзей», держится на энтузиазме своих участников и требует от них определенной организованности и дисциплины. Обмен сообщениями ведется во время сеансовых соединений компьютеров друг с другом по телефонной линии. Передаваясь от узла к узлу с помощью сетевой почты, информация распространяется по всей сети. «Фидошники» используют особую терминологию и свято чтут свои традиции.

Развитие Интернета не приводит к отмиранию альтернативных сетей. Они мирно сосуществуют и даже соединяются в особых узлах — гейтах (gate — ворота). В самом Интернете также существуют многочисленные более-менее устойчивые виртуальные сообщества людей, объединенных общими интересами. Это литературные клубы, кружки, группирующиеся вокруг какого-либо форума и, наконец, почитатели сетевых ролевых игр. Некоторые из них настолько погружаются в виртуальный мир, что психологи всерьез говорят о проблеме зависимости от интернета (net-addiction). С другой стороны Интернет значительно расширяет возможности человека найти единомышленников, а сетевые знакомства нередко переходят в обычные. Интернет в науке и медицине. Как и в начале своего существования, Интернет в наши дни широко используется учеными разных стран для обмена научной информацией, организации виртуальных симпозиумов и конференций, в образовательных целях. Однако появилось несколько новых, нетрадиционных направлений применения Интернета, одно из которых — распределенные вычисления. Есть ряд научных задач, связанных с обработкой огромного объема непрерывно поступающей информации. Например, поиск элементарных частиц в ядерной физике или полуфантастический проект поиска внеземных цивилизаций по сигналам из космоса. В гигантском массиве данных, поступающих от измерительных приборов экспериментальных установок, требуется отыскать крупинки информации, представляющей интерес. Другие направления научных исследований требуют статистической обработки и поиска закономерностей результатов миллионов наблюдений из тысяч лабораторий. Это задачи моделирования климата Земли, предсказания землетрясений, генетические исследования. С таким объемом вычислений не в состоянии справится ни один суперкомпьютер. Однако Интернет позволяет объединить сотни тысяч компьютеров добровольных помощников ученых в единую вычислительную систему. Каждый желающий участвовать в какой-либо программе регистрируется на центральном сервере, получает свою порцию данных для обработки и отправляет обратно результаты расчетов. Таким образом даже далекий от науки человек может совершить крупное открытие. Еще одно применение Интернета в науке — дистанционное управление. Современные исследования часто требуют дорогостоящего, а подчас уникального экспериментального оборудования. К примеру — космический телескоп Хаббл или Европейский суперколлайдер (ускоритель элементарных частиц). Ученый, желающий провести эксперимент или серию наблюдений, через Интернет получает в свое распоряжение виртуальную модель установки, которой управляет в соответствии со своими целями. Команды управления поступают на центральный компьютер, который объединяет их, оптимизирует, распределяет по времени и проводит реальные эксперименты. Результаты по Интернету рассылаются исследователям. Идея дистанционного управления применима не только в науке. Ведущие мировые компании работают над использованием Интернета для того, чтобы в недалеком будущем человек смог командовать на расстоянии даже домашними бытовыми устройствами.

В традиционном представлении «коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации)». Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежит известная схема «адресант — передача информации — адресат».

Однако каждый из представителей данной цепочки способен меняться в том случае, когда мы рассматриваем «сеть». Интернет «играет» с традиционной схемой «источник — сообщение — получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый характер.

Источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).

Интернет вынуждает переосмыслить классические определения и категории коммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения — определение зависит от ситуации. Что такое массовая аудитория? Что такое средства коммуникации? Каким образом можно передавать сообщения?

Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. Можно согласиться с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории69:

  1. асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма)

  2. асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем)

  3. синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты

  4. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

Относительно традиционных СМИ Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:

1. Мультимедиа — Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.

2. Персонализация — Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.

3. Интерактивность — Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы , чаты и телеконференции.

4. Отсутствие посредников — Интернет дает возможность прямого доступа правительства к населению и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции со стороны СМИ.

В силу множественности охарактеризованных черт интернет-общения и их разнородности, всемирное распространение виртуального общения по своим последствия крайне неоднозначно. К позитивным можно отнести, например, расширение познавательных практик. Так, многие исследователи обращают внимание на то, что с распространением Интернета резко возрастает значение визуального мышления. «Визуальное мышление — умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными графиками, пространственно структурированными схемами»70. Надо думать, что Интернет будет всемерно способствовать взаимопроникновению и взаимоусилению рационального и внерациональных способов освоения действительности. К тому же, Интернет, сводя все жизненные сферы в виртуальную плоскость, неизмеримо увеличивает количество взаимодействий и само количество социальных областей, где происходят эти взаимодействия, из-за чего совокупное действие коллективизируется и интенсифицируется. «Мозговой штурм» в десятки тысяч голов обещает в будущем стать настоящим интеллектуальным штормом.

10. Кибергеография

В настоящее время на Западе сложилось особое направление географической науки, занимающееся изучением территориальной организации информационных ресурсов Интернета — так называемая кибергеография71.

Еще в 1984 г. для обозначения всей совокупности информации, содержащейся в компьютерных сетях, в фантастическом произведении американского писателя Уильяма Гибсона «Нейромантик» (Neuromancer) был введен термин «киберпространство» (cyberspace). Английские и американские географы стали использовать этот термин в самом конце 1980-х — начале 1990-х гг. для обозначения информационного пространства компьютеров. До появления к середине 1990-х гг. крупных компьютерных сетей в англоязычной географии сформировалось особое направление исследований, которое сводилось к изучению киберпространства на примере компьютерных игр, которые благодаря визуальному представлению пространства игры в виде карты или схемы на экране компьютера считались наиболее «географичными» программами. Английские и американские географы тогда пытались использовать методы географических исследований в негеографической плоскости, т.е. для изучения виртуальных пространств компьютерных игр. Именно это направление исследований и получило названия: кибергеография (cybergeography), виртуальная география (virtual geography), география кибернространства (geography of cyberspace).

С развитием глобальных компьютерных сетей и проникновением цифровых технологий во все сферы жизни общества произошло и расширение использования терминов «киберпространство» и «кибергеография». В настоящее время понятие киберпространства как в англоязычных, так и в отдельных русскоязычных публикациях используется для обозначения совокупности пространств всех электронных систем, т.е. фактически для обозначения глобального информационного пространства или по крайней мере его основной на данный момент кибернетической части. Изучение киберпространства, его территориальной и организационной структуры — предмет исследований современной кибергеографии.

Некоторые авторы относят появление киберпространства к концу XIX в., что связано с развитием электро- и радиосвязи72. Имеет место и особая точка зрения, что киберпространство существовало всегда, но человек смог его открыть только с изобретением телефонной связи73. По мнению некоторых западных исследователей, киберпространство, особенно Интернет, может вообще рассматриваться как кибернетический эквивалент экосистемы74. С последним утверждением можно было бы согласиться полностью в том случае, если бы киберпространство и реальное пространство существовали отдельно друг от друга. Но киберпространство в настоящее время — не более чем информационная проекция реального мира, и развитие киберпространства — следствие развития реальных социально-экономических систем той же глобализации.

В настоящее время большая часть всех исследований по кибергеографии за рубежом осуществляется преимущественно в англоязычных странах, в первую очередь в Великобритании и США; кроме того, отдельные работы проводятся в Германии, Ирландии, Италии, Франции, Новой Зеландии. Несмотря на более чем десятилетнюю историю развития кибергеографии на Занаде, она до сих пор не сформировалась как единое направление исследований. Вследствие того, что кибергеография поначалу представляла собой попытку исследований информационных пространств отдельных компьютеров, а затем небольших компьютерных сетей, и в настоящее время кибергеография понимается чаще всего в «узком смысле» — как направление географии, изучающее внутреннюю структуру виртуальных пространств компьютерных сетей и (в лучшем случае) их воздействие на другие социально-экономические системы. В более «широком смысле» к кибергеографии в настоящее время разные западные исследователи относят как минимум пять различных взаимосвязанных направлений исследований:

  • общую теорию и основы кибергеографии, изучение организационной структуры виртуальных пространств, соотношения кибер- и реального пространств (собственно кибергеография);

  • картографирование компьютерных и телекоммуникационных сетей;

  • визуализацию виртуального пространства (киберкартография);

  • изучение воздействия киберпростраиства на территориальную организацию общества — экономику, социум, политику;

  • изучение территориальной организации компьютерных и телекоммуникационных сетей.

В целом кибергеография — комплексная наука, в сферу изучения которой входит не только само киберпространство, но и его физическая инфраструктура в реальном пространстве, и социум пользователей компьютерных систем. Поэтому кибергеографию условно можно подразделить на два основных направления исследований: 1) географию киберпростраиства (или виртуальную географию), занимающуюся изучением структуры киберпространства, и 2) географию компьютерных сетей, изучающую в реальном пространстве территориальную структуру компьютерных сетей. Это разделение достаточно условно в силу того, что никакие явления в киберпространстве не могут быть рассмотрены без их взаимосвязи с объектами в реальном пространстве.

Кибергеография частично выходит за рамки традиционной географии и поэтому может также рассматриваться как наука, расположенная на стыке социально-экономической географии и кибернетики.

Соотношение кибер- и реального пространства

Киберпростраиство часто сравнивается с новым «обширным континентом», а его открытие и освоение — с Великими географическими открытиями и колонизацией новых земель. Эти сравнения, конечно, условны и скорее символичны. Но тем не менее они отражают то, что исследование киберпространства с географических позиций является совершенно новым направлением науки, а специфика киберпространства требует часто несколько иных теоретических обоснований, чем традиционные географические исследования.

Одной из главных методологических проблем изучения киберпространства является вопрос соотношения киберпространства и реального пространства. От решения этого вопроса зависит определение не только того, что относится к собственно киберпространству, но и той науки, объектом исследований которой киберпространство является. То, что это объект исследований именно географической науки, не столь очевидно. Отнесение киберпространства к объекту исследования географии в начале 1990-х гг. на Западе во многом произошло только благодаря общепринятому мнению, что именно география изучает явление в первую очередь с точки зрения его пространственного расположения (в рамках хорологического подхода). Решение этого вопроса особенно важно еще и потому, что фактически в настоящее время существуют два во многом взаимоисключающих мнения. Согласно первому, киберпространство является абсолютно самостоятельным явлением (т.е. может существовать независимо от реального пространства). Согласно второму, киберпространство является только информационной проекцией деятельности структур реального пространства. Особых сомнений в том, что верна именно вторая точка зрения, в настоящее время нет. Но тем не менее существует пока гипотетическая вероятность, обыгранная во многих фантастических произведениях, того, что развитие науки и технологий может привести к созданию искусственного интеллекта. Отдельные исследователи уже в настоящее время в качестве самостоятельных субъектов киберпространства рассматривают компьютерные вирусы.

Английский ученый М. Бэтти в середине 1990-х гг. предложил рассматривать взаимодействие реального и киберпространства в виде специальной матрицы, состоящей из двух строк (компьютерные узлы и сети) и двух столбцов (место и пространство). Помимо собственно реального пространства, где физически располагаются компьютерные узлы, и киберпространства как совокупности взаимосвязей между компьютерами, М. Бэтти выделил также «переходные зоны» между ними75. В целом теория М. Бэтти имеет технический характер и может рассматриваться только как иллюстрация к тому, что киберпространство не существует без технической инфраструктуры в реальном пространстве. Для кибергеографии наибольшее значение имеет введенный М. Бэтти термин «киберместо» (cyberplace), который он понимает как необходимую инфраструктуру для осуществления связи между компьютерами (например, телекоммуникационные кабели и дороги, по которым они проложены). Представляется, что данный термин можно толковать гораздо шире — как совокупность всех социально-экономических систем, использующих в своей деятельности компьютерные информационные технологии, т.е. ту часть реального пространства, которая оказывается в зоне влияния киберпространства.

Внутри киберпространства также можно выделить подобные «переходные зоны». Технологическое пространство компьютеров (c-space) в киберпространстве продолжается как совокупность программного обеспечения и технологических протоколов, обеспечивающих функционирование компьютерных систем на программном уровне. Аналогом киберместа выступает информационная проекция реального пространства в киберпространстве — информационное представление в киберпространстве (Интернете) реальных объектов (например, в виде веб-сайтов компаний и организаций).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология культуры

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Социология культуры» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.
  2. Программа экзамена-собеседования для поступления в магистратуру по специальности: «Социология»

    Программа
    Объект и предмет социологии. Понятие «социального» в системе социологического знания. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания.
  3. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  4. Социология: что она знает

    Документ
    Это книга о социологии, как ее понимает автор, о ее месте в системе гуманитарных наук, о том, чем должна заниматься и что она знает о самой себе и об обществе, о со­циальных отношениях и о людях, ради которых она создавалась и существует.
  5. Социология Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 удк 005 101 1701841 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие содержит комплекс методических рекомендаций, способствующих усвоению студентами знаний, умений, навыков и освоению общекультурных компетенций, регламент в области политики качества, план семинарских занятий,

Другие похожие документы..