Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов ...полностью>>
'Публичный отчет'
Для анализа динамики развития СООО «Мобильные ТелеСистемы» и дальнейшего прогноза деятельности компании рассмотрим основные финансовые показатели за ...полностью>>
'Документ'
На крутом взгорке над посёлком Ельничным маленькое кладбище. Не сразу нашли мы на нём, приехав с группой Совета ветеранов БРУ, чтобы возложить венок,...полностью>>
'Документ'
Управление предприятием (организацией) можно представить как процесс получения информации, ее обработки, принятия решения и доведения его до исполнит...полностью>>

Методика обучения изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии Учебно-методический комплекс дисциплины

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Методика обучения

изобразительной деятельности

детей с проблемами в развитии

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ им. В.М. Шукшина

2009

ББК

М

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Бийского педагогического государственного университета

им. В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. пед. наук, доцент М.В. Папина.

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент М.Б. Исаева.

М Методика обучения изобразительной деятельности детей с проблемами

в развитии [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-

составитель: Т.Н. Зотова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. –

Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 42 с. – 30 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Зотова, Т.Н., 2009.

ВВЕДЕНИЕ

В УМКД представлены рабочая программа, опорные планы-конспекты лекционных, практических и лабораторных занятий с рекомендациями по их проведению, самостоятельная работа студентов, тестовые задания, глоссарий и библиография.

При составлении УМКД использовались материалы различных источников, указанных в библиографическом списке, а также в списках литературы к каждому занятию (лекционному, практическому, лабораторному).

Содержание и структура курса отражают модель подготовки специалиста и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла. Усилены и конкретизированы проблемы коррекционно-развивающей работы в ДОУ с детьми, имеющими проблемы в развитии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Кафедра Дошкольных методик и педагогики

Шифр и наименование дисциплины ДПП.ДС.Ф.05. Методика обучения изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии

Статус обязательная

Специальность 030900 Дошкольная педагогика и психология

Форма обучения дневная

Объем дисциплины 40 ч.

Таблица 1

Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего

Из них

Лекции

Лабораторные

Практические

9

40

20

6

8

6

18+2КСР

зачет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по дисциплине составлена совместно с Н.Г. Верещагиной.

Цели и задачи дисциплины

Цель курса заключается в изучении особенностей изобразительной деятельности дошкольников с проблемами в развитии, своеобразия организации обучения рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Задачи дисциплины:

- формирование представлений о роли изобразительной деятельности в развитии детей с проблемами в развитии;

- знакомство с основными направлениями работы воспитателя коррекционной группы по изобразительной деятельности;

- формирование практических навыков коррекционно-воспитательной работы с детьми (раздел «Изодеятельность»);

- анализ коррекционных программам по обучению изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии;

- составление методической копилки, включающей коррекционно-развивающие задания и различные виды пособий для занятий по изобразительной деятельности.

Требования к уровню подготовки студентов

В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими умениями:

- строить процесс изобразительного творчества дошкольников, имеющих проблемы в развитии, на методологической основе;

- прививать детям интерес к изобразительной деятельности, в соответствии с их личностными способностями и склонностями;

- осуществлять коррекцию недостатков в развитии детей посредством специальных коррекционно-развивающих заданий.

Содержание дисциплины

Лекционные занятия

Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка (2 часа)

План:

1. Официальные документы в сфере специального образования.

2. Обзор проблем и характеристика изодеятельности детей дошкольного возраста.

3. Понятие изобразительной деятельности.

4. Значение изобразительной деятельности для развития проблемных детей.

Организация обучения изобразительной деятельности

в специальных дошкольных учреждениях (2 часа)

План:

1. Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по изобразительной деятельности в специальном детском саду.

2. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.

3. Коррекционная направленность методов и приемов работы.

Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по предметному изображению

(рисование, лепка, аппликация, конструирование) (2 часа)

План:

1. Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

2. Организация выставок детских работ.

Лабораторные занятия

Подготовка и обработка материалов

для изобразительной деятельности дошкольников (2 часа)

План:

1. Бумага и картон.

2. Текстильные и волокнистые материалы.

3. Природные материалы.

4. Пластичные материалы.

5. Бросовые (утилизованные) материалы.

Конструирование в специальном детском саду (4 часа)

План:

1. Основные понятия и современные подходы к конструированию.

2. Принципы конструирования.

3. Этапы конструирования.

4. План наблюдений за дошкольниками в процессе конструирования.

5. «Магические квадраты»: магический квадрат, монгольская игра, танграм.

6. Особенности изготовления петель Мебиуса.

7. «Узелки», шнуровка ботинок, нанизывание бус, застегивание пуговиц как «гимнастика для ума».

8. Виды пособий, конструируемых на основе круга: волшебный круг, вьетнамская игра, колумбово яйцо.

9. Технология конструирования пособий на основе круга.

10. Изготовление развивающих игр «Волшебные кубики»: «Сложи узор», «Кубики для всех», кубик Э. Рубика, Уникуб.

Преемственность изобразительной деятельности

детей дошкольного и младшего школьного возраста (2 часа)

План:

1. Коррекционно-развивающие программы для дошкольных учреждений (изобразительная деятельность).

2. Преемственность в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста как залог поступательного развития.

3. Связь семьи, школы и детского сада в развитии проблемных детей.

Практические занятия

Обучение рисованию детей с проблемами в развитии (2 часа)

План:

1. Подготовка фона.

2. Нетрадиционные техники рисования.

Обучение лепке детей с проблемами в развитии (2 часа)

План:

1. Плоскостная лепка по контурному рисунку.

2. Объемные изделия из пластилина.

3. Полуобъемные изделия (барельеф).

Аппликация в обучении детей с проблемами в развитии (2 часа)

План:

1. Понятие «аппликация».

2. История появления и развития аппликации.

3. Виды аппликаций, выполненных из бумаги и картона.

4. Технология изготовления аппликации.

Вопросы к зачету

Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка.

Обзор проблем и характеристика изодеятельности детей дошкольного возраста.

Понятие и значение изобразительной деятельности для развития проблемных детей.

Организация обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.

Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по изобразительной деятельности в специальном детском саду.

Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.

Коррекционная направленность методов и приемов работы.

Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по предметному изображению (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Организация выставок детских работ.

Подготовка и обработка материалов для изобразительной деятельности дошкольников.

Конструирование в специальном детском саду.

Изготовление развивающих игр и головоломок.

Преемственность изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающие программы для дошкольных учреждений (изобразительная деятельность).

Связь семьи, школы и детского сада в развитии проблемных детей.

Обучение рисованию детей с проблемами в развитии.

Обучение лепке детей с проблемами в развитии.

Аппликация в обучении детей с проблемами в развитии.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

ЛЕКЦИОННЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

На лекционных занятиях студенты знакомятся с теоретическим материалом в ходе бесед с преподавателем и записью опорных планов-конспектов лекций. Все записи, по возможности, студенты пытаются представить в виде схем, таблиц, рисунков, облегчающих процесс воспроизведения теоретического материала.

На практических занятиях студенты изготавливают различные пособия, рекомендуемые для занятий с дошкольниками, и пополняют свою методическую копилку.

Лабораторные занятия ориентированы на составление планов-конспектов по изобразительной деятельности дошкольников и анализ различных программ для ДОУ по данному разделу.

Лекционные занятия

Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка

План:

1. Официальные документы в сфере специального образования.

2. Обзор проблем и характеристика изодеятельности детей дошкольного возраста.

3. Понятие изобразительной деятельности.

4. Значение изобразительной деятельности для развития проблемных детей.

Литература:

Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», « Педагогика и методика дошк. образования» / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с. – Библиогр.: с. 252-253. - 10000 экз. – ISBN 5-691-01561-3.

Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: ИЗО [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова. - Воронеж: Учитель, 2004. - 95 с. - (Педагогика нового времени). - ISBN 5-98225-016-3.

Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

Цель: выявить связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка

1. Официальные документы в сфере специального образования

Специальное образование регламентируется нормативно-правовыми актами:

- Конвенция прав ребенка Организации Объединенных наций.

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288).

- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677 "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении".

- Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы специального назначения, утвержденные гособразованием СССР и Минздравом СССР от 26.11.90 г. №37-14/2.

- Приказ Министерства здравоохранения РФ Министерства образования РФ от 30.06.98 г. №186/272 о совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях.

2. Обзор проблем и характеристика изодеятельности детей дошкольного возраста

Дети с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта).

Дошкольники со сложными, комбинированными нарушениями, когда сочетаются ряд дефектов, например, снижение слуха, зрения, интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Дети с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют общую симптоматологию. Вместе с тем разным группам детей и каждому из них в отдельности присущи специфические черты. Одни спокойны и легко подчиняются требованиям педагога. Их недостатки отчетливо проявляются лишь в случаях, связанных с интеллектуальной стороной деятельности. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности.

Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия.

Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выявить характерные для детей черты. Главное, что отличает их от воспитанников массовых дошкольных учреждений, — это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития. Недостатки в изображении предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интеллектом, у умственно отсталых школьников выражены наиболее ярче, сохраняются длительное время и исправляются с большим трудом.

Трудности формирования графических способностей обусловлены такими особенностями детей, как сравнительно небольшой объем внимания, быстрая утомляемость, пониженная активность, Недостаточная целенаправленность. Имеющиеся у них нарушения эмоционально-волевой сферы нередко отрицательно влияют на поведение. Многие дети двигательно беспокойны: встают из-за стола, ходят по комнате, хватают друг у друга карандаши и другие предметы. На замечания взрослого отвечают капризами, криком, плачем или совсем не реагируют.

Своеобразие деятельности отчетливо проявляется в различных видах рисования (декоративное, тематическое, с натуры). Можно указать, например, на такие особенности, как: недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения устанавливать определенные связи и отношения между его отдельными частями; недостаточно развитое умение использовать образец как опору при выполнении задания и обусловленные этим недостатки планирования при построении рисунка; слаборазвитое умение самостоятельно исправлять свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля; механическое (шаблонное) использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания; сильно ограниченная способность рисовать по представлению ранее не изображавшиеся предметы и явления.

Таким образом, присущие умственно отсталым значительны, отклонения в развитии своеобразно проявляются в рисунке и процессе его создания.

3. Понятие изобразительной деятельности

На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях. Изобразительная деятельность - надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за изобразительной деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.

Неслучайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития. Оно рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственной отсталости.

Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики». (Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. - СПб., 1910. - С. 4.).

Однако на ранних этапах формирования специальной педагогики рисование не считалось средством разностороннего исправления дефектов развития умственно отсталого ребенка. Оно рассматривалось в основном как средство благотворного влияния на общее состояние детей с аномалиями развития и, в частности, на их эмоциональную и двигательно-моторную сферу.

Изобразительная деятельность детей может служить важным дополнением к существующим методам отбора детей в медико-педагогических комиссиях при комплектовании специальных учреждений. Анализ деятельности и изучение рисунков в совокупности со всеми другими данными о ребенке не только способствуют правильной постановке диагноза, но и позволяют прогнозировать коррекционно-воспитательную работу.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе ее освоения дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств.

Однако до сих пор отсутствует научно обоснованная система использования изобразительной деятельности в обучении и воспитании дошкольников с проблемами в развитии, отсутствует специальная литература для работающих в специальных детских садах педагогов. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности изобразительной деятельности дошкольников и основные направления коррекционно-воспитательной работы с ними в процессе изодеятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика обучения изобразительной деятельности в разных классах Глава Развитие эстетических потребностей школьников с нарушением слуха средствами изобразительного искусства

    Реферат
    2.1. Теоретические положения экспериментальной работы. (Основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства слабослышащими школьниками)
  2. Методика профессионального обучения Учебно-методический комплекс дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Д Методика профессионального обучения [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.В. Довыдова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  3. Методика преподавания психологии учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

    Учебно-методический комплекс
    М Методика преподавания психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  4. Учебно методический комплекс дисциплины «Социология культуры» \

    Документ
    федерального компонента цикла ОПД.Ф.18 составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности : 020300 «Социология».
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Живопись] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:С.А.Жук; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008.

Другие похожие документы..