Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные (или всеобщие). Специальные методы применимы только...полностью>>
'Документ'
На виконання Національного плану дій на 2011 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010-2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспро...полностью>>
'Урок'
И яснеет бездонная высь надо мной.Оттесняется зло, забывается косность,И в сердцах воцаряется скрипки печаль.Увлекая, весь мир согревает Чайковский,И,...полностью>>
'Рабочая программа'
1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО РФ по направлению 130500 «Нефтегазовое дело», утверждённого 07.03.2 г. протокол тех/бак № 14 и ОС В...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Тема 1. История экономических учений как наука. 2

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья. 5

Тема 3. Меркантилизм. 14

Тема 4. Становление классической школы. 20

Тема 5. Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах 28

А.Смита и Д.Рикардо. 28

Тема 6. Эволюция концепции классической школы. 37

Тема 7. Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 43

Тема 8: Экономическое учение К.Маркса. 50

Тема 9. Историческая школа 56

Тема 10. Институционализм 63

Тема 11. Маржиналистская революция и генезис неоклассики 72

Тема 12. Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований 94

Тема 13. Теоретическая система Дж. М. Кейнса 111

Тема 14. Формирование кейнсианской традиции в экономической науке 123

Тема 15. Неолиберализм 142

Тема 16. Неоконсерватизм 154

Тема 17. Неоинституционализм 166

Тема 1. История экономических учений как наука.

  1. Предмет истории экономических учений.

  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.

  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки.

  4. Методы и функции дисциплины «История экономических учений».

Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами.

Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой. Рождение тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями, по­требностями и интересами живой экономической практики. К примеру, меркантилисты пре­возносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и вли­яния представителей торгового капитала. Накопление благо­родных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматри­вали как главную цель хозяйственного развития, основную за­боту государства. Развитие рыночных отношений периода свободной конку­ренции породило необходимость создания логически стройной и взаимоувязанной (хотя и противоречивой) системы эконо­мических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы политической экономии.

Все последующие школы и концепции экономической науки (при всей относительности научного знания) так или иначе, связаны с изменениями в хозяйственной жизни, с потребно­стями экономической практики.

С другой стороны, сами экономические идеи и концепции оказывают активное обратное влияние на экономическую жизнь посредством выработки рекомендаций для экономической политики. Наиболее важной является проблема определения идеальной модели социально-экономического устройства общества, принимаемой в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Это заставляет вновь и вновь обращаться к «позитивной» (теоретической) экономической науке, так как без ее развития, без глубоких обобщений и выводов невозможна и «нормативная» (прикладная) наука, призванная давать советы, рекомендации, обосновывать принципы, установки, которым надлежит следо­вать в практической деятельности (торговле, бизнесе, произ­водстве).

Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.

Вопрос периодизации истории экономических учений остается дискуссионным.

- Марксистская концепция рассматривает процесс развития экономических учений на основе формационного подхода, в результате чего выделяются такие этапы развития экономических учений, как экономические учения эпохи рабовладения, феодализма, капитализма и коммунизма. Формационная теория развития общества обладает известными достоинствами, однако она упрощенно, а зачастую и предвзято, трактует процесс развития экономической мысли.

- Многие современные исследователи в области истории экономических учений ориентируются на стадийный (или цивилизационный) подход в объяснении естественноисторического процесса, а соответственно, и развития экономической мысли. Цивилизационная теория общественного развития в равной мере учитывает совокупность всех форм жизни и деятельности общества, включающая как материальные, производственные, так и идейные, политические, правовые, социокультурные, нравственно-психологические, религиозные и другие проявления. Например, на основе трехстадийного подхода выделяют, следующие стадии в развитии общества: первобытное хозяйство, натуральное хозяйство, коммерческое, или товарное хозяйство. Основываясь на этом подходе, например, Я.С.Ядгаров, выделяет в истории экономической мысли такие этапы, как экономические учения эпохи дорыночной экономики, экономические учения нерегулируемой рыночной экономики, экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики.

- Некоторые авторы в основу периодизации истории экономической мысли кладут критерии, связанные с закономерностями развития самой экономической науки. Например, Й.Шумпетер различал этапы развития экономической мысли в зависимости от применяемых исследовательских методов.

- Многие современные авторы выделяют этапы развития экономической мысли в соответствии с развитием самого экономического анализа, изменяющим представления о предмете, методе, категориальном аппарате экономической теории. Так, М.Блауг в качестве этапов выделяет экономистов и школы, идеи которых составляют вехи становления категориального аппарата современной экономической теории.

Понятие школы и направления в истории экономической науки.

В основу типологии (деления экономистов по направлениям и школам) кладутся различия в понимании предмета и задач исследования, методах анализа, концептуальных подходах к изучению экономических проблем и логически вытекающих выводах для экономической политики.

Экономические школы порой получают свое наименование по географическому признаку. Широко известны, например, лондонская, кембриджская, стокгольмская школы. Представи­тели одной школы солидаризуются в силу общности взглядов, позиций, методологии. И в то же время они нередко отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой изуча­емых проблем. Так, стокгольмская школа (шведская) объеди­няет группу экономистов, занимающих далеко не однозначные позиции при трактовке основополагающих положений и раз­работке различных проблем. Объединяющая черта шведской школы - признание регулирующей роли государства в духе кейнсианских идей и, как правило, сочетание теоретических разработок с практическими рекомендациями.

Некоторые экономические школы получили название по имени своего основоположника (марксизм, кейнсианство) или в соответствии с чертами методологии (институционализм)

Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, они эволюционируют. Бывает непросто решить, к какой школе их следует относить.

Функции истории экономических учений:

Наиболее важной является познавательная функция, которая означает получение знаний обо всем многообразии экономических идей и теорий во времени и пространстве, о закономерностях процесса становления, расцвета и отмирания экономических идей и концепций, о факторах их эволюции, о характере дискуссий и различиях в подходах представителей различных школ и направлений экономической мысли. История экономических учений знакомит нас с тем, как возникают, обогащаются экономические категории, развивается методология познания действительности, т.е. позволяет проникнуть в «лабораторию» экономиста и постигнуть логику экономического мышления. История экономических учений помогает преодолеть мнение, что общепринятые сегодня теории - самые лучшие и самые правильные. В быстро меняющемся мире, с одной стороны, даже лучшие идеи нуждаются в развитии, с другой стороны, «старые» идеи могут оказаться востребованными и неожиданно продуктивными.

Другой фундаментальной функцией истории экономических учений является методологическая - разработка методов, средств, моделей исследования истории экономической мысли, а также изучение методологии, содержания ее инструментов, эволюции способов и приемов познания, многообразия методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.

История экономических учений выполняет также важную прагматическую функцию: знакомит с научными основами формирования, эволюции экономической политики государства, с различными моделями ее практического воплощения, рекомендация­ми по решению многообразных проблем общественного развития. Прогностическая функция истории экономических учений связана с тем, что, опираясь на знание закономерностей развития экономических идей, она может давать прогнозы развития экономической науки. И, наконец, как и любая другая гуманитарная наука, история экономических учений выполняет и идеологическую или мировоззренческую функцию. На основе систематизации основополагающих идей, взглядов она создает научную основу для формирования эконо­мического мышления, мировоззрения.

Методы дисциплины «История экономических учений».

В истории экономических учений используется обширный арсе­нал общефилософских и специально-научных методов, а также ме­тодов, применяемых при проведении формально-логических, сис­темных и сравнительно-исторических исследований. Однако свое­образие и специфичность предмета истории экономических учений заставляют отдавать предпочтение принципам, приемам и способам исследования, которые в большей степени соответствуют историко-теоретическому и прагма­тическому содержанию данной дисциплины.

Определяющее значение имеет принцип историзма. Он позволяет исследовать генезис и эволюцию экономической теории, определить место и роль теории в совокупном системном знании определенной эпохи, раскрыть связь между концепциями прошлого и современности, взаимодействие идей с политикой и практикой.

Достоинством принципа историзма является то, что он позволя­ет: оценить содержание концепций в контексте прошлого и совре­менности, выявить в них исторически преходящее и пребывающее; выделить и соединить конкретно-историческую и теоретическую стороны учения.

Для отражения принципа историзма используются хронологи­ческий и проблемно-категориальный приемы изложения. Хроно­логический прием предполагает характеристику «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономичес­кой мысли, что дает возможность полнее раскрыть процессы фор­мирования, развития и смены различных концепций, учений, школ, специфику их теоретико-методологических взглядов, взаимосвязь и преемственность. Проблемно-категориальный при­ем — исследование содержания концепций, их новизны, определе­ние теоретико-познавательной значимости их вклада, места и роли в истории экономической мысли.

Самостоятельное значение имеют приемы историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ различных концепций, конкретизирующих знания о социально-экономических явлениях, способствует более точному раскрытию их содержания, оценке, выявлению критериев классификации и типологизации эко­номических учений.

Среди специально-научных методов в истории экономических учений выделяются следующие:

  • описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях (к нему примыкает монографический метод – описание и трактовка взглядов данного ученого или его отдельной работы, имеющие целью донести, что именно говорил данный автор);

  • аналитический, позволяющий раскрыть причинно-след­ственные связи явлений, исследовать внутреннее строение явления, выявить источники, предпосылки его возникновения и эволюции;

  • моделирования, осуществляющий поиск наиболее эффек­тивных, оптимальных схем организации экономических систем, госу­дарственного регулирования и пр.

  • конкретно-экономический, выявляющий эф­фективность функционирования, например, различных механизмов государственного и рыночного регулирования.

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья.

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира

  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.

  3. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

  4. Экономическая мысль Средневековья.

  5. Зарождение экономической мысли в России.

Зарождение экономической мысли связывается с появлением первых государственных образований и зарожде­нием различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. с появлением древних цивилизаций.

Общие черты экономической мысли Древнего мира:

  1. выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств

  2. стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»;

  3. доказательства идеологов Древнего мира базировались пре­имущественно на категориях морали, этики, нравственности

  4. идеи древних мыслителей были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового ка­питала, в которых усматривали искусственную сущность, наруша­ющую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обо­собленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни вос­точного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока. Главная особенность восточного рабства заключается, как изве­стно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обуслов­ленных отчасти и объективными предпосылками. Большая часть земли и рабов принадлежала государству. Создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловно­го участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Поэтому в Древнем Востоке государственная власть существовала в форме деспотий. Чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством рег­ламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности госу­дарства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяй­ство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

Особенности экономической мысли Древнего Востока:

  • экономические представления были неотъемлемой частью знаний древних людей об окружающем мире; трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего, источниками сведений о хозяйственном быте и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли

  • они выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка

  • носили преимущественно нормативный характер, т.е. отвечали на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?»

Все документы Древнего Востока можно разделить на три группы:. 1-ая группа: документы хозяйственной отчетности; 2-ая группа документов - документы, закрепляющие основы государственной власти: законы царя Хаммурапи, законы Била Ламы; 3-яя группа - документы, решающие вопросы организации и управления государственным и частным хозяйством («Поучение гераклиопольского царя своему сыну, Артхашастра и законы Ману, трактат Гуань Цзы, труды Конфуция).

Наиболее важными памятниками экономической мысли цивилизаций Древнего Востока были:

Древний Египет.

  • «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII век до н.э.). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.

  • «Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). Главная идея — недопу­щение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Вавилония.

  • Кодекс законов царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), действовавший до XVIII в. до н.э,. является наиболее знаменательным памятником Вавилонского царства. Свод законов Хаммурапи широко отразил экономические основы общества и важнейшие тенденции его развития. Из этого источника следует, что в стране существовала частная собственность, которая охранялась государством. Основу экономики составляло натуральное хозяйство, сохраняла позиции община. Естественным считалось деление общества на рабов и рабовладельцев. Эти устои укреплялись и защищались государством. В соответствии с кодексом законов царя Хаммурапи, нарушение установленных в нем право­вых норм предполагалась самая суровая ответственность вплоть до смертной казни. Вот пример законодательных уста­новок в кодексе Хаммурапи: посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью. Царская власть проявляла определенную заботу об интересах общины и мелких производителей и ограничивала деятельность ростовщиков и долговое рабство. Так, за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне не лишались своих земельных наделов; срок долгового рабства ограничивался тремя годами, а сам долг от­меняется по отбытии срока наказания; процент по денежной ссуде не мог превышать 20%, натуральной 33% от ее первоначальной суммы.

Древний Китай.

  • Труды Конфуция (Кун Фу­ты (551—479 до н.э.), в частности, его сборник «Лунь юй» («Беседы и сужде­ния»).

В бытность Конфуция в Китае происходили существенные сдвиги, связанные с разложением общины и становлением рабовладения. Приходило в упадок земледелие, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Конфуцию были близки интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись, а также интересы низшего слоя рабовладельцев. С другой стороны, он был противником нарождавшегося нового слоя крупных землевладельцев.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций проводил мысль о том, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. По его мнению, тогда «у народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богат­ство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению ес­тественных правил уважения старших, сыновней почтительности и, дружбе с братьями (концепция «совершенного человека»).

  • Коллектив­ный трактат «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н.э.).

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогаще­ния» торговцев и ростовщиков), и также ратовали за незыб­лемость сословного деления общества (полагая, что без Богом из­бранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»).

Характерно, что основными составляющими понятия богатства в трактате на­званы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась», прежде всего, его природным предназначением высту­пать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

В числе мер по стабилизации натурально-хозяйст­венных отношений наиболее важными авторы трактата считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных креди­тов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвен­ными (перекладывая эти налоги на производимые с их использова­нием товары) и др.

Древняя Индия.

  • трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе «учение о доходах» (IV—III вв. до н.э.). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I) утверждавший о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование зем­лей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время, либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйствен­ный механизм, Каутилья выдвинул свой вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы прибыли в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного про­исхождения. Все доходы сверх этого норматива должны были поступать государству.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Древнего Китая: стремление сохранить патриархальные общинные отношения, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения, с другой, борьба стоящих за ними социальных слоев населения определили основную проблематику экономической мысли этой страны.

Экономическая мысль Древней Греции

Cам термин «экономика» («домовод­ство») пришел к нам из древнегреческого (оikos — дом, хозяйство; nomos — закон, правило).

Лучшими достижениями экономической мыс­ли Античности (конец V—IV в. до н.э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (хотя А.В. Аникин в его книге «Юность науки» говорит еще об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера как подлинной энциклопедии жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей). (2;18)

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в ко­тором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический виды, а людей — па свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428—347 до н.э.). Отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладель­ческого общества, что нашло отражение в характеристике двух про­ектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы». Возникновение самого государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1,2: история экономической мысли как наука. Экономические представления Древнего мира и Средневековья

    Документ
    2. «Речение Ипусера» – один из документов, отражающий ряд социально-экономических проблем: а) Древнего Рима; б) Древней Греции; в) Древней Вавилонии; г) Древнего Египта.
  2. Рабочая программа по дисциплине экономическая теория II (история экономических учений)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080105 - «Финансы и кредит», утвержденным 17.
  3. Рабочая программа по дисциплине: История экономических учений Для направления 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Целью данной учебной дисциплины является изучение истории становления и развития экономических идей, взглядов и воззрений. Изучение истории экономических учений позволяет получить представление об этапах и логике развития экономической
  4. Рабочая программа по дисциплине «История экономических учений» для специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» Всего по дисциплине 32

    Рабочая программа
    изучения становления и развития исторического процесса возникновения, развития и замены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях, а также для формирования
  5. Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004

    Программа
    Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли. Метод исследования.

Другие похожие документы..