Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Министерство здравоохранения Московской области, Московский областной фонд обязательного медицинского страхования, Министерство строительного комплек...полностью>>
'Документ'
Аннотация. В статье производится сравнительный анализ международного и российского права. Автор обращает внимание на важные для современной России по...полностью>>
'Анкета'
1. Участие организации в российском профессиональном сообществе   Свидетельство(копия) 3. . Участие представителей компании в учебных процессах профес...полностью>>
'Документ'
Химия. Биология. География. Экология :[Электронный ресурс] : Элективные курсы. - М.: Учитель, 2007. - 1 электронный оптический диск (256 Мб 63У). - (...полностью>>

1 Определение термина "логистика"

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

11 Информационные потоки

Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих воздействий.

Информационные потоки, возникающие при внешних воздействиях на соответствующую среду, переносят информацию (сообщения) от ее источников к ее потребителям. Эти потоки могут иметь важное самостоятельное значение для оперативного управления и выработки стратегических решений, а могут соответствовать материальным и управлять ими. Различие скоростей материальных и информационных потоков может при наличии соответствия приводить к временному сдвигу между ними.

Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра - накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

К такой информации относятся:

• телефонограммы и факсы;

• накладные, поступающие вместе с товаром;

• информация о поступлении и размещении грузов на складах;

• данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

• изменения в динамических моделях состояния запасов;

• библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

• различная нормативно-справочная производственная информация;

• изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

• текущие сведения о производственных мощностях;

• текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

• изменения в динамических моделях портфеля заказов;

• текущие сведения о незавершенном производстве;

• данные о планах выпуска;

• текущие данные о складах;

• данные об объемах и видах готовой продукции;

• данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

• данные о финансовых потоках.

Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

• наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

• адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

• организационные формы и система методов логистического управления;

• возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

Информационный поток определяется следующими параметрами:

1. Источником возникновения.

2. Направлением движения, либо адресатом.

3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

Скорость передачи в теории информации или в различных областях техники связи обычно измеряется в бодах (один бод соответствует передаче одного бита в секунду). В практической деятельности скорость информационного потока может определяться числом документов или документострок во всех документах, передаваемых или обрабатываемых в единицу времени. Соответственно общий объем информационного потока может измеряться общим числом передаваемых или обрабатываемых документов или же суммарным числом содержащихся в них документострок.

Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу "своему" материальному потоку. Направление информационного потока может в ряде случаев не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Например, комплектующие изделия поступают от продуцента на входной склад, а соответствующие счета - в бухгалтерию.

Если удовлетворяются заказы на поставку сырья, материалов и комплектующих, информационный поток, образованный этими заказами, оформленными в виде документов, направлен в сторону, противоположную соответствующему материальному потоку. Он возникает раньше этого материального потока. Иными словами, этот информационный поток предваряет инициированный им материальный поток.

Фактуры, накладные и необходимая эксплуатационная документация образуют информационный поток, двигающийся в том же направлении, что и соответствующий материальный поток и одновременно с ним.

Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, как уже описывалось выше, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

Таким образом, информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый их этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

Каждый тип информационного потока характеризуется своим F сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

• опережающие с совпадающим направлением;

• опережающие встречные;

• опережающие, различающиеся по направлению;

• синхронные с совпадающим направлением;

• синхронные встречные;

• синхронные, различающиеся по направлению;

• отстающие с совпадающим направлением;

• отстающие встречные;

• отстающие, различающиеся по направлению.

Таким образом, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

На основе контроля за информационными потоками можно осуществить горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная информационная интеграция позволяет обеспечить взаимоувязанной информацией все материальные потоки, начиная от поступления сырья, материалов и комплектующих, и до готовых изделий, поступающих к потребителям. Этим достигается то, что все управляющие воздействия в функциональных подсистемах и вызванные ими последствия увязываются с общими целями и общей стратегией всей производственно-сбытовой системы.

Вертикальная информационная интеграция может охватить все уровни иерархии производственно-сбытовой системы прямыми (направленными сверху вниз) и обратными (направленными снизу вверх) связями. В результате оказывается возможным оперативно получать достоверную информацию о ходе поставок сырья, производства, сборки, испытаний и доставки продукции потребителям. Наличие такой информационной системы с вертикальными связями позволяет правильно оценивать, своевременно вносить необходимые коррективы и тем самым влиять на процессы закупки, производства, сборки, испытаний, складирования и экспедирования. Подобное оперативное управление позволит правильно учитывать результаты маркетинговых исследований при определении номенклатуры и объема выпускаемой продукции, организовать удовлетворение конкретных заказов, а также обеспечить поддержание требуемого уровня качества.

Обобщая сказанное, можно отметить: объективная и адекватная информация используется при логистическом управлении дважды и двояким образом.

Первый раз потоки информации используются для создания системы логистического управления, ее разработки и внедрения в жизнь.

Второй раз потоки информации используются для адекватного управления в рамках уже сложившейся системы логистики.

Так или иначе информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы:

• чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача);

• на какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна;

• какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать;

• какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков;

• каковы требования к степени оперативности получаемой информации, к ее долговечности.

Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения - обмене информации между различными звеньями логистической системы.

12 Сервисные потоки

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Международный стандарт ISO 8402:1994 определяет термин "услуга" как итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибуторы и т. п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, оказывающих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.).

На Западе широко используется понятие "логистики сервисного отклика" - SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

SRL-подход является зачастую основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, оказывающих услуги. Критическими элементами этого подхода являются прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (для готовой продукции - в распределительной сети), в которой существуют свои звенья логистической системы, логистические каналы, цепи и т. д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания. Примерами подобных сетей могут служить сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары, и т. п.

До сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг сервиса, что объясняется их особенностями по сравнению с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Сложность спецификации услуг сервисной фирмой и их оценки со стороны покупателя.

2. Покупатель может быть прямым участником процесса оказания услуг.

3. Услуги потребляются в тот же момент, когда они оказываются, т. е. не могут складироваться или транспортироваться.

4. Покупатель, приобретая услуги, никогда не становится их собственником.

5. Качество услуги не может быть протестировано до момента оплаты ее покупателем.

6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество услуг в логистику проявляется в момент, когда поставщик услуг и покупатель встречаются "лицом к лицу". При этом могут возникнуть две ситуации: если нет особых проблем при доведении услуг до потребителя, поставщик может действительно убедить покупателя в высоком их качестве. Если же возникают проблемы, ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество услуг, он сравнивает некоторые фактические значения параметров оценки качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, а если ожидания эти совпадают, качество услуг признается им удовлетворительным.

Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины (условные) - ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между этими двумя величинами называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги. В западной экономической литературе это расхождение часто называют термином "разрыв" (gap).

Качество услуг в логистике будет определяться степенью расхождений между ожидаемыми и фактическими параметрами, хотя, конечно, оценка расхождений будет субъективна. Параметрами оценки качества услуг являются: :

• осязаемость - физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер сервисной фирмы, оргтехника, оборудование, внешний вид персонала и т. п.);

• надежность - четкость в соблюдении сроков (например, в физическом распределении доставка товара в указанное время и место);

• ответственность - желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг;

• законченность - обладание необходимыми знаниями и навыками, компетентность персонала;

• доступность - легкость установления контактов с сервисной фирмой, удобное для покупателя время оказания сервисных услуг;

• безопасность - отсутствие риска и недоверия со стороны покупателя (например, обеспечение сохранности груза при физическом распределении);

• вежливость - корректность, любезность персонала;

• взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, способность персонала войти в роль покупателя и знание его потребностей.

Потребительские ожидания при оценке качества услуг строятся на основе:

• речевых коммуникаций (слухов), т. е. той информации об услугах, которую покупатели узнают от других покупателей;

• личных потребностей. Данный фактор относится к личности покупателя, его запросам, представлению о качестве услуг и связан с его характером, политическими, религиозными, общественными и другими взглядами;

• прошлого опыта, т. е. такого рода услуги уже оказывались в прошлом;

• внешних сообщений {коммуникаций) - информации, получаемой от поставщиков услуг по радио, телевидению, из прессы (реклама в средствах массовой информации).

Для рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров необходимо: во-первых, правильно оценивать параметры качества услуг, во-вторых, строить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг.

Для этого используют различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т. п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т. е. получить формализованную оценку.

13 Логистические операции и функции

Фундаментальными понятиями логистики являются логистические операции и функции. Логистическая операция - это любое элементарное действие или совокупность действий, приводящее к преобразованию, параметров материального и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи.

Декомпозиция логистического процесса до конкретного набора операций является сложной и трудоемкой задачей, которая решается обычно на уровне отдельной фирмы.

Логистические операции выполняются в основном силами операционных звеньев менеджмента в соответствующих функциональных подразделениях компании и ее партнеров. Целесообразность, выделения логистической операции должна диктоваться практической возможностью и необходимостью учета затрат ресурсов на ее выполнение.

Логистическую функцию образует обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности управления логистическим процессом.

Логистические функции зависят от отраслевой и продуктовой; специализации, корпоративной и логистической стратегии, организационной структуры управления фирмой, логистической инфраструктурой, корпоративной информационной системы. Обособление логистических функций напрямую связано с выделением на предприятии структурных подразделений службы логистики, отвечающих за управление закупками, складированием, транспортировкой, упаковкой, грузопереработкой и т. п.

В логистике для управления потоком предусматривается выполнение таких функций, как планирование, оперативное регулирование, контроль и анализ.

В общем виде каждую функцию управления можно охарактеризовать следующим образом.

Функция планирования предусматривает решение задач, связанных с установлением оптимальной траектории движения потока,; формированием самого потока, установлением его интенсивности, разработкой расписания (графика) следования потока и др.

Функция оперативного регулирования представляет реализацию на практике запланированного режима движения потока, включая диспетчеризацию перемещаемых объектов, выработку и ввод в действие управляющих воздействий. К последним можно отнести следующие мероприятия:

• ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков;

• изменение траектории движения потока и его конечной точки;

• замена одних материальных ресурсов другими;

• использование резервов оптово-торговых предприятий;

• страхование поставок за счет запасов;

• включение в товарный оборот излишних и ненужных данному предприятию материальных ресурсов;

• управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами через региональные коммерческие центры и товарные биржи;

• дробление материального потока на мелкие партии поставки;

• изменение частоты поставок;

• поставки материальных ресурсов высокой степени технологической готовности;

• вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов;

• и т. д.

Функция анализа включает комплекс задач, предусматривающих установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявление влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчет эффективности управления и функционирования системы в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.

Функция контроля устанавливает соответствие фактических параметров движения потока заданным.

В современной логистике, как на макро-, так и на микроуровне, различают, как уже говорилось, две группы функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения. К таким функциям относятся управление:

• движением сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам;

• движением комплектующих от поставщиков или пунктов приемки к производственным складам или торговым хранилищам;

• уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады;

• движением готовой продукции с оптовых складов на различные рынки сбыта;

• оперативной организацией потоков конечной продукции к потребителям.

• Данные функции управления конкретными операциями практически в полном объеме выполнялись и выполняются в рамка традиционного управления. Методы контроля состояния управляемых объектов, генерирования управляющих воздействий и техника, их реализации остаются теми же, что используются уже в течение многих лет независимо от появления и применения концепции, логистики.

Поэтому для следования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными Функции логистической координации:

• анализ рынков, на которых действует предприятие;

• выявление и анализ потребностей в материальных ресурса; для различных производственных подразделений;

• выявление динамики потребностей в материальных ресурса в зависимости от протекания производственного процесса;

• прогнозирование динамики рыночной ситуации;

• сбор и анализ информации о фактическом состоянии и потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры;

• анализ и прогнозирование возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.

Следовательно, для логистического управления характерно то, что важнейшее значение приобретает целеполагание, выработка критериев эффективности достижения поставленных целей, а также оперативная увязка конкретных операций, выполняемых предприятием (фирмой), с запросами рыночного окружения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине логистика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики. Информационная логистика. Механизмы закупочной логистики. Логистика производственных процессов.
  2. Методическое пособие к курсу лекций "Логистика" (в схемах, таблицах, определениях)

    Учебно-методическое пособие
    История происхождения термина «логистика». Использование логистики в Древней Греции и в Древнем Риме. Применение логистики в военном искусстве. Трактовка термина в значении «математическая логика».
  3. Император Византии Леон VI, живший в IX-X вв нашей эры, использовал термин «логистика» в учебник

    Учебник
    Понятие логистики имеет свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.
  4. Логистика складирования определение логистики складирования складирование

    Документ
    Складирование - логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечи­вающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы .
  5. Лекция № «Сущность понятия и определения логистики»

    Лекция
    Логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и общения.

Другие похожие документы..