Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В рамках модернизации общего образования в РФ реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из ключевых направлений я...полностью>>
'Документ'
Материалы представляются в электронном виде на е-mail sociosphera@yandex.ru. Формат страницы А4 (210x297 мм). Поля: верхнее, нижнее и правое – 2 см, ...полностью>>
'Программа'
1. В основу программы положены дисциплины блока ОПД Государственного образовательного стандарта высшего профессонального образования по направлению п...полностью>>
'Учебное пособие'
Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в у...полностью>>

Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Общество любителей российской словесности

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гильдия лингвистов-экспертов

по документационным и информационным спорам

Общество любителей российской словесности

Г.Н.ТРОФИМОВА

ЯЗЫКОВОЙ ВКУС

ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ В РОССИИ

Функционирование русского языка

в Интернете:

концептуально-сущностные доминанты

Монография

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2009

Утверждено к печати

Редакционно-издательским советом

Общества любителей российской словесности

Рецензенты:

профессор кафедры методики, педагогики и психологии

Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина,

доктор филологических наук, профессор

А.С.Мамонтов

Председатель правления гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам

доктор филологических наук, профессор

М.В.Горбаневский

Трофимова Г.Н.

Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 300 с. – 2-е издание, исправленное и дополненное.

Монография выявляет наиболее существенные характеристики, позволяющие определить степень функционально-стилистических и системных изменений в русском языке в связи с его функционированием в российской части Интернета – Рунете, систематизирует и обобщает новые процессы в русском языке, сопровождающие вхождение современной России в интернет-пространство, определяет степень глубины преобразований, происходящих в русском языке под влиянием Интернета, намечает пути нормализации компьютерно-сетевого узуса, адекватные процессу информатизации российского общества и предлагает целостную концепцию русскоязычного освоения Интернета с точки зрения наибольшей целесообразности для российского общества.

© Трофимова Г.Н.

© Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам

© Общество любителей российской словесности

©Издательство Российского университета дружбы народов

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 8

ОТ АВТОРА 5

ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 6

Часть I. РУНЕТ КАК СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 28

Глава 1. ИНТЕРНЕТ КАК ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА 28

1.1.1. Философия виртуальности в ее языковом выражении 28

1.1.2. Языковая личность в виртуальном пространстве 38

1.1.3. Языковая интернет-картина мира в Рунете 42

Глава 2. НАМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕРНЕТЕ 47

1.2.1. Виртуальные условия функционирования русского языка 47

1.2.2. Функции русского языка в Интернете 52

1.2.3. Общие особенности языковых процессов в Рунете 56

Глава 3. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕРНЕТЕ 60

1.3.1. Фонетико-графические новации в языке Рунета 60

1.3.2. Морфология и словообразовательные процессы в Рунете 65

1.3.3. Компьютерно-сетевая лексика и ее освоение 69

1.3.4. Синтаксические особенности русского языка в Сети 78

Часть II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕЧИ В РУНЕТЕ 95

Глава 1. РЕЧЕВАЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ 95

2.1.1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта 95

2.1.2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в Сети 110

2.1.3. Жанры речевого общения в Рунете 117

Глава 2. КНИЖНО-ПИСЬМЕННЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В РУНЕТЕ 130

2.2.1. Официально-деловой и научный стили 130

2.2.2. Публицистический стиль и язык сетевых СМИ 132

2.2.3. Художественная литература и поэзия в Сети 139

Глава 3. ИНТЕРНЕТ-ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ 143

2.3.1. Сетевая специфика разговорной речи 143

2.3.2. Особенности сетевого диалога 151

2.3.3. Возрождение эпистолярного жанра в Сети 154

Часть III. КУЛЬТУРА РЕЧИ В РУНЕТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕСЕТЕВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 158

Глава 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ТЕМА В РУНЕТЕ 158

3.1.1. Русский язык – объект обсуждения и исследования в Рунете 158

3.1.2. Орфоэпические особенности и понятие «ключевого» слова в Рунете 164

3.1.3. Специфика речевого поведения в Рунете 174

Глава 2. СЕТЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 178

3.2.1. Речевой портрет веб-коммуниканта 178

3.2.2. Грамотность и аграмматизм в Рунете 182

3.2.3. Невербальные средства веб-коммуникации 185

Глава 3. ВЛИЯНИЕ РУНЕТА НА ВНЕСЕТЕВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 188

3.3.1. Языковой вкус интернет-эпохи в России и роль сетевых СМИ 188

3.3.2. Тенденции карнавализации в языке Рунета 195

3.3.3. Опыт нормализации сетевого узуса 199

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 231

БИБЛИОГРАФИЯ 243

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 264

Статистика развития российского сегмента Интернета 264

/2008/05/17/perspektivy-razvitiya-xosting-biznesa-v-rossii/ 264

Перспективы развития хостинг-бизнеса в России 264

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 268

Окинавская Хартия глобального информационного общества 268

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 279

Образцы интернет-подборок компьютерно-сетевой лексики 279

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 280

Тематический рейтинг посещения сайтов в Рунете 280

  Top 100 · Разделы 280

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 281

Образцы функционально-стилистической принадлежности интернет-текстов 281

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 282

Выборка сетевых ресурсов по русскому языку 282

ПРИЛОЖЕНИЕ №7 283

Образец поиска в Интернете по ключевому слову запроса 283

Google 283

Результаты поиска 283

ПРИЛОЖЕНИЕ №8 285

Список средств невербальной коммуникации в Рунете 285

ПРИЛОЖЕНИЕ №9 290

Образцы газетных публикаций, посвященных Интернету 290

У языка есть афтaр 293

ПРИЛОЖЕНИЕ №9 300

Примеры особенностей функционирования русского языка в веб-коммуникативных текстах 300





ОТ АВТОРА

Название монографии не случайно перекликается с известным трудом выдающегося современного российского ученого-лингвиста, академика В.Г.Костомарова «Языковой вкус эпохи» (СПб.: «Златоуст», 1999).

Это вполне продуманное решение продиктовано пониманием значимости идеи введения в ключевые характеристики определенного исторического периода его языкового своеобразия.

В последние 15лет развитие новых компьютерных и информационных технологий в мире вызвало необходимость активного вхождения России в Интернет, что сопровождается достаточно бурными и стихийными процессами в русском языке, осваивающем новую сферу своего функционирования.

Развитие современного российского интернет-пространства сопряжено с новыми явлениями, затрагивающими такие важные категории русского языка, как его системные, функционально-стилистические и лингвокультурологические характеристики. Языковой вкус эпохи в России последнего пятнадцатилетия имеет отчетливый интернет-привкус. Этот реальный факт также повлиял на выбор названия данной монографии «Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты)», которая является самостоятельным и независимым научным исследованием, определяющим концептуально-сущностные доминанты функционирования русского языка в Интернете.

Интернет стал сегодня тем явлением, которое вопреки ситуации объединяет общество в его событиях, размышлениях и эмоциях. И язык, оказавшись в новых для условиях компьютерно-сетевой опосредованности, приспосабливается к ней сам и приспосабливает её к себе. Этот процесс ярко проявляется в речевой деятельности виртуальных коммуникантов и требует внимания и изучения.

Автор сердечно благодарит профессора М.В.Горбаневского, профессора В.М.Лейчика, профессора А.С.Мамонтова, а также своих коллег по кафедре массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов за высказанные мнения и замечания.

Примечание: во всех примерах сохранена авторская пунктуация и орфография.

«… это существующая, живая языковая среда, основанная на русском языке, и чем шире она развивается, тем шире развиваются возможности применения русского языка …»

Президент России

Д.А.Медведев

о Рунете

ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Настоящая монография посвящена выявлению наиболее существенных функционально-стилистических изменений в русском языке в связи с его активной деятельностью в российской части Интернета – Рунете. Вхождение России в мировое виртуальное пространство является одним из важных стратегических условий обеспечения ее конкурентоспособности. Наметившееся в начале развития Рунета непонимание между сторонниками и противниками Интернета, иначе говоря, интернетизированной и неинтернетизированной частями российского общества сначала повлекло за собой все более усугубляющееся расхождение, при котором влияние Интернета на русский язык рассматривалось как наносящее ему ущерб и вредящее культуре русской речи. Сегодня эти вопросы еще достаточно актуальны, но в то же время в обществе растёт понимание того, что русский язык является не столько объектом влияния Интернета, сколько субъектом формирующим интернет-пространство.

Вопросы взаимного воздействия компьютерных и информационных технологий на языки и наоборот сегодня исследуются в разных странах. Особенно много работ в современном зарубежном языкознании связано с исследованием английского киберязыка (термин, которым предлагается обозначать функционально новый подъязык в английском языке, сформировавшийся на базе компьютерно-сетевых технологий). Такие исследования рассматривают частные аспекты современного языкознания и функционирования языка в искусственной среде (см. Barret, 1999 и др.). Занимают исследователей и проблемы компьютерно-сетевого жаргона. Один из авторов «Русского журнала» Деян Айдайчич в статье «Новые славянские слова и метафоры в Интернете» (; март 1999) утверждает, что влияние английской лексики порождает различные межъязыковые связи, от заимствования, транслитерации и морфологических преобразований иностранных слов до перевода, переделки и создания новых слов. «Интернет, - продолжает он, - это очень интересный источник для языковых исследований и с точки зрения его лексики, и с точки зрения его языка, который рождается при создании виртуальных миров». В Венгрии эту тему на базе анализа «компьютерной фени» интересно развивает проректор пединститута в г. Ниредьхаза Эржбет Ч.Йонаш (Йонаш, 2000).

Лингвистические исследования, посвященные взаимодействию языка и компьютера, наиболее широко представлены в направлении компьютерной лингвистики, которая, прежде всего, обратила внимание на проблемы английского языка. В английском языкознании выделяются несколько основных тематических исследовательских направлений. Это вопросы «computer-mediated communication». Так, Берг, Коллинз, Фернбек и некоторые другие исследователи обращают внимание на Интернет как новую сферу коммуникации, обладающую специфическими социально-психологическими характеристиками, а исследователи Виноград В. и Флорес А. утверждают, что само существование Интернета возможно только благодаря функционированию языка как семиотической системы. Вместе с Марджо они подчеркивают, что естественные языки и новейшие информационные и компьютерные технологии теснейшим образом взаимодействуют на коммуникационном уровне киберпространства. Внимание таких исследователей, как Болен, Хейлиген и др., справедливо привлекает гипертекстовая структура как объект лингвистического анализа. Много работ и в зарубежном, и в отечественном языкознании посвящены дидактическим аспектам использования Интернета (см. Атабекова, 2000; Макарова, 2001; Newfields, 1997; Sierling, 1997; Dudeney, 2000 и др.).

Влияние Интернета на различные сферы общественной жизни вызывает постоянный интерес как в научной среде, так и среди широких слоев массовой аудитории. На сегодняшний день в русскоязычном узусе накопилось много фактов и конкретных примеров новых явлений в фонетике, синтаксисе, стилистике и, прежде всего, в лексике русского языка. Большая часть этих явлений связана с освоением Интернета и формированием его российского сегмента – Рунета. Языковая среда Интернета обусловила особенно пристальное внимание к функционированию русского языка на разных уровнях его системы. В частности, появляются лингвистические исследования, рассматривающие отдельные вопросы этой тематики (Атабекова, 2003; Буторина, 1999; Капанадзе, 2001; Хребтова, 2002; Иванов, 2000). Представители отечественного языкознания пока еще концентрируют свое внимание на англоязычном Интернете. И.А.Хребтова подробно рассматривает когнитивно-прагматические особенности языка электронных средств массовой коммуникации на материале английского киберязыка (Хребтова 2002). Сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных веб-страниц стал темой исследования Атабековой А.А. (Атабекова, 2003). Данные исследования, безусловно, очень важны, так как они подтверждают актуальность проблемы взаимодействия естественных и искусственных языков, с точки зрения развития социума. Однако эти работы, во-первых, носят узко специализированный и прагматический характер, а во-вторых, рассматривают данную проблему на материале английского языка – родного языка Интернета. Таким образом, целостного научного осмысления картина лингвистической ситуации в Рунете еще не нашла.

Прежде чем рассматривать особенности функционирования русского языка в Интернете, необходимо коротко ответить на следующие вопросы: что такое Интернет и насколько существенно его место в жизни современного человека; что такое Интернет для современной России; насколько важно для нее стать полноправным и активным участником всех интернет-процессов; какое значение имеет язык для интернет-реальности; какую роль играет русский язык в становлении России как полноправного и активного участника интернет-реальности и, наконец, что есть Интернет с точки зрения современной филологии.

Проблемы, касающиеся взаимодействия и взаимовлияния современного общества и новых компьютерных и информационных технологий, чрезвычайно актуальны. Весь мир сегодня решает для себя следующие вопросы: до какого предела человечество может доверить свою жизнь машинам и умным механизмам, насколько опасны работы по созданию искусственного интеллекта, чем чревата кибернетизация, могут ли машины полностью заменить и вытеснить человека на производстве, не приведет ли это к гибели человеческой цивилизации, к тотальному контролю над человеком со стороны интеллектуальных механизмов. Серьезность этих вопросов определяется тем, что поиск их решения ведется на различных уровнях осмысления окружающей действительности: от научного до художественного. Особенно много внимания уделяет им современная публицистика. Дмитрий Писаренко пишет о появлении биороботов в результате слияния биологических форм и электроники, о совмещении нового поколения компьютеров с человеком, при котором ПК окажется «встроенным в пользователя, объединении всех людей в глобальную сеть, формировании единой мыслительной системы – аналога Всемирного разума (и в этом с ним согласны директор НИИ геронтологии В.Шабалин и президент Академии исследований И.Бестужев-Лада). В своих рассуждениях они следуют дальше – к выводу о том, что «мы входим в сферу интеллектуальной эволюции. Интеллектуальная материя сформирована, она осознала себя и свое место в процессе эволюции и теперь начинает активно вмешиваться в этот процесс. … Рано или поздно «гомо сапиенс» уйдет со сцены: он даст начало новой ветви живой материи, имеющей более высокий уровень развития». Делая предположение о том, что рано или поздно коллективный разум планеты станет контролировать каждого, следя за его поведением, здоровьем и образом жизни, автор публикации приходит к выводу о появлении нового человеческого вида – «гомо кибернетикус». («Московский солярис» // «Аргументы и факты», №8, 2004, с.20)

Особенную роль в свете этих высказываний призван сыграть Интернет, сфера функционирования которого давно уже вышла за рамки первоначально сформулированных узко прикладных задач его создания. Сегодня вопрос о том, только ли это качественно новое техническое средство коммуникации и информации или нечто большее, однозначно решается в пользу второго утверждения. Очевидное основание для этого – расширяющаяся с каждым днем роль Интернета в реальной жизни общества в целом и каждого из его представителей в частности. Сегодня Интернет помогает человеку быть в курсе событий, заниматься наукой, образованием, бизнесом, покупать товары, отдыхать и развлекаться, общаться, то есть позиционировать себя в социуме, знакомиться, заключать браки и т.д. и т.п.

Наиболее верным барометром общественной значимости того или иного явления всегда являются СМИ. Начало компьютеризации и вхождения Интернета в общественную жизнь широко освещалось не только в большом количестве специализированных периодических изданий, но и на страницах общетематических российских газет, журналов, в теле- и радиосюжетах, предназначенных для широкой аудитории российских электронных СМИ. При общей позитивной и доброжелательной направленности, публикации затрагивали весьма разнообразный спектр проблем, связанных с компьютерным миром, отмечая тем самым некоторые направления для исследований на более глубоком уровне. Регулярно освещались события, связанные с развитием компьютерных и информационных технологий («Известия» №216, 16 ноября 2000 г., тематическое приложение «Связь», тематическая полоса «Компьютеры и связь» в газете «Клиент»). СМИ не жалели места и времени на большие статьи с подробными рекомендациями в связи с покупкой и эксплуатацией персональных компьютеров, мониторов, а также программного обеспечения («Известия», №148, 29 мая 2000 г., с.8 - тематическая полоса «Информационные технологии», статья «Дюймы по диагонали»; «Большой скачок к квантовым компьютерам» - «Известия» 30 мая 2000 г., с.7; статья «Компьютерный ликбез» в «Московском комсомольце» на тематической полосе МК ИНТЕРНЕТ, 24 декабря 2000 г., с.22). Газета «Поиск» также вела постоянную рубрику «Вебом едины», в которой публикует разнообразные материалы об Интернет-образовательных ресурсах («Проблема 2005. Что ждет систему отечественных образовательных порталов» - №42, 17 октября 2003 г., с.5); о проблемах компьютерных вирусов и борьбе с ними («Лидер вредных хит-парадов» - №43, 15 ноября 2003 г., с.7; «Нехорошая программа» - №22, 6 июня 2003 г., с.13), о новейших научных информационных и компьютерных разработках («Впереди планеты всей», «Статистика знает все» - №17, 26 апреля 2002 г., с.11), о проблеме нехватки в скором времени IP-адресов и возможности перехода на новую версию протокола IP («Извините, нет такого!» - №22, 6 июня 2003 г., с.13). На тематической полосе «ИНТЕРда!» в «Комсомольской правде» постоянно публиковались материалы и обзоры в помощь начинающему пользователю («Как завести в Интернет свое имя», «У партитуры я и моя «клава» - 6 ноября 2001 г.). Вопросы экологической безопасности также волнуют журналистов («Компьютер: друг или враг мой?» - «Аргументы и факты», №21, май 2001 г., с.11). Конечно, весьма актуальной была и продолжает оставаться проблема свободного доступа на нежелательные сайты (в случае с детьми или сотрудниками, отвлекающимися от работы) – постоянная полоса «ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР» в газете «Мир новостей», «Виртуально – сексуально», «Компьютер и здоровье», Почем INTERNET для народа» - №45, 6 ноября 1999 г., с.25). Газеты, ориентирующиеся на политическую тематику, также не обошли вниманием возможности Интернета, в основном анализируя проблему контроля над политическими интернет-сайтами («Левая паутина. Сайты оппозиции контролируются Кремлем» - «Версия», №8, 01-07.03.2004, с.11). А уже упоминавшаяся газета «Клиент» (27 ноября – 3 декабря 2000 г., с.10, рубрика «Специальный проект»), наоборот, помогала потребителям сориентироваться в интернет-услугах, печатая на своих страницах рассказ с продолжением о том, как корреспондент три недели общался с внешним миром только через компьютер, подключенный к Интернету: покупал продукты, бытовую технику и др. «Московская правда» больше внимания уделяет культурным вопросам (рубрика «Технологии культуры», заметка «Виртуальное расширение: Россия вступает в «Электронный век культуры», №258, 3 ноября 2001 г., с.3). Как и полагается «Литературной газете», ее больше интересовали возможности Интернета в развитии новых литературных жанров («Литература и клавиатура», №21, 28 мая-3 июня 2003 г., с.8; «Писатели в Паутине», №8, 25 февраля-2 марта 2004 г., с.8; «Незакрытая тема», №7, 18-24 февраля 2004 г., с.7). До сегодняшнего дня «Литературка» публикует постоянные обзоры сетевой литературы.

Чрезвычайно пристальное внимание журналистов стало привлекать влияние Интернета на русский язык, которое воспринималось ими как вредное и непоправимое («Время собирать ошибки. Выпутается ли русский язык из Сети» - постоянная тематическая страница «ИНТЕРНЕТ» в «Известиях», 28 ноября 2002 г., с.6; «Язык с хреном» и Языковой беспредел или как мы будем разговаривать в будущем» - «Аргументы и факты», соответственно, №5, 2004 г., с.8 и №29, 2003 г., с.8). В последнее время эта тема вспыхнула с прежней активностью в связи с активизацией в сети апологетов так называемого «языка падонкафф». Нет единства и в том, что такое «язык Интернета».

В последнее время был опубликован ряд книг, посвященных распространению Интернета и его роли в общественном развитии. Так, в Московском Центре Карнеги под редакцией И.Семенова опубликована книга «Интернет и российское общество», авторы которой обращают внимание общественности на территориальную организацию российского интернет-пространства, волю к идентичности в связи с сопротивлением и информационными технологиями, особенности политического сегмента российского Интернета, его развитие и перспективы, информационные технологии и совершенствование социальных институтов, особенности реализации функции социального управления в Интернете, роль российского Интернета в привлечении иностранных инвестиций, проблемы и перспективы развития электронных библиотек, Интернет как миссионерское поле или зона межконфессионального противостояния, исследования Интернета в психологии и интернет-публикации классического и современного искусства и формирование новой культурной среды в российской провинции Семенов, 2000).

Монография В.Монахова «СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования» посвящена не менее важному вопросу, который выводит виртуальный мир в положение еще одного уровня измерения мира реального. По сведениям автора, Франция, США, Германия, Великобритания, Канада, Индия, Бельгия и Япония уже разработали интернет-законодательство (Монахов, 2002). К сожалению, российское законодательство до сих пор не имеет законов, регулирующих взаимоотношения в сети источника информации и аудитории и обеспечивающих контроль над деятельностью интернет-изданий. Но в том, что такие законы необходимы, уже мало кто сомневается. Еще в 1997 году известный российский филолог, основатель журнала «Планета ИНТЕРНЕТ», доктор филологических наук, профессор М.В.Горбаневский писал, что «возможные нарушения эстетических и моральных норм в Интернете должны регулироваться только национальным законодательством каждой отдельной страны» (Горбаневский, 2001, с. 191).

Известно, что резкими темпами продолжает расти количество активных пользователей Интернета не только в США (где сегодня активно пользуются Интернетом до 86% населения) и Европе, но также и в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Computer Industry Almanac сообщает, что к концу 2007 года количество пользователей Интернета в мире превысило 618 миллионов. Несмотря на то, что лидером в интернет-пространстве по-прежнему остается США, в последнее время их активно догоняют Западная Европа, Китай, Индия, Южная Корея и Россия. Так, в Китайской Народной Республике в 2007 году число пользователей Интернета достигло 54 миллионов и несколько стабилизировалось. В Англии для различного рода исследований, связанных с влиянием Интернета на общественное развитие, в 2001 году специально был создан Оксфордский институт Интернета (OII), который регулярно проводит интернет-конференции, форумы и семинары по социальным вопросам развития Интернета.

Российская составляющая «жителей» виртуального сообщества во многом зависит от материально-технического обеспечения и уровня доходов населения. Правительство намерено решить эту проблему как можно быстрее. Для этого разработаны несколько государственных программ, включая Федеральную программу «Электронная Россия», программу «Компьютер по почте», направленную на снижение стоимости ПК и его периферийных устройств, проекты «Телемедицина», «Дистанционное обучение» и «Компьютерный всевобуч». Наконец, в Государственной Думе в декабре 1996 года состоялись парламентские слушания по теме «Россия и Интернет: выбор будущего». Несмотря на то, что на сегодняшний день, по данным ВЦИОМ, число пользователей Интернет-ресурсами в России составляет 12-13% от общей численности населения страны, опрос, проведенный той же организацией, показал, что пользоваться Интернетом в образовательных, информационных и коммуникативных целях считают для себя необходимым до 75% россиян.

По данным компании Ромир (/news/2007/05/17/1issl/) , численность максимальной аудитории Рунета в первом квартале 2007 года достигла 25 миллионов человек, что составило 22% от общего числа россиян старше 18 лет. Средний возраст – 31 год. Более половины аудитории Интернета ищет здесь новости, около 35% - интересуется бизнесом, финансами, общением и другой информацией, около 30% выбирают в Интернете развлечения и игры. В целом тематика интересов распределилась таким образом: новости, общение (чаты), бизнес и финансы, информация о товарах и услугах, развлечения, наука и образование, музыка, литература и кино, поиск работы, эротика, приобретение товаров и услуг, медицина и спорт. Около 80% аудитории предпочитают русскоязычный Интернет, причем каждый пятый посещает только русскоязычные сайты. В настоящее время наблюдается стабильный и интенсивный рост так называемого контента, то есть содержательного наполнения русскоязычной части Интернета (Рунета).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практикум предназначен для студентов высших учебных

    Практикум
    Белунова Н. И. — д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и культуры речи Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
  2. Проекты из будущего в настоящий день архангельска

    Документ
    Деревянные малоэтажки вместо многоквартирных домов предложил строить в Архангельске профессор, заведующий кафедрой инженерных конструкций и архитектуры АГТУ Ю.
  3. Е. А. Гаричева > С. А. Рымарь > А. Э. Дубоносова > С. Д. Трифонов Рецензент: доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого А. В. Моторин Записки Филиала рггу в г

    Документ
    Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции / Филиал РГГУ в г.
  4. Материалы ХХXV самарской областной

    Документ
    Кавказ окончательно был присоединен к Российской империи в результате длившейся почти 50 лет Кавказской войны (1817-1864 гг.). К 1840-м годам стало ясно, что пути скорейшего покорения Кавказа необходимо искать не только в сфере военной,

Другие похожие документы..