Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Любое общество основано на определенном порядке, власть осуществляет свое воздействие на общество через политический режим = конкретные формы и метод...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон исходя из демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации направлен на создание в Ханты-Мансийском ав...полностью>>
'Документ'
Настоящий номер Бюллетеня Магнитного Общества приурочен к открытию Московского Международного Симпозиума по Магнетизму (MISM-2005), посвященного 250-...полностью>>
'Диплом'
Актуальность исследования. Россия представляет собой одну из самых полиэтнических стран мира. В нашей стране проживает около 200 этносов, каждый из к...полностью>>

§Литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы предоставлены интернет - проектом ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

1. Введение. з—27

§ Предуведомление. ...3

§ Источника. ...8

§Литература. ...18

2. Глава I. Одиночество как стиль жизни. 28 — Ю7

§ I.L Род Мережковских. Отец и мать. ...28

§ 1.11 Гимназия...42

§ I. Ш. Константин Сергеевич Мережковский и крушение семьи. ...46

§ I.IV. Дмитрий Мережковский и С.Я. Надсон. Расколотое сознание

Мережковского. ...S4

§ I. V. От созерцания к действию. Дмитрий Мережковский

иВ.К. Сютаев. ...88

§ I. VI Французское и русское крестьянство в восприятии

Дмитрия Мережковского. ...93

3. Глава И. Поиски «нового идеала». 108—272

§ П.1. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. «Северный вестник» и Аким Волынский. Литературный салон Мережковских. Скептицизм Дмитрия Мережковского и первоначальная попытка пересмотреть народническую идеологию. ...108

§ П.П. Дискуссия о искусстве 1884 г. и Дмитрий Мережковский. ...181

§ П.Ш. Символизм. ...239

4. Заключение. 273—282

5. Приложение I. Библиография Д.С. Мережковского. 283—ззв

I. Книги Д.С. Мережковского. ...283

П. Переводы. ...287

Ш. Собрания сочинений.

IV. Публикации в журналах, сборниках и антологиях.

V. Газетные публикации.

VI. Письма, дневники, записные книжки и другие материалы. VII Музыкальные переложения.

6. Приложение II.

I. КС. Мережковский. П. B.C. Мережковский. Ш. Н.С. Мережковский.

IV. А.С. Мережковский.

V. С.С. Мережковский.

7. Приложение III.

I. A.H. Гиппиус. П. Т.Н. Гиппиус. Ш. Н.Н. Гиппиус. IV. В. А. Степанов.

8. Источники и литература.

9. Иллюстрации.

I. Портреты Д.С. Мережковского

П. Портреты современников Д.С. Мережковского

Ш. Памятные места.

IV. Н.Н. Гиппиус и Т.Н. Гиппиус. Работы 1930 — 1950-х годов.

Введение

Дмитрий Мережковский — явление малоизученное и малопонятое. Его

место и роль в истории русской культуры ещё окончательно не определены. Он вступил в литературу в 1880 г., опубликовав небольшое стихотворение в журнале «Живописное обозрение», и в начале XX в. стал известным в России и Европе писателем, произведения которого провоцировали общество, порождали споры. У современников жизнь и творчество Мережковского вызывали полярные оценки. Его идеями увлекались поэты А Белый, А А. Блок и В.Я. Брюсов, философы Н.А Бердяев, А.А. Мейер, Г. Риккерт и Ф.А. Степун, психиатр 3. Фрейд, политики ИИ Бунаков-Фондаминский, А.Ф. Керенский и Б.В. Савинков, его романами восхищался историк и юрист ММ. Ковалевский. Стихотворения Мережковского были положены на музыку АС. Глиером, А.Г. Гречаниновым, Р.И. Мервольфом, Н.И. Полежаевым, СВ. Рахманиновым, А.Г. Рубинштейном, П.И. Чайковским, Н.Н. Черепниным и другими композиторами. В 1901 г. АН Чехов предложил сделать Мережковского почётным академиком российской Академии наук. Немецкий поэт-экспрессяонист Г. Гейм считал Дмитрия Мережковского одним из своих любимых писателей. «Универсальным критиком и психологом, наиболее гениальным после Ницше» называл Мережковского писатель Томас Манн, лауреат Нобелевской премии. Он мечтал о встрече с русским литератором, работа которого о Н.В. Гоголе была на протяжении многих лет его настольной книгой1.

1 ЦйТ. по: Корецкая И.В. «Грядущий Хяы» Д.С. Мережковского: текст и контекст // Д.С. Мережковский: Мысль и слово. Сборник статей. М., 1999. С. 149. См. такав: Девицкий ИМ. Д.С. Мережковский как «стимулятор» интереса Т. Манна к АХ. Пушкину, к истории Росши XVII — XX вв. // История и историография зарубежного мира в лицах. Саратов, 1997. Выпуск 2; Манн Т. Русская антологии// Манн Т. Художник и общество. Статьи и письма. М., 1986; его же, «Я сделал ю своей судьбы роман». Из дневников 1918 г.//Дружба народов. 1995. №9.

Итальянский диктатор Бенито Муссолини нашбл время, чтобы несколько раз встретиться с ним и поговорить о политике, искусстве и литературе. В 1928 г. сербский король Александр I Карагеоргиевич наградил писателя орденом Святого Саввы первой степени за заслуги перед культурой. Он «скучен, как понедельник», — говорила о нем актриса В.Ф. Комиссаржевская2. Негативно относились к деятельности Дмитрия Мережковского писатели А.М Горький и Л.Н. Толстой, философы С.Н. Булгаков, ПА. Флоренский и Л. Шестов, «Культурным себялюбцем» называл Мережковского революционер, основоположник теории «перманентной революции» Л Д. Троцкий. Он с иронией относился к деятельности писателя3. В 1910 г. саратовский епископ Гермоген (Долганов) потребовал отлучить Дмитрия Мережковского от Русской православной церкви. «Глубоко не литературным явлением» считал Мережковского литературовед, теоретик формальной школы В.Б. Шкловский, а критик Р.В. Иванов-Разумник определял его как «великого мертвеца русской литературы»4. Полярные оценки творческой деятельности Мережковского говорят об одном: он — сложная и значительная фигура в истории русской культуры.

Дмитрий Мережковский писал стихи, романы, пьесы, киносценарии и критические статьи, насыщая их историческим материалом и его философским и религиозным осмыслением, занимался общественной деятельностью, но при этом он не был ни поэтом и романистом, ни литературным критиком и историком, ни богословом, философом и общественным деятелем. Не был он драматургом и киносценаристом. Мережковский не укладывается в традиционное понимание литератора, философа, историка или общественного деятеля. Занимаясь всем, что было ему интересно, он, по справедливому замечанию Андрея Белого, «при всей огромности дарования нигде не довоплощён»3. Мережковский не претендовал на звание литератора, философа, общественного деятеля или историка. Он утверждал,

2 Менделевии АЛ. Из «Воспоминаний старого москвича» / Предисловие, публикация и примечания СВ. Шумвхина //Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 416.

3 Троцкий ЛД. Мережковский // Троцкий ЛД. Литература и революция / Предисловие Ю. Борем. М., 1991. С. 24S.

* Шкловский В.Б. О Мережковском // Жизнь искусства. 1920. 8 октября. № 577. С. 1; Иванов-Разумник Р.В. Творчество и критика. Спб., 1912. С. 165.

s Белый А. Мережковский // Белый А. Символизм как миропонимание / Составление, вступительвая статья и примечания Л.А. Cyraft. M., 1994. С. 377.

что вся его деятельность есть лишь последовательное описание внутренних переживаний6; позднее он и вовсе отказался от притязаний на интеллектуальную деятельность. В книге «Иисус Неизвестный», за которую его выдвинули в 1932 г. на соискание Нобелевской премии, он на вопрос: «Что я делал на земле?» — ответил просто — «Читал Евангелие». Знания и вера соединялись в Мережковском с человеческими качествами и создавали вокруг него особую атмосферу, культурное пространство. Они образовывали личность. Любой человек — загадка. Мережковский — загадка особенная, в своем роде единственная. «В нём было "что-то", чего не было ни в ком другом, — писал о Мережковском поэт и литературный критик Георгий Адамович. — Какое-то дребезжание, далёкий, потусторонний отзвук неизвестно чего... особенная одаренность, трудно поддающаяся определению»7. Его личность невозможно целиком передать при помощи слов, так же, как невозможно восстановить полностью реальность, существовавшую в прошлом. Всегда будет чего-то недоставать, кажется, какой-то маленькой детали, пустяка, без которого и человек-то не человек, а только схема, состоящая из строгой последовательности дат и мировоззрения.

Кем был Дмитрий Мережковский? На этот трудный вопрос вряд ли можно дать однозначный ответ, который бы не требовал дополнения. С уверенностью можно констатировать лишь то, что Мережковский был писателем, если использовать этот термин в широком смысле для обозначения человека, зарабатывающего себе на жизнь написанием и продажей текстов.

Если использовать в качестве формального признака для периодизации эволюцию взглядов писателя, жизнь и творческий путь Дмитрия Мережковского условно можно разделить на пять больших периодов. Первый — период начала формирования личности — продолжался с 1865 г., от момента рождения писателя до 1880 г., момента его знакомства с поэтом С.Я. Надсоном Второй — народнический — период начался в 1880 и завершился в 1892 г., когда Мережковский выпустил сборник стихотворений «Символы» и выступил в конце

6 Мережковский Д.С. Предисловие. Христос и Антихрист // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Спб.;М, 1912. Т. 1. С. П.

7 Адамович Г.В. Комментарии // Адамович ТВ. Одиночество и свобода / Составление, предисловие и црамечашга ВЦ Крейда. М., 1996. С. 208.

года с двумя лекциями «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Третий — символистский — период продолжался с 1892 по 1899 г., до момента, когда Мережковский понял необходимость создания новой церкви. Четвёртый — период «новых религиозных идей» — с 1899 до 1919 г. Пятый — эмигрантский период, период антибольшевистской борьбы — с 1920 до момента смерти писателя в 1941 г.

Настоящая диссертационная работа посвящена изучению ранних этапов жизни и творчества Дмитрия Мережковского. Она охватывает период начала формирования личности писателя, а так же народнический и, частично, символистский этапы его творчества. Основное внимание в ней уделено проблеме формирования и развития личности писателя, которая рассматривается в двух аспектах: биографическом и идеологическом. Биографический аспект проблемы предполагает изучение межличностных отношений и общественно-культурной деятельности Дмитрия Мережковского. В диссертационной работе разбираются народнические проекты писателя (поездка к Г.И. Успенскому, «хождение в народ»), рассматривается проблема возникновения и развития литературного салона Д. С. Мережковского и З.Н. Гиппиус, сотрудничество писателя в «Северном вестнике». Подвергнутся изучению взаимоотношения писателя с семьей (отец, мать, братья и сестры, жена), религиозными деятелями (В.К. Сютаев), столичными и провинциальными литераторами (С.А. Андреевский, А. Л. Волынский, Н.М. Минский, Н.К. Михайловский, С.Я. Надсон, П.П. Перцов, А.Н. Плещеев, A.IL Чехов и др.). Идеологический аспект проблемы предполагает изучение формирования и развития мировоззрения Дмитрия Мережковского. В диссертации разбирается отношение Мережковского к общественно-политическим проблемам, реконструируются его исторические взгляды и созданная им концепция истории литературы, выделяется ряд понятий, имевших первостепенное значение в мировоззренческой системе писателя («народ», «толпа», «свобода», «красота», «Бог» и др.), и прослеживается изменение их смысловой нагрузки. Вопрос о роли и месте человека в обществе рассматривается в работе как системообразующий, связывающий воедино литературно-художественные и общественно-политические проблемы. В диссертации предпринята попытка обозначить круг чтения писателя

на разных этапах его идейного развития: в детстве, юности и в зрелые годы; выявляется влияние традиционной и народническо-демократической систем ценностей, а так же влияние творчества русских и европейский писателей, поэтов и философов (Ш. Бодлер, О. де Бальзак, И.В. Гете, Ф.М. Достоевский, Ж Мишле, С Я. Надсон, Ф. Ницше, Э. По, Л.Н. Толстой, Г.И. Успенский и др.) на формирование и развитие взглядов Дмитрия Мережковского. Особое место в работе уделено изучению восприятия обществом общественно-культурной деятельности писателя.

Диссертационная работа состоит из введения, включающего в себя предуведомление, характеристику источников и литературы, двух глав: «Одиночество как стиль жизни» и «Поиски "нового идеала"», заключения, трёх приложений, списка источников и литературы и иллюстративного материала. Глава «Одиночество как стиль жизни» распадается на шесть параграфов, глава «Поиски "нового идеала"» — на три параграфа. В первом приложении приводятся все, выявленные на сегодняшний момент, прижизненные публикации Д.С. Мережковского и первые публикации его архивных материалов. Приложение разделено на семь частей: I. Книги и брошюры; П. Переводы; Ш. Собрания сочинений; IV. Публикации в журналах, сборниках и антологиях; V. Газетные публикации; VI Письма, записные книжки и другие материалы; VII. Музыкальные переложения. Приложение снабжено краткими историческими справками о журналах, газетах, сборниках и антологиях, в которых публиковались произведения Дмитрия Мережковского. Во втором приложении приводятся биобиблиографические справки о братьях писателя — КС и С С. Мережковских, ставших известными биологами, военном инженере и переводчике B.C. Мережковском, юристе Н.С. Мережковском и мировом посреднике АС. Мережковском; в третьем — биобиблиографические справки о сестрах Зинаиды Гиппиус: враче, общественном и религиозном деятеле А.Н. Гиппиус, художнике, общественном и религиозном деятеле Т.Н. Гиппиус, скульпторе, художнике, общественном и религиозном деятеле Н.Н. Гиппиус, и еб двоюродном брате, общественном и политическом деятеле, члене партии конституционных демократов В.А. Степанове. В качестве иллюстративного материала в работу

включены фотографии и портреты Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, их родственников (КС. и С.С. Мережковские, Т.Н. Гиппиус и В.А. Степанов), участников их литературно-художественного салона (С А Андреевский, А. Л. Волынский, Л.Я. Гуревич, В.И. Икскуль фон Гильдебрандт, КН. Льдов, Н.М. Минский, П.П, Перцов, И.Е. Репин, КМ. Фофанов), современников (Н.К Михайловский, О.Ф. Миллер, С.Я. Надсон, А.Н. Плещеев, Г.И. Успенский), а так же фотографии памятных мест (Дом Мурузи, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены Мережковские), портрет А.А. Блока работы Т.Н. Гиппиус и малоизвестные работы 1930 — 1950-х годов Н.Н. Гиппиус («Алтай, коровы», 1938; «После рабочего дня», 1940; «С бабушкой у телевизора», 1950-е годы) и Т.Н. Гиппиус («Парус Амударьи», 1933; «Портрет с ковром и бубном», 1933; «Арба», 1934). Диссертационная работа построена на основе последовательного, всестороннего изучения семейной жизни, литературной и общественной деятельности Дмитрия Мережковского, с привлечением максимально широкого круга источников и литературы. В основе методологического подхода лежат идеи антропологизма, достаточно широко применяемые в современных историко-культурных исследованиях.

§ Источнику.

Наши представления о Дмитрии Мережковском складываются из

нескольких факторов. Комплекс фотоматериалов 1900 — 1940 гг. дает нам возможность узнать каким был Дмитрий Мережковский. Фотографии, анонимные и авторские (М. Дмитриев, П.И. Шумов), помогут восстановить его облик. Они печатались как в отдельных изданиях произведений писателя, так и в собраниях его сочинений. Растиражированные в тысячах экземпляров, фотографии являлись дополнением к тексту и несли ярко выраженную смысловую нагрузку. Они должны были создать у читателя определённое представление о писателе. Кроме растиражированных фотографий сохранился ряд фотографий, предназначенных для узкого, интимного круга людей. Эти фотографии дополняют

и корректируют тот образ писателя, который был создан растиражированными фотографиями и предназначался для массовой аудитории. Изучение внутреннего пространства фотографий поможет выявить зашифрованное в них послание. Воссозданию облика Д.С. Мережковского способствуют картина «Николай Марликийский избавляет от смерти трех невинно осуждённых» И.Е Репина (1888), на которой писатель изображён в виде юноши-мученика, и портреты Д.С. Мережковского работы И.Е. Репина (1894), Т.Н. Гиппиус (1910) и Ю.К. Арцыбушева (1927). Но облик писателя — это маска, личина, за которой он скрывался. Подлинное лицо Мережковского — его произведения. Они дают возможность заглянуть под маску, снять её и прикоснуться к лицу; они позволяют заглянуть в самые дальние уголки сердца писателя, понять и прочувствовать его потаённые мысли.

Все произведения Дмитрия Мережковского условно можно разделить на три группы. В первую группу войдут документы, в которых затрагивается биография писателя. Историю своей жизни от момента рождения до возвращения в Россию из эмиграции в 1908 г. Д.С. Мережковский рассказал в автобиографической заметке, опубликованной в газете «Русское слово» (1913). Рассказ его схематичен. Мережковский скуп на детали, он явно не был намерен вдаваться в подробности своего детства, не хотел говорить о переполнявших его чувствах и мыслях, умалчивал о своём духовном и физическом развитии. Он лишь отметил узловые моменты своей жизни. В отличие от большинства писателей в зрелые годы Дмитрий Мережковский не вбл дневник, в который бы он постоянно заносил хронологически последовательно события своей жизни8. Он не был склонен копаться в своем прошлом и настоящем, анализировать на бумаге свои поступки,

с —вещь интимная, она не рассчитана на постороннего человека. Дневника в этом у Дмшрвх Мережковского в зрелые годы не было. Яяшь в детстве он склонен был эвать свои мысли и чувства на бумаге. В зрелые годы Меоежкомпп регул как к литературному жанру. В 1897 г. в ж ------« побывал во

чувства и мысли. Оя не фиксировал свои творческие замыслы, не планировал будущее. Отсутствие дневников у писателя, прожившего большую бурную жизнь, редкая ситуация, вынуждающая исследователя обращаться к другим источникам, чтобы получить рефлективную информацию о жизни и творчестве человека. Внутренний мир Мережковского раскрывает его «Записная книжка» (1891)9. В неё писатель заносил размышления о важных событиях петербургской общественно-культурной жизни, Боге, искусстве, смерти и любви, делал выписки из книг. Возможно, записная книжка в какой-то мере заменяла ему дневник. Письма Д.С. Мережковского к А.В. Амфитеатрову, А.Л. Волынскому, М.Л. Гофману, С.Я. Надсону, ЦП. Перцову, Я.П. Полонскому, А.П. Чехову дополняют наши представления о нём. Они дают информацию о жизни и творчестве писателя, его внутренних переживаниях и о его взаимоотношениях с русскими литераторами10.

Вторую группу образуют статьи Д. С. Мережковского, посвященные литературно-художественной, религиозной и общественно-политической проблематике. В диссертации будут использованы как известные статьи: «Старый вопрос по поводу нового таланта» (1888), «Флобер в своих письмах» (1888), «Рассказы Вл. Короленко» (1888), «Дон-Кихот и Санчо Панса» (1889), «О "Преступлении и наказании" Достоевского» (1890), «(Гончаров» (1890), «Майков» (1891), «Марк Аврелий» (1891), «Кальдерой в своей драме "Поклонение кресту"» (1891), «Флоренция и Афины» (1892), «Монтень» (1893), «Мистическое движение нашего века» (1893) — часть из которых позднее вошла в переработанном виде в сборник «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы» (1897); так и статьи, ранее не привлекавшиеся учёными к изучению: «Руссо» (1889), «Памяти

9 Мережковский Д.С. Запасная книжка 1891 гада / Публикация М.Ю. Кореневой // Пути и миражи русской культуры. Спб., 1994.

™ Мережковский Д.С. Письма к ПЛ. Перцову / Публикация MJO. Кореневой // Русская литература. 1991. № 2 — 3; его же, Письма к разным лицам (в том числе письмо к ЯЛ. Поповскому) / Публикация СИ. Поварцова // Мережковский Д.С. Акрополь. Избранные литературно-крягияеские статьи. М.7 1991; его же, Письмо к А.Л. Волынскому // Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах ХУШ —XX вв. М, 1992. Выпуск 2 — 3; его а», Записные ьцижьн и письма (в том числе письмо к М.Л. Гофману) / Публикация А.Е. Аидрущешво и ЛГ. Фридмана II Русская литература. 1993. №№ 4,5; его же, Письма к СЛ. Надеову / Публикация А.В. Лаврова // Новое литературное обозрение. 1994. № 8; его же, Письма к А.В. Амфитеатрову / Публикация MB. Толмачева и Ж. Шерова // Заезда. 1995. № 7; его же, Письма к АЛ. Чехову / Подготовка текста и комментарий AM. Долотовой // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996.

Тургенева», «Памяти А.Н. Плещеева» (1893) и «Крестьянин во французской литературе» (1894 — 189S). Среди наиболее важных источников следует отметить критическую работу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893).

В третью группу войдут художественные произведения писателя. Значительную часть творческого наследия Дмитрия Мережковского составляют стихотворения и поэмы («Вера» (1890), «Семья» (1890), «Смерть» (1891), «Конец века. Очерки современного Парижа» (1892) и др.). Стихотворения — одни из самых трудных для изучения источников. В них Мережковский фиксировал свои часто меняющиеся настроения, свои мысли и чувства. В них душа поэта предстаёт перед читателем обнажённой. Зинаида Гиппиус как-то заметила, что «каждому стихотворению соответствует полное ощущение автором данной минуты; оно вылилось — стихотворение кончилось; следующее — следующая минута, — уже иная; они разделены временем, жизнью»11. Лишь изучая в целом поэтическое наследие Мережковского, последовательно: стихотворение за стихотворением, можно составить правильное представление о его меняющихся настроениях, его мыслях и переполнявших его чувствах. Соединив воедино ощущения «данной минуты», можно сказать каким было духовное развитие поэта. Поэтическое наследие мыслителя не использовалось в полной мере12. Характеризуя творчество Мережковского, литературные критики и учёные использовали лишь его ограниченный пласт. Как правило, к изучению привлекались модернистские стихотворения и поэмы; народнические произведения — игнорировались. В диссертации впервые будет подвергнут изучению весь комплекс стихотворений и поэм Мережковского, опубликованный в период с 1880 по 1893 г, и выявленный к

11 Гиппиус З.Н. Необходимое о стихах // Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения. Проза / Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии КМ, Азадовского и А.В. Лаврова. Л, 1991. С. 48.

12 В целом поэтическое наследие Дмитрия Мережковского было хорошо известно критикам и литературоведам, однако оно мало привлекалось при изучении жизни и творчества писателя. С 1888 по 1910 г. Мережковский выпустил шесть поэтических сборников. Кроме того, избранные и отредактированные стихотворения и поэмы пнсателж вошли в его «полные собрания сочинении» (1912 — 1914). Наиболее полно на сегодняшней день поэтическое творчество ДС. Мережковского представлено в книгах: Мережковский Д.С. Собрание стихотворений / Составление, подготовка текста и примечания ГГ. Мартынова и А.В. Успенской. Спб., 2000; Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы / Составление, подготовка текста и примечания К.А. Кумпан / Новая библиотека поэта. Спб., 2000.настоящему моменту. При разработке темы впервые так же будут использованы рассказ «Пророк» (1891) и драма «Сильвио» (1890; другое название: «Возвращение к природе»). Ранее они не привлекались для изучения жизни и творчества Дмитрия Мережковского. Особое место среди беллетристических произведений писателя занимает автобиографическая поэма «Старинные октавы (Octaves du passe)» (1890-ые годы; 1905 — 1906), в которой Мережковский вспоминал о своем детстве и юности, дал характеристики членам своей семьи, учителям в гимназии, мастерски передал настроения общества 70 — 80-х годов ХГХ в. Её можно рассматривать как воспоминания писателя. Биографические мотивы присутствуют и в поэме «Семья» (1890; другое название: «Семейная идиллия»). В ней Мережковский дал характеристику родственникам З.Н. Гиппиус: бабушке, матери, тётке Надежде, сестрам Татьяне и Наталье, и её няне Д.П. Соколовой, вместе с которыми он отдыхал на даче под Москвой летом и осенью 1889 или 1890 г. Поэмы «Семья» и «Старинные октавы» дают возможность взглянуть на жизнь и творчество Дмитрия Мережковского его же собственными глазами. К категории художественных произведений следует отнести переводы, осуществленные Д.С. Мережковским (А. Казалис, Ш. Бодлер, Э. По, И.В. Гёте, Ф. Петрарка, Дж. Леопарда и др.).

В диссертационной работе все произведения Д.С. Мережковского, созданные им на протяжении жизни, будут рассматриваться как единый текст, имеющий изначально субъективный характер. Различиями между стихотворениями, драмами, рассказами, очерками, новеллами, критическими статьями, письмами и пометками в записной книжке можно пренебречь. Важна сущность высказываний, а не форма, в которую они облечены. Тексту Мережковского присуще множество противоречий; оно, однако, не нарушает его единства. Он не статичен; в нём можно проследить развитие. В развитии текста можно выделить несколько этапов, которые хронологически совпадают с этапами творчества писателя. Текст, созданный Мережковским, существует в системе определённых координат. Он рассматривается как факт определённой идеологии, как часть большого дискурса: первоначально народнического, а потом — модернистского. Текст Мережковского испытывал на себе влияние других текстов (классических (Еврипид, Марк Аврелий, М. де Сервантес Сааведра, Софокл, Эсхили др.), демократическо-народнических (Ч. Дарвин, В.Г. Короленко, Н.К. Михайловский, Г. Спенсер, ГЛ. Успенский и др.), модернистских (Ш. Бодлер, Ф. Ницше, Э. По и др.)), а так же внетекстовой реальности (влияние отца, матери, братьев и сестёр, жены и литературных друзей, и т.д.) и, в свою очередь, оказал влияние на другие тексты. Оставив в стороне проблему влияния текста Мережковского на другие тексты, как предмет, выходящий за рамки нашего исследования, мы сосредоточимся на его непосредственном изучении. Для нас важны вопросы, во-первых, что хотел сказать Мережковский, во-вторых, что присутствует в его тексте помимо воли автора, и, наконец, как этот текст соотносится с текстовой общностью, предшествовавшей или современной ему. Изучение данных вопросов поможет нам понять, какое место занимает Мережковский в истории русской культуры конца ХГХ — начала XX в., насколько он оригинален и какова его зависимость от больших дискурсов.

Было бы ошибкой рассматривать текст Дмитрия Мережковского как замкнутую реальность, без взаимодействия с другими субъективными текстами: воспоминаниями, автобиографиями, дневниками, письмами, критическими статьями, рецензиями и художественными произведениями. Как и в случае с произведениями Мережковского, для нас важна сущность высказывания того или иного автора, чей текст мы будем привлекать к изучению, а не его форма. Воссозданию облика Дмитрия Мережковского способствуют прежде всего мемуары. Весь корпус воспоминаний условно можно разделить на два уровня. Первый уровень составят мемуары, в которых непосредственно рассматривается жизнь и общественно-культурная деятельность Д.С. Мережковского. Группу первого уровня необходимо разделить хронологически на мемуары, охватывающие рассматриваемый нами период, и поздние мемуары. Непосредственно периода, который рассматривается в работе, касаются воспоминания АН. Бенуа, Вл.В. Гиппиус, З.Н. Гиппиус, С.К. Маковского, П.П. Перцова и ИИ. Ясинского13. Однако

Бенуа АЛ. Мои воспоминания. М., 1993. 2 т. 2-ое изд.: Гиппиус Вл?. О самом себе / Е Б // П Л 1993 1996 Сб 1996 Г

Публикация Е. Биневича // Петрополь. Литературная панорама 1993 — 1996. Спб., 1996; Гиппиус Зм. Живые лица // Гиппиус ЗЯ. Живые лица. Собрание сочинений в двух томах / Составление, предисловие и комментарии ЕЛ. Курганова. Тбилиси, 1991. Т. 2; ее же, Дмитрий Мережковский // Там же. Т. 2; Маковский С.К. Портреты современников. KL, 2000; его же, На Парнасе «Серебрявого века». М, 2000; Перцов ПЛ. Литературные воспоминания 1892 —1902 гг. / Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии АЛ. Лаврова. М., 2002; Ясинский ИЛ. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М.; Л., 1926.

для того, чтобы сделать фигуру Мережковского более объемной, необходимо, кроме того, привлечь к изучению мемуары людей, соприкасавшихся с писателем позднее: Г.В. Адамовича, В.В. Барятинского, А. Белого, Н.Н. Берберовой, Н.А. Бердяева, В.В. Вейдле, И.В. Одоевцевой и B.C. Яновского14. Второй уровень образуют мемуары, на прямую не касающиеся деятельности писателя, но необходимые для понимания эпохи и поступков Дмитрия Мережковского. К нему необходимо отнести мемуары Н.К. Михайловского и воспоминания о В.К. Сютаеве (А.С. Пругавин, В.В. Рахманов, ВЦ Скороходов и др.)15. Наряду с мемуарами воссозданию образа эпохи и писателя способствуют автобиографии К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, ВЛ. Брюсова, З.А. Венгеровой, воспоминания ЛЯ. Гуревич об истории журнала «Северный Вестник» и Вл.В. Гиппиуса о А.М. Добролюбове, собранные профессором С А. Венгеровым в книгу «Русская литература XX века»16; дневники З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова и В.Г. Короленко; художественные произведения Ш. Бодлера, З.Н. Гиппиус, С.Я. Надсона, Н.М. Минского, Э. По; письма К.Д. Бальмонта к Н.М Минскому, З.Н. Гиппиус к АЛ. Волынскому и П.П. Перцову, и других писателей и поэтов17.

14 Адамович Г.В. Одиночество и свобода / Составление, предисловие и примечания ВЛ. Крейда. М.„ 19%; Барятинский В.В. «Пятницы Полонского» и «Пятницы Случевского» // Воспоминания о Серебряном вехе / Составление и комментарии ВЛ. Крейда. М., 1993; Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х книгах. Кн. I /Вступительная статья, подготовка текста и комментарии А.В. Лаврова. М, 1989; его же, Начало века. Воспоминания. В 3-х квитах. Кн. 2 / Подготовка текста и комментарии AD. Лаврова. М., 1990; его же, Между двух революций. Воспоминания: В 3-х книгах. Кн. 3 / Подготовка текста и комментарии А.В. Лаврова. М., 1990; его же, Мережковский. Силуэт // Мережковские Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет / Составление ЕЯ. Данилова. М.» 1991; его же, Воспоминания о Блоке // Белый А. Собрание сочинений / Под общей редакцией профессора ВЛ1. Пискушва. М., 1995. Т. 4; Берберова НЛ. Курсив мой. Автобиография: В 2 т. N.Y., 1983. 2-edL; Бердяев НА. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991; Вейдле ВВ. О тех. кого уж нет / Публикация Г. Поляка // Новый журнал. Нью-Йорк, 1993. № 192 — 193; Одоещева ИЗ. На берегах С«ны // Одоевпева И.В. Избранное / Составление, вступительная стать» и подготовка текста Е.В. Витковского. М., 1998; Яновский B.C. Поля Елисейские. Книга намят Спб., 1993.

15 Михайловский Н.К. Литературные воспоминания // Михайловский HJC. Литературная критика и воспоминания / Составление и вступительная статья М.Г. Петровой и ВТ. Хороса, комментарии МГ. Петровой и В.В. Хороса. М, 1992; Пругавин А.С. Сютаевцы. Спб., 1910; Рахманов В.В. Крестьянав-коммунист (Воспоиннания о В.К. Сютаеве) // Минувшие годы. 1908. № 8; Скороходов ВЛ. Воспоминания старого общинника // Ежемесячный журнал. 1914. №№ 11, 12; и ДР-

'*Русская литератураXX века (1890 — 1910) /Под редакцией профессора СЛ. Венгерова. М, 1914 —1917. Выпуски Г— 3.

17 Бальмонт КД. Письма кRM. Минскому //Русская литература. 1993. J62; БрюсовВ.Я. Дневники. 1891 — 1910. М., 1927; Гиппиус З.Н. Письма к ПЛ. Перцову / Публикация ММ. Павловой // Русская литература. 1991. № 4, 1992. № 1; ее же, Письма к АЛ. Волынскому / Публикация AJI. Бвстегнеевой и Н.К. Пушкаревой // Минувшее: исторический альманах. М; Спб., 1993. № 12; ее* же, Дневники / Составление в общая редакция А.Н. Нвхашокина. М, 1999. 2 т.; Короленко ВТ. Дневник. Полтава, 1925. Т. I; и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература и медицина: трансформация образа врача в русской литературе XIX века

    Литература
    В статье обобщаются ключевые представления о врачах и медицине в русской литературе XIX века, показано взаимное влияние литературы и общественной жизни, литературы и медицины.
  2. Литература об Армии и для Армии. Термином «литература»

    Литература
    Термином «литература» обычно обозначают художественную литературу. С этой точки зрения произведения изящной словесности, повествующие о ратной службе воинского коллектива или отдельного воина, будь то душа или другое драматическое
  3. Литература XX века Учебники: В. В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведаний. В 2 ч. Ч./ В. В. Агеносов и др

    Литература
    Учебники: В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведаний.- В 2 ч. Ч./ В.В. Агеносов и др., Под ред. В.В. Агеносова.
  4. Литература [zaiceva. распечатано: 11 2012 11 2012, 61762. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы

    Литература
    Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой
  5. Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения слово как единица языка и речи,

    Литература
    Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру
  6. Литература предвозрождения

    Литература
    Предвозрождение (или Проторенессанс) — переходный пери­од между Средними веками и эпохой Возрождения. А.Ф.Лосев, посвятивший в своей «Эстетике Возрождения» большой раздел Проторенессансу, называет философской основой этого явления

Другие похожие документы..