Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тема смысла высказывания и его неоднородности лежит на пересечении многих философских изысканий: герменевтики, экзистенциализма, постмодернизма. Она ...полностью>>
'Документ'
Гостилицкая 8-905- - 59- 8ремонт одежды «Элегант»Ломоносов, Дворцовый пр., д. 57 \114 -7 -57пошив, ремонт одежды Ломоносов, ул....полностью>>
'Документ'
Оно же формирует мотивацию поведения и его агрессивность....полностью>>
'Программа'
Программа внеклассной работы по страноведению для учащихся 5-11 классов: Франция и Россия. Диалог двух культур Под редакцией Л.А. Кокориной, старше...полностью>>

«Центр развития творчества детей и юношества» Отдел организации воспитательной работы Технология социального проектирования

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Московской области

«Центр развития творчества детей и юношества»

Отдел организации воспитательной работы

Технология социального проектирования

(инструктивно-методические рекомендации)

Составитель: Макарова Р.Т. методист отдела организации воспитательной работы ЦРТДЮ

Москва

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….……3

1. Сущность понятия «Социальное проектирование»…………………………4

2. Структура работы над социальным проектом………………………….……7

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………................…...…………20

Приложения……………………………………………………………...……....21

Введение

Современное образование имеет своей целью  формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится  гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции.  Достичь этого результата в рамках традиционного обучения отдельным школьным предметам невозможно, поскольку освоение теоретических знаний  в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование.

В целях оказания методической помощи по применению технологии социального проектирования составлены данные рекомендации. В них подробно раскрыта структура работы над проектом, представлены методы и приемы проработки стадий проекта, которые позволят глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. Также даны рекомендации по оформлению проекта, соответствующие требованиям, предъявляемым участникам конкурсов социальных проектов Российской Федерации.

Инструктивно-методические рекомендации адресованы руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

"Единственный путь,

ведущий к знаниям, -

это деятельность"

Бернард Шоу

1. Сущность понятия «Социальное проектирование»

В теории и практике воспитательной работы существует многообразие технологических процессов, различающихся областью применения, целями и задачами. Одним из эффективных методов воспитания является социальное проектирование – метод предполагающий организацию деятельности, направленную на получение результата, в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий.

Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Под социальным проектирова­нием понимается самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью.

Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Позитивной чертой технологии социального проектирования является его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях обществоведения и гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, классных часах), так и вне стен школы - в учреждениях дополнительного образования, общественных, детских и молодежных объединениях.

Весьма целесообразным будет участие молодых граждан во всероссийских акциях и конкурсах социальных проектов, таких как: «Я - гражданин России», «Свой мир мы строим сами».

Цели социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

  • включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Задачи социального проектирования:

  • повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

  • способствовать формированию социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

  • закрепить навыки командной работы.

Принципы социального проектирования.

Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;

  • четкие и измеряемые задачи;

  • конкретные и измеряемые результаты;

  • планы и графики выполнения работ;

  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея  проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

Компетентность – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Ожидаемые результаты социального проектирования:

  • повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;

  • готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации;

  • реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе;

  • положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников;

  • наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

  • изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки социального проектирования:

  • отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

  • переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

  • провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

  • отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования  предложенного социального проекта.

Роль педагога в социальном проектировании.

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.

Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого “буфера” — не исказить социальную действительность, не “надеть” на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь.

2. Структура работы над проектом

Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта, рассмотрим структуру построения проекта представленную следующей схемой, которая включает в себя восемь стадий:

Рассмотрим каждую стадию подробней.

1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом

Задачи первой стадии:

  • актуализировать знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти;

  • проанализировать нынешнюю ситуацию на данной территории;

  • рассмотреть вопросы влияния общественности, СМИ на политику администрации.

Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.

На этой стадии педагогу предстоит рассказать о специфике проекта, его возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.)

Следует объяснить учащимся, что в государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами и широкая общественность - граждане государства, интересы которых не всегда бывают услышаны и реализованы властью.

Для того чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан, необходима целенаправленная «общественная политика», которая, в основе своей, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.

Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.

Итог работы на первой стадии: четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

2 стадия. Выбор проблемы

Задачи второй стадии:

  • детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения;

  • способствовать формированию ясного понимания проблемы, над которой предстоит работать команде;

  • соизмерить уровень возможностей учащихся по отношению к решению выбранной проблемы.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой отражают актуальные проблемы села, района, города, региона. Школьники, перебирая каждый из лепестков, обсуждают проблемы, осознавая сложность окружающего мира.

Объектом деятельности могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.)

  • социальные отношения (отношения к старикам, инвалидам, молодежи, детям; отношения к клиенту, к потребителю, к заказчику и др.);

  • социальные институты (органы власти и управления, политические партии, больница, школы, вуз и др.);

  • социальная среда (ландшафт - природный, городской, сельский; социальный ландшафт - пандусы, остановки, реклама, места отдыха и выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство зданий, исторических объектов, стадионов и др.).

Субъектами становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Вполне уместным средством поиска проблемы проекта может быть и домашнее задание для школьников:

  1. обсудить с родителями, друзьями, жителями своей местности различные предложения по улучшению жизни местного сообщества;

  2. собрать компактную информацию по той проблеме, которую большинство граждан считают наиболее важной и требующей оперативного решения;

  3. проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев:

  • важность данной проблемы для региона (области, города, села…) с точки зрения всего сообщества;

  • актуальность ее решения для определенных социальных групп;

  • возможность ее реализации (полностью или частями) силами команды учащихся.

С целью выявления актуальной проблемы несложно организовать игру «Ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листочки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.

В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса определенного контингента респондентов.

Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества, и как они относятся к ним.

При выборе проблемы можно также провести экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать приемы неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.

После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблем по предлагаемой матрице (см. Приложение 1).

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

  • посильность задачи для школьной команды;

  • ее соответствие возрасту и возможностям учеников;

  • конституционность и реальность ее реализации в этой местности;

  • сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;

  • ожидаемые результаты.

В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников по следующим вопросов:

  • Почему данная проблема приобрела особую актуальность?

  • Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?

  • Что можно узнать об этой проблеме из СМИ?

  • Можно ли ее решить посредством общественной политики?

  • Как можно решить проблему, изменив уже существующие на данной территории программы?

Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность школьников в оптимальном для решения данной задачи направлении.

Итог работы на второй стадии: выбор путем рейтингового голосования наиболее актуальной проблемы для дальнейшей работы над проектом.

3 стадия. Сбор и анализ информации

Задача третьей стадии:

  • собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей проблеме.

В рамках этой деятельности обучающимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательский группы.

Каждая из них собирает информацию из одного источника.

Вот примерный перечень различных источников информации:

СМИ. Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующихся на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике.

Библиотеки. Здесь на большом информационном массиве (книги, статистические сборники, журналы, газеты) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов.

Научные работники, преподаватели вузов, учителя. Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей обучающихся проблеме, стать для них экспертами.

Юристы. Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.

Административные органы. Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего, ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, и могут дать учащимся объемную и объективную информацию.

Законодательные органы. Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.

Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности.

Обращаясь с письмом в организацию, или к конкретным лицам с просьбой дать необходимую информацию, следует внятно истолковать интересующую учащихся проблему, написать на конверте точный обратный адрес, фамилии членов исследовательской группы.

Если же предполагается личная встреча с ответственным лицом или обращение к нему по телефону, то учащиеся могут использовать форму «Представление себя» (см. Приложение 2).

После письменного или телефонного обращения к конкретному лицу можно попросить его ответить на следующие вопросы:

  • Насколько важна эта проблема в городе, поселке или селе?

  • Насколько она значима в масштабе региона или страны?

  • Почему эта проблема должна рассматриваться органами власти?

  • Должен ли кто-либо еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

  • Насколько разработано законодательство для решения данной проблемы?

  • Если существующий закон позволяет решить проблему, то в полной ли мере реализуется? Если не в полной мере, то почему?

  • Какие разногласия по этой проблеме или способами ее решения существуют в вашем городе, поселке, селе?

  • Какие слои населения, группы или организации выражают интерес к данной проблеме?

  • Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

В силу того, что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме (см. Приложение 3).

После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку и анализ всего массива данных по проблеме.

Итог работы на третьей стадии: проработанная учащимися информация по проблеме проекта.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы

Задачи четвертой стадии:

  • систематизировать полученный материал;

  • выработать версии преодоления проблемы.

При участии педагога школьники компонуют материалы по соответствующим разделам проекта:

  • актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;

  • информация о различных подходах к решению данной проблемы; юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации;

  • программа действий, разработанная данной командой;

  • разработка варианта реализации своей программы (возможно с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой).

Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.

На данной стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса.

В качестве аргументов срочности её разрешения могут быть использованы петиции граждан, которые собирают учащиеся и впоследствии передают в соответствующие инстанции (см. Приложение 4).

Здесь могут быть и варианты технико-экономического обоснования того или иного решения проблемы, просчитанные на перспективу действий как управленческих структур, так и самих школьников.

При разработке собственного варианта реализации проблемы приемлема следующая методика обсуждения:

ПОДХОДЫ

Рассмотрим вариант разработки плана действий на примере структурной схемы акции «Дети против наркотиков».

Блиц-сценарии для выступления в клубах, дискотеках

Распростра-нение листовок среди молодежи

Гражданский форум: «Молодежь и наркотики»

Организация

видеоклуба

Конкурс плакатов

«Нет наркомании!»

Посещение наркологи-ческого диспансера

Сбор средств для наркологической лечебницы

Дежурство на скорой помощи



Что делаем?

Акция

«Дети против наркотиков»

Куда обращаемся с предложениями?



В районный отдел милиции

В городскую Думу через депутата данной территории

В средства массовой информации

В отдел по делам молодежи

Городской отдел образования

В ассоциацию «Анти-Спид»

Итог работы на четвертой стадии: предоставление представителям органов управления данной территории своего варианта, своего проекта преодоления сложного вопроса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ учебно-воспитательной деятельности моу дод «Центр развития творчества детей и юношества г. Новотроицка Оренбургской области» в 2009 -2010 учебном год

    Анализ
    Результативность деятельности по созданию условий психолого-педагогической поддержки воспитанников в их личностном, жизненном и профессиональном самоопределении.
  2. Публичный доклад директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «центр развития творчества детей и юношества №2» тимохиной галины степановны за 2010-2011 учебный год

    Доклад
    Тип, вид, статус учреждения: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА №2»
  3. Положение об областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 32 Положение об областном этапе

    Конкурс
    Положение об областном этапе Всероссийского конкурса методических материаловв помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися,
  4. План работы Центра развития системы дополнительного образования детей и молодежи Московской области

    Документ
    - упорядочить формы внутреннего контроля, рассмотреть и дать оценку отдельным направлениям деятельности структурных подразделений на совещаниях при директоре Центра;
  5. Годы», «Организация отдыха, оздоровления детей, подростков и молодежи города Покачи в 2010 году», «Развитие системы образования города Покачи на 2010-2012 годы»

    Документ
    Деятельность управления образования администрации города в 2010 году осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными актами, регламентирующими

Другие похожие документы..