Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Курс лекций включает в себя разделы из области философии и социологии массовой коммуникации, а также теории и практики телевизионной журналистики. Эт...полностью>>
'Закон'
Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Правосла...полностью>>
'Курсовая'
Необходимость их использования объяснялась тем, что кредитор имеет существенный интерес в том, чтобы быть уверенным в исполнении обязательств, и в то...полностью>>
'Программа'
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-...полностью>>

Культурно-исторический феномен. Возраст не связан с врождёнными характеристиками индивида

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Возраст – культурно-исторический феномен. Возраст не связан с врождёнными характеристиками индивида. Содержание возраста выражается через задачи, которые должен решить человек, чтобы вписываться в ситуацию общественного развития. Возраст – период, этап в становлении взрослости человека, акт его развития, в результате которого возникают психические новообразования как претензии и возможности вхождения в другой возраст. В каждом возрасте ребёнок осваивает соответствующий уровень взрослости. Условием развития является адекватный возрасту тип совместности ребёнка с другими людьми (отношения, общение). Возраст можно освоить, только проживая его.

В структуре возраста есть литический (стабильный) и критический периоды.В относительно устойчивые( стабильные) периоды развитие совершается за счет малозаметных изменений личности, которые, накапливаясь до известного предела скачкообразно складываются в какое-либо новообразование. Стабильные периоды развития сменяются критическими. В этих периодах на протяжении относительно короткого отрезка времени ( несколько месяцев, год, или, самое большое два) сосредоточены резкие кардинальные изменения и переломы личности. Возникшие новообразования – своеобразны и специфичны. Главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер, то есть в последующем эти новообразования не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста. Целесообразное педагогическое действие это – предоставление ребёнку новых свобод, принятие его в качестве «повзрослевшего». Речь идёт о смене типа совместности и видов деятельности (о создании педагогических условий взросления).

Ступень школы - это специальным образом организованное пространство проживания школьниками ведущего типа деятельности. Устройство ступени школы ориентировано на обеспечение условий развития, решение задач возраста (таких задач, решение которых позволит обеспечить непрерывность психического развития ребёнка как процесса его личностного становления), формирование определённых способностей (компетентностей) школьников, а также на освоение ими знаний в предметных областях.

Ступень начальной школы (7-10 лет). Ведущая деятельность - учебная. Формируется умение учиться: видеть себя, видеть что, умею, а что нет; ставить задачу из проблемы; подбирать действие, чтобы задачу решить; что не получается, вступать в общение. Появляется способность учиться (изменять себя в освоении учебного предмета) Техники: организация целепологания, поиска, контроля и оценки себя, учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Ступень подростковой школы (10-15 лет) Ведущий тип деятельности. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте сменяется коммуникативной деятельностью, социальным экспериментированием и проектированием, социальной пробой. Переход в новые виды деятельности требует изменения системы отношений ребёнка и взрослого, что и является условием возникновения и становления психических новообразований. Новообразование возраста определяет и новое отношение к себе, миру, людям (формируется новая социальная позиция). Формирующиеся новообразования подросткового возраста:

-ответственность, авторское действие. Формируется способность автономно действовать, принимать решение (формулировать замысел действия, планировать последовательность его выполнения, прогнозировать его результаты, оценивать их), осуществлять пробы неосвоенного действия, устанавливать соответствие замысла и его реализации, презентировать себя и выполненное дело. Внутри ступени существует своя возрастная периодизация.

Подростки пятого, первой половины шестого класса по психологической сути ещё младшие школьники. Ведущей для них остаётся учебная деятельность. В основной школе для них необходимо обеспечить завершение предыдущего возрастного периода и адаптацию к новым условиям.

Вторая половина шестого, седьмой класс для подростков становятся пространством безответственной пробы и экспериментирования. Здесь важным является проявление инициативы, проба себя в разных занятиях, но достижение значимого результата не обязательно, главное – накопление опыта проб. Педагогические условия – создание краткосрочных курсов по выбору , предоставление насыщенного внеурочного пространства.

Восьмой класс- время ответственных проб. Они предполагают обязательное получение подростками результатов своих проб, которые обязательно анализируются, содержательно оцениваются учителем, рефлексируются

школьниками. В образовательном пространстве этого периода – занятия-практикумы, социологические исследования, широкий выбор областей занятий по интересам

.Девятый класс – место, где подросток оформляет результаты авторского действия в культурной форме и представляет их профессиональному сообществу. Педагогические условия – организация работы школьников над собственными исследованиями и проектами, помощь в подготовке презентаций, творческих экзаменов, портфолио. Главная линия работы педагогов - сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

Целью педагогической деятельности на этой ступени будет построение образовательного пространства, обеспечивающего для подростка возможность преобразования предметной и социальной среды в

исследовательской и проектировочной деятельности в уроке и вне его.

Предназначение основной ступени ОУ – обеспечить условия для:

-формирования психологических новообразований возраста ( авторское действие, ответственный выбор, рефлексивное поведение на основе самоопределения);

-достижения подростком знаньевых результатов (освоение предметных областей в соответствии с государственным стандартом);

-овладения универсальными способностями к исследованию, эффективной коммуникации и организации взаимодействия, поиску информации, построению собственного образования, осуществлению деятельности.

Структура образовательного пространства подростковой ступени школы будет представлена в соответствии со структурой ответственного действия:

- пространством подготовки (место появления и оформления замысла,

планирования возможных действий).Это могут быть уроки, работа

в кружках, других объединениях, где осуществляется подготовка каких-

либо дел( праздников, турниров, экспедиций и т. д.);

- пространством опыта (место первичной реализации замысла, проб

неосвоенного действия, обучения, тренировки, эксперимента). Это –

участие в работе общественных организаций, научных обществ,

проведение различных мероприятий ,мастерские, лаборатории, все те

занятия,где подросток приобретает опыт;

- пространством демонстрации достижений (место окончательной

реализации замысла, отчёта о связи замысленного и реализуемого). Это-

презентации, конкурсы, соревнования, смотры, семинары, защита

проектов и т.д.

Образовательное пространство основной ступени школы представляет

Собой сочетание и взаимопереходы из пространства подготовки в пространство опыта и демонстрации.

Ступень старшей школы (15-18 лет). Ответственные пробы (выступление и оценка эксперта), работа в команде. Техника- сопровождение ИОП.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Во это без внешнего давления и психологического потрясения не может выйти за границы имплантированной в их сознание ложной «карты мира» даже при наличии желания

    Книга
    Для подавляющего большинства читающего населения России эта книга интереса не представляет, поскольку большинство это без внешнего давления и психологического потрясения не может выйти за границы имплантированной в их сознание ложной
  2. Дистанционный образовательный курс созависимость. Характеристики и практика преодоления. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы Автор курса

    Документ
    Центр повышения квалификации работников образования по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью на базе Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
  3. Исторические образы

    Учебно-методическое пособие
    Философия как новый тип мировоззрения, сменивший мифологическое мировосприятие, возникает в 6 в. до н.э. одновременно в трех относительно изолированных друг от друга регионах тогдашнего древнего мира: на Востоке – в Древнем Китае
  4. Курс лекций Лекция Введение в философскую суицидологию. Лекция Общая характеристика исследовательского подхода к проблеме суицида

    Курс лекций
    Предлагаемый курс лекций заключает в себе исследование философской суицидологии, её содержания и оснований. "Суицидология" есть термин, закрепившийся, прежде всего, в современной науке1; он обозначает такую исследовательскую
  5. М. Семья и школа, 1997. 464 с (1)

    Книга
    Настоящая книга - действительно сексология для всех. В живой и доступной форме она дает знания о сексуальности, необходимые каждому, кто не хочет действовать вслепую и старается сочетать удовольствие и безопасность.

Другие похожие документы..