Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Начертательная геометрия: Краткие сведения, задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов и для практических занятий / Сост. Ж. Л. Наумова...полностью>>
'Документ'
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения даже доныне, и не будет Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстан...полностью>>
'Документ'
Обговорення актуальних питань розвитку методології системного аналізу, інформаційних технологій, а також застосування відповідних методів у прикладни...полностью>>
'Статья'
1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соб...полностью>>

Доклад саратовской областной Думы (1)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 8. Усиление борьбы с коррупцией и правонарушениями

2008 год ознаменовался важными политическими событиями в деле противодействия коррупции на федеральном уровне. 31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции. В этом документе отмечено, что коррупция серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам.

5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил, что для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один — это коррупция.

Саратовская областная Дума в числе первых среди региональных законодательных собраний России приняла Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области». В 2007 году были приняты Закон Саратовской области от 30 марта 2007 года № 51-ЗСО «О государственных должностях Саратовской области» и Закон Саратовской области от 2 августа 2007 года № 147-ЗСО «Об областной целевой программе «Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы». Эти нормативные правовые акты уже в начале их применения на практике позволили органам государственной власти, прокуратуры, судам, правоохранительным структурам всерьез взяться за искоренение одной из сложнейших проблем общества.

В 2008 году работа по противодействию коррупции в органах государственной власти области осуществлялась в рамках вышеуказанных Национального плана противодействия коррупции и нормативных правовых актов области.

22 октября 2008 года областной Думой были рассмотрены и поддержаны три федеральных законопроекта по вопросам противодействия коррупции, внесенные Президентом Российской Федерации: «О противодействии коррупции», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Центрального банка Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Большое внимание в Законе уделено определению основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции. Эти направления включают в себя, в частности:

совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональной уровне;

введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предупреждение коррупции;

обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах.

Таким образом, именно в 2008 году заложены основы единой концепции осуществления антикоррупционной политики в Российской Федерации. Важность проведенных мероприятий обусловлена тем, что коррупция в России является серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Влияние коррупции затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней.

Как показывают социологические исследования, проведенные в Российской Федерации, коррупция в разной степени присутствует во всех сферах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с представителями организаций и гражданами.

По данным опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2008 года Центром социальных исследований «РОСС-ХХI век» в Саратовской области, только 14 процентов населения считают, что, несмотря на наличие коррупции, ситуация в целом находится под контролем органов правопорядка (в 2007 году - 13 процентов). При этом 64 процента населения считают, что коррупция поразила все структуры власти, включая правоохранительные органы (в 2007 году - 59 процентов). Эти показатели вызывают тревогу, поскольку отражают мнение населения по вопросу о состоянии коррупции в области.

Выражая мнение о стратегии борьбы с коррупцией, 86 процентов населения полагают, что для успешной борьбы необходимо усиление наказаний за коррупционные преступления (в 2007 году – 59 процентов). При значительном количестве ставших известными фактов коррупции этот показатель отражает степень озабоченности населения состоянием коррупции и желание минимизировать ее уровень радикально и в короткие сроки. В то же время 45 процентов населения выразили мнение, что эффективным способом решения проблемы является также изменение законодательства области по результатам антикоррупционной экспертизы (в 2007 году - 36 процентов). Среди эффективных мер по противодействию коррупции население также выделило обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти (49 процентов), публикации антикоррупционной направленности в средствах массовой информации (48 процентов), повышение правовой грамотности и культуры населения (57 процентов).

По вопросу о значении Закона Саратовской области «О противодействии коррупции в Саратовской области» 15 процентов населения считают, что он полезен с точки зрения противодействия коррупции. По сравнению с 2007 годом (11 процентов) отмечен некоторый рост, однако он незначительный. Данное обстоятельство в совокупности с показателями мнения населения по вопросу о стратегии борьбы с коррупцией свидетельствует о недооценке профилактики коррупции как средства противодействия этому явлению.

51 процент населения считает, что в том случае, когда у человека вымогают взятку, бывают ситуации, когда лучше ее дать. По сравнению с 2007 годом (60 процентов) по этому показателю наблюдается немалое снижение, однако сама по себе цифра остается значительной и, несомненно, вызывает тревогу. В связи с изложенным остается актуальной проблема изменения сознания населения, его терпимого отношении к взятке и скептического отношения к способности органов государственной власти, правоохранительных органов эффективно противодействовать коррупции.

Вызывает также обеспокоенность показатель известных населению фактов взяточничества. Из числа опрошенных заявили, что они сами либо их знакомые в течение последних двух лет вынуждены были давать взятки:

при лечении в больницах - 34 процента (в 2007 году - 26 процентов);

в связи с медицинским обслуживанием в поликлиниках - 23 процента (в 2007 году - 21 процент);

при поступлении в вуз - 26 процентов (в 2007 году - 23 процента);

в связи с обучением в вузах - 20 процентов (в 2007 году - 21 процент);

в связи с обучением детей в школе - 19 процентов (в 2007 году - 15 процентов).

После опубликования в печати трех указанных Федеральных законов о противодействии коррупции комитетом областной Думы по государственному строительству была запланирована работа по приведению законодательства области в соответствие с ними. В первую очередь это касается Закона Саратовской области «О противодействии коррупции».

Согласно внесенным в федеральное законодательство изменениям ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, распространяются на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей. В связи с введением указанной нормы подготовлены соответствующие изменения в Законы Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» и «О государственных должностях Саратовской области».

Федеральным законодательством дополнен также перечень ограничений, связанных с депутатской деятельностью. Так, в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. Соответствующие изменения необходимо внести в Закон Саратовской области «О статусе депутата Саратовской областной Думы».

Изменения в Закон Саратовской области «О государственной гражданской службе Саратовской области» коснутся возложенной федеральным законодательством на государственных гражданских служащих обязанности представлять представителю нанимателя наряду со сведениями о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

В 2008 году продолжилась работа по антикоррупционной экспертизе правовых актов и проектов правовых актов области. Областной Думой все законопроекты направлялись на экспертизу в отдел по противодействию коррупции при Правительстве области. Этим отделом в прошлом году проведено 1119 антикоррупционных экспертиз. В 93 случаях сотрудниками отдела даны заключения о наличии в проектах правовых актов коррупциогенных признаков.

В рамках исполнения областной целевой программы «Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы», утвержденной Законом Саратовской области от 2 августа 2007 года № 147-ЗСО, в 2008 году осуществлялись ежеквартальный выпуск тематической полосы антикоррупционной направленности в областной правительственной газете, ежемесячный выход тематических сюжетов в новостных телепрограммах.

На постоянной основе с января 2008 года функционирует «телефон доверия» отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.

Федеральным законодательством установлен ряд норм, применение которых позволяет предотвращать коррупционные проявления. К антикоррупционным нормам относятся ограничения и запреты, связанные с государственной службой, предоставление сведений о доходах и имуществе, порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе, внедрение системы должностных и административных регламентов.

В частности, в прошедшем году в области продолжилась работа по внедрению системы должностных регламентов, что позволило определить соответствие социального и правового положения государственного гражданского служащего области степени возлагаемой на него ответственности, более четко регламентировать его деятельность, достигнуть более качественного уровня исполнения государственными гражданскими служащими области должностных обязанностей. Использование системы должностных регламентов направлено на повышение эффективности исполнения государственными гражданскими служащими области своих обязанностей, обеспечение их прав, определение ответственности, а также дебюрократиза- цию государственного аппарата и предотвращение злоупотребления полномочиями.

Проводимая работа по разработке и принятию должностных регламентов обусловлена также необходимостью жесткой регламентации деятельности должностных лиц в процессе принятия решений и реализации своих полномочий. Должностной регламент закрепляет требования к государственному гражданскому служащему области не совершать действий, которые могут быть расценены как использование должности в личных целях и, следовательно, вести к потере доверия населения.

Вопросам противодействия коррупции уделяют повышенное внимание и правоохранительные органы области.

В 2008 году правоохранительными органами области выявлено 316 преступлений коррупционного характера, из них 57 фактов дачи взятки и 118 фактов получения взятки, 15 фактов злоупотреблений должностными полномочиями, два факта злоупотребления полномочиями в коммерческих и иных организациях, 67 фактов коммерческого подкупа.

Судами области в 2008 году рассмотрено по первой инстанции о преступлениях коррупционной направленности с вынесением обвинительных приговоров: 157 дел в отношении 158 лиц (в 2007 году –130), уголовных дел в отношении 132 лиц.

За совершение преступлений коррупционной направленности в 2008 году назначались следующие виды наказания:

лишение свободы - 15 осужденным (в 2007 году - 20);

условное лишение свободы - 94 осужденным (в 2007 году - 80);

штраф либо иные меры наказания, не связанные с лишением свободы, - 49 осужденным (в 2007 году - 32).

Вопросы законодательного обеспечения усиления борьбы с право-нарушениями были в 2008 году в центре внимания депутатов областной Думы.

Это обусловлено тем, что преступность, несмотря на прилагаемые усилия, по-прежнему имеет характер реальной угрозы для безопасности жителей области. Сложной остается обстановка на улицах и в других общественных местах. Вызывают особую тревогу правонарушения, совершенные подростками. В этих условиях обнаруживаются недостаточность взаимодействия правоохранительных органов с представителями органов исполнительной власти области, слабое использование в борьбе с преступностью возможностей общественности и населения, народных дружинников, средств массовой информации. В ближайшей перспективе, по мнению правоохранительных органов, могут усилиться негативные тенденции развития криминальной обстановки в области: возможны террористические акты, распространение коррупции, организованной и экономической преступности, дальнейшая наркотизация и алкоголизация населения, рост числа преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах.

Несмотря на положительные сдвиги в борьбе с правонарушениями, проведенные мероприятия остаются еще недостаточно эффективными. Есть необходимость сконцентрировать усилия заинтересованных ведомств на комплексном решении задач по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на территории области. Возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в области имеются.

Для закрепления достигнутых результатов и повышения эффективности противодействия преступности требуются единый подход и координация действий в этом направлении, а также серьезная поддержка органов государственной власти области, объединение усилий правоохранительных органов, различных ведомств, органов местного самоуправления.

В целях реализации этих задач был принят Закон Саратовской области от 25 сентября 2008 года № 250-ЗСО «Об областной целевой программе «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области» на 2009-2010 годы».

Для выполнения программных мероприятий по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на территории области на 2009-2010 годы из областного бюджета планируется выделить 289,7 млн. рублей.

В рамках программы запланированы мероприятия по следующим направлениям: профилактика правонарушений на территории области; профилактика правонарушений в рамках отдельной отрасли, сферы управления, предприятия, организации, учреждения; профилактика правонарушений в сфере потребительского рынка; информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений; борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, экстремизмом; борьба с экономическими, финансовыми и налоговыми преступлениями; укрепление материально-техни-ческой базы правоохранительных органов и другие.

В соответствии с федеральными законами и законами области обеспечение жильем и улучшение жилищных условий сотрудников милиции общественной безопасности, проходящих службу в органах внутренних дел на территории области, и их семей осуществлялись путем предоставления им безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств областного бюджета, исходя из норм предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда области, либо привлечения ими по желанию ипотечного жилищного кредита с последующей компенсацией в форме социальных выплат на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета в пределах выделенных лимитов. В 2008 году была увеличена сумма денежных средств из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями сотрудников милиции общественной безопасности с 7,5 млн.рублей до 32,5 млн.рублей. На эти цели в 2009 году запланировано выделение 10,5 млн. рублей.

В 2009-2010 годах также планируется провести капитальный ремонт и оборудование в дежурных частях отделов внутренних дел 12 муниципальных районов области комнат для содержания задержанных лиц, совершивших административные правонарушения, на сумму 5 млн. 382 тыс.рублей, капитальный ремонт участковых пунктов милиции в городах Саратове, Балаково, Энгельсе на сумму 5 млн. 928,5 тыс.рублей.

Серьезным подспорьем в борьбе с преступностью, терроризмом и правонарушениями на территории области стал Закон Саратовской области от 27 февраля 2008 года № 37-ЗСО «О долгосрочной областной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области» на 2008-2010 годы».

Эта программа принята с целью совершенствования системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, предупреждения террористических и экстремистских проявлений, укрепления межнационального согласия. Программа позволяет решить задачи повышения уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма, свести к минимуму проявления терроризма и экстремизма на территории области, усилить антитеррористическую защищенность объектов социальной сферы. Для реализации программных мероприятий из областного бюджета планируется выделить 55, 9 млн.рублей, из них: органам исполнительной власти области – 52, 6 млн.рублей; правоохранительным органам, финансируемым за счет средств областного бюджета, – 3,3 млн. рублей.

Следует отметить, что реализуемые в области мероприятия, в том числе законодательного характера, создают базу для подрыва основ коррупции, обеспечения общественного порядка, уменьшения преступности, исключения случаев экстремизма и терроризма.

Глава III. Анализ реализации права законодательной инициативы

и различных форм работы депутатов Саратовской областной Думы

§1. Реализация законодательной инициативы

Саратовской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

В минувшем 2008 году Саратовская областная Дума четырежды реализовывала свое право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Ниже приведены краткая характеристика внесенных законопроектов и стадии их прохождения в Государственной Думе.

1. Проект федерального закона № 80474-5 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Основанием к разработке данной законодательной инициативы послужило положение статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которой установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения только в домах государственного или муниципального жилищного фонда. При этом согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законопроект предоставляет право инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности, на социальную поддержку при оплате жилого помещения в размере 50 процентов независимо от вида жилищного фонда. Принятие федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» потребует выделения из федерального бюджета в 2009 году 11,674 млрд. рублей. В своем заключении Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие представленного проекта федерального закона, так как он не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения новых расходных обязательств.

Ответственным в работе над данным проектом федерального закона назначен Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.

В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении. Дата рассмотрения не определена.

2. Проект федерального закона № 78773-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Настоящий законопроект был направлен на ограничение срока полномочий председателей и заместителей председателей судов и разработан Саратовской областной Думой с целью уменьшения уровня коррупции при отправлении правосудия.

Согласно действующему законодательству срок полномочий председателей судов всех уровней и их заместителей составляет шесть лет. Однако, учитывая положения Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатель суда и заместитель председателя суда могут занимать указанные должности в течение двух сроков подряд. Таким образом, одно и то же лицо может занимать должность председателя одного и того же суда непрерывно в течение 12 лет. Более того, согласно действующей редакции пункта 14 статьи 6.1 указанного Закона одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Исходя из данной нормы, тот же гражданин спустя определенный отрезок времени снова может занять должность председателя того же суда.

Указанное обстоятельство может привести к возникновению коррупционных связей между председателем суда, его заместителями, судьями и иными участниками судопроизводства.

Кроме того, рассматриваемая ситуация не способствует служебному росту других судей, которые по своим личным и профессиональным качествам достойны занимать должность председателя суда.

Однако, несмотря на все преимущества, которые могло бы дать для судебной системы принятие данной поправки, она была отклонена Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в октябре 2008 года.

3. Проект федерального закона № 102585-5 «О внесении изменений в статью 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сентябре 2008 года и отклонен ею в декабре прошлого года.

Проект федерального закона был внесен на рассмотрение Саратовской областной Думы Собранием депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области. Законопроектом предлагалось уточнить порядок передачи жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов должника, не включаемых в конкурсную массу, в собственность муниципального образования.

С принятием указанного законопроекта, по мнению депутатов областной Думы, могло быть ликвидировано двойное толкование нормы права, закрепленной в пункте 6 статьи 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Передающая сторона в лице конкурсного управляющего трактует данную норму права следующим образом: «без дополнительных условий» – значит без регистрации права собственности передающей стороны на передаваемое имущество. Трактовка принимающей стороны в лице органов местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предполагает предварительную регистрацию права собственности передающей стороны (либо лица, которое является собственником передаваемого имущества).

На практике сложилась ситуация, что при приеме в муниципальную собственность имущества от предприятий-банкротов без предварительной регистрации права собственности на передаваемое имущество право муниципальной собственности на него может быть признано только в судебном порядке. Таким образом, принятие проекта федерального закона позволило бы более эффективно осуществлять процедуру передачи жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов должника в муниципальную собственность. Однако при рассмотрении проекта федерального закона в Государственной Думе комитеты Государственной Думы не поддержали концепцию законопроекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад саратовской областной Думы (2)

    Доклад
    Саратовская областная Дума представляет доклад «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2009 году». Начиная с 2006 года работа над подобными докладами является новой формой подведения итогов законотворческой
  2. Законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 году Саратов 2008

    Закон
    Глава 2. Организация контроля за исполнением законов Саратовской области и постановлений Саратовской областной Думы, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным
  3. Доклад Общественной палаты Саратовской области «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году»

    Доклад
    «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году» (принят на пленарном заседании Общественной палаты Саратовской области 26 декабря 2008 года)
  4. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации Саратовская областная организация

    Документ
    "О порядке определения и об утверждении нормативовфинансирования образовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и на содержание обучающихся (воспитанников) в областных государственных
  5. Доклад на районное совещание педагогических работников «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации»

    Доклад
    «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации» С.П.Исайкин, начальник Управления образования администрации муниципального района

Другие похожие документы..