Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Наримановский район» за 2008 год и их планируемых значениях на...полностью>>
'Сказка'
Дж.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». И.А.Крылов. Басни (на выбор). С.В.Михалков. Басни (на выбор). Э.А.По. «Лягушонок», «Украденное письмо»....полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по литературе для 5 - 9 классов на 2011-2012 учебный год разработана Калмыковой Е. Ю., учителем русского языка и литературы II квал...полностью>>
'Документ'
Выступление компании LogistiX на межрегиональной научно-практической Конференции «Региональный логистический центр - ключевой фактор улучшения инвест...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дмитрий Васильевич

ВОЛКОВ

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

С а н к т - П е т е р б у р г

2012

ОТ АВТОРА

Данная работа представляет собой систематический обзор истории Древней Церкви, Поместных Православных Церквей, «нехалкидонских» Церквей, Римо-Католической Церкви и основных протестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений. Приложение к «Истории христианства» посвящено краткому изложению истории иудаизма и более подробному - ислама, учение которых рассматривается с христианских позиций. «История христианства» может служить в качестве учебного пособия и справочного материала для тех, кто желает расширить или систематизировать свои познания в области православного Предания и религиоведения. Значительную часть книги составляет конспективное изложение фрагментов текста, взятых из многих источников. Отсутствие точных и правильно оформленных ссылок на использованную литературу объясняется тем, что автор первоначально не ставил перед собой цели публиковать эту работу и лишь намеревался с ее помощью проводить лекции и катехизические беседы, но по объему привлеченного материала, который собирался в течение четырнадцати лет, книга давно уже вышла за рамки конспекта. Не претендуя на строгую научность формы и оригинальность содержания книги, автор хотел бы поделиться с читателем результатами своего труда, в надежде на то, что он не останется бесполезным. В отличие от текста «Истории христианства», опубликованного в 2011 г., версия 2012 г. содержит существенные исправления и дополнения.

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

№1. Божественное Откровение: Св.Предание и

Св.Писание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№2. Символ веры. 1 – 3 главы Книги Бытия. . . . . .

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

№1. История праотцев. Всемирный Потоп.

Вавилонское столпотворение. . . . . . . . . . . . . .

№2. История патриархов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№3. Книга Исход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№4. Книги Левит, Чисел и Второзакония. . . . . . . .

№5. Книги Иисуса Навина, Судей и Руфи. . . . . . . . .

№6. Становление и расцвет Израильского Царства.

Пророки Ветхого Завета. «Мудрые Израиля».

Книги: 1-ая, 2-ая и 3-я Царств, Псалтирь,

Притчей Соломона, Екклесиаста

или Проповедника, Песни Песней Соломона,

Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса,

Сына Сирахова и Иова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№7. История разделенного царства. Книги: 3-я и 4-ая

Царств, Товита, Пророков Амоса, Осии, Ионы,

Иоиля, Исаии, Михея, Софонии, Наума,

Аввакума и Иеремии, Плач Иеремии и

Послание Иеремии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№8. Вавилонский плен. Эпоха Второго Храма.

Книги Пророков Варуха, Иезекииля, Даниила,

Авдия, Аггея, Захарии и Малахии,

1-ая, 2-ая и 3-я Ездры, Неемии, 1-ая и 2-ая

Паралипоменон, Есфири, Иудифи, 1-ая, 2-ая и

3-я Маккавейские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ

№1. Книги Нового Завета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№2. Боговоплощение. Святоотеческое учение о

спасении и обожении. Латинская концепция

Искупления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№3. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во

Храм. Благовещение. Успение. Латинский догмат

о «непорочном зачатии» Девы Марии. . . . . . .

№4. Рождество Христово. Сретение Господне.

Бегство Святого Семейства в Египет. Детство

Спасителя. Иоанн Креститель. Крещение

Господне (Богоявление). . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№5. Искушение в пустыне. Первые полтора года

служения Христа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№6. Нагорная проповедь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№7. Последние два года служения Христа. . . . . . . . .

№8. События Страстной Седмицы. . . . . . . . . . . . . . . .

№9. Воскресение и Вознесение Христа.

Сошествие Святого Духа на апостолов. . . . . .

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

№1. Таинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№2. Православное Богослужение. . . . . . . . . . . . . . .

№3. Аскетическая и молитвенная практика. . . . . . .

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

I. ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ

№1. Первохристианская община в Иерусалиме.

Распространение христианства среди иудеев и

язычников. Книга Деяний Святых Апостолов.

Послания Апостола Павла. Соборные Послания

Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды.

Откровение Апостола Иоанна Богослова. . . . .

№2. Духовное состояние греко-римского мира

в начале христианской эры. Жизнь и устройство

Церкви первых веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№3. Гонения на христиан со стороны язычников.

Мученичество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№4. Возникновение христианского Богослужения и

иконописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№5. Начало формирования канона Св.Писания

Нового Завета в полемике Церкви с

псевдохристианскими учениями. Гностицизм.

Манихейство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№6. Монтанизм. Монархианские ереси. Ослабление

гонений с конца II до середины III вв. Раскол

новациан. Гонения III – начала IV вв. . . . . . . . .

№7. Ранние Отцы Церкви. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№8. Обращение императора Константина.

Воздвижение Креста Господня.

Раскол донатистов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№9. Арианство. I Вселенский Собор. Попытка

восстановления язычества при императоре

Иулиане Отступнике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№10. Провозглашение христианства государственной

религией Римской империи при Феодосии

Великом. II Вселенский Собор. Отцы Церкви

IV – начала V вв. Блаж.Августин.

Пелагианство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№11. Возникновение христианского монашества.

Богослужение в IV – V вв. . . . . . . . . . . . . . . .

№12. Несторианство. Свт.Кирилл

Александрийский. Блаж.Феодорит Кирский.

III Вселенский Собор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№13. Монофизитство. IV Вселенский Собор.

Усиление папства. «Акакиевская» схизма.

Святые подвижники V – VI вв.

«Corpus Areopagiticum». . . . . . . . . . . . . . . . . .

№14. Падение Рима. Император Иустиниан Великий.

Теория «симфонии» во взаимоотношениях

Церкви и государства. «Нехалкидонские»

Церкви в Армении, Кавказской Албании, Сирии,

Индии, Египте и Эфиопии. . . . . . . . . . . . . . . .

№15. Оригенизм. Спор о «Трех главах».

V Вселенский Собор. Окончание

царствования Иустиниана. . . . . . . . . . . . . . . . .

№16. Император Ираклий и патриарх Сергий.

Монофелитство. Преп.Максим Исповедник.

VI Вселенский Собор. Трулльский Собор.

Положение в Константинопольской Церкви.

Святые подвижники VI – VII вв. Богослужение

в VI – VIII вв. Православие на Ближнем

Востоке в VII – XVI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№17. Первая волна иконоборчества. Преп.Иоанн

Дамаскин. VII Вселенский Собор. Вторая

волна иконоборчества. Преп.Феодор Студит.

«Торжество Православия». Обновление

монашества. Перемены в характере теократии в

Византии. Павликианство. . . . . . . . . . . . . . . . .

№18. Христианизация народов Западной Европы.

Появление учения о «Filioque».

Подвижники веры и благочестия на

христианском Западе в V – VIII вв. . . . . . . . . .

№19. Усиление светской власти пап. Император

Карл Великий. Схизма при папе Николае I и

патриархе Фотии. Упадок папства. Создание

Священной Римской Империи. Монашество и

распространение христианства

на Западе в IX – XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№20. Византия в X – XI вв.

«Разделение Церквей». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

№1. Захват Константинополя крестоносцами.

Лионская и Флорентийская унии. . . . . . . . . . .

№2. Византийское Православие после

Вселенских Соборов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№3. Положение христиан в Османской империи.

Константинопольская, Элладская,

Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская

и Кипрская Православные Церкви в XIX – XX вв.

Обособление Поместных Церквей.

«Новый стиль». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№4. Начало христианства у славян. . . . . . . . . . . . . .

№5. Болгарская, Сербская, Албанская и Румынская

Православные Церкви. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№6. Грузинская, Польская, Чехословацкая и

Американская Православные Церкви. . . . . . . .

III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

№1. Язычество у восточных славян. Христианизация

Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№2. Владимиро-Суздальская Русь. Татаро-

монгольское нашествие. Латинская экспансия.

Великое Княжество Литовское. Возвышение

Москвы. Автокефалия Русской Церкви.

Преп.Сергий Радонежский и расцвет

русского монашества в XIV – XV вв. . . . . . . .

№3. Становление Московского царства.

Западные влияния на русское православие

в XV – XVI вв. Ереси стригольников и

жидовствующих. «Иосифляне» и «нестяжатели».

Эпоха Иоанна Грозного. Учреждение

Московского Патриархата. «Смутное время».

Христианское подвижничество в XVI в. . . . . .

№4. Брестская уния. Реформа патриарха Никона.

Старообрядчество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№5. Церковные реформы Петра I и Екатерины II.

Русское сектантство: хлысты, скопцы,

духоборцы, молокане и др. . . . . . . . . . . . . . . . .

№6. Синодальный период. Старчество.

Имяславие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№7. Советский и постсоветский периоды. . . . . . . .

ИСТОРИЯ ЗАПАДНЫХ ХРИСТИАНСКИХ

КОНФЕССИЙ

I. РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В XI – XVI ВВ.

№1. Церковная реформа. Крестовые походы.

Рыцарские ордена. Борьба за власть между

папами и германскими императорами.

Расцвет папства. Cредневековые ереси.

Инквизиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№2. Монашеские ордена. Схоластика. . . . . . . . . . .

№3. «Авиньонское пленение» пап. Ликвидация

ордена тамплиеров. «Великий раскол»

папства. «Соборное движение». Джон Уиклиф и

Ян Гус. Идеи эпохи Возрождения.

«Новое благочестие». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. РЕФОРМАЦИЯ

№1. Мартин Лютер. Основные идеи реформации.

Распространение лютеранства. . . . . . . . . . . . .

№2. Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Распространение кальвинизма.

Антитринитарии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

№3. Реформация в Великобритании и США.

Экуменическое движение. . . . . . . . . . . . . . . . .

III. РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В XVI – XXI ВВ.

№1. Тридентский Собор. Контрреформация.

Орден иезуитов. Расцвет западного

мистицизма в XVI – XVII вв. . . . . . . . . . . . . . .

№2. Римо-Католическая Церковь от эпохи

Просвещения до наших дней. . . . . . . . . . . . .

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1. Краткая история иудаизма. . . . . . . . . . . . . . . .

№2. Возникновение, распространение и развитие

ислама. Вероучение и культ. Исламский

мистицизм (суфизм). Нетрадиционный

ислам (салафизм). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

№1. Божественное Откровение: Св.Предание и

Св.Писание

Православное христианское вероучение основывается на Божественном Откровении, данном человечеству через особых провозвестников – пророков и апостолов, т.к. большинство людей неспособны воспринимать его непосредственно по причине своей греховности. Начатки Откровения были возвещены пророками, а во всей своей полноте оно явлено Воплотившимся Сыном Божиим – Господом Иисусом Христом, распространено по вселенной Его апостолами и учениками и продолжает распространяться в Церкви через Св.Предание и Св.Писание.

Св.Предание – это древнейший способ распространения Откровения, т.к. от Адама до Моисея не было священных книг. Христос передал Свое учение словом и делом, а не книгой. Также и апостолы сначала распространяли веру через устное предание. В Св.Предание входят: Св.Писание, Таинства и вся Богослужебная практика, церковное искусство (иконопись, гимнография, музыка, архитектура и пр.), догматическое и аскетическое учение Отцов Церкви, постановления Вселенских и Поместных Соборов, христианское мученичество, жития святых и все то, что составляет духовный опыт Церкви, - как зафиксированный в письменном виде, так и сохраняемый в устной традиции. Св.Писание как важнейший письменный христианский источник содержит в себе всю полноту вероучения, но правильно понято оно может быть лишь в контексте Предания. По словам свт.Игнатия Брянчанинонова, Св.Писание, написанное Святым Духом, и истолковано может быть не иначе, как только Святым Духом, т.е. духоносными Отцами Церкви.

Книги Св.Писания именуются Библией («Книги», греч.) и, в отличие от всех прочих книг, обладают особой Богодухновенностью. Св.Писание дано, чтобы Божественное Откровение сохранилось в неизменности. Библия делится на Ветхий Завет – книги, написанные до Рождества Христова и Новый Завет – книги, написанные после него. Ветхий Завет (т.е. «Старый» или «Древний Союз» Бога с людьми) состоял в том, что Господь обещал людям Божественного Спасителя и приготовлял их к Его пришествию через постепенные откровения и прообразования. В Новом Завете Бог исполнил Свое обетование, даровав для спасения человечества Своего Единородного Сына Иисуса Христа.

Ветхий Завет составляют 50 книг, из которых на первом месте стоят 39, исчисляемых в иудейской традиции и у св.Отцов как 22, по количеству букв еврейского алфавита: Пятикнижие Моисеево

(Книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), Иисуса Навина, Судей Израилевых (вместе с ней как продолжение - Книга Руфи), 1-ая и 2-ая Книги Царств (как две части одной книги; далее – по аналогии), 3-я и 4-ая Царств, 1-ая и 2-ая Книги Паралипоменон, 1-ая Ездры и Неемии, Есфири, Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, или Проповедника, Песни Песней Соломона, Пророка Исаии, Пр.Иеремии (вместе с Плачем Иеремии), Пр.Иезекииля, Пр.Даниила, Книга 12 «Малых» Пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). У иудеев собрание данных книг принято называть аббревиатурой «Тонах» - «Тора» («Закон»), «Набиим» («Пророки») и «Кетубим» («Писания»). 11 книг не входят в Тонах (см. «Священная история», часть 1, №№7 - 9), т.к. их нет на еврейском языке, это: 2-ая и 3-я Ездры, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Пр.Варуха, 1-ая, 2-ая и 3-я Маккавейские. Православная Церковь не ставит под сомнение Богодухновенность данных книг, которые, тем не менее, принято называть неканоническими. (Многие Отцы Церкви, признавая душеполезность чтения неканонических книг, все же не считали их равночестными прочим книгам Св.Писания.) В Римо-Католической Церкви эти книги принято называть «второканоническими», - не по их достоинству, а по времени вхождения в библейский канон (2-ая и 3-я Книги Ездры и 3-я Маккавейская на Западе не были включены в канон). Протестанты вслед за иудеями не признают их Богодухновенность и называют «апокрифами». Новый Завет содержит 27 книг: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Книгу Деяний Святых Апостолов, Соборные Послания Апостолов Иакова, Петра (1-ое и 2-ое), Иоанна (1-ое, 2-ое и 3-е) и Иуды, Послания Апостола Павла – к Римлянам, 1-ое и 2-ое к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-ое и 2-ое к Фессалоникийцам, 1-ое и 2-ое к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям, а также Откровение (Апокалипсис) Апостола Иоанна Богослова.

Книги Св.Писания составляют единый, цельный в смысловом отношении текст, хотя и создавались разными авторами на протяжении сотен лет. Св. Писание как Слово Божие Богочеловечно по своей природе, являясь образом Воплощенного Сына и Слова Божия. Оно сочетает в себе действие Святого Духа, вдохновившего написание священного текста и живое, часто личностно окрашенное творчество библейских писателей. Согласно теориям, выдвигаемым библеистами, имена, стоящие в заглавиях большинства книг Ветхого Завета и некоторых – Нового, не свидетельствуют о непосредственном авторстве этих великих личностей, к которым обычно восходит предание, сложившееся в течение веков в результате творчества их духовных преемников. Если принять эту точку зрения, то она не будет противоречить утверждению, что подлинным автором Библии – как в новозаветную, так и в ветхозаветную эпоху является Богочеловеческий Организм – Церковь, - источник и хранитель Св.Предания.

Ветхий Завет, по словам блаж.Августина, «раскрывается в Новом Завете», т.е. нуждается в символическом рассмотрении в свете Новозаветного Откровения, а «Новый – скрывается в Ветхом». Православная Церковь воспринимает Св.Писание, в первую очередь, через призму святоотеческих толкований, т.к. произвольная интерпретация приводит к его одностороннему или искаженному пониманию. В толкованиях св.Отцов сочетаются дополняющие друг друга символический и буквальный методы, без своевременного применения которых не возможно всестороннее и глубокое осмысление Св.Писания. Этой же цели может служить и положительная библейская критика, предметом которой является филологический и исторический анализ текста, а также библейская археология. Духовный смысл, содержащийся в описании событий Священной истории, нисколько не умаляется тем, что это описание, часто предстающее в мифологической форме, далеко не всегда совпадает с данными исторической науки. Можно сказать, что Священная история таинственным образом нераздельно соединена с историей «мировой», не сливаясь с ней в единое целое (ср. Халкидонский догмат) и, с точки зрения христианина, является ее смысловым стержнем и движущей силой. Не существует и кажущегося противоречия между библейским текстом и современными знаниями о мире. Как предмет веры Библия не нуждается в оправдании и, в то же время, не должна выступать в качестве учебника по естествознанию или истории, т.к. не является источником научного знания о мире, а служит средством Откровения о Боге и спасении человека. Св.Писание является словесной иконой и почитается в качестве таковой во время Богослужения. Как в иконе поклоняются не дереву, краскам и самому изображению, а Тому, Кто на ней изображен, так и в Библии следует поклоняться Слову Божию, а не воздавать недолжного почитания самим ее образам.

№2. Символ веры. 1 – 3 главы Книги Бытия

Символ веры – это учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных выражениях Отцами I и II Вселенских Соборов, в IV в. Состоит из 12 членов. (При объяснении Символа веры в качестве исходного материала используются сокращенные цитаты из «Христианского Катехизиса» свт.Филарета Московского.)

1-ый член: «Верую во Единаго Бога Отца,

Вседержителя, Творца небу и земли,

Видимым же всем и невидимым»

В е р о в а т ь в Бога – значит быть уверенным в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать Божественное Откровение о спасении человека. Сердечная вера должна выражаться в открытом исповедании, которое остается непоколебимым перед лицом угроз, мучений и самой смерти.

Е д и н с т в о Бога подчеркивается, чтобы опровергнуть ложные представления о многобожии, которое существует с начала истории человечества, когда естественное религиозное чувство стало находить свое выражение в поклонении предметам окружающего мира, принимаемым за образы мнимых божеств. Приверженцы Единобожия, хотя и немногочисленные, также известны с глубокой древности, но первым и единственным народом, исповедовавшим монотеизм до Рождества Христова были евреи.

Б о г непостижим в Своей сущности не только для человека, но и для Ангелов. Между тем, Откровение, указывая на свойства Божества, которые могут постигаться по Его действиям в мире, говорит, что «Бог есть Дух», Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всемогущий, Вездесущий, Всеправедный, Всеблаженный, Неизменный и др. Бог есть самобытная Личность, Он никем не создан, но все существующее имеет в Нем свое начало (русское слово «Бог» имеет один корень с санскритским словом «бхага», которое происходит от глагола «бха», - «быть», что созвучно и библейскому учению о Боге – Создателе мира, Который обладает абсолютной полнотой бытия). «Бог есть Любовь» - это главный явленный Божественный атрибут. Во всех указанных случаях Бог не определяется каким-либо исчерпывающим понятием, т.к. неопределим по сути. Он открывает о Себе лишь малую часть Своих свойств – столько, сколько человек может постичь и сколько необходимо для спасения.

О т ц о м именуется Первое Лицо Святой Троицы. Бог Един по существу, но Троичен в Лицах (Ипостасях) и не может мыслиться иначе, как Отец, Сын и Святой Дух. В Новом Завете о Святой Троице говорится: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф.28,19); «Трое суть свидетельствующие на небесах, Отец, Слово и Святой Дух: и Сии Три Едино суть» (1 Ин.5,7). Отец предвечно рождает Сына-Слово, и Словом творится весь мир (Ин.1,1-5). Так же предвечно и непостижимо от Отца исходит Святой Дух (Ин.15,26). По словам преп.Иоанна Дамаскина, Сын является образом (т.е. являет) Отца, а Святой Дух – Сына.

В с е д е р ж и т е л е м Бог именуется потому, что весь созданный Им мир содержит в Своей силе и воле.

Т в о р ц а н е б у и з е м л и, в и д и м ы м ж е

в с е м и н е в и д и м ы м. Св.Отцы так определяют цель творения: Бог создал мир по Своей неизреченной любви и призвал каждую тварь к участию в Божественной Славе, т.е. в преизбытке Божественного Бытия, чтобы Бог был «все во всем»

(1 Кор.15,28). Бытие – первая из книг Моисеевых, начинается с «Шестоднева» - повествования о сотворении мира, которое содержится в ее первых трех главах. «Вначале сотворил Бог Небо и Землю» (Быт.1,1). Книга Бытия (греч. «Генесис», т.е. «Происхождение») по-еврейски называется «Берешит», что значит «Вначале», т.к. в еврейской традиции каждая из пяти книг Моисеевых озаглавлена по ее первому значимому слову. Одно из отличий библейского Откровения от т.н. «естественных» религий состоит в том, что оно учит о сотворении мира из ничего, а не из некоего вечного хаоса или первоматерии, из которой, по языческим представлениям, возникли и сами боги. Свт.Василий Великий, преп.Иоанн Дамаскин, блаж.Феодорит и Ориген под первозданным «Небом» понимают мир Ангелов. Ангел («ангелос»,- «вестник», греч.) – служебное духовное существо, с помощью которого реализуется воля Божия в мире. Согласно преданию, все неисчислимое множество Ангелов подразделяется на 9 чинов: собственно А н г е л ы, к которым относятся и Ангелы-хранители – существа, ближайшие к людям, во время земной жизни хранящие их души и тела от всякого зла, а после телесной кончины сопровождающие души на воздушных мытарствах; А р х а н г е л ы – предводители Небесных Воинств, которых предание насчитывает всего 8: Михаил («Кто, как Бог»,евр.) – архистратиг всех Небесных Воинств, первым восставший против сатаны (Денницы), когда тот отпал от Бога, Гавриил («Сила Божия»), Рафаил («Помощь Божия»), Уриил («Свет Божий»), Варахиил («Божие Благословение»), Селафиил (Салафиил) («Молитвенник Божий»), Иегудиил («Хвала Божия») и Иеремиил («Возвышение к Богу»); С е р а ф и м ы – ближе других Ангельских чинов стоят к Богу и воспламеняют любовью к Нему всех остальных Ангелов; Х е р у в и м ы, изливают премудрость Божию на всю тварь; П р е с т о л ы – на них Господь «почивает», т.е. устраивает Свои праведные суды;

Г о с п о д с т в а – наделяют людей самообладанием и способствуют смирению плотских страстей; С и л ы – орудия Божии для совершения чудес, укрепляющих веру страждущих; В л а с т и – укрепляют людей в подвигах благочестия; Н а ч а л а – управляют Вселенной и хранят царства. Согласно учению св.Отцов, Ангелы именуются «бесплотными» лишь в сравнении с грубыми животными телами. Бесплотным в прямом смысле этого слова может быть назван только Сам Нетварный Бог, а Ангелы, как и человеческие души, будучи тварными, созданы из некой тончайшей материи.

Свт.Филарет Московский считает, что «земля» первого дня творения (Быт.1,2) – это первозданная, неоформленная материя. «…и Дух Божий носился над водою»: слово, стоящее в еврейском тексте, переводится как «носящийся» или «витающий» и применяется по отношению к птице, хлопочущей над своим гнездом. Это означает, что Святой Дух непрерывно творчески воздействует на созданный Богом мир, поддерживая его существование. Отеческое попечение Бога о всей Вселенной и каждой отдельной твари называется Промыслом Божиим. «Вода» здесь – синоним первоматерии-«земли»: «…небеса и земля были издревле из воды и водою составлены Божиим словом» (2 Пет.3,5). Кроме того, «вода» может отождествляться с первозданным «небом», т.к. еврейское слово «шаммаим», переведенное как «небо», буквально означает «там воды».

Говоря о днях творения, следует иметь в виду, что еврейское слово «иом» может переводиться не только как «день», но и как любой промежуток времени, вплоть до эпохи и эры. «…у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Пет.3,8; Пс.89,5). Буквалистски мыслящие толкователи Св.Писания, в основном из среды протестантских радикалов (креационисты), а также часть православных, обнаруживающих односторонний подход к святоотеческой традиции, утверждают, что мир сотворен за шесть световых дней всего семь с половиной тысяч лет назад, оспаривая данные науки о миллиардах лет с момента возникновения Вселенной и теорию эволюции. (По нашему мнению, не лишена смысла известная остроумная догадка о том, что Бог создал за шесть дней мир, которому миллиарды лет.)

Первый день – создание света. Еврейское слово «ор» кроме «света» может означать также любую энергию. Свт.Амвросий Медиоланский пишет, что этот первобытный свет, озарявший землю при наступлении дня, содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день творения. Указание в библейском тексте на вечер как на начало суток – «и был вечер, и было утро – день первый» служит основанием для того, что Богослужебный суточный круг как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной Церкви начинается с 6 часов вечера. Второй день – создание «тверди небесной», т.е. выделение из первозданных вод (материи или неба) определенного ограниченного пространства. По мнению свт.Филарета Московского, «твердью» следует считать Вселенную. Первоначально она была наполнена еще неустроенными, подобно Земле телами. При этом, Земля – центр космоса, если не в астрономическом, то в духовном смысле, т.к. именно на ней совершается Священная история. Третий день – разделение пространства, ограниченного твердью на сушу и воду и создание растительного мира. Четвертый день – создание светил: первозданный свет принял форму Солнца, Луны и звезд. Пятый день – создание рыб, птиц и земноводных. Шестой день – создание зверей, скотов и пресмыкающихся, а также человека – венца творения.

В святоотеческой литературе можно встретить учение о том, что животные не имеют индивидуальных бессмертных душ, а обладают единой «душой живой», но определенного мнения по этому вопросу не существует. По словам свт.Василия Великого, души животных, как и их тела сотворены из земли и прекращают существовать вместе с телами, но, при этом, составляют между собой некое единство – «душу живую». Свт.Феофан Затворник пишет, что эта «живая душа», наделенная от Бога творческой активностью, производит свои бесчисленные разновидности (земля – растения и животных, вода – рыб), т.е. души животные, растительные и даже химические, которые после смерти тел вновь сливаются со своей первоосновой.

Человек телесно создан из «праха земного», что отражено в имени первого человека – «Адам» («земля», «красная глина», евр.) и, следовательно, имеет одну природу с животными, хотя первоначально его телесность отличалась особого рода утонченностью, но человеческая душа совершенно инородна душам животных и сотворена «из ничего» «по образу и подобию Божию». Согласно учению большинства Отцов Церкви, человек состоит из тела, души и духа, вдохнутого Богом в Адама. Именно посредством духа Господь сообщил человеку Свои образ и подобие. (Св.Ириней Лионский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. учат о двухсоставности человеческого естества, рассматривая дух не в качестве его составной части, а как благодатный дар Святого Духа.) Образ и подобие – это широкое понятие, главными чертами которого являются разум, свобода воли, способность любить Бога и ближнего и царственное положение по отношению ко всем прочим тварям. Хотя Ангелы стоят ближе к Богу, чем человек и превосходят его по своему естеству, образ Божий в человеке ставит его выше Ангелов. Св.Отцы рассматривают множественное число в словах «сотворим человека по образу Нашему» (Быт.1,26) как первое в Св.Писании указание на Троичность Бога. Эти слова относятся к Предвечному Совету между Лицами Святой Троицы – Божественному плану о сотворении мира и человека и последующем Боговоплощении для спасения человека, который по своей свободной воле отпадет от Бога и предастся тлению и смерти. Свт.Амвросий Медиоланский, блаж.Августин и преп.Иоанн Дамаскин видят образ Святой Троицы в силах и способностях души – в памяти, разуме и воле или любви, а св.Иоанн Кронштадтский – в способности к мышлению, слову и действию. В то же время, человек бесконечно отличается от Бога и соотносится с Ним как бледная копия с оригиналом. В седьмой день Господь «почил от всех дел Своих» (Быт.2,1), т.е. прекратил творить мир. Под «седьмым днем» следует понимать продолжающуюся до настоящего времени эпоху, в которую Бог не создает новые виды животных и растений, но проявляет о Своем творении постоянную заботу (см. выше), причем соработником Богу в этом деле призван был стать человек. Седьмой день недели – суббота, благословленный Богом как время покоя, в Ветхозаветной Церкви посвящался молитве и отдыху от житейских забот. Предание говорит, что мир был сотворен весной. Земля пребывала в состоянии вечной весны до тех пор, пока в мир через человека не вошел грех. В древности церковный год начинался с воспоминания о сотворении мира – 1/14 марта. (В первые века христианства днем сотворения мира считалось весеннее равноденствие, которое тогда приходилось на 25 марта. Существовало мнение, что этот день является датой Рождества и Воскресения Христа, т.е. нового акта творения.) Шесть дней творения, понимаемые как обычные шесть суток, служат точкой отсчета церковного летоисчисления.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..