Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В современных условиях реализации комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» особое зна...полностью>>
'Документ'
Магическое и завораживающее действие оказывали на меня в детстве сундуки с камнями-самоцветами из советских фильмов-сказок и мультфильмов. Таких, как...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 8 декабря 2011 года в 15:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 при Южно-Уральском государственном университете...полностью>>
'Конкурс'
Номинация ”Я познаю Беларусь“ (далее – номинация) впервые проводится в рамках Республиканского туристского конкурса ”Познай Беларусь“ (далее – конкур...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пророк Даниил (евр. «Даниэль», - «Бог мой судья»), в детские годы выведенный из Иудеи, вырос при дворе Навуходоносора и, несмотря на свои успехи в обучении «вавилонской мудрости» у волхвов, сохранил горячую веру в Единого Бога. В первой части его книги (1 – 6 гл.) повествуется о жизни и испытаниях Даниила и его троих друзей в Вавилоне, при дворе Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина – гордых царей-язычников, которые получили чудесное вразумление от Бога Израилева. Даниил был возвеличен Навуходоносором за истолкование царского сна о грядущем падении четырех великих царств – Вавилонского, Персидского, Греческого (Александра Македонского) и Римского, после которого восторжествует вечное Царствие Божие (Дан.2,31-45). 3 гл. посвящена рассказу о том, как соплеменники и друзья Даниила Азария, Анания и Мисаил за отказ поклониться новому золотому идолу Мардука были брошены в огромную пылающую печь, но остались невредимы, т.к. Ангел Божий, сойдя в огонь, окутывал их влажным ветром. Ходя среди пламени, отроки воспевали Господу покаянную и хвалебную песни, слова которых сохранились лишь в греческом переводе (Дан.3,24-91). История «трех отроков» часто упоминается в православном Богослужении как образ Сошествия во ад Спасителя, Его победы над смертью и Воскресения. Она читается в качестве паремии на Вечерне Великой Субботы, после чего исполняется «Песнь отроков». Пораженный этим событием, царь прославил Бога Израилева и поставил отроков начальниками над всеми пленными евреями. При царе Дарии Мидянине Даниил стал крупным государственным сановником. По проискам «сатрапов и князей», завидовавших Даниилу, царь приказал бросить его в яму со львами, но пророк остался невредим (Дан.6 гл.). Во второй части книги описываются ниспосланные Даниилу через Архангела Гавриила видения о судьбах мира вплоть до последних времен. У Даниила впервые появляется апокалиптический образ Сына Человеческого, Которому навеки «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, и племена, и языки служили Ему» (Дан.7,14). Сыном Человеческим именовал Себя Сам Спаситель (Мф.8,20). Важнейшее пророчество Даниила (Дан.9,24-27) касается «семидесяти седмин» - периода времени от восстановления Иерусалима при персидском царе Кире до явления и смерти Мессии (Христа), после которых Иерусалим и Второй Храм будут разрушены иноземцами. «Семьдесят седмин» - символическое число, означающее «полноту времен». В Дан.9,25 уточняется, что под ним следует понимать «семь седмин (семилетий) и шестьдесят две седмины», т.е. 483 года. Согласно подсчетам св.Отцов, именно столько времени прошло от восстановления Иерусалима (середина V в. до Р.Х.) до Крещения Христа от св.Иоанна Предтечи. В Книге Пророка Даниила впервые ясно предрекается воскресение мертвых для вечной жизни или вечного поругания (Дан.12,2). Даниил получил повеление запечатать свою книгу до последних времен (Дан.12,4), тогда как в видениях новозаветного пророка ап.Иоанна Богослова, Откровение которого созвучно Книге Пророка Даниила печати уже снимаются, «ибо время близко» (Откр.5,6; 22,10). 13-ая и 14-ая главы книги сохранились только в греческом переводе. 13 гл. повествует о том, как Даниил спас от побиения камнями ложно обвиненную в прелюбодеянии праведную Сусанну. В 14 гл. вновь говорится о чудесном спасении Даниила во «рве львином», но история эта происходит уже при персидском царе Кире. Исследователи отмечают в Книге Пророка Даниила ряд исторических неточностей, напр., сыном Навуходоносора был не Валтасар, а Набонид; царь Дарий Мидянин вообще неизвестен истории, а персидские цари с именем «Дарий» жили в более позднее время. Тем не менее, эти, как и многие другие неточности и анахронизмы, содержащиеся в Библии, не должны вызывать сомнения в реальности событий, лежащих в основе повествования.

К периоду Вавилонского плена относится, вероятно, Книга Пророка Авдия (евр. «Обадия», - «Раб Яхве») – самая короткая из пророческих книг. В ней обличается вероломство идумеев, которые после разорения Иерусалима вавилонянами вторглись в южную Иудею и оказывали помощь захватчикам, участвуя в их грабежах, почему и не были уведены в плен. Книга содержит дословные цитаты, взятые у пророка Иеремии. Существует предание, согласно которому пророк Авдий отождествляется с Авдием – воином израильских царей Ахава и Охозии

(3 Цар.18,7-16), который вместе с Елисеем стал учеником пророка Илии.

По мнению библеистов, во время Вавилонского плена также были написаны Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Песни Песней, несколько псалмов (в т.ч. подписанный именем Давида Пс.136 – «На реках Вавилонских») и вторая часть Книги Пророка Исаии (т.н. «Второисаия», – 40 – 55 гл.), содержащая слова утешения Израилю, который уже понес наказание и получил прощение от Бога. Кроме того, к периоду плена относят появление т.н. «Священнического кодекса» - четвертого источника Пятикнижия после «Яхвиста», «Элогиста» и Второзакония (см. №5). Авторство «Священнического кодекса» приписывают уведенным в плен священникам, которые, подобно пророку Иезекиилю, ревновали о строжайшем соблюдении Закона Моисеева.

В 538 г. до Р.Х. персидский царь Кир из династии Ахеменидов, захвативший Вавилон, позволил иудеям вернуться в Иерусалим и восстановить Храм (1 Езд.1 – 2 гл.). Но большинство иудеев навсегда остались жить вне Святой Земли, которая, тем не менее, не перестала быть для них центром притяжения. Иудея получила от персидских властей автономию, а Закон Моисеев был признан в ней государственным. Первоначально иудейской общине, возглавляемой Зоровавелем (евр. Зерубабель) – князем из рода Давида, принадлежал лишь Иерусалим с окрестностями. Царь Камбиз, правивший в Персии после Кира, обложил еще не успевшую оправиться от опустошения Иудею непомерными податями и подчинил ее наместнику враждебной Самарии. Кроме того, не прекращались набеги соседних племен. Народ, побеждаемый маловерием и унынием, влачил жалкое существование, а духовная жизнь находилась в упадке. Тогда Господь воздвиг пророка Аггея (евр. «Хаггай», - «Праздник Яхве»), который обратился к Зоровавелю с требованием возобновить строительство Храма, прекратившееся в самом своем начале из-за противодействия самарян. Как и все пророки послепленной эпохи, Аггей призывает своих соплеменников быть готовыми к скорому наступлению Царства Мессии.

Сподвижником Аггея был пророк и священник Захария (евр. «Зехария», - «Яхве вспомнил»). Его Книга содержит восемь апокалиптических видений, отличающих ее от других «Малых Пророков» и сближающих с Иезекиилем и Даниилом. В седьмом видении (Зах.5,1-4) говорится о летящем свитке – символе проклятия нарушителям заповедей Господних. Поскольку еврейское слово, означающее «свиток», в греческом тексте переведено как «серп», в православной традиции пророк Захария именуется «Серповидцем». О Мессии Захария пишет как об «Отрасли» (Зах.6,12-13): Он воздвигнет храм Господень и станет Царем и Священником на Престоле Своем. Кроткий Царь въедет в Святой Град не на боевом коне, а на осле – символе мира (Зах.9,9). Он будет отвергнут Своим народом, предан за тридцать сребреников (Зах.11,12-13) и убит (Зах.12,10). По мнению библеистов, современником Аггея и Захарии был автор третьей части Книги Пророка Исаии (55 – 66 гл.), т.н. «Тритоисаия», который также возвещает грядущее восстановление Дома Давидова в лице Обетованного Помазанника Божия. Строительство Храма, вдохновленное проповедью пророков, завершилось в 515 г., через 21 год после его закладки (1 Езд.6,15). Второй Храм был уже гораздо скромнее Храма Соломонова, хотя по размеру превышал его на одну треть и включал в себя также двор для женщин и язычников. Поскольку Ковчег Завета исчез во время Вавилонского плена, Святое Святых теперь было пустым.

Важнейшую роль в возрождении ветхозаветной религии сыграл первосвященник Ездра (евр. «Эзра», - «Помощь»), живший в период правления персидского царя Артаксеркса I (V в. до Р.Х.) и принадлежавший к к особо уважаемому роду Садока – первосвященника, приближенного к царю Давиду. В иудаизме его фигура по своей значимости стоит на втором месте после Моисея. К Ездре восходит и поныне действующий порядок синагогальной службы, в основе которой лежит чтение Закона и Пророков. Согласно его распоряжению, Богослужения в синагогах должны совершаться по субботам и в ярмарочные дни – по понедельникам и четвергам. Ездра принялся твердой рукой воплощать в жизнь идеалы, начертанные Торой, о которой большинство иудеев того времени совсем позабыли. При этом, с его именем связано появление в народе духа нетерпимости и национальной исключительности, что явилось результатом стремления к абсолютному отделению от язычников. Ездра потребовал от иудеев под угрозой отлучения от общины немедленно развестись с иноплеменными женами, что вызвало ропот в народе и бегство многих семей в Самарию.

Неемия (евр. «Нехемея», - «Яхве утешил») – виночерпий Артаксеркса, назначенный около 445 г. до Р.Х. правителем в Иудею, отстроил Иерусалим и восстановил нормальный ход жизни во всей области, пользуясь поддержкой царя. Собрав в Иерусалиме народ со всей Иудеи, Ездра и Неемия торжественно зачитали заповеди Закона Моисеева, после чего был возобновлен завет Израиля с Богом. По распоряжению Ездры второй раз после Езекии были собраны воедино все Священные Книги, в т.ч. те, которые появились во время плена и после него. Ко времени Ездры ученые относят написание Книг: Иова, Руфи, Пророка Авдия и нескольких псалмов, а также окончательную редакцию Пятикнижия Моисеева, Притчей Соломоновых и Песни Песней. Книги 1-ая и 2-ая Паралипоменон, 1-ая и 2-а Ездры и Неемии составляют вторую группу исторических книг Св.Писания. Многие библеисты рассматривают их как произведения одного автора, который писал после Ездры, в конце V в. до Р.Х. (К тому же времени относят Книги Пророков Иоиля и Ионы; в последней отмечается призыв к проповеди среди язычников, который противопоставлен узкому религиозному национализму, особенно усилившемуся среди иудеев после их рассеяния.) Книги Паралипоменон (греч. «Пропущенное», по-еврейски называются «Дибре Гайамим», - «Слова дней» или «Летописи») охватывают историю от Адама до Ездры и во многом дублируют Книги Иисуса Навина, Судей и Царств, но опускают историю Северного царства. В конце 2-ой Книги Паралипоменон помещена покаянная молитва царя Манассии, которая не сохранилась в еврейском оригинале. Продолжением Книг Паралипоменон являются Книги - 1-ая Ездры и Неемии (в еврейской Библии составляют одну Книгу Ездры, которая в христианскую эпоху была разделена на две). Неканоническая 2-ая Книга Ездры представляет собой переложение 2-ой Паралипоменон, 1-ой Ездры и Неемии. Библеисты относят ее написание к 1 в. от Р.Х. 3-я Книга Ездры (также неканоническая) является апокалипсисом. Она содержит семь видений Ездры о явлении Мессии, Его смерти, воскресении, 400-летнем царстве, всеобщем суде, политических и космических катастрофах. По мнению библеистов, она была написана на еврейском или арамейском языке после 70 г. от Р.Х.

Современником Ездры был Малахия (евр. «Малеахи», - «Вестник Яхве») – последний пророк Ветхозаветной Церкви, именуемый, поэтому. «печатью пророков». В его Книге особенно явственно чувствуется ожидание близкого «исполнения времен» и предсказывается пришествие пророка Илии перед наступлением Дня Господня (Мал.4,5-6) и явлением Мессии – «Солнца правды» (Мал.4,2).

Этому же периоду библейской истории посвящена Книга Есфири, в которой повествуется о том, как супруга персидского царя Артаксеркса иудеянка Есфирь (евр. «Эстер», - «Звезда») заступничеством перед царем за свой народ избавила его от истребления, когда царедворец Аман из зависти к другому придворному, иудею Мардохею убедил Артаксеркса уничтожить как лютых врагов всех иудеев, живущих в Персидском государстве. Когда козни Амана раскрылись, он был повешен на виселице, приготовленной для Мардохея. В честь этого события иудеи отмечают весенний праздник Пурим, предваряемый однодневным постом. Название праздника происходит от слова «пур», - «жребий», т.к. Аман бросал жребий о погублении Израиля. Установление о Пуриме (Есф.9,20-32) не сохранилось в еврейском оригинале либо, как считают библеисты, изначально было написано по-гречески.

Неканоническая Книга Иудифи, как и Книга Есфири, образно повествует о победе Израиля над его врагами: слабая женщина Иудифь (т.е. «Хвалимая») – образ порабощенного израильского народа, убивает вавилонского военачальника Олоферна, символизирующего враждебное языческое окружение. Действие книги происходит при Навуходоносоре, который называется в ней царем Ассирии, а не Вавилона. Возвращение иудеев из плена, начавшееся при царе Кире, представляется как свершившийся факт, а большинство приводимых в книге названий палестинских городов, в т.ч. Ветилуи – центра описанных событий являются вымышленными. По всей вероятности, отправными точками для автора служили реальные факты, которые он свободно интерпретировал и изложил в художественной форме, что не умаляет назидательного смысла его рассказа.

После Неемии власть над иудейским народом сосредоточилась в руках первосвященников, которые правили страной во главе Великой Синагоги, состоявшей из 120 старейшин. Из Великой Синагоги после кончины в 292 г. до Р.Х. ее последнего председателя первосвященника Симона Праведного образовался орган высшей духовной, государственной и судебной власти Синедрион (евр. «Санхедрин»), состоявший из 72 человек (по числу членов Моисеева Совета Старейшин), который существовал до V в. от Р.Х. Таким образом, в Палестине образовалось зависимое от Персии теократическое государство.

В 331 г. до Р.Х. Александр Македонский завоевал Персию, и Палестина вскоре стала частью его империи, которая после смерти Александра в 323 г. была разделена между его наследниками на несколько эллинистических государств. Селевк I Никатор, основавший Антиохию, положил начало греческой династии Селевкидов, которая правила в Сирии и Вавилонии. Другое крупное греческое царство было создано в Египте Птоломеем Лагом, наследники которого вели постоянные войны с Селевкидами и владели Палестиной более ста лет. Правители из династии Лагидов (Птоломеев) не препятствовали иудеям жить на своей земле, согласно законам теократического общества. Большинство иудеев рассеяния в этот период подверглись сильному воздействию эллинистической культуры, которая распространилась в странах Средиземноморья после завоеваний Александра Македонского. Основным разговорным языком иудеев стал греческий (в Палестине, Сирии и Вавилонии сохранялся арамейский). Крупнейшая община эллинизированных иудеев жила в Александрии, где их численность превышала население Иерусалима. В египетском городе Леонтополе у иудеев был свой храм, построенный в 150 г. до Р.Х. священником Онией по плану Скинии Моисеевой, в котором совершалось Богослужение в том же порядке, что и в Иерусалимском Храме. Верность Закону Моисееву выделяла иудеев среди других народов. Они не теряли связи со Святой Землей, куда совершали паломничество на время праздников Пасхи, Пятидесятницы и Кущей.

Источником знания о своей вере для иудеев рассеяния служил греческий перевод Библии, сделанный в первой половине III в. до Р.Х. при дворе египетского царя Птоломея II Филадельфа 72-я «толковниками» - специально привезенными из Иудеи книжниками. По преданию, каждого из них во время работы над переводом поместили в отдельной комнате, лишив возможности сообщаться с другими толковниками, но когда все готовые тексты были сверены между собой, то обнаружилось их полное тождество. Этот Богодухновенный перевод Ветхого Завета, называемый «Септуагинта» («семьдесят», греч.), является каноническим для Православной Церкви, и с него осуществлялся перевод на церковно-славянский язык. С Септуагинты также были сделаны переводы: древний латинский (италийский), готский, эфиопский, коптский и грузинский. Кроме того, Септуагинта использовалась наряду с прочими источниками при переводах на латинский (Вульгата), армянский и другие языки. К древнейшим переводам книг Ветхого Завета также относится сирийский (западно-арамейский) перевод Пешито («Простой»), появившийся в 1 в. до Р.Х. (с него были сделаны арабский и персидский переводы). Тогда же появились «таргумы» - пересказы Св.Писания на родном для части иудеев арамейском языке, содержавшие определенную интерпретацию текста. Чтения таргумов дублировали соответствующие синагогальные чтения из книг Св.Писания. Наиболее известными таргумами были Вавилонский, составленный раввином Онкелосом и Иерусалимский, - раввина Ионафана бен Узиеля (1 в. до Р.Х. – 1 в. от Р.Х.). (Среди библеистов существует мнение, что греческий перевод Семидесяти также может быть отнесен к таргумам, т.к. во многих местах представляет собой истолкование еврейского текста.)

К III в. до Р.Х. библеисты относят и написание Книги Екклесиаста, в которой находят много арамейских и персидских слов.

Интенсивная эллинизация иудейского общества вызвала реакцию ревнителей благочестия, называвших себя хасидами (не путать с современными хасидами – мистическим направлением в иудаизме), в среде которых возникло новое сословие фарисеев (от евр. «перушим», - «отделенные»). Для многих фарисеев благочестие отождествлялось с буквалистским следованием Закону Моисееву, получившему определенную трактовку среди их духовных авторитетов. В то же время, в богатой устной традиции фарисеев развилось учение о бессмертии души, воскресении мертвых и вечном воздаянии. (Тема загробной жизни, затронутая Книгами Пророка Даниила, Премудрости Соломона, 3-ей Ездры и Маккавейскими, прежде не была актуальной для Ветхозаветной Церкви. Существовало лишь неясное представление о шеоле – мрачном месте пребывания душ, – как грешников, так и праведников. При этом, учение о воскресении мертвых и преображении мира посредством очистительного огня, близкое к христианской эсхатологии, существовало в зороастрийской религии, что дает повод многим ученым говорить о персидском влиянии на библейскую традицию.) Имея огромное влияние на народ, фарисеи поддерживали в нем дух благочестия и патриотизма. Характерной чертой эпохи Второго Храма были усиленные мессианские ожидания, основанные на пророческих книгах. Эти ожидания возрастали по мере того, как уменьшалась самостоятельность Палестины по отношению к иноземным властителям. Иудеи видели в Мессии, прежде всего, избавителя от векового рабства, истолковывая пророчества о Нем в узко приземленном смысле.

В 200 г. до Р.Х. Палестина после длительной войны была отторгнута у Египта Антиохом III Великим – сирийским царем-селевкидом. Новые власти, в отличие от египетских, начали угнетать иудеев, сопротивлявшихся насильственной эллинизации. Реакцией на эти притеснения явилась проповедь Иисуса, сына Сирахова, Книга Премудрости которого была написана в начале II в. до Р.Х. (см. №7). К этому же периоду библеисты относят Книгу Товита.

Воцарившийся в 175 г. до Р.Х. Антиох IV Епифан, объявил себя «воплощением Зевса» и провозгласил, что все его подданные являются единым народом, который должен подчиняться одному закону и чтить олимпийских богов. Иудеям было запрещено исповедовать свою религию и вообще называться иудеями. Антиох демонстративно издевался над их религиозными чувствами, напр., заставляя есть свинину или принося жертвы Зевсу в Иерусалимском Храме. Противление новым порядкам расценивалось как бунт против властей и каралось смертной казнью. Многие иудеи бесстрашно шли на мученическую смерть, веря в воскресение и спасение праведников. Их упования вдохновлялись чтением особенно популярной в то время Книги Пророка Даниила (по мнению библеистов, она была написана именно во время гонений Антиоха Епифана). Возмущение в народе вылилось в вооруженное восстание под предводительством священника Маттафии Асмонея и его сына Иуды, прозванного Маккавеем (евр. «Маккаби», - «Молот»), в результате которого на территории Иудеи и южной части Самарии возникло государство, просуществовавшее со 166 по 63 гг. до Р.Х. и в течение первых двадцати лет еще находившееся в зависимости от Селевкидов. Верховная власть в нем принадлежала военачальникам из рода Маккавеев (Асмонеев), которые не провозглашали себя царями, т.к. единственным законным царем Израиля считали грядущего в скором времени Мессию. Государство имело теократическую структуру и управлялось, согласно Закону Моисееву, при взаимодействии властей и священства. В честь обновления Храма, оскверненного Антиохом Епифаном, был установлен восьмидневный праздник Ханнука («Обновление»), который отмечается иудеями в конце ноября – начале декабря. Он сопровождается пышными процессиями, танцами и иллюминацией, почему также называется «праздником огней». Ко времени национального подъема, связанного с восстанием Маккавеев, библеисты относят написание героических Книг Есфири и Иудифи.

После смерти Иуды Маккавея следующим правителем Палестины стал его брат Ионафан (160 – 143 гг. до Р.Х.), который в 152 г. принял сан первосвященника, совместив в своем лице духовную и светскую власти. Все последующие правители из династии Асмонеев также были первосвященниками. Брат Ионафана – Симон Маккавей (143 – 134 гг. до Р.Х.) овладел почти всей Палестиной и в 141 г. добился полной независимости от Селевкидов. Период Священной истории от начала гонений Антиоха Епифана до смерти Симона Маккавея отражен в 1-ой Книге Маккавейской, которая также, как 2-ая и 3-я Маккавейские является неканонической. Эта книга, по стилю напоминающая древние израильские летописи, была написана в конце II в. до Р.Х. 2-ая Книга Маккавейская представляет собой параллельное повествование, охватывающее события со 175 по 160 гг. Она была написана по-гречески около 124 г. до Р.Х. и послана палестинскими иудеями в Александрию, чтобы поддержать в тамошней общине дух солидарности с собратьями, восставшими против язычников. Автор указывает на летопись некоего Иасона Киринеянина как на источник для своей книги. Следует отметить содержащееся в ней учение о воскресении мертвых (2 Макк.14,16), загробном воздаянии (2 Макк.6,26), молитвах за усопших (2 Макк.12,41-46), подвиге мучеников (2 Макк.6,18 – 7,41) и ходатайстве святых (2 Макк.15,12-16). В 3-ей Книге Маккавейской, также написанной по-гречески, говорится о заступничестве Божием за Свой народ во время гонений, которые устроил царь Египта Птоломей IV Филопатор (221 – 203 гг. до Р.Х.). Попытавшись войти в Святое Святых Иерусалимского Храма, Птоломей был поражен расслаблением и через некоторое время придя в себя, решил в отместку истребить в своей стране всех иудеев, которых пригнали на ипподром в Александрию для совершения массовой казни: их должны были растоптать разъяренные боевые слоны. После молитвы священника Елеазара и всенародного вопля к Богу на ипподроме явились два Ангела, и слоны стали топтать самих палачей. Это событие вразумило царя и привело к покаянию перед иудеями и их Богом. По мнению библеистов, книга появилась около 40 г. от Р.Х.

Правление сына Симона Маккавея Иоанна Гиркана (134 – 104 гг. до Р.Х.) явилось самым блестящим в истории Асмонеев. Постоянно отбиваясь, как и его предшественники от нападения соседних стран, Гиркан окончательно подчинил Идумею и Самарию. Идумеи были обращены в религию иудеев, с которыми постепенно слились. В Самарии были до основания разрушены ее главный город с одноименным названием и храм на горе Гаризим, близ Сихема. На месте храма, возле священного камня, на котором, как считается, Авраам собирался принести в жертву Исаака, в настоящее время находится самаритянская синагога. Там же самаритяне до сих пор продолжают приносить жертвы Богу Израилеву. Из всего Св.Писания они признают лишь собственную редакцию Пятикнижия, которая сильно отличается от еврейского текста, являясь, фактически, таргумом – пересказом на древний арамеизированный диалект еврейского языка. Самаритянская письменность близка к древнеарамейскому и палео-еврейскому алфавитам (последний использовался до Вавилонского плена). В их богослужении и устной речи сохраняется особый диалект, представляющий собой смесь арамейского и арабского языков. В начале ХХI в. численность самаритян не превышает 750 человек, которые проживают в отдельном квартале палестинского города Наблус (Шхем) и в Холоне – пригороде Тель-Авива.

Сын Гиркана Иуда (Аристовул), правивший всего около года, провозгласил себя царем. Так, после 381-летнего перерыва в Израиле восстановилась монархия. Его сын Александр Ианний (Фракида) (103 – 76 гг. до Р.Х.) явился кровавым деспотом и бездарным правителем. Он вел неудачные войны (если не считать присоединения Заиорданья) и жестоко подавлял внутренние мятежи, инициаторами которых были фарисеи, возмущенные диким распутством царя-первосвященника, а также оспаривавшие законность соединения в одном лице духовной и светской властей. Саломея (Александра) – вдова Ианния, правившая с 76 по 67 гг. до Р.Х., напротив, обязалась перед фарисеями не делать ничего без их руководства. Она мирно царствовала, боготворимая народом за благочестие и любовь к старине. Фарисеи называли этот период «золотым веком». После смерти Саломеи воцарился ее сын, первосвященник Гиркан II, который через несколько месяцев был свергнут своим братом Аристовулом II, ставшим последним царем из династии Асмонеев.

В 63 г. до Р.Х. Палестина была захвачена римскими войсками под командованием Помпея, которые были призваны на помощь духовенством во главе с первосвященником Гирканом, боровшимся за власть с Аристовулом II. После трехмесячной осады Помпей овладел Иерусалимским Храмом и вошел в Святое Святых. Наместником римского триумвирата в Палестине стал идумеянин Антипатр, уполномоченный Гиркана. По мнению библеистов, примерно в те же годы появилась Книга Премудрости Соломона. Ее автором считается александрийский иудей, который писал по-гречески, используя цитаты из Септуагинты и был знаком с эллинской философией.

В 43 г. до Р.Х. после смерти Антипатра его сыновья Ирод и Фасаил стали римскими тетрархами Палестины. В 40 г. в страну вторглись парфяне, провозгласившие царем и первосвященником Антигона – сына Аристовула. В 37 г. Ирод при поддержке римлян после шестимесячной осады взял Иерусалим. Антигон был убит, а парфяне изгнаны из Палестины и Сирии. С этого времени началось правление над Палестиной Ирода Великого, который женился на Мариамне - внучке царя Аристовула и получил от римского сената царский титул. Воцарение идумеянина Ирода и пресечение династии Асмонеев по мужской линии было воспринято иудеями как то самое «отъятие скипетра от Иуды», о котором пророчествовал патриарх Иаков в своем благословении сыновьям (Быт.49,10) как о знамении скорого пришествия Примирителя (Мессии). Поэтому, три десятилетия, предшествовавшие Рождеству Христову, были наполнены как никогда усиленными мессианскими ожиданиями. В Ироде сочетались жестокий тиран и талантливый правитель. Стремясь стать популярным, он строил города и греческие театры, а также значительно расширил комплекс Иерусалимского Храма.

После смерти Ирода Великого в 4 г. до Р.Х. царство было разделено римлянами на три части между его сыновьями. Старший сын Архелай получил большую часть, т.е. Иудею, Самарию и Идумею, но не наследовал царский титул и стал именоваться «этнархом». Один его брат Ирод Антипа получил титул «тетрарха» (четвертовластника) над Галилеей и Переей, а другой брат Филипп - тетрарха над областями Заиорданья и юго-запада Сирии. В 6 г. от Р.Х. Архелай был низложен римлянами за злоупотребление властью. Для управления этой неспокойной частью Палестины был поставлен римский прокуратор, местопребыванием которого стал город Кесария, на берегу Средиземного моря. Одним из таких прокураторов являлся Понтий Пилат (26 – 36 гг.), во время правления которого был распят Спаситель.

В 70 г. иудеи подняли восстание против римлян, которое было жестоко подавлено войсками под командованием Тита – будущего императора. Во время этих событий погибло около миллиона иудеев, собравшихся в Иерусалим на Пасху. Иерусалимский Храм был разрушен десятого числа пятого месяца (29 августа) – в тот же день, когда вавилоняне уничтожили Храм Соломонов. До настоящего времени сохранилась часть его западной ограды, построенной при Ироде для укрепления Храмовой горы – т.н. «стена плача», которая является главной святыней иудаизма. В 135 г. было подавлено новое восстание, - под предводительством лжемессии Шимона бен Козебы, прозванного по-арамейски Бар-Кохба (т.е. «Сын звезды»), который по своему происхождению являлся прозелитом, т.е. обрезанным язычником. Причиной восстания послужила постройка римлянами капища Юпитеру на месте разрушенного Храма. Жертвами римских войск стали около 580 000 человек. Подавляющее большинство иудеев подверглись изгнанию из Палестины. Иерусалим был почти полностью уничтожен, и новый город, построенный римлянами на его месте, получил название Элия Капитолина – в честь жены императора Августа. Начиная с III в., Палестина стала по преимуществу арабской страной. По толкованию св.Отцов, разрушение Иерусалима и изгнание иудеев римлянами предсказаны Боговидцем Моисеем в Книге Второзакония (Втор.28,50-52 и 64-68; 29,22-25).



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..