Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о налогооблагаемых объектах – имуществе и хозяйственных операциях налогоп...полностью>>
'Анализ'
Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения внеклассных мероприятий, индивидуальной и групповой работы с детьми, через р...полностью>>
'Документ'
Зміст досвіду (провідна ідея, мета, новизна, практична значущість, рівень актуальність тощо) - Теоретично обґрунтована методика формування професійно...полностью>>
'Реферат'
Процес кредитування можна умовно розділити на ряд етапів, кожний з яких окремо забезпечує розв'язання конкретних завдань, а всі вони в сукупності спр...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пророк Елисей (евр. «Элиша», - «Бог – спасение»), служение которого продолжалось в течение 65 лет своими мудрыми советами относительно ведения войны с моавитянами и многими чудесами, среди которых было избавление Израиля от нашествия сирийцев, воскрешение мертвых и насыщение ста человек двадцатью хлебами (прообраз чудес Иисуса Христа) снискал уважение и любовь народа и царского дома. Поскольку израильский царь Иорам (852 – 841 гг. до Р.Х.) продолжал править в духе своего отца Ахава, Елисей принял участие в заговоре против него. По воле Божией, Елисей помазал на царство военачальника Ииуя (Иегу), который, таким образом, получил благословение искоренить идолопоклонство. Воцарившись, Ииуй (841 – 814 гг. до Р.Х.) действительно уничтожил в Израиле культ финикийских божеств, но во всем остальном не оправдал надежд Елисея, установив жестокую тиранию. Он уничтожил не только Иорама и его престарелую мать Иезавель, но также полностью искоренил весь многочисленный род Ахава, в т.ч. был убит иудейский царь Охозия – племянник Иорама, который находился в Израильском царстве, участвуя в войне с Сирией. Хотя поклонение чужим богам при Ииуе было запрещено, сам культ Яхве продолжал сохранять языческие формы. Бог Израилев стал восприниматься как чисто национальное Божество – «патрон» израильтян, а культ был сведен к набору магических ритуалов.

Период правления Иеровоама II (783 – 743 гг. до Р.Х.) явился временем наибольшего мира и процветания Израильского царства, которое после победы над сирийцами, моавитянами и аммонитянами восстановило свои первоначальные границы. Народ пребывал в состоянии самодовольного благодушия, нисколько не сокрушаясь о своем отступлении от истинной веры. Обличителем ложной религиозности и беспечности израильтян явился пророк Амос (евр. «Амоц», - «Сильный») – бывший пастух, пришедший из Иудеи в Вефиль, где начал свое пророчество с обращения к священнику (точнее – жрецу) тамошнего капища. Смысл его слов состоял в том, что все народы равны перед Богом, а избранность Израиля сама по себе не является заслугой и оправданием для беззаконий. Господь ждет от Своего народа не формального соблюдения ритуалов, а ответной любви, которая должна выражаться в следовании истинному благочестию. Амос предсказывал близость «Дня Господня», в который Израиль будет наказан нашествием грозного врага. Книга Пророка Амоса – первая по времени написания пророческая книга Ветхого Завета. Библеисты отмечают, что ее язык оказал большое влияние на последующих «письменных Пророков», особенно на Михея и Исаию.

Амосу вторит его младший современник Осия (евр. «Гошеа», - «Спасение») – последний великий пророк Северного царства. Истинная вера для Осии состоит, прежде всего, в любви к Богу, символом которой служит брачный союз (слово «Израиль» в еврейском языке относится к женскому роду). Господь был для Израиля и Отцом, и Супругом, но Его любовь не нашла ответа. Теперь вернуться к Отцу можно лишь через искреннее покаяние. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6,6), - говорит Господь устами пророка. Осия пророчествовал не только словами, но и символическими действиями: женившись на блуднице (возможно, ритуальной), он назвал родившихся у них детей именами, выражающими смысл Божественных определений об Израиле. Первый сын пророка получил имя Изреель, т.к. в долине с этим названием совершали кровавые злодеяния цари Ахав и Ииуй. Дочь была названа Лорухама, т.е. «Без милости», что указывало на то время, когда Господь не будет милостив к Израилю, а второй сын – Лоами, т.е. «Не Мой народ». После развода со своей женой Осия вновь принял ее, вопреки Закону, что символизировало верность Господа, Который хотя и наказывает Израиль, но не отрекается от него.

Современником Амоса и Осии был Иона (т.е. «Голубь»), который в отличие от них, являлся «профессиональным» пророком, служа при дворе Иеровоама II. Согласно иудейскому преданию, Иона был тем самым отроком, которого воскресил у сарептской вдовы пророк Илия (3 Цар.17,8-24), след., он по происхождению являлся финикийцем, а не евреем. Кроме того, он считался учеником и духовным преемником пророка Елисея. Книга Пророка Ионы не принадлежит к собственно пророческим писаниям. Она представляет собой мидраш, т.е. сказание, в котором исторические данные свободно используются в назидательных целях. В книге повествуется о том, что Иона получил от Бога повеление идти с проповедью покаяния в Ниневию – столицу Ассирии, которая в то время была сильнейшим государством Ближнего Востока и вела жестокие грабительские войны против своих соседей. Зная милосердие Господа, пророк был уверен, что язычники в случае покаяния получат прощение, но не желал им спасения и попытался скрыться от лица Божия. Во время плавания по морю корабельщики выбросили Иону за борт, и его проглотил морской зверь, в чреве которого Иона провел три дня, взывая к Господу с мольбами о спасении. Наконец, изверженный зверем на сушу, он был принужден Богом идти в Ниневию. Когда же после обличений пророка Господь простил покаявшихся грешников, то он сильно опечалился. Смысл книги, который следует из заключительной беседы Бога с Ионой, состоит в том, что Господь любит все народы, даже врагов Израиля и заботится об обращении всех грешников. Свое трехдневное пребывание во Гробе Христос символически назвал «знамением Ионы пророка» (Лук.11,29-32). Книга Пророка Ионы полностью прочитывается в качестве одной из паремий на Вечерне Великой Субботы, когда Церковь ожидает наступления Дня Светлого Христова Воскресения.

Слова пророков не возымели действия на израильтян и их правителей, и они продолжали предаваться идолопоклонству и другим беззакониям. За это Господь послал на Северное царство ассирийцев, которые при царе Менаиме (евр. Менахем) (743 – 738 гг. до Р.Х.) обложили страну тяжкой данью. При царе Факее (евр. Пеках) (737 – 732 гг. до Р.Х.) ассирийский царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) захватил Заиорданье и часть Галилеи, уведя в плен колена Даново, Неффалимово, Рувимово, Гадово и половину колена Манассиина. Когда последний израильский царь Осия (732 – 724 гг. до Р.Х.), вопреки запрещению Закона Моисеева вступил в союз с Египтом против ассирийского царя Салманасара V, тот подчинил себе остальную часть страны и в 722 г. увел в плен все население Северного царства (4 Цар.17 гл.). На место израильтян ассирийцы поселили выходцев из разных частей своей империи, от которых произошли самаряне – злейшие враги евреев. Обосновавшись в Самарии (так стала называться бывшая область колен Ефрема и Манассии), эти племена смешались с остатками еврейского населения и стали исповедовать Единого Бога, т.к. решили, что Бог этой земли будет их охранять. Власти позволили поселиться у самарян одному иудейскому священнику, который научил их Закону Моисееву. При этом, самаряне еще долгое время продолжали поклоняться своим богам.

Жизни евреев в Ассирийском плену посвящена неканоническая Книга Товита, в которой переплетаются рассказы о праведном Товите (евр. «Товит», - «Благость») из колена Неффалимова и его сыне Товии, с одной стороны, и о родственнике Товита – Рагуиле и дочери Рагуила – Сарре, с другой. Господь хранил семейство Товита во всех испытаниях, которые постигали его в чужеземном плену, посылая на помощь Архангела Рафаила. Следы десяти северных колен, уведенных в плен ассирийцами, теряются в истории. Их потомками себя считают ираноязычные персидские и горские (дагестанские и азербайджанские) евреи, к которым близки по языку и культуре исповедующие иудаизм таты (часть татов являются мусульманами и армяно-григорианами).

Иудейское (Южное) царство со столицей в Иерусалиме, управлявшееся потомками Соломона, продолжало существовать в течение 135 лет после падения Израильского царства (4 Цар.18 – 25 гл., 2 Пар.29 – 36 гл.). После того, как вышеупомянутая иудейская царица Гофолия – сестра израильского царя Ахава истребила почти весь род Давида, в живых чудом остался ее внук Иоас. Когда Гофолия была свергнута и убита, Иоаса провозгласили царем (835 – 796 гг. до Р.Х.), но по его малолетству фактическим правителем страны стал первосвященник Иодай, воспитавший молодого царя, который следовал его мудрым советам. Храм был восстановлен в прежнем благолепии, но истинное Богопочитание сохранялось лишь до смерти первосвященника Иодая, когда царь и за ним народ, как и прежде предались идолопоклонству. За это Иудея была поражена нашествием сирийцев, ограбивших Храм.

Ко времени царствования Иоаса предание относит служение пророка Иоиля (евр. «Яхве есть Бог», что по смыслу тождественно имени Илия). Подобно другим пророкам, он призывал Израиль к покаянию перед наступлением Дня Господня, но в отличие от них, явился единственным провозвестником излияния Духа на весь Народ Божий, которое произойдет в мессианскую эпоху (Иол.2,28-29). Иоиль именуется «пророком Пятидесятницы», т.к. его пророчество было приведено в проповеди ап.Петра, которую он произнес после Сошествия Святого Духа на апостолов (Деян.2,16-21).

Следующие цари - Амасия (796 – 781 гг. до Р.Х.), Азария (Озия) (781 – 740 гг. до Р.Х., правил одновременно с израильским царем Иеровоамом II) и Иоафам (740 – 736 гг.до Р.Х.), стараясь быть благочестивыми, в то же время, проявляли крайнее своеволие и неблагоговение к святыне. При них государство достигло политического могущества, которое быстро разрушилось с восшествием на престол сына Иоафама Ахаза (736 – 716 гг. до Р.Х.). Новый царь принялся со всем усердием поклоняться чужим богам и даже приносил в жертву Молоху своих детей. Наказанием для него было опустошительное нашествие соединенных сил сирийцев и израильтян. Тогда Ахаз обратился за помощью к ассирийскому царю Феглаффелласару, вопреки предсказаниям начавшего в это время пророчествовать Исаии, который зная, каким бедствием обернется этот союз для иудейского народа, призывал царя к терпению наказания Божия и покаянию. Именно тогда Исаия (евр. «Ишайягу», - «Спасение Господне») – величайший мессианский пророк явился к Ахазу и изрек: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему – Еммануил (т.е. «С нами Бог»)» (Ис.7,14). В буквальном историческом смысле пророчество о Еммануиле относилось к сыну Ахаза - будущему благочестивому царю Езекии, на которого Исаия первоначально возлагал свои мессианские надежды (еврейское слово «альма» в данном случае означает не «деву», а «молодую женщину», т.е. царицу, у которой должен родиться наследник). В то же время, в эсхатологической перспективе, т.е. в традиции Нового Завета эти слова относятся к рождению Иисуса Христа от Девы Марии (в Септуагинте – греческом тексте Библии, а также во всех христианских переводах слово «альма» переведено как «Дева»). Подобно пророку Осии, Исаия дал своему сыну имя, несущее пророческий смысл – «Магер-шелал-хаш-баз» (Ис.8,3-4), что значит «Спешит грабеж, ускоряется добыча», тем самым, предсказывая скорую гибель врагов Иудеи – Израильского царства и Сирии, которые будут захвачены ассирийцами. Ахаз не стал дожидаться, пока его враги будут разгромлены Феглаффелласаром и вслед за израильскими царями начал платить ему дань. Раболепствуя перед ассирийцами, царь выдал им сокровища Иерусалимского Храма, который после разграбления был закрыт.

После падения Израильского царства в Иудее воцарился Езекия (Иезхиягу) (716 - 687 гг. до Р.Х.), плативший, как и его отец Ахаз дань ассирийцам. Когда он попытался выйти из подчинения царя Сеннахирима (Синахериба), присоединившись к восстанию филистимлян, которое вдохновлял Египет, ассирийцы совершили на Иудею карательный поход и осадили Иерусалим. Сеннахирим был вынужден снять осаду с города и бежать в свою страну, т.к. Ангел Господень поразил 180000 его воинов. Езекия отложился от Ассирии, и благодаря его богоугодному правлению, Иудее были дарованы благоденствие и безопасность. Езекия усиленно боролся с культами ассирийских богов, распространившимися при Ахазе. Он ликвидировал жертвенники на высотах, предназначенные для поклонения как Богу Израилеву, так и идолам. Иерусалимский Храм был восстановлен и заново освящен. По приказу Езекии из него был убран и уничтожен сделанный Моисеем медный змей (Числ.21,8-9), который суеверно почитался народом как некое божество по имени Нехуштан. Царские писцы собрали воедино существовавшие в то время книги Св.Писания (вероятно, часть из них были известны лишь в устном предании). По мнению библеистов, в это собрание вошли части книг Бытия, Исхода, Чисел, Судей, Царств, Псалтири и Притчей Соломоновых. Считается, что именно тогда южная библейская традиция соединилась с северной, которую принесли в Иерусалим беженцы из павшего Израильского царства.

Во время правления Езекии пророк Исаия являлся его наставником и духовным вождем жителей Иерусалима. Он предсказал неотвратимость наказания Иудее за идолопоклонство: Господь нашлет полчища вавилонян, которые разорят Иерусалим и уведут в плен оставшиеся три колена. Но «остаток» Израиля вернется на землю отцов, и из него произойдет Мессия – Спаситель не только иудеев, но и всего человечества. Пророк Исаия именуется «ветхозаветным евангелистом», т.к. его Книга чаще других пророческих писаний цитируется в Новом Завете. Кроме вышеупомянутого пророчества о Еммануиле (Ис.7,14) особенно следует отметить: Ис.42,1-7 – пророчество об Отроке Господнем, - кротком, но нелицеприятном Судье всех народов, Ис.52,13 – 53,3 – о славе Мессии через Его уничижение, Ис.53,3-12 – об Искупительной Жертве Мессии, Ис.25,6 – о трапезе, которую Господь устроит на горе Сион для всех народов. Библеисты считают, что две трети Книги Пророка Исаии написаны последователями основанной им школы пророков, с VII по V вв. до Р.Х. (см. №8).

Современником Исаии был пророк Михей (евр. «Миха» или «Михайагу», - «Кто как Бог», аналог имени «Михаэль»), который хотя и не принадлежал к ученикам Исаии, но был близок ему по духу. В Книге Пророка Михея, в частности, указывается на Вифлеем как на место рождения Мессии – Того, «Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5,2-4).

Правление сына Езекии – царя Манассии (687 – 642 гг. до Р.Х.) и сына Манассии – Амона (642 – 640 гг. до Р.Х.) явилось самой мрачной страницей в истории Иудеи. Будучи вассалами Ассирии, они добровольно ввели в стране языческую религию. Храмовый культ пребывал в полном упадке, хотя официально не отменялся. Яхве воспринимался толпой как глава пантеона богов. Даже в самом Иерусалимском Храме появился идол финикийской богини Астарты. Внутри храмового комплекса существовали помещения для ритуальных блудниц – служительниц языческого культа. Во дворе Храма были поставлены жертвенники Солнцу и Луне, а в долине Генном («Геенне огненной»), около Иерусалима, еврейские дети приносились в жертву Молоху. За обличения Манассии пророк Исаия, по преданию, был распилен деревянной пилой. Во 2-ой Книге Паралипоменон (2 Пар.33,11-20) говорится, что Господь вразумил нечестивого царя, когда он по неизвестной причине был закован в цепи и уведен ассирийцами в Вавилон. Находясь в плену, Манассия глубоко раскаялся и стал взывать к Богу о помиловании. Господь услышал его молитву, и Манассия был возвращен в Иерусалим, после чего до конца жизни исправлял последствия своих беззаконных деяний. Царь Амон вновь вернулся к первоначальному нечестию своего отца, но вскоре был убит в результате заговора.

Сын Амона Иосия стал последним праведным царем Иудеи (640 – 609 гг. до Р.Х.). Его знаменитые реформы были вдохновлены проповедью пророка Софонии (евр. «Цефания», - «Яхве скрыл»), в центре которой стоит эсхатологическое пророчество о «Дне Господнем» - полной и внезапной погибели всех народов земли (Соф.1,14-18). Софония не застал реформ Иосии, которые начались только в 628 г., когда царь достиг двадцатилетнего возраста. Он очистил Храм от скверны, уничтожил, подобно Езекии, жертвенники на высотах и истребил всех языческих жрецов в Иудее. Воспользовавшись поражениями, которые наносили скифы ассирийским войскам, иудеи перестали платить дань Ассирии и впервые со времен Соломона восстановили контроль над всей Палестиной. Во время похода Иосии было уничтожено капище в Вефиле, где в качестве образа Яхве почитался золотой бык. В Иерусалимском Храме была обнаружена «Книга Закона», которой Иосия стал неукоснительно следовать в своих преобразованиях. (Среди библеистов принято считать, что это была Книга Второзакония, прежде неизвестная в Иудее, т.к. была написана левитами Северного царства, которые, видимо, принесли ее в Иерусалим при Иеровоаме I.) Иосия торжественно возобновил нарушенный завет Бога с Израилем и запретил приносить жертвы где-либо, кроме Иерусалимского Храма (4 Цар.22,1 – 23,30).

Самарянам по причине сохранявшегося среди них идолопоклонства был закрыт доступ в Иерусалим, и они продолжали совершать жертвоприношения Яхве на горе Гаризим, где, по местному преданию, Ной принес первую жертву после Потопа, а Авраам собирался принести во всесожжение Исаака. Самаряне постепенно превратились в замкнутую общину, которая сохраняла предание о том, что именно они, а не иудеи, «узурпировавшие» духовную и светскую власть еще во времена Давида, являются истинным Израилем – наследниками Богоизбранного колена Ефремова.

На период реформаторской деятельности Иосии приходится служение пророка Наума (евр. «Нахум», - «Утешитель»). Его книга представляет собой изложенное в поэтической форме пророчество о гибели Ниневии – столицы ненавистной иудеям Ассирии, владычество которой принесло неисчислимые бедствия странам Ближнего Востока.

Слова Наума исполнились в 612 г., когда после нескольких войн Ассирия была окончательно разгромлена Вавилонским и Мидийским царствами. Книга Пророка Наума цитируется в 25-ом Апостольском правиле, запрещающем двойное наказание за одно и то же преступление: «…Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум.1,9).

К этому же периоду, по всей видимости, относится Книга Пророка Аввакума (евр. «Хабаккук», - «Объятие»), о котором известно лишь то, что он проповедовал в Иерусалимском Храме. Заключительная, поэтическая часть его книги исполнялась, подобно псалму, во время Богослужения. В отличие от других пророков, Аввакум никого не обличает, но терпеливо ждет от Бога ответа на свой вопрос о причинах и смысле господства в мире зла. Подобно Иову, пророк не может примириться со страданиями праведников, в т.ч. с возвещенным ему грядущим наказанием Народа Божия. «Праведный верою жив будет» (Авв.2,4) – таков был ответ Господа, смысл которого заключается в том, что истинное благо состоит во внутреннем единении с Богом через веру, а не в преходящем земном благополучии. Поэтому, ап.Павел (Рим.1,17, Гал.3,11), говоря о спасающей силе веры во Христа, приводит эти слова Аввакума.

Царю Иосии было возвещено через пророчицу Олдану (Голду), что за свое благочестие он не увидит приближающихся бедствий, которые постигнут Иудею за ее прежние беззакония. Иосия погиб в бою с египтянами. Следующий иудейский царь Иоахаз был уведен фараоном Нехао (Нехо II) в Египет, где и скончался. Брат Иоахаза Иоаким (Елиаким) (609 – 597 гг. до Р.Х.), поставленный фараоном, стал выплачивать ему дань. Тем временем, на востоке от Палестины продолжало расширять свои границы Вавилонское царство, угрожавшее всем соседним странам, в т.ч. и Египту. К этому периоду относится служение пророка Иеремии (евр. «Иермиягу», - «Он будет вознесен Яхве»), который выступил с обличениями царя Иоакима за то, что он допустил возрождение идолопоклонства: к иноземным культам, практиковавшимся в Иудее, добавилось почитание египетских божеств. Своими упреками пророк вызвал ненависть как властей, так и иерусалимского духовенства, которое, несмотря на внешние реформы Иосии, не принесло покаяния в прежних беззакониях и лицемерно учило народ Торе. Пророчество Иеремии явилось последним предупреждением народу Иудеи, которому был предоставлен выбор: последовать воле Божией, т.е. подчиниться Вавилону и остаться жить на своей земле или самовольно пытаться сохранять независимость, что приведет к духовной и национальной катастрофе. Кроме обличений и предсказания участи Израиля, Книга Пророка Иеремии предвозвещает грядущий Новый Завет (Иер.31,31-34): хотя народ нарушил прежний завет, заключенный Богом с Моисеем, в Новом Завете Господь простит все его грехи, а Закон напишется на сердцах людей, т.е. будет иметь духовный характер. Глубокое, трагическое переживание любви к Богу роднит Иеремию с пророком Осией из Северного царства. Его речам свойственно жалобно-плачевное настроение, в котором проявляется меланхолическая и эмоциональная натура пророка. В то же время, устами Иеремии Господь как бы жалуется на Свой Народ. Бедствия, ожидающие Израиль, возвещаются через выражение тяжелых душевных переживаний самого Иеремии – одинокого и всеми отвергнутого человека. Пророческое служение Иеремии, к которому его Господь принуждает насильно, доставляет ему невыносимые страдания, усугубляемые неприятием слов пророка в народе. Пророчества Иеремии перемежаются с его слезными стенаниями, обращенными к Богу, в которых он сетует на непонимание окружающих и на свою горькую участь. При этом, Иеремия сострадает своему народу больше, чем любой другой пророк.

В 605 г. вавилонский царь Навуходоносор победил фараона Нехао и вторгся в страну филистимлян, после чего Иудея сделалась его данницей. В 600 г. Иоаким поднял восстание против Вавилона, но через три года был убит. Следующий царь Иехония после подавления восстания вавилонянами был уведен в плен вместе с 10000 иудеев. Последний царь Иудеи Седекия (сын Иосии) (597 – 587 гг. до Р.Х.), считавшийся с пророчествами Иеремии, все же не решался противиться патриотам и проегипетской партии. Он отказался платить дань и в союзе с финикийцами в 589 г. отложился от Вавилона. Иеремия за свои проповеди был обвинен в предательстве и брошен сначала в темницу, а затем – в сырую яму. Находясь под стражей, он диктовал откровения Божии своему другу пророку Варуху (евр. «Благословенный»). 37 – 45 гл. Книги Пророка Иеремии, в которых о Иеремии говорится в третьем лице, были написаны самим Варухом. В 586 г. Навуходоносор сжег Иерусалим вместе с Храмом и увел в плен почти все население Иудеи, в т.ч. ослепленного Седекию, все наследники которого были уничтожены. В 582 – 581 гг. была уведена третья группа пленников. Иеремия, которого Навуходоносор уважал за предсказание победы его оружия, был отпущен на свободу и переселился в Египет, где принял смерть от своих соотечественников, побивших его камнями. В иудейских преданиях Иеремия воспринимается как ходатай за Израиль перед Богом, и его явление ожидается перед приходом Мессии, одновременно с явлением Илии. Согласно 2-ой Книге Маккавейской (2 Макк.2,1-8), Иеремия спас от уничтожения Ковчег Завета, кадильный жертвенник и сохранившуюся до его времени Скинию Моисееву. Все эти святыни были скрыты им за Иорданом, в неизвестной пещере, находящейся в горе Нево, с которой Моисей перед смертью обозревал Святую Землю. Память разрушения храма Соломонова иудеи отмечают однодневным постом.

Книга Плач Иеремии состоит из пяти стихотворений, в которых оплакивается участь, постигшая Иерусалим и его жителей, но в этих скорбных жалобах слышится непоколебимое упование на Бога и глубокое раскаяние. Вероятно, книга читалась во время Богослужений на месте разрушенного Храма, которые совершались еще остававшейся там малочисленной иудейской общиной. По свидетельству 2-ой Книги Паралипоменон (2 Пар.35,25), Плач был сочинен самим Иеремией, но библеисты считают, что его автором являлся не Иеремия, а человек, превосходно владевший искусством поэзии, тогда как сам пророк выражал свой религиозный опыт более непосредственно. Состоящая из одной главы неканоническая книга Послание Иеремии адресована иудейским пленникам, находящимся в Вавилоне и посвящена осуждению окружавшего их на чужбине идолопоклонства и разоблачению всей его бессмысленности. По мнению библеистов, книга также не принадлежит Иеремии и была написана в эллинистический период. В греческой Библии она присоединена к Книге Пророка Варуха, являясь ее
шестой главой.

№8. Вавилонский плен. Эпоха Второго Храма.

Книги: Пророков Варуха, Иезекииля, Даниила,

Авдия, Аггея, Захарии и Малахии,

1-ая, 2-ая и 3-я Ездры, Неемии, 1-ая и 2-ая

Паралипоменон, Есфири, Иудифи, 1-ая, 2-ая и

3-я Маккавейские

Пребывание иудеев в Вавилонском плену продолжалось в течение без малого семидесяти лет, с 605 г. до Р.Х., - даты переселения первой группы пленников по 538 г. до Р.Х., когда началось их возвращение в Палестину. Изгнанные с родины, иудеи рассеялись по разным странам, входившим в состав Вавилонского царства. С ними слилась часть северных колен, выведенных в плен ассирийцами в 722 г. Разговорным языком иудеев стал арамейский – государственный язык Вавилона, а еврейский сохранялся в основном в Богослужении. По-арамейски даже были написаны Книга Товита, 2 – 8 гл. Книги Пророка Даниила и 4 – 8 гл. 1-ой Книги Ездры. В самом еврейском языке вместо древнего ханаанского письма, близкого к финикийскому алфавиту стало употребляться квадратное арамейское письмо. Благодаря исповеданию Единого Бога и осознанию своей Богоизбранности, иудеи смогли сохраниться как народ среди численно превосходивших их язычников. Со времени Вавилонского плена они раз навсегда прекратили соблазняться чужими богами, т.к. это грозило народу полным исчезновением.

После прибытия в Вавилон сподвижник Иеремии пророк Варух написал свою книгу и отправил в Иерусалим, чтобы ее читали на Богослужебных собраниях. В этой неканонической книге содержатся: молитва Варуха, стихотворение, напоминающее произведения «мудрых Израиля», в котором Премудрость отождествляется с Законом, а также пророческий текст, где персонифицированный Иерусалим обращается к пленникам, а пророк ободряет его, напоминая о мессианских обетованиях.

В первые годы плена духовным руководителем диаспоры был Иезекииль (евр. «Иехезкель», - «Яхве да укрепит») – пророк и священник. С его именем связывают появление первых синагог (греч. «собрание», по-еврейски – «кнесет») – молитвенных домов, в которые народ собирался для совместной молитвы и обучения Закону Моисееву. В условиях, когда прекратились жертвоприношения в разрушенном Иерусалимском Храме, Израиль, по словам Иезекииля, должен приносить Богу духовные жертвы, состоящие в нравственном очищении перед приходом Мессии, который произойдет после возвращения народа из плена. Именно в период плена утвердилась практика чтения установлений о жертвоприношениях, заменявшего сами жертвы, которая в эпоху Второго Храма распространилась по всей иудейской диаспоре в виду ее оторванности от Иерусалима и продолжает сохраняться в иудаизме. Книга Пророка Иезекииля – первая из пророческих книг, представляющая собой стройную композицию, а также первый образец апокалипсиса, в духе которого позже писали Даниил, автор 3-ей Книги Ездры, ап.Иоанн Богослов, Ерм и др. Книга включает в себя описание четырех сложных символических видений пророка, которые прообразуют будущие события Священной истории. Во время первого явления Иезекиилю Славы Божией он был призван к пророческому служению (Иез.2,1-11), получив повеление съесть свиток со словами «плач, и стон, и горе», о которых возвещает в первой, большей части своей книги. Иезекииль сделал макет осады Иерусалима, рядом с которым пролежал более года, питаясь нечистым хлебом (Иез.4,1 – 5,4). При помощи подобных символических действий и притч, к которым Иезекииль прибегает чаще других пророков, он обличает Израиль в полном нарушении Закона Моисеева и особенно – в идолопоклонстве, а также предрекает гибель другим нечестивым народам. Во второй части книги, начиная с 33 гл., пророк утешает свой народ, страдающий от праведного наказания Божия, говоря о грядущем обновлении и преображении Израиля. В 37 гл. описывается поле, усеянное сухими костями, которые собрались в человеческие тела, обросли плотью и ожили, что является символом возрождения Народа Божия и, в то же время, согласно святоотеческим толкованиям, прообразует грядущее воскресение мертвых. О Мессии Иезекииль пишет как о «Давиде» и «Пастыре» (Иез.34,23; 37,24). 40 – 48 гл. посвящены описанию видения нового Иерусалимского Храма, в который возвращается Слава Божия, пребывавшая «на востоке», вместе с пленным народом, а также будущего устроения Земли Израилевой. По преданию, Иезекииль был казнен в Вавилоне по приказу одного из иудейских старейшин, который не выдержал его обличений.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..