Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Электрические разряды представляются эффективным инструментом инициирования и стимулирования процессов сверхзвукового горения и управления обтеканием ...полностью>>
'Документ'
Внеклассная работа по математике является частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школьным методическим объединением учителей математ...полностью>>
'Документ'
По прогнозам специалистов в мире происходит уменьшение запасов нефти. В связи с этим, основная задача нефтеперерабатывающего комплекса заключается в ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на базе лаборатории ДНК-диагностики ГУ Медико-генетический научный центр РАМН (г. Москва), ГУЗ «Московский научно-практический центр...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Самуил – по происхождению левит, был посвящен Богу своими праведными родителями, в благодарность за его чудесное рождение от бесплодной Анны. Еще до того, как стать судьей Израиля, Самуил, с детства обладавший даром пророчества, был хорошо известен в народе, неустанно проповедуя Единобожие и обличая идолопоклонство. Слова Самуила возымели сильное действие: идолы повсюду были уничтожены, и водворилось поклонение Истинному Богу. На торжественном собрании, созванном Самуилом в городе Массифе народ в лице представителей от каждого колена принес публичное покаяние и возобновил завет с Богом. После поста и усиленных молитв была принесена жертва всесожжения. Решив, что евреи собираются поднять восстание, филистимляне выступили против них, но понесли серьезное поражение. Самуил жил в своем родном городе Раме, ставшем государственным центром. Еще ни один правитель со времени Моисея не имел такого огромного влияния на народ, как Самуил, совместивший в своем лице духовную и гражданскую власть.

Самуил дал стройную организацию школам («сонмам») пророков, сделав их источником нравственно-просветительского воздействия на народ. Жизнь в этих общинах проходила в строгом послушании наставникам, которые обучали своих подопечных религиозной практике, письменности и некоторым наукам. С помощью процессий, сопровождавшихся пением и музыкой, члены пророческих общин достигали экстатического состояния, в котором у них открывался дар прорицания. (По мнению историков, форма экстатического пророчества была заимствована евреями у ханаанских язычников.) Пророчества сообщались не только словесно, но и посредством символических действий. Пророки являлись особыми провозвестниками воли Божией. Их миссия состояла в обличении беззаконий Израиля, навлекавшего на себя праведный гнев Божий, в утешении народа во время постигавших его скорбей и в предсказании исполнения предела всех чаяний Ветхозаветной Церкви - наступления на всей земле Царства Мессии. Пророчества, которые содержатся в книгах Св.Писания часто имеют универсальный смысл. Они могут относиться к событиям, происшедшим при жизни пророков или вскоре после их кончины и, в то же время, рассматриваются святоотеческой традицией в эсхатологической перспективе, т.е. относятся к событиям, описанным в Новом Завете и последним временам. Пророческим даром обладали все древние праведники из числа праотцев и патриархов, включая Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, а также Моисей, Аарон, Иисус Навин и др., но начиная с Самуила, пророки идут непрерывной чередой через всю ветхозаветную историю. Своего расцвета пророческое движение достигло во времена Илии и Елисея (см. №7), когда членами сонмов являлись сотни человек. Многие из них становились «профессиональными» пророками при царях, в угоду которым часто говорили ложные пророчества. Но истинные пророки, перед лицом страданий и мученической смерти бесстрашно обращались к власть имущим, возвещая им волю Божию. К ним относились и великие пророки-писатели – такие, как Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и др.

Самуилу удалось возбудить в израильтянах боевой дух и объединить их разрозненные племена на восстание против врагов, но он не был военачальником, и, поэтому, возник вопрос о необходимости монарха – предводителя войска и гаранта единства народа. Когда Самуил достиг преклонного возраста, он поставил судьями над Израилем своих сыновей, но они, подобно Офни и Финеесу, не отличались праведным поведением и вызвали недовольство в народе, который стал просить Самуила поставить царя, как в других землях. Господь разгневался на Израиль, который предпочел власть царя власти Бога, но согласился поставить царя в наказание Своему народу, т.к. монархия налагает на граждан дополнительные обязанности, кроме религиозных. В то же время, на царя как на священную фигуру была возложена обязанность осуществлять власть Бога над Израилем. Предвидя желание народа иметь над собой царя, Моисей дал закон, определяющий полномочия царской власти, по которому монарх должен быть избран, согласно воле Божией, возвещенной через пророка (Втор.22, 14-15). В управлении страной он также обязан проявлять послушание Богу в лице пророков и священников.

С 9 гл. 1-ой Книги Царств описывается история Саула (евр. «Шауль», - «Испрошенный») – незнатного земледельца из колена Вениаминова, которого Самуил по указанию Бога помазал на царство над Израилем (ок. 1030 г. до Р.Х.). Новым государственным центром стал город Михмас. Его царствование началось с удачных военных походов против соседей – главным образом, филистимлян. Ратные подвиги вскружили голову Саулу. Он воздвиг себе памятник на горе Кармил и стал в своем правлении переходить к высокомерному самодержавию и пренебрегать указаниями Самуила, возвещавшего волю Божию. В 15 гл. говорится о войне с амаликитянами, которых Господь потребовал истребить до последнего человека за то, что они напали на Израиль во время исхода из Египта. Но Саул не исполнил воли Божией, оставив в живых амаликского царя Агага, которого Самуил собственноручно зарубил мечом. Саул за непослушание был отстранен от царства. Вместо него Самуил помазал Давида (т.е. «Возлюбленный» или «Воитель»), из колена Иудина – сына жившего в Вифлееме Иессея и правнука моавитянки Руфи (1 Цар.16 гл.).

Благодаря твердому упованию на помощь Божию и природной храбрости, Давид превзошел Саула своими подвигами в войне с филистимлянами (напр., победил в единоборстве с филистимским исполином Голиафом) и снискал всенародную любовь. Саул, хотя и выдал за Давида свою дочь Мелхолу, не смирился с его помазанием и потерей своей власти. С 18 гл. 1-ой Книги Царств описывается история долгого преследования Давида Саулом, который будучи ослеплен ревностью, несколько раз пытался его убить и даже умертвил 85 поддерживавших Давида священников в городе Ноеме, где находилась Скиния. Давид был вынужден скитаться по всей стране и некоторое время скрывался у филистимлян. Ему неоднократно представлялся случай убить Саула, но он не посмел поднять руку на помазанника Божия, хотя и отстраненного от власти, проявляя к своему тестю любовь и великодушие. Наконец, Саул сам покончил с собой, когда был тяжело ранен в бою с филистимлянами и по своей гордости не хотел умереть от рук необрезанных.

В начале 2-ой Книги Царств (1,1 – 4,12) повествуется о воцарении Давида (ок. 1010 г. до Р.Х.), который был признан только своим коленом – иудеями, составлявшими в то время треть израильского народа. Иевосфей – сын Саула, принадлежавший к колену Вениаминову, восстановил Израиль против колена Иудина. В результате вспыхнувшей гражданской войны Давид подчинил своей власти весь Израиль, воцарившись в Хевроне – центре колена Иудина, а затем занял хананейский укрепленный город Иевус, на месте которого основал свою новую столицу – Иерусалим (евр. «Иерушалаим», - «Владение мира»), куда перенес Ковчег Завета и поставил его в новой Скинии на горе Сион (старая осталась в Гаваоне). Сам будучи пророком, музыкантом и поэтом, Давид ввел в Богослужение игру на музыкальных инструментах и ритмические телодвижения, напоминавшие танец, которые практиковались в пророческих общинах. Хор из 288 человек исполнял под музыку священные гимны – псалмы, которые составили книгу Псалтирь, названную так по имени струнного музыкального инструмента.

Еврейский текст Псалтири (евр. «Тегиллим», - «Песни хвалы») содержит 150 псалмов, разделенных на 5 книг (иудеи называют Книги Моисеевы «Пятикнижием Господа к Народу», а Псалтирь – «Пятикнижием Народа к Господу», т.к. в ней видно, какое влияние оказала Тора на жизнь Израиля). В греческом переводе Псалтири и, след., в славянском – 151 псалом, в сирийском – 155. Именем Давида в еврейском тексте подписано 73 псалма, в греческом – 84. 10 псалмов названы «творениями сынов Кореевых» (Числ.26,11-58), 12 – Асафа, - певца и начальника хора, современника Давида. Пс.88 подписан именем Ефама Езрахита, Пс.89 - именем Моисея, Пс.126 – Соломона, Пс.138 – Захарии, Пс.145, 147 и 148 – пророков Аггея и Захарии. Остальные псалмы безымянны. Псалмы возникали в течение нескольких столетий после Давида как продолжение начатой им традиции. Предание относит ко Христу Пс.109 (чаще других цитируется в Новом Завете), 15 и 21, а также отдельные стихи многих других псалмов, напр., 3, 8, 35, 39, 40, 67, 68, 98, 101 и 117, а псалмы «Царства Господня» - 46, 92, 95-97 – к Царству Христову. В подтверждение Своего Божественного происхождения Спаситель приводил свидетельства псалмов чаще, чем другие тексты Ветхого Завета. Псалмы, которые содержат проклятия врагам и мольбы к Богу об их наказании, что на первый взгляд противоречит евангельским заповедям, в святоотеческих толкованиях понимаются в духовном смысле, т.е. личные недруги автора псалмов или враги Израиля рассматриваются как изображение падших духов либо страстей, гнездящихся в сердце человека. Псалтирь – вершина ветхозаветной поэзии, отражает все возможные состояния души человека, который обращается к Богу со словами хвалы, благодарности, покаяния, тоски и сетования о своих жизненных испытаниях либо размышляет об участи праведных и грешных и о событиях Священной истории. Стихи из различных псалмов лежат в основе большинства христианских Богослужебных текстов. Собственно псалмы также читаются и поются за каждой службой.

Давид окончательно победил филистимлян – сильнейшего врага Израиля и подчинил своей власти окрестные народы. Восточная граница его царства проходила по Евфрату, а крайней южной точкой владений Израиля был город Эйлат, построенный на берегу Красного моря. Праведный Давид, во всем стремившийся следовать воле Божией, достигнув зенита своего величия, не выдержал искушения окружавшей его роскоши, предался невоздержанию и совершил тяжкий грех (2 Цар.11,1 – 12,32). Вступив в связь с хеттеянкой Вирсавией (Беэр-Шевой), царь отправил на верную смерть в бою с аммонитянами ее мужа – храброго воина Урию и после его гибели женился на Вирсавии. Господь объявил Давиду через Пророка Нафана, что его грех будет наказан. Глубоко сокрушаясь о своем преступлении, Давид составил покаянный 50-ый Псалом – «Помилуй мя, Боже…». Последствием греха стала смерть ребенка, родившегося от прелюбодеяния. Следующий сын Вирсавии – Соломон (евр. «Шломо», - «Мирный») унаследовал царство от отца. Затем повествуется об испытаниях и скорбях Давида (2 Цар.13,1 – 18,33), когда его сын Авессалом, рожденный одной из многочисленных царских жен (Давид «умножал число жен» и наложниц, вопреки запрету Моисея – Втор.17,17) узурпировал власть при поддержке северных колен. Когда Давид скрывался за Иорданом, Авессалом преследовал его со своим войском и погиб во время сражения с царскими воинами, а Давид вернулся в Иерусалим.

Первая часть 3-ей Книги Царств посвящена царствованию Соломона (ок. 970 – 931 гг. до Р.Х.), которое явилось «золотым веком» Израиля и ознаменовано небывалым в его истории миром и благоденствием. По повелению Соломона был построен Иерусалимский Храм – главная святыня Ветхозаветной Церкви и центр культа, заменивший Скинию (3 Цар.5 – 7 гл.). Храм был воздвигнут не на Сионе, где находилась Скиния, а на горе Мореа (Храмовой), где, по преданию, Авраам приносил в жертву Исаака. Тем не менее, Сион остался символом Иерусалима и Ветхого Израиля, а в христианстве – Нового Иерусалима, - Царства Небесного. Именно на Сионе, в т.н. Сионской Горнице происходили Тайная Вечеря – учреждение Таинства Евхаристии и Сошествие Святого Духа на апостолов – рождение Нового Израиля, - Церкви Христовой.

Храм представлял собой комплекс сооружений, по своему плану соответствующих устройству Скинии, а по размеру превышавший ее ровно в два раза. Внутри высоких стен находился притвор, который составляли два обширных двора, возвышавшихся один над другим и соединенных между собой лестницами. Первый двор предназначался для народа (мужчины и женщины стояли отдельно), второй – для священнослужителей. Во дворе священников находился жертвенник, а в глубине его стояло само здание Храма, имевшее, как и Скиния, вход с восточной стороны, откуда ветхий Израиль ожидал прихода Мессии. Здание состояло из Святилища и Святого Святых, имевшего вид куба, где находился Ковчег Завета. В Святилище вместо одного светильника было поставлено семь, а вместо одного стола для хлебов предложения – десять столов. Вся внутренность храма была богато украшена золотом и искусной резьбой. Врата в Святое Святых закрывала завеса из дорогих тканей с вышитым изображением Херувимов. Во дворе священников вместо прежних умывальников при Скинии было сделано «медное море» - одна обширная емкость для ритуального омовения священников, по толкованию св.Отцов, прообразовавшая крещальную купель.

Принесение утренних и вечерних ежедневных жертв сопровождалось пением псалмов и музыкой. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и двое священников с трубами. Пение начиналось, как только жертвенное животное клалось на дрова и поливалось вином. Псалом при пении разделялся на три части продолжительными паузами, во время которых молящиеся падали ниц, поклоняясь Господу, а священники громко трубили (трубы также использовались для созывания народа в Храм и возвещения о наступлении субботы, - в пятницу вечером). Окончание стихов псалма либо припев (напр., «яко в век милость Его», - Пс.135) пелись всем народом. При ежедневном жертвоприношении на каждый день недели был положен особый псалом: в субботу – 91, в первый день недели (наше воскресенье) – 23, в понедельник – 47, во вторник – 81, в среду – 93, в четверг – 80, в пятницу – 92. По субботам, во время принесения особой, субботней жертвы пелась «Песнь Моисея». Для праздничных жертв также полагались определенные псалмы и обряды, напр., ритуальные танцы. Во время вечернего жертвоприношения в Святилище совершалось возжжение светильников и курение фимиама на кадильном алтаре, стоявшем перед завесой. Огонь для светильников и каждения брался от жертвенника, на котором приносилась кровавая жертва. Кроме служб, связанных с жертвоприношениями, в Иерусалимском Храме также совершались молитвы в течение дня – в 3-ий, 6-ой и 9-ый часы (по современному счету времени – в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня). Храм был освящен во время праздника Кущей: после смиренной молитвы Соломона Святилище наполнилось облаком Славы Божией, и на жертвы с неба сошел огонь. Всего во время освящения было принесено в жертву 22000 волов и 120000 баранов.

По молитве Соломона Господь наделил его мудростью, которая прославила израильского царя во многих странах Востока. Предание называет Соломона автором Священных Книг: Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона и Премудрости Соломона, а также Пс.71. Вместе с книгами Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Иова и Псалтирью книги Соломона составляют т.н. «писания мудрых Израиля». Все они, кроме стихотворных по форме Песни Песней и Псалтири, а также стоящей особняком Книги Иова, представляют собой сборники «притчей» (машалов), т.е. афоризмов и своим стилем напоминают изречения мудрецов, распространенные в древности в странах Ближнего Востока. По мнению библеистов, авторов этих книг следует искать среди советников израильских царей. Постепенно преподававшееся Избранному Народу учение мудрых, начало которому в Ветхом Завете положили Давид и Соломон подготавливало умы к восприятию нового Откровения – Воплощенной Премудрости Божией.

Книга Притчей Соломоновых кроме 403 изречений, подписанных именем Соломона (в 3 Цар. 4,32 утверждается, что всего он изрек три тысячи притч), включает в себя притчи Агура и Лемуила, - вероятно, аравийских или идумейских мудрецов (предание отождествляет их с Соломоном), а также «мудрых Израиля», имена которых не указаны. В 8 гл. держит речь сама персонифицированная Премудрость. Мирская, бытовая мудрость, которая содержится в притчах получает осмысление в свете страха Божия: истинная премудрость проявляется в точном следовании Торе, которое ограждает человека от греха.

Книга Екклесиаста, или Проповедника в еврейской Библии носит название «Слово Когелета, сына Давидова, царя в Иерусалиме». Слово «Когелет» в греческом тексте переведено как «Екклесиаст», т.е. «выступающий в собрании» или «проповедник». Основная мысль книги – это разочарование автора в самодовлеющей ценности земных благ, с которым связан его пессимистический настрой: «…все – суета и томление духа» (Екк.2,11). В контексте Св.Писания такой вывод является необходимым этапом на пути приготовления людей к принятию евангельской заповеди о блаженстве «нищих духом». Скоропреходящим радостям земной жизни Екклесиаст противопоставляет мудрость, которая заключается в жизни по заповедям Божиим.

Книга Песни Песней Соломона представляет собой уникальное в своем роде произведение библейской лирической поэзии, в котором воспевается взаимная любовь «возлюбленного» и «возлюбленной» и выражается скорбь при их разлуке. Стихотворные реплики жениха, невесты и хора перекликаются между собой в виде диалога. «Возлюбленный» именуется «царем» (Соломоном), а «возлюбленная» - «Суламитой». Песнь Песней - это единственная книга Св.Писания, в которой нет ни одного упоминания о Боге. Тем не менее, она вошла в ветхозаветную традицию в качестве священного текста. (В 1 в. от Р.Х. Богодухновенность Песни Песней, Екклесиаста и Книги Есфирь ставилась под сомнение собранием авторитетных иудейских законоучителей, которые после долгих прений решили сохранить эти книги в составе библейского канона.) Св.Отцы (свт.Афанасий Великий, Григорий Нисский и др.) рассматривают Песнь Песней как символическое изображение духовного брака Христа с Церковью или человеческой души с Богом.

Книга Премудрости Соломоновой (неканоническая) призывает к исканию Премудрости Божией (греч. «София»), которая обретается посредством молитвы. Премудрость упорядочила созданный Богом мир, руководит событиями мировой истории и является подательницей всяческих благ. Она, с одной стороны, отождествляется с Богом как одно из Его свойств, а с другой – представляется как бы отличной от Бога и именуется «излиянием славы Вседержителя» и «образом Его благости» (Прем.7,25-26), что в некоторой степени созвучно христианскому учению о Ипостасях Святой Троицы. Предвидя возможность воскресения тел в одухотворенном виде, автор книги утверждает, что Бог создал человека для «нетления» (Прем.2,23), которое дается в награду от Премудрости.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (также неканоническая), как и другие книги «мудрых Израиля» рассматривает Премудрость в качестве персонифицированного Божественного Откровения и, в то же время, отождествляет ее с Торой – Законом Моисеевым, который требует точного исполнения, в первую очередь, - по отношению к храмовому культу. Кроме собрания изречений, книга включает в себя главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Сир.42,15 – 43,36) и в истории (Сир.44,1 – 50,31), а также благодарственный гимн (Сир.51,1-17) и молитву о приобретении мудрости (Сир.51,18-38).

Книга Иова – художественный и философский шедевр письменности «мудрых Израиля». Иов (евр. «Ийов», - «Подвергшийся вражде»), согласно преданию, был правнуком Исава и правителем области Уц, в Идумее, которая славилась своими мудрецами. (По другим преданиям, землю Уц следует искать на территории нынешней Сирии или на берегах Евфрата, а жители ее происходили от Нахора – брата Авраама.) Книга начинается прологом в прозе, в котором повествуется об испытаниях, постигших праведного Иова (1 – 2 гл.). Желая испытать твердость веры Иова, Господь попустил диаволу устроить против него свои козни. В короткое время Иов совершенно обнищал, пережил смерть всех своих детей и заболел проказой. В большом поэтическом диалоге (3 – 27 гл.), составляющем главную часть книги, Иов беседует со своими друзьями, которые пытаются его убедить в том, что страдания всегда являются наказанием за грех. Но Иов не соглашается с ними, настаивая на своей невиновности пред Богом и указывая на царящую в мире несправедливость. Выражения протеста перемежаются у него со словами покорности воле Божией, но, несмотря на ропот, который слышится в страдальческих воплях Иова, он ни разу не произносит хулы на Бога, сохраняя непоколебимость своей веры. Включившийся в диалог Елиуй, не согласный ни с Иовом, ни с его друзьями, стремится оправдать образ действия Бога (32 – 37 гл.). Его прерывает Сам Господь, Который отвечает Иову «из бури». Бог отказывается давать ему ответ в своих действиях, т.к. человек не имеет права судить Всемогущего и Всеведущего Творца. Тогда Иов, умиротворенный явлением Бога, признает, что ошибался в своих суждениях (Иов.38,1 – 42,6). Книга заканчивается эпилогом в прозе: Господь порицает собеседников Иова за узость их представления о Божественной справедливости и щедро вознаграждает праведника за все его страдания (Иов.42,7-17). Согласно толкованиям св.Отцов, невинно страдающий праведник Иов является образом Христа, Который, будучи безгрешным, претерпел на Кресте незаслуженные мучения и всю тяжесть Богооставленности. Возвращение Иову земного благополучия, которое он получает в награду от Бога прообразует Воскресение Христово. Поэтому, эпилог Книги Иова читается в качестве паремии на Вечерне Великой Пятницы.

№7. История разделенного царства. Книги: 3-я и 4-ая

Царств, Товита, Пророков Амоса, Осии, Ионы,

Иоиля, Исаии, Михея, Софонии, Наума,

Аввакума и Иеремии, Плач Иеремии и Послание

Иеремии

Подобно своему отцу Давиду, Соломон поддался сладострастию и, кроме своей первой супруги – дочери фараона, стал брать себе все новых и новых жен, число которых достигло 700, а наложниц – 300. В отличие от Давида, Соломон не сохранил преданности Богу и, вступая в династические браки с языческими царевнами, стал строить капища для их богов (финикийской Астарты (Ашторет), моавитского Хамоса, аммонитского Милхома (Молоха) и др.), что ввело Израиль в соблазн. Господь возвестил Соломону через пророка Ахию, что в наказание за это нечестие после его смерти власть царей из рода Давида будет распространяться лишь на колена Иудино и Вениаминово, а десять северных колен составят отдельное царство, первым правителем которого станет Иеровоам – один из сановников Соломона. Разгневанный этим пророчеством, царь хотел убить Иеровоама, но тот бежал в Египет, где находился до смерти своего господина (3 Цар.11, 26-40). Внешней причиной раскола страны стало тяжелое иго, возложенное Соломоном на северные колена, которое состояло в принудительных работах и непомерных податях. Начиная с 12 гл. 3-ей Книги Царств, а также в 4-ой Книге Царств описывается история разделенного царства.

После кончины Соломона в Иудее воцарился Ровоам (931 – 913 гг. до Р.Х.) – его сын от аммонитянки Наамы, при котором продолжало процветать идолопоклонство. Когда Ровоам прибыл в Сихем для сбора податей, представители северных колен во главе с Иеровоамом обратились к нему с просьбой ослабить тяжесть их бремени, но Ровоам, напротив, обещал увеличить его в несколько раз. В ответ на это большая часть Израиля отделилась от Иудеи (Южного царства), составив Израильское (Северное царство) со столицей в Сихеме (евр. Шхем, греч. Неаполис, совр. араб. Наблус) (позже была перенесена в Фирцу). Его правителем, согласно предсказанию пророка Ахии, стал Иеровоам 1 (931 – 910 гг. до Р.Х.), происходивший из колена Ефремова, которое заняло на севере господствующее положение. Иудейское и Израильское царства постоянно враждовали друг с другом и вели частые междоусобные войны. Воспользовавшись разделением страны, на Иудею тут же совершил опустошительное нападение египетский фараон Шешонк 1 (Сусаким). Иерусалимский Храм и царский дворец были ограблены, а Иудея на время стала данницей Египта, что было попущено Богом для вразумления отступившего от Него народа. Аса – третий царь Иудеи (911 – 870 гг. до Р.Х.), в отличие от своего нечестивого деда Ровоама и отца Авии, принял меры к искоренению идолопоклонства, за которое была введена смертная казнь. Ему удалось освободиться от египетского ига и привести страну к процветанию. Иосафат – сын Асы, воцарившийся после него (870 – 848 гг. до Р.Х.), во всем следовал своему отцу, но последний период его правления был омрачен союзом против сирийцев, заключенным с Ахавом – восьмым и наиболее нечестивым правителем Израильского царства, который Иосафат предпочел упованию на заступление Божие. Последующие нечестивые иудейские цари Иорам и Охозия продолжали сохранять связи с одноименными и во всем подобными себе сыновьями и преемниками Ахава. Иорам взял себе в жены Гофолию (Аталию) – сестру Ахава, отличавшуюся кровожадностью и ненавистью к Богу Израилеву. После смерти Охозии (см. ниже) его мать Гофолия стала царицей Иудеи (841 – 835 гг. до Р.Х.).

После разделения царства Соломона жители обеих его частей еще сильнее, чем прежде предались идолопоклонству, чему способствовало небогоугодное правление большинства царей, особенно в Израильском царстве, где не было ни одного праведного царя. Идолопоклонство было воспринято евреями не только в виде чужеземного язычества, но оно проникло и в саму ветхозаветную религию. Иеровоам 1 соорудил чисто языческие капища в Дане, на севере Израильского царства (подобное капище существовало там еще в эпоху Судей) и в Вефиле, посвятив их Богу Яхве, изображенному в виде золотых быков, что явилось повторением греха поклонения золотому тельцу в пустыне. Этим Иеровоам 1 и его преемники стремились отвлечь северные колена от Иерусалимского Храма – единого религиозного центра всего Израиля и объединить их вокруг новой лжерелигии, на которую опиралась государственная власть в Северном царстве. Бык в Вефильском капище, ставшем главным центром культа, находился более 300 лет. Первоначально быки являлись символами Херувимов, на которых восседает Господь, но под влиянием языческих культов соседних народов они превратились в предмет поклонения, «изображая» Невидимого Бога. Когда все левиты, жившие в Израильском царстве, из-за отказа служить идолам переселились в Иудею, священники по приказу царя стали поставляться из народа.

Из двадцати северных царей восемь были убиты, и после гибели каждого из них менялась династия. Царь Амврий (Омри) (885 – 874 гг. до Р.Х.), установивший тесные связи с Финикией, перенес столицу из Фирцы в построенный им город Самарию (евр. Шомрон, рим. Севастия), где поставил идол Ваала. Его сыном был вышеупомянутый нечестивый царь Ахав (874 – 853 гг. до Р.Х.), при котором в стране расцвел культ финикийских божеств. Под влиянием своей жены, гордой и властолюбивой финикийской царевны Иезавели он стремился вообще искоренить религию Яхве. Тогда великий пророк Илия Фесвитянин (евр. «Илиягу», - «Бог мой Яхве»), именуемый «вторым Моисеем», явился в Самарию из Иорданской пустыни, где он жил отшельником и, представ перед Ахавом, объявил, что за сугубое нечестие Израиль будет поражен гибельной трехлетней засухой. Когда пророчество начало сбываться, царь в страхе приказал отыскать Илию, который предложил ему устроить состязание с языческими волхвами, чтобы доказать истинность веры в Бога Израилева. Ахав, готовый на все, лишь бы только прекратить бедствие, дал свое согласие. Илия воздвиг на горе Кармил (Кармель) жертвенник и возложил на него тельца, чтобы в молитве просить Господа низвести на жертву небесный огонь. То же самое сделали и собравшиеся на горе волхвы. Целый день они взывали к Ваалу о низведении огня на жертву, но их мольбы остались тщетными. Когда Илия помолился Господу, его жертва была объята мощным пламенем, что привело народ в трепет и ужас. После того, как волхвы были казнены, засуха прекратилась. Пришедшая в ярость Иезавель стала искать способ убить Илию, но он спасся бегством и достиг горы Синай, где пребывал в посте и молитве и сподобился видеть Славу Божию, явившуюся ему в «веянии тихого ветра» (3 Цар.19, 1-18). Вернувшись в Самарию, Илия вновь начал обличать Ахава, который был тронут словами пророка и искренно покаялся в своих беззакониях. Когда Илия обличил сына и преемника Ахава царя Охозию в том, что он обращался с молитвой к идолу Веельзевула, тот безуспешно пытался его убить. В конце земной жизни Илии Господь повелел ему поставить себе через миропомазание преемника, которым стал Елисей. История Илии начинается с 17 гл. 3-ей Книги Царств и заканчивается описанием его прижизненного взятия на Небо в огненной колеснице (4 Цар.2,11). В христианской традиции Илия является наиболее чтимым из всех ветхозаветных пророков. Затем, до 4 Цар.13,21 повествуется о деяниях пророка Елисея, который получил от Илии благодатную силу.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..