Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Познание законов природы и создание на этой основе картины мира – непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использов...полностью>>
'Реферат'
Публичный доклад о работе ГОУ СПО «Кимрский механико-технологический техникум» за 2010-2011 учебный год содержит информацию о тенденциях развития уче...полностью>>
'Документ'
09:00 - переезд в столицу Польши - Варшаву - город королевских резиденций, город музыки Шопена, город в котором присущая неповторимая и уникальная ат...полностью>>
'Сказка'
Одно из правил научного подхода - считать объект известным лишь в той степени, в какой исследователь способен высказать о нем научно обоснованные утв...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для иллюстрации своего учения Мухаммед использует сюжеты из Библейской истории и местных, аравийских преданий. Чаще всего упоминаются события, связанные с Авраамом и Моисеем. В Коране нет прямых заимствований из текстов Нового или Ветхого Заветов. Библейское предание является общим духовным наследием народов Ближнего Востока, и доказательство тому – сильное сходство историй, описываемых в Коране, с еврейскими народными мидрашами. То же самое относится и к единобожию, которое с древнейших времен встречается среди язычников-семитов (достаточно вспомнить Авраама и Мелхиседека), в т.ч. и в Аравии, где поклоняющихся Единому Богу называли ханифитами. Помимо традиционных верований на Аравийском полуострове определенное распространение имело христианство – православие, несторианство и особенно – монофизитство. Серьезное влияние имел и иудаизм, который, благодаря активности многочисленных иудейских общин, в VI в. даже был государственной религией на территории Йемена. Существует версия, что матерью Мухаммеда была крещеная еврейка, а его учителями могли быть несториане или иудейские раввины, хотя мусульманское предание настаивает на том, что пророк был неграмотен.

Главный смысл проповеди Мухаммеда заключен в том, что человечество на протяжении всей своей истории неправильно понимало Божественное Откровение, данное ему через пророков. Все существующие религии, в т.ч. иудаизм и христианство заблуждаются, т.к. отошли от чистого ханифизма, лучший пример которого – это вера Авраама (Ибрагима). По преданию, Авраам и его сын Измаил (Исмаил), от которого ведут свое происхождение арабы, возобновили храм Кааба, построенный Адамом и разрушенный во время потопа (считается, что в Каабе похоронен Адам, а возле нее почитаются место погребения Агари и Исмаила и отпечаток стопы Авраама). Кааба – главная аравийская святыня, находящаяся в Мекке, изначально была посвящена Единому Богу (Аллаху), но постепенно в ней появилось множество племенных идолов, среди которых наиболее почитался идол мекканского божества Хубала. Его культ во времена Мухаммеда соперничал с культом Аллаха (Рахмана). При этом, для ханифитов Кааба продолжала сохранять свое значение. Мухаммед призывал соотечественников отвергнуть идолопоклонство и объединиться из разрозненных племен в единый народ вокруг веры в Аллаха. Вызвав недовольство курейшитской знати, Мухаммед вместе с частью своих последователей был вынужден покинуть Мекку и переселиться в Ясриб, который потом получил название Медина аль-Наби («Город Пророка»). Это переселение («хиджра»), произошедшее в 622 г., является точкой отсчета новой мусульманской эры. Оставшиеся в Мекке сторонники Мухаммеда стали преследоваться, и многие из них бежали в Эфиопию. Как первые мученики за ислам почитаются мекканец Ясир и его жена Самайя.

В Медине Мухаммед нашел теплый прием. Здесь его община значительно выросла и стала называться Умма, т.е. «собрание» (отдаленная аналогия с греч. «экклесия» и более близкая – евр. «кагал»), объединяющее тех, кто исповедует ислам – «покорность» Аллаху. («Мусульманин», по-арабски «муслим» означает «покорный». Слово «ислам» также производят от «салам», - «мир».) Умма как некое мистическое сообщество объединяет всех мусульман мира, независимо от их национальности и направления ислама, которого они придерживаются. Ближайших сподвижников Мухаммеда, переселившихся с ним в Медину, принято называть мухаджирами («переселенцами»). Среди них были: Али – двоюродный брат пророка, как считают шииты, первым из людей принявший ислам и Хадиджа - жена Мухаммеда, - первая женщина-мусульманка. Мухаджиры – курейшиты из Мекки враждовали с ансарами – другой группировкой сподвижников Мухаммеда, состоявшей из мединцев. К Мединскому периоду относятся 24 суры Корана, в т.ч. первая мединская сура «Корова», содержащая все основы исламского вероучения. Из Медины около 630 г. был предпринят успешный поход на Мекку, после которого Мухаммед очистил Каабу от идолов и сделал ее центром своей религии. Затем он завоевал всю Аравию, совместив в одном лице пророка, военачальника и правителя. Поэтому, теократия является одной из основ ислама. Вернувшись в Медину в 632 г., Мухаммед неожиданно умер.

Параллельно с Мухаммедом и независимо от него и друг от друга с аналогичной по форме и содержанию проповедью выступили «пророк» Мусайлима – на востоке Аравии и «пророчица» Саджах – на юге Ирака. Их экстатические вещания также произносились от имени Аллаха (Рахмана). Мусайлима и Саджах собрали вокруг себя много сторонников, которые вели войны с Мухаммедом и между собой. Наконец, Саджах приняла ислам, а Мусайлима погиб в бою с мусульманами в 634 г. В мусульманской традиции Мусайлима и Саджах считаются лжепророками, подражавшими Мухаммеду.

(II). Власть Мухаммеда унаследовали калифы (т.е. «заместители» или «преемники»), первый из которых – Абу-Бакр (632 – 634 гг.) – тесть пророка, сделал первую попытку составления Корана. Через 20 лет, при калифе Османе текст Корана был окончательно составлен и канонизирован. Для того, чтобы устранить разночтения в разных редакциях Корана в арабскую письменность, состоявшую из одних согласных, в конце VII в. были введены огласовки, подобно тому, как это делали иудейские масореты, самаряне и сирийцы. Средствами распространения ислама были не учение или убеждение, а огонь и меч. Армия второго калифа Омара (634 – 644 гг.) начала беспрерывный победоносный поход. В 637 г. арабы взяли Иерусалим, в 638 г. - завоевали Сирию, в 640 – Египет. При третьем калифе Османе (644 – 650 гг.) были захвачены часть Северной Африки, юг Малой Азии, острова Кипр и Родос. В 651 г. была подчинена Персия, большинство населения которой быстро оставило зороастризм и приняло ислам. (Сейчас количество зороастристов не превышает 200000 человек. Они делятся на два заметно отличающихся друг от друга направления: гебров и парсов. Первые проживают в Иране (в основном – провинции Йезд и Керман), а вторые – в Индии и Пакистане (являются потомками персов, бежавших от преследований со стороны мусульман).) Арабский (сарацинский) флот дважды угрожал Константинополю: при Консте и Константине Погонате. Грекам удалось спасти свою столицу, лишь благодаря «византийскому огню», секрет которого до сих пор неизвестен. В 677 г. между халифатом и Византией был заключен тридцатилетний мир. В 707 г. арабы подчинили себе всю Северную Африку, христианское население которой подверглось почти полному истреблению. (Потомками живших на севере Африки романизированных берберов и финикийцев являются мальтийцы, которые хотя и подверглись значительной арабизации, но остались христианами.) В 712 г. арабы захватили Испанию, откуда попытались расширить экспансию в Галлию, но были в 732 г. остановлены франками в сражении при Пуатье. Халифат просуществовал до монгольского нашествия и был снова возрожден турками-османами, султан которых имел предками древних калифов и, след., права на духовную и политическую власть (см. ниже).

(III). С конца VIII в. началась письменная фиксация предания о Мухаммеде, в результате чего сложилась т.н. «Сунна [т.е. «Предание»] Пророка» - собрание хадисов (рассказов), напоминающих иудейские мидраши, которые содержат высказывания Мухаммеда либо краткое повествование об эпизодах из его жизни. В начале каждого хадиса указывается цепочка имен передатчиков (до десяти человек), восходящая к Мухаммеду. Из сотен тысяч хадисов, изученных средневековыми собирателями, большинство были признаны недостоверными, т.к. у них вызывала сомнение подлинность имен, указанных в этих цепочках. Из отобранных хадисов были составлены сборники, крупнейший и самый распространенный из которых – «Шесть книг», принадлежит аль-Бухари и содержит 7000 хадисов. Когда речь идет о Сунне, то, в первую очередь, имеется в виду именно этот сборник. Аль-Бухари, как и большинство собирателей хадисов имел персидское происхождение. Письменная фиксация Сунны завершилась в IX в. Сунна рассматривается мусульманами как писание, второе по значению после Корана и даже как равнозначное с ним. Сунна, более гибкая, чем Коран была формой адаптации нравственных и правовых норм обращенных в ислам народов, культуры которых сильно различались между собой. На хадисах, в т.ч. и недостоверных была основана обширная литература в виде комментариев и комментариев на комментарии – своего рода аналог талмудической традиции в иудаизме.

История ислама не знает аналогов Вселенских Соборов или иудейского Синедриона. Догматы принимались частными лицами (духовными авторитетами) на основе Корана и Сунны, в которых содержится множество противоречий. Кроме того, одни и те же постулаты по-разному толкуются в разных регионах исламского мира, что обусловлено многообразием культур. Неизбежность разногласий признается всеми мусульманами, с чем связан известный плюрализм в исламской теологии Средних веков. Исключение составляют споры по поводу религиозно обоснованных прав на власть, приводившие к массовым кровопролитиям. По вопросу о власти мусульмане делятся на три ветви: сунниты, шииты и исмаилиты. Эти течения подразделяются на догматико-правовые школы (мазхабы), а те, в свою очередь, включают в себя множество национальных и узко региональных традиций, часто замкнутых на себе. Центральные понятия исламской теологии – религиозная практика (дин) и закон (шариат). Практика состоит из пяти религиозных обязанностей («столпов веры»), исповедания пяти догматов и совершения добрых дел.

(IV). В религиозные обязанности мусульманина входят: исповедание символа веры, молитва, пост, паломничество и милостыня.

Исповедание символа веры – «Шахады» (т.е. «свидетельства»), - «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЬ АЛЛАХУ УА МУХАММАДУН РАСУЛУЛЛАХУ» («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Аллаха») входит в состав всех мусульманских молитв. Для принятия ислама необходимо троекратное произнесение «Шахады» при свидетелях-мусульманах. Воины, произнесшие «Шахаду» перед смертью в бою, считаются святыми мучениками (шахидами).

Молитва (араб. «салят», перс. «намаз») должна совершаться мусульманином пять раз в день, на арабском языке, после чего можно молиться своими словами на родном языке. (Практика пятикратной молитвы была, видимо, воспринята исламом из зороастризма.) Каждый намаз представляет собой повторение определенного количества ракатов (араб. «рак’ат», - «круг») молитвенных формул и поклонов, чередующихся в определенной последовательности. Молитвы, произносимые во время раката, начинаются с «Такбира» - возгласа «Аллаху Акбар» («Хвала Аллаху») и суры «Фатиха» и включают в себя суры «Ихлас» («Очищение») и «Кадр» («Ночь предопределения»), а также «Ташахуд» («Шахаду») и др. Состав молитв несколько изменяется, в зависимости от порядкового номера раката. Утренняя молитва состоит из четырех ракатов, полуденная – из восьми, предвечерняя – из шести, вечерняя – из пяти, полуночная – из шести. Особенно приветствуется добровольная ночная молитва, которая может состоять из 13 ракатов и обычно соединяется с полуночной молитвой (у ханафитов считается обязательной). В Рамадан ночные молитвы состоят из 20 – 36 ракатов, а у шиитов их число доходит до сотен. Молиться можно в мечети или в любом другом «чистом» месте, при наличии особого коврика, обращенного в сторону Мекки. Перед молитвой необходимо совершить «малое омовение», снять обувь и покрыть голову. (Ритуальное омовение мусульмане также совершают перед тем, как взять в руки Коран, после половой близости и прикосновения к «нечистым» предметам – трупам, крови, безбожникам и т.п.) Пятничная молитва, совершается только в мечети, и присутствовать на ней могут одни мужчины (не менее сорока человек). В обычные дни женщины молятся отдельно от мужчин, за перегородкой или на особой галерее. Во многих странах женщины могут ходить в мечеть лишь в пожилом возрасте.

Пост («саум») мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан, который состоит из 30-и дней. Рамадан – 9-ый месяц принятого у мусульман лунного календаря предшествует веселому трехдневному празднику Разговения (Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам), посвященному воспоминанию о первом откровении, которое получил Мухаммед. Пост заключается в полном воздержании от пищи, питья, развлечений и любых чувственных удовольствий в течение дня – от восхода до заката солнца, но вечером, когда, согласно Корану, «белую нитку нельзя отличить от черной» все запреты перестают действовать. Пост должен сопровождаться усердной молитвой и щедрой благотворительностью. Cоблюдение Рамадана рассматривается как средство очищения от грехов, накопившихся в течение года, а также призвано научить мусульман представлять себя на месте голодных и страждущих собратьев и испытывать к ним сострадание. Кроме месяца рамадан мусульмане могут добровольно поститься каждый понедельник и четверг, в 13-ое, 14-ое и 15-ое числа каждого лунного месяца (в дни полнолуний), в первые 10 дней 12-ого месяца зиль-хидджа, в 9-ое, 10-ое и 11-ое числа первого месяца мухаррам и в 6 дней 10-ого месяца шавваль.

Паломничество («хадж») в Мекку каждый мусульманин должен совершить хотя бы один раз в жизни. (Всем немусульманам въезд в Мекку, а также в Медину, где похоронен Мухаммед, категорически воспрещен.) Хадж совершается с восьмого по 13-ый день зиль-хидджа – 12-ого месяца лунного календаря, в главный мусульманский праздник – Жертвоприношение (Ид аль-Адха или Курбан-Байрам), посвященный воспоминанию о жертвоприношении Авраама. По исламскому преданию, он именно в окрестностях Мекки собирался принести во всесожжение Аллаху своего сына, но не Исаака, а Измаила. Около двух миллионов паломников со всего мира ежегодно участвуют в сложных ритуалах хаджа, требующих немалой физической выносливости. Эти обряды, имеющие языческое происхождение, Мухаммед переосмыслил и сделал обязательными для всех мусульман. Первый хадж сам он совершил сразу же после захвата Мекки. Перед хаджем паломник должен нравственно и телесно очиститься: примириться с окружающими, воздерживаться от половой близости, вымыться, подстричь ногти и т.п. Одев на себя ихрам – два куска белой материи, соединенные поясом и сняв обувь, паломники семь раз обходят Каабу – строение кубической формы с находящейся внутри его Запретной мечетью и поклоняются священному «черному камню», лежащему в основании Каабы, который, по преданию, был подарен Аллахом Адаму. (Перед началом хаджа Каабу обтягивают кисвой – черной материей с золотым орнаментом по периметру.) Затем паломники семь раз пробегают между двух холмов, находящихся внутри длинной мечети – через место скитания Агари и Измаила, изгнанных Авраамом в пустыню, а также пьют и обливаются с головы до ног из священного источника Замзам, который архангел Джибрил извел из земли ударом крыла, чтобы Агарь и Измаил не умерли от жажды. Покинув Мекку, паломники босиком идут несколько километров до горы Арафат, с которой Мухаммед произнес свою последнюю проповедь. «Великое стояние» под палящим солнцем у горы Арафат, длящееся с полудня до захода солнца, во время которого совершаются покаянные молитвы, является кульминацией хаджа и символизирует покорность Аллаху. Считается, что на этом месте Адам и Ева встретились после изгнания из Рая. После «великого стояния» начинается сам праздник Жертвоприношения, в начале которого паломники в долине Мина в течение двух дней бросают 49 камней в три столба, символизирующих шайтана (диавола) (во время этого ритуала регулярно возникает давка, уносящая десятки человеческих жизней). По преданию, Авраам на этом месте также бросал камни в явившегося ему шайтана, который лукаво отговаривал его от принесения Измаила в жертву Аллаху. Затем происходит совместная трапеза под открытым небом, во время которой съедается третья часть баранов, принесенных каждым паломником. Остальное мясо распределяется среди малоимущих по всему мусульманскому миру. Жертвоприношение совершается не только в Мекке, но и во всех странах, где имеются мусульманские общины. После жертвоприношения мужчины остригают волосы и брови, женщины – пряди волос и закапывают их в долине Мина. Хадж заканчивается вторым семикратным обходом вокруг Каабы. Если хадж не позволяют совершить материальные затруднения, то следует в меру сил помогать собираться в дорогу другим паломникам. Практикуется также «малый хадж» - посещение во внеурочное время Мекки, могилы Мухаммеда в Медине, гробниц мучеников или Иерусалима (араб. «Эль-Кудс», т.е. «Святое место»), где мусульманскими святынями являются мечети Куббат-эс-Сахра и аль-Акса, стоящие на месте Иерусалимского Храма. В мечети аль-Акса (т.е. «Дальней») – бывшем христианском храме Введения Божией Матери почитается отпечаток Стопы Христа, перенесенный мусульманами с Елеонской горы. Предание приписывает этот отпечаток Мухаммеду, который чудесно перенесся из Мекки в Иерусалим и на небо верхом на мифическом животном аль-Бурака (крылатой кобыле или кентавре женского пола). Во время этого ночного путешествия, о котором кратко упоминается в 17-ой суре «Ночной перенос» («Аль-Исра») он, якобы, опускался на гору Синай и в Вифлеем – в знак своего духовного преемства от пророков Мусы и ‘Исы, беседовал в аль-Аксе с Ибрагимом, Мусой и ‘Исой, видел ад и Рай и, представ перед Престолом Аллаха, получил от Него тайное знание, а затем умолил Аллаха сократить для мусульман количество дневных молитв с первоначально предписанных пятидесяти до пяти и, наконец, вернулся в Мекку. Все путешествие длилось в течение мгновения, за которое не успела вылиться вода из опрокинутого кувшина. Куббат-эс-Сахра (т.е. «Купол скалы») или мечеть Омара - это здание с огромным золотым куполом, построенное на месте Святого Святых и не являющееся собственно мечетью, т.к. не имеет михраба. Согласно хадисам, со скалы, находящейся внутри здания, Аллах вознесся на Небо, когда завершил сотворение мира. Четвертым по значимости святым местом мусульман является мечеть Омейядов в Дамаске, в которой погребена голова пророка Яхьи (св.Иоанна Предтечи). Определенное количество «малых» паломничеств к святыням ислама заменяет хадж.

Милостыня («закят») во многих странах превратилась в государственный налог в пользу бедных. Считается, что милостыня «очищает» богатство и способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам. Малоимущие освобождаются от закята. Шииты делают особый акцент на справедливом распределении среди бедных материальных благ, принадлежащих богатым. У них также существует обязательный налог в пользу мусульманского духовенства – хамус, составляющий одну пятую от годового дохода.

Кроме того, для любого мусульманина желательно, хотя и не обязательно участие в джихаде (букв. «усилие») в борьбе за веру. Различаются: джихад сердца - нравственное совершенствование, джихад языка - убеждение, джихад руки - наказание и джихад меча – война с неверными (перс. «газават»). Современные теологи в основном делают акцент на нравственной стороне джихада, а войне придают оборонительное значение. Кроме того, существует мнение, что если хотя бы в одной точке земли идет священная война за веру, то к ней причастны все мусульмане. Джихад также может провозглашаться против любого негативного явления в обществе – низкого уровня жизни, неграмотности, преступности и т.п. В хадисах говорится, что для женщины джихадом является угождение мужу, рождение и воспитание детей, а ее смерть во время родов приравнивается к мученичеству за веру. У шиитов и исмаилитов джихад является шестой религиозной обязанностью. (Седьмой обязанностью и основой всего нравственного закона шииты называют «противостояние злу и поощрение добра», т.е. неравнодушное отношение к поступкам окружающих, посредством которого мусульманин уподобляется пророкам и имамам.)

(V). Исламское исповедание определяется по приверженности пяти догматам: единобожие, пророчество, Божественная справедливость, воскресение и судный день, власть.

Единобожие провозглашается мусульманами с подчеркнутой настойчивостью, в противоположность политеизму и христианскому учению о Троице.

Пророчество. Согласно мусульманскому учению, Аллах посылал пророков ко всем народам земли, чтобы научить их истинной вере в Единого Бога. В хадисах говорится, что в течение мировой истории явились 124000 пророков. Среди них на первом месте стоят: Ной (Нун), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (‘Иса) и Мухаммед. Кроме того, в Коране пророками называются: Адам, Енох (Идрис), Исмаил, Исаак (Исхак), Иаков (Я’куб), Иосиф (Юсуф), Иов (Айюб), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), Илия (Ильяс), Иона (Юнус), Ездра (Хизр), Захария (Закария), Иоанн Креститель (Яхья), а также персонажи из аравийских преданий. Пророки считаются абсолютно непогрешимыми, благодаря своей совершенной преданности Аллаху и обладанию всей полнотой знаний о бытии, которое препятствует совершению даже самых малейших грехов, т.к. позволяет прозревать пагубность их последствий и сущность всех вещей. Через пророков в различных формах передавалось единое несотворенное Св.Писание. Так, появились названные в Коране «Небесные Книги»: Сахифа («Книга») Авраама, Таура (Тора) Моисея, Забур (Псалтирь) Давида и Инджил (Евангелие) Иисуса. Все эти книги, якобы, были утрачены либо сохранились в неполном и искаженном виде. Цепь пророков замыкает последний и величайший из них – Мухаммед, пророчества которого составили последнюю и совершеннейшую из всех «Небесных Книг» - Коран. В отличие от всех прежних пророков, которые посылались к определенным народам и племенам, Мухаммед был послан Аллахом для проповеди всему человечеству. Мухаммед называет себя тем самым Утешителем, приход которого предсказывал Иисус, подобно древнему ересиарху Монтану и Мани – основателю манихейства, также объявившим себя Параклитом.

Сведения об Иисусе древние арабы получали в основном из апокрифов (особенно, из «Евангелия детства») и от бежавших в Аравию еретиков. В Коране говорится: «’Иса, сын Марьям, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марьям, и дух Его»; «У Аллаха не может быть сыновей, а могут быть только рабы». Считается, что «Пророк ‘Иса» имеет наполовину ангельскую природу, т.к. Марьям родила его без мужа. Согласно Корану, перед Марьям предстал архангел Джибрил, который отождествляется со Св.Духом, и в ее чреве неким чудесным образом тут же появился плод. По преданию, это произошло посредством того, что Джибрил дунул на ворот одежды Марьям. Предание также указывает, что роды наступили всего через час после зачатия. Далее, в Коране говорится, что Марьям бежала в пустыню, где в ужасных муках родила младенца ‘Ису. Сразу же после рождения ‘Иса обладал даром речи и полнотой пророческой мудрости, что явилось знамением непорочности его зачатия. Распятие и Воскресение отрицаются мусульманами («распят был Иуда»), но они верят в то, что ‘Иса вознесся на небо, подобно Еноху и Илие. В Коране упоминается о некой «небесной трапезе», которую Аллах ниспослал апостолам по молитве ‘Исы в подтверждение его пророческого призвания. Смысл его учения состоял в том, чтобы «разрешить часть из того, что запрещает Тора», а также возвестить пришествие «последнего Пророка» («Утешителя»). Но апостолы «лицемерно приняли» и «извратили» учение ‘Исы. Согласно Корану, иудеи за искажение Торы и отвержение Евангелия понесут большее наказание, чем христиане. (Во время пребывания в Медине Мухаммед пытался привлечь на свою сторону местных иудеев, но встретив отказ и насмешки, объявил их врагами ислама и повелел мусульманам молиться не в сторону Иерусалима, как они это делали раньше, а по направлению к Мекке.)

Шииты (от «ши’а», - «партия») считают, что у каждого пророка должен быть свой толкователь, подобно Аарону при Моисее. Так, толкователем и ближайшим сподвижником у Иисуса был Петр (Шамун), у Авраама – Измаил, у Ноя – Сим (Сам), у Адама – Сиф (Шис). При Мухаммеде таким интерпретатором был Али («предводитель правоверных») – его двоюродный брат и зять. В отличие от суннитов, составляющих большинство мусульман, шииты воспринимают Коран и Сунну лишь через призму толкований Али и его преемников имамов. Шииты утверждают, что имамы, будучи потомками Али и Фатимы – дочери пророка, наследуют от Мухаммеда «Божественный свет» и некое сокральное знание, передаваемое от отца к сыну – как «из уст в уста», так и в виде «свитков». Обладание этим сверхъестественным абсолютным знанием о видимом мире и частичным – о невидимом, делает имамов образом и продолжением личности Мухаммеда. Сами имамы считали себя непогрешимыми, подобно пророкам. Таким образом, Имамат – альтернатива суннитскому Халифату рассматривается как продолжение пророчества. Шииты лишь частично признают Сунну и имеют также свои хадисы – ахбары, восходящие к Али и другим имамам, из которых составлены сборники (самый крупный – «Четыре книги», - около 16000 ахбаров). Книга изречений имама Али – «Нахдж аль-Балага» («Путь красноречия») по своей значимости ставится шиитами на второе место после Корана. (Али также считается основоположником науки об арабской грамматике.) К «Шахаде» шииты иногда добавляют: «…и Али – сподвижник Мухаммеда». Существуют хадисы, признаваемые как шиитами, так и суннитами, в которых об Али говорится как о первом человеке, принявшем пророчество Мухаммеда и ставшем его ближайшим сподвижником и «богоизбранным» преемником. В этих хадисах Мухаммед также предсказывает, что продолжателями его дела будут двенадцать имамов («семейство Пророка»), включая Али и последнего имама, который будет носить имя Мухаммед (двенадцатым имамом был Мухаммед аль-Махди). Вскоре после праздника Жертвоприношения шииты отмечают праздник, посвященный передаче духовного преемства Али от Мухаммеда, которую он, согласно Сунне, совершил в конце жизни, после своего последнего хаджа, подтвердив ее неким письменным документом. Сунниты под «семейством Пророка» понимают всех потомков Мухаммеда, а не только род Али, которому отдают дань уважения и признают за ним и последующими имамами духовный авторитет, но отказывают им в праве на власть (см. ниже).

Божественная справедливость – учение о предопределении и свободе воли. В кораническом повествовании о грехопадении человеку отводится пассивная роль. Адам не сам нарекал имена, а они были сказаны ему Аллахом. Абсолютно безвольный человек был обязан лишь подчиняться Творцу. Когда Аллах приказал всем ангелам поклониться человеку как высшему творению, шайтан (Иблис) отказался это сделать, т.к. считал, что ангелам, «созданным из огня», стыдно кланяться тому, кто «сделан из глины». (Мусульманская ангелология делает различие между ангелами – высшими из тварных существ, созданными Аллахом из света и джиннами – духами низшего порядка, которые созданы из огня. Считается, что падшими духами стали не только часть ангелов, но и часть джиннов, причем Иблис относится к последним.) За непослушание и гордость Иблис был низвергнут Аллахом, но выпросил отсрочку наказания до судного дня и получил разрешение искушать людей, чтобы испытать их праведность. Тогда диавол заставил Адама и Еву (Хаву) «споткнуться об себя». Учение об абсолютном предопределении, вполне соответствующее духу Корана, было господствующим в раннем исламе, но постепенно среди большинства мусульман утвердился догмат о сочетании предопределения со свободной волей человека, ответственного за свои поступки, что также обосновывается в толковании Корана. Радикальные сунниты сохраняют приверженность учению об абсолютном предопределении. Шииты к догмату о Божественной справедливости также относят принципы социальной справедливости, которые воплощаются в мусульманской Умме, благодаря руководству «скрытого имама» (см. ниже).

Воскресение и судный день в разное время имели неодинаковые трактовки. Одни считали, что воскреснут только души, другие говорили о воскресении истлевших тел, третьи – о сотворении новых тел. По мусульманским преданиям, страшный суд произойдет после двукратного трубного зова серафима, причем у воскресших будет ощущение, что он совершается сразу после их смерти. Чувственные образы райских наслаждений – изобилие плодов на деревьях, реки с прохладной водой, целомудренные гурии («сверстницы») «с потупленным взором», мясная пища на любой вкус и т.п. и адских мук – кипящий гной, который пьют грешники, крючья, терзающие плоть и т.п., описанные в Коране, чаще всего толкуются символически. Существует мнение о своего рода мосте (чистилище) между раем и адом. Сунниты считают, что лишь неверные подвергаются вечному наказанию, а мусульмане, даже самые грешные – лишь временному.

Власть. По поводу этого догмата было больше всего споров между разными ветвями ислама. У суннитов духовная и светская власть в лице калифов – «наместников Пророка» была наследственной, ограниченной родом Мухаммеда. В отличие от шиитских имамов, суннитские калифы не обожествлялись. В настоящее время сунниты не имеют калифа, но в тех суннитских государствах, где сохранилось монархическое правление, династии королей и эмиров ведут свое происхождение от дочерей Мухаммеда, что считается общепризнанным лишь применительно к королям-хашимитам Иордании и Марокко. Первые калифы избирались из ближайших родственников Мухаммеда. Сразу после его смерти в Медине состоялось т.н. «собрание под навесом», на котором сошлись сподвижники Мухаммеда – мединцы-«ансары» («помощники») и «мухаджиры» («переселенцы») - курейшиты из Мекки, чтобы выбрать преемника своему вождю. Ансары поддерживали кандидатуру ‘Али ибн Аби Талиба – зятя и двоюродного брата покойного пророка, который отсутствовал на собрании, т.к. омывал его тело. Мухаджиры, как и все племя курейшитов не любили хашимитов (род Мухаммеда) и выступали против Али, ссылаясь на его молодость. Они были на стороне Абу-Бакра – отца Айши, - любимой жены Мухаммеда и влиятельного старейшины курейшитов, которому после потасовки большинство собравшихся принесло присягу на верность. Али, не признавший решения «собрания под навесом», указывал на «духовное завещание» Мухаммеда на свой счет и вместе со своими сторонниками – шиитами ушел в оппозицию. При этом, во время правления калифов Абу-Бакра, Омара (Умара) и Османа (Усмана) он участвовал во всех крупных сражениях арабов против «неверных» и пользовался среди мусульман большим духовным авторитетом. Советов Али часто спрашивал калиф Омар – другой тесть Мухаммеда и военачальник, которого Абу-Бакр назвал своим преемником.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..