Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
5 марта – 300 лет (1711) со дня учреждения Петром I  Сената как высшего государственного органа по делам законодательства и государственного управлен...полностью>>
'Документ'
История развития цементной промышленности включает в себя ряд периодов, отличающихся как стратегическими направлениями, так и первоочередными тактиче...полностью>>
'Программа'
Программа «ДОМ» (дети, отец, мать) даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее врем...полностью>>
'Документ'
1. РОЗРОБЛЕНО у відповідності до вимог варіативної частини освітньо-кваліфікаційної характеристики, робочої програми навчальної дисципліни "Облі...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Папа Иоанн Павел II (1978 – 2005 гг.) явился продолжателем либерально-гуманистических традиций, начатых его предшественниками. Он стал первым в истории папой польского происхождения (до этого в течение 458 лет Римскую кафедру занимали итальянцы). Иоанн Павел II первым из пап побывал с пастырскими визитами в большинстве стран мира и пользовался у верующих небывалой любовью. Следующий папа – Бенедикт XVI, – бывший немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, - известный богослов, написавший, в частности, «Катехизис Католической Церкви», в отличие от своих либерально настроенных предшественников, сделал попытку частично возродить уже почти забытые богослужебные традиции. При нем, наряду с современной мессой, постепенно начала служиться латиноязычная месса, приближенная к дореформенному образцу. В 2009 г. Бенедикт XVI снял отлучение с покойного Лефевра и всех его последователей.

В начале XXI в. Католичество продолжает оставаться крупнейшей христианской конфессией, к которой принадлежит более 900 миллионов человек во всем мире. Главными оплотами Римо-Католической Церкви являются страны Латинской Америки и Восточной Европы, тогда как в Западной Европе – ее традиционной канонической территории влияние религии на жизнь общества неуклонно продолжает ослабевать. В Латинской Америке, которую называют «главной епархией Католической Церкви» наблюдается значительный отток ее паствы – в основном, представителей бедных слоев общества в различные протестантские секты и «национальные» церкви. Определенный успех там имеет и православная миссия. Причина этого явления – в традиционно тесных связях местного духовенства с правящими кругами и олигархией, что делает церковь элитарной и способствует ее обмирщению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1. Краткая история иудаизма

После разрушения Храма в 70 г. иудеи начали отсчет «эпохи изгнания», которая длится до настоящего времени. Не признав Иисуса Мессией, они продолжают ожидать другого «Мессию» - земного царя со сверхчеловеческими способностями, который соберет весь народ в Земле Обетованной и подчинит своей власти весь мир, после чего наступит «Царство Божие» на земле. (О наступлении этой «мессианской эры» говорится уже в «Книге Юбилеев» - одном из ветхозаветных апокрифов, а также в Талмуде.) Об Иисусе в Талмуде упоминается в нескольких разрозненных отрывках, смысл которых сводится к тому, что незаконнорожденный сын иудейки Мариам и римского солдата, прозванного Пантера (отсюда оскорбительно-насмешливое именование – «Иегошуа бен Пандира», - «Иисус, сын Пантеры», что созвучно с греч. «парфенос», - «дева») находился в послушании у законоучителя рабби Иегошуа, «был близок к Царству Божию», но «изменил учителю», стал «поклоняться глиняному черепку», заниматься колдовством и совращать Израиль в ересь, был осужден Синедрионом и повешен римлянами. В то же время, в Талмуде содержится много мыслей, созвучных христианскому вероучению и, возможно, заимствованных из него.

После утраты храмового культа и отвержения Нового Завета все религиозные искания иудеев замкнулись в бесконечных интерпретациях Закона Моисеева. Согласно вероучению иудаизма, Бог даровал Израилю через Моисея Письменную и Устную Тору. Письменная Тора – это Св.Писание (Тонах), в котором на первом месте стоит Пятикнижие (собственно Тора). Ее формирование завершилось в эпоху Ездры, после которой, как считают иудеи, больше не было написано ни одной Богодухновенной книги, т.к. Бог перестал вещать через пророков. Устная Тора – это Св.Предание, которое передавалось от Моисея через Иисуса Навина, Пророков, Великую Синагогу и Синедрион и завершится с приходом Мессии. Устная Тора включает в себя народные сказания – мидраши, а также учение авторитетных мудрецов-книжников (рабби), родоначальниками которых были знаменитые вожди фарисеев – Гиллель и Шаммай, жившие в конце 1 в. до Р. Х. – начале 1 в. от Р.Х. Гиллель, известный своей терпимостью, основой праведности считал не обряды, а нравственность. Его поучения, близкие проповедям Христа и Посланиям ап.Павла (до своего обращения Павел принадлежал к традиции Гиллеля), позже вошли в Талмуд. Благодаря трудам Гиллеля и его сподвижников, возрос прозелитизм среди язычников, которые с принятием иудейской религии становились частью Израиля. Шаммай – полный антипод Гиллеля, суровый и вспыльчивый ригорист, настаивал на приоритете обрядового, внешнего благочестия, доводя его до абсурдной мелочности. Последователи этой школы, которая во время земной жизни Христа преобладала над гиллелевской, считали истинными праведниками лишь самих себя, а на всех прочих людей смотрели с высокомерием, особенно презирая язычников, в т.ч. принявших иудейство. (В дальнейшем на основе этих воззрений в иудаизме развилось учение о духовном, политическом и даже биологическом превосходстве евреев над всеми остальными народами мира, которые приравниваются к животным и созданы Богом для того, чтобы быть рабами «Избранного Народа».) Лицемерие таких фарисеев Христос обличает в евангельских проповедях. Прежнее неудержимое стремление иудеев к идолопоклонству – предпочтению земного небесному вновь проявилось среди фарисеев в обожествлении буквы Закона Моисеева и приземленности их духовных стремлений, что, в конечном итоге, привело к отвержению Христа и фактическому богоборчеству, к которому склонились последователи иудаизма.

Представители школы Гиллеля преобладали среди родоначальников талмудического иудаизма. Наиболее выдающимся среди них был рабби Акиба, которого ставят в один ряд с Моисеем и Ездрой. Сам будучи прозелитом, Акиба поддержал восстание Бар-Кохбы - также прозелита по происхождению (вероятно, являлся его духовным руководителем) и был в 135 г. казнен римлянами за нарушение запрета обучать народ Закону Моисееву (по преданию, с него живьем содрали кожу). Под руководством Акибы книжники-масореты (евр. «масора», - «предание»), жившие в Тивериаде, занимались редакцией Св.Писания, устраняя ошибки, накопившиеся в течение веков при переписывании текста. К «ошибкам», видимо, были отнесены и ряд мест из пророческих книг, которые цитируются в подтверждение христианского учения. Кроме того, масореты ввели в еврейскую письменность, состоящую из одних согласных, особые значки – огласовки, благодаря чему изменились прочтение и смысл многих слов. (Огласовки используются только в Тонахе.) Свитки с неогласованным текстом были по распоряжению иудейских старейшин полностью изъяты из употребления и уничтожены, - как в Палестине, так и во всех странах диаспоры. В середине ХХ в. в пещерах Кумрана на берегу Мертвого моря были обнаружены рукописи большинства книг Св.Писания, не подвергшихся исправлению. Сравнив этот еврейский подлинник с масоретским текстом и греческим переводом Семидесяти, ученые пришли к выводу, что последний имеет гораздо больше сходства с первоначальным текстом, чем масоретская редакция. Из всех книг Св.Писания наибольшей переработке подверглась Псалтирь. Необходимо также указать на сокращение масоретами числа прожитых лет допотопных праотцев (Быт. 5 гл.), по которому ведется летоисчисление «от сотворения мира», принятое как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной Церкви. Благодаря исправлениям, из летоисчисления были вычеркнуты 1747 лет (2010 г. от Р.Х. соответствует 7518 г. от сотворения мира, согласно христианскому летоисчислению и 5771 г., - согласно иудейскому). (Очевидно, под влиянием со стороны иудаизма среди многих библеистов распространилось мнение, согласно которому масореты вовсе не искажали текст, а напротив, зафиксировали посредством огласовок традицию его правильного прочтения, которую унаследовали от предшествовавших им книжников.)

Рабби Акиба высказался в пользу Книг Екклесиаста, Песни Песней и Есфири, что послужило к их окончательному признанию и утверждению в иудейском каноне, хотя споры о каноничности этих книг продолжались еще до III в. Синагогой были отвергнуты: употребляемый христианами греческий перевод Семидесяти, сохранившиеся только в этом переводе части Книг 2-ой Паралипоменон, Пророка Даниила и Есфири, Пс.151 и 11 неканонических книг, написанных после Ездры (см. выше), а также многие ветхозаветные апокрифы – книги Еноха, Юбилеев (Малое Бытие), Псалмы Соломона, Вознесение (Успение) Моисея, Вознесение Исаии, Апокалипсис Варуха, Паралипомены Иеремии и др. (Некоторые из этих апокрифов имели хождение среди древних христиан, напр., книги Еноха и Вознесение Моисея, которые цитируются в Послании Ап.Иуды.) Отвергнув и прокляв Септуагинту, иудеи стали испытывать потребность в греческом переводе Тонаха, для удовлетворения которой с масоретского текста был сделан перевод Акилы – грека, принявшего христианство, а затем перешедшего в иудаизм и ставшего учеником рабби Акибы (последний редактировал этот перевод, а также Вавилонский Таргум). Перевод Акилы высоко ценился иудеями за его точность. Во II в. также появились переводы Тонаха, сделанные прозелитами Симмахом и Феодотионом (Книга Пророка Даниила в переводе Феодотиона вошла в Септуагинту).

До разрушения Иерусалимского Храма существовал запрет на письменную фиксацию Устной Торы, единственными носителями которой были фарисеи, сначала доминировавшие в Синедрионе, но в 1 в. вытесненные саддукеями – противниками Предания. После исчезновения храмового культа и введения римлянами запрета на преподавание Закона Моисеева само существование иудейской религии оказалось под угрозой. Единственным способом ее спасения стала запись устной традиции, которая нашла свое воплощение во множестве писаний, стоящих в иудаизме наравне с Тонахом.

В 200 г. был канонизирован обширный сборник под названием Мишна («Повторение»), состоящий из комментариев на Тору знаменитых рабби и их споров между собой. Мишна в основном была составлена в первой половине II в. рабби Иегудой ха-Наси – потомком Гиллеля и учеником Акибы. («Отцом Мишны» называют рабби Акибу, т.к. во II в. он был среди иудеев крупнейшим духовным авторитетом.) К 500 г. была написана Гемара («Учение»), состоящая из размышлений и споров уже по поводу Мишны и значительно превосходящая ее по объему. К Галахе – правилам поведения, классифицированным в Мишне, в Гемаре добавились свод этических поучений, «агада» – собрание мидрашей, - сказаний на библейские темы и истории из жизни знаменитых мудрецов, а также некоторые метафизические и мистические идеи. Гемара существует в двух версиях: Вавилонской (наиболее распространенной) и Иерусалимской (была завершена еще в IV в. и долгое время считалась более авторитетной, чем Вавилонская). Вместе взятые Мишна, Гемара, а также Тосефта – более ранние комментарии на Мишну объединены в Талмуд (часто Талмудом называется лишь одна Гемара), который тоже оброс множеством комментариев и комментариев на комментарии. Язык Мишны – еврейский, Гемары – арамейский. В своей совокупности Талмуд составляет 20 томов. Все эти книги содержат огромное количество диаметрально противоположных мнений, каждое из которых признается верным, т.к. спорить между собой могут лишь представители одной эпохи, напр., Мишны или Гемары, а авторитет прошлого – незыблем. Иудей не может выполнять ежедневные предписания Закона (Галаху), опираясь только на текст Пятикнижия, а должен учитывать различные мнения по данному вопросу, высказанные в Талмуде и других книгах, основываясь на которых, раввины строят синагогальные проповеди. Для этих целей со Средних веков использовались «галахические кодексы», составленные на основании Талмуда, напр., «Мишне Тора» Моисея Маймонида (XII в.). Особенно распространился кодекс «Шулхан Арух», составленный в XVI в. Иосифом Каро, которым до сих пор пользуются ортодоксальные иудеи. Талмудическая традиция, хотя и происходит от ветхозаветной чрезвычайно далеко от нее ушла в своих бесконечных словопрениях. Иудаизм в сравнении с учением Ветхозаветной Церкви стал, по сути, новой религией, которая представляет собой сплав талмудизма и небиблейской каббалистической мистики (см. ниже).

Иудейский народ, рассеянный по всей Римской империи, со II в. имел единого духовного руководителя в лице патриарха, который жил в Палестине и имел ничем не ограниченную власть над общиной, вплоть до права на жизнь и смерть каждого ее члена, но в V в. власти уже христианской империи отменили институт патриаршества. С III в. главным центром иудейства являлся Вавилон, который с VII в. был местопребыванием гаонов (евр. «гений») – высших духовных авторитетов иудаизма. С VIII в. в Палестине развивалась новая синагогальная поэзия, быстро ставшая общепринятой. Богослужебные поэмы сочинялись и включались в синагогальные молитвы до XVI в. В IX в. один из гаонов опубликовал молитвенник, зафиксировавший порядок службы. Суровый и радикальный фундаментализм, насаждавшийся гаонами, временами провоцировал антираввинистические настроения. Возникшее в IX в. диссидентское движение во главе с Ананией бен Давидом, приняло угрожающие масштабы. Его приверженцы, известные под названием караимов (т.е. «людей Писания») признавали лишь авторитет Тонаха и отвергали Талмуд, а также требовали возвращения иудеев в Палестину, чтобы приблизить пришествие Мессии. Испытав значительное влияние со стороны ислама, караимы признали Мухаммеда и Иисуса в качестве великих пророков. Эта секта имела наибольшее распространение среди иудеев стран Средиземноморья, особенно – в Магрибе и Испании, а также в Персии. (В настоящее время наибольшая караимская община (около 15000 человек) проживает в Израиле, где имеет свой центр в городе Рамла. Кроме того, малочисленная этно-религиозная община караимов, члены которой говорят на языке тюркской группы и имеют, вероятно, иудейско-хазарское происхождение, сохранилась в Крыму, Литве и Польше.) В XI в. центр иудаизма переместился из Вавилона в арабскую Испанию, где жила крупная еврейская община. В XIII в. в Испании жил Моше бен Маймон (Моисей Маймонид) – раввин, философ и врач, крупнейший иудейский мыслитель Средних веков, в учении которого традиционный иудаизм соединился с философией Аристотеля.

Частью иудаизма также является каббала (букв. «предание», «традиция») – мистическое учение, полностью противоречащее ветхозаветной традиции, но странным образом уживающееся с ней в религиозном сознании иудеев. Это, по сути, языческое учение стоит в одном ряду с гностицизмом, манихейством, исмаилизмом и другими эзотерическими системами. Оно зародилось во времена Вавилонского плена и последующих завоеваний Ближнего Востока персами и Александром Македонским и связано с влиянием со стороны религий Вавилона и Персии, а также греческой философии, прежде всего – Платона и Аристотеля. Носителями иудейской мистической традиции с древности являлись некоторые, наиболее образованные фарисеи, а после разрушения Второго Храма - представители малочисленной и замкнутой группы раввинов, которые упражнялись в молитвах и толковании Торы, а также занимались магией и астрологией, прежде находившимися под запретом иудейской религии. Упоминания о некой мистической практике содержатся в текстах, которые относятся уже к I в. до Р.Х., а также в Талмуде. Рабби Акиба, который считается отцом не только талмудического, но и каббалистического предания, во II в. от Р.Х. возглавлял тайную общину эзотериков, к которой принадлежали и вышеупомянутые книжники-масореты. Древние иудейские мистики после многодневной медитативной подготовки совершали в видении т.н. «экстатическое путешествие к Меркаве» - «Престолу Божию», на котором созерцали, якобы, Самого Творца в символическом образе человека, подобном видению Иезекииля или Жениху из Песни Песней. Утверждалось, что во время «путешествия» душа получает откровения о тайнах творения. Подобная практика просуществовала, по крайней мере, до Х в. Собственно каббала возникла в XII – XIII вв. в еврейских кругах Прованса, соединив в себе разные мистические учения. Она основывается преимущественно на «Сефер Зогар» («Книге Сияния»), написанной по-арамейски мистиком из Испании Моше де Леоном и представляет собой пять объемных томов. Эта книга, составленная в псевдоэпиграфическом духе, содержит не связанные между собой богословские и дидактические дискуссии рабби Шимона бар Иохая (II в.) со своими друзьями и учениками, которые развивают в мистическом ключе темы талмудических мидрашей. В течение нескольких веков Зогар ставился каббалистами в один ряд с Тонахом и Талмудом. Каббала представляет собой комментирование Торы посредством сложных манипуляций с текстом – перестановки слов и букв, что связано с магией чисел – цифровых значений букв еврейского алфавита. Начало подобного метода толкования было положено еще во II в. отцами талмудического иудаизма. Рабби Акиба считал, что каждая буква и даже часть буквы Торы содержит в себе мистический смысл. Согласно каббалистическим текстам, Бог лишен каких-либо свойств и называется словом «Эйн-Соф» («Бесконечное»). В акте творения Эйн-Соф самораскрывается и преображается в мистическое «Ничто», порождающее вселенную. Божество познается лишь через свои эманации – десять сефирот: Кетер Элион («Высший венец Бога»); Хохма («Премудрость») – первое реальное проявление Эйн-Соф, содержащее идеальный план всех миров; Бина («Разум») – Божественный ум, в котором сокровенный прообраз приобретает конкретность и форму; Хесед («Милость») – любовь и милосердие Бога; Гевура («Сила») – источник Божия суда и кары; Тиферет («Красота») – источник красоты и гармонии мироздания; Нецах («Вечность»); Ход («Величие»); Йесод – основа всех действующих сил в Боге и Малхут («Царство») – женская потенция Божества, через которую Божественный поток передается низшим мирам. Десятая сефира также отождествляется с мистическим прообразом Народа Израиля или с Шехиной – Божественным Присутствием в мире. Сефирот сравниваются с перевернутым деревом, корни которого находятся на небе, а ветви – на земле. Совокупность сефирот образует космическое тело Первочеловека (Адам Кидмон), в котором заключены все потенции мирового бытия. Сефирот пронизывают четыре созданных Богом мира, каждый из которых обозначается одной из букв священной тетраграммы - имени Божия. Все сефирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах. Согласно каббале, все творение первоначально имело духовную природу, но в результате грехопадения оно приобрело материальную форму, как бы покрывшись скорлупой, отделяющей твари друг от друга и нарушающей гармонию мироздания. Грехопадение повлекло за собой смешение добра со злом, а также отделение десятой сефиры – Малхут от девяти остальных и последней буквы «х» в имени Божием и соответствующей ей нашей Вселенной – от остальных трех букв и соответствующих им миров. До соединения с телами души пребывают в небесных обителях, а во время земной жизни «ткут себе одеяние» из добродетелей. Главной задачей человека каббалисты считают постижение тайного смысла Торы, посредством которого происходит очищение добра от зла и творение «нового неба» и «новой земли». Своей духовной деятельностью праведники приближают наступление мессианской эры, когда будет восстановлена первоначальная гармония созданных Богом миров, и души полностью очистятся от материальности. Человеческие грехи очищаются в огне геенны, но наиболее грешные души сгорают в ней или вновь воплощаются в людей. Кроме того, в каббале содержится учение о неких сущностях, наделенных атрибутами души, которые переходят от умершего человека к новорожденному (от отца к ребенку, от наставника к ученику и т.п.).

В особенности каббала почитается хасидами – общинами мистиков, первые из которых возникли в XII – XIII вв. в Германии. В их среде была написана книга «Сефер Хасидим», в которой широко использовались притчи, парадоксы и поучительные истории. В отличие от других ранних мистиков, общины германских хасидов были открытыми для народа, к которому они обращали проповедь об аскетизме, молитве и любви к Богу, противопоставляя эти добродетели сухому законничеству. Между приверженцами разных течений каббалы и раввинистического иудаизма на протяжении истории нередко возникали серьезные конфликты, но постепенно талмудизм примирился с мистическим учением, которое с ним тесно переплелось. Изгнание иудеев из Испании после падения в 1492 г. Гранадского эмирата дало толчок к усилению среди них мессианских ожиданий, ставших характерными и для каббалы. Самым известным каббалистом явился Исаак Лурия, живший в XVI в. в галилейском городе Цефат, который до сих пор остается крупнейшим хасидским центром. Современник Лурии – авторитетный раввин Иосиф Каро, - составитель галахического кодекса «Шулхан Арух» (см. выше), также живший в Цефате, являлся одновременно каббалистом и законником. Современный хасидизм был основан в XVIII в. в Подолии раввином Исраэлем Баал-Шем-Товом. Организованное им народное движение практиковало аскетизм и постоянное мистическое созерцание чувственного характера. Общие молитвы хасидов сопровождались песнями, танцами и взрывами восторга. Определенное место в мистической практике хасидов занимает упражнение в медитации над буквами имени Божия – их непрестанном беззвучном произнесении, посредством которого достигается состояние молитвенного экстаза. Цифровые значения букв ЙХВХ также используются каббалистами для магических обрядов. Общины хасидов возглавляют цаддики («праведники») – духовные наставники, которые воспринимаются как некие каналы Божественной благодати. Титул цаддика передается по наследству, от отца к сыну. На первом месте для хасидов стоит не экзегеза Торы и эзотерика каббалы, а подражание личным достоинствам, поведению и одежде цаддиков, основавших разные направления хасидизма.

После разрушения Иерусалимского Храма жертвоприношения у иудеев были заменены покаянными и благодарственными молитвами. Кроме того, считается, что грехи искупаются милостыней и постами, которые представляют собой полное воздержание от пищи и питья в течение суток. В году – несколько таких постных дней, главный из которых – Иом-Кипур («День искупления») приходится на десятый день после Нового Года (сентябрь – октябрь).Местом молитвенных собраний иудеев является синагога. В восточной ее части находится «Ковчег Завета» - ниша, в которой хранится свиток Торы. Перед ним горит неугасимая лампада, которая символизирует неусыпное Божественное око. В синагоге также имеются бима – возвышение для проповеди и балкон для женщин, вместо которого может использоваться перегородка. Богослужение совершается три раза в день: утром, в полдень и вечером. Самая главная и длинная служба – утренняя. Чтобы она состоялась, необходим кворум из десяти совершеннолетних мужчин. Богослужение начинается со вступительных псалмов и молитв, которые читаются нараспев или поются хором. Затем следуют молитвы «Каддиш» и «Бреху», заключающие прославление имени Божия и начинающиеся словами: «Да возвеличится и святится имя Твое» (созвучна с «Отче Наш») и «Благословите Благословенного Господа». После этого читается главная иудейская молитва «Шма» («Слушай»), содержащая исповедание веры и состоящая из трех отрывков из Торы: Втор.6,4-9 («Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь Един есть» и т.д.), Втор.11,13-21 и Числ.15,37-41. «Шма» предваряется и заканчивается особыми молитвами. Затем следуют молитвы, называемые «Амида» и состоящие из «благословений», т.е. прошений и славословий (всего от 7 до 19). Одно из «благословений» содержит проклятия всем «отступникам», к которым относят и христиан. Далее произносятся 13 догматов веры, составленных в XII в. Моисеем Маймонидом по аналогии с христианским Символом веры и представляющих собой его антитезу: 1). Бог существует. 2). Бог един. 3). Бога нельзя представлять в телесных формах. 4). Бог вечен. 5). Повиноваться и поклоняться следует лишь одному Богу. 6). Вера в пророчество. 7). Моисей стоит выше всех пророков. 8). Вся Тора была дана Моисею. 9). Моисеева Тора никогда не будет отменена или заменена другим законом. 10). Богу известны деяния людей. 11). Бог вознаграждает следующих заповедям Торы и наказывает нарушителей. 12). Мессия придет. 13). Состоится воскресение из мертвых. Особенно торжественными ритуалами окружается чтение свитка Торы, во время которого все молящиеся встают. Тора читается за утренними и вечерними службами. Утром в субботу и праздники также читаются Пророки. В праздничные дни положено чтение и из других книг Тонаха. Синагогальная служба заканчивается благословением и проповедью раввина.

В настоящее время во всем мире насчитывается около 15 миллионов последователей иудаизма. Современный иудаизм представляет собой множество течений разного толка – от фундаменталистских до крайне либеральных. (Наибольшей самобытностью отличается хасидизм.) Ни одно из этих направлений не считается еретическим, несмотря на сильные расхождения между собой, т.к. все иудеи осознают себя сынами единого Дома Израилева. Т.н. «ортодоксальные» иудеи, подобно древним фарисеям, стремятся в своей повседневной жизни к мелочно точному соблюдению предписаний Закона Моисеева. Они часто проживают в особых кварталах или поселениях и для отличия от окружающих носят европейскую одежду XVII в. (У хасидов детали одежды являются опознавательными знаками течений, к которым они принадлежат.) Неортодоксальный иудаизм возник в XIX в. в Германии и США. Его последователи делают акцент на нравственных заповедях, частично или полностью отрицая внешнюю обрядность, законы о пище, ритуальной чистоте и т.п. как анахронизм. Они учат о приближении мессианской эры, не персонифицируя образ Мессии. В реформистских синагогах мужчины и женщины равноправны, женщины и представители «сексуальных меньшинств» допускаются в раввинат, службы проходят как по-еврейски, так и на языках стран проживания евреев. Встречаются синагоги с органной или современной музыкой. В Израиле, где вся общественная жизнь подчинена законническим требованиям иудаизма, фактически легализована проституция, которая не считается грехом даже среди многих иудеев-ортодоксов, составляющих около 10% населения страны.

При поддержке международных сионистских организаций в конце XIX - первой половине ХХ вв. еврейскими диаспорами стран Европы (в основном Германии, Франции, Польши, Литвы и Румынии), Ближнего Востока и Северной Африки была проведена планомерная колонизация Палестины, в результате которой в 1948 г. было создано Государство Израиль. Признание и поддержка Израиля мировым сообществом явились своего рода моральной компенсацией евреям за геноцид, устроенный против них во время Второй Мировой войны властями фашистской Германии и союзных ей государств. Иммиграция (евр. «алия», т.е. «восхождение») евреев на «родину предков» продолжалась и во второй половине ХХ в. Особенно массовый характер она носила в 1990-ые годы, после распада СССР, когда выходцы из России и стран СНГ образовали крупнейшую еврейскую общину Израиля. (При этом, крупнейшая в мире еврейская диаспора, по численности превышающая еврейское население Израиля, продолжает проживать на территории США.) Иудаизм, фактически, стал государственной религией Израиля, а государственным языком – иврит, - осовремененный древнееврейский язык, прежде употреблявшийся только для богослужебных целей. С момента основания Израиля не прекращается военная конфронтация между еврейским и арабским населением Палестины. В ходе войн 1948 - 1949 и 1967 гг., которые Израиль, стремясь расширить свои границы, вел с соседними арабскими странами, более половины палестинских арабов были изгнаны из родных мест. (В Иордании беженцы из Палестины составляют большинство ее населения.) По мнению многих «ортодоксальных» иудеев, Государство Израиль не имеет права на существование, т.к. было создано человеческими усилиями. Законным еврейским государством они называют лишь грядущее «царство Мессии», который «чудесным образом» соберет весь народ на Святой Земле и воздвигнет в Иерусалиме «Третий Храм». Они категорически отвергают любые попытки построения этого храма, поскольку считают, что после прекращения жертвоприношений все иудеи стали ритуально нечистыми и, след., не имеют права даже подниматься на Храмовую гору. В то же время, среди иудеев сильны настроения в пользу строительства «Третьего Храма», что возможно лишь при условии сноса весьма почитаемых мусульманами мечетей Куббат-эс-Сахра и аль-Акса. Очевидно, что попытки осуществления этих планов способны спровоцировать крупномасштабный военный конфликт на Ближнем Востоке и за его пределами.

№2. Возникновение, распространение и развитие

ислама. Вероучение и культ. Исламский

мистицизм (суфизм). Нетрадиционный

ислам (салафизм)

(I). Мухаммед (араб. «Мохаммад», - «Благословенный») – основатель ислама, родился ок. 570 г. в Мекке и происходил из арабского племени курейш. Оставшись без родителей, он воспитывался богатой вдовой Хадиджей, на которой впоследствии женился. Достигнув сорокалетнего возраста и будучи ничем не примечательным человеком, Мухаммед, однажды уединившись в пещере, начал получать некие откровения, как верят мусульмане – ниспосланные Богом через Архангела Гавриила (Джибрила). Согласно преданию, Мухаммед видел в пещере сон о том, как Джибрил прижал к его лицу открытую книгу, приказав: «Читай!». Мухаммед стал задыхаться и отказываться читать, т.к. был неграмотным, но после пробуждения почувствовал себя перерожденным. Начиная с этого момента, он в течение 23 лет регулярно изрекал пророчества, «диктовка» которых часто сопровождалась сильными судорогами, приступами жара или озноба. Поведение Мухаммеда во время пророчества, когда он, напр., катался по земле, закутавшись в покрывало, сильно напоминало экстатические вещания аравийских кахинов – прорицателей, одержимых нечистыми духами, свое отличие от которых он настойчиво подчеркивал. Первые три года Мухаммед сообщал откровения лишь своей первой жене Хадидже и близким родственникам и друзьям, но затем получил повеление Джибрила начать распространение проповеди среди соплеменников. Слова Мухаммеда его ученики заучивали наизусть, как это было принято у арабов (арабские сказители держали в памяти тысячи легенд, стихов и песен).

После смерти «Пророка» устное предание было зафиксировано в письменном виде (вероятно, записи начали делать еще при его жизни), в результате чего появилась священная книга мусульман – Коран (араб. «аль-Кур’ан», - «Чтение», «Проповедь»). Текст Корана представляет собой своего рода рифмованную прозу, очень сложную по форме, которая отдаленно напоминает псалмы и пророческие Книги Ветхого Завета. Книга состоит из 114 сур (глав), которые делятся на айяты – рифмизованные части текста, длиной от двух до десяти слов. Суры между собой логически не связаны, но группируются по разделам. В них говорится о единобожии и покаянии перед судным днем, нравственных нормах и правилах государственного и племенного устройства. Большинство сур Корана носят экстатический, отрывочный характер, и в них можно найти большое количество противоречий, которые признавал и сам Мухаммед, объяснявший их тем, что Аллах «отменяет» некоторые прежние откровения и заменяет их новыми, более «совершенными». (Проблема «отмененных» айятов является предметом серьезного исследования исламской экзегетики.) 96-ая сура «Сгусток крови» («Аль-Алак») считается первой по времени откровения и начинается со слова «Читай!» (отсюда – название книги), которым «архангел Джибрил» начал свое первое обращение к Мухаммеду. Последней по времени откровения считается 5-ая сура – «Трапеза» («Майда»), в одном из айятов которой говорится: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». 1-ая сура – «Открывающая» («Фатиха») – одна из самых коротких: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! (так ничинается каждая сура) Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному! Царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, - Не тех, которые находятся под гневом и не заблудших». «Фатиха» имеет для мусульман такое же значение, как молитва «Отче Наш» для христиан. Считается, что она равнозначна всему Корану и представляет собой его квинтессенцию. 2-ая сура – «Бакара» («Корова»), которую Мухаммед называл «лучшей сурой» - самая длинная и наиболее содержательная. Все последующие суры идут в порядке убывания. По размеру Коран составляет примерно 4/5 от Нового Завета.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..