Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Минск, р/с 301 0448800 5/ 43 в ОАО «БАНК Москва-Минск», код 7 Назначение платежа Подписи Отметка банка М....полностью>>
'Реферат'
Термин «модернизм» на европейских языках означает «современный», «новейший», применяется для определённых антиреалистических формалистических течений...полностью>>
'Документ'
Организаторы проекта: Комитет по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального собрания РФ, Министерство промышленности и энергети...полностью>>
'Документ'
На сегодня в большинстве организаций в качестве операционных систем для рабочих станций применяются операционные системы семейства Windows. При этом ...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ульрих Цвингли (+1531 г.) получил философское образование в Венском университете и с молодости увлекался идеями гуманистов, особенно – Эразма Роттердамского. Будучи священником в швейцарском кантоне Гларус, он выступал с умеренной критикой Римо-Католической Церкви. Cделавшись популярным проповедником в кафедральном соборе Цюриха, Цвингли в 1516 г. – на год раньше Лютера начал публично провозглашать реформационные идеи против индульгенций, а в 1522 г., склонив на свою сторону городские власти, настоял на разрыве Цюриха с епископом Констанца, отменил безбрачие духовенства и обязательные посты. В 1523 г. Цвингли обнародовал свои «67 тезисов». Его учение также было выражено в сочинении «Об истинной и ложной религии» и символической книге «Первое Гельветическое (Швейцарское) исповедание». Цвинглиане разорвали с Римо-Католической Церковью более решительно, чем лютеране. Они подвергли истреблению иконы, мощи и все остальные предметы церковного культа, руководствуясь принципом: «Все, чего нет в Библии – запрещено», в отличие от принципа Лютера: «Все, что не противоречит Библии – не запрещено». Таинства Цвингли толковал символически, отрицая как учение о пресуществлении Святых Даров, так и утверждение Лютера, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа для конкретного причастника посредством его личной веры. Цвингли сводил Евхаристию к простому воспоминанию Тайной Вечери, но считал, что верующие действительно причащаются Тела и Крови, благодаря действию Святого Духа во время вкушения обычных хлеба и вина, остатки от которых после службы демонстративно скармливаются птицам. В Таинстве Крещения он видел лишь внешнее символическое подтверждение веры крестящегося. Учение Цвингли содержит положение об абсолютном предопределении, на основании которого отрицались исповедь и индульгенции, теряющие свой смысл, если человек предопределен к спасению или проклятию. Эта концепция строится на буквалистском понимании Рим.8,29-30: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…», «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Такое толкование полностью противоречит одному из основополагающих христианских догматов – о свободе воли человека. Согласно православному учению, слова ап.Павла о предопределении к спасению следует понимать в смысле Божественного предузнания о спасении или вечной погибели человека и особой благодатной помощи спасающимся. Тех, кто употребляет во благо свою свободную волю, Господь предопределяет к спасению. (Этот же смысл имеют утверждения блаж.Августина о необходимости благодати Божией для спасения, которые он доводил до крайности в полемике с пелагианами, - см. ниже, а также «История Церкви», часть 1, №10.) В своем учении Цвингли, фактически, повторил все тезисы, высказанные Джоном Уиклифом, а также признал основные положения Лютера, в первую очередь – об оправдании верой, хотя действовал, независимо от него. Из Цюриха, ставшего центром швейцарской Реформации, цвинглианство распространилось по всей стране, причем горные и лесные кантоны остались католическими. В отличие от Лютера, Цвингли был настроен защищать свои идеи с оружием в руках, считая жителей Цюриха избранным народом. Во время войны, начавшейся между протестантскими и католическими кантонами, Цвингли встретился в городе Марбург с Лютером, чтобы заключить с ним союз, которому помешали разногласия в вероучении, в первую очередь – по вопросу о Евхаристии. Войска цвинглиан, оставшиеся без поддержки, были разбиты католиками в 1531 г. у города Каппель. Сам Цвингли погиб на поле боя, а его тело католики предали огню.

Победа католиков в Швейцарии была лишь временным явлением. Вскоре по стране прокатилась вторая волна реформации, связанная с именем Жана Кальвина (+1564 г.). Если Лютера протестанты чтят как «великого пророка Реформации», то Кальвина – как «великого создателя протестантских идей». Родом с севера Франции, он получил образование в Парижском университете, где увлекся идеями гуманистов, а затем склонился к протестантизму. Попытка Кальвина пропагандировать в университете свои идеи привела к возмущению против него, после чего ему пришлось бежать из Парижа в Германию, а затем – в Женеву. В то время Женева была независимым городом-государством, а в состав Швейцарии вошла лишь в XIX в. Одновременно с действиями Цвингли в Цюрихе, женевцы в 1530 г. освободились от светской власти епископа Савойи и в 1536 г. приняли цвинглианство. Сделавшись в Женеве проповедником, Кальвин, как и Цвингли заручился поддержкой магистрата и за короткое время захватил в свои руки всю власть в городе. Незадолго до этого в Базеле вышел его основной труд «Наставление в христианской вере», считающийся высшим достижением протестантской теологии. Это четырехтомное сочинение написано в доходчивой форме, предельно сухим слогом. Кальвин, благодаря своему «Наставлению» и исправлению прежде существовавшего французского перевода Библии, наряду с Рабле явился творцом французского литературного языка. Поскольку учения Цвингли и Кальвина оказались абсолютно тождественными, цвинглиане признали Кальвина в качестве своего главы, и Женева сделалась центром швейцарской Реформации, символической книгой которой позже стало «Второе Гельветическое исповедание». Влияние Кальвина в Швейцарии и Западной Европе было столь велико, что он заслужил название «Женевского папы». Если в Германии Лютер опирался на своих князей, то Кальвин был полностью независим от светской власти. При этом, реформатская (т.е. кальвинистская), как и любая другая протестантская церковь является чисто светской структурой. Кальвинисты отказались от епископата, т.к. принципиально не делают различия между епископом и пресвитером, даже если под этими понятиями подразумеваются чисто административные должности. Такое государственное устройство, при котором светские власти находятся под полным контролем церковных (по сути – тоже светских) властей Кальвин называл «теократией Бога». Идеалом для этой модели является карликовое государство (напр., Женева), что способствует удобству управления, а также соответствует принципу индивидуализации и обособления (личности, общества верующих, народа, государства), основанного на «личной вере» отдельного человека. Возвеличивание индивидуума, начавшееся в эпоху гуманизма и впоследствии нашедшее выражение в «Декларации прав человека», на деле обернулось своей полной противоположностью. Все, кто вставали на защиту «свободы личности», начиная от основателей протестантизма и заканчивая коммунистическими вождями и идеологами западной демократии, для достижения провозглашенных ими целей, напротив, всегда стремились подчинить своему полному контролю частную жизнь каждого члена общества. Цюрих и Женева, продолжившие традиции гуситского Табора и Флоренции времен Савонаролы, предприняли очередную попытку воплощения в жизнь утопической мечты о построении «земного рая», которая в течение мировой истории проявлялась в иудейском мессианстве, во властных претензиях Римских пап, в учении о «тысячелетнем царстве», а также в новейших материалистических и глобалистских идеях.

Кальвин, постоянно страдавший от тяжелых болезней и перенесший смерть своей жены и троих детей, был крайне суров и требователен к самому себе и окружающим. Он учредил в Женеве полицию нравов, которая боролась с любым проявлением инакомыслия. В городе были запрещены все развлечения, население обязывалось трудиться, а в свободное время – молиться и читать Библию. Таким образом, Кальвин превратил Женеву в своего рода огромный монастырь («республику святых»), одновременно борясь с монашеством. В 1553 г. по инициативе Кальвина за распространение еретического учения был сожжен прибывший в Женеву Мигель Сервет – знаменитый испанский ученый, ставший главным вдохновителем движения антитринитариев. Его казнь – это один из многочисленных примеров несоблюдения в протестантизме провозглашаемого им принципа религиозного свободомыслия, основанного на личной вере. Идеи, высказанные в сочинениях Сервета, главное из которых – «Восстановление христианства», нашли своих сторонников среди кальвинистов. Первые общины антитринитариев появились на севере Италии. Сервет ратовал за восстановление «доникейского христианства». По его мнению, и католики, и протестанты одинаково ложно толкуют христианское вероучение. Рассматривая Св.Писание с крайних рационалистических позиций, Сервет утверждал, что догмат о Святой Троице не имеет библейского обоснования. Он называл Бога-Слово и Святого Духа «модусами самовозвещения и самосообщения» Бога-Отца. Отрицая Боговоплощение, Сервет учил, что с душой Христа соединился Святой Дух – «дыхание Божества». Первые антитринитарии в Италии не имели единого учения и не были связаны между собой какими-либо организационными структурами (см. ниже).

Кальвин мечтал об объединении вокруг своих идей всего христианства, но не смог договориться о единстве даже с лютеранами. Известная кальвинистская набожность, не укорененная в святоотеческом Предании, вскоре оказалась чисто показной и формальной. Образ поведения «благочестивого протестанта» лег в основу моральных устоев западного общества. Концепция предопределения породила новую трудовую этику: человеку не дано знать, предопределен ли он к спасению или к проклятию, но если его дела идут благополучно, то, видимо, это является указанием на его избранность, а чтобы дела могли идти еще успешнее, необходимо прилежно трудиться. Такая установка явилась удобным обоснованием стремлений нарождающейся в то время буржуазии к максимально быстрому достижению материального процветания и позже стала частью американской идеологии, т.к. в США кальвинистское направление протестантизма возобладало. Ростовщичество и другие финансовые операции, направленные к удовлетворению жажды неограниченной наживы, которые в Средние века запрещались Римо-Католической Церковью как безнравственные, в протестантских странах были не только легализированы, но и освящены в религиозном сознании. Установка на обогащение ради обогащения, начавшая в эпоху Ренессанса завладевать умами европейцев, проникла из еврейской среды, для которой она всегда была характерной, т.к. иудаизм уделяет крайне мало внимания загробной жизни и указывает на земные блага как на высшую награду за праведность. В этом выразилось общее влияние иудаизма на формирование протестантских доктрин и образа мысли, в результате чего в современном западном обществе восторжествовали иудейские, т.е., по сути, антихристианские идеалы.

Во Франции в 20-ых годах XVI в. начало распространяться лютеранство, но его успех был ограниченным, т.к. все, что исходило из Германии – традиционной соперницы Франции воспринималось там враждебно. В 40-ых годах на юге Франции, еще со времен альбигойских войн тяготевшем к ереси и сепаратизму, распространился кальвинизм, в котором стремление к независимости и обособлению государств имеет теологическое обоснование. Кальвинисты во Франции получили название «гугенотов» (от немецкого «eidgenosse», - «союзник» или «гражданин Швейцарии»). В 1559 г. их богослужения были запрещены властями. Тогда же на тайной ассамблее «Реформатской Церкви Франции» в Ла-Рошели были утверждены ее символическая книга «Галликанское исповедание» и структура управления во главе с «министром». Гражданская война, вспыхнувшая между французскими католиками и гугенотами, длилась в течение почти сорока лет. Она сопровождалась взаимной жестокостью и многочисленными случаями вандализма со стороны гугенотов, когда во время разграбления храмов уничтожались или осквернялись древнехристианские и римо-католические святыни. В 1570 г. был подписан Сен-Жерменский мирный договор, принесший временный перерыв в войне. Согласно достигнутому соглашению, гугенотам было разрешено совершать богослужения и свободно селиться по всей стране. Вскоре в Париже появилась влиятельная протестантская община, что сильно беспокоило короля Карла IX. Накануне дня св.Варфоломея началось массовое избиение гугенотов, продолжавшееся целую неделю. В Париже было убито около 2000 человек, а по всей Франции – около 30000. Папа Григорий XIII поддержал действия короля, отслужив благодарственный молебен, устроив фейерверк и учредив особую медаль для отличившихся в избиениях. Вновь восставшие гугеноты создали на юге Франции независимое государство. В 1576 г. им удалось добиться своих прав, т.к. власти не желали раскола страны. Им было лишь запрещено жить в Париже и его окрестностях. Король Генрих IV, в прошлом исповедовавший кальвинизм и продолжавший сочувствовать гугенотам, в 1598 г. издал «Нантский эдикт», предоставивший им полную свободу. На практике, условия этого документа не выполнялись, и в 1685 г. он был отменен. Гугеноты получили равные с католиками права лишь в 1830 г. Сейчас кальвинисты составляют не более 15% населения Франции.

На территории Нидерландов издавна искали убежища всевозможные еретики и преступники. В 50-ые – 60-ые годы XVI в. после подавления лютеранства там широко распространился кальвинизм. В целях наведения порядка в стране император Священной Римской Империи Карл V, по происхождению – испанец ввел в Голландию и Бельгию войска своих соотечественников и учредил инквизицию. Испанцы, имевшие опыт борьбы с еретиками в своей стране, устроили в Нидерландах настоящий террор, вызвав повсеместное противодействие населения. Восстание за национальное освобождение возглавили кальвинисты, которых поддерживала протестантская Англия (в первую очередь – гёзов, - морских пиратов, которые отличались необычайной кровожадностью). Нидерландские кальвинисты вели себя особенно жестоко по отношению к католикам, что объясняется аналогичными зверствами испанцев. В 1566 г. по всей стране прокатилась волна иконоборчества. Во время массовых восстаний особенно пострадали римо-католические храмы в Антверпене. В 1571 г. в качестве символической книги голландских реформатов было утверждено «Бельгийское исповедание». (В 60-ых годах ХХ в. появилась новая книга – «Голландское исповедание».) После изгнания испанцев из северных, в основном протестантских областей Нидерландов, населенных голландцами, фризами и частично - фламандцами в 1581 г. было создано независимое государство Соединенные Штаты Нидерландов – первая в истории буржуазная республика, которая в 1813 г. стала монархией. В XVII в. кальвинизм был принесен колонистами из Голландии и французскими гугенотами на юг Африки. Их потомками являются африканеры (буры), которые вместе с потомками английских поселенцев XIX в. составляюь белое меньшинство в нынешней ЮАР.

В начале XVII в. среди голландских реформатов возник спор о предопределении. Умеренные кальвинисты – арминиане (по имени их главы Якоба Арминия) утверждали, подобно лютеранам, что человек имеет некоторую свободу воли. Точка зрения уже умершего в то время Арминия была отклонена в 1618 г. Дордрехтским синодом, который обвинил его последователей в пелагианстве. Многие арминиане подверглись казням и погромам и были признаны в своих правах лишь в XVIII в. Их небольшая секта сохраняется до настоящего времени. Многие кальвинисты уже не настаивают на абсолютности предопределения, хотя и не решаются отказаться от этой концепции Кальвина, авторитет которого считается непререкаемым. Следует заметить, что и сам Кальвин мало говорил о предопределении, предпочитая употреблять выражение «самовластие Бога». Учение о предопределении получило развитие лишь среди его последователей. Эта откровенно слабая доктрина противоречит таким фундаментальным христианским понятиям, как ответственность за грех, свобода человеческой воли и благодать Искупления как возможность спасения для каждого верующего. Кальвинисты даже не пытаются серьезно обосновать свое мнение, утверждая, что «для Бога не существует противоречий». Таким образом, они ставят свое произвольное умозаключение, принятое на веру, в один ряд с догматами, утвержденными на Вселенских Соборах. Антиномичность, свойственная вселенским вероопределениям, свидетельствует об их Божественном происхождении, т.к. человеческие аналогии не в силах адекватно передать откровение о сверхъестественной реальности. Догматы (напр., о Святой Троице и Боговоплощении) лишь определяют «границу» (греч. «орос») истины, которую не следует переступать, чтобы не впасть в ересь, но никак не исчерпывают всей истины. Святоотеческое богословие, принимая за аксиому постановления Вселенских Соборов, вдохновленные Святым Духом, на основе этих догматов выстраивает строго логическую систему, хотя сами догматы далеко не всегда соответствуют законам человеческой логики. Протестантские же мыслители, считая себя орудиями Святого Духа, создавали учения, основанные на произвольном толковании Библии. Отвергнув святоотеческое наследие и западное схоластическое богословие, протестанты оказались в духовном и интеллектуальном вакууме и стали полагаться лишь на человеческий разум, в результате чего в их среде возникла философия Нового Времени, которая полностью отошла и от самой религии.

Большое распространение кальвинизм получил и в Польско-Литовском государстве, где его покровителем был приближенный к королевскому двору князь Николай Радзивилл. При нем, особенно в Вильно, строились реформатские храмы и даже переделывались под них некоторые костелы. Кальвинизм принимали как католики, так и жившие в польских владениях православные, которые не смогли сразу распознать отличия его вероучения от православного. Их ввело в заблуждение то, что кальвинисты, как и православные, не признают папу Римского, имеют женатое духовенство и ведут строгий образ жизни. После смерти Радзивилла в 1565 г. в Литве появились иезуиты, начавшие контрреформацию (см. «История западных христианских конфессий», часть 3, №1). Польские короли, особенно Сигизмунд III, начали систематические преследования реформатов, которые совпали с гонениями на православных со стороны униатов. Поэтому, между православными и кальвинистами возник временный политический союз (переговоры о вероисповедном союзе остались безрезультатными). Благодаря деятельности иезуитов, протестантизм в Польше и Литве был полностью искоренен. В Венгрии, захваченной австрийцами и турками, в 20-ых годах XVI в. распространилось лютеранство, а к 70-ым годам большинство ее населения, а также венгров соседней Трансильвании приняло кальвинизм, под знаменами которого возникло движение за национальную независимость. Австрийский король Рудольф II и венгерский епископ Петер Пазмань начали при помощи иезуитов проводить контрреформацию. Австрийские войска, при этом, одновременно боролись с турками и венгерскими повстанцами-кальвинистами. Сейчас реформаты преобладают на востоке Венгрии, составляя около 20% ее населения. Их центром является город Дебрецен. Местных суперинтендентов принято называть «епископами», что никак не отражается на характере их должности. Некоторое распространение кальвинизм получил и в Германии, в основном – в западных землях, но успеху его там препятствовала вражда с лютеранами. Немецкие реформаты имеют свою символическую книгу – «Гейдельбергский Катехизис». В XIX в. по требованию властей Пруссии они заключили унию с лютеранами, которая действует до настоящего времени. Реформатские церкви в Германии связаны с лютеранами общей церковной организацией, но их вероучение и традиции остаются неизменными. Кроме того, кальвинизм (пресвитерианство) явился одним из важнейших факторов, определивших характер протестантизма в Великобритании и США (см. №3). В начале ХХI в. в мире насчитывалось около 40 миллионов кальвинистов (реформатов и пресвитериан), которых объединяет «Всемирный Альянс Реформатских церквей».

Протестантский принцип религиозного плюрализма был доведен до крайности антитринитариями – последователями учений, созданных Мигелем Серветом (см. выше), Лелием Социном и др. В середине XVI в. из-за преследований инквизиции антитринитарии переселились из Италии в Польшу и Трансильванию. В польских и русско-литовских землях они нашли себе много сторонников среди местных кальвинистов. В 1565 г. из Польской Реформатской Церкви выделилась Малая Реформатская Церковь с центром в городе Ракове, которая объединила под общим управлением разные толки антитринитариев. В 1579 г. в Кракове обосновался Фауст Социн – племянник и преемник Лелия Социна, который был враждебно встречен польскими антитринитариями, т.к. не разделял их склонности к анабаптизму и совершенного отрицания Божества Иисуса Христа. (Во время посещения Трансильвании он также полемизировал с руководителем местных антитринитариев Франциском Давидом, который в своих проповедях призывал не поклоняться Христу.) Авторитет Св.Писания Социн признавал лишь постольку, поскольку оно не противоречит человеческому разуму. Отрицая Троический догмат, он называл Святого Духа «Божественной силой». Социн не верил в Боговоплощение и считал, что Христос имел лишь человеческую природу, хотя и обладал Божественными свойствами. Он отрицал догматы о первородном грехе и Искуплении. По словам Социна, Христос был распят для того, чтобы Своей смертью запечатлеть истину проповедуемого им учения. Вся заслуга Христа – в указании пути к спасению. Относительно воскресения мертвых Социн учил, что оно будет духовным, без участия тел. Таинствам он придавал значение всего лишь отличительного знака христианства от других религий. Благодаря неустанной проповеди Социна, его учение к началу XVII в. было воспринято всеми польскими антитринитариями. Уже после смерти Социна, в 1605 г. был издан «Раковский Катехизис» - символическая книга «польских братьев» (социниан или унитариев). Их секта быстро разрасталась при активной поддержке со стороны шляхты, среди которой были в моде кальвинизм и социнианство (социнианам покровительствовал даже знаменитый защитник православия князь Константин Острожский). Они могли свободно открывать свои молитвенные дома, учебные заведения и типографии. С начала XVII в. социнианство стало распространяться по странам Западной Европы. С 20-ых годов XVII в. польские власти начали систематически преследовать социниан, а в 1658 г. их секта была запрещена сеймом. Вторым после Польши центром распространения антитринитаризма явилась Трансильвания, правитель которой – князь Янош Жигмонд в 1568 г. был убежден возглавлявшим еретиков Франциском Давидом в истинности его учения. В 1571 г. Государственное Собрание Трансильвании признало унитарианство в качестве дозволенной религии, наряду с католичеством и реформатством. В середине XVII в. разрозненные общины трансильванских антитринитариев восприняли учение соединившихся с ними социниан. Тогда же в Англии была образована Унитарианская Церковь, которая в конце XVIII в. появилась в США, где получила наибольшее распространение и сейчас называется «Унитарианской Универсалистской Ассоциацией». Унитарии являются одной из самых либерально ориентированных протестантских сект.

№3. Реформация в Великобритании и США.

Экуменическое движение

Английский король Генрих VIII (1509 – 1547 гг.) сначала был противником реформации и в 1521 г. написал трактат в защиту Римо-Католической Церкви. Из-за тяжелого экономического положения в Англии король отказался платить налог Римскому папе. Кроме того, он решил развестись со своей супругой Екатериной Арагонской, с чем папа не мог согласиться. После ссоры с Римом в 1534 г. Генрих VIII был объявлен главой независимой Англиканской Церкви, за что папа Павел III предал его анафеме. Против этих мер Генриха VIII и в поддержку папы высказался известный гуманист Томас Мор, занимавший должность канцлера и имевший в стране значительное влияние. За свои взгляды он был заключен в тюрьму, а затем сожжен и почитается Римо-Католической Церковью как мученик. Его знаменитейшее сочинение «Утопия», написанное под влиянием Эразма Роттердамского, представляет собой политический роман, раскрывающий общественные и религиозные идеалы Возрождения. По приказу Генриха VIII по всей Англии были закрыты монастыри, а церковные земли перешли в светское пользование (так, появился класс лендлордов). Кентерберийский архиепископ Томас Кранмер, благословивший развод короля, стал примасом - первоиерархом Англиканской Церкви, которая сохранила епископальную структуру и формально – апостольское преемство (как шведские лютеране), хотя не имеет Таинства Священства. Несмотря на разрыв с Римом, Генрих VIII до конца своих дней по свим убеждениям оставался «добрым католиком» и даже полемизировал с Лютером. В 1552 г. Кранмер издал символическую книгу «42 статьи вероучения», составленную в умеренном протестантском духе на основании лютеранского «Аугсбургского исповедания» и в меньшей степени - учения Кальвина, а также «Книгу общественных молитв» на английском языке, по которой англикане по сей день проводят богослужения. Перевод Библии Джона Уиклифа был официально канонизирован и также используется до настоящего времени. Этот перевод, сделанный с латинского текста (Вульгаты), претерпел многочисленные редакции и свою окончательную форму принял в начале XVII в., в правление короля Иакова I. Он носит название «Библия короля Иакова» и высоко ценится учеными библеистами. Католический культ в Англиканской Церкви первоначально был сохранен без изменений, хотя ему перестали придавать прежнее значение. Обнародование «42 статей» и «Книги общественных молитв» вызвало сильную католическую оппозицию, которая привела к вооруженному восстанию. В 1553 г. к власти в Англии пришла католичка Мария Тюдор (Кровавая), по приказу которой в 1556 г. был сожжен Томас Кранмер вместе со своими двухстами сторонниками. После смерти Марии королевой стала ее сестра Елизавета I (1558 – 1603 гг.). которая стремилась к поиску компромисса между приверженцами католической и протестантской партий. В 1562 г. архиепископ Паркер издал символическую книгу «39 статей», которая была составлена на основе «42 статей» Кранмера и явилась своего рода сплавом лютеранства, кальвинизма и католичества, что соответствовало религиозной политике государства. Со времени Паркера англикане отказались от почитания икон, святых и связанных с ними реликвий.

Во время правления Марии Тюдор один из радикально настроенных англиканских проповедников, Джон Нокс бежал от преследований в Женеву, где стал кальвинистом. Затем, прибыв в Шотландию, он начал проповедь пуританства (от англ. «purity», - «чистый»), т.е. реформирования Англиканской Церкви по кальвинистскому образцу, что, прежде всего, означало полную независимость церкви от королевской власти. Призывы Нокса совпали со стремлениями шотландцев к независимости. После победы восстания пуритан в 1560 г. шотландская королева-католичка Мария Стюарт бежала в Англию, где в 1587 г. была обезглавлена Елизаветой I по обвинению в заговоре. Из Шотландии пуританство распространилось и в Англии. В 1567 г. английские пуритане отделились от англикан, образовав кальвинистскую Пресвитерианскую Церковь, независимую от государства. Своим названием пресвитериане, как и все кальвинисты подчеркивали непризнание епископата, в противоположность англиканам. Их символической книгой стало «Вестминстерское исповедание». В 1644 г. при английском короле

Карле I – шотландце по происхождению Пресвитерианская Церковь, вопреки кальвинистским постулатам была объявлена, как и Англиканская Церковь, государственной и возглавляемой королем. Насильственное подчинение королевской власти шотландских пресвитериан привело к их новому восстанию. В Англии крайние пуритане – конгрегационалисты или индепенденты (т.е. «независимые») во главе с Робертом Брауном заявили о неподчинении государству и единой церковной организации. Прихожане таких общин стали сами решать вопрос о форме культа и избирать пасторов. Кальвинистский принцип индивидуализации проявился у них в полной мере, поскольку каждая конгрегация (община) является абсолютно независимой от других. В 1649 г. Оливер Кромвель сверг короля и создал в Англии индепендентскую республику по образцу женевской теократии времен Кальвина. Кромвель, исходя из пуританских воззрений, искренно считал себя избранником Божиим и орудием Провидения. Он разделил страну на 11 районов, управляемых генерал-майорами, главная задача которых состояла в наблюдении за нравственным обликом граждан. Были закрыты питейные заведения и запрещены все увеселения, супружеская неверность каралась смертной казнью, за богохульство прокалывали язык раскаленным железным прутом, за сквернословие налагались штрафы и т.п. Англиканская Церковь была подавлена, а власть разделили конгрегационалисты и пресвитериане. Католиков стали попросту уничтожать, особенно – в Ирландии, которой не коснулась реформация. В Северной Ирландии (Ольстере) была уничтожена четверть населения. На опустошенные земли власти поселили англичан и шотландцев, которым были предоставлены налоговые льготы. Из потомков этих поселенцев, частично смешавшихся с ирландцами, в Ольстере образовалось протестантское большинство, до сих пор враждующее с ирландцами-католиками.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..