Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Shumate M., Fulk J., Monge P. Predictors of the International HIV-AIDS INGO Network Over Time. In Human Communication Research, Vol. 31, No. 4, Octob...полностью>>
'Бюллетень'
В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. ...полностью>>
'Документ'
1-й чтец. Вам, будущие защитники Отечества, посвящается!Имя:Всехором. Армия!1-йчтец. Отчество: Всехором. Российская!1-йчтец. Фамилия:Всехором. Непобед...полностью>>
'Документ'
Фирма, выпуская конкретный товар ориентирует его на потребителя. Знание своего потребителя необходимо фирме, для того чтобы лучше приспособиться к ег...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Главная часть Книги Левит – это учение о святости, которое начинается с 17 главы. Еврейское слово «кодеш», переводимое как «святость», буквально означает «отделенность». Подобно тому, как Бог выделен из других существ, Израиль выделен среди прочих народов, которые называются словом «гоим», т.е. «внешние» (в русском переводе – «язычники»). Святость вменялась тому, кто максимально точно и ревностно следовал заповедям Закона Моисеева, но как таковая была недостижима человеком по причине всецелого господства над ним греха, для освобождения от которого требовалось Боговоплощение. Кодекс святости включает в себя: заповедь «возлюби ближнего» (т.е. соплеменника), запрет магической практики, забоя скота без соблюдения особых правил (животное должно быть заколото, а кровь – спущена), получения денежной выгоды от соплеменника, брать рабов из евреев и др. Святости препятствует любое несоблюдение Закона, в т.ч. о ритуальной нечистоте (11 – 15 главы). Нечистый (оскверненный) человек на время исключается из святого общества Израиля и отстраняется от участия в культе. Нечистота может быть связана: 1). с полом (напр., женщина нечиста во время месячных и сорока дней после родов); 2). с кровью (не распространяется на жертвоприношения); 3). с животными, мясо которых считается ритуально нечистым (напр., свинья, лошадь, заяц, пресмыкающиеся, определенные виды рыб и птиц и др.); 4). с трупами и могилами; 5). с проказой, которая считалась карой Божией и требовала не лечения, а очищения.

Книга Чисел (по-еврейски называется по первому слову – «Бе-Мидбар», т.е. «В пустыне») начинается с переписи Израиля в Синайской пустыне. Общая численность евреев, включая принятых в их число обрезанных иноплеменников (в основном – египтян) составила ок.600000 мужчин, способных носить оружие. Женщины, дети и старики в перепись не входили, но вместе с ними численность народа достигала 2 млн. человек, что составляло почти половину населения Египта, для которого исход евреев оказался серьезной потерей.

Избранниками среди избранного народа являлись левиты, которым было поручено отвечать за соблюдение культа и служить при Скинии (Числ.3,5-13). Колено Левиино заменило собой первенцев, которых израильтянам следовало отдавать для служения Богу в благодарность за истребление первенцев египетских. За жестокость Левия при избиении жителей Сихема левиты лишились своего надела в Ханаане и должны были жить за счет десятины, приносимой каждым израильтянином. Колено Левиино разделялось на три степени, соответственно трем частям Скинии – левиты, священники и первосвященники. Собственно левиты были простыми церковнослужителями. При передвижении Израильского стана они носили Скинию со всеми ее принадлежностями, следили за ее чистотой и сохранностью священных сосудов, готовили все необходимое для Богослужения. Левиты разделялись на три класса, соответственно их происхождению от троих сыновей Левия - Герсона, Каафа и Мерари, на каждый из которых возлагались особые обязанности. К служению они приступали после очищения, рукоположения и принесения жертвы. Священниками могли стать лишь потомки Аарона. На них лежала обязанность приносить жертвы и курения, каждый вечер зажигать в Скинии светильники, по субботам переменять хлебы предложения, созывать народ на молитву при помощи труб, поучать народ в Законе Моисеевом и очищать проказу. На свое служение священники поставлялись через окропление святым миром, смешанным с жертвенной кровью. Во главе священных лиц стоял первосвященник, сан которого наследовался от Аарона по преемству среди старших из его рода. Первосвященник в день Очищения входил в Святое Святых с жертвенной кровью, чтобы окропить Ковчег Завета, носил при себе таинственные урим и тумим, посредством которых (т.е., видимо, через бросание жребия) сообщалась воля Божия. Поставление на служение первосвященника совершалось через обильное возлияние мира на голову посвящаемого. (Аарон и его сын Елеазар получили посвящение от Моисея, который, таким образом, положил начало преемственной передачи благодати священства в Ветхозаветной Церкви.) Первосвященническое облачение отличалось от священнического особой сложностью и пышностью.

Начиная с Числ.10,11, повествуется о долгом странствии Израиля по пустыне. После еще нескольких законодательств и наставлений, данных Господом Моисею, Израиль двинулся от Синая к Земле Обетованной. Когда народ подошел к южным рубежам Ханаана, Моисей отправил двенадцать «соглядатаев» - по представителю от каждого колена, чтобы разведать об этой земле (13 гл.). Соглядатаи вернулись, напуганные силой народов, живущих в Ханаане и стали отговаривать евреев туда идти. Народ, впавший в грех неверия, поднял ропот на Бога и возмутился против Моисея и Аарона, а также Иисуса Навина из колена Ефремова и Халева из колена Иудина – соглядатаев, не поддавшихся ропоту (Числ.14, 1-10). Израильтяне даже хотели избрать для себя вместо Моисея нового вождя, который отвел бы их обратно в Египет. После столетий рабства они не были готовы к свободной жизни и не могли овладеть Землей Обетованной. Как и после греха поклонения тельцу Господь хотел истребить евреев и произвести новый народ от Моисея. Но Моисей в своих молитвах заступился за Израиль, отведя от него праведный гнев Божий, и Господь смягчил наказание за грех неверия: Израиль должен сорок лет странствовать по пустыне, - до тех пор, пока не вымрет согрешившее поколение. В Святую Землю смогут войти лишь те, кто во время ропота против Бога были еще невинными детьми (Чичсл.14,11-19). Самим Моисею и Аарону Господь также запретил входить в Ханаан за то, что они высекли воду из скалы, не упомянув имя Божие (Числ.20,10-13). Скитание по пустыне представляло собой кочевой образ жизни, - такой же, как и у всех соседних племен. Центром израильских кочевий был оазис Кадес (Кадес-Варни), находившийся в северо-восточной части Синайского полуострова, на границе с Идумеей и кочевьями амаликитян.

16 – 17 главы Книги Чисел повествуют о том, как против Моисея и Аарона восстали 250 человек – представителей знати, во главе с Дафаном и Авироном из колена Рувимова и Кореем из колена Левиина. Они не признавали власть Моисея и требовали права на священство для всех израильтян, а не только для рода Аарона. Моисей предложил им всем принести к Скинии кадильницы с курением. Когда 250 восставших принесли кадильницы, Господь уничтожил их сошедшим с неба огнем, а Корей, Дафан и Авирон с семьями провалились в разверзшуюся под ними бездну, живыми сойдя в преисподнюю. После этого Израиль возроптал на Моисея и Аарона, обвинив их в гибели восставших. Тогда гнев Божий стал поражать народ, истребив 14700 человек. Но Израиль был вновь спасен от полного уничтожения, благодаря заступничеству Моисея и Аарона. Права на священство рода Аарона Господь подтвердил тем, что из всех жезлов, принесенных к Скинии представителями двенадцати колен, один только жезл Аарона расцвел и принес миндали, что толкуется св.Отцами как прообраз бессеменного происхождения Спасителя от Девы Марии. Кроме того, процветший жезл является образом Животворящего Древа Креста Господня.

Так как правители Идумеи отказались пропустить израильтян через свою землю в Ханаан, они не стали вступать в конфликт с близкородственным народом и пошли в обход Идумеи с южной и восточной сторон (Числ.20 гл.). Тяготы пути по безводной пустыне вызвали новый ропот в народе, за что Господь послал на него ядовитых змей, от которых умерло множество людей. После всеобщего покаяния Моисей обратился с молитвой к Господу и получил Божественное повеление сделать медного змея. При взгляде на этого змея, поднятого на знамя, укушенные змеями исцелялись (Числ.21,4-9). Прообразовательное значение медного змея выражено в словах Спасителя: «Как Моисей вознес змею в пустыне, - так должно вознесену (распяту) быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,14-15).

Воспоминанию о сорокалетнем пребывании Израиля в пустыне был посвящен праздник Кущей (Суккот). В дни этого праздника, который приурочен к завершению осеннего сбора урожая, иудеи живут в шалашах, подражая своим давним предкам. Вместе с Пасхой и Пятидесятницей – Днем Дарования Торы на горе Синай (отмечался через семь недель после Пасхи) праздник Кущей, следовавший через семь месяцев после Пятидесятницы, составлял Великий круг праздников Ветхозаветной Церкви. За пять дней до праздника Кущей был День Очищения (Иом-Кипур), когда весь Израиль пребывал в посте и покаянных молитвах за грехи, совершенные в прошедший год, а первосвященник сам приносил все жертвы и кропил кровью крышку Ковчега Завета, после чего в пустыню изгонялся «козел отпущения», как бы уносивший с собой все бремя грехов народа, в чем заключен образ грядущего Искупителя. В толкованиях Отцов Церкви скитание евреев по пустыне символизирует многотрудный жизненный путь христианина, который должен смиренно нести свой крест, чтобы обрести Землю Обетованную – Царствие Божие.

Начиная с Числ.21,21, описывается история освоения Израилем восточного берега Иордана, за которым лежит Земля Обетованная. Пройдя землю Моавитскую и остановившись в Заиорданье после разгрома Сигона, царя Аморрейского и Ога, царя Васанского, Израиль впал в грех идолопоклонства, вступив в связь с блудницами из местных народностей. Идолопоклонство в Ветхом Завете часто отождествляется с блудом, - не только в символическом смысле, когда уклонение в многобожие сравнивается с супружеской неверностью, но и потому, что в ближневосточных языческих культах была развита ритуальная проституция. Совершая этот грех, израильтяне вольно или невольно вступали в мистическую связь с «иными богами», которым были посвящены ритуальные блудницы. Наказание, последовавшее от Бога для вразумления народа, унесло жизни 24000 человек. 31-ая глава повествует о мести Израиля мадианитянам (вероятнее всего, что здесь, как и в Книге Исход, речь идет лишь об одном из мадиамских племен), которые подверглись истреблению за совращение евреев к служению своему богу Фегору.

Книга Чисел заканчивается повелением Бога к Израилю перейти Иордан и овладеть землей Ханаанской, изгнав оттуда местные племена. Указываются границы владений Израиля и правила, согласно которым земля будет разделена по жребию между коленами. Левитам не полагалось иметь своего надела, но в их собственности должны были находиться 48 городов. Колена Рувима, Гада и половина колена Манассии пожелали остаться в Заиорданье, и Моисей позволил им это сделать, но при условии, что они будут участвовать в войнах Израиля при заселении земли Ханаанской. (Историки предполагают, что колена Симеоново, Рувимово и Гадово не переселялись в Египет и ко времени прихода остальных колен в Ханаан почти растворились среди населения, соответственно, юга страны и Заиорданья. )

Книга Второзакония (по-еврейски называется по первому слову – «Дварим», т.е. «Слова») представляет собой последнюю проповедь Моисея, в которой он систематически изложил все прежде открытые ему Божественные установления. Основная речь Моисея (Втор.4,44 – 26,19) после введения начинается со слов: «Слушай, Израиль» («Шма, Исраэль»), давших название главной иудейской молитве «Шма», которая составлена из трех ветхозаветных текстов: Втор.6,4-9 («закон любви»), Втор.11,13-21 и Числ.15, 37-41. В этой речи также содержится пророчество о грядущем Пророке-Мессии (Втор.18, 15-19), основываясь на котором, иудеи ожидали Мессию как «нового Моисея». Квинтэссенция Книги Второзакония – в Песни Моисея (гл. 32) и в благословении Моисея сынам Израилевым (гл. 33). В последней главе говорится о смерти Моисея, перед которой он поднялся на гору Нево и чудесным образом увидел всю землю Ханаанскую, но так и не вошел в нее, не имея на то благословения Божия. Моисей скончался 120 лет от роду и был погребен в Заиорданье, в неизвестном месте. Не вошел в Землю Обетованную и брат Моисея Аарон. Его могила, согласно преданию, находится в Иордании, в пяти километрах западнее развалин города Петра, на горе Джабель-Харун, которая отождествляется с горой Ор – местом кончины Аарона. Иудейские сказания повествуют, что тела Моисея и Аарона были взяты Богом в Небесную Славу.

Пятикнижие представляет собой фундамент всего Ветхого Завета и занимает в нем то же положение, что Евангелие – в Новом. Согласно преданию, - как иудейскому, так и христианскому, автором всех пяти книг является Моисей, причем Книгу Бытия он написал еще до своего призвания, когда жил в земле Мадиамской. (Моисей также считается автором 89-ого Псалма, а иудеи, кроме того, приписывают ему Книгу Иова.) По мнению многих библеистов, Моисей может быть назван автором Пятикнижия лишь в том смысле, что к нему восходит устная традиция, которая начала фиксироваться в письменном виде не ранее ХI – Х вв. до Р.Х., – в южной редакции (т.е. на юге царства Соломона либо в Иудейском царстве, вскоре после отделения от него северных колен) и в VШ в. до Р.Х. – в северной. После 722 г. до Р.Х. – даты падения Израильского (Северного) царства обе эти редакции были сведены воедино и дополнены принесенной с севера Книгой Второзакония. Окончательное формирование Пятикнижия относят к V в. до Р.Х., когда в него вошел т.н. «Священнический кодекс», написанный в период Вавилонского плена и включающий в себя Книгу Левит и прочие установления относительно храмового культа, «Шестоднев» (Быт.1 – 3 гл.), родословия праотцев и патриархов и др. «Священнический кодекс» служит как бы «скелетом», структурирующим Пятикнижие. Для этого текста характерны четкие, сухие выражения. (В повествовании Книги Бытия о сотворении мира ученые усматривают влияние вавилонского эпоса «Энума элиш», в котором говорится о сотворении мира верховным богом Мардуком.) Основную часть Пятикнижия составляет его южная версия, автора которой условно называют «Яхвист», т.к. для именования Бога Израилева он обычно употребляет священную тетраграмму. Характерными чертами этого текста являются живой, близкий к разговорному язык и обилие антропоморфизмов. Северная версия, автора которой называют «Элогист», т.к. он вместо имени Божия предпочитает использовать слово «Элогим» (форма множественного числа от «Эль», - «Бог», выражающая превосходную степень), дополняет «Яхвиста» и отличается особой глубиной мысли и мистической настроенностью. Противники данной точки зрения, в т.ч. среди самих же библеистов, считают подобное членение текста Пятикнижия искусственным и надуманным, указывая на его смысловое единство и композиционную целостность, что может свидетельствовать скорее об одном, чем о нескольких писателях Книг Моисеевых.

№5. Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых и Руфи

Книги Иисуса Навина, Судей и четыре Книги Царств составляют первую группу исторических книг Св.Писания. В иудейской традиции они называются «Ранними Пророками», в отличие от «Поздних», т.е. остальных пророческих книг, т.к., согласно преданию, их авторами являются пророки: Иисус Навин (одноименная книга), Самуил (Книги Судей, 1-ая и 2-ая Царств) и Иеремия (3-я и 4-ая Царств).

Преемником Моисея стал Иисус Навин из колена Ефремова – один из «соглядатаев», посланных Моисеем в Ханаан, который не запятнал себя во время ропота Израиля. Будучи ближайшим учеником Моисея, он получил от него через возложение рук полномочия и силу пророка, судьи и военачальника Израиля. В 1 – 12 главах Книги Иисуса Навина описывается покорение Израилем Ханаана, которое происходило около 1200 г. до Р.Х. и продолжалось семь лет (по мнению историков – около ста лет). Священную войну под предводительством Иисуса Навина вел Сам Господь руками Своего народа. Когда израильтяне переходили через Иордан, недалеко от его впадения в Мертвое море, перед ними расступились воды, как и во время перехода через Чермное море. За Иорданом они остановились в Галгале, близ Иерихона, где был устроен укрепленный лагерь, ставший опорным пунктом для завоевания. Здесь в сороковой раз после исхода из Египта была совершена Пасха, перед которой весь народ подвергся обрезанию, т.к. во время странствования по пустыне этот обряд часто не исполнялся. Тогда же прекратила выпадать с неба манна, т.к. народ теперь должен был питаться плодами Земли Обетованной.

Согласно повелению Господню, данному Иисусу Навину, Израилю предстояло полностью уничтожить или изгнать все население Ханаана, чтобы, с одной стороны, избавиться от военной угрозы, а с другой – от связанного с ним соблазна идолопоклонства и наказать нечестивые народы, прогневавшие Бога. Жители Ханаана – оседлые семитские племена хананеев, аморреев, иевусеев и др., как и родственные им соседние финикийцы, стояли на высокой ступени культурного развития, в чем превосходили в то время еще полукочевых евреев, но их религия отличалась грубейшими формами идолопоклонства, с жестокими человеческими жертвоприношениями и ритуальной проституцией, а развращенность нравов уподобляла их содомлянам. Хотя и разобщенные между собой, хананеяне обладали значительной военной силой и богатыми укрепленными городами с большим населением. Поэтому, в борьбе с ними израильтяне могли рассчитывать лишь на помощь Божию. Первой твердыней на их пути был Иерихон. Руководствуясь указанием Божиим, которое Иисус Навин получил через Ангела, священники, окруженные воинами, в течение недели ежедневно обносили по одному разу вокруг стен Иерихона Ковчег Завета, трубя в трубы, после чего раздался многотысячный возглас всего народа, и стены пали от чудесного сотрясения. Город был разрушен, а все его жители – истреблены. В живых были оставлены лишь Раав – бывшая блудница и ее родственники, т.к. перед войной она укрыла у себя двоих израильских соглядатаев. После взятия Иерихона Раав за свою веру во всемогущество Истинного Бога была принята в общество Избранного Народа, став прапрабабкой царя Давида, и ее имя вошло в родословие Христа (Нав.6,1-24). Участь Иерихона постигла и другие ханаанские города, которые брались после победоносных сражений. В битве при Гаваоне произошло чудесное событие: по повелению Иисуса Навина солнце, клонившееся к закату, остановилось, чтобы наступление ночи не помешало израильтянам победить врага. Результатом войны стало покорение Израилем большей части Ханаана, кроме нескольких укрепленных городов, как, напр., Иевус – будущий Иерусалим, принадлежавший племени иевусеев, а также южной части средиземноморского побережья Ханаана, где жили филистимляне – народ, родственный древнейшему, неиндоевропейскому населению Южной и Западной Европы, в то время наиболее опасные соседи израильтян (потомками филистимлян себя считают палестинские арабы).

С 13 по 21 гл. описывается разделение Ханаана между коленами Израилевыми. За коленами Ефрема и Манассии – потомками сыновей Иосифа, а также Иуды и поселившимися за Иорданом коленами Рувима, Гада и половиной колена Манассии Иисус Навин закрепил занятую ими землю, а остальную часть Ханаана, согласно повелению Божию, разделил между коленами по жребию. Центральное место в Земле Обетованной заняло наиболее многочисленное колено Ефремово, к которому относился Иисус Навин. В Силом, находившийся во владениях ефремлян, была из Галгала перенесена Скиния. Оттуда же Иисус Навин руководил Израилем до своей кончины. Южной границей Земли Израилевой стал удел колена Симеонова, выделенный, согласно жребию, из владений колена Иудина, - города Вирсавия (Беэр-Шева), Циклаг, Хорма, Риммон и др. Колено Симеоново вскоре слилось с коленом Иудиным, удел которого находился к северу от него и включал в себя города: Хеврон (Кириаф-Арба), Иута, Зиф, Халхул, Ен-Геди, Сохо, Лахис, Ливна, Карем, Беф-Цур, Вифлеем (Ефрафа) и др. Иудеям должна была принадлежать и большая часть владений филистимлян – города Азот (Ашдод), Аскалон, Газа и др., а также Идумея, Синайский полуостров и часть Египта, - «до самого потока Египетского (т.е. Нила)» (Нав.15,47), что в полной мере так никогда и не стало действительностью (лишь филистимляне и идумеи были покорены при царе Давиде). К северу от иудеев расположилось колено Вениаминово, владевшее городами: Иерихон, Гива, Гаваон, Рама и др. Согласно жребию, ему также должен был принадлежать еще независимый Иевус (Иерусалим), который позже отошел к Иудее, став ее столицей. Колено Ефремово, с севера прилегавшее к Вениаминову, заняло южную часть Самарии. Ему принадлежали Силом, Вефиль, Афек, Фамнаф-Сараи и др. Северную Самарию заселила половина колена Манассиина, которому принадлежали города: Сихем, Самария, Фирца и др. Побережье Средиземного моря от горы Кармил до Финикии было отделено колену Асирову. Центр и юг Галилеи заняло колено Завулоново, юго-восток Галилеи – колено Иссахарово, восток и северо-восток Галилеи – колено Неффалимово. Колено Даново не смогло отвоевать у филистимлян предназначенный для него удел на берегу Средиземного моря, у Иопии (Яффы) и позже переселилось в землю Лаис – на крайний север Ханаана (Суд.18 гл.). (По мнению историков, колено Даново вскоре после своего переселения в Лаис растворилось среди соседних народов.) Восточный берег Иордана, недалеко от места его впадения в Мертвое море еще при Моисее достался колену Рувимову. Восточнее от него поселилось колено Гадово, удел которого на севере граничил с аммонитянами, а на юге и востоке – с моавитянами. Кроме того, за Иорданом, напротив удела половины колена Манассиина, - в областях Галаад и Васан обосновалась другая половина этого колена. Книгу завершает последнее обращение Иисуса Навина к народу. Согласно святоотеческим толкованиям, Иисус Навин является прообразом Христа: он носил то же имя, что и Спаситель, вел народ Божий через Иордан в Землю Обетованную, - подобно тому, как Христос вводит крещеных во имя Его в Царствие Божие, а завоевание Ханаана прообразует распространение Церкви по всему миру. Сразу же после смерти преемника Моисея началось обособление друг от друга колен Израилевых, которые в одиночку не были способны противостоять нападениям соседних народов, в т.ч. живших смешанно с евреями ханаанских племен. Наиболее обособилось колено Иудино, отделенное от остальных колен горным массивом (эта изоляция впоследствии способствовала созданию отдельного Иудейского царства).

После заселения Ханаана Израиль впал в грех идолопоклонства, которое воспринял от местных племен, т.к. вопреки повелению Господню, язычников часто оставляли в живых с целью получения от них дани. В наказание Господь навел на Израиль захватчиков из Месопотамии, иго которых продолжалось восемь лет (Суд.3,7-11). После усиленных молитв народа Господь послал Гофониила, под предводительством которого израильтяне освободились от неприятеля. Так начинается история «судей израилевых» (Суд.2,6 – 16,31) – ок. 1112 – 1025 гг. до Р. Х. Судьи, первым из которых стал Гофониил, являлись законодателями и военачальниками (некоторые также были пророками), но не монархами, т.к. Израиль сохранял родо-племенную структуру – деление на колена и роды. После смерти очередного судьи евреи тут же впадали в идолопоклонство, за что рука Божия направляла на них новых завоевателей из окрестных племен. Затем, после молитв и всенародного плача Господь вновь посылал освободителя-судью, но Израиль сохранял праведность лишь до его смерти, и все события повторялись в той же последовательности. (По мнению историков, нашествию соседних народов подвергался не весь Ханаан, а области отдельных колен, как и власть судей распространялась не на весь народ, а на одно или несколько колен.) Из судей наиболее известны: Девора, Варак, Гедеон и Самсон. Пророчица Девора и военачальник Варак одержали победу над войском хананейского царя Сисары («Песнь Деворы», составляющая 5 гл. Книги Судей, в которой она благодарит Господа за спасение Израиля, среди библеистов считается самым архаичным фрагментом Св.Писания). Гедеон, призванный к своему служению явившимся ему Ангелом, во главе небольшого отряда разбил с помощью Божией полчища мадианитян. Несмотря на просьбы народа, Гедеон отказался стать его царем, указывая на Господа как на единственного Царя Израилева, но его сын – Авимелех, убив 70 своих братьев, сам провозгласил себя царем и погиб во время восстания, поднятого против него жителями Сихема (Суд.6 – 9 гл.). Наиболее длительным владычеством над Израилем было сорокалетнее иго филистимлян, во время которого судьей был Самсон, благодаря своей сверхъестественной силе уничтоживший тысячи неприятелей и погибший в плену (Суд.13,1 – 16,31). После освобождения Израиля Емегаром войны с филистимлянами продолжались еще долгое время.

В конце эпохи Судей в земле Ханаанской наступил период гражданской и религиозной смуты (с 17 гл. до конца Книги Судей). Множество людей погибло в столкновениях между коленом Ефремовым и заиорданской половиной колена Манассиина. С 19 гл. описывается история междоусобной войны, в которой израильтянами была истреблена основная часть колена Вениаминова, - в наказание за дикую разнузданность жителей Гивы, нечестие которых было исключительным даже на фоне всеобщего нравственного падения того времени и уподоблялось грехам содомлян. После этого чрезмерно жестокого наказания колено Вениаминово стало малочисленным и постепенно соединилось с коленом Иудиным.

Когда судьей над Израилем стал первосвященник Илий, отличавшийся кротостью и мягкостью характера, его сыновья Офни и Финеес, служившие при Скинии, запятнали себя недостойным поведением. Во время битвы, когда филистимляне нанесли Израилю сокрушительное поражение, Офни и Финеес погибли, а Ковчег Завета, находившийся с войском, был захвачен идолопоклонниками и поставлен в капище бога Дагона. Потеря этой величайшей святыни была воспринята народом как знак оставления его Богом и полное предание в руки врагов. Но через семь лет филистимляне были вынуждены вернуть Ковчег Завета израильтянам, т.к. подверглись тяжелым болезням и нашествию мышей, уничтожавших все запасы, а сам идол Дагона чудесно сокрушился. Ковчег был с ликованием встречен израильтянами и поставлен в городе Кириаф-Иарим, где он находился все время, пока не был перенесен царем Давидом в Иерусалим. Скиния, оставшаяся в Силоме, опозоренном нечестивой жизнью сыновей Илия, на время была лишена видимого знака присутствия Божия.

События, описанные в короткой Книге Руфи, автор и время появления которой неизвестны, относятся к эпохе, отраженной в Книге Судей. В ней повествуется о том, как благочестивая моавитянка Руфь (евр. «Рут», - «Красота») – вдова одного израильтянина, поселилась в Вифлееме, где согласно закону деверства, стала женой Вооза – родственника ее покойного свекра. (Вооз был потомком Раавы – бывшей иерихонской блудницы, оказавшей помощь израильскому войску.) Их сын Овид стал отцом Иессея – отца царя Давида. Главная цель книги – показать, как вознаграждается упование на Господа, милосердие Которого распространяется даже на чужеземку. Особое значение данного рассказа состоит в том, что моавитянка Руфь, благодаря своей праведности, становится праматерью Давида – предка Обетованного Мессии.

№6. Становление и расцвет Израильского Царства.

Пророки Ветхого Завета. «Мудрые Израиля».

Книги: 1-ая, 2-ая и 3-я Царств, Псалтирь,

Притчей Соломоновых, Екклесиаста,

или Проповедника, Песни Песней Соломона,

Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса,

сына Сирахова и Иова

В четырех Книгах Царств и двух Книгах Паралипоменон (см. №8) описывается история израильской государственности, пришедшей на смену эпохе Судей. 1-ая и 2-ая Книги Царств в еврейской традиции называются «1-ой и 2-ой Самуиловыми», а 3-я и 4-ая Царств – «1-ой и 2-ой Царей». 1-ая Книга Царств начинается с истории последнего судьи – пророка Самуила (евр. «Шмуэль», - «Испрошенный у Бога») (ок. 1040 – 1030 гг. до Р.Х.) (1 Цар.1,1 – 7,17). Благодаря ему, был возрожден культ Бога Израилева, пришедший к тому времени в упадок. При этом, Израильский народ, живший под игом филистимлян, находился в состоянии глубокого нравственного кризиса, переняв обычаи и суеверия соседних народов: всюду царило беззаконие, гражданские браки и разврат стали нормой и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..