Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
заседания котировочной комиссии Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию на право заключения государственно...полностью>>
'Публичный отчет'
Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Т.к. отчёты, и квартальный и годовой, являются резуль...полностью>>
'Урок'
-показать особенности сказочных повестей. Их отличие от народных сказок, дать «классификации» сказочных героев (герои, взятые из народных сказок и со...полностью>>
'Документ'
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации м...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2-ая Книга Моисеева – Исход посвящена описанию «исхода», т.е. выхода или бегства евреев из Египта и заключения ими завета с Богом на горе Синай. Книга начинается с перечисления имен сыновей Иакова и как все книги Моисеевы в еврейском тексте называется по своему первому значимому слову – «Шмот», т.е. «Имена». После того, как евреи поселились в Египте, они сильно размножились и превратились из небольшого племени в целый народ, в котором новый фараон, уже не знавший Иосифа, видел для себя потенциальную угрозу. Поэтому, он поработил евреев, принудив их к тяжелому физическому труду и попытался пресечь их рождаемость, приказав уничтожать новорожденных мальчиков. Руками евреев были построены города Раамсес, Пифон и Илиополь. По данным историков, эти города появились при фараоне Рамзесе II (1290 – 1224 гг. до Р.Х.), причем для строительства использовались тысячи рабов из стран, захваченных Египтом. Исход Израиля происходил либо при Рамзесе II, либо при его ближайших преемниках, а племя Иакова поселилось в Египте за 400 лет до этого, т.е. в ХVII в. до Р.Х. Известно также, что в ХVIII в. Египет захватили гиксосы – кочевники семитского происхождения. Их миграция была частью грандиозного переселения народов. (Примерно в этот же период индо-европейские племена расселились в Индии, Малой Азии и Европе, а также оказали большое влияние на формирование народов, соседних с Ханааном – моавитян, аммонитян и идумеев. Одно из индо-европейских племен – хеттеи (хетты) поселилось в самом Ханаане и упоминается в Пятикнижии среди прочих живших там народностей.) С этим движением народов библеисты связывают и переселение Авраама из Месопотамии в Ханаан (ок. Х1Х в. до Р.Х.). Поселившись в Нижнем Египте, гиксосы основали новую столицу – Аварис и поставили своего фараона. В период чужеземного правления египетская религия и культура испытали заметное семитское влияние. Именно тогда на смену египетским иероглифам пришло алфавитное письмо. Гиксосы правили в стране до 1580 г., пока не были изгнаны египтянами из усилившегося южного Фиваидского царства, власть которого распространилась до Евфрата. Родство между евреями и гиксосами могло сыграть непоследнюю роль в том, что Иосиф занял столь высокий пост при дворе фараона (тогда правил, вероятно, Апапи II). Резкое ухудшение отношения к евреям со стороны египтян может быть связано, соответственно, с изгнанием гиксосов.

Со времени смерти Иакова до Моисея в Израильском народе не было харизматических личностей, подобных праотцам и патриархам, которые могли бы непосредственно общаться с Богом, но потомки Авраама, Исаака и Иакова сохраняли восходящее к ним Предание, несмотря на окружавшее идолопоклонство египтян. Основными чертами еще неразвитого израильского культа были жертвоприношения, обрезание и соблюдение заповеди о субботнем покое. Особым благочестием отличалось наименьшее по своей численности колено Левиино (левиты), из которого происходил Моисей – наиболее чтимый в Ветхозаветной Церкви пророк, ставший фактическим основателем еврейской религии и его брат Аарон – родоначальник ветхозаветного священства. При этом, израильтяне подверглись неизбежному влиянию со стороны египетской культуры, научившись земледелию, ремеслам и наукам. В их язык вошло много египетских слов, а в быту укоренились местные обычаи, в т.ч. и безнравственные, связанные с идолопоклонством.

2 – 4 главы Книги Исход посвящены истории жизни и призвания Моисея Богом к пророческому служению. Имя Моисей (Моше) по-еврейски означает «Извлеченный», «Спасенный» (в то же время, египетское слово «мосе» означает «дитя»). Мать, родившая Моисея, не дала его уничтожить, как это предписывалось приказом фараона, но спрятала и через три месяца была вынуждена оставить младенца в корзине на берегу реки, где он был найден («спасен из воды») и воспитан, как египтянин дочерью фараона (Исх.2,1-10). (Вероятно, речь идет о принцессе Хатшепсут, которая самостоятельно правила страной в качестве регентши и опекуньи своего пасынка, будущего знаменитого фараона Тутмоса Ш). Моисей был обучен жрецами «всей мудрости египетской» (Деян.7 гл.), т.е. естественным наукам, астрономии, медицине и магии. Тем не менее, он не терял чувства принадлежности к своему народу. Однажды, будучи еще молодым человеком, Моисей убил египтянина, заступившись за еврея, которого тот избивал. Спасаясь от гнева фараона, он бежал в землю Мадиамскую, находившуюся на юге Синайского полуострова. (Мадианитяне происходили от Мадиана – сына Авраама и его наложницы Хетуры.) Там Моисей поселился у Иофора (Рагуила) – священника, служившего Истинному Богу.

Моисей женился на Сепфоре – дочери Иофора и до старости пас стада своего тестя. Однажды он провел овец далеко вглубь пустыни и дошел до подножия горы Синай, являвшейся, видимо, главной святыней того монотеистического культа, священником которого был Иофор. Здесь произошло явление Божие Моисею и призвание его к пророческому служению (Исх.3,2 – 4,17). Согласно толкованию св.Отцов, Моисею в «горящем кусте» («неопалимой купине») видимым образом явился Сын Божий – Второе Лицо Святой Троицы. В Исх.3,14 Бог открыл Моисею Свое таинственное имя, которое обозначается священной тетраграммой – ЙХВХ, - четырьмя буквами еврейского алфавита (в еврейском письме гласные отсутствуют и подставляются по смыслу). На произнесение имени Божия в ветхозаветной религии существовал строжайший запрет. Его произносил лишь первосвященник, - единожды в год, во время праздника Очищения. Со временем имя Божие вообще перестало произноситься евреями, и его звучание забылось, а при чтении Библии тетраграмма стала заменяться словом «Адонаи», т.е. «Господь». В переводах Св.Писания на другие языки, начиная с древнейшего из них – греческого перевода Семидесяти (Септуагинты), имя Божие во всех случаях, кроме Исх.3,14 также заменяется словом «Господь» («Кириос», греч.). С ХУ1 в. переводчики стали огласовывать тетраграмму в Исх.3,14 как «Иегова». В современной библеистике ЙХВХ принято читать как «Яхве» или «Ягве», но точное произношение имени Божия, равно как и его перевод, установить невозможно. Фраза «Я есмь Сущий» («Эхье Ашер Эхье»), которой Господь ответил Моисею на вопрос о Его имени, точнее переводится как «Я есмь Тот, Кто Я есмь» или «Я есмь Тот, Каким Я буду (присутствовать)» и может быть истолкована, с одной стороны, как отказ Бога открыть Свое имя, а с другой – как обетование Божественного присутствия среди Израиля. Тетраграмма (Яхве) впервые встречается в этом стихе, когда Господь говорит: «так скажи сынам израилевым: Сущий послал меня к вам». В греческом тексте, а вслед за ним и в других переводах слово «‘о Он» (по-славянски – «Сый», по-русски – «Сущий») дважды употребляется в Исх.3,14, т.к. переводчики предполагали, что «Яхве» - это архаичная форма глагола «эхье» - будущего времени от «хайя»,- «быть». Свт.Филарет Московский истолковывает слово «Сущий» как «Осуществитель», т.е. «Тот, Кто исполняет обетования». Ряд современных библеистов, в свою очередь, также основываясь на мнении о том, что слова «Яхве» и «эхье» являются однокоренными, пытаются переводить священную тетраграмму как «Он есть», «Он присутствует» или «Он будет присутствовать».

В Исх.6,2-8 Господь сообщает Моисею, что Он желает возобновить с Израилем завет, который был заключен с Авраамом, Исааком и Иаковом. Если патриархам Господь открылся как «Бог Всемогущий», то через Моисея Он впервые открыл Свое таинственное имя, которое указывает на непостижимость Божественной сущности и, согласно св.Отцам, относится ко всем Лицам Святой Троицы. (Историки утверждают, что имя Яхве было известно задолго до Моисея и употреблялось у семитских народов – как в монотеистических культах, так и у идолопоклонников, в качестве имени одного из богов.) В Новозаветном Откровении, когда Бог явил Себя в Триединстве Отца, Сына и Святого Духа, имя Воплотившегося Бога-Слова Иисус Христос заменило собой таинственное имя Яхве, оставшееся частью Ветхого Завета.

Моисей получил от Бога повеление стать предводителем Израиля, который должен покинуть страну рабства и овладеть землей Ханаанской, обетованной патриархам. С 5 по 14 главы Книги Исход повествуется о противостоянии евреев во главе с Моисеем и фараона. Моисей и его брат Аарон (имя переводится как «Просветитель» либо «Горный»), толковавший слова пророка из-за его косноязычия (Исх.4,10-17), потребовали от фараона отпустить Израиль совершить жертвоприношение Господу на горе Синай. Фараон, осознававший себя воплощением божества, воспринял как оскорбление и вызов требование Моисея отпустить Израиль для поклонения неведомому Богу. Он отказался выполнить это требование и сделал условия жизни евреев еще более невыносимыми. Тогда Господь послал на Египет страшные бедствия – «египетские казни», чтобы сломить гордость фараона и внушить египтянам страх. После каждой казни Моисей повторял фараону требование Господа, но фараон каждый раз отвечал отказом. Первая казнь – кровь, осквернившая воду и сделавшая ее непригодной для питья; вторая – жабы, осквернившие землю; третья – мошки, кусающие только египтян и не трогающие евреев; четвертая – «песьи мухи»; пятая – моровая язва, поразившая скот; шестая – град, уничтоживший посевы (5-ая и 6-ая казни прошли по всему Египту, кроме земли Гесем, где жили евреи); седьмая – «воспаление с нарывами»; восьмая – саранча; девятая – тьма, охватившая весь Египет. После десятой казни – поражения всех египетских первенцев, как из людей, так и из скота, фараон не просто отпустил, но изгнал евреев из страны, будучи не в силах более терпеть Божию кару (Исх.12,29-36).

Начиная с Исх.12,37, описывается исход Израиля из Египта, который вместе с последовавшим заключением завета на Синае является временем подлинного рождения Народа Божия – Ветхозаветной Церкви. Исход – не завершенное действие, а начало духовного восхождения по пути к Царству Божию, образом которого служила Земля Обетованная. В честь этого события, воспоминание о котором было «символом веры» ветхозаветной религии, Закон Моисеев установил правила совершения главного праздника – Пасхи (Исх.12,1-20). Слово «пасха» (евр. «песах») означает «прохождение мимо» и связано с тем, что ангел, поражавший египетских первенцев, «прошел» над домами евреев, не причинив им вреда. Собственно «пасхой» назывался запеченный в тесто агнец, напоминавший о том агнце, кровью которого евреи мазали косяки дверей в своих домах, чтобы ангел смерти отличил их от домов египтян. В память о том, что во время ночного бегства евреи взяли с собой лишь лепешки из пресного теста, не успевшего вскиснуть, пасха съедалась вместе с пресным хлебом, горькими пустынными травами и четырьмя чашами вина, которые символизировали Землю Обетованную.

Ветхозаветная Пасха стала образом христианской, а иудейская пасхальная трапеза (киддуша) – образом Таинства Евхаристии. Если древние евреи праздновали освобождение из египетского рабства, то христиане совершают свой главный праздник в честь освобождения от рабства греху, добытого Искупительной Жертвой Христа, Которого прообразовал пасхальный агнец. В обоих случаях Господь показал людям силу Своей безграничной любви, чтобы привести их к вере и заключил с ними Заветы – Ветхий и Новый. Именно в дни празднования иудейской Пасхи произошли центральные евангельские события – Распятие и Воскресение Спасителя.

Отпустив евреев, фараон раскаялся в этом и решил вернуть рабов. 14-ая глава Исхода повествует о погоне египтян за евреями, которых вел Сам Господь через зримое явление Божественной Славы – днем в «столпе облачном», а ночью в «столпе огненном». Израильтяне благополучно перешли по дну Чермного (Красного) моря, воды которого расступились перед ними. Но египтяне, устремившиеся вслед за евреями, были поглощены волнами на самой середине моря. Таким образом, израильтяне обошли с южной стороны стену, охранявшуюся войсками, которая отделяла Египет от Синайского полуострова с целью защиты страны от набегов кочевников (проходила вдоль современного Суэцкого канала). Возможно, исход Израиля имел отношение к массовым восстаниям народов, подчинявшихся власти Египта, которые происходили в правление фараона Мернептаха (ок.1220 г. до Р.Х.). Наибольшего размаха восстание достигло у берберских племен, долгое время опустошавших Египет. В святоотеческих толкованиях переход Израиля через Чермное море рассматривается как один из прообразов Таинства Крещения.

После чудесного перехода через Чермное море израильтяне расположились в оазисе, который и теперь именуется местными арабами Аюн-Муса («Источник Моисея»). Здесь Моисей и «сыны Израилевы» воспели Богу благодарственную песнь, после чего началось всеобщее народное ликование, которое явилось самым радостным событием ветхозаветной истории (Исх.15,1-18). Этот отрывок, повествование которого прообразует победу Христа над смертью, читается в качестве паремии на Вечерне Великой Субботы, после чего исполняется «Песнь Моисея». (Другой паремией этой службы является Исх.12,1-20 – установление ветхозаветной Пасхи.) Затем израильтяне вместе со своими стадами и обозом двинулись на юг – по направлению к горе Синай, куда Господь повелел Моисею их привести перед тем, как отправиться в Ханаан (Палестину). Путь лежал через безжизненную пустыню Син, тянущуюся вдоль западного побережья Синайского полуострова. Для пропитания народа и укрепления его веры Господь послал чудесную пищу – манну, которая служила насущным хлебом для Израиля до самого вступления в Землю Обетованную. Манна явилась прообразом Христа – Хлеба Небесного, Который подает в пищу верным Свое Пречистое Тело через Таинство Евхаристии.

На дальнейшем пути к Синаю на Израиль напало племя амаликитян, родственного идумеям, которое кочевало в северной части полуострова. Евреи во главе с Иисусом Навином – ближайшим после Аарона сподвижником Моисея нанесли амаликитянам полное поражение. Моисей во время битвы стоял на горе, придавая чудесную силу своим воинам поднятием рук, которые, согласно толкованиям св.Отцов, прообразовали силу Креста Христова. На подступе к Синаю Моисея встретил его тесть Иофор, который был не только священником Истинного Бога, но и вождем одного из племен мадианитян, заключившего в его лице союз с Израилем. По предложению Иофора Моисей установил в Израильском народе гражданское правление во главе с советом 70 старейшин – начальников 12 колен и 58 племен. В подчинении старейшин находились судьи – тысяче-, сто- и десятиначальники. Вождем этого теократического общества был Моисей, совмещавший в своем лице пророка, судью и военачальника, а его брат – Аарон был первосвященником. Но подлинным Царем Израиля был Сам Господь, Слава Которого всегда присутствовала в Ветхозаветной Церкви. Наконец, израильский стан расположился на равнине у горы Хорив – одного из пиков Синая (на этом месте в УI в. был построен монастырь св.Екатерины, где до сих пор хранится «неопалимая купина» - терновый куст, из которого Господь впервые беседовал с Моисеем).

С 19 главы Книги Исход начинается история «стояния Израиля» у горы Синай, на которой Господь даровал Моисею Тору. Это слово переводится либо как Закон (Моисеев), либо как Премудрость («София», греч.) – Слово Божие. Иудеи называют Торой в узком смысле Пятикнижие Моисеево и всю совокупность ветхозаветных заповедей, а в широком – все книги Ветхого Завета (Письменная Тора) и все иудейское Св.Предание (Устная Тора). В лице Моисея Израиль возобновил завет с Богом, заключенный еще патриархами (Исх.19,1-9). Народ добровольно взял на себя обязанность исполнять Богоустановленный Закон, благодаря чему получил возможность восстановить мир с Богом. Заповеди Закона не относительны и основываются на неизменной природе Всеблагого Бога. Внешний Закон Божий отражает внутренний закон, т.е. голос совести (Рим.2,15), который обличает грехи каждого человека, но людям свойственно его заглушать, проводя плотскую жизнь. Поэтому, заповеди внешнего закона должны были напомнить о внутреннем.

Центральное место в Законе Моисеевом занимают Десять Заповедей (Исх.20,1-17) (иудеи насчитывают в Торе всего 613 заповедей). Согласно «Катехизису» свт.Филарета Московского, Десять Заповедей («Декалог») условно делятся на две «скрижали». Первая скрижаль включает заповеди с 1 по 4, относящиеся к любви человека к Богу, а вторая – остальные заповеди, - о любви к ближнему. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога, во второй – убегать ложного богопочтения (запрет идолопоклонства), в третьей – не нарушать Богопочтения словом (запрет на напрасное произнесение имени Божия, относящийся, в первую очередь, к его использованию в магической практике), в четвертой – соблюдать порядок во времени и делах Богопочтения (субботний покой), в пятой – почитать особенно близких людей, начиная от родителей, в шестой – не вредить жизни ближних, в седьмой – не вредить чистоте их нравов, в восьмой – не вредить их собственности, в девятой – не вредить им словом, в десятой – не желать им вреда.

Перед Израилем встал выбор между рабством греху и рабством закону. Главное значение его Богоизбранничества заключалось в сохранении и претворении в жизнь Торы – Слова Божия. Но человеку оказалось не под силу исполнить Закон, т.к. грех, властвовавший над ним, восстал против Закона и, таким образом, еще более усилился. Поэтому, ни одному человеку не удавалось исполнить всего Закона («Все согрешили и лишены славы Божией»,- Рим.3,23; «Проклят всякий человек, который не исполнит всех слов Закона сего»,- Втор.27,26). Закон не делал человека праведным, а праведность лишь вменялась тому, кто жил, согласно заповедям. Милосердный Господь не мог безучастно смотреть на погибель человека – венца Своего творения, и Само Слово Божие стало Плотью, принеся Себя в Искупительную Жертву за грехи мира, благодаря чему власть греха упразднена. Христос заключил с людьми Новый Завет, в котором от них требуется не простое соблюдение определенных запретов и правил, как в Ветхом Завете, а качественно несравнимо более высокая духовная жизнь под водительством Божиим, приводящая к святости и обожению человека, что было невозможно в ветхозаветную эпоху по причине тотальной власти греха в мире. «Завершение Закона – Христос» (Рим.10,4): Евангельские заповеди являются раскрытием и духовным истолкованием Декалога. Хотя все прежние заветы непреложны и остаются в силе, еврейский народ утратил свою избранность, отвергнув Христа. Ап.Павел (Рим.11 гл.) пишет, что к «хорошей маслине» Дома Израилева вместо «отломившихся ветвей» - иудеев, отвергших своего Мессию, привились новые ветви от «дикой маслины», т.е. христиане из язычников, которые вместе с принявшими Спасителя иудеями составили Церковь Христову. Приверженцы иудаизма, пытаясь сохранять верность лишь Ветхому Завету, сами себя отторгают от спасения во Христе, т.к. не являются членами Новозаветной Церкви, которая стала Народом Божиим. Еврейское слово «кагал», т.е. «общество» или «собрание», которым именовался Богоизбранный Народ, переведенное на греческий язык как «экклесия», применяется по отношению к Церкви Христовой.

Откровение Заповедей сопровождалось громом, молниями и ревом трубы. Синай был покрыт черным облаком и объят пламенем. Затем Моисей взошел на гору и в течение сорока дней получал от Бога остальную часть Откровения. Спускаясь к народу, он нес с собой две каменные скрижали, на которых Перстом Божиим были начертаны Десять Заповедей. Пока Моисей находился на Хориве и внимал Слову Божию, Израиль впал в грех идолопоклонства. Из собранного у народа золота Аарон, уступая требованиям толпы, отлил тельца, которому была принесена жертва, после чего началось празднество (Исх.32,1-29). В поклонении тельцу очевидно сказалось влияние мистериального культа египетского божества – быка Аписа. Хотя израильтяне поклонялись не самому тельцу, а лишь использовали его образ для поклонения Невидимому Богу Яхве, выведшему их из Египта, они нарушили заповедь «Не сотвори себе кумира». Этот запрет распространяется на поклонение любым «богам», кроме Всевышнего, а также на обожествление чего бы то ни было тварного. В святоотеческой литературе идолопоклонством называются страсти – греховная плененность тварью (чревоугодие, блуд, сребролюбие и др.), уводящая человека от Истинного Бога. Под «иными богами» как в ветхозаветной религии, так и в христианстве понимаются либо нечистые духи, либо существование богов вообще не признается, и они отождествляются с идолами. (Что касается иконопочитания, то честь, воздаваемая в нем образу, относится к Первообразу. Создание икон стало возможным лишь после того, как Господь явил Себя в Богочеловеке Иисусе Христе, тогда как ветхому Израилю Он открыл лишь Свое имя, таинственность которого указывала на абсолютную недоступность для человека Божественной сущности.)

Возмущенный и раздосадованный неверностью народа, Моисей разбил скрижали и уничтожил идол. Чтобы отвратить гнев Божий от Израиля, вооруженные левиты прошли через весь стан и поразили до трех тысяч человек. По прошествии сорока дней на мольбы Моисея последовал ответ, в котором Господь обещал восстановить нарушенный завет и опять вести народ в Землю Обетованную, что было подтверждено явлением Моисею на Синае Божественной Славы. С тех пор его лицо стало светиться. На горе Моисей вновь получил скрижали с Десятью Заповедями.

Книгу Исход завершает описание Скинии – переносного храма Бога Израилева. Она занимала центральное место в стане и являлась прообразом будущего Иерусалимского Храма, а также таинственно изображала Церковь Христову. Использование изобразительного искусства при создании Скинии и в особенности Иерусалимского Храма (напр., вышитые на завесе и литые херувимы, медный змей и т.п.) и других предметов ветхозаветного культа свидетельствует о том, что в Ветхозаветой Церкви не существовало принципиального запрета на изображения. Они лишь должны были иметь строго определенное назначение и заключали в себе символический смысл, который нашел свое выражение и развитие в христианском Богослужении, а также в иконописи и других видах церковного искусства.

Скиния (от греч. «скенэ», - «шатер», «куща») разделялась на три части: внешний двор, Святилище и Святое Святых – место Божественного присутствия и образ Царства Небесного. Внешний двор представлял собой четырехугольник, образованный оградой, которая состояла из деревянных столбов и натянутой между ними виссоновой материи и имела вход с восточной стороны. В передней части двора находился жертвенник всесожжения, сделанный из дерева и обитый медью, на котором совершались все жертвоприношения, кроме жертвы за грех, приносившейся вне стана. Между жертвенником и самим шатром Скинии находилась медная умывальница для священников. Святилище, занимавшее две трети пространства Скинии, являлось второй ступенью в постепенном приближении к соприсутствию с Богом. Снаружи Святилище было покрыто синей кожей дельфина, внутри – белой козьей кожей. В середине Святилища располагался кадильный жертвенник, справа от него – трапеза, слева – светильник. На кадильном жертвеннике ежедневно, утром и вечером приносилось курение благовонных трав, огонь для которого брался от жертвенника всесожжения (в это время народ молился во дворе Скинии). Трапеза представляла собой продолговатый стол, на котором находились 12 «хлебов предложения» - по числу колен Израилевых. Они представляли собой лепешки из пресной муки, которые посыпались ладаном и накалывались на два штыря. Каждую субботу священники меняли их на новые и съедали старые. Светильник состоял из семи светилен, центральная из которых была неугасимой, а остальные возжегались во время вечернего Богослужения. Святое Святых плотно занавешивалось со всех сторон. В него мог входить лишь первосвященник с жертвенной кровью – единожды в год, в праздник Очищения, что прообразовало восшествие на Небо Христа, со Своею Кровью представшего за человеческий род у Престола Бога-Отца (Евр.6,17-20). В Святом Святых находилась самая священная принадлежность Скинии – Ковчег Завета, – ящик, внутри которого помещались скрижали завета, сосуд с манной и расцветший жезл Аарона (см. ниже). На крышке Ковчега, являвшейся главной его частью, были прикреплены два литых херувима, напоминавших крылатых сфинксов, между которыми пребывал Престол обитания Божественной Славы. Ковчег Завета, кадильный жертвенник и трапеза были сделаны из дерева ситтим и обложены золотом, а крышка Ковчега, херувимы и все остальные принадлежности Святого Святых и Святилища состояли из чистого золота. Святое Святых явилось прообразом алтаря православного храма, в котором вместо Ковчега Завета находится престол, вместо скрижалей и жезла Аарона – лежащие на престоле Евангелие и крест, а вместо сосуда с манной – Чаша со Святыми Дарами и дарохранительница (см. «Церковная жизнь», №2).

№4. Книги Левит, Чисел и Второзакония

Книга Левит (в иудейской традиции называется по своему первому слову – «Ва-йикра», т.е. «И воззвал») – законническая и почти не содержит исторического повествования. В ней детально разъясняется ряд положений Закона Моисеева. 1 – 7 главы посвящены установлению о жертвоприношениях. Существовали два типа жертв: всесожжение и возношение. Всесожжение животного означало полную преданность Богу. Оно совершалось от лица как одного человека, согласно его благорасположению, так и всего народа – в дни праздников или особых событий. Приносившие жертву возлагали на нее руки в знак перенесения на животное своих грехов, затем оно закалывалось, священник кровью окроплял жертвенник и сжигал всю жертву, кроме кожи, которую брал себе. Все остальные жертвы представляли собой разновидности возношения, т.е. сожжения какой-либо части от животного. Жертва за грех приносилась во искупление грехов, совершаемых по неведению или слабости, а также для очищения от осквернения (см. ниже). Жертва повинности приносилась за сознательные грехи или преступления. В этих двух случаях тук (жир) животного сжигался вне стана, а все мясо потреблялось священниками во дворе Скинии. В мирной жертве – совместной трапезе с Богом в знак взаимных мирных отношений сжигалась лишь небольшая часть животного, а все остальное мясо съедалось. Священникам причиталась грудь и задняя правая нога. В жертву приносились быки, бараны и козлы без малейшего изъяна. Бедные люди должны были принести двух горлиц или голубей, - одну птицу за грех, а другую – во всесожжение. Существовала также жертва хлебного приношения (бескровная), относившаяся к мирной: на жертвеннике сжигались лепешки из пресной муки и елея, обсыпанные ладаном. Остатки хлебных приношений также предназначались священникам. Ветхозаветные жертвы не уничтожали грех, а лишь служили постоянным напоминанием о нем и прообразом грядущей Жертвы Христовой. Святоотеческая традиция, в которой ветхозаветные установления понимаются в духовном смысле, рассматривает заповедь о жертвоприношении как образ жизненного пути христианина. Подвиг следования Христу – это приобщение к Его Крестному пути, сораспятие Ему, которое невозможно без соблюдения духовной чистоты, приводимой в Св.Писании в образе непорочного жертвенного животного: «…представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12,1).

Законодательство о жертвоприношениях было закреплено принесением Аароном всех видов жертв – за грех, всесожжения и мирной, на которые Господь ниспослал с неба огонь (Лев.9,22-24). Тогда же сыновья Аарона – Надав и Авиуд, принесшие к Скинии кадильницы с «чуждым огнем», были сожжены «огнем, вышедшим от Бога», видимо, из-за своего превозношения над Аароном и произвольное, несвоевременное каждение. Таким образом, было примерно наказано неблагоговейное отношение к святыне (Лев.10,1-4).



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..