Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ф. А. Абрамов. О чем плачут лошади. Е. И. Носов. Кукла. Живое пламя. Ю. П. Казаков. Тихое утро. О.Генри. Дары волхвов. Л.Пиранделло. Черепаха....полностью>>
'Документ'
В систему двигательного режима дошкольного учреждения разного вида, гимнастика, как форма двигательной деятельности ребенка-дошкольника включена дваж...полностью>>
'Тезисы'
Лесное машиностроение занимает важное место среди отраслей машиностроительного комплекса России и является исторически традиционным видом деятельност...полностью>>
'Урок'
Подростковый возраст является важным периодом для когнитивного развития. На этом этапе у подростков происходит значительная перестройка в развитии па...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На Страшный Суд Божий предстанут все люди без исключения - живые и воскресшие из мертвых. Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все наши дела, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Все худые мысли и поступки будут служить к осуждению человека, если в течение земной жизни он не загладит их покаянием и исправлением посредством добрых дел. Милосердный Господь желает спасти каждого человека, но упорствующий грешник, свободно выбирая зло, сам себя ставит за пределы Божьего милосердия и, будучи духовно и физически неспособным к пребыванию в благодати Царствия Небесного, окажется в вечном мраке преисподней, «уготованной для диавола и ангелов его». По мысли св.Отцов, Свет Божественной Любви, достигающий и до преисподней, является для ее обитателей адским палящим пламенем, хотя они, насколько это возможно, защищены от него. Сила мучений грешников будет зависеть от степени плененности их душ земными страстями.

Сторонники буквального толкования Св.Писания и житий святых настаивают на том, что Рай находится на небе, именно в восточном направлении, а ад – в недрах земли, при этом, буквально указывая на прекрасные райские сады и на «огонь неугасимый и червя неутомимого» в сочетании с ужасным холодом и смрадом как на реальные адские муки. Рационалистически настроенные толкователи под влиянием западного богословия, напротив, утверждают, что Рай и ад являются не местами пребывания душ, но их состояниями, а образы из Св.Писания и житий святых воспринимают исключительно аллегорически. На основании творений св.Отцов, следует признать, что за всеми этими фантастическими образами стоит некая реальность, не выразимая иными средствами. Рай и ад, а также область воздушных мытарств, находящаяся между землей и Небом, - это не только состояния души, но и вполне определенные места ее нахождения, в которых действуют неведомые нам законы времени и пространства.

Время Второго Пришествия Христа является тайной Божией, поэтому христианин должен быть всегда к нему готовым, проводя жизнь в трезвении. В Св.Писании открыты такие признаки Второго Пришествия, как уменьшение веры и любви между людьми, в т.ч. среди христиан, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, приход антихриста (Мф., гл.21). Антихрист – противник и антипод Христа, который будет непосредственно исполнять волю сатаны, пытаясь истребить христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (2 Фес.2,8).

Ц а р с т в и е Христово будет окончательно утверждено после Страшного Суда в заново воссозданном мире, который населят праведники.

8-ой член: «И в Духа Святаго, Господа,

Животворящаго, Иже от Отца

исходящаго, Иже со Отцем и Сыном

споклоняема и сславима,

глаголавшаго пророки»

Г о с п о д о м Святой Дух назван в том же смысле, что Отец и Сын, т.е. как истинный Бог, Единосущный Отцу и Сыну.

Ж и в о т в о р я щ и м Святой Дух именуется, т.к. вместе с Отцом и Сыном дает жизнь тварям, поддерживая жизненные силы во Вселенной, а в особенности – духовно ожитворяет человека.

О т О т ц а и с х о д я щ а г о – эти слова явствуют из Еваенгелия: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15,26). Согласно св.Отцам, недопустимо утверждать, что Святой Дух исходит «и от Сына», но следует исповедовать Его исхождение «от Отца через Сына», почему преп.Иоанн Дамаскин называет Святого Духа «Сыновним».

П о к л о н е н и е и п р о с л а в л е н и е Святому Духу, равное Отцу и Сыну, приличествует на основании слов Спасителя, повелевшего крестить «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф.28,19). При единоначалии Бога-Отца, Который рождает Сына и изводит Святого Духа все Лица Святой Троицы равночестны, и между Ними нет никакой субординации.

Г л а г о л а в ш а г о п р о р о к и – сказано в обличение тех, кто не считал книги Ветхого Завета Боговдохновенными. Он вещал и через апостолов после Сошествия на них в день Пятидесятницы, а также продолжает сообщаться всем истинным христианам через Таинства Церкви и усердную молитву. Главнейшие семь даров Святого Духа, по исчислению пророка Исаии, это: страх Божий, познание, сила, свет, разумение, мудрость, благочестие (дух Господень) (Ис.11,1-3). Ап.Павел в качестве особых даров Святого Духа называет: апостольство, пророчество, учительство, дары исцеления, вспоможения (милосердия),управления и разных языкоыв (1 Кор.12,28).

9-ый член: «Во едину Святую, Соборную и

Апостольскую Церковь»

Ц е р к о в ь (от греч. «кириаки ойкон», - «дом Господень»; в греческом языке Церковь называется словом «Экклесия», - «собрание», происходящим от «экклео», - «созывать») – это Богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом. Все православно верующие представляют собой члены этого мистического Тела Христова, призываемые, объединяемые и спасаемые благодатью Божией. Церковь включает в себя Небесную Иерархию – Божию Матерь, Ангельские чины и всех святых. Как Тело Христово она состоит из двух неслитно и нераздельно соединенных естеств – Божественного и человеческого, которым соответствуют действующие в ней Божественная и человеческая воли.

Е д и н о й Церковь является благодаря тому, что имеет единого Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Членов Церкви объединяет дух любви и одна православная вера. Поместные Православные Церкви являются частями Вселенской Церкви, чему не препятствует отдельность их видимого устройства, т.к. они исповедуют одну веру и находятся друг с другом в молитвенном и мистическом общении (в Таинствах). Церковь, пребывающая на земле, едина с Небесной Церковью. Верующие, принадлежащие к видимой Церкви, вознося молитву Богу, призывают, в то же время, на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной, которые, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими молитвами очищают и приносят к Престолу Божию молитвы верных, живущих на земле. Святыми являются те из усопших, кто удостоились войти в обители Рая, т.к. «ничто нечистое не может войти в Царство Небесное» (ср.Откр.21,27). Святость – это обоженное состояние человеческого естества, которое достигается через стяжание благодати Святого Духа, подаваемой от Бога в награду за христианский подвиг, по молитвам Церкви об усопшем либо как дар беспредельной благости Божией. Величайшие из подвижников веры и благочестия канонизируются и почитаются Церковью. Высотой своей святости они превосходят других праведников, наслаждающихся вечными благами. Эти угодники Божии, непрестанно созерцающие Славу Святой Троицы, настолько исполнены благодати, что изливают ее на всех, кто с ними общается, - как при их земной жизни, так и после кончины, в обращенных к ним молитвах. Честь, воздаваемая Церковью святым как «верным слугам, угодникам и друзьям Божиим», «относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью» («Послание восточных патриархов»). В дни блаженной кончины, обретения или перенесения мощей святых в Богослужения включаются посвященные им песнопения и молитвословия. В память наиболее чтимых святых совершаются всенародные празднества, созидаются храмы и освящаются источники.

Пресвятая Богородица почитается как главная Заступница за род христианский. Особенно Ее культ развит в России, где отмечено множество благодатных явлений Божией Матери и количество Ее чудотворных икон больше, чем в любой другой стране. В Православной Церкви почитание Пресвятой Богородицы неотделимо от почитания Христа, т.к. благодаря Их кровному родству, христиане посредством Таинства Евхаристии усыновляются и Деве Марии – своей Небесной Матери и Новой Еве. Если в молитвах к святым Церковь просит об их предстательстве перед Богом, то к Пресвятой Богородице обращаются со словами: «Спаси нас!», что подчеркивает исключительную степень Ее обоженности и, след., особую силу Ее молитв.

Основанием для канонизации, т.е. церковного прославления в лике святых служит святость жизни либо мученическая кончина за Христа, о чем обычно свидетельствуют чудеса, происходящие по молитве данного человека при его жизни или по молитвам к нему после его кончины. Верующими почитаютя многие неканонизированные святые, прославление которых совершается через несколько десятилетий, а иногда и веков после их земной жизни. Прославление может быть как общецерковным, так и в лике местночтимых святых. Многие местночтимые святые в дальнейшем прославляются общецерковно. В Римо-Католической Церкви различаются канонизация в лике святых и беатификация в лике блаженных. (В Православии блаженными называются, во-первых, Христа ради юродивые, а во-вторых – некоторые из св.Отцов, а именно – блаж.Августин, Иероним и Феодорит, мнения которых в частностях не соответствуют православному вероучению.) Необходимым условием для канонизации является совершение трех чудес, а для беатификации – одного. Обычно беатификация служит первым этапом канонизации. Православная Церковь не признает западных святых, живших после разделения Церквей, а также святых «нехалкидонских» восточных Церквей, т.к. они находились вне общения со Вселенской Церковью, и духовный опыт многих из них в своей основе противоречит святоотеческому Преданию.

Различаются девять ликов святых: пророки (из которых на первом месте стоит св.Иоанн Предтеча), апостолы (избранные ученики Христа), равноапостольные (те, кто просветил верой Христовой целые страны или области), мученики, святители (святые в епископском сане), преподобные (святые из числа монахов), бессребреники, благоверные цари и князья и Христа ради юродивые. Культ мучеников имеет наиболее древнее происхождение. В эпоху гонений (1 – 1V вв.) в их память устанавливались определеннве дни поминовения. На собраниях древних общин после книг Нового и Ветхого Заветов читались описания мученичеств, составленные свидетелями. Тогда же стали почитаться св.мощи: в катакомбах служили Литургию на гробницах мучеников. В храмах Русской Православной Церкви Литургия всегда служится на антиминсе – шелковом плате с изображением лежащего во гробе Христа и подписью епископа, в который вшита частица мощей. Святой, на мощах которого совершается Богослужение, невидимо предстоит молящимся и ходатайствует о них пред Богом, являя победу Христа над смертью и тлением.

По словам свт.Иоанна Златоуста, мощи святых сильнее всяких поучений побуждают людей к добродетельной жизни. Известны тысячи примеров исцелений и других чудес от мощей и чудотворных икон. Нетленность служит самым убедительным доказательством их святости, хотя основанием почитания мощей является не их сохранность, а присущая им сила благодати Божией, о которой свидетельствуют чудеса и знамения. Мощи многих святых не сохранились или находятся «под спудом», т.е. в местах их первоначального погребения. В ряде случаев тела святых вообще не подвергаются разложению и в отличие от обычных мумифицированных трупов, не издают неприятного запаха либо благоухают, а иногда даже имеют естественный вид, что приводит в недоумение ученых. Напр., святые и чудотворные мощи свт.Спиридона Тримифунтского, пролежав на острове Корфу более 1500 лет в жарком и влажном климате, остались нетронуты тлением и сохраняют мягкость и гибкость живого тела. Мощи свт.Николая Мирликийского Чудотворца, находящиеся в итальянском городе Бари, постоянно источают целебное миро, которым помазывают приходящих в храм верующих. Абсолютно или частично нетленные мощи встречаются нечасто. В большинстве случаев они почивают в виде костей, которые также могут издавать благоухание и мироточить.

С о б о р н у ю. Если единство Церкви обеспечивается причастностью ее членов единому человечеству во Христе, то благодаря действию Святого Духа, в Церкви осуществляется во всем их многообразии индивидуальное раскрытие человеческих личностей, каждая из которых представляет собой образ Божий. Поэтому, Церковь одновременно является Телом Христовым и полнотой Святого Духа, «наполняющего все во всем». Тождественность единства Церкви и множественности ее частей, каждая из которых обладает той же полнотой, что и целое является образом Святой Троицы, совмещающей в Себе Единство Божества с Троичностью Ипостасей и именуется словом «кафоличность» или «соборность» (от греч. «каф’», - «по» и «олэ», - «целая», «вся»; в латинской транскрибции слово «кафолическая» читается как «католическая»).

С в я т о й и непогрешимой Соборная Церковь является в силу постоянно действующей в ней благодати Святого Духа. Церковь никогда не может отпасть от веры или впасть в заблуждение, т.к. Господь пребудет с нею «до скончания века», и «врата адовы не одолеют ее». Святость Церкви остается непреложной, несмотря на несовершенство ее членов. Некающиеся грешники невидимым действием суда Божия или видимым действием церковной власти извергаются из Церкви и могут вернуться в нее только через покаяние.

А п о с т о л ь с к о й Церковь именуется, поскольку непрерывно и неизменно сохраняет православное учение и преемство даров Святого Духа от апостолов, подаваемых верным через Таинства.

10-ый член: «Исповедую едино крещение

во оставление грехов»

К р е щ е н и е м и прочими Таинствами Церкви запечатлевается вера. Таинство – это священное действие, через которое человек таинственным образом воспринимает благодать (спасительную силу) Божию. Всего Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение (Соборование) (см. «Церковная жизнь», №1). В Символе веры упомянуто только о Крещении, т.к. в древности велись споры о том, следует ли вторично крестить покаявшихся отступников и еретиков. Отцы II Вселенского Собора утвердили, что Крещение совершается лишь единожды.

11-ый член: «Чаю воскресения мертвых»

Ч а ю – ожидаю с сердечным упованием.

В о с к р е с е н и е м е р т в ы х – это действие всемогущества Божия, по которому тела всех умерших людей, вновь соединясь с их душами, оживут и будут духовными и бессмертными. Бог возобновит тела, рассыпавшиеся в землю так же, как вначале сотворил из земли тело Адама. По мысли свт.Григория Нисского, бессмертные души и элементы, на которые разлагаются человеческие тела взаимно сохраняют память о своем первоначальном состоянии и некую связь между собой. Таким образом, единство души и тела остается неразрывным даже после смерти. Во время воскресения мертвых души распознают элементы своих тел, которые соберутся воедино.Тела тех, кто до времени всеобщего воскресения останутся в живых, мгновенно преобразятся в бессмертные и духовные. Воскресение мертвых будет при конце сего видимого мира, который из тленного преобразится в нетленный посредством огня.

12-ый член: «И жизни будущаго века. Аминь»

Б у д у щ и й в е к. Греческое слово «эон» переводится как «век» или «мир». Жизнь в этом «будущем мире» - «Новом Иерусалиме» будет исполнена такого блаженства, какое невозможно помыслить. Его граждане, которыми станут праведники и помилованные Богом грешники, будут обожены, т.е. неслиянно и нераздельно соединены со Святой Троицей, по образу соединения естеств во Христе. Степень блаженства будет разной, в зависимости от того, как человек в земной жизни подвизался в вере, любви и добрых делах.

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

ч а с т ь п е р в а я

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

№1. История праотцев. Всемирный Потоп.

Вавилонское столпотворение

Начиная с описания грехопадения, центральной темой всей ветхозаветной истории является стоящая перед человеком необходимость выбора между добром и злом. В течение тысячелетий пораженное грехом человечество постепенно воспитывалось и приуготовлялось посредством Богооткровенных заповедей к кульминации мировой истории – явлению в мир своего Спасителя, - Господа Иисуса Христа.

Адам и Ева после изгнания из Рая положили начало человеческому роду, произведя на свет первых сыновей – Каина (т.е. «Приобретение») и Авеля («Плач», «Суета»). (Согласно преданию, у Адама и Евы в течение их многовековой жизни родились тридцать три сына и двадцать семь дочерей.) Каин, как и его отец был земледельцем, в отличие от Авеля, пасшего стада. Когда братья впервые принесли Богу жертву «от плодов земли» и первородных животных, выражая, таким образом, благодарность за ниспосланные им земные блага, Господь принял жертву Авеля, а приношение Каина отверг как совершенное не от чистого сердца. Свт.Филарет Московский предполагает, что Господь изъявил Свое благоволение к жертве Авеля через ниспослание на нее огня с неба. Каин, у которого последствия грехопадения его родителей отчетливо проявились, в отличие от праведного Авеля, возгорелся завистью и гневом на своего брата. По мнению свт.Филарета, зависть Каина происходила, вероятно, от того, что он видел в неприятии своей жертвы знак утраты тех преимуществ, которые ему давало первородство. Но Господь дал Каину отеческое наставление: «если не делаешь доброго, то грех у дверей лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»

(с праотцами, как и с патриархами Избранного Народа Бог беседовал непосредственно, тогда как в дальнейшей ветхозаветной истории голос Божий слышат лишь особо избранные пророки). Но Каин не внял предостережению Божию и коварно убил Авеля. (Согласно преданию, местом этого первого в истории человечества убийства была т.н. «Пещера первой крови», находящаяся в Дамаске и почитаемая христианами и мусульманами.)

За свое преступление и упорное нежелание каяться Каин был проклят Богом и вместе со своим потомством, родившимся от неназванной в Книге Бытия по имени дочери Адама, изгнан в отдаленную землю Нод, «на восток от Едема» (некоторые толкователи видят в ней Персию, Индию или Китай), чтобы не быть соблазном для остальных людей (Быт.4,1-16).Терзаемый муками совести и, в то же время, пребывая в состоянии крайнего ожесточения, Каин испытывал постоянный страх быть убитым первым же встречным человеком или зверем. В качестве убежища для себя и своего семейства он построил город (в Библии «городом» называется любое огороженное поселение), дав ему имя своего сына – Енох (т.е. «Обновление»).

Авель, согласно святоотеческим толкованиям, - это первый ветхозаветный образ Христа. Он – пастырь, подобно Христу - «Доброму Пастырю» «словесных овец». Как и Христос, Авель приносит жертву,благоугодную Богу и невинно страдает, терпит зависть от адамова первенца Каина, как и Христос терпит зависть от Израиля – первенца Божия среди народов, а народ, убивший Иисуса, становится «изгнанником и пришельцем на земле», подобно Каину.

Род Каина вслед за своим праотцем продолжал проявлять непослушание Богу, всецело подчинив свою жизнь достижению земного благополучия, тогда как среди потомков Сифа (евр. «Шет»,- «Основание») – другого сына Адама, рожденного вместо Авеля, сохранялось стремление к праведности. Каиниты, с одной стороны, преуспевали в создании материальных благ, овладев искусствами и ремеслами, а с другой – продолжали умножать зло, совершая тяжкие грехи. Среди них был первый случай полигамии, когда Ламех (т.е. «Буйный») взял себе вторую жену. Он также повторил грех своего прапрадеда Каина, убив «мужа» и «отрока» (Быт.4,23-24).

Сифиты-кочевники, напротив, не забывали Бога и со времени Еноса начали постоянно обращаться к Нему в молитвах (Быт.4,26). Другое толкование этого места состоит в том, что с того времени потомки Сифа стали называться «сынами Божиими». Из их среды выделился первый великий праведник – Енох (одноименный сыну Каина), которого Господь наградил за святость жизни бессмертием и взял в Небесные обители (Быт.5,24). (Предание называет Еноха первым человеком, который овладел письмом и родоначальником всех наук.) Сын Еноха – Мафусал прожил 969 лет, - дольше всех праотцев (напр., Адам прожил 930 лет, а Сиф – 912). Но вскоре землей овладело всеобщее нечестие, когда «сыны Божии» стали брать себе в жены «дочерей человеческих», прельстившись их красотой (Быт.6,2). По толкованиям свт.Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского, преп.Ефрема Сирина, блаж.Августина, Феодорита и Иеронима, «сыны Божии» - это потомки Сифа, а «дочери человеческие» - это неправедные каинитки. Через смешение двух родов сифиты приобщились к грехам потомков Каина, и все человечество впало в блуд и прочие злодеяния, совершенно забыв о Боге и о грядущем Спасителе мира, веру в которого должны были свято хранить потомки Сифа. Идея творческого Божественного замысла была абсолютно извращена человеком, и Бог решил истребить созданный Им мир.

Из всего падшего человеческого рода нашелся единственный праведник – Ной (евр. «Ноах»,- «Утешитель»), - внук Еноха и сын Мафусала (Быт.6,8). В течение ста лет Ной по повелению Божию строил Ковчег и проповедовал по всей земле о том, что человечество будет истреблено потопом, если не принесет покаяния. Но его действия и слова вызывали непонимание и насмешки. По преданию, вплоть до того времени на земле еще не было дождей, а орошалась она, благодаря сильным испарениям. Поэтому, строительство корабля посреди суши и то, что с неба будет литься вода, казалось людям бессмыслицей. Благодаря своей праведности, Ной, его жена и сыновья – Сим, Хам и Иафет с женами остались живы, а все остальные люди погибли в водах потопа, в т.ч. и весь род Каина (по преданию, супруга Ноя – Ноима была каиниткой). Ной также взял в Ковчег по паре всех представителей животного мира и семена всех растений. Вода, хлынувшая из разверзнувшихся «источников великой бездны» (Быт.7,11) и как бы вновь вернувшая мир в состояние первозданного хаоса – это образ грядущего в последние времена обновления Вселенной в «огненном потопе», а также Таинства Крещения, в водах которого умирает греховное человеческое естество. Ковчег, сохранивший в себе Божественную идею мироздания, прообразует воскресение мертвых и «новую тварь во Христе», а также Церковь, в которой обретает спасение падшее человечество. Ной, строящий Ковчег и возвещающий покаяние, являет собой образ Христа – Проповедника «глаголов жизни вечной» и Созидателя Церкви. Сторонники буквального толкования Книги Бытия считают, что на землю обрушились именно те самые первозданные воды, которые находились над «твердью небесной» - некой полупрозрачной перегородкой, исчезнувшей в результате потопа.

Большинство ученых уже не оспаривают тот факт, что если не вся земля, то, по крайней мере, значительная ее часть, в т.ч. Европа и страны Ближнего Востока, около десяти тысяч лет до Р.Х. подверглась катастрофическому затоплению, вследствие которого, напр., возникло Черное море. Внешней причиной потопа могла стать гигантская волна, поднявшаяся от столкновения земли с астероидом, который оставил глубокий кратер на дне Индийского океана, недалеко от Мадагаскара. В середине ХХ в. На Арарате было обнаружено загадочное сооружение, которое по своим параметрам совпадает с библейским описанием Ноева Ковчега.

Толкователи сходятся на том, что Всемирный Потоп начался в середине осени. После того, как Ной с семейством затворился в Ковчеге, проливной дождь не прекращался в течение сорока дней. Через пять месяцев вода перестала прибывать, и Ковчег остановился на вершине горы Арарат, а через год после начала потопа вода полностью ушла со всей затопленной земли. Выйдя из Ковчега, Ной в благодарность за чудесное спасение принес Богу в жертву «чистых» животных, и Господь возобновил с ним завет (т.е. договор или союз), заключенный с Адамом, но нарушенный грехопадением. Условием завета с Ноем, как и всех последующих заветов, заключенных Богом с людьми, является любовь к Богу, ответом на которую будет вечная жизнь человека в любви Божией. Если до потопа, согласно преданию, люди и все животные принимали пищу исключительно растительного происхождения, то теперь человеку, ставшему немощным из-за своей поврежденности грехом, Господь позволил есть мясо животных, среди которых также появились хищники. При этом, завет с Ноем включил в себя запрет на употребление в пищу крови и человекоубийство, которое гражданские власти должны карать смертью. Эти «Ноевы законы» добавились к Божественным установлениям субботы и брака, данным Адаму (иудеи в «Ноевы законы» также включают постановления против идолопоклонства, богохульства, блуда и воровства). Знамением завета Бога с Ноем стала радуга, появляющаяся после дождя и указывающая на его благословенность, а не губительность. Господь обещал Ною, что жизнь на земле больше никогда не будет уничтожена потопом, т.к. зло, вошедшее в мир через человека, уже настолько прочно укоренилось, что может быть побеждено лишь сверхъестественным способом, каковым явится Вочеловечение Сына Божия и Его Искупительный Подвиг.

Как праотец и глава рода Ной обладал неограниченной властью, подобно царю, был священником, приносящим жертвы и пророком, который хранил истинную веру и возвещал будущее, благодаря прямому общению с Богом. Согласно предсказанию Ноя о своих сыновьях, потомки Иафета (его имя означает «Красота», «Распространение») займут основную часть земли, в потомстве Сима (евр. «Шем» означает «Слава») сохранится истинное Богопочитание, а Хам (т.е. «Жар», «Страсть») за непочтение к родителю и патриарху проклят в лице своего сына Ханаана (т.е. «Подчиненный»), земля которого будет покорена потомками Сима – евреями, и в ней явится Искупитель мира (Быт.9,20-27). После потопа Ной жил еще 350 лет и умер 950 лет от роду, будучи последним допотопным долгожителем. Вся земля, согласно Книге Бытия, была разделена между потомками его сыновей. Древние хронисты и ряд современных толкователей рассматривают сыновей Сима, Хама и Иафета, имена которых указаны в библейских родословиях (Быт.10 гл.;11,10-26) как прародителей определенных народов. От потомков Иафета производится большинство народов мира. Так, Иаван и Элиса считаются предками греков, Киттем – македонян, Аскеназ – германцев, Гомер – киммерийцев (древнейших обитателей Причерноморских степей) или кельтов, Магог – скифов или кавказских народов, Фувал – иверийцев, Фогарма – армян, Фирас – персов или фракийцев, Мадай – мидян и т.д. Потомки Хама, согласно этим толкованиям, заняли Африку, а также Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину (Ханаан) и Аравию, но были постепенно вытеснены из большинства этих стран потомками Сима либо смешались с последними. От Мицраима производят египтян и филистимлян, от Фута – берберов, от Ханаана – хананейские племена и финикийцев, от Куша – эфиопов, от Севы и Хавилы – древних жителей Йемена и т.д. Среди потомков Сима от Элама производят эламитов (древнее население северо-западного побережья Персидского залива, говорившее на неизвестном науке языке), от Ассура – ассирийцев, от Иоктана – иоктанитов, заселивших Аравию, от Арама – арамеев, среди которых постепенно растворились все остальные семитские племена. Арамеи стали предками евреев, арабов, сирийцев и родственных им народов.

Описываемые в Библии события Вавилонского столпотворения и начала истории патриархов происходили в стране Сеннаар (Шумер), позже называвшейся Аккад или Вавилония, которая занимала южную часть Месопотамии – междуречья Тигра и Евфрата, т.е. центральную и южную части современного Ирака. В IV тысячелетии до Р.Х. на этой территории поселились шумеры, язык которых, по мнению ряда ученых, родственен языкам народов Кавказа. Шумеры создали древнейшую в мире письменность, которая развилась в клинопись. В III тысячелетии до Р.Х. их соседями стали аккадцы – семитский народ, постепенно подчинивший Сеннаар. Шумеры в течение столетий растворились среди аккадцев, но оказали на них значительное культурное влияние. В XXIV в. до Р.Х. аккадский царь Саргон впервые объединил всю Месопотамию. Созданное им государство просуществовало около двухсот лет. В начале II тысячелетия до Р.Х. в Месопотамию из сиро-аравийских степей вторглись семитские племена аморреев, которые основали династии в нескольких прежде существовавших аккадских и шумерских городах-государствах и создали новые, в т.ч. – Вавилон (аккад. «Баб-Илим», - «врата бога», шумер. «Кадингирра»). В XVIII в. до Р.Х. Хаммурапи – правивший в Вавилоне царь из аморрейской династии объединил под своей властью весь Аккад (Сеннаар), после чего вавилонский бог Мардук стал почитаться как верховное божество шумеро-вавилонского пантеона. Во II тысячелетии до Р.Х. аккадцы, с которыми смешались аморреи, разделились на вавилонян и ассирийцев.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..