Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И.В.Тананаева (ИХТРЭМС...полностью>>
'Программа'
«Программа развития кадрового потенциала муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 городского округа город ...полностью>>
'Анализ'
Определяющим фактором успешности образовательного учреждения профессионального образования (колледжа) становится состояние его профессионально-образо...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в работе Национального Конгресса “ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО АКУШЕРСТВА”, который состоится 01 - 03 июня 2011 г...полностью>>

Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ч а с т ь в т о р а я

НОВЫЙ ЗАВЕТ

№1. Книги Нового Завета

Книги Новозаветного Откровения были написаны в течение 1 в. от Р.Х. на греческом языке, который являлся средством общения между народами востока Римской империи и основным языком Церкви. Хронологический порядок и место их написания приблизительно следующие:

Евангелие от Матфея, – 42 – 50 гг. (возможно, после 60 г.), Палестина.

1-ое и 2-ое Послания Ап.Павла к Фессалоникийцам, – 53 – 54 гг., Коринф.

Послание Ап.Иакова, - 55 – 64 гг., Иерусалим.

Послание Ап.Павла к Галатам, - 56 г., Ефес.

1-ое Послание Ап.Павла к Коринфянам, - 58 – 59 гг., Ефес.

2-ое Послание Ап.Павла к Коринфянам, - 58 – 59 гг., Филиппы.

Послание Ап.Павла к Римлянам, - 59 г., Коринф.

Послание Ап.Павла к Ефесянам, - 60 – 61 (62 – 63) гг., Кесария (Рим).

Евангелие от Марка, - 61 – 63 гг., Рим.

Евангелие от Луки, Книга Деяний Святых Апостолов, - 61 – 63 гг. (возможно, после 70 г.), - Рим (Ахаия).

Послания Ап.Павла к Колоссянам и к Филимону, - 61 – 62 гг., Рим.

1-ое Послание Ап.Петра, - 62 – 64 гг., Вавилон Египетский (Рим).

Послания Ап.Павла к Евреям и Филиппийцам, - 63 – 64 гг., Рим.

1-ое Послание Ап.Павла к Тимофею, - 63 – 64 гг., Филиппы.

Послание Ап.Павла к Титу, - 64 г., Никополь.

2-ое Послание Ап.Петра, - 65 – 66 гг., Рим.

2-ое Послание Ап.Павла к Тимофею, - 66 – 67 гг., Рим.

Послание Ап.Иуды, - 67 – 70 гг., возможно, Рим.

Откровение Ап.Иоанна, - 95 – 96 гг., остров Патмос.

Евангелие от Иоанна, - 95 – 100 гг., Ефес.

1-ое, 2-ое и 3-е Послания Ап.Иоанна, - после 98 г., Ефес.

Евангелие (т.е. «Благая Весть») является продолжением и исполнением ветхозаветных пророчеств и обетований праотцам и патриархам о спасении во Христе, составляя с ними единое целое, но в Новом Завете Благая Весть переносится из будущего в настоящее. Она была адресована тем, кто посредством ветхого Закона приобрел страх Божий и теперь, уверовав во Христа, призван войти в Царствие Божие. Четвероевангелие – это единая Книга о земной жизни Христа, составленная евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, повествования которых дополняют друг друга. Евангелисты не ставили перед собою цели создать точную биографию Спасителя, а лишь запечатлели центральные моменты Его жизненного пути, в которых раскрывается тайна домостроительства спасения человека.

Ап.Матфей адресует свое Евангелие уверовавшим во Христа иудеям, указывая посредством цитирования Ветхого Завета на исполнение всех известных им древних пророчеств о Христе. Все древние толкователи Св.Писания считали, что Евангелие от Матфея было написано по-арамейски и переведено на греческий язык самим Ап.Матфеем либо ап.Иоанном Богословом. Археологами был обнаружен арамейский текст Евангелия от Матфея, который принадлежал иудео-христианской секте эвионитов и имел значительные прибавления и искажения, оправдывавшие их заблуждения, но сам арамейский подлинник не сохранился либо вообще не существовал. В Евангелии от Матфея делается особый акцент на человеческой природе Христа, Который изображается, в первую очередь, как Пророк и Законодатель. Именно здесь содержится «Нагорная проповедь» - наиболее полное изложение евангельских заповедей, которые являются новым прочтением Закона Моисеева, известного каждому иудею.Только у Матфея описаны поклонение волхвов Богомладенцу, избиение Иродом младенцев в Вифлееме и бегство Святого Семейства в Египет.

Ап.Марк – ученик ап.Петра, со слов которого он написал свое Евангелие, адресованное римским христианам – бывшим язычникам, незнакомым с ветхозаветной традицией. Евангелие от Марка – самое короткое из четырех Евангелий, изложено простым, доходчивым языком и содержит немало резких выражений из разговорной речи, что не ощущается в славянском и русском переводах. Кроме того, в нем много слов латинского происхождения. Значительную часть этого Евангелия занимает описание чудес, совершенных Христом, призванное укрепить в обращенных язычниках веру в Божественность Спасителя. Св.Ириней Лионский и блаж.Августин считали, что первым было написано Евангелие от Марка, а не от Матфея. Того же мнения придерживаются многие библеисты, среди которых также распространена гипотеза о использовании евангелистами Матфеем, Марком и Лукой некоего общего источника, вероятно, палестинского происхождения, существовавшего в письменном виде либо в устной традиции. Этот первоисточник условно называют «Прамарком», т.к. по своему содержанию он почти полностью должен был совпадать с Евангелием от Марка, подавляющее большинство сюжетов которого входят в Евангелия от Матфея и от Луки.

Литературный язык евангелиста Луки – ученика ап.Павла отличается особым богатством и красотой слога. Его Евангелие содержит много притч и большие поэтические фрагменты, напр., Песни Богородицы и Захарии, напоминающие ветхозаветные песни и псалмы. В Евангелии от Луки особенно много говорится о Божией Матери и делается акцент на теме любви, милосердия и отречения от мира ради Христа. Только в это Евангелие входит описание рождества Иоанна Предтечи, Благовещения, Сретения Господня, Вознесения и ряда других событий земной жизни Спасителя. Евангелие от Луки имеет больше всего общих мест с Евангелием от Марка, в отличие от которого следует более строгой хронологии событий. В качестве продолжения своего Евангелия ап.Лука составил Книгу Деяний Святых Апостолов.

Евангелие от Иоанна сильно отличается по форме и содержанию от трех других, т.н. «синоптических» (т.е. «совместнорассматриваемых») Евангелий. Ап.Иоанн пишет о Божественной природе Христа больше, чем о человеческой и обращает внимание на вопросы, почти не затронутые другими евангелистами, как то: предвечность Сына как Слова Божия (в связи с этим ап.Иоанн именуется «Богословом»), Боговоплощение, Единосущность Отца и Сына, Христос как Хлеб, сходящий с Неба. Особенно глубоко в Евангелии от Иоанна проводится догматическое осмысление Страстей Господа и раскрывается новозаветное учение о Святом Духе, в котором продолжается линия, начатая евангелистом Лукой. Слова Христа в книге Ап.Иоанна, которую принято называть «духовным Евангелием» имеют догматическое содержание, тогда как Его проповеди в «синоптических» Евангелиях в основном посвящены практическим нравственным вопросам. Язык евангелиста отличается особой мистической глубиной, сравнимой лишь с пророческими книгами Ветхого Завета. В описании событий земной жизни Христа ап.Иоанн восполняет то, что было опущено в предыдущих Евангелиях, повествуя, главным образом, о служении Спасителя в Иерусалиме, Иудее и Самарии, тогда как Матфей, Марк и Лука пишут о Его служении в Галилее и сопредельных областях. (О других книгах Нового Завета см. «История Церкви», часть 1, №1.)

№2. Боговоплощение. Святоотеческое учение о

спасении и обожении. Латинская концепция

Искупления

Имя «Иисус» (евр. «Иегошуа») означает «Спасение Господне». Греческое слово «Христос» («Помазанник») – это перевод еврейского «Мешиах» («Мессия»). Помазанниками иудеи называли царей, пророков и первосвященников, т.к. все они принимали посвящение через помазание св. миром. Спаситель совместил в Себе все значения этого слова. Имя Божие, обозначавшееся в Ветхом Завете священной тетраграммой (ЙХВХ), в Новом Завете перестало быть запретным, т.к. Бог явил Себя через Воплощение в Человеке. Новозаветное имя Божие, заменившее таинственную тетраграмму, есть Иисус Христос, т.к. Богочеловек – Воплотившееся Второе Лицо Святой Троицы (Ин.1,1-18) по Своему Божеству Единосущен Отцу и Святому Духу, что Сам Спаситель подтверждает словами: «Я и Отец – Одно» (Ин.10,30).

Боговоплощение явилось сверхъестественным и невиданным событием: от Девы безмужно родился Человек, в Котором пребывает вся полнота Божества. Воплощению Слова Божия – предвечно Рожденного от Отца Сына послужил Святой Дух. Преп.Максим Исповедник пишет, что Отец и Святой Дух «существенно и совершенным образом пребывали во всецелом воплощаемом Сыне, не воплощаясь Сами, но Один благоволя, а Другой содействуя в воплощении самодействующему Сыну». Воплощение Христово было Вочеловечением Бога, а не обожествлением человека, поэтому Спаситель именуется Богочеловеком, а не человекобогом. Божественная и человеческая природы во Христе соединились без всякого изменения, сохранив абсолютные Божество и человечество. Благодаря рождению от Девы, Спаситель не унаследовал первородный грех, т.е. саму склонность ко злу, свойственную произволению одного конкретно взятого человека, но воспринял в целом человеческую природу, свободная воля которой не связана необходимостью выбора между добром и злом. Его человеческая воля проявила абсолютное послушание воле Божественной и, тем самым, обожилась. При этом, Господь воспринял последствия первородного греха, - т.н. «неукоризненные страсти», т.е. подверженность болезням, страданиям и смерти, которые не должны были действовать в Его Теле, обоженном уже с момента Зачатия от Святого Духа. Однако, Господь скрыл Свое Божественное достоинство, представ в образе гонимого и распинаемого раба, но не утратив полноты Божества (Флп.2,6-8). (Преображение Христа на Фаворе было лишь указанием апостолам на Его Божественность.) Это «Самоумаление» (греч. «кеносис», т.е. «истощание») Божества явилось актом беспредельной любви Божией к человеку и началось уже с сотворения Адама – видимого образа Непостижимого Бога, предназначенного к постепенному преодолению тварности и обожению вместе с собой всех сфер тварного бытия. Поскольку человек не выполнил возложенной на него задачи, отпав от Бога и предавшись тлению и смерти, Само Слово Божие по неизреченному милосердию к Своему созданию стало Человеческой Плотью, чтобы принять на Себя все последствия греха, вплоть до смерти. Когда на Кресте страдало и умирало человеческое естество Христа, Божественное естество, по определению не подверженное изменениям, сострадало и соумирало, что явилось высшей точкой Самоумаления Сына Божия. Своим Воскресением Господь исцелил человеческое естество от болезни греха, вновь соделав его святым. Во время пребывания во Гробе Тело Христа оставалось нетленным, благодаря тому, что Его Душа после телесной смерти находилась в единстве с Божеством, но после Воскресения Тело Господа стало уже абсолютно нетленным по Своему естеству и освобожденным от всех последствий греха, в т.ч. индивидуальной ограниченности и подчиненности законам необходимости, поскольку из Него был исторгнут сам корень тления.

Согласно православному святоотеческому учению о спасении и обожении, Бог избрал Воплощение как наилучший способ спасения человека. Одного покаяния для соединения с Богом недостаточно, т.к. покаяние уничтожает грех, но не его причину – страсти и последствия – страдания и смерть. Греческое слово «сотерия», переводимое как «спасение» происходит от «сос», - «здоровый», «цельный», и более точный его перевод – «исцеление». Состояние цельности (святости), когда душа и тело человека, свободные от воздействия страстей, пребывают в гармонии между собой, возможна лишь при условии постоянного Богообщения и следования Божией воле. Поэтому, спасение (исцеление) от смерти подвластно только одному Богу-Слову, сотворившему мир из ничего и способному привести тленное к нетлению. Смерть каждого человека является окончанием его грехотворения, а смерть и Воскресение Христа – это окончание всех грехов силой Божией. Но спасение каждого отдельного человека совершается посредством его соработничества («синергии») с Богом, в котором от человека требуется личный подвиг молитвы, аскезы, доброделания и участия в Таинствах Церкви – Тела Христова.

Обожение – это наивысшая цель всех сотериологических упований христианства. По выражению свт.Афанасия Великого, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом (обожился)», а по свт.Василию Великому, - «человек есть животное, которое имеет повеление стать богом». Человек может стать богом не по естеству, а по благодати Божией (по усыновлению) («…уже не я живу, но живет во мне Христос», - Гал.2,20), т.к. Христос «воссел одесную Отца», в Своем Лице обожив и введя во внутритроичную жизнь естество всего человечества. Таким образом, Христос – Новый Адам первым из людей выполнил то, что было возложено Создателем на Адама ветхого, открыв путь к обожению для всех верных христиан. Своим Рождением от Девы Он упразднил разделение человеческой природы на мужскую и женскую. Своим Крестом Он соединил Рай – место жительства людей до грехопадения с земной реальностью, в которой пребывает падшее человечество, т.к. открыл врата Рая перед благоразумным разбойником и, в то же время, продолжал беседовать с учениками после Воскресения. Сама телесная смерть, побежденная Воскресением Христовым, была, таким образом, освящена и из наказания за грех превратилась в способ перехода к Вечной Жизни, а ад после Сошествия в него Спасителя перестал быть местом отсутствия Бога, наполнившись светом любви, который для грешников является невыносимым адским пламенем. Своим Вознесением Спаситель соединил чувственные небо и землю, преодолев, тем самым, пространственные ограничения космоса, а затем прошел Ангельские сферы, соединив Небо духовное с чувственным миром. Наконец, Сын Божий принес в дар Отцу всю полноту соединенной в Нем Вселенной, неслитно и нераздельно объединив тварное бытие с нетварным.

В XVII – XIX вв. в православных катехизисах появилась заимствованная из западных учебников богословия латинская юридическая концепция Искупления, которая сводит грех к преступлению против Бога, а Искупление – к заместительной Жертве Христа, принесенной за грехи мира. (В православном святоотеческом учении такое понимание Искупления рассматривается лишь в качестве одного из его аспектов.) Кроме того, согласно этой теории, Сын Божий приносит Себя в жертву Богу-Отцу и Святому Духу, что противоречит святоотеческому пониманию, согласно которому в Искупительной Жертве «Приносящим» и «Приносимым» в равной мере является каждое Лицо Святой Троицы, хотя страдало по Плоти только Второе Лицо. Юридическая теория происходит от искаженного схоластикой толкования грехопадения, согласно которому, Адам имел возможность согрешить не только по своей свободной воле, но и по «несовершенству природы», т.к., якобы, душе и телу человека изначально было свойственно пребывать в противоборстве между собой, но они сохраняли гармонию, благодаря сверхъестественному дару «первобытной праведности». Грехопадение, по этому учению, состояло в том, что вследствие своего преступления против Бога, человек утратил благодать как сдерживающую узду, и его природа вернулась к первозданному несовершенному состоянию. Святоотеческая традиция, напротив, учит, что человек, хотя и несовершенный по своей природе, но изначально пребывавший в гармонии с собой и с Богом, в результате грехопадения не только утратил благодать, но испытал глубокое повреждение всех сил души. (Римо-католическое учение о первородном грехе, созвучное талмудическим воззрениям, фактически указывает на Бога как на виновника зла в мире.) Искупление, согласно западным богословам, рассматривается не в качестве исцеления человека от состояния греховности, что признается невозможным в силу «естественности» такого состояния, а лишь в качестве выкупа, принесенного Христом за грехи человечества для «удовлетворения» Божественной справедливости, благодаря которому к человеку возвращается дар «первобытной праведности» («святости»). Тема обожения вообще не поднимается западными богословами, которые считают, что хотя святые созерцают Бога «лицом к лицу», человеческое естество в силу своего несовершенства не может соединиться с Божественным. Как исключение рассматривается Личность Богочеловека – Непорочного Агнца, принесенного в Искупительную Жертву, совершенного по природе и не унаследовавшего первородный грех, а имевшего некое идеальное человеческое естество. Отсюда следует, что страдающее от последствий греха человеческое естество, не воспринятое Сыном Божиим, не может очиститься, преобразиться и освятиться через Его Воскресение из мертвых. В ХХ в. в православном богословии определилась тенденция к глубокому изучению и осмыслению святоотеческого наследия, и в первую очередь, - таких центральных его моментов, как учения о спасении и обожении, вокруг которого сосредоточены православная мистика, догматика, аскетика и литургика.

№3. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение

во Храм. Благовещение. Успение. Латинский

догмат о «непорочном зачатии Девы Марии»

Большинство сведений о Пресвятой Богородице черпаются не из Евангелия, а из преданий. Отец Пречистой Девы Марии св.Иоаким (евр. «Господь воздвигнет» или «Приуготовление для Господа»), из рода Давида и мать, св.Анна (евр. «Благодать»), из рода Аарона оставались бездетными до преклонных лет, что у иудеев считалось несчастьем – карой за грехи. Но Иоаким и Анна не теряли упования на милость Божию и верили, что Господь даст им чадо, как престарелым Аврааму и Сарре. Они дали обет, что если их желание исполнится, то дитя будет посвящено служению Богу при Иерусалимском Храме. Дочь, рожденная Иоакимом и Анной в глубокой старости, получила имя Мария, что по-арамейски значит «Госпожа» (у евангелистов Матфея и Луки оно отождествляется с ветхозаветным именем Мариам). В Иерусалиме, на месте Рождества Пресвятой Богородицы находится православный храм. Этому событию посвящен один из церковных праздников.

Во исполнение обета родители привели Девочку в Храм в трехлетнем возрасте. Священник Захария по внушению свыше ввел Ее в Святое Святых, куда только единожды в год входил первосвященник. Вхождение Богородицы в земное Обиталище Бога

является прообразом и приуготовлением Боговоплощения, послужив которому, Она Сама стала «Святой Святых». В честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы Церковь также совершает один из своих важнейших праздников. Мария пребывала при Храме до Своей юности. Ее жизнь проходила в молитве, чтении священных книг и рукоделии. (Около IV в. появилось предание о том, что Пресвятая Богородица в течение всех десяти или одиннадцати лет пребывания в Храме жила в Святом Святых, что с исторической точки зрения представляется абсолютно невозможным.)

Когда Дева Мария, согласно преданию, достигла 13-летнего возраста, священники обручили Ее престарелому Иосифу – плотнику из галилейского городка Назарета. (Греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик». Последний вариант более правомерен ввиду того, что дерево в Палестине – редкий и дорогой материал.) Мария, будучи единственной Дочерью Своих родителей, по Закону Моисееву, могла быть отдана замуж только за родича из Своего колена, племени и рода, каковым и был св.Иосиф, находившийся, по преданию, в родстве с Иоакимом и так же, как Иоаким происходивший из рода Давида. Иудеи производили родословия только по предкам отца, но родословие Христа, указанное в Евангелии по отцовской линии, следует относить и к материнской. Родословие Спасителя в Мф.1,1-16 начинается от Авраама, что указывает на исполнение данных патриархам обетований Божиих о рождении Мессии «из семени Аврамова», а перечисление в нем после Давида и Соломона всех иудейских царей подчеркивает происхождение Христа из царского рода, о чем писали пророки Ветхого Завета. Если в прологе Евангелия от Иоанна о Христе говорится как о Боге-Слове – Втором Лице Святой Троицы, то прологом Евангелия от Матфея является родословие, указующее на Его мессианство. Родословие в Лук.3,38 следует в обратном порядке – от Христа до Адама и Бога-Отца, Который создал из праха первого человека и предвечно родил Единородного Сына, ставшего Новым Адамом. Оба родословия сильно разнятся между собой, напр., согласно евангелисту Луке, предки Спасителя происходили от Нафана – сына Соломона, а не от другого его сына – Ровоама, – основателя династии иудейских царей. Большинство имен в этих родословиях, безусловно, не указаны, что говорит об их символическом характере и назначении.

Св.Иосиф Обручник не имел с Пречистой Девой супружеского общения и был хранителем Ее девства. Братья и сестры Спасителя, о которых говорится в Евангелии были детьми Иосифа от первого брака. Римо-католики, следуя своему преданию о девственности Иосифа, под братьями и сестрами Христа понимают Его родственников по Матери (иудеи часто называли братьями и сестрами близких родственников). Протестанты не почитают Пресвятую Богородицу и не верят в Ее Приснодевство. Многие из них считают, что Мария и Иосиф после Иисуса имели общих детей.

Евангелист Лука (Лук.1,26 – 38) описывает Благовещение – явление Божией Матери Архангела Гавриила, известившего о том, что Она родит от Святого Духа Сына Божия – Спасителя мира и Царя Израилева (Мессию). (По преданию, Благовещение произошло в первый день недели, в девятом часу дня (т.е. между 15-ю и 18-ю часами по нашему счету времени), возле источника, к которому Пресвятая Богородица пришла за водой. На этом источнике, в Назарете, стоит православный храм, недалеко от которого, на месте, где находился дом Святого Семейства выстроен католический собор.) Подобно Аврааму – своему далекому предку, Божия Матерь показала пример абсолютного доверия Богу. Она знала, что по Закону Моисееву должна быть побита камнями, т.к. стала беременной, не будучи замужем, но без всяких сомнений смирилась с волей Божией. Боговоплощение не было бы возможным без согласия Пречистой Девы. В Ее лице весь сотворенный Богом мир ответил любовью на любовь своего Создателя. Святость Божией Матери неизмеримо выше всех Ангелов и святых. Согласно православному учению, Она, как и все люди унаследовала от родителей страстную природу, но вела настолько святую жизнь, что ни разу не совершила греха и даже не приняла ни одного греховного помысла. За всю историю человечества еще не рождалось женщины, столь совершенной в своей чистоте. Понадобились тысячи лет после изгнания Адама из Рая, прежде чем среди лучшей части избранного Богом народа появилась Праведница, достойная стать Матерью Вочеловечившегося Бога. (По мнению свт.Иоанна Златоуста, блаж.Феодорита и свт.Игнатия Брянчанинова, которое не было принято Церковью, Божия Матерь невольно совершала несмертные грехи, напр., проявляла чрезмерную ревность к материнским обязанностям по отношению к Своему Сыну.) Церковь отмечает праздник Благовещения ровно за девять месяцев до Рождества Христова –

25 марта /7 апреля (По преданию, в этот день года был создан Адам. В этот же день пасхальный агнец, служивший ветхозаветным прообразом Христа, отделялся иудеями от стада, чтобы быть закланным в предстоящий праздник Пасхи.)

После явления Архангела Гавриила Пресвятая Богородица отправилась в Иудею, где около трех месяцев прожила у Своей родственницы праведной Елисаветы – будущей матери Иоанна Предтечи, которая стала беременной за шесть месяцев до Благовещения (Лук.1,39-56). По возвращении Пречистой Девы в Назарет Иосиф обнаружил Ее беременность и стал думать о том, чтобы тайно Ее отпустить, не предавая случившееся огласке, т.к. по доброте сердца желал спасти свою Обручницу от побиения камнями. Дева Мария, полностью доверившись Промыслу Божию, ничего не сказала Иосифу в свое оправдание, пока Сам Господь не открыл ему всей истины (Мф.1,18-25).

После Вознесения Спасителя Его Пречистая Матерь осталась на попечении у ап.Иоанна Богослова, во исполнение воли Христа (Ин.19,26-27). По одному преданию, Она жила в Иерусалиме, по другому – в Ефесе, в доме ап.Иоанна, но в конце земной жизни, в возрасте семидесяти двух лет вернулась в Иерусалим. О Своей блаженной кончине Пресвятая Богородица была уведомлена Ангелом, принесшим Ей райскую масличную ветвь. Когда наступило время Успения Божией Матери, у Ее одра чудесным образом собрались апостолы Христовы, проповедовавшие в разных странах мира. Они стали свидетелями явления Христа, окруженного сонмом Ангелов и святых, Который принял на руки Душу Своей Пречистой Матери. (На месте Успения, находящемся недалеко от Сионской Горницы, в которой происходили Тайная Вечеря и Сошествие Святого Духа на апостолов находится римо-католический храм.) Благоухающее Тело Пресвятой Богородицы было погребено в Гефсимании, рядом с могилами св.Иоакима, Анны и Иосифа Обручника. (Над погребальной пещерой находится православный храм.) Ап.Фома, опоздавший на погребение, со слезами просил других апостолов показать ему Пречистое Тело. Когда же камень был отвален от входа в пещеру, апостолы увидели в ней лишь пустые пелены, т.к. Тело Божией Матери было взято в Небесную Славу. (Плащаница Пресвятой Богородицы находится в Иерусалиме, в греческом храме, рядом с храмом Гроба Господня.) Поэтому, праздник в честь Ее Успения, напоминающего Воскресение и Вознесение Спасителя, называют «второй Пасхой».

В Римо-Католической Церкви существует догмат о «непорочном зачатии» Девы Марии, противоречащий православной традиции. Согласно этому учению, Дева Мария, чтобы удостоиться стать Матерью Христа, была при Своем зачатии освобождена Богом от первородного греха, получив благодатный дар «первобытной праведности» и, тем самым, уподобилась Еве до ее грехопадения. Этот догмат основан на юридической теории Искупления, по которой Сын Божий, чтобы стать Непорочным Агнцем для принесения Искупительной Жертвы, воплотился в идеальное человеческое естество, непричастное последствиям первородного греха. Из этого следует, что и Богоматерь должна быть абсолютно непричастной греховной человеческой природе. Стремясь возвеличить Приснодевство Божией Матери введением догмата о «непорочном зачатии», римо-католики, напротив, умаляют Ее достоинство и заслуги, объясняя святость Девы Марии механическим действием на Нее «сверхъестественных даров благодати». Логическим выводом из этого учения должно быть утверждение о том, что Дева Мария не испытала телесной смерти, которая является главным последствием первородного греха, что явно противоречило бы Св.Преданию, установившему с древних времен празднование Успения Божией Матери. Поэтому, Римо-Католическая Церковь догматически утвердила учение о вознесении Тела Девы Марии, которое хотя и не противоречит Преданию, но рассматривается современными католическими богословами как продолжение догмата о «непорочном зачатии».

№4. Рождество Христово. Сретение Господне.

Бегство Святого Семейства в Египет. Детство

Спасителя. Иоанн Креститель. Крещение

Господне (Богоявление)

Христос родился в Вифлееме – родном городе царя Давида, южном пригороде Иерусалима (Мф.1,24-25; Лук.2,1-7). О рождении Мессии в Вифлееме пророчествовал Михей (Мих.5,2). Общепринятая дата Рождества Христова ошибочно вычислена в VI в. римским аббатом Дионисием Малым. Историки считают, что Рождество Христово приходится примерно на 6 – 4 гг. до начала христианской эры. Во время переписи населения, проводившейся в Римской империи, Иосиф, получивший во сне откровение о том, что Мария должна родить от Святого Духа Спасителя мира, отправился вместе с Ней в свой родовой город Вифлеем, чтобы там быть записанным. Во время пребывания в Вифлееме Пречистая Дева родила Своего Божественного Сына, и после родов оставшись Девственной (Приснодевой). О рождении Мессии от Девы говорится в Книге Пророка Исаии (Ис.7,14). Девственно зачав, Божия Матерь безболезненно родила, о чем свидетельствует тот факт, что Она Сама спеленала Богомладенца. Болезненность родов – последствие грехопадения Праматери Евы, не была испытана Божией Матерью – первой из жен, Которая не совершила ни единого греха и стала Новой Евой – Матерью нового человечества, составляющего Тело Христово – Церковь.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..