Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3. В случае просрочки взноса последней суммы Заемщик выплачивает Заимодавцу штраф в размере % от оставшейся суммы задолженности за каждый день просро...полностью>>
'Документ'
Значительные успехи, достигнутые в области вычислительной техники и разрабатываемых на ее основе цифровых аппаратур­ных комплексов, стимулировали шир...полностью>>
'Документ'
Татьяна и Сергей Никитины. Афиша Музыкальное издательство “Московские окна ЛТД” представляют СД и кассету “Татьяна и Сергей Никитины “Времена не выб...полностью>>
'Исследовательская работа'
НОШ – объединение учащихся МОУ СОШ № 2, которые стремятся совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор...полностью>>

Программы «Исследователи природы» для общеобразовательных учреждений учреждений дополнительного образования

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь

Республиканский экологический центр детей и юношества

ПРОГРАММЫ

«Исследователи природы»

для общеобразовательных учреждений

учреждений дополнительного образования,

Рекомендованы научно-методическим советом Республиканского экологического центра детей и юношества

Минск 2003

Содержание:

Трибис В.П. Через тернии к звездам... (вместо вступления)

Галиновский Н.Г. Программа «Прикладная энтомология»

Гончарова И.А. Программа «Микробиология»

Трибис В.П. Программа «Космическая биология»

Чумаков Л.С. Программа «Экология и охрана природы с основами краеведения»

Земцова М.Н. Программа «Приусадебное хозяйство»

Климович Л.В. Программа «Хозяин» (по животноводству)

Новик И.Г. Программа «Юные садоводы»

Савельева Г.Е. Программа «Мир овощных растений»

Полякова Н.Г. Программа «Родная природа» (по фенологии)

Каминская О.В. Программа «Блики» (работа с соломкой)

Рецензенты:

Н.И. Филимонова, методист высшей категории Центра проблем воспитания национального Института образования Республики Беларусь

Л.С. Чумаков, кандидат биологических наук, руководитель секции НОУ по биологии Республиканского экологического центра детей и юношества

Программы «Исследователи природы» – результат многолетней работы объединений эколого-биологического профиля Республиканского экологического центра детей и юношества.

Они составлены с учетом единых требований структуры, содержания, перечня основных форм и методов работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

Программы адресованы педагогам дополнительного образования, учителям биологии, руководителям секций научных обществ учащихся по биологии, которые работают в области дополнительного экологического образования.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ... (вместо вступления)

Научно-исследовательская работа с учащимися в учреждениях внешкольного воспитания и обучения ведется уже несколько десятков лет. Актуальность и необходимость ее проведения никто не ставит под сомнение, ибо налицо результаты: регулярные ежегодные победы юных белорусских ученых на международных конкурсах и олимпиадах эколого-биологических работ.

В связи со все нарастающим интересом руководства учреждений образования и педагогов к этой форме работы появилась необходимость публикации программ для стимуляции и облегчения работы начинающим педагогам, которые хотят заняться этим видом деятельности, но не всегда точно представляют себе с чего начать. Перед началом просмотра программ предлагаем вам ознакомиться с нижеизложенными рекомендациями, которые облегчат начинающим педагогам или ученым, работающим со старшеклассниками, преодоление трудностей в учебной деятельности.

КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

Проведение мозгового штурма:

  • подберите гуманистически направленную тему (например, спасение каких-либо существ от неблагоприятных факторов среды в критических ситуациях и т.п.);

  • подготовьте большое пространство (школьные доски, чертежная бумага) для наглядной записи результатов; рассадите детей полукругом так, чтобы все участники сидели только в первом ряду без каких-либо преград между вами и учениками;

  • проведите первый этан «стадия быка»: только новые идеи и предложения, всякая критика строго запрещена, поощряются объединительные идеи; принимаются все идеи; побольше похвалы и комплиментов в адрес инициаторов; работа до полного истощения новых идей; авторство каждой идеи должно быть сохранено;

  • после небольшой паузы – следующий этап «стадия медведя»: критика каждой высказанной идеи и защита ее автором, если это возможно; заключительная (первый вариант), «стадия петуха» – вычленение 2-3 наиболее продуктивных решений; протоколирование решений;

заключительная (второй вариант), «стадия вбрасывание» – переворачивание ситуации наоборот и рассмотрение задачи с иной точки зрения;

- на следующем занятии можно коротко провести «стадию верблюда», на которой дать возможность высказать запоздалые идеи.

После проведения мозгового штурма наиболее существенные результаты желательно обсудить в дальнейшем во время экскурсии в профильный НИИ или ВУЗ с соответствующим специалистом. Результаты такой работы можно положить в основу одной из тем для исследований учащихся.

Проведение мозгового штурма дает богатый материал педагогу о характере участников, особенностях их мышления и поведения, способствует сплочению группы при соблюдении «золотого правила» поведения.

Поиск научной информации:

  • обсудите с учащимся или группой, какая информация необходима для выполнения предстоящей работы и разделите обязанности так, чтобы учащиеся занялись доступной литературой, нужной им для начального общего ознакомления с темой, а вы как руководитель взяли на себя обязанность ознакомиться с самыми последними научными публикациями по выбранной теме;

  • наиболее простой и эффективный способ поиска информации – выход на авторов научных публикаций. Это можно сделать с помощью поиска в Метете или через иностранные журналы, в которых помещена контактная информация;

  • в крупных библиотеках в зале справочной литературы вы также найдете реферативные журналы по темам биологии, экологии, антропологии и т.п.;

  • в Белорусской сельскохозяйственной библиотеке имеются следующие базы данных: «Международная реферативная система по сельскохозяйственным наукам», «Электронный каталог периодики в фонде БелСХБ», «Электронный каталог БелСХБ», «Природа Беларуси», «База данных Центральной библиотеки Россельхозакадемии», «Сельское хозяйство и биология» и ряд других;

  • другой способ поиска – через систему электронной почты (Е-mail) или Internet. Последняя с помощью служб World Wide Web и подобных предоставляет возможность выхода на коллег. Узлы связи с выходом в Internet существуют при крупных вузах. Имеются и коммерческие узлы связи.

  • еще один простой способ поиска информации состоит в периодическом просмотре еженедельных общенаучных журналов Natur и New Scientist, доступных через Национальную библиотеку Беларуси. В этих журналах, во-первых, публикуются статьи по наиболее актуальным темам науки, во-вторых, приводятся адреса авторов публикаций и, в-третьих, помещается информация о международных конференциях, симпозиумах, съездах, темы которых также служат индикатором интереса международного научного сообщества к тем или иным вопросам;

  • для сохранения научной библиографии желательно обзавестись персональным компьютером и электронной базой данных, либо стандартной библиотечной картотекой; не привыкайте пользоваться для этого блокнотами;

  • начинайте поиск с самых последних сообщений, продвигаясь по массиву публикаций ретроспективно.

Проведение экскурсий в НИИ:

- экскурсии в НИИ - неоценимое подспорье в развитии учащихся, т.к. во время хорошо организованной экскурсии учащиеся получают новую информацию сразу по многим каналам восприятия (рассказ специалиста, показ современного оборудования в работе, ощущение реальной творческой обстановки); совершенно необходимо провести тщательную подготовку к экскурсии, заключающуюся в следующем:

а) создание высокой степени мотивации по отношению к предстоящему визиту (как много мы можем получить от этой экскурсии!);

б) определить состав группы и распределить роли каждого участника, например, следующим образом: основные потребители информации; лица, которые могут получить сопутствующую информацию; «журналисты», имеющие задание написать об этой интересной встрече; сочувствующие или «свита», имеющая задание помогать основному составу;

в) тщательно обдумать и осуществить организационную сторону мероприятия (время и место встречи «команды», каков маршрут движения туда и обратно, нужно ли письмо-отношение; будет ли обеспечено присутствие на местах нужных специалистов, нужны ли пропуска на территорию НИИ; какова оплата за мероприятие; предусмотреть возможное получение в дар тех или иных образцов биоматериалов, для чего запастись соответствующей тарой, этикетками и т.п.);

г) во время экскурсии не упустить свои ключевые интересы и попытаться наладить сотрудничество;

д) после проведения экскурсии необходимо поблагодарить хозяев встречи, а затем с учащимися попытаться отрефлексировать мероприятие и обсудить план собственных дальнейших действий.

Проведение учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы:

  • следует различать учебно-исследовательскую работу учащегося (УИР) от научно-исследовательской (НИР). Первая заключается в освоении новизны на индивидуальном (личном) уровне или – для ограниченного круга людей (учащихся) и служит преимущественно целям обучения; второй тип работы ориентирован на получение научно значимой информации, то есть предполагает освоение новизны более высокого уровня. Конечная ступень УИР – доклад или обзор информационно-аналитического типа, конечная ступень НИР – статья в научном журнале, изобретение или доклад на научной конференции; крайне желательно, чтобы каждая предстоящая работа прошла ту или иную форму коллективного обсуждения, например, мозговой штурм с непосредственными участниками и другими заинтересованными лицами; должно быть налажено научно-информационное обеспечение предстоящей работы;

  • желательно проведение предварительной тематической целевой экскурсии или индивидуальной консультации у специалиста НИИ по профилю избранной темы;

  • необходимо провести тщательное планирование предстоящей работы; в рабочем плане требуется предусмотреть следующие основные разделы будущей работы: название и цель эксперимента; рабочая гипотеза, объекты и методы работы, план подготовки экспериментальных установок, перечень учитываемых параметров в процессе эксперимента и по его окончании, ожидаемые результаты;

  • следует иметь в виду «взрывной» характер подросткового творчества и во избежание возможных неудач и разочарований практиковать выбор экспериментов краткосрочных, наглядных, актуальных, выполнимых;

  • при оформлении выполненных исследовательских работ следует придерживаться норм и правил, принятых в ведущих научных журналах, которые обычно публикуются в первом номере каждого года. Конечная практическая цель НИР – дать рекомендации для работников хозяйственной сферы или (и) опубликовать проблемную статью в средствах массовой информации.

Проведение практических работ с биообъектами:

  • всегда проводите предварительные необходимые профилактические занятия с учащимися в соответствии с правилами охраны труда;

  • соблюдайте требования биоэтики, т.е. все эксперименты над животными должны предусматривать сохранение жизни животных и проводиться с максимальным избежанием возможной их травматизации или причинения чрезмерных страданий;

  • начиная какое-либо серьезное практическое дело, также как и для экспериментальных работ, обязательно пройдите стадию предварительного обсуждения и планирования, облекая спонтанные эмоциональные порывы учащихся в организованный рациональный процесс;

  • в каждом новом деле назначайте ответственного за конкретные плановые мероприятия; выделяйте то или иное пространство лаборатории в «собственность» исполнителя, имея в виду, что этот прием позволяет учащимся относиться к такому выделу как к «области автономного поведения» и способ­ствует становлению подростка как личности.

Использование мифологических сюжетов:

Особенности мышления ребенка имеют определенное сходство с чертами мышления древних людей. Недаром античность называют «детством человечества». Без учета этого фактора педагогу будет трудно установить эффективный контакт со своими воспитанниками и создать творческую обстановку в коллективе.

Опыт показывает, что дети весьма живо воспринимают мифологические «отступления», с помощью чего удается усилить впечатление от излагаемой базовой научной информации. Пожалуй, мифы народов мира особенно полезны для преподавания именно космической биологии, часто соприкасающейся с граничным, предель­ным, неизвестным, таинственным.

Даже технические темы вполне позволяют сделать ссылки на примеры древнего мышления, например:

саркофаг – скафандр космонавта,

сундук Акрисия – космический корабль,

опыт Гермеса – герметическая техника,

глиняный человек Голем из Талмуда – первый антропоморфный робот,

взгляд Медузы Горгоны – биоэффекты электромагнитных излучений и т.п.).

Этот прием помогает, во-первых, закреплению научной, собственно познавательной информации, во-вторых, более глубокому самоопределению учащихся относительно своей роли в мире, в-третьих, усилить воспитательный эффект, показывая глубокую временную связь между активностью богов и людей и ее последствиями для тех и других и, наконец, более серьезно отнестись к собственному (детскому, алогическому, мистическому, диффузному, примитивному и т.п.) мышлению, повысить уровень самооценки и самоуважения.

Но и следует ни злоупотреблять мифологией, ни избегать ее. В заключение приведу весьма подходящие слова исследователя мифов И.Б.Крикштопайтиса: «Эвристическую силу знание черпает в глубинных слоях наследия культуры, мифотворчестве, неявно бытующем в человеческом мышлении и предлагающем новые сюжеты... Несмотря на различие научного и мифического творчества, в глубине их структур усматриваются соизмеримые логические узлы, в решающие моменты, дающие эвристические импульсы развитию человеческого мышления».

ПАМЯТКА РУКОВОДИТЕЛЮ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

  1. Вы должны быть уверены в положительных результатах своей работы. Вы должны быть также уверены в том, что большинство ребят, которые к вам придут, действительно способны к достижению высшего уровня в какой-либо из областей человеческой деятельности (пусть это и не будет НИР).

  2. Основное, что нужно сделать – это поддержать у учащихся уважение к себе как личности и к их собственному разуму (например, во время проведения мозгового штурма, планирования экспериментов, обсуждения полученных результатов).

  3. Крайне желательно также убедить детей в силе человеческого мышления, обладание которым является не только предметом собственной гордости, но и определяет положение человека в обществе; оно же играет все возрастающую планетарную и, вероятно, космическую роль.

  4. С самого начала положите в основание взаимоотношений в кружке и желательно за его пределами «золотое правило поведения» Эрика Эриксона: «Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе». В этом плане крайне полезно поддерживать инициативы, направленные на взаимодействие «стариков» с новичками.

  5. Памятуя, что вопросы – это спонтанно возникающие творческие процессы, а творчество - это вопросы, обращенные к глубинам сознания, всячески способствуйте тому, чтобы дети чаще задавали вопросы. Используйте эти вопросы для постановки индивидуального творческого задания.

  6. Будьте в форме, тщательно готовьтесь к очередным занятиям, но всегда будьте готовы и к тому, чтобы в любой момент поддержать неожиданную инициативу членов кружка.

В.П, Трибис

ПРИКЛАДНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Прикладная энтомология» рассчитана на двухлетнее обучение учащихся старших классов. Основное направление деятельности учащихся, предусмотренное программой – исследовательское. В первую очередь она предназначена для проведения занятий в научных кружках или секциях научных обществ учащихся.

Цель программы – познакомить учащихся с многообразием мира насекомых и выработать у них умения самостоятельного практического ведения научно-исследовательской работы в области энтомологии на всех стадиях.

Задачи:

- знакомить с миром насекомых, подробностями их строения, поведения, биологии и экологии;

  • формировать умения ставить реально достижимую цель в своей деятельности;

  • выделять в рамках поставленной цели необходимые задачи и выявлять пути их решения;

  • уметь делать адекватные выводы из имеющегося материала, а также в любой жизненной ситуации и корректировать свои действия в зависимости от имеющихся данных;

- изучать этапы проведения научного исследования;

- изучать современные методы научных фаунистичсских и экологических энтомологических исследований;

  • способствовать созданию в кружке условий для самореализации творческих способностей и задатков личности;

  • вырабатывать целостность духовного, морального и физического воспитания путем общения с природой, поиска взаимосвязей, осознания своей значимости и ответственности за содеянное, готовность к взаимовыручке и взаимопомощи.

Преподавание курса базируется на:

- индивидуальности (каждый учащийся лично или в небольшой проблемной группе работает над своей конкретной темой исследования);

- доступности (тематика исследований соответствует возрасту учащихся, базовому уровню знаний, составлена с расчетом того, что весь цикл исследования будет проведен учащимся самостоятельно с полным сознанием сделанного);

  • преемственности (все двухлетние темы курса связаны между собой, что дает возможность использовать ранее полученные знания и умения для усвоения нового материала);

  • результативности (каждый учащийся ориентируется в материале курса и входит в коллектив, вносит свой вклад в работу над темой исследования).

Данная программа отличается от программы кружка «Юные энтомологи» тем, что в основе ее заложено не только знакомство с богатейшим миром насекомых, а обучение проведению и собственно проведение научно-исследовательской работы по самостоятельному изучению насекомых, их особенностей и выявление новых, ранее не известных науке фактов. Актуальность проведения занятий по данной программе в том, что это дает возможность сотрудничать с научно-исследовательскими институтами и кафедрами университетов по наиболее важным проблемам современной энтомологии и оказание практической помощи в научном плане. Следствием этого может быть развитие творческих способностей учащихся, стремление к познанию нового в науке, выработка соответствующего стиля общения при контактах с научными работниками и повышение общего уровня культуры.

Занятия по программе могут проводиться с учащимися 8 – 11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, т. е. с учащимися, уже имеющими знакомство в рамках школьного курса с жизнью насекомых и способными использовать уже известные факты в качестве основы для дальнейшего усовершенствования своих знаний и умений на более глубоком уровне.

Структура программы построена на основе предшествующей теоретической подготовки и последующей практической реализации полученных знаний в ходе проведения исследовательской работы.

При проведении занятий можно использовать различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые, массовые. Ими могут быть лекция, практические и лабораторные работы, подготовка докладов, рефератов, отчетов учащимися или другие, которые, по мнению педагога, больше подходят для изучения той или иной темы.

В процессе проведения исследовательской работы основное направление – практическая деятельность. Так, сбор фактического материала производится непосредственно в природе, камеральная обработка полученных данных – в лаборатории с дальнейшим занесением результатов в компьютер и статистической обработкой. Последняя позволяет доказательно интерпретировать полученные результаты и сделать адекватные выводы. Методы, которые могут быть использованы при проведении исследования, должны соответствовать целям и задачам выбранной темы.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами каждое занятие рассчитано на 3 академических часа в неделю для группы первого года обучения и 6 часов в неделю для группы второго года обучения.

Количество учащихся в группе первого года обучения должно быть не более восьми – десяти, второго – не более шести-восьми, что создает оптимальные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода, положительно сказывается на психологическом климате исследовательских групп и качестве проводимых работ. При планировании исследований, проводимых в рамках кружка, следует учитывать, что наиболее оптимальное количество исполнителей в проблемной группе по какой-либо изучаемой теме – от 1 до 3.

Тематика исследований может быть самой разнообразной и составляется (планируется) с учетом новизны, актуальности, а также материальных возможностей кружка или секции. В качестве примерных направлений исследовательской работы могут выступать: исследование энтомофауны городов, влияние антропогенного воздействия на представителей энтомофауны, сравнительная характеристика энтомофауны неурбанизированных территорий и урбаценозов и т.д.

В качестве основных результатов научно-исследовательской работы на протяжении срока обучения выступают подготовленные итоговые отчеты членов секции, с которыми они могут участвовать в различного рода конкурсах научных биолого-экологических работ учащихся.

Итоги но каждой теоретической теме можно подводить в виде небольших контрольных срезов или тестов. Итоги по результатам проведения практических исследований подводятся перманентно в конце каждого дня исследований.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п.п.

Тема

Всего часов

В том числе

теорет.

практич.

1

Организационное занятие

3

2

1

2

Энтомология – наука о насекомых. Роль насекомых в природе

9

6

3

3

Внешнее строение насекомых

6

3

3

4

Размножение и развитие насекомых

12

6

6

5

Создание энтомологических коллекций

9

3

6

6

Фенология насекомых

12

6

6

7

Пищевая специализация, трофические связи и взаимоотношения насекомых в биоценозе. Практическое значение насекомых в приро­де и жизни человека

12

6

6

8

Меры борьбы с вредными насекомыми

9

6

3

9

Методы энтомологических исследований

9

6

3

10

Исследовательская работа

27

3

24

11

Итоговое занятие

3

3

-

Всего

111

50

61



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей

    Программа
    Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, включает социально-педагогический анализ состояния детско - юношеского спорта в городе и районе, задачи и направления его развития в МОБУ ДОД Гаврилов-Ямская ДЮСШ
  2. Учреждения дополнительного образования: ориентир на будущее (лауреаты и призеры республиканского конкурса учреждений дополнительного образования детей) Якутск 2006

    Конкурс
    В сборник включены материалы о деятельности учреждений дополнительного образования детей РС(Я) - лауреатов и призеров республиканского и окружного этапов Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей.
  3. Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2011/2012 учебном году Содержание

    Методические рекомендации
    4.Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи художественного, технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического профилей.
  4. Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения Большеничкинской средней общеобразовательной школы №5 Принята на педагогическом Совете

    Программа
    Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на сельское образование и общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования требуют формирования
  5. Программа 4 опытно-экспериментальной работы дошкольных 4 и общеобразовательных учреждений 4 «Образование в области экологии и здоровья: 4 национально-региональный компонент» 4 Наука и практика 9

    Программа
    К вопросу о здоровьесберегающих позициях в деятельности педагогов (по материалам исследования процессов развития здоровьесберегающей деятельности в ОУ Читинской области) 42

Другие похожие документы..