Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
корпорации Особенности корпоративного финансового планирования в РФ Разработка финансовых целей корпорации и плановых финансовых показателей на пример...полностью>>
'Документ'
Логика высказываний; логика предикатов; исчисления; непротиворечивость; полнота; синтаксис и семантика языка логики предикатов; клазуальная форма; мет...полностью>>
'Урок'
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на...полностью>>

Занятие История развития психологии. Учебные вопросы занятия: Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Утверждаю

Заведующий кафедрой:

_________Т.Б. Сергеева

« »____________ 2012

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов 1 курса специальности Стоматология

по учебной дисциплине Психология. Педагогика

Раздел 1. Психология как наука

Занятие 1. История развития психологии.

Занятие 2. Основные психологические теории.

Обсуждена на заседании кафедры

« » ______________2012 г.

Протокол №___

Методическая разработка составлена

_____________________________________

« » ____________________ 2012 г.

г. Ставрополь, 2012

Раздел 1. Психология как наука

Занятие 1. История развития психологии.

Учебные вопросы занятия:

1. Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии.

2. Античная психология. Психологическая мысль Нового времени.

3. Зарождение психологии как науки. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.

4. Становление советской психологии.

Место проведения занятия – аудитория кафедры.

Учебные и воспитательные цели

а) Общая цель: Овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

Знать:

- этапы развития психологии;

- основные этапы развития современной психологической мысли;

Уметь:

- анализировать особенности психологии Нового времени

- анализировать особенности Античной психологии;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о специфике психологии Античности

- о методах научного психологического знания в Новое время

Краткое содержание темы

Вопрос 1. Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии.

Психология, согласно классификации Б. М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских.

Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является общая психология.

Сам термин «психология» был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рациональная психология» X. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный, длиной в несколько веков, период становления психологического знания.

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что «Психология имеет длинное прошлое, но краткую историю», потому что она включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и только десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень «мал» — всего около ста лет.

Житейская психология

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология — это, прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

По выражению французского психолога П. Жане, житейская психология — это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение — мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.

Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «семь раз отмерь — один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глаза» и др.

Такое знание может быть весьма обширными способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво (практически для каждой поговорки можно найти противоположную). Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности, а потому часто вообще не осознается как знание.

Основными этапами развития психологии являются сле­дующие:

I этап - психология как наука о душе (V век до н.э. - начало XVII века н.э.). Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Ранние представления о психологии свя­заны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, также на религиозных и ми­фических представлениях о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в ста­новлении предмета психологии. Наличие души признавалось всеми.

Выделяют два основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли.

Первый подход или направление матерштистическое:

«Душа - тончайшая материя». Наиболее яркие представители этого направления Гераклит, Демокрит, Анаксагор.

Второе направление - идеалистическое: «Душа - боже­ственный разум». Представителями этого направления являются Сократ и Платон.

Третье направление - дуализм. Представителем этого направления является Аристотель.

II этап - психология как наука о сознании (XVII век -середина XIX века). Начинается новая эпоха в развитии психо­логического знания. В связи с развитием естественных наук, с помощью их опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. В XVIII веке психология развивается как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Основными ее авторами являются В.Вундт и Э.Б.Титченер.

Основной задачей психологии по В.Вундту, является раз­ложение непосредственного опыта сознания на элементы, выде­ление связей элементов друг с другом и определение законов этих связей.

III этап - психология как наука о поведении (середина XIX - начало XX века). Дальнейшее развитие психологии связа­но с появлением критических взглядов на психологию «чистого сознания». Особой критике подвергался интроспективный метод исследования, как субъективный. В это время в США зароди­лось новое направление в развитии психологии - бихевиоризм.

Важное место в истории отечественной психологии при­надлежит Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936). Его за­слуга состоит в создании в России психологического института в 1912 году. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развил Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

2. Античная психология.

Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) был одним из соз­дателей диалектического понимания жизни души. По его мне­нию, все наличествующее в универсуме образовано трансформа­циями огня, который он понимал как субстанциональную осно­ву всего сущего. По его мнению, из огня произошло все, что существует в космосе. В частности, человеческая душа есть так­же произведение огня как субстанции. Гераклит в своем творче­стве абсолютизировал движение. Он доказывал, что покоя в кос­мосе нет и не может быть потому, что основное свойство огня — это горение — непрерывный процесс. Именно поэтому человек находит в душе бесконечный поток изменений. Одни образы сменяют другие, одни мысли — другие. Авторство известного афоризма: «В одну реку нельзя войти дважды», поскольку на че­ловека, входящего в реку во второй раз, текут уже другие воды, принадлежит именно Гераклиту.

Вместе с тем Гераклит не думал, что в мире царит хаос, пред­ставляющий собой бесцельную игру стихии огня. Он говорил о существовании высшего закона — «логоса», превращающего ха­ос в порядок. Хаос и порядок — две противоположности, сущностно характеризующие бытие всех предметов и явлений в уни­версуме. Человеческая душа при таком понимании устройства мира наполнена противоречивыми стремлениями. Противопо­ложности, образуя тождества и разъединяясь, составляют содер­жание душевной жизни каждого человека. Понимание души как сущности, представленной противоположностями, составило впоследствии одну из доминирующих версий понимания чело­веческой психики. Психика как вместилище любви и ненависти, страха и отваги, веры и неверия и т.д. и по сегодняшний день в той или иной мере присутствует в построениях многих совре­менных мыслителей.

Демокрит (VIV в. до н.э.) утверждал, что душа состоит из атомов. Со смертью тела умирает и душа, а атомы рассеиваются. Из такого представления с неизбежностью следует вывод о том, что душа материальна. Демокрит выводил свою психологию из онтологических и космологических представлений. Он считал, что универсум состоит из атомов и пустоты. Наличие пустоты позволяет перемещаться атомам. Движение атомов в пустоте приводит к их соединению в самых различных комбинациях. Все, что есть в космосе, — это временные сцепления атомов. Для Демокрита атомы — это бытие, а пустота — небытие. Если бы не было пустоты — невозможно было бы движение и мир был бы неизменным и неподвижным. Если бы атом был делим до беско­нечности, то везде была бы пустота, в мире господствовало бы небытие. Душа человека для Демокрита есть не что иное, как сцепление легких атомов. Она разрушается вместе со смертью тела. Демокрит предложил материалистическое понимание при­роды души. Впоследствии к такой версии происхождения души обращались многие исследователи. Преимущественно эту вер­сию отстаивали материалистически ориентированные психоло­ги. Говоря сегодня о биологических основах проявления созна­ния, мы, по сути, продолжаем разработанную еще в античности психологическую традицию. В этой традиции один из основных вопросов психологии о взаимоотношении души и тела решается в плоскости материальной обусловленности жизни духа.

Платон (427—347 гг. до н.э.). В воззрениях Платона учение о душе приобретает более системный характер. Психологические взгляды Платона проистекают из его философской концепции. Ее особенностью является разделение физического (чувственно­го) и сверхчувственного миров. В этой системе миров сверхчув­ственный мир — главный, он представляет собой нечто не похо­жее на то, что воспринимают органы чувств. На вопрос, какой мир важнее, Платон отвечает, что важнее тот, что не восприни­мается с помощью органов чувств. Сверхчувственный мир структурирован следующим образом: «идеи», «формы», «эйдосы». Идеи иерархизированы. Высший уровень занимают идеи истины, блага, добра, за ними следуют идеи предметов. В соот­ветствии со взглядами Платона познать мир можно, лишь позна­вая сверхчувственный мир. Душа дается нам не в ощущениях, а непосредственно. Душа до воссоединения с телом обитала в ми­ре идей, там она восприняла идеи и эйдосы. Из этого следует, что душа знает все, что получила в сверхчувственном мире. По­падая в тело, она все это забывает, поглощенная заботами о теле, но сохраняет возможность вспоминать. Таким образом, лишь уг­лубляясь в себя, можно познать мир. В качестве доказательства своих построений Платон (диалог «Менон») приводит разговор Сократа с юношей, который, не зная математики, с помощью наводящих вопросов Сократа смог сформулировать теорему Пи-фагора. На основании этого Платон делает вывод о том, что че­ловек, душа которого не знала бы этого, никогда сам не смог бы этого сделать. Так Платон стал одним из тех, кто положил нача­ло современному методу интроспекции (вглядывание внутрь се­бя) в психологии.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Ученик Платона Аристотель считал, что чувственный и сверхчувственный миры соединены между собой. Сверхчувственный мир — это мир форм. Чувствен­ный мир — оформленная материя. Материя сама не имеет фор­мы, она лишь строительный материал. Форму ему придает сверхчувственный мир. Душа — форма. Тогда человек — это синтез души и тела. Душа есть не только у человека, но и у всего живого. Растения имеют растительную душу. Животные — жи­вотную. Растительная душа имеет функции размножения, роста и питания, такая душа есть и у человека. Функция животной ду­ши — желание, то есть стремление к приятному и избегание не­приятного. Животная душа составляет и часть души человека. У человека еще есть разумная душа. Она отвечает за целесооб­разное поведение. Растительная и животная души смертны, а ра­зумная — бессмертна. Разумная душа является частью Бога (перводвигателя), который выступает первоосновой всего сущего, который есть форма всех форм. Такая душа готова к постиже­нию всего существующего. Аристотель не был убежден в том, что углубление в душу дает возможность познать закономерно­сти мироздания. Каждый предмет, феномен специфичны, имеют свою форму и вещественную основу, следовательно, невозможно погружением в душу познать мир. Путь познания, предлагаемый Аристотелем, — опыт. Соприкасаясь с внешним миром, с кон­кретным феноменом, человек получает впечатления, осмысливая которые он может понять, какая форма является сущностью предмета, явления. Аристотель, таким образом, предложил дру­гую версию построения знания — опытную (эмпирическую).

Развитие психологии в Новое время

Появление новых подходов к построению науки в XV—XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоре­тических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процес­се становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мо­тивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время.

Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепляла свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предме­та), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, от­делиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности вы­строить полноценную концепцию психического (особенно психики че­ловека) на его основе.

Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это время не искала собственного предмета исследования, конкретно­го определения области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представля­лось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья и Возрождения, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из не­скольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, — о по­знании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения — на первый план выходили именно проблемы познания.

Анализ становления предмета психологии в этот период дает про­тиворечивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней актив­ности в круг исследования ведущих психологов того времени.

Тот факт, что это время — время расцвета механики, появления физики И. Ньютона, не мог не наложить отпечаток и на психологию. Отличительная черта этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла развитие производства, а, наоборот, успехи в произ­водственной деятельности, особенно в области механики, обусловлива­ли появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился но­вый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, ко­торое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот но­вый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

В исследовании процессов познания психологи, работавшие в Но­вое время, исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению.

Эти направления назывались соответственно сенсуализм и рацио­нализм.

Сенсуалисты рассматривали процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней — от ощущения к мышлению, т. е. это процесс постепенного восхождения от частного к общему, постепенного обобще­ния отдельных предметов в классы и понятия на основе логики.

Одним из крупнейших ученых, придерживающихся принципов сен­суализма, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Вслед за последователями Фомы Аквинского Бэкон придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствую­щую душу. Рациональная душа с помощью индукции (восхождения от частного к общему) преобразовывает данные чувствующей души и та­ким образом познает. Критически важным для верного познания Бэкон считал индуктивный метод (подход сенсуалистов), противопоставляя его дедуктивному (нисхождение от общего к частному). Основной труд, как бы бросая вызов дедуктивной методологии Аристотеля, полу­чил название «Новый Органон» (работа Аристотеля называлась «Орга­нон»). Бэкон также определяет препятствия на пути к адекватному по­знанию. Он называет их «идолы». «Идолы» — это ложные восприятия действительности: или заблуждения самого человека, связанные с об­стоятельствами его индивидуальной жизни, или неверное образование понятий, или ошибки теорий и методов доказательства истины, опира­ющихся на слепую веру в авторитет. По Бэкону, идолы могут быть побеждены знанием — продуманной педагогикой, развитием технических средств и т. д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе

    Документ
    Античная психология. Предпосылки возникновения античных представлений о душе. Зарождение психологических идей в Древней Греции. Развитие психологического знания в период расцвета Древней Греции.
  2. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  3. Философия и методология науки Под редакцией В. И. Купцова (1)

    Документ
    Дать определение любому понятию, как показывает опыт, не так легко И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука Имеется немало подходов к определению этого понятия,
  4. Философия и методология науки Под редакцией В. И. Купцова (2)

    Документ
    Дать определение любому понятию, как показывает опыт, не так легко И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука Имеется немало подходов к определению этого понятия,
  5. Программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) : способностью оперировать углубленными знаниями в области математики и естественных наук (ok-1)

    Документ
    способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности знания и умения, в том числе в новых областях,

Другие похожие документы..