Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Разнообразие, большое количество и динамика заключаемых AS "SMP Bank" сделок, изменения в организационной структуре, деятельности и продукта...полностью>>
'Курсовая'
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование. Одним...полностью>>
'Документ'
Мета роботи: Удосконалитися в тому, що електронні таблиці (ЕТ) є ефективний засіб обробки числової інформації. Навчитися створювати та оздоблювати та...полностью>>
'Анализ'
В начале 70-х гг. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с отклонениями в развитии, заложенный в античны...полностью>>

Психотропных веществ в российской федерации

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, (далее – Концепция) является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики)

Концепция призвана обеспечить комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход к организации и проведению профилактики наркомании и предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее – профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности).

I. Общие положения

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

II. Цель, задачи и основные принципы профилактики наркомании
и предупреждения наркопреступности

Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

реализация мероприятий, направленных на антинаркотичекую пропаганду и рекламу;

организация и проведение мероприятий, направленных на снижение спроса на наркотики;

организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска злоупотребления наркотиками;

формирование системы реабилитации наркозависимых.

Профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности должны проводиться в соответствии с основными принципами:

законности – недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав граждан, кроме случаев установленных федеральными законами;

системности – разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;

комплексности – организация межведомственного взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;

координации – достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;

превентивности – организации мероприятий, прежде всего, в интересах профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, и их заблаговременного проведения в сочетании с адекватным увеличением объема и интенсивности;

непрерывности – обеспечения целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;

универсальности – организации и проведения мероприятия с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности.

К видам профилактики наркомании относятся:

первичная – организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у молодёжи знаний и навыков отказа от потребления наркотиков;

вторичная – комплекс профилактических мероприятий с группой повышенного риска;

третичная – организация и проведение мероприятий медицинской и социально-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение рецидивов наркотического поведения.

Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:

своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;

формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;

психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;

изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;

укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;

обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;

формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;

проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности;

совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности

III. Субъекты профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают меры, направленные на их устранение.

Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Взаимодействие между этими органами осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу.

Важнейшим условием формирования работоспособной системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является ее законодательное обеспечение.

Значительное влияние на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности оказывает деятельность органов судебной власти, которые на практике реализуют принцип неотвратимости справедливого наказания за правонарушения и преступления в сфере незаконного потребления оборота наркотиков.

Для формирования системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности необходим эффективный механизм вовлечения государственных и негосударственных организаций, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в реализацию профилактических мероприятий, в соответствии с их учредительными документами, а также на основании договоров, заключаемых с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям профилактические мероприятия необходимо проводить с участием граждан, заявляющих на добровольной основе о готовности поддержать проведение этих мероприятий.

IV. Объекты профилактики наркомании и предупреждения наркопреступнорсти

Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на:

детей, подростков и молодежь в целом;

детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков или находящихся в неблагоприятных семейных или социальных условиях;

граждан уже имеющих опыт первых проб наркотиков, либо имеющих друзей, употребляющих наркотики.

Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на детей и подростков, группы повышенного риска и граждан, употребляющих наркотики.

Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам косвенного и опосредованного воздействия на лиц, склонных к наркомании, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков.

Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности в образовательных учреждениях, местах досуга молодёжи, летних лагерях отдыха детей и подростков.

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотиков), в российской государственной политике впервые определена как самостоятельное направление в 1993 году в Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (раздел «Предупреждение незаконного потребления наркотических средств»).

Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», разработанным с учетом норм международного права, приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее – профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности) закреплена на законодательном уровне как принцип государственной политики.

Политические подходы и управленческие модели решения вопросов сокращения спроса на наркотики определены в 1999 году в «Руководящих принципах и основных направлениях деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года».

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации в 2000 году рост потребления наркотиков назван угрозой физическому здоровью нации, а борьба с наркобизнесом определена как приоритетное направление противодействия преступности, которое должно реализовываться на основе общегосударственного комплекса мер.

Несмотря на актуальность требований этих нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

Отсутствие адекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты. Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

Государство, реагируя на вызовы мировой наркосистемы, предприняло определенные шаги, обеспечив существенные изменения в приоритетах государственной политики, в международном сотрудничестве, в контроле за наркотиками.

В рамках реализации новой антинаркотической политики в 2003 году впервые в российской истории создан специальный федеральный орган исполнительной власти, увеличивший как правоохранительный ресурс в реализации стратегического плана по коренному изменению методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, так и непосредственно осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, координации антинаркотической деятельности в стране, контролю и надзору в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту.

В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на современном этапе развития России.

Основанием для разработки настоящей Концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (далее – Концепция) является необходимость изменения построения системы профилактики и организационных основ управления ею, включая меры, направленные на повышение эффективности всех ветвей власти, а также выработки критериев оценки деятельности по данному направлению.

Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике наркомании и предупреждению наркопреступности и исходит из неразрывной связи антинаркотической и социальной политики государства и их взаимообусловленности в плане перспектив реализации, а также понимания антинаркотического воспитания как неотъемлемой составной части общей системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые меры в Российской Федерации недопустимо высоким остается удельный вес (процент, доля) населения, участвующего в незаконном обороте и потреблении наркотиков. Наркоситуация всегда – результат или (следствие) столкновения, борьбы интересов различных социальных групп. Интересы незаконного рынка наркотиков вступают в острейший конфликт с интересами государства и населения. Правовое, социальное государство на стороне тех, кто за общество «свободное от наркотиков» и это требует помимо проведения правоохранительных операций вовлечения в борьбу с наркоманией и наркопреступностью всего общества и его общественных институтов. Учитывая то, что в истории России наркомания, как социальное явление, не имеет достаточно глубоких исторических и психологических корней, она может быть успешно преодолена.

Исходя из научного понимания механизмов развития наркомании, незаконного распространения наркотиков в обществе и принудительного характера наркозависимости по отношению к индивидам, допустившим ее формирование, государство осуществляет меры контролирующего, ограничительного и принудительного характера, при этом профилактика наркомании способствует более полному и своевременному выявлению и привлечению лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, к лечению и социально-медицинской реабилитации.

Антинаркотическая стратегия государства в целях обеспечения стабильности, устойчивого развития, реализации прав и законных интересов каждого гражданина, личности и общества основывается на следующих положениях:

  • комплексность и неразрывная связь с деятельностью по сохранению психологического и физического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер, скоординированного проведения просветительных, лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий;

  • совершенствование системы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, поиск и развитие новых форм взаимодействия и сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов с населением;

  • лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной системы здравоохранения, с применением средств и методов, разрешенных федеральным органам исполнительной власти в области здравоохранения;

  • государство имеет право применять принудительное лечение несовершеннолетнего (недееспособного) без его согласия, а для взрослого – в случае угрозы его жизни (передозировка или острое отравление) или жизни окружающих;

  • недопустимость распространения и разъяснения знаний, взглядов, аморальных и неэтичных принципов, направленных на формирование наркотического образа жизни и позитивного отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также на легализацию наркотиков, то есть наркотической пропаганды во всем информационном пространстве;

  • недопустимость применения форм и методов, облегчающих доступность наркотиков или их потребление при осуществлении профилактики распространения ВИЧ/СПИДа среди населения, включая инъекционных наркоманов;

  • недопустимость ограничения гражданских прав и свобод лиц, больных наркоманией, находящихся в ремиссии и прекративших потребление наркотиков вследствие преодоления наркозависимости, если ее отсутствие официально подтверждено государственным учреждением здравоохранения.

Основным содержанием и направлениями антинаркотической деятельности государства являются:

  • профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности;

  • лечение наркомании и пресечение наркопреступности;

  • реабилитация наркозависимых и исполнение наказания в отношении осужденных участников незаконного оборота наркотиков.

Стратегической целью деятельности государственного органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляющего профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности, является «общество, свободное от наркотиков», а как практически поставленная среднесрочная задача – воздействие на наркоситуацию, приводящее к увеличению количества лиц, прекративших незаконное потребление наркотиков и снижению уровня наркопреступности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Для достижения этой цели в каждом субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) органам государственной власти необходимо решить следующие основные задачи:

  • добиться сокращения удельного веса (доли, процента) несовершеннолетних, допустивших первую пробу наркотиков, а в последующем - их эпизодическое потребление в целях опьянения, по отношению к общей численности несовершеннолетнего населения административно-территориального образования;

  • обеспечить полное выявление молодежи с опытом потребления наркотиков на ранних стадиях развития наркозависимости и увеличение количества тех из них, которых удалось удержать от формирования наркозависимости;

Совершенствование профилактики незаконного
потребления наркотиков и наркозависимости

Профилактика незаконного потребления наркотиков и наркозависимости как приоритетное направление в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных субъектов профилактической деятельности включает в себя комплекс мероприятий правового, политического, социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического и иного характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению наркомании.

Осуществление на федеральном, региональном и муниципальном уровне комплекса мероприятий по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных и криминогенных явлений и опираться на постоянную оценку изменения наркоситуации, научный анализ данной проблемы, реалистичность и соответствие системе приоритетов, основанных на конкретных социально-экономических условиях региона.

Приоритетными задачами на федеральном уровне следует считать результативную работу Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту как межотраслевого органа управления; координацию выполнения действующей федеральной целевой программы, ее корректировку для решения возникающих неотложных задач и обеспечения интересов наркопораженных регионов, а также межрегиональных проблем в федеральных округах.

При реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в субъектах Российской Федерации государственные органы и должностные лица должны обеспечивать уменьшение спроса на наркотики, опираться на общественные институты, квалифицированных специалистов в области профилактики, используя в повседневной деятельности и при решении стратегических задач программно-целевые методы, межведомственный подход, последние научные разработки в области управления, медицины, образования, психологии и других сферах, а также международный опыт.

Залогом успеха такого подхода должны стать своевременно принятые региональные и муниципальные целевые программы (планы), обязательность и контроль за их финансированием и исполнением, а также планомерная и целенаправленная работа региональных и муниципальных межведомственных антинаркотических комиссий и иных органов, деятельность которых включает профилактику незаконного потребления наркотиков.

Главной целью профилактической деятельности является раннее выявление потребителей наркотиков, снижение общего числа лиц, вовлеченных в наркотическую субкультуру, в том числе впервые попробовавших наркотики, эпизодически их потребляющих, заболевших наркоманией, а также состоящих на наркологическом учете, и проведение психосоциальной коррекции, направленной на изменение жизненных приоритетов и прекращение наркотизации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс российской федерации (1)

    Кодекс
    1. Порядок уголовногосудопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящимКодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
  2. Российская федерация (17)

    Статья
    ПринятГосударственной Думой10 декабря 1997 годаОдобренСоветом Федерации24 декабря 1997 годаИсточник публикации"Собрание законодательства РФ", 12.
  3. Российская федерация (75)

    Статья
    ПринятГосударственной Думой10 декабря 1997 годаОдобренСоветом Федерации24 декабря 1997 годаИсточник публикации"Собрание законодательства РФ", 12.
  4. Российская федерация федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах (1)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны
  5. Российская федерация федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах (2)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны

Другие похожие документы..