Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Когда в 1925 году появились «Донские рассказы» двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий ...полностью>>
'Документ'
Голсуорси был последовательным сторонником реалистического искусства, верил в его благотворное воздействие на общество. Лучшее произведение Голсуорси...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
В базе данных Oracle имеется три табличных пространства - системное с именем sys_ts, по умолчанию с именем default_ts и пользователя Usr100 с именем u...полностью>>
'Документ'
В статье рассмотрены вопросы построения лексического и синтаксического анализаторов для языка программирования PL/1 с целью получения на выходе блок-...полностью>>

Впоследнее время www стал самым популярным сервисом Интернета

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Элементы дидактического обеспечения технологий дистанционного обучения

В разделе уточняется понятие методики преподавания применительно к ДО, а также место и роль в педагогической системе ДО традиционных и специально для ДО созданных дидактических средств и форм обучения. Ввиду важности вопроса выделены средства обучения, целесообразные к использованию в ДО, среди которых печатные, электронные, компьютерные, аудио-видео учебные материалы. Особое внимание уделяется вопросам создания средств ДО в виде печатных учебных пособий для ДО и компьютерных обучающих систем.

Преподавание, как и любой род творческой деятельности, представляет единство объективного и субъективного. В традиционном учебном процессе к объективной стороне относится содержание данной науки на современном этапе, а также исторически сложившиеся принципы и методы преподавания. Субъективная сторона включает в себя степень овладения преподавателем содержания данной науки и смежных отраслей знаний, уровень их методической подготовки. Для ДО все находится в становлении и развитии. Роль методики ДО в данном случае неизмеримо возрастает и в конечном итоге она должна обеспечивать соответствие субъективного момента в преподавании его объективному содержанию. Если рассматривать структуру понятия методика, то при технократическом толковании она совпадает с понятием технологии обучения и включает в себя методы, средства и организационные формы обучения (виды занятий) [22].

Под методом обучения автор понимает как дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. И.Я. Лернер показал, что существует пять обще дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся [49,75, 76].

На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала обще дидактические методы обучения в системе ДО реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения. Можно полагать, что и в системе ДО при использовании средств ИТ, какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении, или слушателем (при учении), он всегда окажется составной частью одного или нескольких из указанных выше обще дидактических методов обучения. Анализ показал, что при ДО в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения.

В средствах ДО сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и учения. При ДО в руках преподавателя и обучающегося средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), - систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. В традиционном учебном процессе к ним относятся слайд, запись на доске, плакат, кинофильм, видеофильм, учебник, другие средства и, наконец, - слово преподавателя. При ДО средства обучения могут представлять собой:

1. Печатные издания (твердые копии на бумажных носителях учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2. Электронные издания ;

3. Компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения;

4. Аудио-видео учебные материалы;

5. Компьютерные сети.

Печатные издания (традиционные учебники, учебно-методические пособия и другие широко используются в системах ДО. Даже в зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий достаточно велика. Кроме того, надо учитывать, что менталитет и техническое оснащение российских студентов таковы, что если перед ним положить учебный материал, исполненный в виде книги, компьютерной дискеты и видеокассеты, то он наверняка протянет в первую очередь руку к книге, в то время, как зарубежный студент - к видеокассете.

Как показывает опыт, при разработке дидактических печатных материалов для ДО, этих своеобразных "самоучителей", необходимо руководствоваться следующим:

1.                 учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

2.                 при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

3.                 должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

4.                 обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания [20,81].

Автором изучено более десятка реальных печатных учебных пособий, используемых при ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике. Каждое из них имеет определенное своеобразие. Например, в начале каждого пособия, издаваемого в Московском государственном социальном университете, помещается текст самовнушения (настроя), прочтение которого несколько раз перед началом занятия, как установлено, помогает лучше воспринимать учебный материал. С нашей точки зрения можно только приветствовать введение элементов суггестивной педагогики в дидактическое оснащение ДО. Во многих пособиях, особенно зарубежных, в начале разделов приводятся ключевые слова, а в конце приводятся толкования новых часто используемых терминов.

Следует обратить внимание на учебно-практические пособия, издаваемые для ДО в МЭСИ. Их характеризует цельность и четкое структурирование, краткость и наглядность. Пособия содержат графический и табличный материал. На каждой странице предусмотрено место для собственных замечаний студента в процессе изучения любого раздела. Тренировочные и контрольные задания также включены в пособие. Они позволяют контролировать степень усвоения знаний, переводят их в практический план. Все это облегчает изучение, способствует прочному закреплению изученного.

Полагаем, что разработчикам печатных учебных пособий для ДО будут полезны рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них : - распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части; - указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; - распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Электронные издания представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов но обладают рядом положительных свойств, отличных от них. Это: компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможность оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте. Кроме того, при наличии принтера, оно легко превращается в твердую копию. В учебном процессе ДО электронное издание особенно удобно при использовании предложенных автором так называемых “электронных книг”, изготовляемых на базе портативных персональных компьютеров [3].

Компьютерные обучающие системы  заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного узаконенного названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующе- обучающие программы и др. Мы полагаем, что предпочтительнее придерживаться названия программное средство учебного назначения (ПСУН), которое целесообразно применить в системе ДО (при соответствующем техническом оснащении рабочего места обучающегося ).

Программным средством учебного назначения называется средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [33]. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях.

ПСУН позволяют: - индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; - осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; - осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; - высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; - визуализировать учебную информацию; - моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; - проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; - формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; - развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); - усилить мотивацию обучения ( например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); - формировать культуру познавательной деятельности и др.

ПСУН на современном этапе включают: электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

В настоящее время при ДО могут найти применение электронные учебники, как наиболее полно отвечающим требования эффективного проведения учебных занятий. Электронный ( компьютеризированный ) учебник является компьютерным приложением бумажного учебника [75]. Электронный учебник может использоваться для обучения, самопроверки и контроля знаний. Он может использоваться как экзаменатор на выпускных и вступительных экзаменах, для проверки знаний на текущих занятиях с ЭВМ, как тренажер для самостоятельных занятий на ЭВМ. Электронный учебник содержит систему тестов и учебных материалов по курсу. Ярким примером данного класса ПСУН служит электронный учебник В.А. Каймина по курсу “ Информатика ” ( Московский государственный авиационный технический университет ).

Расширенная концепция электронного учебника предложена А.А. Чертополохом ( Военный университет) на основании, которой создан учебник по курсу “ Теория социальной информации “. По мнению автора,  "Электронный учебник" - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое и информационно- справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно- справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям- объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие основные задачи: - получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем; - индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал; - наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.); - осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; - получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе; - распечатывать образцы планов проведения и методические разработки по всем темам и видам занятий; - размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.) необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами; - иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а так же учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства Обороны РФ; - получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики); - узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности и другие сведения.

Таким образом, “электронный учебник” позволяет значительно повысить, по сравнению с традиционными формами, методами и средствами учебно-методического обеспечения, технологичность преподавания и освоения новых военно-профессиональных знаний, и в концептуальном плане может быть рекомендован для системы ДО.

В настоящее время возможны четыре пути создания ПСУН с помощью:

1.                 прямого программирования на языке высокого уровня;

2.                 инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не знакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.

3.                 использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

4.                 заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.

  Выбор пути зависит от: материально-технической базы учреждения, реализующего ДО ; финансовых возможностей ;уровня компьютерной подготовки преподавательского состава.

При создании ПСУН целесообразно выполнить 5 этапов, которые дают возможность получить сертификат на продукт: 1 - этап разработки; 2 - этап подготовки программно-методической документации; 3 - этап испытания и корректировки; 4 - этап опытной эксплуатации; 5 - этап сопровождения [33]. В методическом плане представляет интерес первый этап. Процесс реализации этого этапа представляет собой KNOW-HOW всего процесса создания ПСУН, поскольку содержит элементы творчества и носит отпечаток личностного подхода преподавателя к переносу традиционной методики преподавания в систему ДО. Этап разработки состоит из процедур формализации учебного материала, разработки сценария и его реализации. После него можно приступить к созданию ПСУН либо путем прямого программирования, либо с помощью инструментальных средств.

Как показывает опыт, предпочтение необходимо отдать использованию инструментальных средств , но для этого необходимо их иметь и, кроме того обучить преподавателей пользоваться ими. Стоимость отечественных инструментальных средств, например, для создания мультимедийных ПСУН достигает $500, а обучение преподавателей лучше проводить на специальных курсах, что также требует затрат времени и денег. Поэтому, в настоящее время образовательным учреждениям, не имеющим опыт и соответствующего программно-аппаратного оборудования для создания ПСУН, целесообразно заказывать их в специализированных организациях, таких как, например, КУДИЦ (Компьютерный Учебно-Демонстрационный и Информационно-издательский центр), или использовать готовые ПСУН с возможной последующей адаптацией.

В последнее время начинают активно внедрятся практику ДО обучающие программы на CD-ROM. Разработка обучающих программ по учебным дисциплинам в среде мультимедиа (мультимедиа-курсов) является длительным и дорогостоящим процессом. Многие проблемы разработки мультимедиа - курсов снимает авторская программная система Statpro Multimedia, разработанная в МЭСИ [74].

Таким образом, разработку даже традиционных ПСУН (не говоря о специально предназначенных для ДО), удовлетворяющих современным требованиям, целесообразно вести с помощью инструментальных средств (оболочек) с участием коллектива исполнителей: педагога- предметника, психолога, методиста по конструированию, художника по дизайну и эргономике и других специалистов. Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Хотя с позиции технических возможностей это вчерашний день, но российская действительность еще несколько лет не позволит широкому кругу обучающихся использовать лазерные компакт-диски в целях образования. Впрочем, не надо забывать и такие средства как диафильмы, слайды, поливиниловые звуковые диски, так как в образовательных учреждениях сохранилось много аппаратуры и учебного материала для представления учебной информации с этих носителей.

Как показал опыт использования учебных аудиоматериалов, записанных на магнитных носителях, то они используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующих графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено.

В видео форме могут быть представлены лекции, инструктивные занятия. На видеокассетах разрабатывается также иллюстративный материал к печатным изданиям, к учебным ситуационным задачам.

Можно рекомендовать следующие пути разработки и создания аудио и видеоматериалов:

1.                 запись лекций и создание других учебных материалов с использованием сил и средств образовательного учреждения;

2.                 заказ изготовления учебных материалов в специальных организациях, например, в "Центрнаучфильме", в лаборатории по изготовлению учебных материалов для ДО при Московском государственном индустриальном университете и других организациях;

3.                 покупка готовых учебных аудио/видео материалов в различных учреждениях. Номенклатура таких учреждений велика, например, "Постгредьюэйт" при Российской академии государственной службы, КУДИЦ и др.

  Первый путь весьма трудоемкий, даже если в образовательном учреждении имеется необходимая аппаратура. Запись традиционной лекции требует, кроме хорошо подготовленного лектора, - режиссера, оператора, художника, сценариста и вспомогательного персонала. Во много раз усложняется задача при создании учебных видеофильмов. Опыт автора по созданию видеофильма по курсу "Основы устройств и применения вычислительной техники" на базе телецентра Военного университета и мнения экспертов позволяют рекомендовать заказывать изготовление видео продукции в специализированных организациях. Так, запись лекции на 1 час может обойтись в среднем около $200-300.

Компьютерные сети- это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей (КС) является инструментом для использования информации, хранящейся в ней. Не будет преувеличением сказать, что КС, в частности ИНТЕРНЕТ, является идеальным интегральным средством, включающим все предыдущие типы средств. Эта сеть является достаточным средством обучения, как для традиционного учебного процесса, так и для ДО (конечно при наличии доступа и умелого использования ).

Средства НИТ представляют столь необычные возможности для повышения эффективности учебного процесса при работе в заочном ( неконтактном ) периоде, что можно говорить о появлении новых нерегламентированных нетрадиционных форм учебных занятий, например, кооперативное обучение (метод проектов, метод учебных фирм ). Однако, на современном этапе в своем большинстве можно говорить о регламентированных формах с приставкой “электронные”, т.е. электронный семинар, электронная лекция, что не меняет процессуальную форму проведения занятий. Необходимо отметить, что КС позволяют реализовать эти формы обучения в дистанционном виде. Это подтверждают опытно-экспериментальные исследования, проведенные автором совместно с кафедрой педагогики Военного университета. Они подтвердили, например, возможность использования КС в режиме электронной почты и электронной конференции для проведения традиционных семинаров.

Однако, использование такого средства обучения как КС предъявляет к участникам образовательного процесса специальные требования в области знаний компьютерной телекоммуникационной технологии. Они должны как пользователи в идеале уметь: войти в сеть; составить и отправить по сети текстовое сообщение; структурировать полученное сообщение в специальные директории; пользоваться удаленными базами данных; входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать имеющуюся, "перекачивать" имеющуюся в различных конференциях информацию; входить в INTERNET и пользоваться сетевыми услугами [44].

Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но они позволяют участникам образовательного процесса чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и эффективно пользоваться разнообразными услугами образовательных сетей.

Использование КС позволяет возродить такую форму проведения занятий как “метод проектов”, который в экспериментальном порядке внедряется в российских школах, имеющих соответствующее телекоммуникационное оборудование [38,44]. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. Он основывается на теоретической концепции прагматичной педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания". Возникнув в США во второй половине 19 века, метод широко использовался в России в 20-30-х годах. В настоящее время дидактические возможности КС позволили возродить это направление, которое позволяет реализовать исследовательский метод обучения [22]. По нашему мнению используемый в МЭСИ метод учебных фирм является дальнейшим развитием этого направления.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и тщательной организационной и компьютерной подготовки преподавателей и обучающихся, а также больших временных затрат при их реализации, что, по нашему мнению, ограничивает возможность применения метода на первоначальном этапе внедрения ДО.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Впоследние годы для авиатранспорта России характерен рост объемов перевозок, рынок авиаперевозок России становится более привлекательным

    Реферат
    В последние годы для авиатранспорта России характерен рост объемов перевозок, рынок авиаперевозок России становится более привлекательным. Однако, чем активнее растет спрос на услуги воздушного транспорта, тем стремительнее отрасль
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. PricewaterhouseCoopers: «Послезавтра»

    Документ
    На протяжении долгого времени страны Центральной и Восточной Европы воспринимались инвесторам как тихая гавань. Однако в начале этого года ситуация в регионе значительно ухудшилась.

Другие похожие документы..