Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
С. И. Искаков – доктор с/х наук, профессор, председатель сектора по лесохозяйственным специальностям учебно-методической секцией при Национальном агр...полностью>>
'Биография'
Новая биография Евгения де Мазенода была опубликована сразу же после его канонизации, состоявшейся 3 декабря 1995 года в первое Воскресенье Адвента. ...полностью>>
'Документ'
Прямой эфир Идут споры о том, много или мало его в программных сетках каналов, означает ли устранение из прямого эфира целого ряда общественно-полити...полностью>>
'Документ'
В книге изложены многочисленные вопросы организации судебных экспертиз, которые в силу тех или иных причин, могут решаться неоднозначно, либо попытка...полностью>>

Впоследнее время www стал самым популярным сервисом Интернета

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт Дистанционного обучения при Московском государственном Университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Институт ДО, созданный в 1994 г. на правах регионального центра Российского университета ДО, по сути, стал одним из первых среди государственных вузов России, которые внедрили систему ДО [81].

Студенты института в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, затрачивая на обучение времени столько, сколько необходимо каждому из них для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

Учебный процесс делится на 3 части: базовую, профессиональную и дипломную. При успешном освоении любой из них, обучаемый получает документ, показывающий текущее состояние его профессиональной подготовки. Обучение по полному циклу, т.е. обучение по учебным курсам (дисциплинам) трех уровней ДО, включая обязательный образовательный блок, предусмотренный государственным стандартом, заканчивается выдачей диплома государственного образца о высшем образовании. Технологии ДО применяются на дневном отделении МЭСИ и Центральном институте конверсий военных кадров, организованном на базе вуза в целях переподготовки военнослужащих на гражданские специальности.

В учебном процессе используются:

1.                 учебно-практические пособия, подготовленные в бумажном варианте специально для технологий ДО;

2.                 учебный материал на аудиокассетах;

3.                 учебный материал на видеокассетах;

4.                 учебный материал на CD-ROM.

За каждым слушателем закрепляется персональный преподаватель-консультант (тьютор), оказывающий научно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы обучающегося. Для реализации диалога слушателя и тьютора, а также дистанционного доступа к учебной информации используются: электронная и обычная почта, телефон, компьютерные сети. Не исключается и непосредственный контакт.

Например, в Центральном институте конверсии военных кадров процесс обучения по времени делится на этап заочного (период самостоятельной учебы) и периоды организованной учебы в, причем по длительности преобладает первый.

В период самостоятельной учебы слушатель изучает учебно-методические пособия, решает задачи, выполняет проектные задания.

В рамках самостоятельной работы слушатели, например, по направлению "менеджмент" имеют дело с тремя категориями материалов:

1.                 учебно-практические пособия, которые предназначены для передачи в практическом разрезе знаний и умений, необходимых начинающему предпринимателю.

2.                 рабочие материалы с комплексным практическим примером "Модель предприятия". Они служат освоению и закреплению материала.

3.                 тренировочный материал "Учреждение собственного предприятия" в виде проектной работы, в результате которой необходимо совершить (смоделировать) учреждение и управление собственной фирмой.

Организованная учеба предназначена для того, чтобы обсуждать собственные предпринимательские идеи, свои шансы и факторы риска, т.е. иными словами, обсуждать организацию и результаты проектной работы. С этой целью реализуются конференции по обмену идеями, проектная работа в группах, творческие дискуссии, деловые игры. Определенное время отводится лекциям, консультациям экспертов и практиков и т.п.

В принципе, консультации возможны в любое время. Слушатель может обсуждать по телефону вопросы с тьютором, а также направлять вопросы в письменной форме по почте или факсу. Итоговый контроль проводится в форме экзаменов. Посещение организованных занятий (они проводятся преимущественно в выходные дни или вечером) является условием получения сертификата.

В настоящее время в МЭСИ создано 58 региональных центров . Обучение в системе ДО ведется по 8 специальностям в соответствии с государственными программами высшего образования. Обучение ведется как по учебным планам первичного, так и второго высшего образования. В стадии разработки учебные планы и программы по таким специальностям, как юриспруденция, антикризисное управление. С 1997года поставлено на профессиональную основу работа по созданию учебников на лазерных дисках. Для эффективного функционирования СДО наращивается количество тьюторов, которых подготовлено уже около 6000. Активно развивается направление использования ИНТЕРНЕТ в ДО. Планируется разработка учебных пособий для работы в информационных сетях и методик по использованию коммуникаций и информационных технологий. Мощности коммуникационных и информационных технологий позволяют в перспективе выйти на уровень подготовки с использованием технологий ДО 100 тысяч студентов в год по 40 специальностям, что соответствует категории мега университета для эффективного функционирования СДО используется методология франчайзинга [64].

Раздел 2. Педагогическая характеристика дистанционного обучения

2.1 Понятие дистанционного обучения

В разделе анализируются различные толкования понятия ДО, приведенные в научных источниках и официальных документах и отражающие мнения специалистов. Сформулировано определение ДО в полной мере отражающее сущность этого явления и процесса. Выделены и сформулированы принципы и характерные особенности ДО.

Многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики ДО подтверждает в целом актуальность и новизну направлений исследований, приближает нас к пониманию сущности дистанционного обучения, которое является одним из способов получения образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах и передачи информации, информационных и телекоммуникационных технологиях

Прежде, чем высказать свое понимание этого явления, приведем наиболее известные трактовки ДО, но, предварительно напомним содержание понятия образование и обучение, ввиду их частой некорректной трактовке. Согласно [66] обучение - это целеустремленный, систематический. организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование- это результат обучения, воспитания и развития личности.

В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение . Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.  Известны и другие трактовки понятия ДО, приведенные в [ 19 ].   Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Представляет интерес определение наших коллег из Ассоциации ДО США, которое дословно переводится как приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения но расстоянии.

Все приведенные выше определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены ( проживают в одном городе, районе ), но не могут иметь возможность контактировать из-за различных временных условий (графиков работы и жизни).

Поэтому, предлагаемое ниже определение в большей степени учитывает, на наш взгляд, характерные черты и варианты организации ДО.

ДО - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Последнее утверждение дает право говорить о системе дистанционного образования в ее полном объеме.

Вообще говоря, идея ДО не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах обучения как заочное и экстернат. Ростки и зерна технологий ДО присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в "Законе об образовании". Под технологиями ДО мы понимаем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.

Приведем качественные рассуждения, показывающие, что ДО может рассматриваться как форма обучения XXI века, к которой при развитии и модернизации будут стремиться все известные в настоящее время формы обучения.

Традиционное очное образование несет в себе много элементов, общих с ДО. Применение компьютеров и телекоммуникаций трансформируют традиционные виды занятий, а введение модульного построения и гибкого графика изучения дисциплин, другие мероприятия позволяют получить модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Она будет приближена к модели некоторого идеального ДО.

Рассмотрим заочное обучение. Оно характеризуется достаточно жестким регламентом: установочные занятия, межсессионная работа, экзаменационно- зачетные сессии. Жесткий набор дисциплин для изучения, ограниченное использование средств новых информационных технологий ( СНИТ ), особенно в межсессионный период, малое контактное время и др. Представим, что мы модернизируем ЗО, введя гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения студентом. Сдать экзамен по курсу можно в тот момент, когда студент считает себя подготовленным. В межсессионный период расширен контакт с преподавателем за счет использования СНИТ ( электронная почта, аудио и видеоконференции и т. д.). В результате мы получили некую новую форму, по своим свойствам близкую к процедурам ДО. Как видно, применение СНИТ изменяет существующие формы обучения, которые асимптотически стремятся в своем развитии к ДО ХХI века. К этой мысли косвенно склоняются также некоторые эксперты, называя ДО формой обучения ХХI века. Для того, чтобы наглядно представить место ДО среди других форм обучения, можно визуализировать их на трехмерном графике, по осям которого отложены базовые характеристики форм обучения: стоимость, качество и открытость(доступность).

Рис. 2.1.2 Соотношение форм обучения в координатах X - качество, Z - открытость, Y-стоимость.

Приведенная диаграмма построена на основании экспертного опроса, проведенного автором среди специалистов, занимающихся проблемами ДО. На рисунке столбики слева направо означают ЭО, ЗО, ДО, ОО соответственно. Видно, что наилучшим по качеству, но самым затратным является, по мнению экспертов, очное образование, а наиболее доступным- ДО.

На основе проведенных исследовании можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования ДО:

- новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);

- ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и ОУ других типов;

- повышение количества желающих получить образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки увольняемых в запас военнослужащих, специалистов ВПК и других лиц;

- появление и развитие качественно новых средств ИТ и ярко выраженный процесс информатизации;

- усиление международной интеграции др.

Рассмотрим основные принципы проектирования системы дистанционного обучения (СДО).

Под принципами мы понимаем определенную систему исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в СДО, которая и должна формироваться с учетом этих требований.

В большинстве своем они известны и присутствуют в традиционной системе обучения. Они подробно изложены в трудах А.В. Барабанщикова, С.И. Зиновьева, Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова и др. Среди них можно выделить такие, как: принцип сознательности, активности, наглядности обучения, доступности обучения, принцип обучения на высоком уровне трудностей, научности, принцип коллективизма и индивидуального подхода, принцип проблемности, единства образовательной и воспитательной системы, развивающей функций обучения, стимулирование и мотивации положительного отношения к учению и др. [76].

Проведенные исследования позволили сформулировать специфичные принципы, присущие СДО. Предлагаемые нами формулировки не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.

1. Принцип гуманистичности обучения. Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к СДО [75]. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной [48].

3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

4. Принцип выбора содержания образования. Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта РФ.

5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передаче и использовании.

6. Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного начального набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

7. Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарные и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний.

В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели [65 ]. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и др.

8. Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.

9. Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования. Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.   Анализ процесса ДО позволил выявить ряд его особенностей.

1. Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учитсья столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

2. Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

6. Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

7. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

8. Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя(в СДО- тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощь почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

9. Обучающийся. Точнее новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО - слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

10. НИТ (Новые информационные технологии). В СДО используются преимущественно НИТ ( компьютеры, аудио-видео-техника, системы и средства телекоммуникаций и др. ).

Таким образом:

1.                 узловыми моментами определения ДО, предложенное автором, является положение о независимости субъектов и объектов обучения относительно расстояния, времени и конкретного образовательного учреждения и сбалансированному использованию традиционных и новых информационных технологий;

2.                 результаты экспертного опроса позволили определить место ДО среди других форм обучения, визуализированное на трехмерном графике в координатах стоимость, качество, доступность;

3.                 выявленные принципы ДО, включают в себя классические, характерные для традиционных систем образования, а также новые, присущие ДО. Среди них можно выделить принципы гуманистичности, мобильности рентабельности, некритичности к расстоянию, времени и конкретному образовательному учреждению;

4.                 в результате анализа ДО, как явления и как процесса, удалось выделить его особенностей ДО, которые условно названые, как гибкость, модульность, параллельность, охват, НИТ и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Впоследние годы для авиатранспорта России характерен рост объемов перевозок, рынок авиаперевозок России становится более привлекательным

    Реферат
    В последние годы для авиатранспорта России характерен рост объемов перевозок, рынок авиаперевозок России становится более привлекательным. Однако, чем активнее растет спрос на услуги воздушного транспорта, тем стремительнее отрасль
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. PricewaterhouseCoopers: «Послезавтра»

    Документ
    На протяжении долгого времени страны Центральной и Восточной Европы воспринимались инвесторам как тихая гавань. Однако в начале этого года ситуация в регионе значительно ухудшилась.

Другие похожие документы..