Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вступление. Актуальность проблемы научного подхода к гармонизации отношений современной цивилизации в системе координат "природа–цивилизация–чел...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
13. Морально-этическая функция философии. 14. Критическая функция философии. 15. Прогностическая функция философии. Пророчества и научные прогнозы....полностью>>
'Документ'
Составители: Какорина Е.П.- зам.руководителя департамента организации и развития медицинской помощи населению- начальник отдела медицинской статистики...полностью>>
'Документация об аукционе'
Раздел 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА…….……… ….… 3 2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 3 2.2. ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ АУКЦИОНЕ 4 2.3. ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУК...полностью>>

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г.Лихтенберг

( В массовой практике применяется в первом – шестом классах, экспериментально вводится в седьмом – одиннадцатом классах, в классах КРО, в системе высшего и последипломного образования.)

Авторы технологии:

  • Эльконин Даниил Борисович – виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития

  • Давыдов Василий Васильевич- академик, автор теории развивающего обучения

Цель:

  • Развитие теоретического мышления обучающихся.

  • Передача детям не столько знания (ЗУНы), сколько способов умственных действий (СУДы)

  • Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания

  • Формирование целенаправленной учебной деятельности (ЦУД)

Суть данной технологии: овладение теоретическими знаниями в их философско- логическом понимании.

Классификационные характеристики:

  • По уровню применения: развивающая.

  • По характеру применения: обучающая, развивающая, общеобразовательная, гуманистическая.

  • По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

  • По организационным формам: классно-урочная, групповая, дифференцированная.

  • По подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества.

  • По преобладающему методу: развивающая.

Основные принципы организации обучения:

  • Дедукция на основе содержательного обобщения.

  • Содержательный анализ.

  • Содержательное абстрагирование.

  • Теоретическое содержательное обобщение.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному.

  • Содержательная рефлексия.

Сравнение систем.

Традиционное обучение.

  • Нет ЦУД.

  • Ребенка учат решать задачи.

  • Состояние обучаемого индивида.

Развивающее обучение.

  • Есть ЦУД.

  • Ребенка учат ставить цели по самоизменению.

  • Состояние учащего себя субъекта.

Методы обучения:

  • Проблематизация (проблемное изложение).

  • Метод учебных задач.

  • Метод эвристических вопросов.

  • Коллективно-групповая работа.

  • Сотрудничество .

  • Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом.

  • Позиция ученика: субъект познания.

Логико- психологические положения:

  • Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями.

  • Знания, конструирующие учебный предмет усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения.

  • Учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале существенное, всеобщее отношение, определяющее структуру и содержание объекта данных знаний.

  • Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях.

  • Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно.

Содержание учебных предметов.

«Чтобы научиться мыслить, надо мыслить…»

Особенности:

  • Его специальное построение, моделирующее содержание и методы научной области знаний.

  • Содержание ориентировано как на обучение научным понятиям, так и на развитие образного мышления.

  • В процессе обучения значительное место отводится овладению нравственными качествами.

  1. Русский язык.

  • Единым основанием является фонематический принцип.

  • Курс выстроен в виде цепочки проблем, решение каждой их которых открывает новую проблему.

  • Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в связи с осознанием отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

  1. Математика.

  • Основное содержание курса - понятие действительного числа.

  • Исходное отношение-отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве мерки.

  • Натуральное число – исходная форма этого отношения.

  • Полное отсутствие концентров.

  1. Литературное чтение.

  • Цель- воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать. художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

  • Основные задачи курса:

  1. Увидеть внутренний мир героя « глазами автора».

  2. Выработать свою точку зрения на то, что изображает автор, согласиться с ним или вступить с ним в спор и увидеть условный мир произведения «глазами читателя».

Особенности урока:

  • Коллективная мыследеятельность.

  • Диалог.

  • Дискуссия.

  • Деловое общение детей.

  • Проблемное изложение знаний учителем.

Типология уроков в системе РО:

1 тип – рок постановки учебной задачи.

2 тип - урок моделирования и преобразования модели.

3 тип - урок решения частных задач по применению открытого способа.

4 тип - урок контроля.

5 тип - урок оценки.

Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:

  • Развёртывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии.

  • В процессе поиска и осмысления научного познания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения.

  • Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого её решения.

Условия развёртывания учебной деятельности:

  • Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события).

  • Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи.

  • Нужный способ решения задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем.

Специфика технологии развивающего обучения

Д Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

  • Построение учебной деятельности.

  1. Формирование учебной деятельности.

  2. Осознание цели предстоящей деятельности.

  3. Осмысление и внутреннее принятие мотивов познавательной деятельности.

  4. Предоставление возможности выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности.

  5. Обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебногодействия.

  6. Создание условий для самооценки индивидуальног результата.

  7. Самоконтроль.

  • Содержание и принципы организации учебной деятельности.

  1. Выделение основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретическое обобщение.

  2. Обучение учащихся общим принципам решения учебных задач, построение понятий.

  3. Изложение научных знаний – от абстрактного к конкретному.

  4. Обучение способам построения понятий, образов, ценностей и норм для усвоения содержания теоретических знаний.

  5. Модельное изображение выводов.

  • Формы взаимодействия учебной деятельности.

  1. Коллективно- распределительная деятельность- коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски.

  2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися.

  3. Общение по типу «учитель- ученик» в момент постановки проблемы.

  4. Работа в паре «ученик – учитель» во время поведения самоконтроля и самооценки.

  5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта).

  6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулирование выводов.

  7. Работа ученика с родителями во время выполнения домашнего задания (обсуждение той или иной задачи).

  8. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ.

Сопроводительная методика.

Этапы урока в технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:.

  1. Постановка педагогической задачи.

Предлагается план и виды учебной деятельности;

объясняется, какими качествами ученики могут обогатиться в этой деятельности как личности:

- овладеть общими способами познавательной, проблемно- поисковой, исследовательской. Коммуникативной, моделирующей деятельности;

- научиться способу решения класса учебных задач на предметном материале;

- развивать личностные качества.

  1. Подготовка к решению учебной проблемы, актуализация способа и опыта решения учебных задач.

Постановка учебной задачи, способ решения которой учениками известен, и формулировка внешне сходна с проблемой, которую предстоит решать, но для решения которой старый способ не пригоден.

  1. Создание проблемной ситуации.

  • Постановка новой учебной задачи, внешне сходной с ранее известными.

  • Столкновение учащихся с противоречием, создание эмоционального напряжения, осознание невозможности решить задачу известным способом.

  1. Формулирование проблемы.

- Индивидуальная, групповая, межгрупповая дискуссия по вычленению знания – незнания.

- Коллективное обсуждение и фиксация затруднений при решении учебной задачи.

- Переформулирование учебной задачи в виде постановки проблемы.

  1. Поиск способа решения проблемы.

- Анализ связей и отношений в условии задачи.

- Сбор и анализ данных и известного опыта.

- Фронтальное или групповое обсуждение вариантов способов решения и выдвижения гипотез.

- Обобщение высказываний учащимися гипотез и фиксация нескольких наиболее правдоподобных версий.

  1. Решение проблемы.

Поочередная проверка предложенных гипотез (фронтальная, индивидуальная, групповая):

- конструирование и выполнение действий гипотетическим способом,

- принятие решения о верности гипотезы,

- обсуждение, обоснование и формулирование выводов по каждой гипотезе.

  1. Формулирование обобщенных выводов о решении проблемы.

- Представление учеником или группой верного решения проблемы.

- Дискуссия о согласии или несогласии с предлагаемым решением.

- Формулирование и фиксация учащимися окончательных выводов и обобщений.

  1. Применение обобщенных выводов к решению частных задач.

- Постановка частной задачи (учителем или учащимися).

- Подведение частной задачи под общий способ (фронтальное или групповое обсуждение).

- Упражнение по овладению операционным составом способа.

  1. Диагностика умения решать проблемы.

- Проверка способности к анализу и обобщению, к самостоятельному поиску решения проблемы и догадке, к самостоятельному конструирова7нию обобщенного способа решения новой задачи.

- Методы диагностики и контроля: тестово - диагностический, самостоятельная работа с самоконтролем и самоанализом, творческая работа, творческие проекты.

  1. Оценка.

- Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.

- Оценивание продвижения каждого ученика относительно самого себя.

Совместная с учениками выработка критериев и способов оценива7ния.

- Критерии оценивания: самостоятельность мышления, продуктивность, гибкость, критичность.

- Содержание оценивания (результаты): познавательный интерес, интуиция, рефлексия и самоконтроль, эмоциональное удовлетворение от поисковой деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развивающее обучение: идеи, технологии, методическое обоснование Развитие личности и его закономерности

    Закон
    Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития.
  2. Технологии в работе учителя

    Документ
    Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогич
  3. Развивающее обучение в

    Статья
    Достижения отечественной педагогики и психологии в создании новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающим реалиям XXI.
  4. Международная ассоциация «Развивающее обучение» (1)

    Документ
    В настоящее время в образовательной системе Эльконина-Давыдова определена сущность действий контроля и оценки в учебной деятельности, определены основные виды и функции контрольно-оценочных действий, обосновано место и роль контроля
  5. Опыт проектирования и апробация программы " Учиться с радостью" ( Интегрированные уроки информатики в начальной школе с программой Д. В. Эльконина и В. В. Давыдова) Автор А. В. Фомичева

    Урок
    В данной работе рассматривается проблема использования программных педагогических средств в 1 -3 классах начальной школы, работающих по программе Эльконина — Давыдова.

Другие похожие документы..