Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Т-Н1 Туалетный домик «Нужда-1» 145х145х270 62 700 руб. массив, коряги, пенька, дверь, 2 окна, двойные рамы с козырьками, крыша дранка, сзади дверца д...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 080801 - Прикладная инфо...полностью>>
'Решение'
Представляю вашему вниманию отчетный доклад о работе Правления общественной организации «Попечительский Совет гимназии «Перспектива» за двухлетний пе...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Положения о порядке разработки долгосрочных муниципальных целевых программ и их формирования и реализации на территории муниципального...полностью>>

Рабочая программа учебная дисциплина «Агрохимия» Для студентов очного обучения по специальности 110200- агрономия

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФКЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Согласовано» «Утверждаю»

Декан агрономического Проректор по учебной и

факультета воспитательной работе

____________Ф.Ш. Фасхутдинов _________Х.С. Фасхутдинов

«____» _________________2007 г. «____» ____________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина – «Агрохимия»

Для студентов очного обучения по специальности – 110200- агрономия

Курс, семестр – III, 5-6

Лекции – 50

Лабораторные занятия – 300

Зачеты – 18

Консультации - 11

Учебная практика - 72

Курсовой проект – 292

Экзамен – 37

Программа составлена док. с.-х.н. проф.

____________И.А. Гайсиным

Программа утверждена Программа утверждена

на заседании методической на заседании кафедры

комиссии факультета_____________ «Агрохимии и почвоведения»

_______________________________ Протокол №_____

Протокол №_____________________ от «____» ___________2007 г.

от «____» _________________2007 г. ______________И.А. Гайсин

Казань – 2007

Содержание рабочей программы

  1. Цель и задачи дисциплины

  2. Квалификационные требования

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов

очной формы обучения

    1. 3.2. Объем дисциплине и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения

    2. 4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов (тем)

4.2. Тематика лекционных занятий

4.3. Тематика лабораторно-практических занятий

    1. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

5.3. Материально-техническое обоснование дисциплины

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам и методам агрономической химии.

Задачами дисциплины является изучение:

- питания растений и путей его регулирования;

- классификации, состава, свойств и особенностей применения минеральных удобрений и химических мелиорантов;

-классификации, состава, свойств и особенностей приготовления и применения органических удобрений.

2. Квалификационные требования

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об особенностях минерального питания сельскохозяйственных культур, круговороте, балансе и путях превращения питательных веществ в системе почва – растения – удобрения - окружающая среда;

- знать взаимосвязи процессов превращения удобрений и мелиорантов в почвах с продуктивностью возделываемых культур и плодородием почв, виды, классификацию, ассортимент, состав, свойства и особенности применения органических, минеральных удобрений и химических мелиорантов; методы определения доз, сроков и способов применения удобрений и мелиорантов под отдельными культурами и разработок систем удобрения агроценозов в различных природно-экономических условиях; технику закладки и проведения полевых, лизиметрических и вегетационных опытов разных модификаций с удобрениями и мелиорантами, их особенности при учете урожаев и обобщении полученных результатов с различными сельскохозяйственными культурами;

- уметь распознавать и проводить качественные и количественные анализы удобрений, мелиорантов, почв и грунтов, определять качество растениеводческой продукции; разрабатывать оптимальные системы удобрения и уровни обеспеченности удобрениями; распознавать и выполнять программу исследований по изучению эффективности удобрений и мелиорантов.

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы очной формы

    1. Вид учебной работы

      всего часов

      семестр

      Общая трудоемкость дисциплины

      160

      5

      6

      Аудиторные занятия

      100

      5

      6

      Лекции

      50

      5

      6

      Лабораторно-практические занятия

      50

      5

      6

      Самостоятельная работа

      60

      5

      6

      Курсовой проект

      30

      -

      6

      Вид итогового контроля

        1. экзамен

      -

      6

    1. 3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

всего часов

семестр

Общая трудоемкость дисциплины

100

8

Аудиторные занятия

36

8

Лекции

16

8

Лабораторно-практические занятия

20

8

Самостоятельная работа

24

8

Курсовой проект

30

8

Вид итогового контроля

    1. экзамен

8

    1. 4. Содержание дисциплины

    2. 4.1 Содержание разделов (тем)

Введение

Предмет, цель, задачи, методы исследования и структура курса. Учебники, учебные пособия и методические разработки. Виды занятий и контроля знаний, умений и навыков. Распределение учебного материала во времени по видам занятий.

Состояние и перспективы применения минеральных удобрений, накопление и использование местных удобрений в РТ и РФ.

Значение минеральных, органических удобрений и мелиорантов в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, плодородия почвы и устойчивости земледелия. Зависимость действия удобрений от почвенно-климатических условий и агротехнических мероприятий: системы обработки почвы, введения интенсивных сортов, севооборота, орошения и мелиорации.

1. Питание растений и пути его регулирования

1.1.Питание растений и приемы его регулирования

Питание как один из важнейших факторов жизни и продуктивности растений. Воздушное и корневое питание растений, их взаимосвязь.

Роль макро- и микроэлементов в питании растений. Химический состав растений. Влияние условий минерального питания на содержание белков, жиров, углеводов и других важных органических и минеральных соединений.

Содержание и соотношение элементов питания в растениях. Биологический и хозяйственный вынос питательных веществ сельскохозяйственными культурами, понятие о круговороте и балансе веществ в земледелии.

Современные представления о поступлении питательных элементов в растения. Активное и пассивное поглощение элементов. Избирательность поглощения ионов растениями, физиологическая реакция солей (удобрений).

Значение внутренних факторов и внешних условий в питании растений и их взаимосвязь. Влияние концентрации раствора, его рН, антагонизма и синергизма ионов, физиологической уравновешенности, температуры, влажности почвы и других факторов на поступление питательных элементов в растения. Требование растений к условиям питания в различные периоды их роста. Динамика потребления питательных веществ в онтогенезе. Усвоение растениями питательных элементов из Труднорастворимых соединений.

Диагностика минерального питания растений. Применение удобрений – как важнейший прием воздействия на обмен веществ растениях, их рост, развитие, урожай и его качество.

1.2. Почва как источник питания растений и среда трансформации

Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы как источник элементов питания растений. Содержание элементов питания растений в различных почвах. Формы химических соединений в почве, в которые входят элементы питания растений. Органическое вещество почвы и его значение для плодородия. Содержание питательных веществ и их доступность растениями в разных почвах.

Виды поглотительной способности почвы, их роль во взаимодействии почвы с удобрениями и в питании растений. Основные закономерности, определяющие характер взаимодействия удобрений с почвой.

Значение кислотности, емкости поглощения, буферности, состава и соотношения поглощенных катионов почвы в процессах трансформации удобрений и питания растений.

Агрохимические показатели основных типов почв и приемы их регулирования. Агрохимический анализ почв и оценка их обеспеченности элементами питания для растений, определения потребности в удобрениях и корректировки доз.

1.3. Химическая мелиорация почв (известкование и гипсование)

Значение химической мелиорации почв. Отношение разных сельскохозяйственных растений и микроорганизмов к реакции почвы.

Известкование кислых почв. Многостороннее действие извести на почву. Нейтрализации кислотности. Устранение токсического действия алюминия и марганца. Коагуляция почвенных коллоидов и улучшение физических свойств почвы. Влияние извести на разложение органических веществ и мобилизацию питательных веществ почвы. Влияние известкования на эффективность удобрений. Значение известкования в условиях возрастающего уровня применения удобрений. Баланс кальция в системе почва – растение и приемы ее регулирования.

Определение нуждаемости в известковании. Расчет доз извести в зависимости от кислотности и гранулометрического состава почвы, вида растений и состава культур в севообороте, виды известковых удобрений. Использование отходов промышленности для известкования почв. Агротехнические требования к известковым удобрениям.

Способы и сроки внесения известковых удобрений в почву. Длительность действия извести. Мелиоративное поддерживающее и опережающее известкование почв. Эффективность и особенности известкования почв в различных севооборотах. Оценка результативности известкования.

Определение необходимости мелиорирования щелочных почв и доз мелиорантов, сроки и способы их применения.

Содержание, сопутствующих элементов в химических мелиорантах и их значение для растений.

2. Классификация, состав и особенности применения минеральных удобрений

2.1. Азотные удобрения

Классификация удобрений. Удобрения промышленные, местные, минеральные и органические, простые и комплексные, прямого и косвенного действия.

Роль азота в жизни растений. Особенности питания растений аммонийным и нитратным азотом.

Значение растений в обогащении почвы азотом и в получении продукции с высоким содержанием белка. Круговорот и баланс азота в природе и хозяйстве.

Классификация азотных удобрений, их состав, свойства и применение: аммиачная селитра, сернокислый аммоний, сульфат аммония-натрия, хлорид аммония, натриевая и кальциевая селитра, мочевина, жидкий аммиак, карбамидоаммиачная смесь и др. превращения азота удобрений в почве и использование его растениями. Эффективность различных удобрений в зависимости от свойств почвы, вида растений и способы внесения удобрений. Дозы, сроки и способы внесения азотных удобрений под различные культуры.

Роль азотных удобрений в повышении урожаев и изменении качества продукции в различных Почвенно-климатических зонах России.

2.2. Фосфорные удобрения

Роль фосфора в жизни растений. Значение фосфорных удобрений в повышении урожаев в различных Почвенно-климатических зонах.

Круговорот и баланс фосфора в природе и хозяйстве.

Месторождения апатитов и фосфоритов в России и других странах. Фосфориты и апатиты как сырье для фосфатной промышленности. классификация фосфорных удобрений, их состав и свойства. Суперфосфат простой и двойной. Преципитат. Фосфоритная мука. Томасшлак. Термофосфаты. Фосфатшлак. Обесфторенный фосфат. Полифосфаты. Трансформация фосфорных удобрений в почве. Последействие фосфорных удобрений. Дозы, сроки и способы внесения фосфорных удобрений под различные культуры. Влияние фосфорных удобрений на урожай различных культур и его качество. Пути и условия повышения эффективности фосфорных удобрений.

2.3. Калийные удобрения.

Роль калия в жизни растений. Значение калийных удобрений в повышении урожаев в различных почвенно-климатических зонах. Диагностика калийного питания растений.

Круговорот и баланс калия в природе и в хозяйстве. Месторождения калийных солей в разных странах.

Классификация калийных удобрений, их состав, свойства и применение. Хлористый калий – главное калийное удобрений. Крупнокристаллический сильвин. 40% - калийная соль. Сернокислый калий. Калимагнезия и Калимаг. Калий – электролит и цементная пыль. Сырые калийные соли: сильвинит, карналлит, каинит, полигалит, Лангбейнит. Зола как удобрение.

Взаимодействие калийных удобрений с почвой. Применение калийных удобрений в зависимости от биологических особенностей растений и Почвенно-климатических условий. Дозы, сроки и способы внесения калийных удобрений под различные культуры. влияние калийных удобрений на урожай и качество продукции различных культур. Пути повышения эффективности калийных удобрений.

2.4. Микроудобрения

Значение микроэлементов в жизни растений. Удобрения, содержащие бор, марганец, медь, молибден, цинк и др. микроэлементы. Полимикроудобрения. Применение микроудобрений в связи с почвенными условиями и биологическими особенностями растений. Дозы, сроки и способы применения микроудобрений. Условия повышения эффективности применения микроудобрений.

2.5. Комплексные удобрения

Понятие о комплексных (смешанных, комбинированных и сложных) удобрениях. Их экономическое и агротехническое значение.

Состав, свойства и особенности применения комплексных удобрений. Аммофос и диаммофос, аммонизированный суперфосфат, калийная селитра, полифосфаты аммония, нитрофос и нитрофоски, нитроаммофос и нитроаммофоски, карбоаммофосы. Борный, молибденизированный и с другими микроэлементами суперфосфаты, магний, аммоний, фосфат. Жидкие комплексные удобрения. Перспективы применения комплексных удобрений. Тукосмеси, их состав и свойства, значение тукосмешения.

  1. Классификация, состав, свойства и особенности применения органических удобрений

Навоз. Значение навоза и других органических удобрений в повышении урожаев сельскохозяйственных культур и плодородия почв. Навоз как источник элементов питания для растений и его роль в круговороте питательных веществ земледелии. Удельный вес навоза в общем балансе элементов питания. Д.Н. Прянишников о роли навоза в связи с ростом производства минеральных удобрений. Значение навоза как источника пополнения почвы органическим веществом, повышения эффективности минеральных удобрений.

Оплата навоза прибавками урожаев культур в различных Почвенно-климатических зонах. Сочетание органических и минеральных удобрений. Разновидности навоза – подстилочный и Бесподстилочный (жидкий и полужидкий) навоз, их составные части. Химический состав и качество навоза различных животных.

Подстилочный навоз. Виды подстилки, ее значение, состав и применение. Способы хранение навоза, процессы, происходящие при этом, их оценка. Степени разложения навоза. Хранение навоза в навозохранилище и в поле. Значение жижеприемников. Приемы повышения качества и удобрительной ценности подстилочного навоза. Компостирование его с торфом и фосфоритной мукой. Доза и глубина запашки подстилочного навоза в различных Почвенно-климатических условиях.

Бесподстилочный навоз, состав, свойства и применение. Приготовление, хранение и использование жидкого и полужидкого навоза. Особенности его применения.

Сравнительное действие и последействие подстилочного и бесподстилочного навоза на урожай с/х культур в различных Почвенно-климатических условиях. Сравнительная усвояемость растениями азота, фосфора, калия из навоза и минеральных удобрений. Значение навоза в защищенном грунте. Состав, хранение навозной жижи и использование ее на удобрение.

Помет птиц, его состав, хранение и применение. Использование соломы на удобрение. Химический состав соломы. Технология и эффективность применения соломы

Торф. Запасы торфа в стране. Виды и типы торфа, их агрохимическая характеристика. Заготовка и использование торфов в с/х производстве. Условия эффективного использования торфа на удобрение.

Сапропели, их химический состав и использование на удобрение.

Компосты и другие органические удобрения. Теоретическое обоснование компостирования. Компостирование торфа и навоза – важный способ их использования. Торфонавозные, торфожижевые, торфофекальные и другие виды компостов. Значение соотношения компонентов для развития микробиологических процессов. Применение бактериальных препаратов для приготовления компостов. Использование в компостах фосфоритной муки, извести, золы (при повышенной кислотности торфов) и других компонентов. Химический состав различных компостов. Усвоение растениями азота, фосфора, калия, микроэлементов из компостов. Использование городских, промышленных и с/х отходов на удобрение и техника их приготовления. Роль компостов в защищенном грунте.

Зеленое удобрение. Значение зеленого удобрения в обогащении почвы органическим веществом, азотом и другими питательными элементами. Формы использования зеленого удобрения. Растения, возделываемые на зеленое удобрение (сидераты). Комплексное использование бобовых сидератов на корм и удобрение. Разложение зеленого удобрения в почве. Пути повышения эффективности зеленого удобрения.

Применение зеленого удобрения и его эффективность в зависимости от Почвенно-климатических условий. Зеленое удобрение в районах орошения. Влияние, зеленого удобрения на урожай различных культур и свойств почвы.

4.2. Тематика лекционных занятий

4.2.1. Тематика лекционных занятий очной формы обучения

Лекция 1-2.

Агрохимия – научная основа химизации земледелия

  1. Повышение урожайности с/х культур – главный путь обеспечения населения продовольствием.

  2. Понятие об удобрениях.

  3. Агрохимия – как наука

  4. Применение удобрений в стране и в мире.

  5. Структуры и задачи агрохимслужбы.

Лекция 3,4,5.

Научные основы питания растений и применение удобрений

  1. Краткая история изучения питания растений

  2. Современные представления о корневом питании.

  3. Химический состав растений.

  4. Особенности питания растений в различные периоды.

  5. Сроки, способы внесения удобрений.

Лекция 6,7,8.

Свойства почвы в связи с применением удобрений и питанием растений

  1. Характеристика отдельных фаз почв.

  2. Классификация агрономических свойств почвы.

  3. Поглотительная способность и кислотность.

  4. Содержание и доступность питательных веществ почвы

  5. Свойства почвы и удобрений.

  6. Агрохимическая характеристика почв РТ.

Лекция 9,10,11

Химические мелиоранты

  1. Фитотоксичность избыточной кислотности и щелочности.

  2. Отношение с/х культур к реакциям почвенной среды.

  3. Известкование кислых почв.

  4. Химическая мелиорация щелочных почв.

  5. Гипс, как серосодержащее удобрение.

Лекция 12,13,14

Азотные удобрения.

  1. Азот в растениях.

  2. Азот в почве. Баланс азота в земледелии.

  3. Получение и классификация азотных удобрений

Лекция 15,16,17.

Фосфорные удобрения

  1. Роль фосфора в жизни растений.

  2. Фосфор в почвах. Баланс Фосфора в земледелии

  3. Получение и классификация фосфорных удобрений.

  4. Агрохимическая характеристика фосфорных удобрений.

  5. Возможные негативные последствия применения фосфорных удобрений

Лекция 18,19.

Калийные удобрения

  1. значение калия.

  2. Калий в почве. Баланс калия в земледелии.

  3. Получение, классификация и агрохимическая характеристика.

  4. Особенности применения калийных удобрений.

  5. Экологические аспекты применения калийных удобрений

Лекция 20.

Микроудобрения.

  1. Понятия о микроэлементах и микроудобрениях.

  2. Микроэлементы в растениях и почвах.

  3. Классификация и особенности применения микроудобрений

  4. Значение микроэлементов в современном земледелии.

Лекция 21.

Комплексные удобрения.

  1. Понятие о комплексных удобрениях и их классификация

  2. Получение и свойства твердых комплексных удобрений.

  3. Получение и свойства ЖКУ.

  4. Комплексные удобрения, используемые в РТ.

  5. Смешанные удобрения. Основные правила приготовления тукосмесей.

Лекция 22.

Органические удобрения

  1. Общая характеристика и значение органических удобрений.

  2. Навоз-основное органическое удобрение. Виды и разновидности. Определение потребности хозяйства ВОУ. Способы расчета выхода навоза.

  3. Сроки способы внесения подстилочного навоза.

Лекция 23

  1. Навозная жижа.

  2. Особенности приготовления и использование бесподстилочного навоза.

.

Лекция 24

  1. Торф и компосты. Зеленые удобрения, сапропель.

  2. Нетрадиционные способы использования органических отходов.

Лекция 25

Бактериальные удобрения и препараты в земледелии РТ.

      1. Тематика лекционных занятий для студентов заочной формы обучения

Лекция 1.

Агрохимия – научная основа химизации земледелия

  1. Агрохимия как наука. Особенности изучения предмета

  2. Понятие об удобрениях.

  3. Роль удобрений в повышении продуктивности с/х культур

  4. Состояние применения удобрений в стране и в мире

Лекция 2.

Научные основы питания растений и применение удобрений

  1. История и современные представления о питании растений

  2. Химический состав растений.

  3. Почва – источник питания растений

  4. Особенности питания растений в различные периоды развития

Лекция 3.

Азотные удобрения.

  1. Значение азота для растений

  2. Содержание и формы азота в почве

  3. Получение, классификация и особенности применения.

  4. Экологические проблемы использования азотных удобрений.

Лекция 4.

Фосфорные удобрения

  1. Значение фосфора в жизни растений.

  2. Получение, классификация и особенности применения фосфорных удобрений.

  3. Экологические аспекты использования фосфорных удобрений

Лекция 5-6

Особенности применения калийных, микроэлементсодержащих и комплексных удобрений

  1. Калий в растениях и почвах

  2. Особенности применения ассортимента калийных удобрений

  3. Экологические аспекты применения калийных удобрений

  4. Микроэлементы и микроудобрения. Особенности применения

  5. Получение, классификация и особенности применения комплексных удобрений.

Лекция 7

Химические мелиоранты

  1. Фитотоксичность избыточной кислотности

  2. Химическая мелиорация кислых почв.

  3. Химическая мелиорация щелочных почв. Техногенные солонцы – солончаки РТ.

Лекция 8.

Органические удобрения (ОУ)

  1. Общая характеристика и значение органических удобрений.

  2. Навоз-основное органическое удобрение. Виды и разновидности навоза способы приготовления и использование подстилочного навоза. Особенности и применения бесподстилочного навоза

  3. Зеленые удобрения

  4. Торф и торфокомпосты

4.3. Тематика лабораторно-практических занятий

4.3.1. Тематика лабораторно-практических занятий очной формы обучения

п/п

Лабораторно-практические занятия

1.

Ознакомление с техникой лабораторных работ

2.

Анализ растений. Определение абсолютно сухого вещества и гидролитической влаги в растениях весовом методом

3.

Анализ растений. Озоление растений для определения азота и зольных элементов

4.

Анализ растений. Определение общего азота в растениях по методу Кьельдаля

5

Определение общего фосфора в растениях с применением

аскорбиновой кислоты по Мерфи и Райли

6

Анализ растений. Определение общего калия в растениях

пламенно-фотометрическим методом

7

Анализ растений. Определение содержания нитратов в растениях

8

Анализ почв. Определение подвижных форм фосфора и калия

в почвах.

9

Анализ почв. Определение подвижных форм азота в почве

10

Определение нейтрализующей способности известкового удобрения

11

Определение норм химических мелиорантов

12

Классификация и основные свойства удобрений

13

Распознание минеральных удобрений по качественным реакциям

14

Расчет накопления органических удобрений в хозяйстве

15

Определение качества торфа

4.3.2. Тематика лабораторно-практических занятий заочной формы обучения

п/п

Лабораторно-практические занятия

1.

Ознакомление с техникой лабораторных работ

2.

Диагностика питания растений. Ознакомление визуальной (тканевой, листовой) почвенной диагностики.

3.

Классификация и основные свойства удобрений

4.

Распознавание минеральных удобрений по качественным реакциям.

5

Методы расчета норм минеральных удобрений:

1) по нормативам затрат удобрений на единицу урожая;

2) по программному комплексу РАДОЗ-ВВ

3) расчетно балансовыми методами (РБМ):

а) РБМ на планируемый урожай

б) РБМ на прибавку урожая

в) метод устранения фактура минимума

6

Расчет накопления органических удобрений в хозяйстве

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература

1. Агрохимия под ред.: Б.А. Ягодина. М.: Колос, 2002.

2. Практикум по агрохимии. Под ред. Б.А. Ягодина. М.: Агропромиздат, 1987

3. Минеев В.Г. Практикум по агрохимии. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 687с

4. Минеев В.Г. Агрохимия. - М.: Изд. МГУ, Колос, 2004 г.

5. Методические указания к выполнению лабораторно-практических занятий для студентов агрономического факультета (по специальности 110201 – агрономия), Казань КГСХА 2007 г.

б) Дополнительная литература:

1. Прянишников Д.Н. избранные сочинения. Т.1. М.: Колос, 1965

2. Дерюгин И.П., Кулюгин А.Н. Питание и удобрение овощных и плодовых культур. М.: Изд-во ТСХА, 1998

3. Ефимов В.Н. и др. Система применения удобрений. М.: Колос, 2002 .

4. Журбицкий З.И. Агрохимические и физиологические основы применения удобрений. М.: Изд-во АН СССР, 1963

5. Жуков Ю.П. Система удобрения в хозяйствах Нечерноземья. М.: Московский рабочий, 1983.

6. Минеев В.Г. Химизация земледелия и природная среда. М.: Агропромиздат, 1990.

7. Панников В.Д., Минеев В.Г., Почва, климат, удобрение и урожай, М.: Агропромиздат, 1987.

8. Радов А.С. и др. практикум по агрохимии. М.: Агропромиздат, 1985

9. Толстоусов В.П. Удобрение и качество урожая 2-ое изд, М.: Агропромиздат, 1987.

10. Юдин Ф.А. Методика агрохимических исследований. М.: Колос, 1982.

11. Справочная литература и периодические издания, рекомендуемые преподавателями кафедры.

в) Учебно-методические разработки кафедры.

1. Методические указания к выполнению лабораторно-практических занятий по агрохимии для студентов агрофака. Сост. Гилязов М.Ю., Гайсин И.А., Билалова А.С., Казань КГСХА 1996 г. , 107с.

2. Практикум по агрохимии под ред.: Б.А. Ягодина. М.: Агропромиздат 1987 г. 512с.

3. Методические указания к выполнению курсового проекта по агрохимии на тему: «Система применения удобрений в хозяйстве» (для студентов агрономического факультета), Казань, 1997 г.

4. Методические указания к выполнению лабораторно-практических занятий для студентов агрономического факультета по специальности 110201 – агрономия. Сост. проф. Гилязов М.Ю., Алиев Ш.А., доц. Билалова А.С. Казань, КГАУ, 2007 г.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие и контролирующие компьютерные программы.

    1. Материально-техническое обоснование дисциплины

Три специализированные агрохимические лаборатории, в том числе 2 - с приборами (весы аналитические и технические, рН-метр, ФЭК, печь муфельная, термостат, вытяжной шкаф и др.), необходимые для анализов растений, почв и удобрений, а также реактивы, почвенные, растительные образцы и образцы минеральных удобрений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебная дисциплина Физиология растений Для студентов очного обучения по специальности 110200 Агрономия

    Рабочая программа
    Курс физиология растений является теоретической основой для изучения студентами специальных агрономических дисциплин: он дает физиологическое обоснование агротехнических приемов, интенсивных технологий, используемых в растениеводстве,
  2. Рабочая программа учебная дисциплина «Почвоведение с основами геологии» Для студентов очного и заочного обучения по специальности 110200- агрономия

    Рабочая программа
    Цель дисциплины: формирование представлений, знаний и умений о генезисе, строении, составе почв, о почвенных процессах, почвенном покрове и механизмах формирования и управления плодородием почв.
  3. Аннотация основной образовательной программы (18)

    Документ
    - область профессиональной деятельности – агрономические исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству высококачественной продукции растениеводства в современном земледелии;
  4. Бюллетень новых поступлений за период с 11 июня по 20 июня 2010 года

    Бюллетень
    Информатика [Текст] : учебник / Б. В. Соболь [и др.]. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 445, [1] с. : ил. - (Высшее образование).
  5. Отчет тверской государственной сельскохозяйственной академии о результатах самообследования

    Публичный отчет
    6.1.5. Сведения о наличии рекламаций на подготовку выпускников. Анализ информации Департамента занятости населения Тверской области о наличии выпускников академии,

Другие похожие документы..