Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Диссертационная работа выполнена в лаборатории селекции и семеноводства цветочных культур ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института селе...полностью>>
'Обзор'
13.00 – Встреча с гидом. Обзорная экскурсия «Здравствуй Петербург», с осмотром архитектурных ансамблей парадного центра Петербурга: Невский проспект, ...полностью>>
'Бизнес-план'
Бизнес-план дает детальные пояснения того, как будет происходить управление бизнесом с целью получения требуемой эффективности. Цель настоящего разде...полностью>>
'Публичный отчет'
Основная цель деятельности Общества – получение прибыли за счет создания оптимальных условий для обеспечения нефтепродуктами и сопутствующими услугам...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семинарское занятие №1

Тема: Большие группы и массовые движения

Цель занятия: уяснение психологических особенностей больших групп осмысление механизмов и способов воздействия в них.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие, виды больших социальных групп.

  2. Психологическая характеристика стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах.

  3. Социальные движения.

Методические указания:

Занятие организуется в форме дидактической игры «Коноп» (контрольный опрос). Заранее определяется группа организаторов занятия. Они получают задание сформулировать простые и сложные вопросы по теме для каждого студента, готовят оборудование, определяют «консультантов». Остальные студенты также объединяются в подгруппы, каждая находит в тексте литературного произведения описание одного из способов воздействия в стихийных группах и готовит его театрализованную презентацию.

Во время занятия консультанты выполняют также роль информационного центра.

Игра начинается одновременно во всех командах. Команды выбирают капитанов. Капитаны получают от организаторов учетный бланк.

Frame3

Команде выдается игровое оборудование: игральные кости, фишки, 2 набора карточек с вопросами (один с простыми, другой с более сложными) и игровое поле. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на пронумерованные секторы. Количество и номера секторов должны совпадать с количеством карточек и номерами на них. Секторы игрового поля, номера которых соответствуют номерам карточек со сложными вопросами нужно выделить красным или каким-либо другим цветом.

Капитаны команд, участвуя в игре, одновременно ведут учет полученных баллов каждым игроком и командой в целом в бланке.

Консультант участия в игре не принимает. Он, зная правильные ответы на вопросы, следит за ходом игры, оценивает ответы игроков, при необходимости выдает "платную" информацию, накладывает штрафы на команды.

Ответы оцениваются следующим образом:

- правильный ответ на простой вопрос – 15 баллов;

- неточный, неуверенный ответ – 10 баллов;

- ответ со значительными погрешностями – 5 баллов.

Соответственно ответы на сложные вопросы оцениваются в 20, 15, 10 баллов.

Чтобы получить оценку "отлично" нужно набрать не менее 45 баллов, "хорошо" – не менее 30 баллов, "удовлетворительно" – не менее 15 баллов. Это в случае, когда в команде 5 человек, а вопросов 15 (5 сложных и 10 простых).

Игра начинается по сигналу преподавателя. Члены команды поочередно бросают игральные кости, передвигают фишки и в соответствии с выпавшим номером берут из набора карточку с вопросом и отвечают на него.

Если член команды бросил игральную кость и выпала цифра 5, то он берет из набора карточек с простыми вопросами одну под номером 5 и отвечает на вопрос. Свою фишку игрок ставит на сектор игрового поля под номером 5.

Если ответ был неточен, то его могут дополнить другие игроки, получив за это дополнительные баллы. Если на вопрос игрок ответить не смог, он штрафуется, т.е. получает "-5" баллов, за незнание ответа на сложный вопрос – "-10" баллов. Может случиться так, что никто из игроков команды не знает правильного ответа на выпавший вопрос, тогда капитан (посоветовавшись с командой) должен "купить" информацию у любой другой команды. За ответ на простой вопрос нужно "заплатить" 15 баллов, за сложный – 20 баллов. Если другие команды не захотят или не смогут "продать" информацию, необходимо обратиться с той же просьбой к консультанту.

Необходимо особо отметить, что это является непременным условием игры, так как все играющие должны услышать правильный ответ.

После того, как игра обошла по кругу всех членов команды, очередь снова подходит к первому игроку. Он бросает игральные кости, и, предположим, у него выпадает цифра "2" (вспомним, что первый раз у него выпала цифра "5"). 5+2=7. Игрок передает фишку на сектор игрового поля под номером 7 и т.д.

Игра заканчивается, когда будут даны ответы на все вопросы. Каждая из подгрупп в театрализованном виде представляет описанный в литературном произведении способ воздействия, остальные группы называют его. После этого подводятся итоги. Капитан подсчитывает количество баллов каждого игрока и общий балл всей команды. Консультанты делают анализ работы каждого игрока и команды, дают оценку капитана как организатора.

Премиальные баллы командам:

- за четкую и хорошую организацию игры команды – 30 баллов;

- за самый высокий средний балл – 20 баллов;

- за скорость ответов – 10 баллов.

На основе полученных командных результатов определяется команда-победитель.

№№ команд

Получено баллов

Штраф

Покупка

информации

Премия

Всего баллов

Литература

Основная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

  3. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Дополнительная:

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.,1983.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

  3. Введение в практическую социальную психологию./Под ред. Ю.М. Жукова. - М.,1970.

  4. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.,1979.

  5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,1984.

  6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

  7. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

  8. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.,1996.

  9. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту,1974.

  10. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. – М., 1982.

  11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.,1998.

  12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.,1974.

  13. Парыгин Д.Б. Основы специально-психологической теории. – М., 1971.

  14. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.,1988.

  15. Руденский Е.В. Социальная психология. - Новосибирск, 1998.

  16. Социальная психология классов. - М.,1988.

  17. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

  18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.,1998.

Семинарское занятие № 2

Тема: Феномен межгруппового взаимодействия

Цель: формирование представлений об особенностях взаимодействия между различными социальными группами.

Теоретические вопросы:

  1. Проблема межгрупповых отношений в отечественной психологии.

  2. Сущность межгруппового взаимодействия.

  3. Схема генезиса межгрупповых процессов.

  4. Социальная напряженность как фактор нарушения межгруппового взаимодействия.

Методические указания:

Следует обратить внимание студентов на мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный теоретические подходы к межгрупповому взаимодействию. Необходимо обсудить проблему поляризации интересов различных социальных слоев и групп, усиления стремления удовлетворять групповые интересы за счет игнорирования потребностей представителей других общностей. Необходимо также обозначить основные причины социальной напряженности, помочь уяснить студентам основные характеристики и последствия социальной напряженности.

Литература

Основная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

  3. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Дополнительная:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2007. – С.241-253.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2002. - С. 137-201, 223-313.

  4. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С.170-189.

  5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С.631-673.

  6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – С.184-188.

  7. Руковишников О.В. и др. Социальная напряженность: Диагноз и прогноз // Социс. - 1992. - № 3.

Семинарское занятие № 3

Тема: Межличностный конфликт

Цель: углубление знаний об основных аспектах межличностных конфликтов, формирование умений решения конкретных задач по управлению конфликтами.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие межличностного конфликта и его особенности.

  2. Сферы проявления межличностных конфликтов.

  3. Управление межличностными конфликтами.

Методические указания:

Форма проведения – дидактическая игра «Вертушка». Группа-организатор готовит оборудование для игры, текст конфликтной ситуации в сфере взаимоотношений участников педагогического процесса, три-четыре варианта кроссвордов с терминами, понятиями по теме. Студенты в процессе подготовки к занятию заполняют таблицу: «Управление межличностными конфликтами».

В начале занятия вам предстоит решить свой вариант кроссворда. Затем, студенческая группа делится на три подгруппы. Задачей каждой из них является анализ межличностного конфликта, определение эффективного пути разрешения конфликта с позиции его участников.

На столах (А – «позиция учителя», Б – «позиция родителя», В – «позиция ученика») заготовлены карточки с описанием межличностной конфликтной ситуации. Каждая группа (А, Б, В) получает маршрутный лист с указанием последовательности разрешения конфликта с точки зрения каждого из участников, по которым ей следует высказаться.

Группа А Группа Б Группа В

Маршрутный лист Маршрутный лист Маршрутный лист

Следуя по маршруту, участники семинара записывают на заготовленных заранее бланках свой вариант разрешения конфликта. Заполняют таблицу «Анализ динамических характеристик конфликта».

Таблица 4

Анализ динамических характеристик конфликта

Кто конфликтует?

Участники (стороны) конфликта

Из-за чего конфликтуют?

Объект (предмет) конфликта

Как объяснить причину вступления в конфликт?

Предъявляемые цели сторон (внешняя позиция)

Что скрыто за участием сторон в конфликте?

Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция). Мотивы взаимодействия

Каковы действия сторон?

Направленность на себя или другого: конкуренция (конфликтность), кооперация (толерантность). Характер действий. Степень активности действий

Что предшествовало возникновению конфликта?

Предконфликтная фаза. Сигналы конфликта. Личностные особенности (конфликтность, толерантность). Фрустраторы. Специфика общения

Желаемый результат (цели сторон)

Каких изменений хотят стороны?

Какие возможности для этого есть у каждой стороны?

Имеющиеся и недостающие ресурсы. Потребности и опасения

К чему это приведет?

Ожидаемый в будущем эффект. Вероятные последствия

Готовность сторон к разрешению конфликта

Умение управлять эмоциями. Понимание себя и своих потребностей. Знание собственных защитных реакций. Умение прощать. Ответственность. Социальные нормы. Установки на сотрудничество

Чем все завершилось?

Способ разрешения конфликта

Когда пройдены все этапы маршрута, группы возвращаются к началу движения. Их задача заключается в том, чтобы проанализировать мнения всех студентов относительно правильности избранной тактики поведения в конфликте, способах его разрешения с позиций участников и сформулировать выводы. Группа-организатор выступает в роли экспертов.

Литература

Основная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

  3. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Дополнительная:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2002. - С. 137-201, 223-313.

  2. Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

  3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.

  5. Линческий Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2000.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль

Формы текущего контроля: рефераты, рейтинговое оценивание, тестирование, ответы на семинарах, конспекты, ведение терминологического словаря, выполнение практических заданий к семинарам.

Содержание текущих контрольных мероприятий:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Модуль № 1

  1. Самостоятельное изучение вопросов, вынесенных на семинарские занятия и конспектирование рекомендованной учебной литературы.

  2. Подготовка к проектной деятельности: ролевым и дидактическим играм.

  3. Выполнение письменных работ:

    1. Конспект параграфа «Изучение мотивации учения школьников» в работе А.К. Марковой и др. «Формирование мотивации учения».

    2. Таблица «Сравнительный психологический анализ эффективности обучения в рамках различных психолого-педагогических концепций».

    3. Таблица «Уровни профессиональной деформации личности учителя».

    4. Конспект параграфа «Сущность содержательно-оценочной основы обучения» в работе Ш.А. Амонашвили « Обучение. Оценка. Отметка».

  4. Составление терминологического словаря.

  5. Реферирование. (Примечание: студенты готовят реферат по одному из модулей на выбор).

  6. Решение психологических задач.

  7. Подготовка к промежуточному тестированию.

Примерная тематика рефератов

  1. Требования, предъявляемые к учебной деятельности.

  2. Теория содержательного обобщения (В.В. Давыдова).

  3. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

  4. Теория программированного обучения (Скиннер Б.Ф., Оконь В.).

  5. Проблема алгоритмизации обучения (Ланда Л.Н.).

  6. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин).

  7. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения.

  8. Психологический анализ новых технологий обучения.

  9. Психологические основы обучения младших школьников.

  10. Психологические основы обучения старших школьников.

  11. Виды сотрудничества в учебной деятельности.

  12. Контроль и его функции в учебном процессе.

  13. Пути формирования учебной мотивации.

  14. Проблема обучаемости в психологии.

  15. Учебные перегрузки как фактор неуспеваемости.

  16. Психологические теории воспитания.

  17. Мотивация – один из механизмов формирования личности.

  18. Характеристика самостоятельной работы в учебной деятельности.

  19. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.

  20. Психологические основы коллективной познавательной деятельности.

  21. Обучение детей со сниженными интеллектуальными способностями.

  22. Ребёнок в контексте семейных отношений.

  23. Неблагополучная семья и воспитание.

  24. Воспитание детей в неполной семье.

  25. Проблемы воспитания личности в коллективе и через коллектив.

  26. Характеристика воспитательных стратегий родителей.

  27. Проблемы коррекционной работы учителя с семьями.

  28. Психологическая сущность оценочной деятельности учителя.

  29. Способности в структуре личности учителя.

  30. Характеристика профессионально–личностных качеств педагога.

  31. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблема его формирования и передачи опыта.

  32. Психология самовоспитания. Средства и приёмы самовоспитания.

  33. Конфликты в педагогическом коллективе.

  34. Культура педагогического общения.

  35. Проблема формирования коммуникативных умений и навыков школьников.

  36. «Барьеры» педагогического общения.

  37. Психологические требования к личности учителя.

  38. Характеристика учебной деятельности.

Задания для тестового контроля

Задания имеют целью оказание помощи в организации самостоятельной работы по изучению основных тем учебной дисциплины «Педагогическая психология» и контроля над усвоением полученных знаний. Ответы на поставленные вопросы позволят не только зафиксировать степень успешности, но и выявить пробелы в освоении теоретического содержания курса.

Представлены задания различного уровня сложности. Первый уровень сложности тестовых заданий предполагает выбор одного или нескольких вариантов ответов. Задания второго уровня сложности связаны с необходимостью установить соответствие между элементами, характеристиками того или иного психологического феномена. Использование данных материалов позволит Вам осуществлять самоконтроль как в процессе работы над отдельными темами курса (текущий контроль), так и в ходе подготовки к экзамену (итоговый контроль).

Вопросы скомпонованы в соответствие с разделами учебной программы. В варианте промежуточного контрольного тестирования студенту предъявляется 26 вопросов.

Оценка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

80% правильных ответов - «отлично»;

70% правильных ответов - «хорошо»;

50% правильных ответов - «удовлетворительно»;

менее 50% правильных ответов - «неудовлетворительно».

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тема: Педагогическая психология как отрасль психологических знаний

  1. Укажите правильные ответы.

Педагогическая психология возникла на стыке таких наук, как:

а) философия; б) психология;

в) педагогика; г) антропология.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (56)

    Учебно-методический комплекс
    Д Современный русский литературный язык. Синтаксис [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая; Бийский пед.

Другие похожие документы..