Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических те...полностью>>
'Научно-исследовательская работа'
Научно-исследовательская работа студентов (далее именуемая сокращенно НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспи...полностью>>
'Документ'
В докладе рассматриваются основы технологий беспроводных сетей передачи данных, а также основная проблема беспроводных сетей – безопасность передачи ...полностью>>
'Документ'
Я спеціально, де можливо, уникала наведення якихось практичних прикладів, або кейсів для того, щоб не відволікатися на деталі і розбір якихось конкре...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция № 7

Тема: Социальные установки личности

  1. Определение понятия «социальная установка личности».

  2. Содержание понятий «социальная установка личности» и «аттитюд».

  3. Изменение социальных установок и реальное поведение.

Определение понятия «социальная установка личности»

Одной из основных социально-психологических характеристик личности являются ее социальные установки. В отношении нее нет сомнений относительно собственно социально-психологического подхода к пониманию личности.

Почему люди в определенных ситуациях поступают, так или иначе? Чём они руководствуются, когда выбирают данный мотив? Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Понятие социальной установки объясняет выбор мотива (Обуховский, 1972). Это понятие широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности. Например, «Он не пойдет на этот концерт, поскольку терпеть не может рок» и т.д. На житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение».

В современном научном лексиконе социальная установка (social attitudeангл.) - устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе.

Термин «социальная установка» имеет несколько различных значений.

1). В исходном значении термин attitude на русский язык переводится словами «пригодность» или «соответствие». → под социальной установкой первоначально понималась готовность человека к решению какой-либо задачи.

2) Объектами социальной установки могут быть: человек, окружающие его люди, группы, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т.п. → социальная установка выступает - важный элемент социально-психологической характеристики личности, способ объяснения ее поведения в обществе.

3) В результате теоретико-экспериментальных исследований «социальной установкой» стали называть устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо.

4) Социальная установка также понималась как сложное явление, которое можно отнести к разряду психических состояний и рассматривать как свойство личности. Как состояние, социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство – внутренне характеризует человека как личность.

Содержание понятий «социальная установка личности» и «аттитюд»

Трехкомпонентную структуру социальной установки разработал М. Смит (1942). В структуре социальной установки выделены:

1. когнитивный компонент (знания человека об объекте, к которому относится его социальная установка);

2. аффективный компонент (эмоции, переживаемые человеком в связи с данным объектом);

3. поведенческий компонент (реальные или потенциальные действия в отношении объекта).

В структуре одной социальной установки эти компоненты могут быть согласованными и рассогласованными. В согласованных социальных установках, их составляющие не противоречат друг другу. Например, социальная установка, которая содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положительные действия в отношении объекта установки. По отношению к человеку вызывает последовательные положительные или отрицательные действия по отношению к нему. В рассогласованной социальной установке отрицательная информация об объекте сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его. Она порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) действия по отношению к человеку.

В ходе изучения социальных установок выделены три основные функции, которые они выполняют в обществе:

1. Познавательная. Установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как они будут познаны. Реализуется через когнитивную составляющую;

2. Выразительная. Установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу. Реализуется через эмоциональный компонент;

3. Приспособительная. Установки (если они соответствуют реальному состоянию общества, группы) позволяют индивиду адаптироваться в обществе, в данной группе. Реализуется через поведенческий компонент.

Целостность социальной установки представлена в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» В.А. Ядова (1975).

Понятием, аналогичным понятию «социальная установка», является «аттитюд». Это создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки. Основные различия касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредования. В.Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой аттитюд (как фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Узнадзе) и более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями.

Аттитюд - широко используемый в разных областях термин. Этимологию обычно усматривают во фр. - «поза» или в лат. - пригодность, соответствие.

В традиционной психологии личности аттитюд рассматривался как внутренняя эффективная ориентация (предварительная настройка), зависящая от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.

В социальной психологии аттитюд - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта определенным образом.

Многие аттитюды формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои аттитюды, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним собственное отношение. Особой привлекательностью для молодежи обладают поведение, внешний облик и аттитюды популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания. Неустойчивость аттитюдов активно и часто недобросовестно используют рекламные компании.

Аттитюд служит удовлетворению важных потребностей субъекта. Выделено четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Нет данных о «среднем» количестве аттитюдов у среднестатистического человека. Любой «социальный» объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, может продуцировать возникновение аттитюда. Совокупность аттитюдов человека, взаимосвязанных между собой и отличающихся от других его аттитюдов, называют кластером аттитюда.

Люди могут обладать аттитюдом ожидания (бегун, ожидающий выстрела стартового пистолета), аттитюдом недовольства (отвергаются наши просьбы о повышении зарплаты), аттитюдом сотрудничества (просят о помощи), авторитарным аттитюдом (относительно межгрупповых и межличностных отношений). Позитивные и негативные аттитюды свойственны людям всех возрастов и любых культур.

Изменение социальных установок и реальное поведение

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Изменение аттитюда (англ. attitude change) - 1) процесс изменения ранее сложившегося у индивида аттитюда; 2) область теоретических и эмпирических исследований в социальной психологии и психологии личности.

От естественной динамики аттитюда аттитюд изменения отличается целенаправленным характером воздействия. В зависимости от того, кто выступает инициатором аттитюда изменения, выделяют две принципиально отличающиеся ситуации:

1) изменение собственного аттитюда (человек сознательно пытается изменить свой аттитюд, что является необходимым компонентом различных программ психотренинга и психотерапии);

2) изменение чужого аттитюда (воздействие на носителя аттитюда оказывает посторонний субъект - персонифицированный или групповой, - нередко действующий без согласия субъекта аттитюда, и даже против его желания).

Любая диспозиция субъекта может изменяться. Степень их изменяемости зависит от уровня диспозиции - чем сложнее социальный объект, по отношению к которому у личности есть диспозиция, тем более она устойчива. Чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, нужно четко представить социально-психологическое содержание этого понятия. Данный феномен обусловлен фактом его функционирования в социальной системе и свойством регуляции поведения человека, способного к активной, сознательной деятельности и включенного в сложное переплетение связей с другими людьми (Шихирев, 1976).

Изменение социальной установки должно быть проанализировано:

1. с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций;

2. с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных обстоятельствами, развитием личности.

Выполнить это можно при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности (Асмолов, 1979).

Только решение всей совокупности проблем, сочетания социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на поставленный в начале вопрос: какова роль социальных установок в выборе мотива поведения?

Ценностная сфера индивида тесно связана с его аттитюдами, представляющими собой оценочные суждения относительно объектов, людей и событий. Аттитюды отражают чувства, которые человек испытывает по отношению к чему-либо. Аттитюды - динамичное и изменчивое явление и имеют специализированную, конкретную направленность. В них отсутствует ярко выраженный этический аспект правильности или желательности. Несмотря на различия, аттитюды и ценности тесно связаны. Любой аттитюд ассоциирован с той или иной группой ценностей. Таким образом, ценности людей могут объяснить их аттитюды и во многих случаях поведение, которому они следуют.

В организациях аттитюды влияют на трудовое поведение. Например, рабочие считают, что менеджеры и инженеры находятся в сговоре с целью выжать из рабочего все соки за минимальную зарплату → целесообразно изучить, как были сформированы эти аттитюды, как они связаны с рабочим поведением и как их можно изменить.

Каждый человек может иметь тысячи аттитюдов. Например, организационная психология концентрирует свое внимание на ограниченном количестве аттитюдов, связанных исключительно с трудом и организацией.

Удовлетворенность трудом - выражение общего отношения индивида к своей работе. Человек с высоким уровнем удовлетворенности трудом имеет положительные аттитюды к труду, и наоборот.

Вовлеченность в работу - степень идентификации индивида со своей работой, уровень его участия в ней, восприятие своего труда как важного элемента своей жизни. Например, индивиды с высокой вовлеченностью в работу характеризуются высокой продуктивностью и удовлетворенностью трудом, они менее склонны к смене работы.

Приверженность организации - ориентация индивида по отношению к организации, лояльность к ней. Этот аттитюд показывает, насколько индивид идентифицирует себя со своей организацией и насколько глубоко он вовлечен в организационные процессы. Индивиды с высокой приверженностью организации склонны оставаться ее членами, даже, несмотря на сложности, с которыми сталкивается организация, они чувствуют свою психологическую привязанность к ней, независимо от удовлетворенности своим трудом и статусом.

Таким образом, когда говорят об аттитюдах к труду и их влиянии на поведение, имеют дело с позитивными или негативными оценками, которые люди дают своим работам и организациям. Удовлетворенность трудом - наиболее популярный аттитюд, оцениваемый в организациях.

В исследовании аттитюда не все так однозначно. Установки человека часто «спят», когда он действует автоматически, без остановки, не раздумывая. Он поступает согласно своему привычному шаблону, не задумываясь над тем, что делает.

Д. Майерс отмечает два условия, при которых установки будут предсказывать поведение:

1) когда мы сводим до минимума другие влияния на наши утверждения, отражающие установки, и наше поведение;

2) когда установка в точности соответствует изучаемому поведению. Существует и третье условие. Установка лучше предсказывает поведение, когда она является сильной» (2003, С. 397).

В итоге мы вырабатываем свои установки таким образом, что иногда они действуют, а иногда - нет. Эксперименты Рассела Фацио и Марка Занна, показывают: если установки являются результатом опыта, они будут закреплены и начнут определять поступки.

Существуют три соперничающие теории, объясняющие, почему наши действия влияют на утверждения, отражающие наши установки.

Теория самопрезентации. Люди, особенно контролирующие свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, подгоняют свои высказывания, чтобы казаться соответствующими их поступкам. Они приспосабливают утверждения, отражающие их установки, из-за опасения, что о них подумают другие.

В двух других теориях считается, что поступки приводят к изменениям первоначальной установки.

Теория когнитивного диссонанса объясняет это тем, что после совершения поступка, противоречащего установкам, или принятия трудного решения человек чувствует напряжение. Чтобы уменьшить его, он ищет внутренние оправдания своему поведению. Чем меньше внешних оправданий для совершенного нежелательного поступка, тем больше человек чувствует за него ответственность и тем больший диссонанс возникает, тем больше изменяются установки.

Теория самовосприятия. Установки нестойки, индивид просто ведет наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки. Активно используется понятие «эффект сверхоправдания». Вознаграждение людей за то, что им нравится делать, может привести к тому, что удовольствие от работы сменится чувством тоски (если награда ведет к необходимости приписать свое поведение вознаграждению).

Можно сделать вывод. Наши установки предопределяют наши поступки, если:

  • другие влияния уменьшены;

  • установка соответствует действию;

  • установка сильна, потому что что-то напоминает нам о ней;

  • потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет наше восприятие событий и реакцию на них, или потому, что мы поступили именно так, как было необходимо для усиления установки.

Лекция № 8

Тема: Межличностный конфликт

  1. Понятие конфликта.

  2. Основные типы межличностных конфликтов и их развитие.

  3. Способы разрешения конфликта.

Понятие конфликта

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликта в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Для характеристики конфликта принято выделять структурные элементы - необходимые сущностные параметры явления, без наличия которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс. К их числу относят следующие основные элементы (составляющие) конфликта:

Инцидент (информационный) - событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

Инцидент (деятельностный) - повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.

Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.

Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

Предмет конфликта - конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.

Основные типы межличностных конфликтов и их развитие

Межличностный конфликт это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Аналогично тому, как личностные конфликты различаются тем, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, можно выделить следующие основные типы межличностных конфликтов.

Ценностные конфликты - это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы; ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи, и какой она должна быть. Наконец, в систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают "посягать" на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Если в основе поведения участников взаимодействия разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т.д., что также может вести к конфликтам.

Конфликты интересов - это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирался отлучаться из города до конца месяца и т.д. Их интересы противоречат друг другу, но, возможно, им удастся найти вариант их совмещения. Другая разновидность конфликта интересов касается случаев, где они оказываются несовместимыми. Такие ситуации часто называются ресурсными конфликтами, поскольку их участники претендуют на один и тот же ресурс - материальный предмет, финансы, одну и ту же должность и т.д. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной (с точки зрения количества и/или качества) части общего ресурса. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу единичности или ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения ресурсов, или возникающие на почве соперничества за обладание чем-то (ресурсом, который является неделимым, например, одна должность, на которую претендуют двое). С проблемами такого рода мы постоянно сталкиваемся и в нашей повседневной жизни: например, имеющиеся у семьи финансовые средства - это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор - это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть, предпочтение можно отдать только одному.

Еще один вид распространенных межличностных конфликтов - это конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый, подразумеваемый) характер. Примером может являться соблюдение норм этикета, о чем необязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся. Нормы и правила могут быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия.

Причины нарушений норм и правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить принятые в коллективе правила просто потому, что как новичок он их еще не знает. Сознательное нарушение норм или правил коллектива или семейной жизни связано с желанием их пересмотра (например, подросток приходит домой позже обозначенного родителями времени и ведет с ними дискуссию о том, что он уже взрослый и не должен соблюдать эти правила, как ребенок).

Различать характер конфликта - связан ли он с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодействия - считается важным, так как это во многом определяет и характер их разрешения. Как мы видели, эти типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты межличностных отношений или межличностного взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типы конфликтов. Например, такая повседневная конфликтная ситуация, как ссоры отца с дочерью из-за того, что она не убирает за собой, не содержит в порядке свои вещи и т.д., может иметь разный характер - нарушения норм и правил взаимодействия ("ты не выполняешь свои обязанности по дому, о которых мы договаривались"); противоречия интересов ("я вынужден иногда встречаться со своими коллегами дома, и я не хочу каждый раз заниматься уборкой или краснеть за беспорядок в нашем доме") или ценностных расхождений ("если у человека в комнате беспорядок, он и в своих делах не сможет добиться порядка").

Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретными обстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими факторами возникновения конфликта (проблема и причина) целесообразно еще раз упомянуть также повод возникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящее скрытые трудности в пласт открытого конфликтного взаимодействия. Повод нередко присутствует в тех ситуациях, где конфликт развивается постепенно, иногда в форме нарастающего скрытого напряжения, и переходит в открытое столкновение под влиянием события, которое как "последняя капля переполняет чашу терпения" или намеренно используется как предлог для "нападения" на партнера.

Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон.

Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится, прежде всего, уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы, затронутые конфликтом, тем менее он склонен к уступкам и компромиссам.

Далее, важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности человека в конфликт. Она, в свою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется и личностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений. Настроенность на "борьбу", на "победу" в конфликтном противостоянии может быть следствием индивидуальной склонности человека к доминированию, к конкурентным отношениям, к соперничеству; в повседневном общении, сталкиваясь иногда с подобными проявлениями, мы называем таких людей конфликтными за их склонность к "борьбе". На поведение человека в конфликте может повлиять и опыт его прежних отношений с противостоящим ему участником конфликтной ситуации. Так, если этим людям уже неоднократно приходилось оказываться в ситуации разногласий и между ними прежде возникали конфликты, то новая конфликтная ситуация, возможно, вызовет у них более острую эмоциональную реакцию.

Длительно накапливавшееся напряжение, враждебность, неблагоприятный опыт прежнего общения участников ситуации могут приводить к тому, что конфликты из способа решения проблем, существующих между людьми, фактически становятся средством выражения враждебности, неприязни, негативных эмоций участников конфликта. Их антагонизм, открытое выражение негативных чувств по отношению друг к другу, эмоциональные "удары", наносимые и получаемые ими, отодвигают на второй план проблему, из-за которой возник конфликт. Конфликты, в которых целью их участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалистическими. Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметом разногласий, он имеет реалистический характер.

Таким образом, остроту конфликта можно уменьшить, если удается снизить значимость затронутых в конфликте проблем (например, за счет создания альтернатив или компромиссных вариантов), снизить или по возможности исключить эмоциональный накал обсуждения проблемы и держаться в рамках рационального подхода к решению проблемы, не допуская перехода конфликта в нереалистический план.

Современное понимание конфликта отвергает тот однозначно негативный взгляд на конфликты как на явление патологическое и деструктивное, который был характерен в прошлом при анализе человеческих отношений (независимо от того, шла ли речь о взаимодействии в коллективе или об отношениях в обществе). Межличностный конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов людей сам по себе ни плох, ни хорош. Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений людей, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию. Более того, специалистами развиваются представления о потенциальных позитивных функциях конфликта, который является сигналом неблагополучия, сигналом к изменению. Общая формула возможного позитивного эффекта конфликта может быть сформулирована следующим образом: конфликт ведет к изменениям, изменения - к адаптации, адаптация - к выживанию. Применительно к области человеческих отношений это означает, что если мы воспринимаем конфликт не как угрозу или опасность, но как необходимость изменений в нашем взаимодействии, то благодаря этому мы адаптируемся к новой ситуации, обстоятельствам, позиции друг друга (тому, что потребовало изменений), и это позволяет нам сохранить наши отношения. Например, часто конфликты подростка с родителями являются отражением его растущей потребности в самостоятельности, появляющегося у него чувства "взрослости". Если родители понимают это и отдают себе отчет в необходимости каких-то изменений в своих отношениях с сыном, перестраивают свои требования к нему с учетом его меняющихся возможностей, происходит их новая адаптация друг к другу, возникает новый уровень их отношений, которые продолжают быть близкими и хорошими. Однако превращение конфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления и сохранения требует от нас, прежде всего конструктивного поведения в ситуациях межличностных конфликтов.

Способы разрешения конфликта

По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления.

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.

К силовым стратегиям относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Психологически они описываются в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. При этом ориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении - напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и т.д. Однако участник конфликта может прибегать и к "мягким", манипулятивным формам воздействия на партнера, стремясь переиграть, перехитрить его, с помощью настойчивых просьб и других приемов создавая такое эмоциональное давление на партнера, которому трудно противостоять. При внешнем различии в конкретном поведении эти стратегии отличает исключительная ориентация на достижение собственных целей и игнорирование интересов партнера. Их использование означает стремление к победе своей точки зрения, их целью является утверждение собственной позиции, реализация своего интереса, т.е. собственная победа.

Другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения. Например, мать, оказывающаяся беспомощной перед дерзким поведением сына-подростка, занимает позицию игнорирования, непризнания реальных проблем их взаимодействия, объясняя себе его грубости усталостью и нервозностью. Другая форма ухода от конфликта – это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями. Она может иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека, когда шансы добиться своего невелики или "цена" победы может оказаться чрезмерной и др. В тех же случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликтов.

В противоположность рассмотренным стратегиям, третья группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

Различаются две принципиальные модели переговоров - модель "взаимных выгод" и модель "уступок-сближения" ("торга"). В первом случае возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми. Вторая модель используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон (именно поэтому этот тип переговоров часто иллюстрируют с помощью ситуации "купли-продажи", когда интересы сторон противоположны и в результате торга они приходят к приемлемому для обеих сторон решению). В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе ("Мы вместе должны решить эту проблему").

Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены в результате возникшего конфликта. Согласие же сторон относительно того или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон, именно поэтому переговорные стратегии - независимо от того, идет ли речь об официальной деловой ситуации или выяснении отношений между супругами - считаются действительно конструктивными способами разрешения межличностных конфликтов.

Современная позиция специалистов в области человеческих отношений состоит в том, что конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что мы можем усилить его конструктивный выход, неблагоприятные последствия. Решающим фактором при этом становится заинтересованность самих участников конфликтной ситуации в ее разрешении и в сохранении и продолжении их отношений. Важным, как понятно из предыдущего изложения, является выбор участниками конструктивных, эффективных стратегий поведения. В то же время ряд других факторов могут иметь влияние на то, насколько легко или трудно нам будет найти конструктивный выход из конфликта.

Один из этих факторов - это уже упоминавшаяся острота конфликта, проявляющаяся в жесткости противостояния сторон. Острота конфликта, в свою очередь, определяется характером проблем, затронутых конфликтом. Ценностные конфликты, по мнению специалистов, являются наиболее трудно регулируемыми, поскольку особая значимость ценностей для личности делает уступки и компромиссы в ситуациях их столкновения особенно трудными, поэтому в области ценностных противостояний социальными учеными разрабатываются идеи сосуществования ценностей. К потенциально более острым относят также ресурсные конфликты, в которых интересы их участников являются несовместимыми. Ситуации с принципиально совместимыми интересами участников или с разногласиями по поводу норм и правил взаимодействия, напротив, считаются менее сложными для их урегулирования.

Другой важный фактор - это особенности участников конфликта, т.е. конфликтующих сторон. Среди них стоит отметить значение сходства культурных моделей и норм разрешения спорных ситуаций. Известно, что в разных культурах существуют свои представления о способах улаживания разногласий, о приемлемой "цене" победы, используемых средствах и т.д. Чем более схожи в этом отношении представления участников ситуации, тем потенциально им будет легче договориться, "найти общий язык". Немаловажны и чисто психологические особенности людей - их склонность к компромиссу или, напротив, непримиримости и доминированию.

Большое значение имеет и общая ситуация, на фоне которой возникает и развивается конфликт. Особенности этой ситуации могут и ослаблять, и ужесточать противостояние сторон. Например, общая позитивная атмосфера в семье, склонность к улаживанию разногласий, окружение, заинтересованное в скорейшем и положительном разрешении конфликта, - все это является благоприятными факторами урегулирования конфликта. Напротив, наличие осложняющих факторов - общая тяжелая ситуация, "третьи силы", заинтересованные в продолжение конфликта, и т.д. - затрудняет разрешение конфликтной ситуации.

Наконец, как уже отмечалось, поскольку особое значение придается стратегиям поведения участников конфликта, важную роль могут сыграть их навыки поведения в ситуациях спора и переговоров - навыки аргументации и слушания, выработки альтернатив и поиска компромисса и т.д.

Список использованной литературы:

Модуль №1. Педагогическая психология

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

  2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 4-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2008.

  4. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981.

  5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004.

  6. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007.

  7. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Сб. научных трудов./Под ред. Божович Е.Д. - М., 1995.

  8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение,1991.

  9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003.

  10. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006.

  11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Модуль № 2. Социальная психология

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. –Спб: Питер, 2006.

  3. Майерс Дэвид Социальная психология. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007.

  4. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001.

  5. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.

  6. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – Спб: Питер-Пресс, 2007.

  7. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова. – 3-е испр. – М.: Академия, 2002.

  8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

50




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (56)

    Учебно-методический комплекс
    Д Современный русский литературный язык. Синтаксис [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая; Бийский пед.

Другие похожие документы..