Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В апреле этого года исполнилось 100 лет российскому парламентаризму. В 1906 году императором Николаем II утверждены «Основные государственные законы ...полностью>>
'Документ'
Пушкинская библиотека-музей, которая в 2002 году отметила свое десятилетие, уверенно заняла свою нишу в информационном и культурном пространстве наше...полностью>>
'Документ'
Лев Толстой, как известно, сознавал свое присутствие в мире с ранних младенческих месяцев. Помнил, как невыносимо тесно было ему в свивальниках, как х...полностью>>
'Документ'
Данная монография имеет чрезвычайную актуальность, поскольку представляет исследование, посвященное различным сторонам общественной жизни современног...полностью>>

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

При этом доступность жилья определяется, прежде всего, уровнем дохода человека.

Комфортное жизненное пространство предполагает также наличие благожелательной сферы обслуживания, которая реализуется через обеспечение удобного взаимодействия с органами власти и доступность повседневных услуг обеспечения жизнедеятельности. Главной задачей здесь выступает повсеместное внедрение информационных технологий при общении человека с властью и сферой обслуживания.

В Центральном федеральном округе особую важность имеет задача сохранения территорий естественной природы, биологического разнообразия, обеспечения рационального природопользования, и восстановления ландшафтного дизайна территории.

Жизненное пространство должно превратиться в место комфортного нахождения человека, что потребует расширения, реконструкции и строительства новых городских дорог, устранения пробок и исчезновения с улиц неупорядоченных парковок, оптимизации движения общественного транспорта, озеленения и благоустройства улиц, реставрации фасадов домов в крупных городах округа. Архитектура городов должна перестать быть агрессивной, а исторические объекты превратятся в средство привлечения туристических потоков.

Третьей составляющей гармоничного развития является формирование в макрорегионе развивающейся эффективной экономики. Основные принципы в этой части следующие:

  • Принцип инновационности – возможность реализовывать масштабные инновационные проекты в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества.

  • Принцип ресурсоэффективности развития регионов (ресурсы в широком смысле – первичные ресурсы, полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы) – максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории.

  • Кластерный подход в территориальном развитии, усиление специализации регионов.

  • Рационализация транспортной сети, максимальное использование транзитных возможностей территории.

Критическим для Центрального федерального округа здесь является обеспечение качественного скачка в развитии инфраструктуры – транспортного и энергетического каркаса территории, социальной сферы.

Но кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий нельзя упускать из виду развитие малых и средних предприятий, как более мобильных и восприимчивых к производству инновационной продукции, и как ключевой фактор снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.

В построении инновационной экономики макрорегиона особая роль отводится таким тенденциям мирового и российского технологического развития как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов как в промышленности, так и в АПК и здравоохранении.

Происходящие процессы интеграция России в мировые экономические структуры, в том числе возможное вступление в ВТО, предполагают изменение потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние на экономику макрорегиона. Данные процессы диктуют внедрение принципов благоприятствования условиям ведения торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке, в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы, повлечет за собой повышение конкурентоспособности макрорегиона в масштабе страны и мира.

Развитие эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных закупок, нормативного правового регулирования и т.д. отводится методу программно-целевого бюджетирования.

Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием г. Москвы как мегаполиса – крупнейшего сервисного, торгового, образовательного, научного, финансового, медицинского, спортивного и транспортного центра страны, города, в котором необходимо обеспечить комфортные условия жизни более чем 10,5 млн. жителей и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выразилось в транспортном коллапсе города.

Существует также настоятельная необходимость сбалансированного развития г. Москвы и Московской области, теснейшим образом связанных общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных федеральных организаций и наконец, фактически, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции. По-существу г. Москва и Московская область вынуждены развиваться как единый Московский регион.

Оптимальным вариантом решения этих двух проблем, имеющих определяющее влияние на развития страны в целом, является строительство на территории Московской области нового, современного, экологичного города-спутника Москвы и перевод в него всех структур федеральной (исполнительной, законодательной, судебной) власти, дипломатического корпуса и необходимых организаций, обеспечивающих их безопасность и обслуживание.

Новый компактный столичный центр должен с одной стороны, находиться в пределах действия всех систем обеспечения безопасности столицы, и систем правительственной связи, с другой – находиться как можно дальше от Москвы, с тем чтобы московская агломерация не поглотила его, что свело бы на нет положительный эффект от передачи столичных функций. В этих условиях оптимальными для строительства федерального центра управления являются территории Московской области на расстоянии 70-100 км от Москвы. Передача столичных функций в этом случае снимет остроту транспортных проблем и повлечет снижение нагрузки на инфраструктуру Москвы, позволит оптимально организовать реальное совместное развитие инфраструктуры Москвы и Подмосковья. При этом будет создана новая мощная ось развития региона (в условиях наличия площадей для развития), инициируется развитие Большого бетонного кольца (трасса А-108) вокруг Москвы, магистральной и малой авиации, прилегающих областей и всего Центрального федерального округа.

Таким образом, стратегической целью макрорегиона является формирование пространства гармоничного развития, через создание условий для успешного развития человеческого капитала, формирование комфортной среды проживания и развивающейся эффективной экономики.

Стратегическая цель развития макрорегиона декомпозируется на подцели и задачи в соответствии с описанными выше стратегическими направлениями развития следующим образом:

Стратегическое направление 1. Создание условий для гармоничного развития личности, развития человеческого капитала территории

Цель:

    1. Создание в Центральном федеральном округе широких возможностей для самореализации жителей в трудовой деятельности.

Задачи:

      1. Обеспечение рациональной организации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала, включая:

  • сохранение максимально полно и долго в здоровом состоянии, того населения, которым округ располагает, вовлечение в трудовую деятельность жителей неперспективных населенных пунктов;

  • проведение рационализации трудового потенциала, как в количественном, так и в профессиональном (качественном) составе (где, сколько и каких специалистов необходимо);

  • организация реальной системы мобильности населения, через воссоздание системы найма жилья, строительства доходных домов, социального жилья в округе.

      1. Обеспечение соответствия структуры и качества подготовки специалистов системой образования макрорегиона потребностям экономики.

      2. Формирование нового рынка труда, предоставляющего возможности для трудоустройства, карьерного роста и творческой самореализации в широком спектре профессий и стимулирующего постоянное совершенствование профессиональных навыков. Создание эффективной системы трудоустройства выпускников, молодежи и социально незащищенных категорий граждан.

Цель:

    1. Создание в Центральном федеральном округе широких возможностей для самореализации личности в общественной и культурно-досуговой сфере.

Задачи:

      1. Создание современной инфраструктуры для общественной деятельности, отдыха и творческой самореализации.

      2. Предоставление полного набора услуг культурно-досуговой направленности.

      3. Сохранение и укрепление здоровья населения (в т.ч. детей и молодежи в период получения образования на всех его уровнях), формирование культуры здоровья.

      4. Создание целостной системы воспитания детей: семья – учреждения дошкольного, школьного и дополнительного образования.

      5. Обеспечение равных возможностей для удовлетворения потребностей в области культуры и досуга для всех горожан.

      6. Обеспечение разнообразия и доступности возможностей для занятий физической культурой и спортом.

Стратегическое направление 2. Формирование комфортного жизненного пространства.

Цель:

    1. Создание условий для формирования комфортного личного жизненного пространства каждого жителя округа.

Задачи:

      1. Обеспечение доступности для населения (в т.ч. для молодежи) качественного жилья (коэффициент доступности жилья меньше 5 лет).

      2. Доведение обеспеченности жильем до уровня 31,7 кв. м. на одного жителя округа.

      3. Обеспечение каждому жителю полного набора качественных жилищно-коммунальных услуг (с учетом принципа ресурсоэффективности).

      4. Обеспечение доступности для каждого жителя полного набора современных информационно-коммуникационных возможностей.

Цель:

    1. Формирование комфортной сферы обслуживания.

Задачи:

      1. Обеспечение комфортного взаимодействия жителей Центрального федерального округа с органами власти всех уровней.

      2. Обеспечение для жителей макрорегиона широкого спектра высококачественных социально-бытовых услуг.

      3. Разработка и внедрение в практику конкурентоспособных стандартов качества федеральных, региональных и муниципальных услуг.

      4. Обеспечение возможностей равного доступа к социальным услугам для всех жителей макрорегиона.

      5. Формирование широкого спектра дополнительных социальных услуг, доступных различным категориям населения.

      6. Формирование системы социальных услуг, ориентированной на удовлетворение потребностей молодежи.

      7. Информатизация системы общения населения округа со структурами власти и сферы обслуживания.

Цель:

    1. Формирование комфортного городского и сельского пространства.

Задачи:

      1. Структуризация макрорегиона на принципах полицентризма и создания осей развития.

      2. Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, в том числе находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности.

      3. Обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности макрорегиона и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков.

      4. Формирование неагрессивной планировки и архитектуры городов и населенных пунктов, сохранение их исторического облика.

      5. Обеспечение приоритета равных возможностей при формировании городского и сельского пространства.

Цель:

    1. Формирование здоровой и комфортной природной среды Центрального федерального округа.

Задачи:

      1. Формирование, поддержание и обустройство территорий естественной природы;

      2. Создание территорий искусственной природы;

      3. Формирование, поддержание и обустройство водных объектов макрорегиона.

      4. Реализация современного стандарта санитарной очистки территорий, сбора и утилизации отходов производства и жизнедеятельности.

      5. Создание экогородов и экопоселений.

Стратегическое направление 3. Формирование развивающейся эффективной экономики.

Цель:

Формирование диверсифицированной конкурентоспособной растущей экономики, обеспечивающей широкие возможности для получения жителями интересной высокооплачиваемой работы.

Задачи:

      1. Создание инфраструктуры обеспечения индустрии материального производства и развитие индустрии материального производства;

      2. Создание инфраструктуры производства интеллектуальной продукции и развитие индустрии производства интеллектуальной продукции;

      3. Создание инфраструктуры обеспечения функционирования бизнеса и развитие предпринимательской деятельности.

      4. Содействие модернизации основных фондов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, инфраструктурных отраслей.

      5. Выявление и формирование кластеров, формирование условий для их развития, создание возможностей для перспективной экономической специализации регионов Центрального федерального округа.

      6. Подъем энергообеспеченности сельского хозяйства в разы, резкое усиление селекционной работы, замена культур на высокоурожайные, животных на высокопродуктивные – увеличение собственного производства продуктов питания.

Цель:

Снятие инфраструктурных ограничений развития экономики.

Задачи:

      1. Обеспечение условий для опережающего развития транспортной инфраструктуры.

      2. Обеспечение условий для опережающего развития энергетической инфраструктуры.

      3. Обеспечение условий для опережающего развития инфраструктуры водоподачи и водоотведения.

      4. Формирование фонда земель производственного назначения для расширяющихся и вновь открываемых предприятий.

      5. Максимальное облегчение и ускорение решения земельных и инфраструктурных вопросов для бизнеса, снятие административных барьеров.

Цель:

Формирование финансовых механизмов развития экономики.

Задачи:

      1. Создание благоприятного инвестиционного климата.

      2. Внедрение современных целеориентированных методов управления финансами.

      3. Оптимизация региональных бюджетов и формирование дополнительных источников привлечения средств.

      4. Создание условий для использования федеральных инструментов финансирования социально-экономического развития.

      5. Использование механизмов государственно-частного партнерства.

1.5. Сценарий социально-экономического развития ЦФО

В качестве возможных сценариев социального и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются:

1. Эволюционный (инерционный) сценарий – прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития макрорегиона, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что данный вариант предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития макрорегиона по всем основным рассматриваемым в Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.

Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.

К возможным рискам сценария относятся падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного и/или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития. Критический параметр – исчерпание потенциала трудовых ресурсов округа.

В случае центрального макрорегиона, очевидно, такой сценарий не применим в силу того, что главное условие – наличие устойчивой позитивной динамики основных направлений – не соблюдается.

2. Инвестиционный сценарий – преимущественное развитие инфраструктурной базы макрорегиона.

Его преимущества – это развитие инфраструктурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование «институционального ядра» в социально-экономической сфере, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития.

Возможными рисками сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового инфраструктурного потенциала.

3. Партнерский сценарий – развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.

Преимущества: расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий, рациональность выбора направлений развития.

Риски: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации Стратегии к ближней перспективе (2-3 года), рост издержек (финансовых, временных) управления Стратегией.

4. Комплексный сценарий – включает элементы всех трех сформулированных выше базовых вариантов.

Возможные преимущества: объединяет основные преимущества каждого из сформулированных выше вариантов.

Возможные риски: при реализации данного подхода риски носят исключительно системный характер.

На основе проведенного анализа социально-экономического состояния макрорегиона, основных тенденций его развития (с учётом инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а так же с учетом оценки рисков и преимуществ каждого из сценариев, именно данный, комплексный, сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества регионов округа и в дальнейшем рассматриваться в качестве базового.

Принятый в Стратегии за базовый сценарий развития Центрального федерального округа увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Такой подход предполагает развитие макрорегиона по инновационному пути, обеспечивая опережающее прорывное развитие в тех секторах экономики, которые определяют специализацию округа в масштабах страны и мира. Это, в свою очередь, требует реализации конкурентных преимуществ: в сфере научной и изобретательской деятельности, внедрении наукоемких технологий, развитии транспорта, энергетики, инвестиционной и банковской инфраструктуры, капитализации предприятий, состоянии бизнес-среды и благосостоянии населения.

Базовый сценарий предусматривает:

  • модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;

  • опору на рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;

  • модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;

  • масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;

  • развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;

  • создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;

  • создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;

  • ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства.

В период до 2020 года выделяются 2 этапа экономического развития.

Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:

модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;

модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;

интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя, поддержку продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора;

внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Лимитирующими факторами этого этапа будут последствия финансово-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, проблемы со строительной и дорожной техникой, отставание темпов обновления от потребностей развития.

Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает продолжение крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленном комплексе, бытовой сфере. Возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике макрорегиона будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, жилищный сектор.

На втором этапе предусматривается:

  • развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда в сферах высоких технологий и экономики, основанной на знаниях, расширение участия российской науки в приоритетных направлениях научных исследований;

  • усиление проникновения современных высоких технологий в средне- и низкотехнологичные сектора производственной сферы;

  • завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;

  • ускоренное развитие человеческого капитала и сферы услуг до уровня развитых стран.

Основные сдерживающие факторы реализации целевого сценария будут связаны с рисками нехватки квалифицированных кадров, социальным неравенством, растущими затратами на сохранение и восстановление окружающей среды.

В период 2011-2020 годов на территории округа должны быть реализованы следующие масштабные проекты и достигнуты показатели развития:

  1. Проведение инвентаризации всех ресурсов округа, реализация проектов создания оптимальной природной и поселенческой среды.

  2. Оптимизация системы сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческого капитала, достижение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 72,2 года.

  3. Проведение модернизации экономики округа. Увеличение производительности труда (ВРП на одного занятого в экономике) в 2,2 раза, снижение энергоемкости экономики (без учета г. Москвы) на 50%.

  4. Индустриализация сельскохозяйственного труда с повышением энергообеспеченности в 5 раз и сокращением занятых в сельском хозяйстве в 2 раза. Формирование агропромышленного кластера округа, оптимально сочетающего в себе как индустриальные комплексы вертикальной интеграции (агрогородки), так и мелкотоварное производство (семейные фермы) на базе сетей коллективного пользования (с возможным развитием таковых до уровня обслуживания не только мелкотоварного, но и среднего сельхозпроизводства), включающих в себя элементы сбытовой инфраструктуры.

  5. Модернизация транспортной сети Центрального федерального округа с увеличением средней скорости перемещения грузов внутри округа в два раза, пассажиров в 2,5 раза.

  6. Развитие магистрального и местного воздушного транспорта макрорегиона с увеличением интенсивности использования воздушного пространства в 5 раз.

  7. Развитие информационно-коммуникационных технологий с переводом большинства государственных и общераспространенных услуг в электронный вид, сокращение времени оказания таких услуг в 10 раз.

  8. Создание сетевой инфраструктуры инновационного развития и коммерциализации результатов научной и изобретательской деятельности (иннограды «Сколково», «Зеленая долина» и другие, сеть наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, специализированных юридических, проектных, консалтинговых, внедренческих и других структур).

  9. Налаживание реальной системы поддержки мобильности населения через организацию найма жилья (создание сети доходных домов, социальных гостиниц и общежитий).

  10. Повышение профессиональной и территориальной востребованности населения через ориентацию системы образования на выпуск специалистов, отвечающих потребностям экономического развития.

  11. Совместное развитие Москвы и Московской области как единого региона со строительством нового специализированного города-спутника Москвы для выполнения столичных функций.

  12. Превращение г. Москвы в мировой финансово-деловой центр с современной инфраструктурой ведения финансовых и деловых операций.

  13. Реализация общеокружных праздничных мероприятий (200 лет Отечественной войны 1812 года, 400 лет Дома Романовых, 50 лет полета Юрия Гагарина) как мероприятий единения российских диаспор всего мира.

  14. Повышение локализации автомобилестроительного кластера Калужской области с максимальным удлинением региональных цепочек добавленной стоимости и созданием межрегиональных центров профессиональной подготовки кадров для формирования новых кластеров на территории макрорегиона.

  15. Формирование сахарного кластера со строительством новых сахарных заводов и реконструкцией действующих, развитием сырьевой базы.

  16. Формирование общеокружного кластера строительных материалов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  2. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года

    Документ
    Центральный федеральный округ является базовым макрорегионом страны. Связи субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  3. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

    Документ
    4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа 52
  4. Центральный федеральный округ (далее макрорегион) базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром

    Реферат
    Центральный федеральный округ (далее – макрорегион) базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа (далее – регионы Центрального
  5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»

Другие похожие документы..