Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами»...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...полностью>>
'Документ'
«Мореходство и морские науки - 2011» – третья Сахалинская региональная морская научно-техническая конференция посвящена актуальным достижениям и новым...полностью>>
'Документ'
При комплектовании электронной библиотеки на этапе принятия решения о переводе того или иного произведения в электронную форму, должны учитываться пр...полностью>>

Темы лекций: Классификация и виды ис, способы автоматизации. Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы по курсу

«Информационный менеджмент»

МОСКВА 2003

В этом документе собраны фрагменты нескольких книг и пособий, которые могут быть использованы при подготовке по курсу «Информационный менеджмент»

Темы лекций:

1.Классификация и виды ИС, способы автоматизации.

Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Часть 1, главы 1-3, страницы 6-21

Часть 2, глава 1, страницы 25-31

Часть 3, глава 1, страницы 49-51

Часть 4, глава 1, страницы 81-87

2.Жизненный цикл ИС и его этапы

Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Часть 2, глава 3, страницы 32-45

Часть 3, главы 3-8, страницы 56-77

Часть 4, глава 2, страницы 87-90

3.Управление командой проекта

Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Часть 3, глава 2, страницы 51-56

4.Оценка стоимости и расчет эффективности

Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Часть 1, глава 4, страницы 21-24

Часть 2, главы 4, страницы 45

4.Оценка качества

Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Часть 2, глава 5, страницы 46-49

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. Аглицкий Д.С., Аглицкий И.С. Рынок информационных технологий: проблемы и решения. – М.:2000 6

Глава 1 6

ПОДХОДЫ К АВТОМАТИЗАЦИИ 6

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЩЕСТВЕ 6

СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6

КОМПЛЕКСНО ИЛИ ПО ЧАСТЯМ? 8

КУПИТЬ ИЛИ СДЕЛАТЬ? 9

КУПИТЬ И ДОДЕЛАТЬ! 10

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 11

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ 11

Выводы 12

Глава 2 12

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОНСАЛТИНГ 12

КОНСУЛЬТАНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ: БРЕМЯ ИЛИ БЛАГОМ 12

«ВРАЧИ» И «ШАРЛАТАНЫ» 12

РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА 13

ВИДЫ РАБОТ И ОПЛАТА ТРУДА 14

ВЫБОР СИСТЕМЫ С УЧАСТИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ 14

ВЫБОР СИСТЕМЫ БЕЗ УЧАСТИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ 16

КОНСУЛЬТИРУЕТ КОМПЬЮТЕР 18

Глава 3 18

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ 18

ИНЕРЦИОННОСТЬ РУКОВОДСТВА 18

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ 19

НИЗКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 19

ПИРАТСТВО 20

НЕДОВЕРИЕ К ТИРАЖНЫМ СИСТЕМАМ 21

Глава 4 21

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭффЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 21

ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ? 21

РАСЧЕТ АБСОЛЮТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 22

УЧЕТ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ 22

УЧЕТ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 23

СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ АВТОМАТИЗАЦИИ 23

ЧАСТЬ 2. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с. 25

Глава 1 25

ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 25

Классификация информационных технологий 25

Типы информационных систем. Эволюция информационных систем 26

Глава 2 31

Каков должен быть уровень централизации обработки информации? 31

Глава 3 32

Создание информационных систем 32

Планирование информационных систем 32

Стадии и этапы создания информационных систем и технологий с позиции руководства организации 37

Жизненный цикл информационных систем. Взгляд разработчика на создание информационной системы 39

Роль заказчика в создании информационной системы 40

Использование типовых проектных решений 40

Рынок информационных систем и тенденции его развития 41

Отдельные вопросы построения информационных систем и технологий 42

Глава 4 45

Стоимость информационной системы 45

Глава 5 46

Качество и эффективность информационных систем 46

Эффективность информационных систем 46

Проблемы качества информационных систем и технологий 47

Минимальный перечень требований к системе, претендующей на «звание» корпоративной информационной системы 48

ЧАСТЬ 3. Тютюник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке – М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003. – 368 с. 49

Глава 1 49

ВЫБОР РЕШЕНИЙ 49

Организация процесса выбора системы 49

Проведение тендера 49

Заключение контракта 51

Глава 2 51

Управление ИТ-персоналом 51

Особенности управления ИТ-персоналом 51

Элементы системы управления персоналом 52

Типовые роли 53

Риски персонала и совмещение 54

Мотивация и стимулирование 56

Глава 3 56

Обслуживание пользователей 56

Принципы поддержки пользователей 56

Технологическая схема работы 57

Типы запросов и приоритезация 58

База данных запросов и автоматизация 59

Отчетность и контроль 59

Глава 4 60

Управление аутсорсингом 60

Роль аутсорсинга в ИТ 60

Взаимодействие с внешними поставщиками 60

Риски аутсорсинга 61

Глава 5 62

Организация проекта 62

Проектная работа 62

Первичный анализ проекта 63

Создание проектной команды 63

Предпроектное обследование 66

Составление плана работ 67

Детальная постановка задачи 67

Взаимодействие с руководством 68

Глава 6 69

Разработка решений 69

Документирование 69

Исходные коды 70

Ответственность заказчика 70

Оценка эффективности разработки 70

Стадии разработки 71

Глава 7 73

Тестирование систем 73

Методы и подходы тестирования 73

Проблемы тестирования 74

Глава 8 75

Внедрение систем 75

Особенности внедрения 75

Организационные действия 75

Подготовка к внедрению 76

Начало рабочей эксплуатации 76

Завершение проектов 77

Глава 9 77

Анализ рисков при реализации проектов 77

Типы рисков в информационном проекте 78

Идентификация рисков 78

Снижение потерь 79

ЧАСТЬ 4. Баронов В.В. Автоматизация управления предприятием.– М.: ИНФРА-М, 2000. – 239 с. 81

Глава 1 81

ВЫБОР СИСТЕМЫ 81

Основные критерии выбора системы 81

Некоторые рекомендации по выбору системы 85

Глава 2 87

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВНЕДРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ 87

Типовой план внедрения 87

Сопровождение и доработка системы 90

Вывод из эксплуатации и замещение новой системой 91

ЧАСТЬ 5. Case study 92

ЧАСТЬ 1. Аглицкий Д.С., Аглицкий И.С. Рынок информационных технологий: проблемы и решения. – М.:2000

Глава 1

ПОДХОДЫ К АВТОМАТИЗАЦИИ

В условиях переходной экономики остро ощущается потреб-
ность в новых формах и методах хозяйствования, рационально
сочетающих традиционные способы и схемы управления с совре-
менными подходами к менеджменту на базе проведения комплек-
сной перестройки структуры предприятия. Повышение качества
планирования и информационного обеспечения мероприятий по-
зволяет существенно поднять эффективность деятельности фир-
мы в целом.

В условиях всеобщей компьютеризации России и государств
СНГ, наблюдаемой в последние годы, большую роль в процессах
управления производством, торговлей, биржевой и банковской
деятельностью начинают играть новые информационные техно-
логии, базирующиеся на современных программных продуктах.
При этом весьма важно установить тесный контакт между разра-
ботчиками программ и их пользователями, что позволит прибли-
зить функциональные возможности создаваемых программных
средств к реальным потребностям клиентов. Напротив, отсутствие
у фирмы-разработчика необходимой информации о потребностях
конечных пользователей приводит к созданию полуфабрикатов
программ, требующих последующей доработки или адаптации к
нуждам клиента в каждом отдельном случае.

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Особенности переходного периода обусловливают особую роль и особое место предприятия в системе общественных отношений.
С одной стороны, предприятие выступает в роли независимой са
моуправляемой структуры, гаранта стабильности материального
и социального положения своих сотрудников, а с другой — функ
ционирование и развитие самого предприятия существенно зави
сит от централизованных решений государственных органов.

Таким образом, предприятие лишь формально обладает полной свободой в принятии управленческих решении. На самом деле имеет место сложная система взаимоотношений с государством и
партнерами (поставщиками, подрядчиками, клиентами), кото
рые, в свою очередь, тоже испытывают на себе давление централь
ной власти. Таким образом, можно говорить о так называемой нормативно-дескриптивной системе отношении, в центре которой
находится предприятие.

СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разработка стратегии реализации любого крупного проекта
предполагает наличие ряда взаимосвязанных между собой после-
довательных действий — этапов, на каждом из которых решается
определенная задача. С позиций системного анализа представля-
ется целесообразным выделить следующие этапы формирования
стратегии информатизации предприятия:

— постановка задачи;

— предпроектный анализ (изучение специфики объекта, оценка готовности объекта к автоматизации);

— маркетинговые исследования рынка автоматизированных систем;

— выбор методов и сроков информатизации;

— определение набора автоматизируемых участков (элементов);

— оценка экономической эффективности и целесообразности избранной стратегии.


Постановка задачи должна обеспечить понимание руководством предприя-
тия целей создания информационной системы и выделение кон-
кретных решаемых проблем информационного обеспечения. Рас-
пространенной ошибкой является попытка замены стратегической
постановки задачи ее тактическим аналогом. Иными словами, вме-
сто ответа на вопрос «Что дает информационная система предприя-
тию?» пытаются ответить на другой вопрос «Какой будет информа-
ционная система?».

Не менее опасно и другое заблуждение, при котором создание
информационной системы отождествляют с глобальной структур-
ной и организационной перестройкой управления предприятием.
Следует отметить, что в управлении первичны все же люди и орга-
низационные структуры, а не информация и средства ее обработ-
ки. Иными словами, невежда с компьютером ничуть не лучше
невежды со счетами, и из-за подключения к локальной сети лишнее управленческое звено не станет внезапно нужным.

Таким образом, нужно начинать с четкого формулирования целей и задач, которые должна решить информатизация предприятия, определения узких мест и ранжирования их по степени важности, определения круга лиц, которые будут вовлечены в автоматизацию, и оценки их потенциала, расчета ограничений по проекту автоматизации по материальным затратам, временным, трудовым
и другим ресурсам.

Пример 1.

Пивзавод областного центра изначально производил два сорта пива темное и светлое. Постепенно производство расширилось за пределы области, и для поддержания конкурентоспособности продукции было принято решение о расширении номенклатуры до
восьми сортов пива. Одновременно изменился характер сбыта: если
раньше пиво отпускалось крупными партиями нескольким хорошо
известным оптовым покупателям, то теперь пиво берут и мест-
ные, и иногородние продавцы, и крупным оптом, и мелким (вплоть
до одного - двух ящиков). Кроме того, полученная прибыль позволяет
расширить производство на изготовление безалкогольной продукции-
. Также планируется открыть в городе собственный магазин.

Информационная система предприятия изначально состояла
из двух автономных компьютеров. На одном рассчитывали зара-
ботную плату, на втором вели бухгалтерский учет. Очевидно,
что такая информационная система уже не удовлетворяет новые
потребности предприятия. Видимо, на данном этапе цель пред-
приятия состоит в создании комплексной информационной сис-
темы бухгалтерского, торгового и складского учета на базе ло-
кальной сети с единой информационной базой данных. Кроме того,
весьма полезным будет оперативный контроль производства и
сбыта для принятия правильных управленческих решений.

Постановка задачи тесно связана с анализом состояния и осо-
бенностей объекта автоматизации (предпроектный анализ). Одна-
ко, по нашему мнению, последовательность разработки стратегии
должна быть именно такой: сначала постановка задачи, потом
анализ объекта с учетом уже выявленных целевой функции и ог-
раничений. При обратной последовательности действий предпро-
ектный анализ не будет достаточно четко отвечать на конкретные
ключевые вопросы.

Предпроектный анализ начинается с изучения специфики предприятия, что предполагает анализ особенностей его функционирования и
развития. При этом рассматриваются ретроспектива, современное
состояние, прогнозные тенденции на перспективу. Определяются
причины различных процессов, влияющих на функционирование
объекта; оценивается влияние факторов времени, неопределенно-
сти и риска; определяются внешние факторы, активно влияющие
на объект.

Вернемся к ситуации на пивзаводе. Очевидно, что создание ин-
формационной системы потребует определенной перестройки и в
структуре управления, и в структуре сбыта. Во-первых, появит-
ся необходимость в специалисте по компьютерам и программам
(администраторе сети). Видимо, это должен быть штатный со-
трудник с определенными полномочиями. Во-вторых, потребует-
ся обучение работающего персонала компьютерным технологиям
и навыкам работы с информационной системой, что не обязатель-
но будет принято с восторгом. В-третьих, контроль сбыта мо-
жет встретить противодействие со стороны работников сбыто-
вых служб, так как осложнит левые поставки товара, хищения,
ранее не учитываемые наличные расчеты и т.д. Следовательно,
компьютерный контроль должен быть подкреплен контролем
административным (изменения в управлении сбытом).

Не факт, что компьютерная система начнет работать сра-
зу и без сбоев. Видимо, должно пройти определенное время, пока новые компьютерные технологии будут полностью отлажены.
В период отладки будут вестись одновременно и компьютерный,
и ручной учет.

Таким образом, внедрение информационной системы обычно
влечет за собой определенные изменения, которые по-разному вли-
яют на функционирование и развитие объекта. Анализ ситуации и
прогноз изменения ситуации на предприятии позволяют уточнит целевую функцию и ограничения, которые следует учитывать при
выборе системы автоматизации.

Маркетинговые исследования предполагают активное изучение предлагаемых информационных систем на российском рынке программ.
Поиск информации о программных продуктах — важнейшая со
ставная часть маркетинга покупателя. Доступную информацию
можно разделить на первичную и вторичную. Первичная инфор-
мация — общие сведения о том, что предлагается на рынке про-
грамм, вторичная — функциональные, технические и эксплуата-
ционные характеристики пакетов программ, данные об их цене,
способах приобретения и условиях поставки.

Методы поиска первичной информации традиционны. К ним, в первую очередь, относятся: чтение специальной литературы и компьютерной периодики, изучение рекламы, посещение выставок и других массовых мероприятий, личное общение и информационный обмен с коллегами. В последнее время все большую актуаль-
ность приобретают маркетинговые исследования посредством Ин-
тернет. Сегодня практически каждая солидная фирма -разработчик
программных продуктов имеет собственный информационный сайт
или домашнюю страничку во «всемирной паутине», на которой
сконцентрированы основные сведения о фирме, ее продуктах и услугах, приведены контактные телефоны, факсы, адреса электронной почты.

Вторичная информация может быть получена непосредственно
от представителей фирмы-разработчика или ее дилеров. Средства
связи с продавцами программ также традиционны: почта, теле-
фон, факс, телекс, электронная почта, личный визит и т.д.

Полученная из разных источников информация должна быть
проанализирована таким образом, чтобы результаты анализа
обеспечили возможность принятия правильного решения о целе-
сообразности покупки программного продукта. При этом следует
учитывать все аспекты: стоимость пакета программ, его функцио-
нальные возможности, технические и эксплуатационные характе-
ристики, репутацию фирмы-разработчика, гарантии, возможнос-
ти обучения работы с пакетом, предоставляемый сервис.

Хорошо, если предприятие крупное, и на нем есть специалис-
ты в области информационных технологий, способные провести
маркетинговое исследование. А что делать, если таких специали-
стов нет? Видимо, стоит привлечь специалистов из консалтинго-
вых или аналитических структур.

Закончим анализ ситуации с пивзаводом. На предприятии не
было ни специалиста по компьютерам, ни штатного маркетоло-
га. Но руководство маркетингом интересовалось, и замести-
тель директора завода посетил мою (Игоря Аглицкого) публич-
ную лекцию по маркетингу, которую я читал в этом городе. Так
мы познакомились. Позже мы (агентство «Ламинфо») выполни-
ли заказ этого предприятия на информационное обслуживание и
дали свои рекомендации по выбору системы автоматизации.
Эта система стоит сейчас на пивзаводе и, по нашим сведениям,
отлично работает.

Сегодня в Москве активно работают несколько десятков неза-
висимых консалтинговых структур, способных оказать предпри-
ятиям необходимую информационную и консультационную под-
держку при выборе системы автоматизации. Представляется, что
подобные услуги являются полезными прежде всего для регионов,
лишенных возможности самостоятельного активного маркетинга
(большинство ведущих разработчиков делового программного
обеспечения находятся в Москве). Вполне возможно заключение
и исполнение договора (по крайней мере, с «Ламинфо») без специ-
ального визита в Москву, что существенно экономит время и день-
ги, которые неизбежно были бы потрачены на командировки.

После того, как проведены маркетинговые исследования, сто-
ит определиться с методом автоматизации и сроками ее прове-
дения. Если не рассматривать далекую перспективу, то у российс-
ких предприятий реальный выбор средств автоматизации ограни-
чен всего тремя альтернативами: либо брать набор модулей у
одного разработчика, имея в виду построение в будущем корпора-
тивной информационной системы (КИС), либо покупать подходя-
щие программы на горизонтальном рынке систем (кусочная авто-
матизация), либо разрабатывать систему собственными силами.
Рассмотрим эти аспекты подробнее.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция Основные понятия. Состав и структура аис

    Лекция
    В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфораторы в качестве устройств ввода данных,
  2. Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Специализация «Программная инженерия»

    Программа дисциплины
    Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. Интернет-Университет Информационных технологий.
  3. Конспект лекций для специальности «Прикладная информатика в экономике» (1)

    Конспект
    Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен.
  4. Тема Классификация информационных систем

    Документ
    Классификация – это система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства.
  5. Лекция 1/1 Основы телекоммуникаций и компьютерных технологий

    Лекция
    Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информа­ции. Чтобы быть востребованным, человек должен обладать ин­формационной культурой, т.

Другие похожие документы..