Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Статистика всех стран мира показывает, что количество людей с этим видом аномалии не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения ...полностью>>
'Публичный отчет'
В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего п...полностью>>
'Документ'
По странному стечению обстоятельств – хотя, пожалуй, никакое стечение обстоятельств не бывает странным, – показанная в декабре прошлого года по росси...полностью>>
'Документ'
( Вечер проходит как концерт, ведущие делают «связки» между чтением стихов учениками и прослушиванием песен, на экране – презентация ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕ...полностью>>

Темы лекций: Классификация и виды ис, способы автоматизации. Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пример 6.

К нам обратился генеральный директор компании Э. Компа-
ния небольшая, но занимается оптовой торговлей и имеет очень
большую и сложную номенклатуру продукции. В момент обращения в «Ламинфо» на предприятии эксплуатировалась информационная система собственного изготовления, которая уже не удов
летворяла возросшим требованиям к бухгалтерскому и торгово
му учету. Клиент самостоятельно посетил ряд тематических,
выставок, но идеально подходящей системы не нашел. Мы поясни-
ли, что полностью готового решения на рынке нет, но можно выбрать подходящую по функциональности систему из числа извест
ных на рынке тиражируемых систем («1С», «БЭСТ» и др.) и по-
том доработать этот комплекс под собственные требования.,
Клиент получил от нас основные характеристики этих продук-
тов и координаты фирм-разработчиков. В дальнейшем без повторной консультации он сделал свой выбор (мы специально позвонили
ему, чтобы узнать, как дела) и остался им вполне доволен. На са-
мом деле клиент не обладал подробной информацией о рынке и по-
лагал, что существует особое решение для его конкретного случая.
Когда же он убедился, что такого тиражируемого решения дей-
ствительно нет (а не он об этом не знает), то проблема выбора
была легко решена.

На самом деле в подобных случаях консультант выступает ско-
рее в роли маркетолога, снабжая своих клиентов объективной ин-
формацией по рынку программного обеспечения. Довольно часто
нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда эту информацию
запрашивают по телефону, факсу, электронной почте. Любопытно,
что ни один из звонивших или писавших нам даже не осведомился
о том, сколько такая услуга может стоить. А зря. В принципе такие
запросы могли бы стать нормальной практикой, если бы в России
уже была в достаточной степени развита культура оплаты информа-
ционных услуг. К сожалению, пока информация (пусть даже обра-
ботанная и структурированная) не воспринимается большинством
российских менеджеров как товар, имеющий и свою себестоимость,
и свою цену, поэтому часто приходится прибегать к уловке, прода-
вая во время консультации клиента информационные услуги. Это
невыгодно обеим сторонам, так как на личное общение уходит вре-
мя и консультанта, и клиента, а консультация стоит дороже, чем
информация. Однако преодолеть психологические барьеры доволь-
но-таки сложно.

ВЫБОР СИСТЕМЫ БЕЗ УЧАСТИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ

В принципе при выборе автоматизированной системы совсем
не обязательно участие консультантов. Нужно только взвешенно
и трезво подходить к этому вопросу и заранее сформулировать для себя важные критерии. Основной критерий выбора системы — ее
функциональная полнота. Система должна автоматизировать все
основные операции учета на предприятии, а также, возможно,
некоторые специфические операции, характерные для конкрет-
ных типов предприятий (банков, торговых, страховых, посредни-
ческих компаний, промышленных предприятий и т.д.). Большин-
ство предлагаемых на российском рынке систем автоматизации
имеют приемлемую функциональную полноту. При этом на пер-
вый план выходят другие параметры оценки системы.

Исходя из логики системного анализа, можно достаточно лег-
ко сформулировать ряд критериев выбора системы автоматизации
для предприятия. Эти критерии являются глобальными, т.е. го-
дятся практически для всех случаев. Существуют и локальные
критерии, достаточно специфичные для каждого типа предприя-
тий, которые мы здесь рассматривать не будем. Итак, пять правил
выбора информационной системы.

Правило 1. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНОЙ.

Важнейший критерий выбора системы — это возможность по-
нимания принципов ее работы конкретным бухгалтером или дру-
гим специалистом. Очевидно, что после изучения рекламного про-
спекта или просмотра демонстрационной версии программы на
условном примере фирмы-разработчика нельзя получить полное
представление об ее возможностях. Необходимо вникнуть в систе-
му, «почувствовать» ее.

Для достижения этой цели лучше всего попробовать начать
работать с программой «с нуля» на своем собственном небольшом
примере. Этот пример должен быть подготовлен заранее и в него
следует включить все основные типы операций.

Очевидно, что солидная фирма-разработчик должна достаточ-
но легко согласиться на подобное тестирование, а вот заявления
типа «сначала купите, потом тестируйте» должны насторожить.
Если автоматизация важнейших участков учета на собственном
примере при помощи выбранной системы идет успешно и техноло-
гия выполнения всех операций не вызывает трудностей, можно
считать, что система в целом понятна пользователю.

Правило 2. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ.

Следующий важный момент при выборе системы — удобный
интерфейс с пользователем. Сегодня в России среди реально рабо-
тающих на предприятиях менеджеров можно встретить и бывше-
го профессионального программиста, и бывшего школьного учи-
теля словесности. Люди различаются по возрасту, квалификации, стажу работы и многим другим параметрам. Кто-то только начи-
нает работать на компьютере, а кто-то уже делает это много лет.
Именно поэтому нельзя говорить о том, что данная система удоб-
на для работы в целом.

Выбираемая система может считаться удобной только тогда,
когда она удобна для конкретного человека. Именно он определя-
ет степень удобности той или иной автоматизированной системы
и эта оценка должна быть решающей.

Так как все люди разные, то и оценки комфортности работы с
той или иной системой у них неодинаковые. Одни (в первую оче-
редь, пожилые и неискушенные пользователи) скорее всего выбе-
рут простую и понятную систему, а сложную работу захотят сделать
вручную. Другие (более молодые и уже знакомые с компьютером)
предпочтут пусть и сложную в эксплуатации систему, зато с боль-
шими функциональными возможностями. Не исключен и путь по-
степенного усиления системы по мере роста компьютерной квали-
фикации специалиста. Зато противопоказан обратный подход: «ку-
пим сложную систему, а людей потом научим». Такое решение
может привести к настоящей катастрофе, и виноват в этом будет не
исполнитель, а тот начальник, который ему эту систему навязал.

Довольно распространен еще один неверный подход к автома-
тизации на предприятиях: подбор персонала под систему. Часто
можно встретить рекламу типа: « ... требуется специалист, умею-
щий работать в системе ...». А как до приема на работу проверить
реальные знания кандидата? Как узнать, будет ли данная система
удобна в его работе? При поступлении на должность кандидат ска-
жет что угодно, а дальше начнутся проблемы. Итак, система под-
бирается под человека и должна быть удобна для него.

Правило 3. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ НАДЕЖНОЙ.

Проблему надежности системы автоматизации нужно прежде
всего правильно понимать. В принципе любая система ненадежна,
так как компьютер воспринимает абсолютно одинаково и милли-
оны долларов, и копейки: любая информация для компьютера не
более чем последовательность электрических сигналов или, если
перевести на язык информатики, нулей и единиц. Программа, если
она хоть как-то тестирована (впрочем, известны случаи, когда на
рынок выбрасывались системы, вообще неспособные отличить сим-
вольную информацию от числовой), будет защищать Вас от грубых
ошибок. Однако, это не означает, что в системе предусмотрены так-
же интеллектуальные средства анализа и защиты информации.
Как же следует оценивать выбираемую систему с позиций надеж
ности? Эта задача распадается на три самостоятельных части.

Во-первых, система должна отслеживать все виды случайных
ошибок, нарушающих ведение учета. Например, абсолютно недо-
пустима «полупроводка», когда сумма проводится по дебету одно-
го счета и не отражается по кредиту другого. Или наоборот. Не
должно быть разночтения курсов иностранных валют к рублю в
течение одного дня и т.д.

Во-вторых, в системе должны быть предусмотрены средства
защиты от случайной или намеренной порчи информации. Ины-
ми словами, система обязана либо проинформировать вас о воз-
можности потери информации, либо отказаться выполнять запре-
щенную операцию. Кроме того, желательны средства защиты от
несанкционированного доступа.

Наконец, система должна быть устойчива к сбоям и поломке
оборудования. Здесь возможны разные решения: автоматическое
сохранение базы данных в процессе работы, обязательная выгруз-
ка копии на дискеты или стример, специальные средства восста-
новления данных. Важно, чтобы эти средства существовали и ра-
ботали.

Оценку надежности системы, как и ее понятности, лучше все-
го проводить при помощи собственного тестирования. Попросите
разрешить вам самостоятельно поработать с системой и попробуй-
те несколько раз «ошибиться». В зависимости от результатов тес-
та можно сделать первые выводы о надежности системы. Не менее
важно задать представителю фирмы-разработчика вопрос о на-
дежности и попросить продемонстрировать реакцию системы на
ошибку или сбой на примере (лучше подготовленном Вами). Отказ
разработчиков от такой демонстрации позволит сделать необходи-
мые выводы, а в случае согласия вы все увидите сами.

Правило 4. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ АДЕКВАТНОЙ.

Как уже отмечалось, переходная экономика характеризуется
обилием изменений в правилах бухгалтерского учета и отчетнос-
ти. В этих условиях приобретаемая автоматизированная система
достаточно быстро может оказаться неадекватной текущему поло-
жению дел. Возможны два пути решения этой проблемы.

Первый путь является достаточно традиционным: фирма-раз-
работчик готовит новую версию системы и заменяет ей старую.
Ключевые моменты такой технологии: стоимость обновления вер-
сии, понятность и надежность новой версии, способ поставки но-
вой версии пользователю, частота смены версий.

Солидные компании заботятся о своих клиентах, что выража-
ется в развитой системе скидок на замену версий (upgrade), свое-
временной подготовке адаптированных руководств пользователя системы, обеспечении телефонных консультаций по «горячей ли-
нии» и т.д. Слабые разработчики эти услуги обеспечить не могут,
и их клиенты часто «зависают», так как не могут использовать
уже неадекватную реальной жизни систему.

Второй путь предполагает настройку системы в соответствии текущими требованиями. Это означает, что система изначально разрабатывается как легко адаптируемая, мобильная и гибкая.
Такой подход к разработке требует создания в системе определен-
ной избыточности функциональных возможностей, что делает ее
несколько более сложной при эксплуатации. Позитивным при та-
ком методе внесения изменений в систему является отсутствие
частой смены версий, а негативным — усложнение работы бухгал-
тера с компьютером ввиду необходимости самостоятельной настройки системы.

Есть еще одно решение, смысл которого заключается в посто-
янном или периодическом сопровождении системы со стороны
работников фирмы-разработчика. Для этого в структуру постав-
ляющей систему компании включаются выездные бригады кон-
сультантов или создаются филиалы в наиболее важных регионах.

Как правило, работа специалистов разработчика на выезде стоит весьма дорого и может значительно превышать стоимость самой, компьютерной программы, поэтому перед решением о приобретении системы с сопровождением целесообразно произвести расчет
всех будущих затрат.

Правило 5. РАЗРАБОТЧИК ДОЛЖЕН БЫТЬ СОЛИДНЫМ.

Очень опасно приобретать систему у несолидной фирмы: это может привести к настоящей катастрофе! Оценка солидности фирмы по обилию рекламы или активности на выставке не всегда может оказаться правильной, поэтому представляется целесообраз-
ным перед визитом в компанию, поставляющую на рынок пригля-
нувшуюся вам по другим характеристикам систему, собрать о ней
дополнительную информацию. Выделим несколько критериев
оценки солидности фирмы-разработчика:

— стаж работы фирмы на рынке;

— количество проданных копий или успешных случаев внедрения системы (всего и за последний год);

— цена системы (очень низкие и очень высокие цены одинаково опасны);

— наличие или отсутствие поддержки системы, виды поддер-
жки («горячая линия», консультации в офисе фирмы, выез-
дные консультации, собственные службы внедрения и т.д.);

— наличие или отсутствие учебных центров;

— отзывы пользователей, уже купивших эту систему;

— другая деятельность фирмы.

Используя перечисленные выше правила (а, может быть, свои
собственные критерии оценки фирм-разработчиков и их программ-
ных продуктов) можно самостоятельно выбирать систему автомати-
зации. Как уже отмечалось, информацию по системам можно полу-
чить на специализированных выставках и семинарах, презентаци-
ях компаний, непосредственно при визите в компанию,
поставляющую на рынок системы.

КОНСУЛЬТИРУЕТ КОМПЬЮТЕР

Как не парадоксально, но сегодня можно проанализировать
большинство предложений на рынке программ, даже не выходя из
дома или из офиса с помощью Интернет. Сегодня Интернет актив-
но используется многими компаниями для передачи информации
о своей продукции и приглашений к сотрудничеству. Данный спо-
соб работы с клиентами не просто расширяет такие традиционные
способы связи, как печатную и телевизионную рекламу, но и обес-
печивает двустороннее общение.

Наиболее дальновидные компании применяют Интернет для
повышения эффективности всех аспектов своего бизнеса. На этом
уровне Интернет становится глобальной деловой сетью, объединя-
ющей сотрудников предприятия, его клиентов, партнеров, постав-
щиков, производителей и участников сети продаж. При этом объе-
динение сетью сотрудников одного предприятия, обычно называ-
емое «Интранет», повышает эффективность их общения,
планирования работы, управления и обучения. Внешние соедине-
ния позволяют включить в информационный круг постоянных
партнеров: поставщиков, производителей и клиентов.

Являясь удобной рекламно-информационной площадкой для
многих компаний, Интернет представляет собой и удобный инст-
румент для организации мониторинга за интересующими рынка-
ми и анализа конкурентной среды. Такой подход позволяет заин-
тересованному лицу оперативно собрать подробную информацию
о программных продуктах различных разработчиков, ценах, ус-
ловиях поставки, оказываемых услугах и т.д. для последующего
анализа. При желании эту работу можно поручить специализиро-
ванным маркетинговым агентствам, активно присутствующим в
настоящее время в Интернет и осуществляющим комплексное об-
служивание своих клиентов.

Глава 3

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

Российские предприятия обладают рядом особенностей, которые самым тесным образом связаны с историей нашей страны, спецификой переходного периода, применяемыми концепциями ме-
неджмента. Место автоматизации в организационной структуре
большинства российских предприятий вне зависимости от сферы
их деятельности далеко не самое почетное. Даже в банках и торго-
вых компаниях к автоматизации бизнес-процессов часто относятся
как к делу второстепенному, вспомогательному, а на промышлен-
ных предприятиях такое отношение встречается сплошь и рядом.

Такая ситуация в сфере автоматизации сложилась еще в СССР, когда ВЦ, ИЦ и другие информационные службы находились при министерствах, ведомствах, предприятиях и считались чисто расходными подразделениями. В условиях рынка это совсем
не так, но изменить сложившееся отношение довольно сложно.
Поэтому совсем не удивительно, когда отдел автоматизации рас-
полагается в организационной структуре предприятия где-ни-
будь между столовой и гаражом среди вспомогательных подраз-
делений. Ниже будут рассмотрены некоторые социальные и пси-
хологические проблемы, возникающие на предприятиях в связи
с их автоматизацией.

ИНЕРЦИОННОСТЬ РУКОВОДСТВА

Часто автоматизация на предприятии находится в зачаточном состоянии из-за нежелания руководства что-либо менять в управ-
лении бизнесом. В первую очередь это касается малых и средних
предприятий с многолетними устойчивыми деловыми связями и
слабой степенью диверсификации деятельности. Не секрет, что в
современной России даже после десяти лет реформ деятельность
многих предприятий осуществляется на основе старых принци-
пов — через знакомых на основе личного доверия друг другу. Ос-
новная проблема бизнеса на таких предприятиях заключается не в том, как оптимально организовать бизнес внутри компании,
а ведь именно здесь в первую очередь и нужна автоматизация.

Пример 7.

Московская компания Е. занимается торговой деятельнос-
тью, осуществляя оптовые поставки одежды в регионы Сибири и
Дальнего Востока. Ассортимент продукции не очень широкий, все
партнеры в регионах известны годами. В фирме вообще нет ни
одного компьютера, платежные документы для банка готовятся
на пишущей машинке, а накладные и другие документы по това-
рам выписываются вручную. Руководители компании не хотят
ничего менять, так как качество бухгалтерии и торгового учета
их пока вполне устраивает.

Казалось бы, приведенный пример — дикость для Москвы
2000 года, но на самом деле подобных компаний много и в Моск-
ве, и в регионах. Для фирм с узкой сферой бизнеса, с небольшим
документооборотом и малым числом партнеров автоматизация не
является пока необходимой. Пусть неудобно печатать «платеж-
ку» вручную, но ведь время терпит. Пусть муторно считать баланс
на калькуляторе, но не покупать же ради двух-трех дней в кварта-
ле компьютер и еще какие-то программы. Примерно так рассуж-
дают руководители указанного в примере типа, и переубедить их
довольно сложно. При этом практически неважно — есть ли в
фирме деньги на автоматизацию или их нет.

С позиций психологии в этих случаях мы имеем дело с флегма-
тиками — людьми с весьма инерционным мышлением. Для «рас-
качки» подобного контингента потенциальных потребителей нуж-
ны особые маркетинговые усилия, которые пока не очень видны на
российском софтверном рынке. Видимо, пройдут еще годы, пока
вырастет общая компьютерная культура в стране, и только тогда
начнут исчезать из бизнеса подобные фирмы и руководители.

Часто инерционность проявляется в менее гротескных формах,
чем в приведенном выше примере. Многие руководители не жела-
ют что-либо менять в области автоматизации просто из-за того, что
любая перестройка учета требует определенных усилий со стороны
самого руководителя, а именно это ему делать не хочется.

Пример 8.

Компания К. (г. Казань) реализует туристические и сана-
торные путевки. Компания работает устойчиво, бизнес посте-
пенно растет. Несколько лет назад при создании фирмы было
куплено три компьютера и программное обеспечение, была созда-
на локальная сеть. За время работы появились и новые потребно-
сти в учете и отчетности, и новые компьютерные программы,
способные эти потребности удовлетворить. Но на фирме в сфере автоматизации изменений нет. Бухгалтер компании (50 лет) прикладывает массу усилий и постоянно изобретает все новые способы для адаптации старой программы к новым условиям работы,
но категорически отказывается заменить существующую инфор-
мационную систему на более современную. В то же время руководитель
фирмы (45 лет) признает, что неплохо бы улучшить инфор-
мационное обслуживание в компании (ряд документов пока выписывается вручную), однако не понимает, как это сделать быстро
и без особых затрат и усилий со стороны персонала.

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

И люди, и компании делятся на открытые и замкнутые. Вто
рые даже изобрели специальный термин «самодостаточность»,
под которым понимается полная удовлетворенность собственной
точкой зрения, стремление к полному обеспечению своего бизнеса,
собственными силами. Разумно ли это? История доказывает, что
замкнутые сообщества в принципе недееспособны, путь их лежит
через деградацию к гибели. Напротив, открытые системы обычно
развиваются именно в силу своей открытости посредством обще
ния с другими системами, обмена знаниями, опытом, технологи
ями. Однако в СССР многие годы насаждались условия строгой:
секретности и изолированности друг от друга целых отраслей, из
которых вышли многие сегодняшние руководители предприятий.
Поэтому для них сегодня более понятна замкнутость, чем открытость.

С точки зрения бизнеса самодостаточность может проявлять-
ся по-разному. Один из любимых принципов самодостаточного
человека (и, разумеется, руководителя) заключается в том, что,
все на предприятии делается собственными силами. Мы
уже кратко обсудили недостатки и достоинства собственных про
граммных разработок (купить или сделать?), однако важно под
черкнуть, что психология самодостаточных руководителей про-
сто не признает чужие решения. В этих случаях уже нет выбора,
по принципу «что выгоднее». Вместо него работает другой прин
цип — «хочу свое».

Пример 9.

Один наш знакомый в прошлом высококвалифицированный
программист, кандидат технических наук недавно был при-
нят на работу в крупную российскую компанию, где за хорошее
жалование пишет достаточно простые программы-приложения для автоматизации отдельных участков торговой деятельнос-
ти. В то же время на рынке есть немало предложений промыш-
ленно разработанных систем («1С:Торговля», серия «БЭСТ» и
другие), обладающих по сравнению с продукцией нашего знакомого-
большей функциональностью и в принципе подходящих для
автоматизации торговой деятельности этого предприятия.
Тем не менее, руководство держит в штате нескольких специа-
листов (наш знакомый не одинок), которые старательно изоб-
ретают свой «велосипед» вместо того чтобы воспользоваться
чужим «автомобилем».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция Основные понятия. Состав и структура аис

    Лекция
    В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфораторы в качестве устройств ввода данных,
  2. Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Специализация «Программная инженерия»

    Программа дисциплины
    Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. Интернет-Университет Информационных технологий.
  3. Конспект лекций для специальности «Прикладная информатика в экономике» (1)

    Конспект
    Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен.
  4. Тема Классификация информационных систем

    Документ
    Классификация – это система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства.
  5. Лекция 1/1 Основы телекоммуникаций и компьютерных технологий

    Лекция
    Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информа­ции. Чтобы быть востребованным, человек должен обладать ин­формационной культурой, т.

Другие похожие документы..