Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Производство сборных деревянных домов из массивных панелей по технологии MASSIV-HOLZ-MAUER, изготовление стандартных изделий и конструкций для дерев...полностью>>
'Урок'
Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и со...полностью>>
'Техническое задание'
История Ямала, подобно её неповторимой природе, уникальна и самобытна. Путь развития территории был долог и своеобразен: от обозначения на средневеко...полностью>>
'Книга'
Он запер их на задвижку. Сплюнул. Пошел к машине. Уранов и Рутман вылезли из кабины. Открыли дверь багажника. На полу внедорожника лежали двое мужчин...полностью>>

Темы лекций: Классификация и виды ис, способы автоматизации. Для позготовки следует ознакомиться со следующим материалом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОНСАЛТИНГ

Развитие информационных технологий на предприятии тесно
связано с проблемой привлечения внешних специалистов для кон-
сультаций по вопросам создания концепции информационного
обеспечения, разработки требований к программным комплексам и
отдельным функциональным блокам, сравнительного анализа про-
дукции различных поставщиков, определения сроков и этапов ав-
томатизации. Естественно, что процессы создания информацион
ной системы волнуют в первую очередь те предприятия, на которых
еще нет внутренних развитых информационных подразделении.
Как правило, процессы реорганизации управления и построения
информационной системы идут на таких предприятиях одновре-
менно, поэтому роль консультанта не сводится к чисто информаци-
онным проблемам. Иными словами, от консультанта хотят всего и
сразу, а он может дать постепенно и по частям. Рассмотрим сначала
некоторые общие принципы использования консультационной
поддержки при принятии решений с учетом некоторых специфи-
ческих российских особенностей.

КОНСУЛЬТАНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ: БРЕМЯ ИЛИ БЛАГОМ

В условиях переходной экономики резко обостряются все внут-
ренние проблемы предприятия: несовершенство структуры управ-
ления, слабость отдельных руководителей, несогласованность в
принятии решений, недостаточность или отсутствие маркетинга и
рекламы, неоптимальность ведения бухгалтерского учета и мно-
гие другие. Вполне естественно, что руководители предприятия
проявляют беспокойство и стремятся быстро улучшить ситуацию
за счет проведения более или менее глобальной перестройки уп-
равления, маркетинга, бухгалтерского учета. Для достижения
этой цели часто приглашают внешних специалистов (консультан-
тов, советников, экспертов), однако эти люди далеко не всегда по-
могают предприятию выжить, а зачастую даже приносят вред.
Попробуем понять: нужны ли вообще предприятию консультанты и если нужны, то какие и зачем.

«ВРАЧИ» И «ШАРЛАТАНЫ»

Внешний консультант (далее просто консультант) приглаша-
ется для лечения «болезней» предприятия и в каком-то смысле
подобен врачу, исцеляющему болезни человеческого организма.
В консалтинге, как и в медицине, есть своя специализация, по-
этому управленец, маркетолог и аудитор не заменяют друг дру-
га. Грамотный консультант должен, разумеется, иметь представ-
ление о смежных областях, но вряд ли обязан знать тонкости и
детали «чужого» ремесла.

В консалтинге, как и в любой другой сфере деятельности,
встречаются и честные, и непорядочные люди. Среди предлагаю-
щих свои услуги господ и дам есть и дилетанты, и высокие профес-
сионалы. Как же отличить настоящего «лекаря» от надувающего
щеки шарлатана? Единого рецепта нет, но существует несколько
достаточно общих принципов предварительной оценки приглаша-
емого специалиста.

При прочих равных условиях разумнее приглашать консуль-
танта из известной фирмы: слабых специалистов там просто не
держат. Однако при ограниченном бюджете на консультационные
услуги такой мастер может оказаться не по карману. В этом слу-
чае придется довольствоваться консультантом из менее известной
компании или независимым специалистом. В последнем случае
выбор надо производить особенно тщательно, так как приличный
консультант вполне способен создать под себя хотя бы минималь-
ную структуру.

Представляется целесообразным заранее узнать, в какой имен-
но сфере специализируется данный консультант, есть ли у него
уже удачные работы. Здесь снова четко прослеживается связь с
медициной: ведь шарлатаны берутся за лечение любых болезней
даже без постановки предварительного диагноза. Немаловажно
также изучить послужной список вашего консультанта (хотя бы
за последние год-два), получить отзывы с прежних мест его дея-
тельности.

Пример 4.

В «Ламинфо» обратилась компания К. (200 сотрудников, ло-
кальная сеть на 6 рабочих мест), желающая заменить имеющую-
ся автоматизированную бухгалтерскую систему на более совре-
менный аналог, включающий ряд функций по поддержке управле-
ния бизнес-процессами. Во время первичной консультации (2 часа)
представители компании К. больше говорили, чем слушали. При
этом наши гости оперировали специальными терминами типа «клиент-сервер», «трехзвенная архитектура» и т.д., хотя про
филь их компании парфюмерия, а специального компьютерного
образования у них не было. Нас это удивило. Позже выяснилось,
что компания К. уже консультировалась в другом месте, где и по-
лучила «образование» по современным компьютерным технологи-
ям. Правда, выучив несколько новых слов, сотрудники компании
К. так и не добились практического совета. Именно это послужило
поводом для визита в «Ламинфо».

В дальнейшем мы смогли им помочь подобрать подходящую
систему, но для этого потребовалось время на сбор и анализ ин-
формации о самой компании (круг предполагаемых для решения
задач, объем документооборота, уровень подготовки кадров и
т.д.). Первые же консультанты просто получили гонорар за пе-
редачу объективных, но совершенно бесполезных клиенту зна-
ний. Можно ли их в этом обвинять? С одной стороны, да, так как
сразу было понятно, что без экспертизы компании-клиента по-
мочь нельзя, а такой работой первые консультанты не занима-
лись. А с другой, раз клиент сам не знает, что хочет, то почему
бы его не поучить (во всех смыслах)?

Весьма значимые параметры выбора — возраст и образование
консультанта. Одинаково опасны и слишком молодые (неопыт-
ность), и пожилые (трудно меняющиеся стереотипы) специалисты.
По мнению авторов, лучшими консультантами могут быть люди в
возрасте от 35 до 50 лет. Для консультанта необходимо наличие
базового образования. Ученая степень или звание совсем не обяза-
тельны, но если они есть, то это скорее плюс. И еще один параметр:
публичная активность (книги, статьи, лекции, участие в семинарах
и конференциях) позволяют с большей степенью точности оценить
потенциал консультанта. В противном случае процесс выбора совет-
ника сопоставим с покупкой «кота в мешке».

РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА

Многие руководители предприятий наивно полагают, что при-
глашенный специалист сравнительно легко и быстро решит боль-
шинство их проблем. Это отнюдь не так. Для того чтобы от визита
или работы консультанта появилась ощутимая польза, к его появ-
лению нужно серьезно готовиться. Недаром опытные консультан
ты заранее запрашивают перечень необходимых для их работы до
кументов, справок и иных сведений.

Следует отдавать себе отчет, что консультант для предприятия
человек чужой, что все анализируемые им беды и проблемы для него не более чем предмет работы. Консультант не решает и не уп-
равляет: он лишь исследует и помогает. Следовательно, вся ответ-
ственность за правильность принятых решений ложится на плечи
все того же руководителя предприятия и именно ему решать — сле-
довать ли советам или их отклонить, менять что-либо или оставить
все по-старому.

Пример 5.

В «Ламинфо» обратилась компания О. с просьбой помочь в со-
здании региональной дилерской сети. Работа была разбита на
три этапа: обследование компании (месяц), разработка концеп-
ции региональных продаж (2 месяца), практическая реализация
концепции (3 месяца). Первые два этапа прошли отлично, так
как от руководства компании О., как казалось самим руководи-
телям, не требовалось ничего, кроме выплаты гонораров и про-
смотра отчетов.

На самом деле к работе в регионах нужно было готовиться за-
ранее. В концепцию регионального сбыта, утвержденную, но не
осознанную, директором компании О., была заложена идея созда-
ния мобильной группы сотрудников для поездок по регионам и де-
монстрации продукции на месте. На словах руководством компа-
нии О. утверждалось, что специалисты есть и проблем с мобиль-
ной группой не будет. Однако на деле при первой же потребности
выехать в регион и мы, и руководство компании О. столкнулись с
жестким сопротивлением сотрудников, не желающих ездить по
командировкам при прежних условиях оплаты труда. К новым
условиям оплаты не было готово само руководство. Да и имеющи-
еся сотрудники были плотно заняты другой работой.

В качестве альтернативы нами было предложено создать
такую группу из новых людей. Более того, предлагались вполне
подходящие кандидатуры с опытом подобной работы, в анке-
тах которых имелись утвердительные ответы на вопрос о ко-
мандировках. Однако руководство компании О. предпочло пре-
кратить эксперимент, расстаться с консультантами и свер-
нуть программу регионального сбыта. Неудача консалтинга в
этом примере состоит, на наш взгляд, в нежелании руководи-
телей компании О. серьезно и ответственно анализировать
прелагаемые идеи.

Таким образом, консультант играет роль своеобразного зерка-
ла, в котором руководитель видит отражение своих тревог, сомне-
ний, идей. Внешний специалист помогает руководителю лучше
понять ситуацию за счет нового понимания старых проблем. Для
этого консультант проводит свой собственный анализ на базе других, отличных от традиционно принятых на предприятии методик и знакомит руководителя с результатами этого анализа.

Место консультанта — рядом с руководителем предприятия
или, если речь идет о каком-либо отдельном подразделении (мар-
кетинг, бухгалтерия), рядом с руководителем этого подразделе
ния. Перекладывание обязанностей общения с консультантом на
низовых исполнителей означает на деле впустую потраченные
время и деньги. Сказанное не означает, что руководитель должен
бросить все свои дела и лишь наслаждаться общением с консуль
тантом. Речь идет о том, что руководитель или замещающее его;
лицо, наделенное необходимыми полномочиями, должны быть
доступны для консультанта в разумные сроки и на достаточное
время.

ВИДЫ РАБОТ И ОПЛАТА ТРУДА

Не претендуя на исчерпывающую полноту вариантов, выделим
несколько типовых видов консалтинговой деятельности: соб
ственно консультацию (первичную или повторную), экспертизу,
исследование и обследование.

Консультация — кратковременная (в пределах нескольких ча-
сов) работа, при проведении которой решается достаточно ограни-
ченный круг заранее подготовленных заказчиком вопросов. Кон-
сультирование может осуществляться как в офисе исполнителя,
так и у заказчика. При первичной консультации второй вариант
предпочтительнее, так как заранее неизвестно, какие сведения
понадобятся консультанту. Цель консультации — быстрый ана-
лиз узкого круга вопросов и выработка нужных рекомендаций.

Консультации могут проходить по разным схемам («вопрос - ответ
», «проработка сценариев», «мозговой штурм» и т.д.) и с разным:
числом участников. Оплата консультаций как правило почасовая,
однако при консультировании иногородних клиентов на практике
применяются и другие схемы оплаты.

Экспертиза — сложная комплексная работа, на выполнение
которой необходимо несколько дней или недель. В зависимости от
целей и задач экспертизы к ней могут быть привлечены специали-
сты различных профилей деятельности (аудиторы, маркетологи,
социологи, психологи и т.д.). Цель экспертизы — глубокий ана-
лиз отдельных проблем предприятия с выработкой рекомендаций
по стратегии и тактике проведения реформ.

Оплата экспертизы может производиться по контракту (фиксированная или плавающая сумма за определенный объем или определенное время работы) или рассчитываться исходя из часо-
вых (дневных) тарифных ставок отдельных специалистов.

Исследование — сбор, обработка и анализ информации по за-
данной теме с целью получения ответа на заданные вопросы. Ис-
следование — достаточно однородная работа, которая может быть
выполнена одним специалистом или группой однопрофильных
специалистов.

Обследование — полное и всестороннее изучение предприятия
группой специалистов с целью выработки стратегических реше-
ний по реорганизации его деятельности. Обследование может за-
нять несколько месяцев. Формы и методы оплаты здесь весьма
индивидуальны для каждого конкретного случая.

Подведем итог. Не претендуя на новизну, мы рассмотрели некоторые общие проблемы консалтинга в современных российских условиях. В це-
лом можно сделать вывод, что консультирование может быть очень
полезно только в случае удачного выбора консультанта, правильно-
го и четкого определения его целей и задач, готовности руководства
предприятия к плотному сотрудничеству с консультантом, способ-
ности руководителей спокойно воспринимать критику.

ВЫБОР СИСТЕМЫ С УЧАСТИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ

Теперь перейдем непосредственно к основной теме главы—
использованию консультантов при решении проблем информацион-
ного обеспечения предприятия. Первый и весьма важный вопрос зак-
лючается необходимости определиться, на какой стадии нужно при-
влекать консультанта. Здесь возможно несколько вариантов: можно
использовать знания и опыт консультанта непосредственно в выборе
наиболее подходящего программного комплекса или, что тоже нема-
ловажно, наиболее подходящей фирмы-разработчика; можно при-
гласить его непосредственно при выборе системы для определения
оптимальной конфигурации компьютеров и программ, архитектуры
сети и т.д.; можно обратиться к консультанту после выбора системы
для решения задач ее внедрения и адаптации и, наконец, можно ис-
пользовать консалтинг сразу на всех стадиях выбора. Попробуем
разобраться, чем и как могут помочь консультанты.

Статистика «Ламинфо» показывает, что 80% посетителей об-
ращаются к нам тогда, когда информационная система уже куп-
лена и отчасти внедрена. Именно на этой стадии возникают про-
блемы с эксплуатацией программ и их обслуживанием местным
персоналом, организационные и информационные нестыковки,
сбои и ошибки при обработке информации. На наш взгляд, гораздо полезнее получить объективную информацию о предложения
систем и их технико-эксплуатационных характеристиках еще до выбора (и, тем более, покупки) системы.

Наш опыт показывает, что посетители далеко не всегда готов четко и ясно изложить свои проблемы. Это объясняется рядом
объективных факторов, важнейшим из которых является нечет-
кость постановки задачи информатизации предприятия. Если при
проведении юридической консультации или аудита цели и задачи
сформулированы достаточно конкретно, то в случае информаци-
онной системы приходится довольствоваться набором весьма абст
рактных пожеланий.

Мы оставим в стороне серьезные формы сравнительного анали-
за систем с участием внешних консультантов (тендеры, конкурсы
и т.д.), так как эти виды деятельности касаются в основном очень
крупных информационных проектов, число которых неизмеримо:
меньше, чем общий список автоматизируемых предприятий. По
пробуем пока понять, как в кратчайшие сроки (несколько часов),
при сравнительно небольших затратах средств можно реально по-
мочь клиенту в выборе системы.

Для экономии своего времени и денег клиентов в «Ламинфо»
была разработана карточка посетителя (Рис.1), в которой в кон-
центрированном виде отражаются основные сведения о клиенте,
его проблемах и потребностях. Представляется, что подобного,
рода документ весьма полезен при проведении первичной кон-
сультации, которая по сути дела служит лишь для более четкого
понимания клиентом собственных информационных проблем и
снабжения клиента необходимой информацией по фирмам-раз-
работчикам и программным продуктам. На самом деле, для по-
лучения такой информации вовсе не обязательно идти к консультанту, но об этом ниже.

Во время беседы с клиентом проясняются и уточняются отдельные позиции. Вся эта информация фиксируется в карточке, которая заполняется в двух экземплярах: один экземпляр остается у консультанта, а другой выдается клиенту. В дальнейшем при повторном обращении не придется начинать все сначала. Практика показывает, что многим клиентам достаточно единственной кон-
сультации для понимания своих проблем и определения четкой
позиции по вопросу автоматизации.

Тема

Позиции темы

Информация посетителя

Организация

Контактное лицо

Ф.И.О.

Должность

Уровень компетенции

Координаты

Адрес

Телефон

Факс

Е-mail

Интернет

Цель посещения

Выбор системы

Внедрение системы

Замена системы

Другое

Особенности функционирования
предприятия

Профиль работы

Филиалы

Удаленные офисы

Удаленные склады

Зарубежные партнеры

Другое

Состояние парка компьютеров
и используемые программы

Сеть

Компьютеры

Программы

Персонал

Проблемы автоматизации

Требования к системе

Что смотрели и как оценивают

ПАРУС

БЭСТ

ГАЛАКТИКА

ИНФИН

Другое (указать)

Финансовые возможности

Сроки

Рекомендовано

Рис.1. Карточка посетителя ЗАО «Ламинфо» (первичная консультация)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция Основные понятия. Состав и структура аис

    Лекция
    В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфораторы в качестве устройств ввода данных,
  2. Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Специализация «Программная инженерия»

    Программа дисциплины
    Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. Интернет-Университет Информационных технологий.
  3. Конспект лекций для специальности «Прикладная информатика в экономике» (1)

    Конспект
    Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен.
  4. Тема Классификация информационных систем

    Документ
    Классификация – это система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства.
  5. Лекция 1/1 Основы телекоммуникаций и компьютерных технологий

    Лекция
    Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информа­ции. Чтобы быть востребованным, человек должен обладать ин­формационной культурой, т.

Другие похожие документы..