Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В настоящее время в России проводится несколько различных видов олимпиад, в названии которых так или иначе упоминается информатика. Поэтому прежде все...полностью>>
'Документ'
Известно, что работа, проводимая в свете адекватной теории, всегда будет весьма продуктивной. Подтверждением этому может быть открытие Л.Пастером мик...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальн...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре конституционного права и прав человека Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава)

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

СТУДЕНТА III КУРСА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302.65 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Москва

2008

Академический календарь студента III курса

Факультет клинической психологии. М., МГМСУ. 2008, 102с

Разработчики:

профессор Янушевич О.О.

академик РАМН, профессор Ющук Н.Д.

профессор Маев И.В.

профессор Ярыгин Н.В.

профессор Сирота Н.А.

доцент Фабрикант Е.Г.

доцент Пустовалов Д. А.

доцент Бузина Т.С.

Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих технологий в медицинском университете».

Данный академический календарь будет способствовать информированности студентов об особенностях их обучения в течение предстоящего учебного года. Он содержит фрагменты учебных программ по изучаемым дисциплинам, формы и ориентировочный график проведения текущего и итогового контролей теоретических знаний и практических умений, а также уровни изучаемых учебных дисциплин и приобретаемые при этом компетентности. В академическом календаре также имеется общая информация о деканате факультета и кафедрах, включая место их расположения, график работы и список контактных лиц. Мы надеемся, что данный календарь будет Вам полезен.

© МГМСУ, 2008

Модернизация высшего образования в России и Болонские преобразования

В настоящее время в России происходит модернизация высшего образования, в том числе и стоматологического. Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.

Некоторые направления начали активно развиваться в нашей высшей школе еще до подписания Болонской декларации. Так, в начале 90–х годов Россия предприняла шаги для введения системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях: бакалавриата и магистратуры. В 1994 году было утверждено введение в РФ системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров, наряду с традиционно готовящимися специалистами.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.) была расширена автономия высших учебных заведений, которая позволила внедрить систему кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета единиц трудоемкости как эффективного средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Эксперимент проводится на добровольной основе и к маю 2003 года число вузов, использующих (полностью или частично) систему зачетных единиц, составило более тридцати. В том же году была разработана и направлена во все вузы России Методика расчета зачетных единиц для российских вузов. Эта Методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS.

В настоящее время Минобразования и науки России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе нового Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Для обеспечения высокого качества обучения начата работа по созданию сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство образования и науки РФ прилагает усилия по разработке единых стандартов аккредитации учебного процесса в университетах Европейского Союза и высших учебных заведений России.

Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходит быстрыми темпами. В целом, сегодня российская система высшего профессионального образования готова к включению в Болонский процесс.

Российские медицинские вузы, предоставляющие возможность получения высшего профессионального образования, действуют в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В то же время, представляется вполне очевидной необходимость внесения ряда корректив в образовательный процесс нашего университета, которые сделают его более понятным для международных специалистов и сопоставимым по своим целям и содержанию учебных программ с зарубежными университетами. В этом случае мы получим равные с зарубежными коллегами права, а российские университеты будут еще более привлекательными для иностранных абитуриентов (сейчас в МГМСУ обучаются студенты из 47 стран мира).

При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской декларации необходимо сохранить лучшие традиции российской медицинской школы.

В рамках Болонской декларации поставлена задача по созданию Европейской системы образования. На текущий момент есть единое европейское образовательное пространство, однако полноценная система еще не существует, т.к. в странах Европы нет единой структуры высшего образования, единой системы оценки объема и качества знаний, умений и навыков, международных учебных программ и международно признаваемых дипломов.

В настоящее время правовую основу европейского образовательного пространства составляет принятая Советом Европы и ЮНЕСКО в 1997 г. «Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе». Эта конвенция подписана и ратифицирована Российской Федерации, поэтому в настоящее время перед нашей страной встает вопрос о разработке порядка признания отечественного документа об образовании. Этот порядок должен предусматривать способ определения академической и персональной квалификации.

Болонская декларация предполагает сохранение национальной системы образования, которая, однако, должна быть сопоставима по своим целям и принципам с единой европейской образовательной системой. В качестве объединяющих принципов предусмотрены: двухуровневая система высшего образования, введения системы зачетных единиц (ECTS), обеспечение сопоставимого качества образования. В настоящее время только начался процесс поиска соответствия отечественной системы образования европейской, что предполагает подготовку бакалавров и магистров по ряду специальностей, разработку приложения к диплому в системе ECTS, системы контроля качества образования.

Отечественная система высшего медицинского образования имеет давние традиции. Обучение трехуровневое: додипломный (базовый), послевузовский (интернатура, ординатура) и дополнительный (стажировка, усовершенствование, переподготовка). С учетом важных специфических особенностей высшего медицинского образования на сегодня нет разумных оснований к глобальному изменению общих принципов построения нашей национальной системы, тем более что сфера медицинского образования не упоминается ни в одном из документов Болонского процесса.

Различия между подходами к высшему образованию, определяемые Всемирным Фондом медицинского образования (ВФМО) и Болонской декларацией, касаются лишь отдельных вопросов структуры высшего медицинского образования, а рекомендации по подготовке специалистов по существу являются идентичными.

Международные стандарты базового медицинского образования имеют конструктивные отличия от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и неравнозначны отечественному понятию «основная образовательная профессиональная программа». Поэтому каждый вуз, стремящийся готовить квалифицированных и добросовестных врачей, обязан обеспечить освоение:

  • базовых биомедицинских, поведенческих и социальных наук;

  • общих клинических навыков;

  • навыков принятия решений;

  • коммуникационных особенностей;

  • медицинской этики.

Адрес: Москва, 3-й Крутицкий пер., д.11, 4 этаж

Телефон:(495) 671-74-65

Internet:

Описание факультета

Факультет клинической психологии МГМСУ предусматривает подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности 030302 «клиническая психология».

Квалификация – Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Подготовка клинических психологов на факультете регламентирована государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Декан факультета клинической психологии – доктор медицинских наук по специальности медицинская психология, профессор Наталья Александровна Сирота.

Заместитель декана факультета клинической психологии – кандидат психологических наук, Татьяна Сергеевна Бузина

График работы деканата (прием студентов)

Понедельник, Вторник, Среда с 1200 до 1500

На факультете ведется преподавание на 21 кафедрах:

62 – основные дисциплины

8 - практикумов

4 - практики

5 - дисциплин специализации

8 - элективов

6 – факультативов

Кафедра Анатомии человека

Анатомия ЦНС

Кафедра Биологии

Антропология

  • Факультативы:

Введение в генетику

Кафедра Иностранных языков

Иностранный язык

Кафедра Клинической психологии

  • Дисциплины

Базовые теории и методы психотерапии

Введение в клиническую психологию

Клиническая психология в экспертной практике

Личностные расстройства

Методы диагностики развития в норме и патологии

Методологические проблемы клинической психологии

Нейропсихология

Нейропсихология детского возраста

Основы психосоматики

Патопсихология

Психология аномального развития

Психология зависимости

Психология телесности

Психология реабилитации и восстановления ВПФ

Психология отклоняющегося поведения

Профилактика наркомании и алкоголизма

Учение о неврозах

  • Практикумы:

Практикум по патопсихологии

Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению

Практикум по психосоматике

Практикум по нейропсихологии

Практикум по детской клинической психологии

  • Элективы:

Психология совладающего поведения

Суицидология

  • Дисциплины специализации:

Специальные тренинги и супервизии

Мотивационное консультирование

Психология здоровья

Эмоционально-поведенческая коррекция

  • Практика:

Ознакомительная

Производственная

Научно-исследовательская

Кафедра Латинского языка и медицинской терминологии

  • Факультативы:

Латинский язык

Кафедра медицинской и биологической физики

Математика

Кафедра Медицинской информатики и менеджмента

Информатика и ЭВМ в психологии

Кафедра Медицины катастроф

Медицина катастроф

Кафедра Неврологии и нейрохирургии лечебного ф-та

Неврология

Кафедра Нормальной физиологии

Физиология ЦНС

Физиология ВНД и сенсорных систем

Психофизиология

Кафедра Общей психологии

  • Дисциплины:

Введение в профессию

Введение в общую психологию

Общая психология

Экспериментальная психология

История психологии

Зоопсихология и сравнительная психология

Психогенетика

Психология личности

Психодиагностика

Методологические основы психологии

Математические методы в психологии

Психология развития и возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Психология труда

Специальная психология

Методика преподавания психологии

Исследование личности: опросники и проективные методы

  • Практикумы:

Общий психологический практикум

  • Элективы:

Личностно-ориентированный тренинг

Методика личностного роста

Дифференциальная психология и психология индивидуального развития

Научные и интуитивные методы познания

Практикум по возрастной психологии и психологии развития

Культурно-исторический подход в психологии. Деятельный подход в психологии

  • Факультативы:

Психосемантика

  • Практика:

Педагогическая

Кафедра Патологической физиологии лечебного факультета

Общая патология

Кафедра Педагогики и психологии

Педагогика

Кафедра Пропедевтики внутренних болезней стоматологического факультета

Основы общей патологии

Клиника внутренних болезней

Диагностика и принципы лечения заболеваний внутренних органов

Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

  • Дисциплины:

Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

  • Практикумы:

Практикум по психологической коррекции и психотерапии

  • Элективы:

История психотерапии

  • Дисциплины специализации:

Психологическая коррекция аддиктивного поведения

Психологическое консультирование и терапия кризисных состояний

  • Практика:

Производственная

Кафедра Психиатрии и наркологии

Психиатрия

Психофармакология

Кафедра Русского языка

Русский язык и культура речи

Кафедра Фармакологии

Основы фармакологии

Кафедра Физического воспитания и здоровья

Физическое воспитание и здоровье

Кафедра Философии и биомедицинской этики

Отечественная история

Биоэтика

Философия

Социология

Культурология концепции современного естествознания

Кафедра ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития»

Основы здорового образа жизни

Организационные основы профилактики социально-значимых заболеваний

Все результаты учебной деятельности студента оцениваются на основе балльно-рейтинговой системы. Конкретный расчет баллов за отдельные контролируемые виды учебной работы разрабатываются каждой кафедрой индивидуально в соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе организации учебного процесса (см. приложение 1).

Начиная со второго курса, каждый студент выполняет курсовую работу.

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены, позволяющие выявить степень теоретической и практической подготовки к решению профессиональных задач.

На факультете осуществляется последипломная подготовка специалистов в виде очной и заочной аспирантуры, соискательства. В рамках последипломного образования на факультете проводятся тематические усовершенствования для клинических психологов и врачей; проводится обучение в рамках второго высшего образования.

Факультетом осуществляется интенсивная научно-исследовательская деятельность по следующим направлениям:

  • Профилактика, психотерапия и реабилитация социально-значимых расстройств

  • Психосоматика

  • Копинг-поведение

  • Внутренняя картина болезни

  • Психологический стресс

  • Детские кризисные состояния

Факультет осуществляет активную международную деятельность, поддерживая научные контакты с учеными из США, стран Европы, сотрудничает с международными организациями ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ и различными международными фондами.

На факультете активно функционирует научное студенческое общество; зимняя психологическая школа.

Факультет является участником международной программы подготовки студентов-волонтеров в области профилактики ВИЧ/СПИД и зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ. Ежегодно на факультете проводится подготовка волонтеров, осуществляется практическая работа в школах, супервизия ведущими специалистами, встречи с зарубежными коллегами и студентами, занимающимися волонтерской работой. Планируются стажировки студентов-волонтеров за рубежом.

По всем организационным вопросам учебной деятельности студентам рекомендуется обращаться в деканат.

Описание дисциплин, преподаваемых на III курсе

Кафедра клинической психологии

Общие сведения о кафедре клинической психологии

Заведующий кафедрой – профессор, д.м.н. Н.А. Сирота

Заведующий учебной частью – к.м.н. Т.В. Воробьева

Кафедра располагается по адресу: Варшавское ш., 170 Г,

Филиал НКБ № 17, 7-й этаж

Телефон: (495) 389-16-54

Особенности организации учебного процесса на кафедре: На кафедре клинической психологии преподаются 32 основные дисциплины специальности, из них 6 практикумов, 3 дисциплины специализации и специальный цикл тренингов и супервизии. Также на кафедре организованы 3 вида практики – ознакомительная, производственная, научно-исследовательская. Студентам предлагаются 4 элективных курса.

Студенты 3-го курса на кафедре клинической психологии изучают:

Базовые теории и методы психотерапии

Патопсихология

Нейропсихология

Практикум по нейропсихологии

Психология аномального развития

Психология реабилитации ВПФ

Нейропсихология детского возраста

Производственная практика

БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Цель и задачи дисциплины: усвоение студентами базовых теорий и методов психотерапии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ и теоретических проблем психотерапии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности различные теории, методы и приемы психотерапии, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.

Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.

Задачи дисциплины:

Обеспечить развитие у студентов коммутативной и психологической компетентности, коммуникативных навыков, а также усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • - Основные теоретические концепции и методы современной психотерапии в клинической психологии

  • Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы

  • Психотерапия при личностных расстройствах

  • Проблемы эффективности психотерапии. Критерии и методы ее оценки.

  • Этические основы психотерапии

  • Основные принципы и задачи различных направлений психотерапии

  • Проблемы психотерапии к клинической психологии

  • Сущность и цели психотерапии

  • Психотерапевтическое взаимодействие психотерапевта и пациента

  • Психотерапевтический процесс

  • Психотерапевтический контакт

  • Гуманистические личностно-профессиональные качества психотерапевта и их развитие

  • Развитие моральных и нравственных качеств специалиста

  • Создание эмоционально прочувственного отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», запускание в действие механизмов профессионального самосознания и самоисследования

Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Психотерапия. Ее цели, задачи и основные направления.

Раздел 2. Базовые теории и техники психотерапии.

Раздел 3. Виды психотерапии.

Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать и уметь использовать:

  • - Личностные и профессиональные качества эффективного психотерапевта.

  • Этические и правовые аспекты психотерапии.

  • Стадии и психотерапии и основные теоретические подходы.

  • Содержание работы психотерапевта.

  • Интердисциплинарный и интегративный характер психотерапии.

  • Взаимоотношения клинического психолога и пациента (клиента) в психотерапии.

  • Основные базовые теории и методы психотерапии. Их классификация и подходы.

  • Специальные вопросы и психотерапии (психотерапия в различных областях медицины: психиатрии и наркологии, в неврологии, в соматической медицине, в хирургии и стоматологии, психотерапия в детском, подростковом возрасте, в геронтологической практике).

  • Организационные вопросы и психотерапии.

  • Роль врача и клинического психолога в психотерапии.

Студент должен иметь навыки:

  • Овладения принципами и методами и методами психотерапии.

  • Обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода.

  • Составления обоснованного плана психотерапии.

  • Заключения психотерапевтического контракта.

  • Диагностики и оценки состояния пациента (клиента).

  • Анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии.

  • Узнавания сопротивления и реагирования на сопротивление.

  • Установления психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса).

  • Проведения начальной, средней и заключительной фаз психотерапии.

  • Навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения.

  • Критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии.

  • Контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии.

  • Узнавания и отделения от процесса психотерапии собственных психологических проблем.

Студент должен иметь представление о:

  • Индивидуальной и групповой психотерапии.

  • Основных направлениях современной терапии в том числе:

  • Психодинамической психотерапии (классическом психоанализе З. Фрейда,

  • динамической психотерапии, Юнгианской психотерапии, психотерапии по Адлеру, динамически ориентированном интегративном подходе, психотерапии, основанной на эмоциях, коммуникативном подходе к психоанализу и психотерапии, ограниченной во времени динамической психотерапии, краткосрочной психотерапии с использованием метода провоцирования тревоги, современных направлениях неопсихоанализа);

  • Гуманистической и экзистенциальной психотерапии (психотерапии, центрированной на клиенте, экзистенциально-гуманистической психотерапии, экспериенциальной психотерапии, гештальт-терапии);

  • Поведенческой психотерапии;

  • Когнитивной психотерапии;

  • Когнитивно-поведенческой психотерапии;

  • Системной семейной психотерапии;

  • Супружеской терапии;

  • Кататимно-имажинативной психотерапии;

  • Групповой психотерапии;

  • Гипнотерапии и эриксоновской терапии;

  • Аутотренинге;

  • Телесно-ориентированной терапии;

  • Арт-терапии;

  • Игротерапии;

  • Сказкотерапии;

  • Терапии искусством и творческим самовыражением;

  • Музыкотерапии;

  • Супервизии в психотерапии

  • Балинтовских группах

Формы промежуточного контроля:

Темы занятий

Вид контроля

Сроки

проведения

По всему курсу

тесты

17 неделя

Форма итогового контроля – экзамен. Проводится в зимнюю сессию в 3 этапа: тестирование, собеседование по вопросам и решение ситуационных задач.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (4)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (7)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (9)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (3)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  6. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (8)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..